Вы не зашли.
Страниц: 1
Построенные в Севастополе в 30-40 19-го века, по инициативе адмирала Лазарева, сухие доки по праву считались одними из тогдашних инженерных чудес. Уникальная система заполнения их водой и осушения, не требующая насосов, действовала благодаря 18 километровому водопроводу, через тоннели и акведуки, подававшим воду с возвышенностей. Слив воды, производился самотеком, так как доки были построены выше уровня моря, с которым соединялись каналом, имевшим три расположенных каскадом шлюза. В центральный бассейн выходили ворота пяти доков способных принимать корабли самых больших, по тогдашним понятиям, размеров. Во время обороны Севастополя 1854-1855 годов доки были повреждены, а перед уходом союзников из Крыма взорваны англичанами. После войны восстанавливать их не стали, ввиду отсутствия, по заключенным соглашениям, русского военного флота на Черном море. До настоящего времени сохранилось лишь несколько фрагментов акведуков.
В конце 70-х гг., по заказу музея Севастопольского морского завода, являвшегося прямым наследником Лазаревского Адмиралтейства, подразделение ГСПИ-2 «Союзпроектверфь» ЭЛОМР выполнило действующий макет старых доков. ЭЛОМР (Экспериментальная Лаборатория Объемно-Макетных Разработок) занималась созданием макетов, в том числе и действующих, цехов и эллингов судостроительных заводов, и опытных пусковых установок для отработки подводного старта баллистических и крылатых ракет. Работали там настоящие мастера, в том числе и судомоделисты. Макетчики несколько раз посетили Севастополь, чтобы своими глазами увидеть воспроизводимый ими рельеф местности.
Макет был расположен на планшете размером примерно 2х3 метра и полностью воспроизводил всю инфраструктуру сооружения с участком водопровода. После включения, док в котором стоял линейный корабль, заполнялся водой, открывались ворота, после чего модель линкора выходила из дока, разворачивалась, и по системе шлюзов опускалась на уровень моря. Все управление макетом осуществлялось автоматически, что по тем временам производило неизгладимое впечатление на зрителей.
Я сам не был свидетелем, в Москву не взяли, но ребята сопровождавшие макет рассказывали о его демонстрации тогдашнему Министру Судостроительной промышленности Б. Е. Бутоме. Министр, как завороженный смотрел на движущуюся модельку линейного корабля (по словам одного из макетчиков: «Как кот на мышь»), а потом попросил: «А можно еще раз?» Включили заново, Бутома внезапно протянул руку и схватил линкор! Дальше последовала немая сцена: Министр, стоял с открытым ртом – как? Ведь модель ничем не соединялась с макетом.
В настоящее время макет, как и задумывалось, стоит в зале музея Севморзавода, работает или нет - не знаю. По крайней мере, напоминает о двух славных этапах строительства Российского флота.
До-революционный макет этих доков, из дерева и не наполняемый водой, есть в ЦВММ. Отличается тем, что под снимаемыми настилами платформ (между доками) показано внутреннее устройство. К сожалению, есть небольшие утраты и повреждения.
А.Иванов написал:
Оригинальное сообщение #694777
До-революционный макет этих доков, из дерева и не наполняемый водой, есть в ЦВММ. Отличается тем, что под снимаемыми настилами платформ (между доками) показано внутреннее устройство. К сожалению, есть небольшие утраты и повреждения.
Не видел, интересно. В запасниках? А какие размеры?
Да, в запасниках. К сожалению, до переезда они (а макетов разных доков много и есть просто угрожающие размеры со своими резными столами, раскладывающиеся на-двое, из ценных пород дерева, разбираемые с показом разрезов и т.п.), так вот они до переезда и сотрудникам были недоступны - завалены подступы раличными экспонатами. Это лежало с перезда 1938-41 гг, самого страшного и трагического переезда. У коллег есть готовность привести их в порядок и поставить в экспозицию. Думаю, что эти планы вполне реальны. Размер Севастопольских доков не большой, по памяти до 1,5 м в длину.
А.Иванов написал:
Оригинальное сообщение #694791
У коллег есть готовность привести их в порядок и поставить в экспозицию. Думаю, что эти планы вполне реальны.
Дай-то бог. Я в запасниках не был ни разу. А размеры Севастопольского макета я мог и запамятовать - давно дело было. Кстати, у Нарусбаева была статья в Судостроении об этом макете, но я что-то не могу у себя найти.
Макет стоит, музей работает (по крайней мере работал относительно недавно). Правда, по-моему заполнение водой его конструкцией не предусмотрено. Был там неоднократно (меня даже в пионеры принимали в этом музее:)), но не помню, что бы экскурсовод сообщал, что макет действующий.
Chief написал:
Оригинальное сообщение #695821
Макет стоит, музей работает (по крайней мере работал относительно недавно). Правда, по-моему заполнение водой его конструкцией не предусмотрено. Был там неоднократно (меня даже в пионеры принимали в этом музее:)), но не помню, что бы экскурсовод сообщал, что макет действующий.
Значит сломан. Я же видел его в работе перед отправкой - кораблик плавал, проходя по шлюзам.
Страниц: 1