Вы не зашли.
Вот такая семейная история.
Мой дед, Мочалов Николай Степанович (1920 г.р.) был призван из Москвы (окончил электротехникум в 1940-м). Проходил службу в 1940 - 1941 гг. в пограничных частях на Амуре 2-м номером пулёмётного подразделения (пардон за незнание терминов). В 1941 году (до июня) он умудрился поймать гвоздь в стопу и остался в расположении части, когда его подразделение вышло на учения. Тем временем нагрянули вербовщики из Канского ВВучилища и он попал в штурманы бомбардировщиков. Однако!, в 1942 году училище было расформировано и его перебросили в Новосибирское пехотное училище, откуда он вышел (после работы инструктором в течении полугода и бомбардировки прошениями) в августе 1943 года младшим лейтенантом на фронт. Как он говорил, расформирование лётного училища было связано с тем, что "ночные ведьмы" забрали у них в 1942 году самолёты. Звучит комично, но, возможно, доля правды в этом есть. Какова эта доля?
s.reily написал:
Оригинальное сообщение #724888
...нагрянули вербовщики из Канского ВВучилища и он попал в штурманы бомбардировщиков
Я не знал что на ривьере готовили сов. лётчиков
Aurum написал:
Оригинальное сообщение #724894
Я не знал что на ривьере готовили сов. лётчиков
Канск и Канны - эээ, немного неблизко. Хотя, я думаю, что мой дедушка был бы не против второго варианта))).
s.reily написал:
Оригинальное сообщение #724888
"ночные ведьмы" забрали у них в 1942 году самолёты.
Думаю, что в 1942 году По-2 выпускался уже в достаточном количестве, чтоб полки ночных бомбардировщиков снабжать новой техникой. А вот в 1941 году - возможно. Наверное в первые месяцы 1942-го тоже. Попадалсь инфа, что осенью 1941-го из училищ забрали много разных машин.
Да, мне тоже кажется про "ночных ведьм" натяжкой. Но факт есть факт: выпуск лётного Канского училища 1941-1942 гг. переправили в пехотные училища (прежде всего в Новосибирск). Дед остался в Новосибирском пехотном на полгода, как отличник боевой подготовки, натаскивать новичков. Поэтому попал на фронт лишь в августе 1943-го. А его однокашники по Канскому, как он говорил, переучившиеся к концу 1942-го в Новосибирском пехотном, все погибли под Сталинградом.
s.reily написал:
Оригинальное сообщение #724888
Тем временем нагрянули вербовщики из Канского ВВучилища и он попал в штурманы бомбардировщиков. Однако!, в 1942 году училище было расформировано и его перебросили в Новосибирское пехотное училище, откуда он вышел (после работы инструктором в течении полугода и бомбардировки прошениями) в августе 1943 года младшим лейтенантом на фронт. Как он говорил, расформирование лётного училища было связано с тем, что "ночные ведьмы" забрали у них в 1942 году самолёты. Звучит комично, но, возможно, доля правды в этом есть. Какова эта доля?
Было немеренно лётного состава довоенной подготовки, а пехоты не хватало..
s.reily написал:
Оригинальное сообщение #724948
А его однокашники по Канскому, как он говорил, переучившиеся к концу 1942-го в Новосибирском пехотном, все погибли под Сталинградом.
По телику как-то показывали, что во время Сталинградской битвы катастрофически не хватало пехотных офицеров. Ветеран рассказывал, что их, курсантов-военлётов, построили, и сказали: от и до списка - в пехоту, остальные - остаются доучиваться лётчиками.
s.reily написал:
Оригинальное сообщение #724948
А его однокашники по Канскому, как он говорил, переучившиеся к концу 1942-го в Новосибирском пехотном, все погибли под Сталинградом.
У меня родственник (Царствие Небесное) учился в пехотном училище , летом 1942-го 2 треугольника на петлицы и под Сталинград, а оставалось учиться сущая ерунда.
Подобных историй слышал много.
Другой знакомый, правда уже сразу после войны попал не по своей воле в среднее военно-политическое училище.
Танкист, воевал с 1942, в конце 1944 послали учиться на наводчика ИСУ-152, учили добросовестно, долго. День Победы встретил на стрельбище. После окончания учебки построили - коммунисты 2 шага вперёд, налево, в политучилище, беспартийные в командное. Отставить разговоры!-
helblitter написал:
Оригинальное сообщение #724954
Было немеренно лётного состава довоенной подготовки,
Э-э, это как-бы перебор. Ведь и численность ав наращивалась, и потери были афигенные.
В 1941-42 была такая практика, курсантами дыры на фронте затыкать. Под раздачу и будущие танкисты и лётчики могли попасть. Да и пехотных и артиллерийских офицеров, хоть и будущих, негоже в пехоту списывать. Кажется вышел специальный приказ ГКО/Сталина запрещающий такую практику.
Aurum написал:
Оригинальное сообщение #725447
Э-э, это как-бы перебор. Ведь и численность ав наращивалась, и потери были афигенные.
Увы, лётчиков больше чем самолётов
Всего в строевых частях советских ВВС к началу войны было 706 боевых самолетов нового типа, на которых переучено 1354 летчика, из них истребителей МиГ-3 - 407 (переучено 686 летчиков), Як-1 - 142 (156), ЛаГГ-3 - 29 (90); пикирующих бомбардировщиков Пе-2 - 128 (362), бронированных штурмовиков Ил-2 - О. В том числе в ВВС Западных приграничных округах было 304 истребителя и 73 Пе-2, всего 377 самолетов нового типа.
lЛЕТЧИКИ
Накануне войны, на 22.06.1941 г. имелось летчиков - 30184 человека. Боевые потери летчиков за время войны - 27600 человек и не боевые - 3994, всего 31594 человека. Подготовлено летчиков за время войны - 44093 человека.
В боевые потери летчиков входят: истребителей - 11874, штурмовиков -7837, бомбардировщиков - 6613, разведчиков - 587 и вспомогательной авиации - 689 чел. http://www.airpages.ru/dc/ww2.shtm
Количество самолетов и летчиков ВВС КА к 22.06.1941г.
Военный округ Истр. старого типа Истр. нового типа Бмб. старого типа Бмб. нового тип Штурм. Коррект. Всего с-тов Всего летчиков
Пограничные 3156 304 2408 73 417 423 6781 7555
Внутренние 1255 161 1105 55 70 191 2837 3306
ДВФ 1021 - 340 - 279 115 1755 1725
Заб 648 - 230 - 79 73 1030 977
Всего 6080 465 4083 128 845 802 12403 13563http://www.airpages.ru/dc/ww2tab.shtml
На 31 декабря 1941 г. боевые потери ВВС РККА составили 21200 самолетов.
Признавая мужество и доблесть советских летчиков того времени, преклоняясь перед их подвигом и самопожертвованием, нельзя не признать тот факт, что СССР удалось возродить свои ВВС после катастрофы 1941 года исключительно за счет громадных людских ресурсов, передислокации почти всей авиационной промышленности в районы недосягаемые для немецкой авиации и тем, что в первые месяцы войны ВВС потеряли в основном технику, а не летный и технический составы. Именно они и стали основой возрождаемых ВВС. http://www.airpages.ru/kb_main.shtml
Кстати, о формировании ШАП из лётчиков-истребителей:
Начальник Управления формирования, комплектования и боевой подготовки ВВС КА генерал А.В. Никитин так вспоминал об этом времени:
«На грани катастрофы находились ВВС КА в 1941 г. из-за недостатка авиационных резервов и, прежде всего летчиков. Фактически никакого запаса летного состава перед войной 1941 г. у нас не оказалось, несмотря на то, что, начиная с 1938 г., осоавиахимовские организации докладывали в ЦК о выполнении задания по подготовке летчиков и все были довольны. …Парадоксально, но нашим резервом в 1941 г. оказался летный состав, оставшийся без самолетов, в результате внезапного налета по нашим аэродромам…»
Собственно говоря, именно этот резерв и позволил командованию ВВС КА в июле-сентябре буквально за считанные дни формировать штурмовые авиаполки на самолетах Ил-2. Например, 74-й шап был переучен на новом штурмовике за 6 дней, 61-й шап - за 12 дней, 62-й шап - за 8 дней, 237-й шап - за 7 дней, 198-й шап - за 7 дней, 232-й шап - за 8 дней, 503-й шап - за 10 дней.http://iremember.ru/dopolnitelnie-materiali/oleg-rastrenin-glavnaya-udarnaya-sila-shturmovik-il-2.html
s.reily написал:
Оригинальное сообщение #724948
выпуск лётного Канского училища 1941-1942 гг. переправили в пехотные училища
У Драбкина почти половина пехотинцев так оказались в пехоте. Где-то отчисляли плохо успевающих, где-то по национальному признаку, а где-то просто рэндомно "от этого и до этого согласно списка".
helblitter написал:
Оригинальное сообщение #725468
Увы, лётчиков больше чем самолётов
Это не "увы", это нормально, техника выдерживает большие нагрузки, чем человек, но вот , что действительно "увы", так это то, что весьма многие начальники это не понимают.
Господа!
В 1941 и особенно в 1942 целые училища отправляли на фронт в составе курсантских бригад. Под Сталинградом воевало Краснодарское училище на разъезде 74 км. И не только оно. А под Новороссийском - 103-я курсантская стрелковая бригада из состава нескольких училищ. Время было такое, страшное...
штык написал:
Оригинальное сообщение #725544
Это не "увы", это нормально, техника выдерживает большие нагрузки, чем человек
Именно увы, ибо как рапортовали командующие ВВС фронтов сохранилось 75% лётчиков с погибшей техники.(сообщения конца июня 1941 года)
helblitter написал:
Оригинальное сообщение #725468
Увы, лётчиков больше чем самолётов
Мой отец уже офицером (Рязанское пехотное) поступил в летное в Невиномысске (заодно командовал там ротой курсантов). Был своего рода призыв перед войной в авиацию именно строевых сухопутных офицеров - мол летуны ничего не земле не понимают, увидели на марше роту - докладывают полк и т.д. В сентябре 1941 г. выпустился. Самолетов нет, опытные летуны безлошадными в очереди стоят. Он старлей с наградой за Халкин-Гол, тут всех, кто с пехотным опытом в СВ. Через 3 дня принимал пулеметно-артиллерийский батальон под Ростовом в УРе. Летом 1942 стали внове летчиков в ВВС забирать, а отец уже капитан начштаба полка - не захотел рядовым летчиком идти, отбился.
Отредактированно Юрген (08.08.2013 17:39:34)
helblitter написал:
Оригинальное сообщение #725741
Именно увы, ибо как рапортовали командующие ВВС фронтов сохранилось 75% лётчиков с погибшей техники.(сообщения конца июня 1941 года)
Почему же увы? Неужели было бы лучше, если бы погибли все 100% летчиков вместе с техникой?
S300 написал:
Оригинальное сообщение #725930
Неужели было бы лучше, если бы погибли все 100% летчиков вместе с техникой?
Просто техника была брошена, сухопутнык части остались без "зонтика", а ударная авиация без защиты:
По поводу действий истребителей Красной Армии представитель Ставки ВГК генерал армии Г.К. Жуков, секретарь ЦК ВКП(б) Г.М. Маленков и командующий ВВС КА генерал А.А. Новиков в начале сентября 1942 г. подали на имя Верховного главнокомандующего И.В. Сталина докладную записку, в которой писали:
«В течение последних шести-семи дней наблюдали действие нашей истребительной авиации. На основании многочисленных фактов пришли к убеждению, что наша истребительная авиация работает очень плохо. Наши истребители даже в тех случаях, когда их в несколько раз больше, чем истребителей противника, в бой с последними не вступают. В тех случаях, когда наши истребители выполняют задачу прикрытия штурмовиков, они также в бой с истребителями противника не вступают и последние безнаказанно атакуют штурмовиков, сбивают их, а наши истребители летают в стороне, а часто и просто уходят на свои аэродромы.
То, что мы вам докладываем, к сожалению, является не отдельными фактами.
Такое позорное поведение истребителей наши войска наблюдают ежедневно. Мы лично видели не менее десяти таких фактов. Ни одного случая хорошего поведения истребителей не наблюдали…»
После детального анализа ситуации Сталин подписал приказ «Об установлении понятия боевого вылета для истребителей» (№0685 от 09.09.42г.), в котором приказал: «1. Считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором истребители имели встречу с воздушным противником и вели с ним воздушный бой, а при выполнении задачи по прикрытию штурмовиков и бомбардировщиков считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором штурмовики и бомбардировщики при выполнении боевой задачи не имели потерь от атак истребителей противника. …4. Летчиков-истребителей, уклоняющихся от боя с воздушным противником, предавать суду и переводить в штрафные части - в пехоту. 5. Приказ объявить всем истребителям под расписку…»
Юрген написал:
Оригинальное сообщение #725877
Самолетов нет, опытные летуны безлошадными в очереди стоят
А сколько её бросили на аэродромах в июне 1941 года?
Кстати о потерях:
ВВС Британии: _15.175 самолётов , ____56.821 убитых
===================================================================
ВВС Америки: __41,575 самолётов , _40,061 убитых
====================================================================
ВВС СССР :____ 47.844 самолётов , _34.500 убитых
====================================================================
ВВС Германии:__85.650 самолётов,___57.137 убитых
====================================================================
ВВС Японии: ___49.485 самолётов , __60,750 убитых http://forum.guns.ru/forummessage/205/813676.html
helblitter написал:
Оригинальное сообщение #725952
ВС Британии: _15.175 самолётов , ____56.821 убитых
helblitter написал:
Оригинальное сообщение #725952
ВВС Японии: ___49.485 самолётов , __60,750 убитых
А почему такое большое количество погибших у англичан? С японцами понятно - они пол-войны летали без парашютов, и сбитие одного многоместного самолета означало гибель всего экипажа. Да еще и с медициной у них дело обстояло не важно, и в случае возвращения раненным летчик имел не малые шансы умереть в лазарете.
Но англичане? С их приматом собственной безопасности?
Юрген написал:
Оригинальное сообщение #725877
Был своего рода призыв перед войной в авиацию именно строевых сухопутных офицеров - мол летуны ничего не земле не понимают, увидели на марше роту - докладывают полк и т.д.
Не только офицеров))). Моего деда (призыв 1940) забрали из погранчасти на Амуре (второй номер в пулемётном расчёте) как раз в мае-июне 1941-го.
Поправочка: дед говорил, что они были не в погранвойсках, а как бы во 2-м эшелоне, на 2-й линии. Ну, специалисты поймут, вероятно.
Отредактированно s.reily (08.08.2013 21:44:26)
helblitter написал:
Оригинальное сообщение #725952
ВВС Британии: _15.175 самолётов , ____56.821 убитых
В книге "ВВС Великобритании во Второй мировой войне", Ричардс, Сондерс, приведены другие цифры, существенно большие.. Взгляните на них. Очень умилили потери в 15 175 самолетов. Напрашивается справедливый вопрос - а остальные куда делись? Ведь только Спитфайров было выпущено более 22 000 машин.
SLV написал:
Оригинальное сообщение #725975
А почему такое большое количество погибших у англичан?
Летно-подъемного состава британских ВВС погибло и пропало без вести более 70 000 чел., а много так, потому что воевали долго, много и не жалея себя.
helblitter написал:
Оригинальное сообщение #725952
Просто техника была брошена, сухопутнык части остались без "зонтика", а ударная авиация без защиты/quote]
Тут все сложно, конечно, на выживание большей части кадровых летчиков само по себе неплохоSLV написал:
Оригинальное сообщение #725975
А почему такое большое количество погибших у англичан?Не уверен, но может, это как то связано, с тем что англичанам много пришлось летать и воевать над морями?
С уважением
s.reily написал:
Оригинальное сообщение #724888
Звучит комично, но, возможно, доля правды в этом есть. Какова эта доля?
Это возможно. Скорей всего на основе матчасти и инструкторов школы был сформирован очередной НБАП или САП. Такое практиковалось
.
helblitter написал:
Оригинальное сообщение #725952
По поводу действий истребителей Красной Армии представитель Ставки ВГК генерал армии Г.К. Жуков, секретарь ЦК ВКП(б) Г.М. Маленков и командующий ВВС КА генерал А.А. Новиков в начале сентября 1942 г. подали на имя Верховного главнокомандующего И.В. Сталина докладную записку, в которой писали:«В течение последних шести-семи дней наблюдали действие нашей истребительной авиации. На основании многочисленных фактов пришли к убеждению, что наша истребительная авиация работает очень плохо. Наши истребители даже в тех случаях, когда их в несколько раз больше, чем истребителей противника, в бой с последними не вступают. В тех случаях, когда наши истребители выполняют задачу прикрытия штурмовиков, они также в бой с истребителями противника не вступают и последние безнаказанно атакуют штурмовиков, сбивают их, а наши истребители летают в стороне, а часто и просто уходят на свои аэродромы.То, что мы вам докладываем, к сожалению, является не отдельными фактами.Такое позорное поведение истребителей наши войска наблюдают ежедневно. Мы лично видели не менее десяти таких фактов. Ни одного случая хорошего поведения истребителей не наблюдали…»После детального анализа ситуации Сталин подписал приказ «Об установлении понятия боевого вылета для истребителей» (№0685 от 09.09.42г.), в котором приказал: «1. Считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором истребители имели встречу с воздушным противником и вели с ним воздушный бой, а при выполнении задачи по прикрытию штурмовиков и бомбардировщиков считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором штурмовики и бомбардировщики при выполнении боевой задачи не имели потерь от атак истребителей противника. …4. Летчиков-истребителей, уклоняющихся от боя с воздушным противником, предавать суду и переводить в штрафные части - в пехоту. 5. Приказ объявить всем истребителям под расписку…»
Надо было на кого-то свалить. Свалили на истребителей. Одного командира полка даже расстреляли перед строем, штрафные эскадрильи создали. В конце сентября, правда подзабыли, когда немцы отвели половину из своей группировки истребителей из под Сталинграда. Забыли до июля 1943.
helblitter написал:
Оригинальное сообщение #725952
ВВС СССР :____ 47.844 самолётов
Хорошая такая цифра, очень смахивает на правду...
s.reily написал:
Оригинальное сообщение #725977
Не только офицеров))). Моего деда (призыв 1940)
Кстати. Насколько я помню, лицам, имеющим неполное высшее техническое образование, должны были присваивать звание "младший воентехник" и направлять в технические службы. Но никак не простым солдатом в боевую часть. Или тот техникум давал только средне-специальное образование?