Вы не зашли.
Страниц: 1 2
Дмитриев Николай Иванович. Инженер-кораблестроитель. Один из тех, кто сыграл ведущую роль в возрождении николаевского судостроения в начале 20 века. Это о нем морской министр Григорович писал: «На Адмиралтейском заводе есть очень дельный инженер Дмитриев, которого все сманивают и обещают большое содержание, буду стараться его удержать. Он мне нужен для проекта перестройки Черноморских заводов…» [1]. Это его Алексей Николаевич Крылов оценивал как: «выдающегося во всех отношениях инженера» [2].
Николай Иванович родился в 1875 году. Он получил превосходное образование. По выражению Крылова «По-французски он говорит как француз, по-английски как англичанин, по-немецки как немец»[2]. Окончил Петербургский технологический институт. В 1908-1910 гг. работал на Адмиралтейском заводе (в Санкт-Петербурге), вначале заведующим судостроительным цехом, судостроительными и механическими мастерскими, затем главным инженер-механиком [3]. В 1909 г., будучи 34 лет от роду в соавторстве с Колпычевым В.В. издал книгу «Судостроительные заводы и судостроение в России и за границей» [4]. Морским министерством часть тиража книги была приобретена и разослана судостроительным заводам страны. Именно с этой книги карьера Николая Ивановича резко пошла вверх.
Как вспоминает Крылов: «Совещание по судостроению тогда должно было решать вопрос о командировке наших инженеров за границу для ознакомления с заграничными кораблестроительными заводами, а тут готовый труд, где все, что нужно, уже собрано, приведено в систему авторами… Доложил в ближайшем заседании отзыв и испрашиваю по 7500 руб. каждому из авторов…, прошу также разрешения купить у них 300 экз. книги…, которую и разослать нашим корабельным инженерам и инженер-механикам, служащим на наших заводах. Совещание по судостроению мое предложение одобрило…. Это было начало замечательной и блестящей заводской деятельности Дмитриева…» [2].
С 1911 г. Николай Иванович – директор-распорядитель завода «Руссуд» (сейчас завод им. 61 Коммунара). Под его руководством был разработан проект модернизации верфи «Руссуда», созданного на базе Николаевского адмиралтейства. Этот проект превосходно сочетал местные природные условия и возведенный на его основе завод, по свидетельству современников, вплоть до начала 30-х гг. служил образцом средств техники мирового судостроения. Для успешного решения задачи спуска крупных корпусов линкоров в неширокий Ингул, Дмитриев расположил эллинг у поворота реки, так что спускаемый корабль выходил на глубоководный фарватер достаточно протяженного по длине прямолинейного участка реки. Используя крутой рельеф местности, цех подготовки корпусного материала был расположен на уровне подкрановых путей эстакады эллингов, и детали набора подавались из цеха на стапель прямо цеховыми мостовыми кранами [5].
В 1915 г. он возглавил трест «Наваль – Руссуд» («Наваль» - сейчас ЧСЗ), образовавшийся в результате слияния двух судостроительных заводов. Под его руководством строились линейные корабли типа «Императрица Мария», легкие крейсера типа «Адмирал Нахимов», эскадренные миноносцы типов «Беспокойный», «Счастливый» и «Фидониси» [6], уникальный плавучий док грузоподъемностью 30 000 т для линейных кораблей. При нём завод «Руссуд» построил 4 крупных подводных лодки типа «Барс», собирались подводные лодки типа «Американский Голланд»; построены 50 самоходных десантных барж и десантные суда типа «Эльпидифор». Строительство десантных барж примечательно тем, что для их сборки была применена поточная технология, что было впервые в практике отечественного судостроения [7].
В 1913 г. Дмитриев Н.И. получил чин коллежского советника.
C 1912 г. Дмитриев стал действительным, а с 1913 г. почетным членом Николаевского яхт-клуба. В 1912г. на его средства на территории яхт-клуба была сооружена большая шлюпочная мастерская с просторным светлым плазом для разбивки на нем чертежей в натуральную величину. Благодаря Дмитриеву на месте пришедших в ветхость деревянных сараев построено каменное здание с площадкой на крыше. В 1914 он являлся председателем гоночной комиссии. Подарил яхт-клубу переходящие кубки имени Русского судостроительного общества («Руссуд») и Николаевских заводов и верфей («Наваль»).
После Октябрьской революции Дмитриев Н.И. эмигрировал во Францию. В 1920 участвовал в Париже в работе Российского торгово-промышленного и финансового союза. Некоторое время Дмитриев работал директором небольшого завода по изготовлению радиаторов парового и водяного отопления [2]. Во второй половине 1920-х занял должность помощника директора верфи «Шантье наваль Франс» (Chantiers Navals Francais) в г. Кане (Caen), на котором по заказу Советского правительства и под наблюдением А. Н. Крылова в 1928-1929 гг. были построены два самых больших в то время нефтеналивных танкера «Советская нефть» и «Нефтесиндикат СССР».
Советский Союз приглашал вернуться Николая Ивановича в страну. Но, как пишет Крылов: «почему-то не сошлись в условиях; он требовал большей самостоятельности, чем ему могли предоставить».
Во время 2-й мировой войны специализировался на подъеме затонувших судов. Выступал с докладами по вопросам судостроения в Союзе русских инженеров (1935), Союзе русских дипломированных инженеров (1946) [8].
В Николаеве есть улица Дмитриева, но названа она не в честь Николая Ивановича, а именем советского летчика.
Вот такой человек жил и трудился в нашем городе. Казну не крал. Откаты не требовал. Людей не расстреливал. Строил заводы. Строил корабли. Строил яхт-клуб. Его именем никто не предлагает назвать гимназию. Не предлагают назвать площадь или сквер. Кто знает, может быть, наша проблема еще и в том, что мы неверно выбираем героев для общественной памяти?
Примечание
«Морской энциклопедический словарь» [3] сообщает, что Николай Иванович скончался во Франции в 1929 г. По всей видимости, это связано со следующими воспоминаниями Крылова: «Одно время он мне писал, но с 1929 г. я потерял с ним связь и не знаю, где он; его брат Александр Иванович, знаменитый архитектор, с того же времени не имел о нем сведений» [2].
Однако, надо учесть, что и Александр Иванович и Алексей Николаевич Крылов, остались в СССР, сквозь железный занавес которого просто постепенно перестали приходить любые вести. Издание «Российское зарубежье во Франции (1919 – 2000)» [8] приводит факты о профессиональной деятельности Николая Ивановича до 1946 года. Мы надеемся, что так оно и было, что выдающийся инженер Дмитриев с честью нес славу нашего кораблестроения во Франции еще долгие годы.
Список источников
1) ЦГАВМФ. Ф. 701. Оп. 1. Д. 72. Л. 9 об.
2) Крылов А.Н. Мои воспоминания. Л.: Судостроение, 1984. С. 287, 288.
3) Морской энциклопедический словарь. Т. 1. — Л., «Судостроение», 1991;
4) Дмитриев Н.И., Колпычев В.В. Судостроительные заводы и судостроение в России и за границей. Спб., 1909. 1252 с.
5) Виноградов С.Е. Последние исполины Российского Императорского флота. – Спб.: Галея Принт, 1999. – 408 с.
6) Чернышев А. Русские суперэсминцы. Легендарные «Новики» – М.: Яуза, ЭКСМО,. 2011. – 176 с.
7) Зубов Б.Н. Развитие кораблестроения на Юге России. – Калининград: Кн. Изд-во, 1990. – 383 с.
8) Российское зарубежье во Франции (1919 – 2000). Биографический словарь в трех томах (L'Emigration russe en France (1919 - 2000). Dictionnaire biographique en trios volumes). Под общей редакцией Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской
P.S. Мне не удалось найти фотографию Дмитриева Н.И. Можно предположить, что он есть на групповой фотографии во время визита Николая II в Николаев:
незнаю,невстречал,незанимался....попробуй в музее узнать,у Митковской.
/плюс на заводе музей есть..но там...некому этим заниматся.
/пакет получил.
technos написал:
Оригинальное сообщение #735949
Вот такой человек жил и трудился в нашем городе. Казну не крал. Откаты не требовал. Людей не расстреливал. Строил заводы. Строил корабли.
Любопытно, что в своей книге "Судостроительные заводы..." Дмитриев поет дифирамбы Чарльзу Крампу: "честнейшему и достойнейшему человеку, разоренному бесчестными людьми".
technos написал:
Оригинальное сообщение #735949
Можно предположить, что он есть на групповой фотографии
Дмитриев на этом фото стоит по правую руку Императора Николая.
Если у Вас есть возможность, то поместите всю фотографию (не обрезанную) в большем размере.
Спасибо.
marynarz 347 написал:
Оригинальное сообщение #739033
Дмитриев на этом фото стоит по правую руку Императора Николая.
marynarz 347 написал:
Оригинальное сообщение #739033
Дмитриев на этом фото стоит по правую руку Императора Николая.
Спасибо! Увы, этих фотографий в лучшем качестве у меня нет... Я так понимаю, что на этой фотографии он уже по левую руку:
technos написал:
Оригинальное сообщение #739059
на этой фотографии он уже по левую руку/quote]
кажись довольно редкое фото..каков источник ?
все Руссуд ?Отредактированно Анатолий (08.09.2013 18:13:28)
Дорогу осилит идущий
В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".
Там на фотографии есть адрес сайта, но я сомневаюсь, что это адрес правообладателя. А я фото взял здесь: http://history.mk.ua/nikolaj-ii-v-g-nikolaeve.htm
Там еще есть.
Понял,спасибо.
Aley написал:
Оригинальное сообщение #736002
Любопытно, что в своей книге "Судостроительные заводы..."
Отличная книга. Где бы взять?
Cyr написал:
Оригинальное сообщение #739341
Любопытно, что в своей книге "Судостроительные заводы..."
Отличная книга. Где бы взять?
Это нета случаем,изданная до Революции ?
/както мне попадалась на глаза толстая книга,посвященаая заводам Наваль и Руссуд.
/или только НАВАЛЬ...давно было.
Анатолий написал:
Оригинальное сообщение #739358
Это нета случаем,изданная до Революции ?
Да, до революции. Там не только про наше судостроение. Там про весь мир.
Очень толстый кирпич.
Cyr написал:
Отличная книга. Где бы взять?
Я тоже хочу! Если кто владеет материалом, поделитесь ссылкой плз (можно в личку).
Кстати, вот любопытный альбом по ОНЗиВ: http://niklife.com.ua/citylook/37011
Я знаю этого человека, который альбом оцифровывал. Попрошу у него оригиналы файлов.
technos написал:
Оригинальное сообщение #739418
Попрошу у него оригиналы файлов.
окажите милость...
technos написал:
Оригинальное сообщение #739418
Кстати, вот любопытный альбом по ОНЗиВ: http://niklife.com.ua/citylook/37011
похоже этот альбом я и держал в руках...лет 8 назад..может больше.
Я поговорил с владельцем альбома. По поводу оригиналов он просит всех интересующихся обращаться лично к нему, т.к. это может быть связано с коммерческим использованием. Контакты есть на его сайте.
Вот здесь он выложил весь комплект фотографий: http://laro2000.wix.com/onzv
Там же есть фотокопия вот этого альбома:
Cyr написал:
Оригинальное сообщение #739341
Отличная книга. Где бы взять?
Я когда до нее добрался в конце 80-х был счастлив: куча дат - закладки, спуски, в то время все это было жутким дефицитом. Потом оказалось, что переврано все, что только можно. Особенный ступор вызывал построенный у Крампа ЛК "Hizen", чуть мозги не сломал. Только где-то через неделю стукнуло, что это "Ретвизан".:
Отредактированно Aley (09.09.2013 14:13:40)
Aley написал:
Оригинальное сообщение #739543
Потом оказалось, что переврано все, что только можно.
Это не он перевирал, это тогдашняя пресса. А про верфи он очень интересно писал.
Cyr написал:
Оригинальное сообщение #740131
Это не он перевирал, это тогдашняя пресса. А про верфи он очень интересно писал.
Не спорю. Но даты для меня имели очень большое значение, так что общее впечатление осталось плохим.
Aley написал:
Оригинальное сообщение #740164
Но даты для меня имели очень большое значение, так что общее впечатление осталось плохим.
Сейчас с датами всё гораздо лучше, так что можно обратить внимание и на сильные стороны книги.
Cyr написал:
Оригинальное сообщение #740176
Сейчас с датами всё гораздо лучше
Отчасти поэтому я лет на 10 забросил военное кораблестроение - скучно стало.
Отредактированно Aley (11.09.2013 11:36:59)
Еще фото с Дмитриевым. На этой фотографии он единственный в штатском:
И несколько строк о Николае Ивановиче из книги, сканы страниц которой привожу ниже. Название источника я, увы, не знаю. Сканы в высоком разрешении есть у Юрия Любарова.
Цитата:
Во время трехчасового обхода разнообразных мастерских заводов в Николаеве объяснение имел счастье давать ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ директор заводов инженер Дмитриев. Это не только русский человек, но, можно сказать, наш самородок... Инженер Дмитриев - сын крестьянина. Своими способностями, трудами добился выдающегося положения. Окончив курс инженер-технологом, Дмитриев побывал за границей и изучил судостроение. Под его непосредственным наблюдением огромные заводы Николаева настолько быстро развиваются, что имеют возможность исполнять срочныя работы военнаго и морского ведомств без задержек.
Отредактированно technos (24.09.2013 18:18:00)
technos написал:
Оригинальное сообщение #735949
Казну не крал. Откаты не требовал. Людей не расстреливал. Строил заводы. Строил корабли. Строил яхт-клуб.
- что тут скажеш, формально всё правильно, не формально - на сегодня нет такого понятия как городская община, есть отдельные деятельные люди, нет норм. городского Головы... и самое печальное - нет денег от слова совсем... нет в обществе понимания, что всё что было положительного в Российской Империи и СССР обязано быть использовано для увековечивания как часть истории Государства современного, я так щетаю...
Борис, Х-Мерлин написал:
Оригинальное сообщение #746140
на сегодня нет такого понятия как городская община
Я как раз хотел подчеркнуть тот факт, что мы не сохранили эти чрезвычайно важные ценности, отчасти, потому, что не храним память о хороших людях, а вора стесняемся назвать вором публично. Вот умирает проворовавшийся мэр города, чья деятельность стала уже притчей во языцех в связи с многочисленными коррупционными скандалами, разрушением городской инфраструктуры и пр. И уже он почетный гражданин города, и уже гимназии и скверу присваивают имя и общий хор СМИ поет: "зато какой душевный он был человек". Городу уже жопа полная, но имя душевного человека увековечим. А, например, про Дмитриева Николая Ивановича никто не знает. Это ведь наше дело, горожан, положить на чаши весов разные имена и сделать выводы. Может быть теперь, когда есть всякие форумы и прочие фейсбуки, мы, наконец, сможем в этом разобраться и стать городской общиной. Пусть не сразу. Медленно. Но, может быть (хотя бы) это поможет выбраться из дерьма, в которое мы так вляпались...
Отредактированно technos (25.09.2013 14:00:57)
Страниц: 1 2