Вы не зашли.
jurikssПо памяти ДАГМАР шел из Айнажи и вел на буксире 2 парусника. Немцы утопили все три судна так что ищите три врека. Шла долгая переписка о компенсации стоимости судна так как на его борту военный груз.
jurikss написал:
Оригинальное сообщение #63282
Сербино довольно большое судно. Из Риги оно следовало куда? Через Муху-Вяйн?
Шло в СПБ и везло на борту оборудование Мельграбенской верфи и части набора корпуса ЭМ типа Гогланд
Да через пролив.
Отпишите муну на рабочью личку.
Из Айнажи в Ригу?
jurikss На север. В Пярну.
Ув. не скромный да уже и не своевременный вопрос. А что вам известно о морском полку Айзаргов? ВЫ каких портах, поселках были его подразделения. Какова их общая численность и т.д. В своей книге мы упустили этот момент так как имеем только отрывочные данные о их наличии.
Вот немного ГУГЛил и зацепил преинтереснейший для узкого круга читателей материал.
Катастрофа на “Луге”
Чрезвычайное происшествие случилось в июле 1902 года на реке Луге. В то лето по реке ходил пассажирский пароход «Луга», принадлежавший действительному статскому советнику Дашкову.
По телефону 1-го июля: " В Петербурге получено известие о страшной катастрофе, происшедшей с пассажирским пароходом на р. Луге. 29-го июня в час дня со станции Преображенской отправился переполненный публикой пассажирский пароход по реке. Вблизи деревни Вязь, Лужского уезда, отстоящей от ст. Преображенской, Варшавской дор. в 30 верстах, пароход ударился носом о камень и так сильно, что в каких-нибудь 5 минут пошел ко дну. Находившиеся на палубе пассажиры и пароходная прислуга спаслись, а бывшие в каютах пассажиры потонули вместе с пароходом. Сколько погибло народа, - сказать в настоящее время трудно, но как предполагают, потонуло более 20 человек..."
Подвела надежда на «авось»
Пароход отличался крайне ненадежной конструкцией и был настолько неустойчив на воде, что плавание на нем сопрягалось с большой опасностью. Временами он зарывался в воду даже от собственного хода. В таком случае команда обычно поговаривала, что пароход «захлебывается».
Тем не менее, несмотря на это, начальник судоходной дистанции инженер Налегако разрешил рейсы этому злополучному пароходику, а заведующий инспекцией судоходства в бассейне Чудского и Псковского озер инженер Олехнович после осмотра признал судно годным для плавания. А хозяину корабля только это и надо было: он, как водится, полагался на традиционное русское «авось» — вдруг пронесет в этот раз, не потонет.
Но однажды надежда на «авось» подвела Дашкова, и в один несчастный миг утлое суденышко наконец-таки «захлебнулось» и пошло ко дну. Жертвами страшной катастрофы стали пятнадцать пассажиров «Луги». Дело было так: 29 июля 1902 года, при совершенно ясной и тихой погоде, пароход «Луга» вдруг внезапно накренился на левый борт, зачерпнул воды и почти моментально стал погружаться в воду. Авария эта произошла напротив деревни Вязь Ямбургского уезда.
Все произошло так неожиданно, что пассажиры, находившиеся в каюте второго класса, не успели выбраться наружу и все погибли. Другие пассажиры бросились с палубы в воду, но из-за возникшей паники и просто неумения плавать не все из них спаслись.
Проведенное затем расследование установило, что в свой последний роковой рейс пароход взял на борт 75 пассажиров, 5 человек команды и несколько сот пудов различной клади. Груз большей частью сложили на палубе, что еще больше увеличивало неустойчивость парохода. Доходило до того, что при каждом повороте руля пароход кренился набок, и вода заливала всю нижнюю палубу, проникая даже в окна кают.
«Крайними» назначили инженеров-путейцев
До трагической катастрофы на пароходе «Луга» не раз ездили и сами инженеры Олехнович и Налегако, в обязанности которых входил контроль за состоянием судна, однако никаких указаний насчет безопасности плавания они не сделали. Точно так же не предприняли они и необходимых мер для проверки конструктивных качеств «захлебывающегося» на ходу парохода. В своем заключении эксперты признавали, что причиной катастрофы стали конструктивные недостатки корабля.
На основании этого совет министерства путей сообщения сделал инженеров Олехновича и Налегако «крайними» — их привлекли к уголовной ответственности, как допустивших плавание негодного парохода, последствием чего стала авария с человеческими жертвами.
Оба подследственных, тем не менее, не признавали себя виновными. Они настаивали на том, что их вины в катастрофе нет: пароход, по их мнению, погиб из-за неумелого управления командой, а наблюдение за конструктивным устройством парохода вообще, утверждали инженеры, не входит в круг их обязанностей. Из-за сложности вопроса рассмотрение дела серьезно затянулось не только на месяцы, но и на годы. Зимой 1906 года, когда прошло уже больше трех лет после трагедии, в петербургских газетах появлялись сообщения о ходе процесса. Следствие выяснило много любопытных подробностей. Так, оказалось, что министерство путей сообщения не издавало никаких технических инструкций относительно права пароходств совершать рейсы. Благодаря этому начальник судоходной дистанции не мог запретить какому-либо пароходу рейсы, даже если бы этот пароход и представлял опасность для плавания. После катастрофы с «Лугой» в министерстве возбудили вопрос о выработке инструкций, но для этого надо было иметь чертежи каждого парохода. Это потребовало бы больших затрат, поэтому необходимые правила так и не удалось выработать.
Ищите виновников «повыше»!
Очевидцы гибели «Луги» подтверждали на суде, что пароход сильно раскачивался на ходу и при поворотах задевал бортами воду. Неустойчивость его была настолько большая, что пассажиры даже боялись переходить от одного борта к другому. По показаниям пароходной команды, авария произошла после того, как рулевой сильно повернул пароход, а машинист не успел вовремя уменьшить ход. Из-за этого пароход зачерпнул воды и сразу же пошел на дно.
В число экспертов по делу входили восемь инженеров и специалистов по кораблестроению. Экспертиза пришла к заключению, что погибший пароход «Луга» отличался плохой конструкцией, а в день своей гибели был неправильно нагружен кладью и неумело управлялся. Однако определить устойчивость парохода, по мнению экспертов, мог только сам завод-изготовитель. Для обычного же инженера такое определение являлось более чем трудным.
Основываясь на данных судебного следствия, сторона защиты доказывала, что обвиняемые Олехнович и Налегако были столь же виноваты в гибели парохода с людьми, сколько и стрелочник на железной дороге. По словам защитников, действительных виновников следует искать «повыше». 1 марта 1906 года в прессе сообщалось о завершении судебного процесса. После совещания петербургская судебная палата постановила подвергнуть Олехновича и Налегако аресту — каждого на месяц в крепость. Им инкриминировали «бездействие власти», выразившееся в том, что они допустили к плаванию небезопасный пароход.
«Сенсационное дело о вымогательстве»
Ходили разговоры, что во время рассмотрения дела Олехновичу не раз делали предложения заплатить круглую сумму и купить тем самым свое освобождение и оправдательный приговор. Однако Олехнович отказался, не считая себя виновным. После вынесения приговора защита обжаловала его, и спустя некоторое время Сенат прекратил дело за отсутствием состава преступления, тем самым полностью сняв все обвинения с инженера Олехновича. Его восстановили в правах, инженер уже ожидал нового назначения на должность инспектора судоходства и начальника Псковского отделения Петербургского округа путей сообщения. Назначение даже было уже подтверждено министром, однако тут Олехнович пал жертвой процветавшей в чиновничьей среде коррупции. В ноябре 1907 года от него потребовали, через юрисконсульта министерства, взятки в размере десяти тысяч рублей, под угрозой «увольнения от службы без прошения». Олехнович снова, как и прежде, отказался давать взятку, и в результате… был уволен.
В феврале 1908 года он вновь получил предложение от юрисконсульта заплатить десять тысяч рублей, чтобы вернуться на службу. На сей раз Олехнович поторговался и согласился на сумму в семь тысяч рублей. Тем не менее, его просто-напросто обманули: увольнение от службы осталось в силе, а деньги ушли неизвестно куда. Тогда Олехнович обратился с жалобой на вымогателя-юрисконсульта к прокурору Петербургского окружного суда. В декабре 1909 года «сенсационное дело о вымогательстве», жертвой которого стал Олехнович, слушалось в первом отделении столичного окружного суда. Но и на этом история не закончилась. После катастрофы парохода «Луга» прошло уже больше десяти лет, а отзвуки того дела все тянулись и тянулись. В ноябре 1912 года в окружном суде слушалось дело бывшего делопроизводителя министерства путей сообщения Усова по вымогательству им денег у Олехновича…
Сергей Глезеров
Уважаемые знатоки. Местный (пярнуский) Postimees, 192, среда, 25.8.1926 сообщает о поднятий врека латышского парусника MARGUS у входа между молами .
Что за птица ?
Поисчем.
Может быть Marcus?
В газете MARGUS , а как в судовых документах было, я не знаю. Имя конечно обыкновенное эстонское, у латышей такого еще не слыхал.
У меня только Marcus. 3-х мачтовый, построен в Калтене в 1891. 34.4х8.8х4.0 Ходил Лондон, Тринидад, Ньюкастл, Александровск... В последнее время на линии Рига-Пярну-Рига. Затоплен как ... (не могу точно перевести) против немецкого флота в 1915 году в Рижском заливе.
jurikss написал:
Оригинальное сообщение #63539
Затоплен как ... (не могу точно перевести)
Затоплен для блокирования форватера в числе других трех шхун. Блокировать форватер начали еще русские а немцы только дополнили его своими 3 брандерами.(Работаю с ноута- доступа к документам пока не получил- жду суботы)
Ув Гайдукъ, не могу найти муна По Сербино
Тот самый номер (192 от 25.8.1926) газеты сообщает, что при входе в молы находяться еще 3 врека .
Номер 218 от 23.9.1926 расскажет, что из поднятого летом врека парусника строили 2-х мачтовый парусник MARIANNE, с портом приписки Пярну.
Деревянную баржу "Вальдхофа " еще ремонтируют.
Номер 109, 14.5. 1927 сообщает , что вчера (13.5.1927) подняли последний врек- баржа "Вальдхофа " . Зимой с него водолазы подняли кирпичи и теперь с електрической краной подняли .
Еще одна статья за авторством
Гайдукъ написал:
Оригинальное сообщение #63341
Сергей Глезеров
Ток инет позволил узнать что кто то занимается речними судами нашего региона.
КАК «ЦАРИЦА» СТОЛКНУЛАСЬ С «ЦАРЕМ»...
Ровно сто лет назад, в начале апреля 1907 года, в Петербурге случилась страшная трагедия: пароход «Архангельск», перевозивший пассажиров через Неву, от Смольного института на Охту, предвосхитил гибель знаменитого «Титаника»: он наскочил на льдину (как известно, «Титаник» столкнулся с айсбергом) и затонул почти со всеми пассажирами...
«ТИТАНИК» ПО-ПЕТЕРБУРГСКИ Пароход «Архангельск» принадлежал коммерсанту Якову Петровичу Щитову, державшему в своих руках значительную часть перевозного дела в столице. «Посудины» Щитова, известного своей скупостью, отличались дешевизной и... крайней ненадежностью. В погоне за наживой Щитов нередко выпускал на линии неисправные суда с командами из случайных людей, готовых работать за жалкие гроши. Подобная постановка дела нередко приводила к несчастным случаям.
До поры до времени большую беду проносило стороной, но вечер 7 апреля 1907 года оказался роковым. «Адская погода, сильный ветер и густой туман застилал от глаз показавшиеся льдины, которые гнало из Ладожского озера, - описывал газетный репортер обстоятельства катастрофы. - Старой конструкции и довольно ветхий пароходик, который бросало как щепку, едва достиг фарватера, как налетел на огромную льдину. Шкипер с трудом управлял суденышком, плохо слушавшимся руля, и обогнуть огромную льдину уже не было никакой возможности. Льдина с такой силой ударилась о ветхий борт и дно парохода, что он резко накренился, в пробоину хлынула вода, и пошел ко дну. Смертельная паника обуяла людей. Невозможно представить себе картину ужаса. До берегов донеслись страшные крики, плач детей и вопли матерей. Многие бросались в реку...» Счет шел буквально на секунды: «Архангельск» перевернулся и почти за минуту ушел ко дну. Те, кто успел выпрыгнуть, оказались в ледяной воде. Силой образовавшегося водоворота погибшее судно потащило многих за собой. Более сильные ухитрялись вскарабкиваться на льдины, хватались за концы веревок, брусья, доски, которые кидали подоспевшие спасатели. Из воды удалось извлечь только тринадцать утопавших. Одна из спасенных не выдержала «ледяной ванны» и умерла на руках у докторов. Сразу же после того, как спасенных развезли по больницам, начался поиск виновных. По мнению начальника речной полиции, виновником катастрофы был шкипер парохода, поскольку именно благодаря его неумелым действиям произошла катастрофа. Сам же шкипер, которому удалось спастись во время катастрофы, оправдывался как мог: «Служу я в пароходстве Щитова три года, и ничего подобного не случалось со мной». Однако еще большим виновником трагедии называли самого Щитова, который в погоне за наживой использовал неисправные пароходы. «Неужели он опять откупится деньгами?» - возмущались охтинцы. «Щитовские пароходы стары, неоднократно бывали в ремонтах, а служащие на них шкипера большей частью неопытны, что и объясняет те хронические несчастные случаи, которые постоянно случаются с этой «эскадрой», - писала «Петербургская газета». - Говорят, что все старые негодные пароходы «Финляндского легкого пароходства» скупаются Щитовым и, перекрашенные в зеленый цвет, продолжают функционировать, готовя могилу для многих жертв». Впрочем, виновным считали не только Щитова. Некоторые склонны были винить городские власти, которые не занимались контролем над пароходствами и оставляли без внимания жалобы частных лиц. Ведь за год до катастрофы, летом 1909 года, охтинцы во главе с местным приставом подавали заявление о полной непригодности парохода «Архангельск» к плаванию. Однако несмотря на это, комиссия допустила пароход к плаванию, закончившемуся катастрофой. Когда 12 апреля пароход подняли, на нем обнаружили всего шесть тел. Остальные же погибшие пассажиры «Архангельска» неведомым образом пропали. Правда, некоторые из тех, кто попал в списки утопленников, спустя несколько дней объявились, но загадка все равно оставалась. Предполагали, что многих утопленников унесло течением. По городу поползли слухи, что водолазы Щитова, чтобы скрыть масштабы трагедии, по ночам тайком пускали утопленников по течению Невы...
«ГОРЕ-ФЛОТИЛИЯ» ЛАДОЖСКОГО ОЗЕРА Трагедия «Архангельска» заставила обратить внимание на состояние пароходов, курсирующих не только по рекам и каналам Петербурга, но и за его пределами - по Неве, Финскому заливу и Ладожскому озеру. Оказалось, что и здесь дело обстоит не лучше, и требуются экстренные меры, чтобы трагедия, подобная гибели «Архангельска», не повторилась. «Очень жалки, как известно, пароходы, идущие из Петербурга в Кронштадт, - говорилось на страницах «Петербургской газеты». - Но еще печальнее положение пароходов, имеющих сообщение с Шлиссельбургом. Это не пароходы, а какие-то инвалиды. «Посудины» акционерного общества Шлиссельбургского пароходства очень узки, неустойчивы и то и дело грозят перевернуться». Тревога по поводу состояния пароходов на водных артериях Петербургской губернии усиливалась, поскольку начиналась навигация. Выяснилось, что среди «флотилии» пассажирских судов, курсирующих по Ладожскому озеру, есть немало таких, что могут поспорить по ветхости с пресловутым «Архангельском». При этом первенство принадлежало пароходу «Кивач», построенному лет сорок назад и имевшему довольно любопытную историю. Вскоре после спуска на воду «Кивач», называвшийся тогда «Царицей», столкнулся на Ладожском озере с другим кораблем, по иронии судьбы носившим имя «Царь». Результат оказался символичным: «Царь» пошел ко дну, а «Царицу», страшно исковерканную, притащили на буксире в док. Проходив по Ладоге после починки полтора десятка лет, «Царица» налетела на камни и затонула. Она пролежала на дне осень и зиму, затем ее извлекли и снова приспособили к плаванию, однако публика, не доверяя этому «чудо-пароходу», стала избегать на нем ездить. Тогда администрация пароходства, говоря современными словами, произвела «ребрендинг»: она переименовала «Царицу» в «Кивач», как будто бы рассчитывая на то, что смена вывески сделает корабль более надежным. Тем не менее, выпускали пароход на Ладогу только в безветрие или при слабом ветре. Даже при небольшой волне было заметно, как корпус этой «посудины» с трудом сдерживал удар волн... Другим «горе-кораблем», бороздившим воды Ладоги, был пароход «Геркулес» (до этого - «Повенец»). Когда-то он служил просто баржей, затем его переделали в грузовой пароход, а потом - в пассажирский. Более крепким суденышком на Ладоге считался пароход «Петербург», однако и с ним случилась беда: летом 1906 года во время сильного ветра у него сломался весь рулевой аппарат, и пароход носился по волнам, пока его не выбросило на берег. Пассажиры с минуты на минуту ждали казавшейся неминуемой гибели, а один из пассажиров помешался от ужаса. «У всех пароходов на Ладоге ни разу не менялись котлы, и состояние их вследствие этого просто ужасное, - писал в конце апреля 1907 года обозреватель «Петербургской газеты». - И на таких-то развалинах пассажирам приходится ехать по Ладожскому озеру, которое вследствие частых бурь требует особенно крепких пароходов»...
ЗАЧЕМ «РЫБКУ» НАЗВАЛИ «НЕВОЙ»? Однако, к сожалению, трагедия «Архангельска» практически ничего не изменила в деле речного сообщения, по крайней мере, в Петербурге. Несчастные случаи с речными трамваями на реках и каналах продолжались. Два характерных случая произошли в середине лета 1913 года. В июле судно «Финляндского легкого пароходства» столкнулось на Неве с буксиром «Котка». В результате у финляндского парохода сломалась крыша - она свалилась и придавила пассажирку, а несколько других пассажиров получили легкие ушибы. Другой случай произошел 1 августа, когда на Неве столкнулись два парохода - пассажирский пароход шлиссельбургского товарищества «Нева», следовавший из Шлиссельбурга, и буксирный пароход «С.-Петербург», принадлежавший купцу Забелину. Вслед за столкновением сильным порывом волны пароход «Нева» отбросило к правому быку Троицкого моста. При ударе о каменную опору моста на пароходе упала дымоходная труба, и были разрушены перила. Пассажиров, среди которых было много женщин и детей, охватила страшная паника. «Женщины, предполагая, что пароход может затонуть, стали истерически кричать, - описывал потом происходившую картину бедствия репортер одной из газет. - Мужчины, не обращая внимания на женщин, бросились к спасательным кругам и поясам». К счастью, во время этой аварии никто не пострадал, хотя повреждения, полученные «Невой», оказались довольно серьезными. Вскоре стало известно, что пассажиры шлиссельбургских пароходов (в основном, петербургские дачники) решили объявить бойкот пароходу «Нева». К такому решению дачники пришли по той причине, что «Нева» оказалась тем же самым пароходом «Рыбка», который пятнадцать лет назад чуть не развалился, ударившись о подводные камни около Ивановских порогов. После того случая администрация пароходства, убедившись, что пассажиры «Рыбки» боятся на ней ездить, перекрасила ее в другой цвет и переименовала в «Неву». «Как же теперь будет окрашен злополучный шлиссельбургский пароход?» - иронизировал репортер «Петербургской газеты»...
Сергей ГЛЕЗЕРОВ
По Сербино вопрос снимаю. Большое спасибо, очень интересная история ранее прошедшая мимо
Остается вопрос по DAGMARу. Буду признателен если у кого-нибудь есть размеры (длина, ширина) и может быть фото.
ДАГМАРов там было много... Надеюсь, уважаемый Гайдукъ с помощью Известного Лица уточнит, о ком все-таки речь, я тогда смогу скинуть фото нужного. Увы, мало информации...
jurikss написал:
Оригинальное сообщение #64001
очень интересная история ранее прошедшая мимо
Так поделитесь что там накопали.
Klaus написал:
Оригинальное сообщение #64011
Надеюсь, уважаемый Гайдукъ
Уважаемый Гайдук ждет в гости уважаемого Некселя дабы у него хоть плохинько заработал комп ибо скоро в нет буду выходить с калькулятора
Klaus написал:
Оригинальное сообщение #64011
ДАГМАРов там было много
Интересует только тот который погиб в Рижском заливе и был под Российским флагом.
Klaus написал:
Оригинальное сообщение #64011
с помощью Известного Лица
двухвинтовой стальной двухмачтовый однопалубный грузо-пассажирский пароход AAVASAKSA 1871г.з-д.Hisingen MekaniskaVerkstad,Göteborg (швед) для TorneåÅngbåts Aktiebolag,Tornio (Вел кн Финляндское),приписка Oулу,рейсы Toрнио - Або - С-Пб и Toрниo - Або - Любек, иногда С-Пб - Гельсингфорс -Або- Стoкгольм, 23.04.1888 г продан Ångfartygs Aktiebolaget Trafikille Гельсинфорс,для рейсов в С-Пб. С 1900 г линия Гельсингфорс - Ревель, в нач.20 в. при ремонте сменил машины. 6.1911 г. купил как ДАГМАР торговый дом Братья Крон № 986 приписка Рига для рейсов между Ригой и Гайнажем (Айнжи), к 1913 г хозяин М.Г.Вейде приписка та же,в начале 1 МВ в ВМФ не взят. 19.8.1915 г после снятия экипажа утоплен торпедами герм. ЭСМ. V 28 в Рижском заливе у о -ва Кухно на переходе в Пернов из Гайнажа с двумя буксируемыми парусниками
верфь 312 брт 45,5 - 7,4 - 2,4 м, 2x 80 лс,11 узл 50 каютных пассажиров
376,17 грт / 221,1 нрт 45,6 - 7,6 - 1,52 / 2,43 м (150 - 25 - 5 / 8 фут) 2 ВДР 70 нлс / 280 лс 10 узл 10 чел 29 пассажиров 1 класса 18 2 класса 200 3 класса
Большое спасибо! Значит, то что написано в Rutilus-е, не имеет к Дагмару отношения. Судно рядом с Айнажи в два раза длинее и шире.
Гайдукъ написал:
Оригинальное сообщение #64013
Так поделитесь что там накопали.
Я написал Вам на e-mail.
С Днем Победы
jurikss написал:
Оригинальное сообщение #64057
Судно рядом с Айнажи в два раза длинее и шире.
jurikss написал:
Оригинальное сообщение #64057
Я написал Вам на e-mail
Уважаемый jurikss, а со мной не поделитесь? Кто это там длинее и шире?... (если что, мейл в профиле )
С уважением, К.
Нет проблем. М отчете Rutilus по врекам Латвии, Литвы и Эстонии фигурирует напротив Айнажи судно DAGMARA и к нему пристегнут памятник Барклаю де Толли. Так вот размеры этого судна в два раза превосходят DAGMAR который описал ув. Гайдукъ.
Пока это все, что есть.
Klaus, спасибо за фото.
Газета Vaba Maa, 174, 27.5.1935 рассказывает, что разные памятники, много машин, церковные колоколы и много медных плиток вез пх СЕРБИНО, который был потоплен под островом Вормси в рейсе из Риги в Петроград . Работы по разборке на металлолом начались на вреке еще 1934-ом году. Тогда был и поднят памятник Петру Великому .
jurikss написал:
Оригинальное сообщение #63079
Карта 30-х годов очень интересна, можно ли где посмотреть?
Как и обещал карты латвийских портов 30-х годов
Айнажи
Салагрива