Вы не зашли.
Спасибо SVGAFAROVу !
Botik Petra Velikogo
Вице-Адмиралъ, лучший исследователь Форума 2010 и 2011
А какими материалами располагаете?
Отчет ЮЗМОР за 2-й квартал 1945 года имеется?
Я родом из Пайзы. История малой Родины , естественно, интересна.Попадались фото родных мест, привязываю.
Отчёта нет. Что это это за "хроники ", скажите не профи !
Интересна история ледового похода Тевтонского ордена в 1253 г. на полуостров Пайзе. Более известен поход ордена на Русь.
На форуме это обсуждается?
К сему.
Здесь есть немного о боях на полуострове Пайзе.
Б.Н. АДАМОВ, член правления Калининградского клуба краеведов
В НАПРАВЛЕНИИ НА ЦИММЕРБУДЕ
http://www.klgd.ru/city/history/almanac … hp?print=Y
Еще об одном десанте на косу Фришес-Нерунг.
Из книги - "Речицкая Краснознаменная", боевой путь 194-й стрелковой дивизии. Шилов К.К.
"В начале последней декады апреля дивизия получила боевое распоряжение командования 48-й армии начать скрытную подготовку к форсированию залива Фришес-Хафф и в последующем к боевым действиям на косе Фрише-Нерунг, где окопались остатки восточнопрусской группировки
врага.
Для обеспечения форсирования залива дивизии придавались два батальона 8-й понтонно-мостовой бригады с полуторным понтонным парком, а также пять катеров Краснознаменного Балтийского флота. Ставя дивизии боевую задачу, командир 53-го стрелкового корпуса, в состав которого она входила в этот период, предупредил генерал-майора П. П. Опякина, что с предстоящей операцией по форсированию залива разрешается ознакомить лишь строго ограниченный круг должностных лиц и что в связи с этим к осуществлению подготовительных мероприятий следует привлечь только незначительную часть рядового, сержантского и офицерского состава дивизии.
...
23 апреля командир дивизии, заслушав доклад начальника штаба и оценив сложившуюся обстановку, принял решение на форсирование залива, которое тут же было оформлено в виде боевого приказа.
Решением предусматривалось форсировать залив тремя рейсами из района гавани Гадинер-Хафен (переправочный пункт № 1) и платформы Панкляу (переправочный пункт № 2). Первым рейсом залив должен бьтл форсировать 470-й стрелковый полк, имея задачу захватить своим передовым отрядом плацдарм на косе Фрише-Неру иг в районе Кайзер-Хакеи, перерезать косу и в дальнейшем, уничтожая подразделения 129-й немецко-фашистской пехотной дивизии и развивая наступление в юго-западном направлении, овладеть рубежом гора Блинксберг, Ланг-Хакенп, а к концу дня выйти на рубеж Пребберкау. Вторым рейсом через залив планировалось переправить 616-й стрелковый полк, который должен был высадиться на косу в районе Кайзер-Хакен в готовности немедленно развить успех авангардного полка. 954-й стрелковый полк — второй эшелон — с началом форсирования залива 616-м полком сосредоточивался вблизи 1-й и 2-й переправ в готовности к переправе через водную преграду третьим рейбом, высадке на косе и развитию успеха полков первого эшелона.
В своем решении командир дивизии Определил конкретные меры по артиллерийскому обеспечению форсирования залива стрелковыми полками и их боевых действий на косе. Особое внимание было уделено инженерному обеспечению форсирования залива и вопросам управления частями и подразделениями в ходе форсирования залива и боя на косе. В частности, предусматривалось осуществление таких мероприятий, как заблаговременное оборудование плавсредств устройствами, обеспечивающими ведение на плаву огня из станковых пулеметов и противотанковых орудий, обеспечение личного состава подразделений первого эшелона индивидуальными спасательными средствами; изготовление светосигнальных средств и флажков для поддержания связи между плавсредствами в ходе форсирования залива, и других, связанных с подготовкой к форсированию. В целях обеспечения надежного управления частями и подразделениями в ходе форсирования устанавливалось, что командиры рот и батальонов должны будут переправляться вместе со своими подразделениями, а командиры и штабы
полков — с первыми эшелонами полков. Боевые расчеты, назначаемые в состав десанта, создавались из наиболее опытных солдат и сержантов.
....
26 апреля войска 11-й гвардейской армии, завершая разгром противника в районе Пиллау (Балтийск) и преследуя его остатки, переправились через канал, который соединяет залив Фришес-Хафф с Балтийским морем, и начали наступление по косе Фрише-Нерунг в юго-западном направлении. Ввиду этого командующий 3-м Белорусским фронтом генерал армии И. X. Баграмян решил от высадки десанта на косу Фрише-Нерунг отказаться, а для разгрома противника использовать захваченный 11-й гвардейской армией плацдарм, с которого повести методическое наступление по косе с востока на запад. В соответствии с этим решением командование 48-й армии изменило дивизии район высадки на косе Фрише-Нерунг: вместо района Кайзер-Хакен, который противник все еще удерживал в своих руках, дивизия должна была высадиться на косу на 20—25 километров северо-восточнее, в районе населенного пункта Нармельн, который был уже захвачен частями 11-й гвардейской армии.
Соответственно изменялись и пункты переправ — из района гавани Гадинер-Хафен и платформы Панкляу они перемещались в район Розеиберга (Суш), куда 470-й стрелковый полк и один батальон 616-го стрелкового полка прибыли на плавсредствах по заливу, а остальные части дивизии — походным порядком, совершив марш через Толькемит (Толькмицко), Фрауенбург (Фромборк), Браунсберг (Бранево) и Хайлигенбель (Мамоиово). При продвижении десанта дивизии вдоль южного берега залива противник сопровождал его артиллерийским огнем, который, к счастью, не причинил десанту серьезного урона. Было отмечено лишь одно прямое попадание снаряда в корму парохода, на борту которого находился батальон 470-го стрелкового полка.
Прибыв в район Розеиберга, 470-й полк, не выгружаясь, двинулся в первой половине дня 30 апреля через залив в район Нармельна и высадился на косе в двух-трех километрах северо-восточнее этого населенного пункта. Вслед за ним туда к концу дня организованно и без потерь переправились два других стрелковых полка, артиллерия и части боевого обеспечения дивизии.
Учитывая небольшую ширину (около 1 километра) полосы наступления, закрытый характер местности и ее инженерное оборудование, а также фанатизм недобитых гитлеровских головорезов, командование дивизии пришло к выводу, что успех в бою иа косе будет зависеть в первую очередь от умелых и решительных действий небольших подразделений пехоты, усиленных артиллерией и саперами, и от действий отдельных бойцов. В связи с этим комдив решил построить боевой порядок соединения в три эшелона.
При таком построении обеспечивались свобода маневра для наступавших подразделений и непрерывность наращивания их усилий при очищении косы Фрише-Нерунг от противника.
В ночь на 1 мая 1945 г. 470-й стрелковый полк, совершив по косе марш из района высадки, достиг населенного пункта Нармельн и через боевые порядки частей 11-й гвардейской армии вошел в соприкосновение с противником.
Имея справа 96-ю стрелковую дивизию 53-го стрелкового корпуса, он повел решительное наступление вдоль северного берега залива ФркшесДафф в направлении на Данциг (Гданьск). Во втором эшелоне наступал 616-й, в третьем — 954-й стрелковые полки. В дальнейшем полки, по переменно сменяя друг друга, обеспечили безостановочное продвижение дивизии в заданном направлении.
Пройдя с тяжелыми боями по косе более 27 километров, дивизия в ночь на 8 мая овладела северо-восточной окраиной Боденвинкеля (Конты). Здесь, в этом небольшом восточнопрусской приморском поселке, солдаты и офицеры 194-й стрелковой Речицкой Краснознаменной дивизии встретили весть о победе. Утром 9 мая 1945 г. на косе Фрише-Нерунг уцелевшие остатки немецко-фашистских войск капитулировали.
Успех форсирования такой широкой — более 5,5 километра в полосе дивизии — водной преграды, как морской залив Фришес-Хафф, был обеспечен прежде всего тщательной и скрытной подготовкой дивизии к форсированию, наличием на косе плацдарма и достаточного количества переправочных средств: в распоряжение дивизии были предоставлены два понтонно-мостовых батальона с семнадцатью полуторными понтонами, тремя самоходными баржами и семью буксирными катерами, а также буксирный катер Краснознаменного Балтийского флота, трофейные пароход и пассажирский катер. Немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что на подготовку к форсированию дивизии было дано десять дней и что заранее были предусмотрены необходимые меры боевого обеспечения форсирования, реализация которых возлагалась, в частности, па пять бронекатеров КБФ, 299-й артполк, приданные дивизии подразделения артиллерии большой мощности и на 175-й отдельный истребительно-противотанковый дивизион. Орудия этого дивизиона были установлены на баржах с таким расчетом, чтобы они при необходимости могли вести огонь по противнику прямо с барж, на плаву.
Успеху форсирования способствовало также то, что переправа через залив проходила без авиационного и при очень слабом артиллерийском воздействии противника. Плавсредства с подразделениями и боевой техникой при движении по заливу лишь изредка подвергались артобстрелу."
Статья вице-адмирала А.В.Кузьмина "Последний десант в Великую Отечественную войну. (Высадка десанта "Вест" на косу Фриш-Нерунг в ночь на 26 апреля 1945 г.)."
http://www.fayloobmennik.net/2734568
С уважением, Фёдор.
Фёдор 1979 написал:
Оригинальное сообщение #679612
Статья вице-адмирала А.В.Кузьмина "Последний десант в Великую Отечественную войну. (Высадка десанта "Вест" на косу Фриш-Нерунг в ночь на 26 апреля 1945 г.)."
http://www.fayloobmennik.net/2734568
С уважением, Фёдор.
Федор, спасибо большое за статью. Я склеил карту и выложу ее здесь с вашего позволения.
Статья вице-адмирала А.В.Кузьмина "Последний десант в Великую Отечественную войну. (Высадка десанта "Вест" на косу Фриш-Нерунг в ночь на 26 апреля 1945 г.)."
Спасибо за интересную статью.
svgafarov написал:
Оригинальное сообщение #679676
Федор, спасибо большое за статью. Я склеил карту и выложу ее здесь с вашего позволения.
Не имею ни каких возражений.
С уважением, Фёдор.
Спасибо за фото и ссылки! Но это о б щ е е !!! Хотелось знать подробней и поточней к "своему болоту"!!!
Сейчас разобрались с бронекатерами и участниками штурма косы восточного десанта (!!!), ранее список номеров БК был нечётким, неговоря об участниках.
На карте с сайта получается, что десант вышел с "лесистого берега". Хотя ,судя по фото с БК-204 и БК-202 стоянка катерников там была.
Даю карту пентагоновскую 1956 г. с отметками. http://s017.radikal.ru/i418/1303/01/9de111e5a32f.jpg
Отмечено красными точками , где сделано фото БК-308 - там верфь Циммербуде, где фото приёма раненных с БК-204 - электростанция . Красно-жёлтая точка , где был сфотографирован БК-214 у выходной дамбы канала полуострова Пайзе. Красо-зелёные точки- "лесистый берег", откуда "самоходные пушки " расстреляли БК-214 Задорожного.
Да, может кто подскажет- из немецких "самоходных пушек", какие могли так прицельно стрелять на ходу ?
По западному десанту инф. хороша ! Профи-слов нет !
Может, кто сделает выборку поимённую из наградных листов, листов потерь участников ? А из местных (с косы ) кто "привяжет" кинохронику места высадки боёв ?
А я по восточному подсоблю ?
К сему.
Добрый вечер. Занимаюсь десантами по косе Фрише Нерунг давно. Уважаемый Мирослав частенько оказывал помощь. Но для меня так и непонятен окончательный состав Восточного десанта. Если можно дайте полный состав БКА, фигурируют цифры 9, 11 и 13 единиц.
Интересная схема высадки десантов представленная Федором, а есть ли к ней пояснения.
С уважением Михаил
Михаил22 написал:
Оригинальное сообщение #687376
Интересная схема высадки десантов представленная Федором, а есть ли к ней пояснения.
Так вы статью скачайте по ссылке из поста 404.
С уважением.
Михаилу 22
Бронекатера БК-158, 159, 204, 205, 213, 308, 309, 310, 322, 325- участники десанта и штурма косы Фрише-Нерунг 25-26 апреля 1945 года.
Итого - 10 ( десять ) . Эта цифра называлась и ранее, я уточнил номера по наградным спискам. привёл фамилии по катерам.
Фёдор 1979 написал:
Оригинальное сообщение #687397
Так вы статью скачайте по ссылке из поста 404.
Большое спасибо, вот только она не скачивается, антивирусник блокирует. Если можно скинте ее еще раз на файлообменник. с уважением Михаил.
vit347 написал:
Оригинальное сообщение #687616
Михаилу 22Бронекатера БК-158, 159, 204, 205, 213, 308, 309, 310, 322, 325- участники десанта и штурма косы Фрише-Нерунг 25-26 апреля 1945 года.Итого - 10 ( десять ) . Эта цифра называлась и ранее, я уточнил номера по наградным спискам. привёл фамилии по катерам.
Большое спасибо за информацию. С уважением Михаил
Вот еще одна схема высадки Западного десанта
http://s61.radikal.ru/i174/1304/2a/6693c7b5e1b8.jpg[img][/img]
Отредактированно Михаил22 (16.04.2013 20:43:19)
Михаил22 написал:
Оригинальное сообщение #687742
Большое спасибо, вот только она не скачивается, антивирусник блокирует. Если можно скинте ее еще раз на файлообменник. с уважением Михаил.
Вот пожалуйста.
http://dfiles.ru/files/pwxlag3m2
С уважением, Фёдор.
Большое спасибо. Буду изучать, что то похожее я читал в книге этого же автора: Кузьмин А. В.
В прибрежных водах. М., Военное издательство, 1967.
С уважением Михаил
Можно ли уточнить участие самоходных барж . В наградных по БК-212, в частности, сообщается об уничтожение одной из них. Некоторые сайты сообщают об непонятном появление , в частности на косе, танков. И хотя танковая ремонтная база на полуострове Пайза имела железнодорожную ветку, для доставки бронетехники, на берегу залива имелась погрузочная площадка, откуда и вышел конвой в ночь с 16 на 17 апреля 45 г..
http://i080.radikal.ru/1305/50/dceda1b28cd4.jpg - общий вид обводного канала.
http://s56.radikal.ru/i152/1305/9b/5b4806fa65fc.jpg - переправа через канал , бетонированная, сваи более высокие, чем по всему каналу.
http://s53.radikal.ru/i141/1305/61/5ffc156c3bdd.jpg - переправа, вид с берега.
http://s018.radikal.ru/i528/1305/f2/98865f918f19.jpg - капонир, метров 50 от переправы,возможно использовался , как накопитель.
http://s47.radikal.ru/i117/1305/7d/48cef4e04da3.jpg - кладбище немецких танкистов, метров 300 от переправы, жёлтые точки, раскопанные могилы.
Бетонированная переправа использовалась не день, а были ли баржи, танки ... ?
Некоторые сайты сообщают об непонятном появление , в частности на косе, танков.
Танки на косе были, хотя и очень немного и не всегда собственно танки. Что-то успели перетащить из Пиллау, часть техники,
судя по всему, пригнали с польской части косы.
Можно ли уточнить участие самоходных барж . В наградных по БК-212, в частности, сообщается об уничтожение одной из них.
Есть разница. Просто самоходные баржи разных типов, БДБ (MFP) и Pilabo. Первые точно тонули. Со вторыми много вопросов. Саперные баржи
тоже, скорее всего уничтожались.
Там могли быть гражданские баржи, т.н. мореходные лихтеры, могли быть баржи, когда-то конфискованные для операции Зеелёве, да так и оставшиеся в Кригсмарине на разных ролях. Они потом часто всплывали тут и там. Много что можно было.
Да, все что угодно. Баржи, плашкоуты, морские шланги. Благо разнообразной посуды в тех местах было в избытке.
Пост № 368 Exarch.
Фото - " Пиллау, апрель 1945 года. Ремонт поврежденного бронекатера."
http://s42.radikal.ru/i098/1201/f4/ca3c30a64c77.jpg
Это бронекатер " БК-309 " , командир - лейтенант Жадан Лев Яковлевич. Во 2 броске, при подходе к берегу, за кормой катера разорвалась мина, взрывной волной оторвало руль, кронштейн и вал с винтом левой машины. " БК-309 " совершил 3 броска ( !!! ) - 280 человек десантировал !
Спасибо. На том ресурсе подписи к снимкам иногда страдают излишним минимализмом. А иногда фотографии неверно атрибутированы.
Бронекатер "БК-212 " подорвался на мине и погиб в Калининградском ( Кёнигсбергском ) морском канале.
Погибли : http://s019.radikal.ru/i626/1305/3b/619a9b5c2074.jpg
Командир отделения рулевых. Старший краснофлотец Сидоров Евгений Алексеевич, 1918 г. р..
Командир отделения комендоров. Старшина 1 статьи Скрыпник Владимир Григорьевич, 1920 г. р..
Комендор. Старший краснофлотец Шершенков Иван Николаевич, 1921 г. р..
Комендор. Старший краснофлотец Макеев Михаил Николаевич 1920 г. р..
Пулемётчик. Старший краснофлотец Ковалевский Станислав Иосифович, 1918 г. р..
Пулемётчик. Краснофлотец Нестеров Виктор Михайлович, 1925 г. р..
Командир отделения пулемётчиков, подошедшего бронекатера " БК-322 ", старшина 1-й статьи Поляков Борис Александрович, первый бросился в воду и спас тяжелораненного командира " БК-212 " лейтенанта Доценко Николая Максимовича. Командира доставили в армейский госпиталь в п. Взморье ( Гросс-Хайдекруг ), где он умер от ран 28 апреля и был похоронен, как следует из " Именного списка безвозвратных потерь л.с. КБФ ..". На мемориале п. Взморье нет надписи - " лейтенант Доценко Н. М. ". Есть - " рядовой Доценко И. С. ". На ОДБ " Мемориал " тоже не указано место захоронения командира. На совете ветеранов г. Светлого я сделал сообщение о вопиющем положение с захоронением на мемориале . Так из 24 воинов погибших при штурме Циммербуде ( г. Светлый ), из " Списка безвозвратных потерь рядового и сержантского состава ...", похороненных в п. Взморье : 15 - не значатся, 5 - или ошибки , или не они ! Т. е. информации о месте захоронения нет! Председатель С В обещал послать запрос в военкомат г. Балтийска.
Кто знаком с подобной ситуацией, подскажите реальные действия !
Документы из Общедоступного электронного банка документов "Подвиг народа" - http://www.podvignaroda.mil.ru/
Награжденные за Пиллау экипажи бронекатеров:
Добрый всем вечер.
Собрал информацию по БКА участвующих в высадке и их принадлежности к дивизионам:
1-й Петрозаводский дивизион бронекатеров командир капитан 2 ранга М. Ф. Крохин
БК-204 старший лейтенант М.Я.Хигер
БК-205 ...........................
БК-212 лейтенант Н.М.Доценко
2-й дивизион бронекатеров командир ...................
БК-158 лейтенант П.П.Огарь
БК-159 лейтенант А.А.Смирнов
БК-213 лейтенант Л.Я.Жадан
БК-308 лейтенант В.Ф.Андрющенко
БК-309 лейтенант В.Ф.Андрющенко
БК-310 старший лейтенант В.Н.Румянцев
БК-322 лейтенант С.М.Смирнов
БК-325 ..............................
Если есть у кого нибудь другая информация, то прошу поделиться.
И еше в приказе по награждениям есть БК-202, но в списках БКА участвующих в десантной операции его нет.
С уважением Михаил.
Отредактированно Михаил22 (10.06.2013 21:36:01)