Вы не зашли.
Botik Petra Velikogo спасибо. Они действовали в составе одного отряда и базировались в Трииге и Мынту?
Они действовали в составе одного дивизиона. До 7 сентября 1941 г. это был 2-й дивизион 1-й БТКА под командование ст. лейтенанта Богданова А.Н. Правда дивизион состоял из двух отрядов и на Сареме оказался 2-й отряд (№73-№123), где командиром был В.П. Гуманенко. В июле в его состав были влиты отдельный отряд ТКА ВМБ Либава (к-р к-л С.А. Осипов), 2-й отряд из 1-го ДТКА 1-й БТКА (ст. лейтенант Дыкий В.П.), а также звено из 1-го ДТКА 2-й БТКА (катера ТКА-154, 164). Все они и воевали в Моонзунде, руководимые штабом 2-го ДТКА. 7 сентября 1941 г. после объединения двух БТКА в одну дивизион получил номер 4. Командирами двух первых отрядов в нем стали, как я понимаю, Гуманенко и Осипов соответственно, командир 3-го отряда мне не известен, но катера 3-го отряда были за пределами архипелага.
Уважаемый Мирослав Эдуардович, а отряд В.П. Дыкого перешёл на острова в полном составе? Просто встречались упоминания только о ТКА-111, - 121, ну, и о потопленном немцами ТКА-71. В.П. Дыкий также оставался на островах до самого конца, по воспоминаниям, к моменту эвакуации был назначен комендантом баржи с имуществом дивизиона, по ОБД пропал без вести.
С уважением,
Нет, не в полном. Там сложная картина была - были пары катеров, которые передавались в распоряжение Богданова, а были отряды, которые приходили на некоторое время и подчинялись только Елисееву. Вот например:
Что же касается непосредственно катеров из состава 2-го ОТКА 1-го ДТКА 1-й БТКА, то в распоряжении Богданова находились №91, 101 с 5 по 11 июля, №111, 121 с 9 августа.
Большое спасибо, очень интересно!
С уважением,
Нашёлся "взгляд с той стороны" на гибель ещё одного катера, видимо это бывший ТКА-184:
Из сводки штаба ВМС (финских):
2.10.41 09.45 от 2RPr
Капитан Салминен сообщил, что один из подходивших ночью к берегу у Ранкки вражеских ТКА утром был обнаружен на скалах Райпон на мели. Прежде чем успели выйти на его захват, данный катер был обстрелян и подожжён нашим самолётом и приблизительно через 20 мин. корабль взорвался.
Из ЖБД 2-й бригады береговой обороны
1.10
20.50 С Ранкки обнаружены между Ристисаари и Суурлакан 2 ТКА. Так как в это же время 2 наших катера совершали переход, Ранкки несколько раз запрашивал опознавательный, когда ТКА подошли на расстояние 1500 м и был задействован прожектор, ТКА открыли огонь из автоматических пушек и пулемётов и ушли на полной скорости, бежав от луча прожектора.
2.10
08.00 Когда туман рассеялся, один из подходивших вечером к Ранкки ТКА был обнаружен сидящим на камнях у Рейпон, куда он выскочил, по-видимому ослеплённый прожектором.
08.05 Корабль подожжён обстрелом нашего самолёта.
09.25 На корабле произошёл сильный взрыв, по-видимому вызванный торпедами.
09.35 Пожар потух.
Наша разведывательная моторка, ходившая к ТКА, установила – лом, спасти с него ничего не получится.
Вот только финская авиация на него не претендует. Это мы сами постарались? Ну, и если известны ещё какие-нибудь подробности с нашей стороны, также был бы благодарен.
С уважением,
Как я понимаю, на момент своей гибели этот ТКА назывался №114.
Единственная запись в ЖБД надводного направления за 2 октября:
НП-81 - ТКА № 114 сел на мель и взорвался к норду от Гогланда, личный состав снят катером №53.
Самолет на 100% финский - во-первых, опознан наблюдательным постом, во-вторых, в нашей оперсводке про удары по катерам в ФЗ в этот день ничего нет - только возд. разведка и удары по наземному противнику под Ленинградом.
Как выяснилось, не финны (они тем утром вообще не летали) - немцы - вот страничка из FdT, и в одном из финских ЖБД также нашлось, что самолёт немецкий:
Наверное, 125-я группа.
Хотелось бы ещё прояснить события 20 сентября 1941 на Соммерсе - в тот день там погиб ТКА-91 (94 по старому). У немцев почти ничего не нашёл, есть только косвенные упоминания у финнов:
Из штабной сводки, 08.10:
Немецкая воздушная разведка (3/125) обнаружила 2 больших подлодки в гавани Соммерса (немцы пишут, что атаковали их, но без успеха).
Далее составлено из кусков разных ЖБД 2-й бригады береговой обороны:
После полудня (14.10) патрулирующий вокруг Соммерса вражеский ТКА скрылся за островом (или пришёл на остров - где как).
В 14.15 немецкий самолёт (Арадо-95) бомбил остров, после чего в гавани вспыхнул пожар и время от времени поднимались облака взрывов. В 14.50 в месте пожара произошёл сильный взрыв, после чего вверх поднялось облако взрыва приблизительно 150 м шириной и 250 м высотой. В 17.05 замечен вражеский тральщик (вероятно Пионер), который шёл с востока и остановился перед Соммерсом. К острову подошёл теплоход. В 17.10 новая бомбардировка Соммерса (самолёт сбросил 3 бомбы). Вышедшие во время бомбёжки из гавани 2 СКА вернулись назад после окончания бомбардировки. Тральщик также перешёл в гавань Соммерса.
Возможно, известно время гибели катера, чтобы привязать к конкретному налёту? И какие ещё потери были на острове?
С уважением,
Интересно, поскольку ТК №91 и №21 погибли только на следующий день - 21 сентября. Думаю что их уделал немецкий гидросамолет.
Уважаемый Мирослав Эдуардович, большое спасибо! Наверное, это один и тот же эпизод (детали практически совпадают), только почему-то разнесён на день (по 21.09 у финнов вообще никаких событий не отмечено, кроме приказа доставить русскую штурмовую лодку на выставку трофеев).
Не будет ли с моей стороны слишком большое наглостью попросить Вас выложить кусочек странички с окончанием эпизода - уж больно интересно
И вопрос по последнему не охваченному катеру - ТКА-21 - он погиб там же? Просто он один из немногих, по кому вообще никакой информации не встречал, кроме того, что погиб осенью 1941 г.
С уважением,
savera написал:
Оригинальное сообщение #647160
уж больно интересно
savera написал:
Оригинальное сообщение #647160
ТКА-21 - он погиб там же? Просто он один из немногих, по кому вообще никакой информации не встречал, кроме того, что погиб осенью 1941 г.
Формально он не погиб, а был отбуксирован на Лавенсари (возможно и в Кронштадт), но уже в начале 42-го в списках бригады не числился. В марте 1943 г. сдан в отдел фондового имущества.
Всегда пожалуйста.
А нет ли у финнов подробностей о том, где и в каком состоянии был найден ТКА-52 - будущий Вазама? Он вышел в море с Гогланда в 22.10 13 октября, оторвался от группы и пропал без вести.
Похоже, в донесении БТКА сутки все-таки перепутаны и правы немцы с финнами - расстрел катеров был 20, а не 21 сентября.
Запись в ЖБД надв. направления от 16.15 20 сентября - "Командир отряда из Соммерса за №1533 сообщает "ТК №94, 24 (старые обозначения до 7 сентября - прим. М.М.) повреждены, вышлите помощь 2 ТК на Соммерс". - донесение БТКА
16.20 - От начальника поста Соммерс начальнику р-а СНиС за №1606 "В бухте самолет обстрелял 2 ТК. 1 ТК сгорел, второй имеет повреждения и раненых, нет возможности вести наблюдение".
У немцев за 21-е единственная запись о том, что судя по сделанным самолетом фото, атаке у Соммерса подверглись не ПЛ, а ТКА.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #647351
А нет ли у финнов подробностей о том, где и в каком состоянии был найден ТКА-52 - будущий Вазама? Он вышел в море с Гогланда в 22.10 13 октября, оторвался от группы и пропал без вести.
К западу от острова Borstö (западнее Ханко), 18 октября, имел повреждения от огня самолетов. Интересует кто был еще один командир (офицер) на катере. В плен попало 6 человек. Погиб в плену 26.08.1942 – огнестрельное ранение краснофлотец Арзамасцев Алексей Григорьевич. Вернулись из плена младший командир Чупышев Николай Ефимович, старшина 1 статьи Харламов Дмитрий Михайлович (скрывался на острове до 2 ноября). Судьба остальных не известна. Погибшие похоронены на острове Borstö.
Извините, но я, честно говоря, мало чего понял. В каком состоянии был катер (в море на ходу/не на ходу/на мели и т.д.)? Каковы обстоятельства самого захвата? Когда его повредили самолеты, которые, вне всякого сомнения были тоже финскими? Попал ли в плен командир катера Колбасов? Вы использовали информацию с сайта Я. Аромаа:
Vasama was a wooden motor torpedo boat of Soviet type D 3, originally TK 52. It was found in October 1941 sunken in Borstö where it had run aground in storm. There are different stories concerning Vasama: It was either escaping German attack to the Estonian islands and trying to reach Hanko or it was part of the first evacuation of Hanko. O.-P. Haukiala in [Hau07] has clarified the story of Vasama: The boat TK 52 had sailed from Suursaari 12 October with TK 32 and TK 62 but lost contact to other boats. The boat ran aground, damaged propellers and drifted to west. In air attacks 13-15 many of the crew were wounded, including the commander who killed himself. The boat passed Hanko during the night 16/17 and ran aground at 7 o'clock on 17th.
или непосредственно из финских документов?
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #647424
В каком состоянии был катер (в море на ходу/не на ходу/на мели и т.д.)? Каковы обстоятельства самого захвата? Когда его повредили самолеты, которые, вне всякого сомнения были тоже финскими? Попал ли в плен командир катера Колбасов?
Катер потерял винты и в результате дрейфа (в это время был обстрелян самолетами и получил сильные поврежденияего) снесло к острову Borstö где он сел на камни, личный состав катера высадился на остров где и были взяты в плен, потом финны на катере взяли в плен находившихся на катере раненых. Старший лейтенант Колбасов застрелился, упоминается второй
Кое-что уже было приведено выше, вот то немногое, что нашёл в документах и что может касаться рассматриваемого эпизода:
Из сводок штаба ВМС
14.10 07.25 1 RPr сообщает, что Каллбада примерно в 10 милях южнее видела большой и маленький моторные катера, направление движения на запад.
Из доклада 3/125, 11.00 (из FdT):
Финский береговой пост сообщил о 2 вражеских моторных катерах юго-западнее Порккала, курс на Запад. Вылетевший самолёт 3/125 в условиях плохой видимости обнаружил только один из двух катеров. Опознан как русский сторожевой катер (в последующем сообщении как R-boot). Атакован, остался неподвижным. Вылетевший спустя 2 часа другой самолёт русского катера не обнаружил. По сообщению финских береговых постов восточнее Ханко, никаких кораблей за день на Ханко не пришло. Местоположение катера не известно.
M.V.St 11.40
Корв. кап. Вегенер сообщает, что перед Порккала обнаружен 1 моторный катер, который бомбардирован. Катер остановился. Второй самолёт отправлен потопить катер.
16.10 M.V.St 08.55
Сообщает результаты воздушной разведки:
В квадрате 34013 дрейфующий русский ТКА. В 07.35 самолёт бомбардировал данный катер, однако катер никак не отреагировал.
Из доклада 3/125 (FdT):
07.35 Русский ТКА без экипажа приблизительно в 10 милях севернее Даго.
18.10 доклад LE
В 17.30 русский ТКА обнаружен примерно в 3 км к западу от Хёрсё (Hörsö). На катере было взято в плен 2 и на острове поблизости 3 русских.
Из сводки штаба флота (LE) 19.05:
Майор Тиусанен сообщает, что русский ТКА дрейфовал у берега Борстё (Borstö). На нём взято в плен 5 человек. Кроме того, на катере 4 убитых.
Позже поищу в других ЖБД, но надежды что-либо найти немного.
С уважением,
Отредактированно savera (06.01.2013 19:32:37)
Кстати, о. Борстё сильно к западу от Ханко - это я к тому, как далеко катер отнесло.
С уважением,
Нашлось ещё немного:
Из ЖБД Базы флота Турку:
20.10
24.00 отправлен мл. лейтенант Саарвала для производства спасательных работ по подъёму севшего на камни у Борстё русского ТКА.
24.10
Буксир 761 привёл поднятый под руководством мл. лейтенанта Саарвала у Борстё русский ТКА, который был введён в док Катерной верфи.
С уважением,
Коллеги, спасибо за интересную информацию
Вот это также может относиться к ТКА-52, а может и нет:
15.10 SB-8 из LeLv 6 в 16.05 заметил в кв. 11177 (зап. Осмуссара) ТКА курс 140º. Малая скорость.
Но больше финская авиация никого похожего на него не видела.
С уважением,
Отредактированно savera (06.01.2013 22:12:46)
На катерах типа Д-3 стояло КМРО (катерное морское реактивное оружие (РС-132), применялось ли оно в 43-45 годах, немцы или финны замечали его применение.
Как я понимаю, оно устанавливалось только на катерах постройки 1941-1942 гг.с моторами ГАМ-34БС. Все уцелевшие ТКА типа Д-3 этой серии в конце 1942 г. были переделаны в СКА. Катера с моторами "Паккард" постройки 1943-1944 гг., насколько мне известно, этих установок не имели.
Давно пытаюсь найти у финнов подробности захвата двух наших ТКА в районе Койвисто, но там как-то всё мутно - в основном про то, как трудно вести на них спасательные работы. Есть описание посадки на мель катера 30.10, но из него не понятно, чей вообще был катер - их или наш. Можно узнать даты потери нами катеров, ну и подробности, если есть. А я попытаюсь пробить их по финским данным.
С уважением,