Сейчас на борту: 
pavel123,
Боярин
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 21 22 23 24 25 … 28

#551 24.03.2013 15:03:22

iTow
Подозрительная личность(C)
gardemarin
Сообщений: 4784




Re: цензовая система в русском флоте

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #678736
Интересно, где он в этот момент оказался? Хотя бы примерно.

Даже примерно определить невозможно - в журнале "Изумруда" нет указания на какие-либо точки за весь день, вечер 14 мая, ночь и утро 15-го, кроме положения крейсера (не отряда) в то время, как он "дал тягу".

#552 24.03.2013 15:45:09

Kronma
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5956




Re: цензовая система в русском флоте

iTow написал:

Оригинальное сообщение #678762
там нет того, что могло бы однозначно закрыть все вопросы.

Такого нет нигде, увы.
Иначе, и вопросы не возникали бы. :)

iTow написал:

Оригинальное сообщение #678763
Не могу понять оснований для такого умозаключения.

Схемы боя (русские и японские) являются таким основанием.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #678766
...кроме положения крейсера в то время, как он "дал тягу".

В смысле - пошёл на прорыв, увидев сигнал о сдаче?
А не могли бы Вы озвучить это положение и время, как они указаны в журнале?


Ибу ебуди - хуй юйдао муди (кит.) - Шаг за шагом - достигнешь цели.

#553 25.03.2013 00:31:31

iTow
Подозрительная личность(C)
gardemarin
Сообщений: 4784




Re: цензовая система в русском флоте

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #678781
Схемы боя (русские и японские) являются таким основанием

Увы, не могут. В "четверть восьмого", т.е. после гибели "Бородино", они еще шли NO 23, и когда увидели японские миноносцы еще шли, и лишь затем, видимо, около 19.30, стали поворачивать через W на SW и далее уже возвращаясь на прежний курс NO 23.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #678781
не могли бы Вы озвучить

Без проблем. Уж для Вас-то я не стану скупиться. В журнале было записано: "В 10 ч утра 15 мая непр. окружал в точке ф=37 N, L=131 48 O". Мне не хватает символов, но, надеюсь, понятно - 37 градусов северной широты и 131 градус 48 минут восточной долготы. Разумеется, мы помним, что моменты времени и координаты весьма приблизительны - они в то время указали, несомненно, точку по счислению, а не по обсервации (не до того было, а обычно обсервация производилась в полдень).

#554 25.03.2013 13:07:53

Kronma
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5956




Re: цензовая система в русском флоте

iTow написал:

Оригинальное сообщение #678988
В журнале было записано...

Большое спасибо.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #678988
В "четверть восьмого", т.е. после гибели "Бородино", они еще шли NO 23...

Ах, вот оно что...
Кажется, я начинаю догадываться о главной причине нашего непонимания в вопросах расчёта скорости движения.  :)
К моменту гибели "Бородино" эскадра шла на северо-запад (NW), а не на северо-восток (NO).
Это видно и по японской карте, и по русским эскизам и картам.
Также это не противоречит всем предшествующим событиям.
Когда японцы около 17-00 оказались справа от русских кораблей, они начали привычно нажимать на голову колонны, догоняя и обгоняя её.
Как реагировали на это русские корабли в предшествующие моменты боя?
Это видно на картах - они изменяли курс в сторону, противоположную японскому давлению, т.е. склонялись к диктуемым им курсам.
Так и образовались эти характерные круги и петли.
Когда японцы начали давить справа, остатки эскадры постепенно меняли курс, склоняясь влево, до тех пор, пока не стали двигаться в направлении на северо-запад.

Вот несколько фрагментов карт с указанием вечернего направления движения:

http://s017.radikal.ru/i416/1303/6c/4d19885bbd9ft.jpg

http://s019.radikal.ru/i644/1303/74/be76ad33ccb9t.jpg

http://s004.radikal.ru/i205/1303/e0/dc0b215e621dt.jpg

Кроме того, северо-западное направление движения подтверждается вот чем: когда Небогатов отвернул от миноносцев влево на 8 румбов, он оказался на курсе SW, что ЕМНИП, подтверждается свидетельскими показаниями.
Если бы он шёл курсом NO23, как Вы предполагаете, то после поворота он оказался бы на другом курсе - NW.

Отредактированно Kronma (25.03.2013 13:33:33)


Ибу ебуди - хуй юйдао муди (кит.) - Шаг за шагом - достигнешь цели.

#555 25.03.2013 20:28:14

iTow
Подозрительная личность(C)
gardemarin
Сообщений: 4784




Re: цензовая система в русском флоте

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #679132
я начинаю догадываться о главной причине

Нет, начинаете уходить от главной причины. Главное для прикидок по части скорости - то, что произошло с момента гибели "Бородино" до момента сдачи. Куда они шли до того, значения не имеет, т.к. пути не удлиняет. Более того, вы сами можете прикинуть, что движение на NW даже несколько сокращаетпройденное расстояние.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #679132
эскадра шла на северо-запад (NW), а не на северо-восток (NO)

По одним показаниям так, по другим (Небогатов, Лишин, Ведерников) примерно с начала 6-го часа шли именно NO 23, но Шведе упоминает, что японцы около 18.30 стали отжимать "Бородино" в NW четверть, т.е. даже не на NW точно. Однако, повторюсь, куда они шли к моменту гибели "Бородино", неважно, т.к. все равно приходится учитывать петлю через W - SW  и далее на NO 23. Только в случае, если они ворочали не от NO 23, а от NW. то пройденное расстояние оказывается несколько меньшим.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #679132
когда Небогатов отвернул от миноносцев влево на 8 румбов

В большинстве материалов описывается не "поворот на 8 румбов", а некий неопределенный маневр, напоминающий несколько последовательных подворачиваний, и не на SW, а "в SW четверть". Что, впрочем, существенного значения не имеет.

Отредактированно iTow (25.03.2013 20:30:30)

#556 26.03.2013 08:51:43

Kronma
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5956




Re: цензовая система в русском флоте

iTow написал:

Оригинальное сообщение #679251
Куда они шли до того, значения не имеет, т.к. пути не удлиняет.

Почему же не удлиняет?
Это определяет начальную точку расчётов.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #679251
с момента гибели "Бородино"

Именно с этого момента.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #679251
По одним показаниям так, по другим...

"Достоверность" и "непредвзятость" их показаний уже обсуждалась выше. :)
Это тот редкий случай, когда я склонен доверять данным с японской стороны.
Взгляните на приведённый фрагмент японской карты.
Там указан курс (NW), которым шла эскадра, место гибели "Бородино", и поворот на SW после его гибели.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #679251
...в случае, если они ворочали не от NO 23, а от NW. то пройденное расстояние оказывается несколько меньшим.

Вынужден не согласиться.
Это увеличивало пройденное растояние.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #679251
В большинстве материалов описывается не "поворот на 8 румбов"...

Но, вроде бы, есть и чёткие показания про 8 румбов.
Так что здесь не важно - большинство или меньшинство.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #679251
а некий неопределенный маневр, напоминающий несколько последовательных подворачиваний

Ничего себе, "несколько последовательных подворачиваний"! :)
Небогатов так резко рванул прочь от японцев, что обогнал "Орёл", шедший головным.
Кроме того, есть показания, что повернул он именно "резко", а не последовательно.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #679251
Что, впрочем, существенного значения не имеет.

Все эти пируэты в конечном счёте влияют на пройденный эскадрой путь.


Ибу ебуди - хуй юйдао муди (кит.) - Шаг за шагом - достигнешь цели.

#557 26.03.2013 14:30:50

iTow
Подозрительная личность(C)
gardemarin
Сообщений: 4784




Re: цензовая система в русском флоте

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #679426
Это определяет начальную точку расчётов

Ну, начальную точку могли бы определять координаты гибели "Бородино", разумеется, со скидкой на их относительную точность.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #679426
я склонен доверять данным с японской стороны

Вполне допустимо. Но есть одна деталь - если мы берем обе точки (исходную и конечную), то или по японским данным, или по нашим. Последнее, насколько я понимаю, весьма проблематично, особенно если учесть, что данные журнала "Изумруда" вполне можно "делить на 25".

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #679426
Это увеличивало

А Вы еще разок прикиньте.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #679426
есть и чёткие показания про 8 румбов

А уточнить, чьи, не затруднит?

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #679426
есть показания, что повернул он именно "резко"

Если он повернул сразу на SW, то, да, мог сразу, а если сперва на W, то увы, сразу не получается, хотя и такой поворот мог быть резким.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #679426
Все эти пируэты в конечном счёте влияют

Разумеется. В зависимости от скорости и продолжительности движения. Да еще стоит учесть, что мы не можем в точности определить, что именно означает " в NW четверть" или "в SW четверть", а ведь и от этого зависит оценка пройденного пути.

#558 28.03.2013 20:24:57

Kronma
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5956




Re: цензовая система в русском флоте

iTow написал:

Оригинальное сообщение #679514
Но есть одна деталь - если мы берем обе точки (исходную и конечную), то или по японским данным, или по нашим.

Согласен.
Я бы использовал в данном случае японские данные, как более точные.
Но, для того, чтобы представить (и примерно просчитать) путь, соединяющий эти две точки, придётся опираться только на данные русской стороны.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #679514
А Вы еще разок прикиньте.

Прикинул. :)
Если говорить абстрактно, и чисто теоретически, то поворот от NW безусловно будет короче, чем от NO.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #679514
А уточнить, чьи, не затруднит?

Начал в 1001-й раз пересматривать показания, и не смог долистать до конца - заснул... :)
Конкретной фразы про "8 румбов" не нашёл, но у "крейсерских" свидетелей есть показания, что Небогатов "повернул резко на SW", что "броненосцы повернули все вдруг влево", есть соответствующая схема, на которой "Николай" так резко бросился влево, что "Орлу" пришлось вступить ему в кильватер и т.п.
Всё это опровергает версию о том, что эскадра "постепенно склонялась".
После внезапной гибели "Бородино" они банально побежали - резво рванули прочь от угрозы, располагавшейся справа.   
И кстати, этот момент подсудимым тоже ни к чему было афишировать. ;)


Ибу ебуди - хуй юйдао муди (кит.) - Шаг за шагом - достигнешь цели.

#559 28.03.2013 22:50:39

iTow
Подозрительная личность(C)
gardemarin
Сообщений: 4784




Re: цензовая система в русском флоте

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #680329
придётся опираться только на данные русской стороны

Несомненно. Но мы, ведь, только прикидываем, а не точно определяем, так что можно безбоязненно.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #680329
поворот от NW безусловно будет короче, чем от NO

И я о том же. Хотя мы оба понимаем, что разница не столь уж велика, особенно учитывая сам характер прикидки.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #680329
у "крейсерских" свидетелей есть показания

Наверняка есть. У них, я уверен, еще и не такие есть показания.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #680329
они банально побежали - резво рванули прочь от угрозы, располагавшейся справа

Натурально так и было. Но если Небогатов утверждает, что они шли NO 23, а миноносцы появились "примерно" с NO 45, тогда как он уже шел на NW "сколько-то там градусов", то чтобы отвернуть от них, в принципе, не требовалось ворочать сразу на SW, можно было резко повернуть на W или, скажем, на WtS и т.п. Тут уж мы едва ли установим истину, придется ограничиться неким суррогатом оной.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #680329
этот момент подсудимым тоже ни к чему было

Ес-с-е-с-но. И крейсерским желательно было, чтобы броненосцы первыми рванули прямо на SW. а не они сами. Они же, так, нехотя, и только вслед за Небогатовым.

#560 28.03.2013 23:02:05

Kronma
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5956




Re: цензовая система в русском флоте

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680400
У них, я уверен, еще и не такие есть показания.

Тогда возвращаюсь к одному из предыдущих вопросов: а как быть с японской картой, на которой этот крутой отворот влево чётко обозначен?
Я его выделил цветом, чтобы было нагляднее.
Выходит, поворот-таки был. И курс был вовсе не NO 23, как утверждает Небогатов.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680400
...если Небогатов утверждает, что они шли NO 23, а миноносцы появились "примерно" с NO 45,... то чтобы отвернуть от них,.. не требовалось ворочать сразу на SW, можно было резко повернуть на W или, скажем, на WtS и т.п

Нет, требовалось именно сразу ворочать на курс, прямо противоположный миноносцам, чтобы подставить им корму и минимальную площадь цели для торпед.
Это тоже было где-то в показаниях.
Поэтому, если ближайшие к эскадре миноносцы открылись с NO, вполне логично было отвернуть от них сразу на SW.
Кстати, и впоследствии, ночью, они уклонялись от торпедных атак именно таким образом: как сумеют разглядеть в темноте миноносец, так сразу поворачиваются к нему кормой. В общем, вертелись как могли...
И если за ночь было 8 атак, то и курс они меняли 8 раз, как минимум.

Отредактированно Kronma (28.03.2013 23:06:20)


Ибу ебуди - хуй юйдао муди (кит.) - Шаг за шагом - достигнешь цели.

#561 29.03.2013 00:03:59

iTow
Подозрительная личность(C)
gardemarin
Сообщений: 4784




Re: цензовая система в русском флоте

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #680404
а как быть с японской картой

Из тех трех карт, которые Вы выложили, ни одна не показывает крутого поворота русской эскадры на SW. Если Вы имеете в виду нижнюю, на которой цветом выделен поворот строго на W, то она не противоречит тем самым упоминавшимся мной "отдельным показаниям" (конкретно - Таубе. Ч. 1. С. 162), что около часа шли, повернув сперва на W, затем SW и далее до NO 23. Возможно, есть какая-то другая карта, но спрашивается, если японцы вскоре после гибели "Бородино" "повернули на 8 румбов" и скрылись "во тьме" где-то на Ost, то как они уловили поворот русских, для них также совершавшийся если не "во тьме", то при очень ограниченной видимости? Если речь идет о том, что перед упомянутой гибелью русская эскадра шла примерно на NNW, то это можно считать близким к истине, хотя такое движение продолжалось минут 20 - 30.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #680404
требовалось именно сразу

Теоретически - да. Это диктовала тактика. И не столько для минимизации площади цели, сколько для того, чтобы уменьшить скорость сближения миноносцев и там самым увеличить время их обстрела своими противоминными орудиями. По Небогатову повернули, когда миноносцы были в 19 каб. По тем временам торпеды выгоднее было пускать с меньших расстояний (наша образца 1904 года имела дальность чуть больше мили, на максимальной же скорости и вовсе около 4 каб). Но что они там делали на практике, это вопрос.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #680404
если за ночь было 8 атак, то и курс они меняли 8 раз, как минимум

Если бы все 8 насчитанных Вами атак (а их было больше) производились строго по траверзу или с носовых курсовых углов, то это имело бы смысл. Однако  точного описания этих атак нет, есть лишь мутное определение "несколько раз меняли курс" минут на 10 - 15. Несколько - это от 2 и более. Вполне возможно, что меняли 3 или 4 раза, и не строго на 8 R, а около того и т.д.

#562 29.03.2013 08:25:08

Kronma
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5956




Re: цензовая система в русском флоте

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680423
Если речь идет о том, что перед упомянутой гибелью русская эскадра шла примерно на NNW, то это можно считать близким к истине...

И стало быть, Небогатов, и др. свидетели, утверждающие что эскадра именно в это время шла курсом NO 23 - лгут.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680423
...примерно на NNW, ...хотя такое движение продолжалось минут 20 - 30.

Да, но до этого они шли курсом NNNW минут 20 - 30, а перед этим ещё минут 30 лежали на курсе NNNNW, а до того - курсом N шли такое же время...
Т.е. медленно склонялись влево под давлением японцев.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680423
...как они уловили поворот русских, для них также совершавшийся если не "во тьме", то при очень ограниченной видимости?

Японские миноносцы легко могли уловить этот момент.
Они находились на меньшей дистанции, чем главные силы, и шли на сближение с русскими.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680423
И не столько для минимизации площади цели, сколько для того, чтобы уменьшить скорость сближения миноносцев и там самым увеличить время их обстрела своими противоминными орудиями.

В дневное время - да.
Хотя, это тоже спорный момент: после отворота время обстрела увеличивается, но количество орудий резко уменьшается.
Учитывая небольшие дальности пуска торпед, в дневное время было разумнее оставаться на прежнем курсе, и развить максимально плотный огонь по МН, что собссно, небогатовцы и делали, пока не наступила ночь (по их словам, опять же).

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680423
Из тех трех карт, которые Вы выложили, ни одна не показывает крутого поворота русской эскадры на SW.

А как быть с этими схемами?
На первой чётко показан поворот на 8 румбов, и хорошо видно, как "Орёл" оказался позади "Николая".

http://s017.radikal.ru/i442/1303/b9/d5576acc01b5t.jpg

На второй вообще показан поворот "все вдруг", но всё на те же 8 румбов.

http://s017.radikal.ru/i419/1303/64/a4c58913b513t.jpg


Ибу ебуди - хуй юйдао муди (кит.) - Шаг за шагом - достигнешь цели.

#563 29.03.2013 13:51:53

iTow
Подозрительная личность(C)
gardemarin
Сообщений: 4784




Re: цензовая система в русском флоте

Не все то, что не правда - ложь. Если японцы слегка отжали "Бородино" и он шел до получаса со скоростью около 10 уз к северо-западу, то этот небольшой финт вполне можно и не учитывать. Забавно некоторое расхождение в показаниях Шведе и японских схемах. Вот, например, смотрим на схему
http://s019.radikal.ru/i611/1303/96/51f54ef128e2t.jpg
и видим, что согласно японцам, русские вступили в бой не на курсе NO 23. И что, теперь все пересмотрим и будем излагать по японцам?

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #680469
медленно склонялись влево под давлением японцев

Медленно склонялись влево по утверждениям японцев.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #680469
легко могли

Отнюдь. Мостик миноносца гораздо ниже, обзор с него хуже. Если наши действительно начали поворот, когда японцы находились на 19 каб, то как именно Небогатов маневрировал, для японцев оставалось не вполне ясным.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #680469
количество орудий резко уменьшается

Отсюда следует, что они могли и не "подставлять корму", а разворачиваться на меньший угол, чтобы оставить большее число стволов для стрельбы по миноносцам. Это аргумент в пользу поворота не на 16 R,  на меньший угол, т.е. не сразу на SW.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #680469
А как быть с этими схемами?

А как и с другими - их там великое множество.

Отредактированно iTow (29.03.2013 13:53:24)

#564 29.03.2013 14:48:20

Kronma
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5956




Re: цензовая система в русском флоте

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680552
русские вступили в бой... И что, теперь все пересмотрим и будем излагать по японцам?

Нет, всё пересматривать не будем.
Завязку боя и первую его фазу уцелевшие русские участники видели хорошо, и неплохо её помнят, так что тут помощь японских источников не требуется.
А вот когда они начали хаотическое маневрирование под жестоким огнём, здесь, я полагаю, у японцев было больше возможностей спокойно вести прокладку курса и делать записи в вахтенном журнале, поэтому, я бы с должным вниманием отнёсся к их данным.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680552
Медленно склонялись влево по утверждениям японцев.

Не только по их утверждениям.
Они и фактически ушли с курса NO23 в NW четверть, т.е. склонились на 90 градусов.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680552
Забавно некоторое расхождение в показаниях Шведе и японских схемах.

Только в показаниях Шведе?
А в других расхождений нет? ;)

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680552
Отсюда следует, что они могли и не "подставлять корму", а разворачиваться на меньший угол, чтобы оставить большее число стволов для стрельбы по миноносцам.

В светлое время суток - да.
Ночью - вряд ли.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680552
Это аргумент в пользу поворота не на 16 R,  на меньший угол, т.е. не сразу на SW.

16 румбов - это обратный курс?
Вроде, об этом речь не шла. Говорили про 8 румбов.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680552
А как и с другими - их там великое множество.

Т.е. искать в этом множестве те схемы, которые укладываются и подтверждают, а от остальных отмахнуться?
Дескать, "их дофига"? :)


Ибу ебуди - хуй юйдао муди (кит.) - Шаг за шагом - достигнешь цели.

#565 29.03.2013 16:54:40

iTow
Подозрительная личность(C)
gardemarin
Сообщений: 4784




Re: цензовая система в русском флоте

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #680566
у японцев было больше возможностей спокойно вести прокладку курса

При тех финтах, которые они выписывали? Вы же понимаете, что они вели эту прокладку, как бог на душу положит, с точностью плюс - минус нцать кабельтовых и столько же градусов. Я ведь недаром выложил схему, на которой у японцев даже в начале боя русские идут явно не NO 23, а куда круче к О.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #680566
ушли с курса NO23 в NW четверть, т.е. склонились на 90 градусов

Чтобы уйти в эту четверть от NO 23, им можно было повернуть и не на 90 градусов, а на 30.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #680566
Только в показаниях Шведе?

Интересно, насколько отличается хронология, приводимая Шведе, от моментов времени на японской схеме.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #680566
16 румбов - это обратный курс?

Так их всего 32. Чтобы с NO повернуть на SW как раз и нужно на 16.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #680566
искать в этом множестве

Нет, просто принимать все к сведению и делать выводы по совокупности материала, с учетом малой достоверности как наших, так и японских.

#566 30.03.2013 09:12:55

Kronma
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5956




Re: цензовая система в русском флоте

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680595
они вели эту прокладку, как бог на душу положит, с точностью плюс - минус нцать кабельтовых и столько же градусов.

С чего бы это?
Что им мешало нормально выполнять свою работу?
Пожаров на мостиках у них не было, дымом их не заволакивало...
А вообще-то, я имел в виду не непосредственно боевую прокладку, а схему боя, составленную позже.
Для неё вполне хватило бы записей из вахтенного журнала: обороты, курс, время.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680595
...в эту четверть от NO 23
Чтобы с NO повернуть...

Если я правильно понимаю, Вы придерживаетесь мнения, что во второй фазе боя (с 17-40 до момента гибели "Бородино") эскдра шла курсом NO23, так?

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680595
принимать все к сведению и делать выводы

Чтобы сделать выводы, нужно сначала оценить достоверность того или иного материала.
Как Вы предлагаете это сделать?


Ибу ебуди - хуй юйдао муди (кит.) - Шаг за шагом - достигнешь цели.

#567 30.03.2013 14:07:19

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9219




Re: цензовая система в русском флоте

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #680855
С чего бы это?

С того, что доказать обратное штурмана 2-й ТОЭ уже не смогут.

#568 30.03.2013 16:42:43

iTow
Подозрительная личность(C)
gardemarin
Сообщений: 4784




Re: цензовая система в русском флоте

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #680855
Что им мешало

Если ничто не мешало, то как объяснить хотя бы то, о чем писал я - курс 2ТОЭ к началу боя в японском изображении.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #680855
Вы придерживаетесь мнения

Большинство свидетелей придерживаются этого мнения. Для них это 16 R. Я же готов поверить, что они несколько минут шли что-нибудь вроде NtW, потом даже NNW, стало быть, поворот "в SW четверть" мог быть поворотом на заметно меньший угол. Но опять же, не могу исклюать, что повернули туда не сразу, а в два или более приемов, т.е. прокладка должна представлять собой ломаную линию.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #680855
оценить достоверность

Хорошо тем же физикам или химикам - они могут сравнить с эталонными значениями. Здесь же только сравнивая показания между собой, по частоте упоминания и соответствию показаниям противной стороны. разумеется, получаемый результат "делить на 25".

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #680942
доказать обратное штурмана 2-й ТОЭ уже не смогут

Почему штурмана 2ТОЭ должны доказывать, что японцы вели прокладку лучше, чем они сами?

#569 30.03.2013 16:57:29

Kronma
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5956




Re: цензовая система в русском флоте

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680999
то как объяснить...

Вы сами это уже объяснили:

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680552
...их там великое множество.

:)


Ибу ебуди - хуй юйдао муди (кит.) - Шаг за шагом - достигнешь цели.

#570 30.03.2013 17:29:15

iTow
Подозрительная личность(C)
gardemarin
Сообщений: 4784




Re: цензовая система в русском флоте

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #681006
Вы сами это уже объяснили

Ну, я видлел только те, которые выкладывал здесь Geomorolog. Надо сказать, что великого множества, в отличие от показаний наших, не получается и все как-то не слишком убедительно выглядят.

#571 30.03.2013 17:45:08

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9219




Re: цензовая система в русском флоте

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680999
Почему штурмана 2ТОЭ должны доказывать, что японцы вели прокладку лучше, чем они сами?

Ваша фраза относилась к японцам? Искренне извиняюсь, что отнес ее у русским штурманам... Тем не менее, вступлюсь и за японцев. Видите ли, довелось участвовать во многих флотских мероприятиях, по итогам которых сверяли кальки маневрирования, снятые с прокладок кораблей, оборудованных куда более современными средствами навигации. Про боевое маневрирование с ведением прокладки за себя, свои силы и силы противника - вообще отдельный разговор - планшет АП переводился в режим 1:1 и только успевай откладывать пеленга и дистанции. И стрельбы по тебе никакой - разве что начальник над ухом визжит как резаный... И все-равно были различия, в отдельных случаях весьма значительные, дававшие повод для оаботы комиссии штурманской службы флота...

#572 30.03.2013 22:07:43

Kronma
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5956




Re: цензовая система в русском флоте

iTow написал:

Оригинальное сообщение #681014
Надо сказать, что великого множества, в отличие от показаний наших, не получается и все как-то не слишком убедительно выглядят.

Складывается парадоксальная ситуация: показания наших выглядят неубедительно из-за их "великого множества", а показания японцев неубедительны по причине отсутствия этого самого "множества".  :)

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680999
Большинство свидетелей придерживаются этого мнения.

Большинство не всегда оказывается правым.
И кстати, сугубо ИМХО, именно большинство отрицало (или не подтверждало) что к заходу солнца эскадра шла курсом NO23.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680999
...не могу исклюать, что повернули туда не сразу, а в два или более приемов, т.е. прокладка должна представлять собой ломаную линию.

Дык, она и представляет собой ломаную линию на некоторых русских схемах боя.
Об этом я, собссно, и говорю.
Начало этой линии - в точке визуального контакта в 17-40 при курсе NO23, а окончание - примерная точка гибели "Бородино" при курсе NW.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #680999
Я же готов поверить, что они несколько минут шли что-нибудь вроде NtW, потом даже NNW, стало быть, поворот "в SW четверть" мог быть поворотом на заметно меньший угол.

К сожалению, я не увидел прямого ответа на несложный вопрос.
Так всё таки, скажите, лично Вы считаете, что во второй фазе боя (с 17-40 до момента гибели "Бородино") эскадра шла курсом NO23?
И в своих расчётах исходите из этого предположения?

Отредактированно Kronma (30.03.2013 22:30:02)


Ибу ебуди - хуй юйдао муди (кит.) - Шаг за шагом - достигнешь цели.

#573 30.03.2013 23:11:30

iTow
Подозрительная личность(C)
gardemarin
Сообщений: 4784




Re: цензовая система в русском флоте

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #681017
вступлюсь и за японцев

Так, я не в обиду им. Хоть я и не штурман, но на 2 курсе, как и все, прошел соответствующую практику и понимаю, что после 13.49 14 мая ни тем, ни другим некогда было выбегать с секстаном и качать светило. Вели прокладку по счислению, место противника пеленговали, надо полагать, не слишком часто. Поэтому, хотя оспаривать сами схемы желания нет, но трудно не замечать, что на части из них японцы указывают, например, в начале боя курс 2ТОЭ примерно на ONO и во всяком случае близко к NO 60, т.е. тому курсу, которым наши шли до 12.00. Отсюда напрашивается вывод - они не слишком заморачивались по поводу истинного курса наших кораблей, а отсюда и доверие к тем пируэтам, которые они рисуют для 2ТОЭ в бою, не слишком высокое. Использовать для грубой прикидки можно, но не более.

#574 30.03.2013 23:43:20

iTow
Подозрительная личность(C)
gardemarin
Сообщений: 4784




Re: цензовая система в русском флоте

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #681103
а показания японцев неубедительны

Я shhturman,у выше объяснил причину недоверия к схемам японцев. У них, по крайней мере, на части схем, доступных мне, курс нашей эскадры к началу боя показан близким к NO 60, хотя с 12.00 они уже шли NO 23. Меня такой подход настораживает и в отношении остального.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #681103
сугубо ИМХО, именно большинство отрицало

Если брать не по отдельным личностям, а по офицерам разных кораблей, то скорее большинство как раз указывало NO 23. Но в данном случае у меня есть сомнение, что конкретно на момент гибели "Бородино" это было так. Не исключено, что кратковременного уклонения в NW четверть просто не сочли нужным упомянуть. По крайней мере, нельзя исключить, что после этот момента и до поворота от миноносцев могли взять и в обратную сторону, на генеральный курс, пусть, опять-таки, на несколько минут.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #681103
Дык, она и представляет

Вот и я о том. Но с учетом пары забавных деталей. Так, горемыка Шведе (Ч. 3. С. 538 и далее) указывает, что после очередного огневого контакта наша эскадра к 17.50 мин шла курсом NO 23. Далее он рассказывает, как около 18.00 бой возобновился, а "Около 6 ч. 30 м. на «Бородино» вспыхнул громадный пожар; увидев это, неприятель усилил по нем огонь, заставив его склониться влево и лечь в норд-вестовую четверть". Чувствуете? Только после 18.30, по его словам, японцы стали отжимать, по смыслу сказанного им же выше, с курса NO 23. Далее около 18.50 из строя влево (улавливаете?) вышел "Александр III", т.е. чтобы обойти его, эскадре следовало идти прежним курсом. С 19.10 "Бородино" стал крениться на правый борт. По логике вещей, если он от этого и стал забирать, то скорее к N, невольно уходя в сторону генерального курса, а в 19.12 или 19.15 перевернулся. "Орел" оставил гибнущего товарища с правого борта, т.е. опять же, невольно, вильнул в NW четверть. Уже по этому его описанию видно, что слова Шведе и японская схема, Вами выложенная, расходятся. По данным со схемы, наши около 18.00 уже должны были идти на N, а спустя несколько минут оказаться в NW четверти. Не вытанцовывается.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #681103
лично Вы считаете

Как Вы ставите вопрос, так я и отвечаю. Вы спрашиваете, "считаю ли я", я отвечаю, что не считаю, так как не располагаю достаточно определенными указаниями свидетелей. Поэтому лично я, про себя, могу предположить, что курс мог быть не NO 23, а NO 20 или NO 15, а то и того меньше. Но в расчет я могу брать только показания свидетелей, а судя по их словам, незадолго до гибели "Бородино" шли именно NO 23. Учитывая показания Шведе и японские схемы, в самом общем их виде (не ориентируясь на те курсы, которые там нарисованы), я допускаю, что примерно к 19.00 курс мог лежать в NW четверть, но сколько именно градусов (2, 5 или 10) я определить не берусь. Равно как не берусь определить, каким курсом шли после гибели "Бородино" до начала маневра уклонения от миноносцев, т.е. еще несколько минут (по некоторым показаниям, до получаса). Точнее, уж извините, я определить не могу, т.к. по моим представлениям это было бы гаданием.

#575 31.03.2013 23:08:01

Kronma
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5956




Re: цензовая система в русском флоте

iTow написал:

Оригинальное сообщение #681130
Но с учетом пары забавных деталей.

Честно говоря, не совсем понял, что в этих деталях забавного.
Давайте вместе разберёмся по-порядку:

1.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #681130
Шведе указывает, что после очередного огневого контакта наша эскадра к 17.50 мин шла курсом NO 23.

Да, и это подтверждают другие свидетели.
Этот момент однозначно отображён на различных схемах, и ИМХО, не вызывает разночтений.

2.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #681130
около 18.00 бой возобновился

Вроде, тоже похоже на правду.

3.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #681130
Около 6 ч. 30 м. на «Бородино» вспыхнул громадный пожар; ...неприятель усилил по нем огонь, заставив его склониться влево и лечь в норд-вестовую четверть".

Так, похоже.
Но, вот какие детали добавляет В. Крестьянинов:
"Около 18.20 дистанция (между русскими кораблями и 1-м боевым отрядом) сократилась до 30 кабельтов.
"Бородино" склонился влево и этим увеличил расстояние до 35 кабельтов.
В 18.27 Того так же подвернул влево, уменьшая расстояние."
Не думаю, что он сам выдумал этот факт.
Так что, очевидно, "Бородино" всё же совершал целую серию подворотов влево, уходя от начального курса NO23.

4.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #681130
Чувствуете? Только после 18.30, по его словам, японцы стали отжимать...

Не-не-не! Не чувствую!
"Около 18.30" - это вовсе не означает "после 18.30".
Например, 18.20, или 18.25 - это тоже около 18.30.

5.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #681130
около 18.50 из строя влево (улавливаете?) вышел "Александр III"

Да, вроде, так всё и было.
Только что я должен в этом уловить?
Почему он вышел именно влево?
Так здесь может быть масса причин: вышел в сторону от противника, поломка рулевого устройства или попадание в него, уход с курса под влиянием нарастающего крена и т.п.

6.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #681130
С 19.10 "Бородино" стал крениться на правый борт. По логике вещей, если он от этого и стал забирать, то скорее к N

По логике вещей, он уже достаточно находился под огнём, чтобы склониться с курса NO23.
И значит, до 19.10 шёл уже на N или NNW.
Поэтому, очередной его отворот влево и приводил на курс NW, а не "скорее к N".

7.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #681130
"Орел" оставил гибнущего товарища с правого борта, т.е. опять же, невольно, вильнул в NW четверть.

Чтобы обойти препятствие не обязательно менять генеральный курс.
Досточно небольшого отворота, прохождения препятствия, и возвращения на исходный курс.
Так что, не факт, что именно гибель "Бородино" заставила "Орёл" продолжить склонение к западу.

iTow написал:

Оригинальное сообщение #681130
По данным со схемы, наши около 18.00 уже должны были идти на N, а спустя несколько минут оказаться в NW четверти.

Я не увидел таких данных.
На схеме указан лишь короткий отрезок курса русских кораблей (я его выделил цветом) с момента гибели "Бородино" и "Александра", до поворота W.
Но, это явно не 18-00, а более позднее событие.


Ибу ебуди - хуй юйдао муди (кит.) - Шаг за шагом - достигнешь цели.

Страниц: 1 … 21 22 23 24 25 … 28


Board footer