Вы не зашли.
bugor337 написал:
Оригинальное сообщение #708274
Продолжение рассказа о моей жизни на крейсере "Железняков" во время его перехода из Североморска в Кронштадт на ремонт.
15.07.1968 г.
09:25 На корабле идут политзанятия. В нашей группе читает начальник (видимо начальник РТС). Но так как на Тамире готовность, то я не пошел. Коля – то же, так как он из другой группы. Сейчас я у Нетепина на посту сижу, и от нечего делать пишу. Сегодня в 06:20 была сыграна боевая тревога. Был пожар, правда не большой, на камбузе личного состава. 25 минут назад над кораблем пролетел советский гидросамолет. Затем был кукурузник, правда в стороне и определить чей он было трудно. Я, думаю он из ГДР. В 09:20 над нами пролетели два польских истребителя МиГ-17. Эсминец ФРГ с утра шел между нами и нашим эсминцем. Затем они стали отворачивать и сейчас уже виднеются на горизонте по левому борту. Погода – никуда. С утра было немного светлее, а сейчас только в одном месте небо более –менее светлое. Вода темно серая, и вообще вода здесь не того. В Баренцевом море вода при солнечной погоде синяя-синяя. А здесь какая-то туманная, мутноватая. При плохой погоде на севере вода четная, что придает ей суровый вид, а здесь, как-то не так.
12:35 Только что закончился обед и я вышел на мостик посмотреть горизонт. Наш МПК до сих пор идет за эсминцем. В 11 часов нас обогнал, а затем снова вернулся торпедный катер ГДР, а по носу пересек курс катер Польши. Он шел против волны и так зарывался в нее, что только одна мачта торчала над волной. Они подошли к эсминцу, но вскоре отвалили от него т.к. он шел узлов под 30.
13ч 30мин.17сек. Прошли траверз буя обозначающего границу ГДР. До берега 120 каб.
14:20 Застопорили ход. Дистанция до берега 20 каб. С левого борта в море выходят два торпедных катера. Великолепно идут в кильватер, узлов, не менее 30. Второй катер вышел из строя и направился к нам. Не доходя сотню метров, отвернул и пошел догонять первого. Отворачивая от нас, он натолкнулся на волну, оставленную первым катером. Волна подняла его, его днище оголилось больше чем на половину, и он как прыгнет с этой волны, как с трамплина, подняв тучу брызг. Картинка была великолепная. Я снял его в момент, когда оголилось днище. Стали на якорь, времени я не помнил,
15:05 прошла команда «…Заступить по-походному». «Добро» на стоянку на рейде гор. Засниц нет. Снимаемся с якоря и уходим в море.
15:18 Снялись с якоря, дали ход.
19:25 Пришел с развода. Заступил дежурным по РТС. Сейчас идем в море. Тот раз, днем, мы вернулись и стали на якорь в том же месте откуда ушли. К нам подошел ГДР-ровский сторожевик. Сделал два круга вокруг корабля и застопорил ход в районе кормы. Там он стоял пока мы не снялись с якоря и не начали движение. Это было в 18:05. Погода очень плохая, туман такой, что вообще! В этом месте много буев и они гудят: вначале как ржавая дверь, а заканчивают – как корова. Когда мы стояли, к нам подходила шхуна-разведчик из ГДР, работающая под рыбачка.
Продолжение рассказа о моей жизни на крейсере "Железняков" во время его перехода из Североморска в Кронштадт на ремонт
16.07.1968 г.
Сегодняшний день начался как обычно. Сейчас идет проворачивание. Погода пять баллов, но свежо. Малость повздорил с ребятами, и опять из-за подъема.
Приказ старпома: поднимать всех на проворачивание. Это приказ, но люди есть люди. Они не роботы, стоять вахту круглосуточно. На этом наши похождения по морям Европы наверное закончатся. Мы , по всей вероятности, сейчас идем к месту назначения. Придем и снова начнется нудная жизнь по якорному.
09:50 Только что увидел не вдалеке западногерманское разведывательное судно с куполом. Оно приблизилось к нам кабельтов, так на 20, а затем развернувшись пошло на удаление. За ним пошел и тральщик, по видимому польский. Это те корабли, которые подходили к нам еще 14 числа. И вот до сих пор они ходят вместе. Сегодня наш корабль вышел из состава кораблей участвовавших в учении «Север», и взял курс на Балтийск.
21:17 И так в 15 часов мы бросили якорь на внешнем рейде гор. Балтийск. Погода по приходу была отличная. Солнце, светло, пять баллов. Форма одежды на корабле – по пояс раздетыми. Был развод на осмотр после похода, но все расползлись по шхерам и загорали. Подошел танкер и водолей, между прочим копия североморского, только номер на единицу меньший. Часов около 18-ти погода стала портиться, тучи заволокли небо, на горизонте появилась дымка, но все равно было душно. Сегодня будет фильм на юте. Экран повесят на стволе 4-й башни ГК. Была баня, но вода здесь какая-то жесткая. Берут ее прямо из-за борта т.к вода здесь гораздо преснее чем в Баренцевом море. Сдали в стирку постельное белье,. Придется спать одетыми т.к. простыни не успеют высохнуть, а второй комплект старшина команды еще не получил.
bugor337 написал:
Оригинальное сообщение #709809
Продолжение рассказа о моей жизни на крейсере "Железняков" во время его перехода из Североморска в Кронштадт на ремонт
17.07.1968 г.
21:00 Сейчас будет чай. Вчера вечером на ужин, впервые за последние 4-ро суток дали хлеб, а то жили на сухарях. Сегодня в 19:00 снялись с якоря и идем в Таллин. Раньше говорили, что зайдем в Лиепаю, но теперь видно, что-то переиграли. Последнюю ночь мы провели вообще! Вечером помылись и постирались. Боялся, что простыни не высохнут, но успели. И вот лечь после 10-ти суток похода в чистую постель, это все-таки прекрасно. Сегодня в обед
поссорился с Кондратьевым. Из-за национализма. Между прочим, я его считал человеком, а он оказался тряпкой. Когда сам других поддевает, то ему смешно и весело. А здесь все хохлы его поддели сразу, и он не выдержал. Нервы сработали. Ну что ж пусть будет так, теперь я его постараюсь не затрагивать. После развода в 15 часов мы пошли с Колей на пост, и как кайфонули до 17:05. В это время я как раз проснулся. Пришел в кубрик. После с Васей Хирным пошли на полубак. Постояли, и пошли на спардек. Там обливались из шлангов, подсоединенных к пожарной магистрали. Затем было приготовление, ужин и съемка. Да, сегодня в 19:17 (это время я засек) я увидел муху. Как она к нам попала? Или с водолея, или с танкера.
18.07.1968 г
19:00. Идем в Таллин. В 03:00 прошли Лиепаю. Не знаю, из каких соображений не зашли туда. 20-го июля к вечеру будем в Кронштадте. Вчера вечером снова видел то судно ФРГ с куполом. Я подумал, что оно наше т.к. они были близко от наших вод. Но когда подошли ближе это оказалось не так. Что оно здесь делает неизвестно, но одно точно пришло оно сюда не с визитом дружбы. Сегодня первый раз за пол месяца услышал последние известия и понял как я отстал от событий, которые произошла на суше за последние дни. Если в Таллине я не достану фотобумагу, то дело будет плохо. Весь последний день проспал. Не заметил, как он прошел. Сейчас иду на развод.
20:05 До Таллина 2 часа ходу. Идем 14 узлов. С правого борта бухта, дистанция 50 каб. Берег, по красоте уступает датскому. А вообще нечего, смотреть можно. Контраснятся: желтый песок берега, черный лес, синие море и небо. Из-за леса видны заводские трубы. Будем стоять на рейде. А в общем, если бы не заход в Таллин, мы были бы в Кронштадте уже через 14 часов. Т.е. 19-го в 10:00.
Продолжение рассказа о моей жизни на крейсере "Железняков" во время его перехода из Североморска в Кронштадт на ремонт
19.07.1968 г.
11:50 Вчера вечером в 21:45 мы бросили якорь на рейде гор. Таллин. В общем место здесь оживленное, но однообразное: трубы, краны и в пригородной зоне зелень. В центре этой картины выделяется одно место из налеплено здесь домов. И с левой стороны этой картины высится шпиль городской ратуши. Вид отличный для открытки. Но только этот вид немного портит труба находящаяся, если смотреть с моря, возле ратуши. Погода 5 баллов. На корабле идет помывка надстроек. Я сижу в кубрике т.к. я деж. По РТС. Конечно можно и мне пойти туда где народ купается, но как-то не охота, и перед собой я оправдываюсь этим дежурством. Наконец за весь поход, я сегодня буду бачковать. Хорошо, что на стопе. Достал фотобумагу. Осталось забрать фотоувеличитель. До обеда час.
16:05 Пришел со спардека. Матросы, как дети вырвавшиеся на свободу из, кто его знает откуда. Бегают, шумят, обливают друг друга, ну как в детском саду. После сопок, с которых даже летом снег не успевает сойти, такая погода для нас – рай. Я, деж. По РТС и поэтому находиться там мне опасно. Могут вызывать, а я слышать не буду. Здесь где-то близко наверное аэродром, так как самолеты летают по кругу, один за другим. Раньше я на них внимания почти не обращал, знал, что все наши, а теперь, как-то по другому смотрю. Эта штука, как-то не поддается описанию. Написал два письма Змею и Сане (друзья по техникуму) и отдал химику Янису, который сошел на берег. Он живет в Таллине недалеко от порта. Вот так даже бывает: пришел человек прямо домой. А один матрос, у нас на корабле, прямо из Кронштадта, и родители его там живут. Вот повезло парню.
После ужина было комсомольское собрание, а я после бачкования вышел наверх, пошел в библиотеку и забыл про собрание, а я член бюро. Вот как получилось. В библиотеке есть альбом, его курсанты оставили в память о себе, точнее о своем пребывании на корабле. Там есть одно фото. На стене солнце и чайка. И надпись: «Прощай Северный флот, прощай город Североморск, прощай корабль, теперь любимы, крейсер наш, «Железняков».
Это фото не дает мне покоя. Вот бы как-то урвать его
Отредактированно bugor337 (24.06.2013 12:34:30)
bugor337 написал:
Оригинальное сообщение #710047
Продолжение рассказа о моей жизни на крейсере "Железняков" во время его перехода из Североморска в Кронштадт на ремонт
20.07.1968 г.
08:25 Идут четырнадцатые, и последние сутки нашего похода. Идем в Кронштадт. Снялись в 02:00. На верху свежо, но солнце светит хорошо. Только что встал, позавтракал и вот пишу. Вчера после обеда я спустился в кубрик, как вдруг звонок: вызывают на площадку, там собралась почти вся РТС. Ребята захотели сфотографироваться. Сначала кучей, потом по одному.
Затем Иванов (уже не помню кто это) начал гонять тех кто не работает. Подходит к нам - все кто куда. Ушел – все опять собрались.
15:30 Я смылся в кубрикс полубака, где был в составе баковой швартовной группе. ВСЕ!!! Переход крейсера «Железняков» на Балтику завершен. Сейчас мы стали кормой к стенке. Рядом стоит крейсер «Киров». Когда дадут от мест отойти, я сразу побреюсь, а то зарос страшно. В Североморске я дал себе слово не бриться до конца, и вот настал этот день. Мы прошли четыре моря, видели много иностранной военно-морской техники, наглость фашистов, и вообще этот поход пошел всем на пользу, это уж точно. Здесь мы встретили нашего соседа по Североморску. Он всегда стоял на второй бочке. Это крейсер «Мурманск». Он здесь уже почти год. Теперь северяне будут здесь давать жару. На Мурманске, поставили новую РЛС - большое бревно на кормовой мачте. Здесь я увидел еще один корабль с севера скр «Огненный».
В 1967 году прибыв на крейсер "Железняков" я увидел в его библиотеке фотоальбом изготовленный группой курсантов проходивших практику на крейсере. На последней странице альбома находилось фото, на котором на фоне восходящего из-за сопок солнца парит чайка. Под фото была надпись: Прощай Северный флот, прощай город Североморск, прощай корабль, теперь любимый крейсер наш, "Железняков". Вот этот дом, на нем то солнце и та чайка. Когда я прохожу мимо этого дома, я всегда вспоминаю: и крейсер "Железняков", и тот фотоальбом, и то фото. Интересно, найдется ли курсант, кто делал тот фотоальбом?
Отредактированно bugor337 (26.08.2013 20:13:04)
Уважаемые господа! Переход завершен, заверщено и повествование. Справедивости ради хочу сказать, что набрав разгон на переходе, я продолжил иногда записывать в походный дневник некоторые события корабельной жизни. Более 40-ка лет лежали они по шкафам. Вот некоторые выборки из этого дневника. Их не много, но все же.
20.08.1968 г.
08:25. Прошел месяц, как мы пришли сюда. Все шло нормально, и как-то даже беспечно. Вчера были строевые, но я ушел, залез в пост и сидел, читал. Вдруг объявили боевую тревогу. Через полтора часа дали готовность, а после этого снова объявили тревогу. Что-то делается непонятное на корабле. Офицеры вооружены, вахта вооружена, и со снаряжением. Утки ходят самые неимоверные, а в чем дело толков не знает никто, а может, и знают, но не говорят. А неизвестность, все-таки действует угнетающе. Может ребята там где-то уже дерутся, а мы тут торчим.
После обеда начали подъезжать бортовые КрАЗы, и из них началась выгрузка боезапаса. В основном работали из БЧ-2. Все коридоры заставили цинками с патронами к автоматам МЗА. Остались лишь узкие проходы для людей. А перед этим подъехала машина со шлаком, и в коридорах было насыпано этой гадости столько, что ужас. Ну прямо подготовка к боевым действиям.
27.08.1968 г.
07:25 Вот уже неделя как мы в готовности в связи с напряженной обстановкой в ЧССР. В общем, на корабле полное спокойствие, и если бы били увольнения, и не было вооруженной вахты, то можно было бы подумать, что ничего не случилось. 21-го был митинг в связи с вводом войск в ЧССР. Сразу же после митинга я подал рапорт о списании на другой пароход, чтобы не ждать чего-то у стенки, а уж заварится каша то выйти в море, встретиться с каким либо кадром лицом к лицу. (Сам с улыбкой прочитал эти строки. А ведь все писалось на полном серьезе. Вот она молодость, непосредственность!) Вчера, т.е. 26-го я получил ответ: пока особой надобности в военных действиях на море нет. Так что надо служить на своем пароходе. Ну, ничего попробую прорваться на Север. Может, что и получится, хотя шансов мало. Сейчас после подъема флага – занятия по специальности, но меня уже начинает клонить ко сну. Вчера весь день прокрутили музыку у Леши в передатчике. Решил уйти в глубокое подполье, и даже, по возможности не выходить на построения. Может хоть тогда выгонят.
31.08.1968 г.
Сегодня двое ребят с корабля уходят на Север, на крейсер «Александр Невский». Завидую.
02.09.1968 г.
Вчера в 20:05 я узнал, что готовность снята. Вчера было увольнение личного состава.
Отредактированно bugor337 (03.07.2013 16:06:17)
13.09.1968 г.
15:10 Началось приготовление. Сегодня закончили сдачу боезапаса. Идем в Кронштадт. Завтра юбилей. Железнякову 18 лет. Позавчера я здорово погорел. Старпом засек меня с фотоаппаратом. Я чуть с ума не сошел на другой день, когда увидел, что можно было снять на память о Балтике.
О сдаче боезапаса на корабле можно написать много, однако даже если и напишу что-то подкрепить эти строки фотоснимками не удастся нет фотоаппарата. Какие моменты остались не освещенными?! Люди и снаряды. Снаряды и снова снаряды. С утра до вечера и снова с утра. Обстановка была напряженной. Людей не хватало. Что там говорить, если на башню главного калибра из 60-ти с лишним человек приходилось максимум 10. Мне лично пришлось участвовать в доставке снарядов от башен на ют. 152-мм фугасные снаряды весом 55 кг и длиной, если поставить вертикально касались коленной чашечки. Заряды – двухметровые стальные круглые чушки толщиной 30-35 см в диаметре. 100 мм снаряды универсального калибра, при моем росте 180 см, если снаряд поставить вертикально доставал до солнечного сплетения. Все это добро сносилось на ют, укладывалось в соответствующую тару. После этого уложенные в ящики снаряды и заряды укладывались в сплетенную из стального троса сетку и при помощи крана опускались в трюм стоящей у борта баржи. На одном из этапов мне надоело бегать туда-сюда со снарядами, и я перебрался в трюм баржи для складирования подающихся туда зарядов. Помню, когда первый раз участвовал в покраске корабля к годовщине Октябрьской революции, мне пришлось лезть на фок мачту заведование РТС т.к. на двух площадках мачты располагались две антенны РЛС «Риф» и «Залп». По началу, было просто жутко. Под ложечкой ныло, я не мог шагу ступить чтобы залезть на рею. Страх сковывал мышцы, хотелось обнять ее, прижаться к ней и больше никуда. Потом с течением времени наступало расслабление, привыкание к обстановке. И тут ты уже безо всякого страха, чуть ли не бегом, взбираешься по скобтрапу на мачту, долазишь до реи, садишься на ее нижнюю часть обхватив ногами, ложишься на бок, и свесившись с нее, и как бы заглядываешь на нее с низу мажет свободной рукой кистью с краской. Только серые капли разлетаются в разные стороны. И никакого чувства страха. То же самое было и здесь при погрузке. Поначалу мы очень осторожно снимали заряды с сетки, осторожно укладывая их в штабеля по бортам трюма баржи. Затем произошло то самое привыкание к обстановке и дело пошло веселее. Наконец дошло до того, что мы, сделав пару быстрых шагов по сетке, как бы разгоняясь, просто швыряли чушку заряда и она продолжая движение по инерции, летела еще два три метра и шлепалась в назначенное ей место на штабеле.
19:50 Только что поужинал и вышел на ют посмотреть, что мы сделали, а сделали мы не мало. Все начиналось так. В 17:00 тревога «По местам стоять с бочки сниматься». Я был в составе баковых. Мы снялись и начали разворачиваться. Фарватер был узкий чуть больше длины нашего корабля, но мы развернулись пять баллов. Шапок было – вообще, т.е. дым из дымовых труб валил нещадно. Подошли буксиры, но им приказали взять нас на малом рейде. Я, стоял с правого борта у второй башни ГК и видел, как старпом в мегафон отогнал буксиры мористее. И мы пошли своим ходом. Подошли к входу в гавань и начали входить в нее сами. Во время поворота к входу в гавань, когда корма покатилась вправо, шедшая нам навстречу самоходная баржа с грунтом зацепила край среза кормы. В результате столкновения у нас были срезаны несколько стоек леерного ограждения районе соприкосновения. Что меня поразило так это то, что 14-ти тысячетонная махина закачалась от того скользящего удара как лодчонка. Итак, мы вошли в гавань. Остановились. Корабль, дрожа всем корпусом начал разворачиваться на месте. Я понял, машины пустили в раздрай. Наконец корабль развернулся на 90 градусов, дрожание прекратилось и он, нацелившись кормой в стенку причала начал движение, набирая ход. На всех кораблях на верхние палубы высыпали матросы. Крейсер сам входит в гавань. Такого здесь, потом говорили, не было никогда, Однажды крейсер «Киров» почти сам зашел, но его страховали буксиры и они же, помогли ему окончательно стать у стенки, А тут североморский корабль дает жару. Вся команда была восхищена поступком командира. Не знаю, кто как, но я, лично гордился за свой корабль и в те минуты - командиром. Такого от него никто не ожидал. За полтора года службы на корабле такого я не видел. Это было нечто. Мы шли к стенке со скоростью примерно 3 узла. До стенки оставалось 100 метров. На мостик дали команду о дистанции до стенки. Но ответа о получении доклада не было. Машины так же работают назад. До стенки 50 метров ответа с мостика нет. 25 метров, то же самое. На берегу заволновались. 15 метров, на юте забегали офицеры. Командир ютовой швартовной группы дергал переключатели каштана, пытаясь включить не включающуюся связь. Вахтенный офицер, махнув рукой, бросился в рубку дежурного, что бы из рубки доложить на ГКП о ситуации на юте. Матросы, выстроившиеся вдоль бортов, не нарушая строя, все как по команде сделали упор в сторону движения. Я, вышел из строя и подойдя к леерному ограждению, стал смотреть вниз в то место, откуда должен был выскочить долгожданный спасительный бурун, который мог предотвратить надвигающееся происшествие. Но буруна все не было. Все ждали. До стенки 5 метров. Матрос Мызь, из боцманской команды бросился было с кранцем в руках к срезу кормы, однако передумав, отошел на место. Вдруг вода заколебалась, как будто ее кто-то толкал снизу. И сразу на поверхность выскочил огромный белый столб воды, вынося за собой донный ил, какие-то деревяшки, и что больше всего удивило меня – презервативы, большое количество их закрутилось в образовавшейся воронке. А воронка была та еще, приметно в рост человека. В стенку с шумом и брызгами ударила струя воды. Но было поздно. Корабль как бы присев резко сбросил ход, однако инерция огромной массы металла сделала свое дело. Корма корабля, мягко, как мне показалось, коснулась деревянной армировки причала. От этого касания раздался треск и от армировки во все стороны полетели: пыль, куски дерева и щепы. Я, увидел как палуба корабля, на расстоянии 5-8 метров от среза кормы сначала заиграла как полотнище на ветру, а затем по ней пошли складки, которые превратились в две волны бегущие друг за другом. Корабль замер как вкопанный, да же не качнулся. Замерли и две волны. Повисла гнетущая тишина. Щелчки задраек люка расположенного почти у самого среза кормы нарушили эту тишину. Откинулась крышка и из люка, показалось заспанное лицо корабельного химика. – Что случилось, удивленно спросил он, оглядывая исковерканную волнами палубу. Вот повезло, подумал я. Если бы не удалось сбавить ход - пиши, пропало. Палуба оказалась основательно повреждена, срез кормы с правого борта тоже, с левого – небольшая вмятина. Расписанные по швартовке на юте занялись привычным делом, а мы баковая группа оставались не у дел. Зачем нас присылали суда, не знаю. Но я благодарен судьбе подарившей мне вот эти несколько незабываемых минут. Оставались бы мы на баке, пришлось бы пользоваться слухами. Через некоторое время подошел командир корабля. Он осмотрел поврежденную палубу, махнул рукой и ушел. Вот так закончилось то, что так красиво было начато.
По всей видимости - "Михаил Кутузов". Эту фотографию мне подарили то ли в конце 80-х, то ли в начале 90-х. Сам затрудняюсь назвать точную дату и место съемки. Но место узнаваемое и я предполагаю, что это - Севастополь.
Отредактированно technos (24.08.2013 22:57:05)
technos написал:
Оригинальное сообщение #733088
"Михаил Кутузов".
И не сомневайтесь, он самый и есть. А отличие от остальных пр.68А-в наличии шариков системы "Кристалл"в районе грот-мачты, у других это было только на "Жданове", но их-то мы отличаем друг от друга:)
technos написал:
Оригинальное сообщение #733088
По всей видимости - "Михаил Кутузов". Эту фотографию мне подарили то ли в конце 80-х, то ли в начале 90-х.
он и есть..и самое интересное..перед постановкой на консервацию.
видимо последние бочки..