Вы не зашли.
Страниц: 1 2
Операции " Госсудоподъема".
Автор более знаком с операциями в черноморско- азовском бассейне, поэтому остальные будут освещаться ограниченно.
Штрихи к истории учреждения.
Согласно постановлению СТО от 8.12.1920 г., все судоподъемные работы должны проводиться Народным Комиссариатом по морским делам в Управлении по судоподъему на Черном море. Позднее этот день был принят командованием Черноморского флота как день рождения его УПАСР. При этом предшественником называется ЭПРОН, а не «Госсудоподъем» или даже Мариинская спасательная партия. Более позднее Постановление СНК РСФСР от 29.10.1921г. передало ведение судоподъемных работ Мортрану Народного Комиссариата Путей Сообщения. В ведение «Госсудоподъема» было передано ведение судоподъемных работ на Черном и Азовском море. Отделения «Госсудоподъема» существовали и на других бассейнах.
В частности, на Балтике, «согласно положению об Управлении "Госсудоподъем", утвержденному НКПС 20 июля 1923 г., в Ленинград был назначен уполномоченный, действовавший на правах отделения. Само отделение оформилось к концу года, ликвидировано в декабре 1925года».[2]
Имеются сведения о деятельности отделения на Белом море и судоподъемных работах в бассейне Днепра.
Черноморская часть «Госсудоподъема» насчитывала в своем составе 408 человек, в том числе 47 административного персонала, 8 человек медиков, береговые мастерские с 44 сотрудниками. Мариинская спасательная партия с 46 сотрудниками, Одесское отделение (в архивном деле не упоминается, приведено по другим источникам) водолазная партия из двух секций и др.
У учреждения имелись спасательное судно «Кербедз» (именуется также землесосом мощностью 350 НР), 4 катера («Коршун», «Удалец», «Тигр», «Первый»), 4 баржи (одна из них водоналивная), водолазный бот, болиндер №441(это бывшая десантная самоходная баржа), 40-тонный плавкран (мощность 100 НР).
В архивном деле перечислены работы Госсудоподъема за время его существования отдеения в Черноморско-Азовском бассейне:
танкер «Эльборус» (так в тексте, чаще называется «Эльбрус»)
подъем грузов с транспорта «Уор Пайк»
канонерская лодка «Эльпидифор-415»
тральщик «Красный Таганрог»
«Алтай»
пароход «Платов»
подводная лодка «Пеликан»
землечерпалка «Яломница»
пароход «Франс»( иногда называется плавучим элеватором)
пароход «Меркурий»
землечерпалка «Плутто» (иногда приводится вариант названия «Платто»)
пароход «Батум»
пароход «Воевода Путник»
линейный корабль «Императрица Мария»
2 баржи в Очаковском канале
броненосец «Ростислав».
Кроме того, имеется дополнительная информация о подъеме Госсудоподъемом затонувших на Черном и Азовском морях эскадренного миноносца «Занте» (район Одессы), канонерских лодках «Кубанец» (Темрюк) и «Донец» (Тендра), эскадренного миноносца «Заветный» (Севастополь).
возможно,список неполон,так как часть дел изъято из фонда.Например,дело о пароходе "Алтай" взято ЭПРОНОМ.
Степень участия в каждой операции различна. От разведывательного похода до технического руководства и наблюдения за осуществлением операции другой структурой.
Особняком стоят так называемые "Очаковские разработки". Это работы по уборке и утилизации старых или ненужных боеприпасов и старых орудий из Очаковской крепости( вторая половина 1924 года). В планах организации была также разборка и утилизация броневых башен опытных построек на острове Березань,но она не была осуществлена из-за закрытия организации в 1925 году. опытные башни существовали по крайней мере до 1930 года, когда возник план использования их на строящейся "Линии Сталина".
sezin написал:
Оригинальное сообщение #665009
танкер «Эльборус» (так в тексте, чаще называется «Эльбрус»)
Танкер "Эльборус" был в 1930 году переименован в "Эльбрус".
Броненосец «Ростислав». В 1920 году был выведен белыми в Керченский пролив, где использовался как плавучая батарея (машины корабля были выведены из строя французами в 1919 году). Во время ухода врангелевских войск из Крыма был затоплен экипажем (взорвано днище и вынуты ударные приспособления из орудий). Корабль сел на грунт практически на ровном киле, корпус погрузился в воду по балкон адмиральской каюты (приблизительно середина высоты надводного борта).В 1923 году осматривался комиссией «Госсудоподъема». Описание осмотра в архивном деле короткое и описывает осмотр как разведку - что нужно делать для подъема. Корабль описан как «надстройки превратились в сплошные развалины», о башнях и другой артиллерии ничего не говорится. Создана приблизительная смета на более подробное иссследование.
Водолазное обследование если и проводилось, то не отражено в документе. Видимо, корабль оценен как не подлежащий восстановлению и годный только к разборке на металл. Второе дело о его обследовании еще более краткое. Это ослабило интерес к его подъему, и им занялся уже ЭПРОН. Подъемные операции 1927 года закончились провалом. Корпус корабля остался на грунте, где находится до сих пор, привлекая внимание дайверов.
Вот рассказ о нем : «В 1930г. ЭПРОНом с лежащего на дне пролива корабля частично было поднято вооружение, элементы палубных конструкций и надстроек. В Керченском историко-археологическом музее до сих по хранится фрагмент брони, снятой с "Ростислава". Судно ушло в ил практически на 10 метров. От корабля остался только остов. Орудий на нем не видно. Какую либо находку с него не подняли. Все очень громоздкое. Глубина 8 метров. Возвышение над грунтом 3-4 метра. Удаленность от берега 1200 метров. Судно ушло в ил практически на 10 метров. От корабля остался только остов. Орудий на нем не видно. Какую либо находку с него не подняли. Все очень громоздкое. Координаты 45°25.012'N 36°37.727'E. Глубина 8 метров. Возвышение над грунтом 3-4 метра. Удаленность от берега 1200 метров».[8]
Скорее всего, за время после затопления из-за действия штормов и течений корабль переместился и утратил башни и часть надстроек. Задача подъема его сильно усложнилась и в итоге стала невыполнимой в тех условиях.
Отредактированно sezin (18.02.2013 23:58:53)
Тральщик «Красный Таганрог» (бывший колесный буксир) - осмотрен комиссией Госсудоподъема». Судно лежало на грунте в Анапском порту, в днище имелась пробоина. Корпус почти на пять футов возвышался над водой. Часть помещений затоплены, часть сухие. Оценить состояние машины не представилось возможным из-за затопления машинного отделения. Судя по описанию, фатальных повреждений судно не имело и могло быть поднято, благо находилось в порту. Было ли это произведено – сведения не найдены.
sezin написал:
Оригинальное сообщение #666491
В 1923 году осматривался комиссией «Госсудоподъема».
Работы по подъему "Ростислава" велись еще в 1921 г., но из-за отсутсвия средств были прекращены.
sezin написал:
Оригинальное сообщение #666491
Корабль описан как «надстройки превратились в сплошные развалины»
Интересно, что при этом он входил в состав Азовской флотилии красных. На нем был вахтенный начальник и какой-то личный состав (ему выделялось необходимое снабжение).
sezin написал:
Оригинальное сообщение #670829
Судя по описанию, фатальных повреждений судно не имело и могло быть поднято, благо находилось в порту. Было ли это произведено – сведения не найдены.
Было.
Господин контр-адмирал VVY.
А какие повреждения были фатальными, если даже с пробитым днищем корабли и суда поднимают?
Старый Судоремонтник написал:
Оригинальное сообщение #671490
А какие повреждения были фатальными, если даже с пробитым днищем корабли и суда поднимают?
Разве я что-то писал про фатальные повреждения?
Господин вице-адмирал VVY.
vvy написал:
Оригинальное сообщение #671995
Разве я что-то писал про фатальные повреждения?
vvy написал:
Оригинальное сообщение #671176
нтересно, что при этом он входил в состав Азовской флотилии красных. На нем был вахтенный начальник и какой-то личный состав (ему выделялось необходимое снабжение).
sezin написал:
Оригинальное сообщение #670829
Судя по описанию, фатальных повреждений судно не имело и могло быть поднято, благо находилось в порту. Было ли это произведено – сведения не найдены.
Было.
Извиняюсь, но было подтверждено.
Но вопрос в другом, какие повреждения Вы считаете фатальными для судна? Если подрыв машин, то в те далёкие 20-е годы, можно было выбросить их полностью, а корпус судна переоборудовать в плав-, по необходимости, емкость, склад, причал, казарму и т.д. Можно было "Ростислав" прочно посадить на мель и превратить его в батарею вообще без всякого ремонта. Да мало что... Но это уже из области фантазии...
Зима 1920 года. Ростислав поставлен не мертвые якоря перед Керчь-Еникеевским проливом для охраны минных заграждений в качестве блошкива. Последним его командиром стал капитан 2 ранга М. В. Домбровский.
15 - 16 ноября 1920 года Ростислав при оставлении Керчи белогвардецами затоплен.
Отредактированно Strannik4465 (07.03.2013 22:18:08)
май 1921 года. Начались работы по подъему Ростислава, затопленного у выхода из Керченского пролива в Азовское море. Расположение - носом на NW в 8 -10 кабельтовых от берега против бывшего рыбного завода Борзовкаи находившегося рядом с ним небольшого селения\. на глубине 27 футов. Грунт под броненосцем мягкий и илистый, покрытый сверху наносной, более твердой коркой, толщиной в 3 -4 вершка. Проломив эту корку, броненосец погрузился кормой в ил, почти до расположенных по борту брусьев сетевого ограждения. Спардек покрылся водой на 4 вершка. Носовая 10-ти дм башня видна на 1,5 аршина из воды, кормовая на 1 аршин. Орудия повернуты на юг, в сторону Керчи. Деревянные настройки, а также вооружение мачт повреждены, но броненосец издалека имеет вполне исправный вид, лишь заметно, что он глубоко сидит. Зимой 1920 - 21 годов около корабля проводилась сколка льда, но напор его был так велик, что ограждение мостика с правого борта оказалось сломанным. Броненосец затонул быстро и без взрывов, видимо открыли кингстоны. Работы начались, но ввиду неготовности средств, подъем был прекращен.
Морской Сборник №11 1922 год.
Обследование «Ростислава» проведенное эпроновцами в 1924 году показало , что приемлемый и единственный способ его подъема - щитовой, с постройкой коффердама из щитов по всему борту. К 10.08.1927 г. удалось подготовить корабль к установке коффердама , но штормовая погода не дала выполнить работы в установленные сроки. В марте 1928 г. вопрос о подъеме броненосца отпал из-за разрушений от льда правого борта , и палубе корабля.
В 1930 г. ЭПРОНом с лежащего на дне пролива корабля частично было поднято вооружение, элементы палубных конструкций и надстроек. В Керченском историко-археологическом музее , до сих пор хранится фрагмент брони, снятой с «Ростислава». Судно ушло в ил практически на 10 метров
.
Отредактированно Strannik4465 (07.03.2013 22:25:28)
Большое спасибо, господин Strannik4465.
раздавленный льдом корпус - это уже серьезно.
Strannik4465 написал:
Оригинальное сообщение #672394
еред Керчь-Еникеевским проливом
Маленькая поправка. Не Еникеевким, а Еникале.
Подъем грузов с парохода «Уор Пайк». Судно было затоплено вместе с боевыми кораблями эскадры Черноморского флота летом 1918 года. «Госсудоподъем» занимался подъемом грузов с него. На судне оказались значительные запасы мыла, что в условиях послевоенной разрухи и эпидемического неблагополучия было очень ценным приобретением. Всего с «Уор Пайка» было поднято 356 пудов 28 фунтов мыла. Как оказалось, мыло довольно неплохо сохранилось за 4 года пребывания под водой. Конечно, при сушке на воздухе оно трескалось, часть его при очистке от ила превращалась в «мыльную грязь», но результат был обнадеживающий. С судна также подняли 594 квадратных аршина смоленой парусины и 64 квадратных аршина беленой парусины, хорошо сохранившейся за это время. В условиях 20х годов это тоже было ценным приобретением.
Для сравнения приведем рассказ о сохранности некоторых вещей на «Императрице Марии»: «Как же выглядело то, что поднималось из чрева «Марии»? Большой интерес, конечно, вызывали продукты питания. Солонина, хранившаяся в бочонках, например, испортилась. А вот коровье масло в запаянных банках сохранилось хорошо. Брезент, парусина, одежда сгнили».[10]
sezin написал:
Оригинальное сообщение #718017
Судно было затоплено вместе с боевыми кораблями эскадры Черноморского флота летом 1918 года.
Годом позже, уважаемый sezin.
Klaus написал:
Оригинальное сообщение #718219
Годом позже, уважаемый sezin.
Я встретил здесь,на "Цусиме" Вашу инфу о затоплении"Уор Пайка" осенью 19 года. Но хотелось бы уточнить этот момент,потому что в работах по истории затопления эскадры упоминание транспорта,как затопленного вместе с эскадрой,превратилось в общее место.
sezin написал:
Оригинальное сообщение #718236
в работах по истории затопления эскадры упоминание транспорта,как затопленного вместе с эскадрой,превратилось в общее место.
Ну плохо, если так, вообще-то - 1918 и 1919 две большие разницы...
Пароход WAR PIKE, 5220 брт, судно серийной постройки в варианте WAR B, сдан в эксплуатацию в апреле 1918г W. Gray & Co Ltd в Уэст Хартлпуле, зав. № 898, владелец, понятно, UK Shipping Controller, управлялся лондонским судовладельцем James Westoll. Вроде как пароход был продан British India как GOZARIA, но не успели - 14 октября 1919г. (н.ст.) при разгрузке в Новороссийске генгруза пожар и взрыв боеприпасов, судно отбуксировано от причала и затоплено.
Подробностей не знаю, вся инфа от Дж. Робинсона, за что ему огромное спасибо.
Вот тут еще упоминание о том, что с него подняли еще и маленько Холт 75 с парой фото:
http://lib.rus.ec/b/424952/read
Klaus написал:
Оригинальное сообщение #718364
Ну плохо, если так, вообще-то - 1918 и 1919 две большие разницы...
Пароход WAR PIKE, 5220 брт, судно серийной постройки в варианте WAR B, сдан в эксплуатацию в апреле 1918г W. Gray & Co Ltd в Уэст Хартлпуле, зав. № 898, владелец, понятно, UK Shipping Controller, управлялся лондонским судовладельцем James Westoll. Вроде как пароход был продан British India как GOZARIA, но не успели - 14 октября 1919г. (н.ст.) при разгрузке в Новороссийске генгруза пожар и взрыв боеприпасов, судно отбуксировано от причала и затоплено.
Подробностей не знаю, вся инфа от Дж. Робинсона, за что ему огромное спасибо.
Вот тут еще упоминание о том, что с него подняли еще и маленько Холт 75 с парой фото:
Спасибо за ценную информацию.
Интересно то,что "Госсудоподъем" не сподобился поднимать трактора,а ЭПРОН решился.
Правда, мыло более ликвидный товар.
Например, линкор «Императрица Мария» был уже поднят, введен в док и ожидал решения своей дальнейшей судьбы, поскольку планировалось вывести его из дока и перевернуть корабль в нормальное положение. Для подъема корабля и была создана Мариинская спасательная партия, которая подняла корабль и ввела его в перевернутом положении в док. Далее работы застопорились из-за начавшейся в стране гражданской войны. Мариинская спасательная партия продолжала существовать и заниматься линкором. Войдя в состав «Госсудоподъема», она передала свои обязанности ему.
« В июле 1917г. организовалась первая в нашем отечестве крупная судоподъемная организация — Мариинская спасательная партия («Марпартия»). В ее состав вошли около двадцати человек — инженеры, конструкторы, пиротехники, такелажники, врачи и водолазы. «Марпартия» взяла в аренду у французской фирмы «Tommi» шлюзовые камеры, компрессоры и другое оборудование, и начались подготовительные работы. Первым делом на дно перевернутого линкора опустили специальный кессон. Из него выкачали воду и приступили к расклепыванию броневого корпуса корабля. Специалисты прорубили отверстие для подачи в линкор воздуха и другое отверстие для прикрепления шлюза. После установки шлюза у рабочих появилась возможность проникать в «Императрицу Марию» и вести разведывательные работы внутри поверженного морского исполина. Одновременно с этим под броню «Марии» закачивался воздух. Образовавшаяся воздушная подушка позволяла специалистам, используя фонари, осматривать внутреннее состояние линкора. Активно велась выгрузка снарядов из «Императрицы Марии». Инженер Сиденснер обратился к морскому ведомству терзаемой революцией России с предложением разряжать боеприпасы непосредственно на самом линкоре, но получил отказ: опасно. И только после того, как действовавшие в обход запрета пиротехники «Марпартии» все-таки разрядили несколько снарядов, вывинтив из них взрыватели, добро от морских чиновников было получено, и работы продолжились. В середине октября 1917 года, отмечает в своих воспоминаниях А.С. Романов, корма «Императрицы Марии» всплыла. Причем это произошло совершенно неожиданно для всех работников «Марпартии». Вскоре к днищу «Марии» был прикреплен еще один шлюз и работы по высвобождению линкора от боеприпасов пошли быстрее. Из перевернутого дредноута поднимали все, что имело ценность: уголь, цветной металл, нефть. Весь остаток 1917 и первая половина следующего года ушли на извлечение из «Марии» грузов и выдавливание сжатым воздухом воды. Линкор постепенно поднимался над поверхностью моря. Одновременно с этим наблюдался и тревожащий специалистов крен корпуса. Для выравнивания приходилось не закачивать в линкор воздух, а, наоборот, загружать некоторые его отсеки балластом. Постепенно рабочие «Марпартии» подошли к решению следующей задачи: если кормовая часть линкора всплыла, то нос, зарывшийся в морской ил, не желал высвобождаться. Приходилось организовывать раскачивание линкора, попеременно загружая различные отсеки балластом, а потом высвобождать от него корабль и одновременно расшатывать его носовую часть, присосавшуюся к илистому дну. Все эти старания приводили к чрезмерному расходованию сжатого воздуха, и шум от работы компрессоров, что неоднократно отмечалось в местной прессе, изрядно досаждал севастопольцам. В конце марта 1918 года «Марпартия» праздновала победу — нос «Императрицы Марии» оторвался от морского дна, и корпус линкора полностью всплыл. Представители Комитета Черноморского флота поздравили судоподъемщиков с этим успехом. Теперь работы по выгрузке предметов из поднявшегося над водой дредноута пошли ускоренными темпами. Так летом 1918 года завершилась поистине легендарная эпопея подъема со дна Севастопольской бухты линейного корабля «Императрица Мария». Дредноут перевели в док (нынешний северный док Севморзавода), начались подготовительные работы по его переворачиванию. Но этим работам не суждено было завершиться. Оставленный в доке линкор в 1923 году из-за пришедших в ветхость деревянных подпорок перекосился, а сам док оказался затопленным. «Марию» опять выволокли в бухту и бросили на мели. Только в 1926 году созданная в Балаклаве другая, советская на этот раз, судоподъемная организация ЭПРОН вновь поставила многострадальный линкор в док. В том же году «Императрицу Марию» разобрали на металлолом. Впоследствии специалисты «Марпартии» — первой крупнейшей российской организации, занимавшейся судоподъемом, этим титанически сложным в инженерно-техническом отношении ремеслом, — пополнили ряды ЭПРОНа — организации, у которой сложилась своя история».[10]
Это были общедоступные сведения.
В делах Госсудоподъема упоминания о "Марии" минимальны. Сначала в исторической справке,потом имеется еще одно дело.
Оно относится к последним месяцам существовании организации. Ей было предложено составить проект снятия линкора с мели и постановки в док. Госсудоподъем сообщил,что может составить смету на обследование корабля и сообщил,что при поступлении аванса приступит к обследованию.
Финансирование не последовало,а дальше было уже не до "Марии". Вот практически и все содержимое дела.
Подводная лодка «Пеликан». Обычно подъем лодки описывается так или близко к этому: « Оставляя Одессу, белогвардейцы при выходе из порта затопили недостроенную подводную лодку "Пеликан". Она мешала судоходству и, так как поднять ее не удавалось, было принято решение взорвать. Понимая, как важно сохранить лодку для молодой республики Советов, Шпакович нашел способ ее поднять. Свой проект он докладывал лично Ф.Э. Дзержинскому. К работе приступили 11 мая 1924 г. Феоктист Андреевич не только руководил подъемом, но и сам много трудился под водой. Через четыре месяца "Пеликан" всплыл с помощью двух прямостенных 400-тонных понтонов и был поставлен в док для восстановления и достройки».[7]
Фактически лодка не восстанавливалась.
Но изучение документов Одесского отделения говорит несколько об ином.
Специалисты Одесского отделения давно хотели поднять лодку,ибо она лежала в порту,что несколько облегчало работы с ней.
Но дело упиралось в довольно кругленькую сумму ,которой в Одесском отделении не было. Центральные органы Госсудоподъема тоже этих денег не имели.
Попытки поднять лодку путем вытеснения сжатым воздухом воды из отсеков не привели к успеху. То есть наиболее бюджетный способ не работал.
Корф и подчиненные стали искать новые способы.
Можно было поднять лодку путем использования двух барж как понтонов. В одессе подходящие баржи имелись,но они обслуживали экспорт пшеницы,поэтому их могли дать только позднее.
Затем можно было воспользоваться понтонами плавдока в Севастополе.Там имелся плавдок для докования широких корпусов "поповок". Половинки дока могли разъединяться.Вот они были и пригодны для этого.
Был еще проект подъема лодки плавкранами,но их опять же нужно было оторвать от прямой работы.
Любая из вариантов операций требовала денег.Итого Корф начал бомбардировать разные инстанции предложениями. Поскольку лодка могла понадобиться ВМФ,то флот мог выделить деньги для подъема. Если нет- то вариант с подрывом был вполне акуален.
Итого Корф пробил передачу ему понтонов плавдока из Севастополя. Сначала был отбуксирован один,второй пришел с изрядной затяжкой.
Но не решался последний вопрос с выделением денег на сами работы.
Это еще более затянуло вопрос,потому состязание выиграл тот,у кого есть деньги. То Бишь ЭПРОН в лице ОГПУ.
В Одессу "прибыло спасательное судно "Кубанец", и специалисты ЭПРОНА приступили к подъему,воспользовавшись для него теми самыми понтонами плавдока.
Некоторое утешение одесситам было в том,что им поручили вести технадзор за операцией из-за нехватки у ЭПРОНА нужных специалистов( версия моя, сам приказ этого не содержит).
Подъем прошел благополучно и быстро. Одесситы только завидовали богатым конкурентам,которые могли обеспечить фотофиксацию и киносъемку всех периодов работы. Им это было недоступно.
http://i.piccy.info/i7/444d654b755d8dd8 … -66-343/44
Отредактированно sezin (28.07.2013 16:04:28)
планы работ "Госсудоподъема" на 1922 год
Одесское отделение.
Пл "Пеликан" 650 тонн,место затопления-Одесская Бухта 1920 год, 32 фута глубина, примечание- 1 очередь.
тщ "Алтай" 1000 Григорьевка 21 год 34 после "Пеликана"
ПХ "Воевода Путник" 2500 канал Рвач 48 подорвать для очистки
Кл "Донец" 1200 ок Тендры 48 записи нет
пх "Потемкин" 1125 Тенд.залив 16 год 36 неразб.(обследовать возм.подъема)
пл.элеватор "Франс" нет данных Одесса 20 17 поднять для очистки гавани
землечерпалка "Яломница" 200 тоже 22 тоже
землечерпалка "Истмия" 200 тоже 22 тоже
землечерпалка без названия 200 тоже 17 тоже
самоход №1 500 1915 год 37 обсл. и поднять
самоход №82 500 грузоп 225 ? ? тоже
самоход №409 500 ? ? тоже
жел.баржа с буксиром? Бол.Фонтан 20 130 обсл.возм. подъема
2 железные барж №14 и 29 500 Очаков 1920 42 обслед.
2 железных баржи 500 Николаев 36 тоже
Севастопольский район( фактически правильнее назвать Севастопольское отделение)
Транспорт "Буг" 1300 Тарханкут ? ? обследовать и поднять
"Батум " 2700 Бельбек 1920 36 футов подъем 1 очереди
5 железных барж №50,51, 52,53,54 500 тонн Скадовск 1920 17-22 обследовать и поднять
5 железных барж № 45,46,47.48,49 500 Хорлы 1920 ? тож
фр.тральщик "Перванш" 350 Сев.бухта 19 год 43 обследовать и поднять
Керченский район( фактически не совпадает)
2 железные баржи 500 в Геническе ? тож
самоход №446 500 Кирилловка Аз.море,выбр. на берег обсл.возможность и поднять
Новороссийский район
"Эльборус" 9300 Новороссийск,была неуд. попытка подъема фирмой Макларен в 19 году( в тексте название фирмы искажено) 72 фута 1 очередь
Плавкран №2 "Новороссийский" 40 тонн грузоподъемность 1921 год у широкой набережной 20 футов неразборчиво
Отредактированно sezin (28.11.2013 22:36:50)
На WAR PIKE еще полно ящиков с патронами, калибр какой то чудной 7,7 мм
Страниц: 1 2