Вы не зашли.
Большое спасибо!
Немного по событиям 1 июля - атаковали тральщики, а вот искали конкретно корабли 1-й БПЛ - из ЖБД 6-й воздушной флотилии:
1.07.41
14.20 Сообщение от Штаба ВМС, что около полудня 1.07 из Палдиски должен выйти отряд кораблей, в который входят Смольный, Кронштадт, подлодки Калев и Лембит, С-8, 3 подлодки т. М, а также 3 ТКА т. 298 и 299, цель неизвестна.
14.40 Приказ 2-й эскадрилье произвести одним самолётом разведку отряда кораблей в районе моря между меридианами Экхольм – Ханко, а также гаваней Локса, Таллин, Палдиски и Ханко, и атаковать бомбами Смольный или Кронштадт. Запасная цель – находящиеся у берега Ханко гидросамолёты.
Это так немецкий радиоперехват постарался, или сами финны могли нарыть?
Ещё небольшое отступление, просто очень удивило - попробовал разобраться в событиях вокруг Бенгтшера 26.07.41, на море и воздухе - это прямо калька Соммерса (вернее наоборот), один в один, только масштаб поменьше. Так же внезапно высадились, добились некоторого успеха, не хватило сил дожать финнов, потом прибыли У. и Х., отогнали наши катера с потерями для последних, затем финны высадили подкрепление и всё. Авиация с обеих сторон также активно вредила врагам и помогала своим, но решающего вклада не внесла (это уже моё мнение). Неужели у нас вообще никакого анализа предшествующих операций не проводилось, ведь это случилось всего за год до Соммерса?
С уважением,
savera написал:
Оригинальное сообщение #744116
Это так немецкий радиоперехват постарался, или сами финны могли нарыть?
Финны тоже прекрасно читали наш радиообмен, ЕМНИП еще во времена Зимней войны. На Сайте Я. Аромаа есть переведенный на английский ЖБД их разведотдела. Там то и дело сведения с точными названиями наших кораблей.
savera написал:
Оригинальное сообщение #744116
Неужели у нас вообще никакого анализа предшествующих операций не проводилось, ведь это случилось всего за год до Соммерса?
Так ведь разные люди проводили - те, кто руководил операцией в 1941-м были совсем в другом месте в 42-м и наоборот. А что до штаба флота, то он утверждаемые им отчеты читал по диагонали а в планируемые исполнителями операции вмешивался мало. Так что ничего удивительного.
vas63 написал:
Оригинальное сообщение #741782
Короче местные истореги такой пурги напридумывали. Я им пытался мягко подсказать, что это не совсем верно, но не нашел понимания.
Вчера совершенно случайно встретился с автором данной статьи http://obanape.ru/about/history/anapa_vov1/
Был интересен разговор. Я сначала не понял, что это и есть автор (поскольку не помнил фамилию автора статьи из интернета), знал только, что мой собеседник занимается историей Анапы в ВОВ. Зашел разговор о десанте Калинина, я рассказал о прочитанной статье, вместе посмеялись. Собеседник высказался, что разные придурки пишут такую ерунду, а потом люди смеются. Потом практически слово в слово подтвердил мои данные, изложенные выше http://tsushima.su/forums/viewtopic.php … 02#p741402
Каково же было мое удивление, когда я дома посмотрел фамилию автора статьи!
Наверное, раздвоение личности у товарища.
Ненадолго вернусь к Ханко. В финском фотоархиве есть снимки наших трофейных морских орудий, которые видимо впоследствии оказались на вспомогательных канонерках:
и ещё парочка аналогичных.
Вопрос к знатокам (сам в этом вопросе плаваю) - это все три Б-13, или нет; и могли ли где-то ещё, кроме Ханко, такие орудия попасть к финнам (в ВУСе, например)?
Вот данные предварительного (сразу после нашего ухода) осмотра финнами наших береговых батарей среднего калибра:
При осмотре Хэстэ-Бюсе найдена батарея из 3 130/50-мм орудий (180-я батарея). На одном орудии ствол и замок целы, прицельные приспособления частично в сохранности. Оба других ствола разрушены: один взорван посредине, второй прожжён газом в середине.
На Лангшер найдены три уничтоженных 100-мм орудия (174-я батарея) и также уничтоженный прожектор.
На Руссарё обнаружены 4 130-мм орудия (М1940) (179-я батарея), у трёх орудий стволы вероятно целые, один ствол разорван. Одно орудие возможно полностью в порядке. Оптические приборы русскими разбиты.
На оконечности Уудскатан 3 130-мм орудия (178-я батарея), которые уничтожены взрывом. Линзы 5-м дальномера разбиты. Неподалёку от батареи 2 запасных ствола, которые также взорваны.
С уважением,
Прошу извинить за занудство, но сейчас закончил обработку отчётов финской 6-й воздушной флотилии до момента оставления Таллина и был бы очень благодарен за комментарии, хотя бы по некоторым случаям:
22.07.41
07.00-08.35, VP-3
В 07.40 в квадрате Н14378 конвой, в котором 2 миноносца т. S, 1 грузовое судно, вооружённое по крайней мере 2 зенитными орудиями, 3 подлодки, 3 ТКА, курс 270˚.
Самолёт сбросил на грузовое судно 6 50-кг бомб с мгновенным механическим взрывателем с высоты 600 м. Падение серией приблизительно в 20 м от борта. Результата не наблюдали.
24.07.41
10.00-11.30, VP-8
В 10.40 в квадрате Н14425 бомбил вражеское торговое судно, которое находилось на месте. Сброшены 2 100-кг и 2 50-кг бомбы с мгновенным механическим взрывателем с высоты 400 м. Бомбардировка судна в поперечном направлении, бомбы сброшены серией. Ближайшее падение в 20 м от борта судна. Корабль высоко залит?. На самолёте не смогли определиться, находится ли судно на мели. Стрелок выпустил по судну очередь из 50 патронов. Большая часть очереди в судно.
18.00-19.05, VP-8
В 18.35 в квадрате Н14425 1 торговое судно, 2 эсминца, а также 1 меньший сторожевой корабль на якоре. Самолёт бомбил с высоты 800 м, сбросив группой 2 100-кг и 4 50-кг бомбы на транспортное судно. Падения в 15 м от борта судна, водяной столб частично накрыл судно. Повреждения весьма вероятны.
Отряд всё время бомбардировки вёл очень сильный зенитный огонь по меньшей мере из 2 40-мм, 3 20-мм и нескольких зенитных пулемётов меньшего калибра. На этапах подхода и отхода эсминцы по-видимому также использовали для воздушного боя корабельную артиллерию.
Во время предварительного осмотра в самолёте обнаружено, по меньшей мере, 2 попадания.
28.07.41
03.50-05.40, VP-8
В 04.36 в квадрате Н15774 стоящие на якоре 1 транспортное судно, 1 ТКА, 1 СКР и 1 транспортная баржа.
Самолёт бомбил транспортное судно. 2 100-кг бомбы сброшены группой с высоты 600 м. Падение примерно в 20 м от борта судна. Результата не наблюдали. Эскорт вёл сильный зенитный огонь. Сразу же после бомбардировки самолёт произвёл с высоты 300 м пулемётную атаку по транспорту. Несколько очередей в цель.
В 04.40 в квадрате Н14952 отряд кораблей, включающий 4 ТКА, 2 тральщика, а также 1 подлодку, идущую на поверхности.
В 04.56 самолёт бомбил в обнаруженном в 04.40 отряде подлодку. Сброшены 4 50-кг бомбы серией с высоты 600 м. Падения на расстоянии приблизительно с размер лодки.
В 04.58 произвели пулемётную атаку вплоть до 20 м по одному из ТКА эскорта. Наблюдатель выпустил двумя очередями около 300 патронов, также как и стрелок. Очереди отлично в цель. Сильный зенитный огонь.
31.07.41
06.00-07.30, VP-4
В 06.32 в квадрате Н14439 конвой, в котором 4 транспортных судна колонной, величиной 3000-4000 т, в охранении впереди 2 тральщика и по правому борту 2 ТКА, курс 270˚.
В квадрате Н14436 2 тральщика колонной, курс 90˚, открыли слабый зенитный огонь.
В 06.40 самолёт бомбил в обнаруженном в 06.32 конвое последнее транспортное судно, сбросив 6 50-кг бомб сериями 2х2х2 с высоты 600 м. Падения в 10-15 м от кормы корабля.
2.08.41
04.00-05.15, VP-8
В 04.35 в квадрате Н13329 1 СКА, курс 285˚. Самолёт бомбил катер 6 50-кг бомбами серией с высоты 600 м. Падений не видели.
3.08.41
18.45-20.20, VP-2
В 19.25 в квадрате Н14969 транспортное судно примерно в 2000-3000 т, курс 90˚. Самолёт бомбил судно с высоты 600 м 6 50-кг бомбами. Падений не наблюдали из-за плохой видимости. Корабль открыл зенитный огонь с дальней дистанции. На корабле по меньшей мере 1 40-мм, 1 20-мм и 1 или несколько лёгких зенитных пулемётов.
6.08.41
05.35-07.40, VP-2
В 06.20 в квадрате Н15670 2 СКА, курс 60˚, один из них обстреляли из пулемётов с высоты 1000 м. Очереди вокруг катера.
24.08.41
Из сводки штаба ВМС:
15.05 Сообщить Сёдершер, что русский конвой движется с запада на восток. Конвой будет бомбардирован нашими самолётами в 15.30 и немецкими около 16.00. Одновременно отдать приказ немедленно сообщить, когда конвой войдёт в видимость.
15.10-16.10, VP-2 и VP-8
Обстановка: в 14.00 в квадрате 13840 находились 10 вражеских транспортных судов, курс 90˚, скорость 10 узлов. Также вместе с тральщиками. Согласно предварительным расчётам, конвой будет у кромки финского минного поля в 15.30.
Задача на вылет: определить место конвоя и произвести бомбовую атаку против него в 15.30, с целью воспрепятствовать транспортным судам соединиться с тральщиками у кромки минного поля. Атаковать с высоты не менее 400 м.
В 15.34 в квадрате Н13868 в голове конвоя 2 тралящих тральщика, 4 транспортных судна, из которых одно около 7000 т., одно около 5000 т, один танкер и одно 2000 т. Между транспортами меньшие моторные корабли. В боковом охранении с каждой стороны 2 ТКА.
В 15.36 не смогли продолжить выполнение задания из-за начавшейся атаки истребителей. С направления конвоя прилетели 2 3-х самолётные группы И-153, которые неожиданно появились сверху.
Патруль прекратил выполнение задания, сбросил бомбы в море и самолёты попытались укрыться в облаках. Ведущему удалось укрыться в облаках приблизительно через 1 минуту после начала атаки, второй самолёт приблизительно через 2 минуты, после перестрелки. Ведущий также обстрелял атакующий его самолёт короткой очередью.
Самолёты не получили повреждений.
Последний случай самый известный (по Платонову), но и весьма запутанный - в основном из-за действия немцев против конвоя - если кто топил танкер №11 из немецких доков известно, то кто бомбил Эстиранд, не ясно (1-й ВФ в этот день атаковал слишком многих), и сколько всего и когда атак авиации было; и ещё, истребительное прикрытие конвоя всё-таки присутствовало, хоть может быть и кратковременное, возможно, оно как раз и было выслано после удара по Эстиранд?
С уважением,
Отредактированно savera (25.09.2013 19:17:03)
savera написал:
Оригинальное сообщение #746512
Прошу извинить за занудство,
Напротив, очень надеялся, что Вы продолжите эту тему.
savera написал:
Оригинальное сообщение #746512
22.07.41
07.00-08.35, VP-3
В 07.40 в квадрате Н14378 конвой, в котором 2 миноносца т. S, 1 грузовое судно, вооружённое по крайней мере 2 зенитными орудиями, 3 подлодки, 3 ТКА, курс 270˚.
Самолёт сбросил на грузовое судно 6 50-кг бомб с мгновенным механическим взрывателем с высоты 600 м. Падение серией приблизительно в 20 м от борта. Результата не наблюдали.
КОН бух. Кунда - Таллин: ТР «Калпакс», БТЩ-205, -214, Щ-301, -307, -324, ТКА-65, -85 (или?63, 83). Доложил о том, что с самолета на корабли были сброшены 2 бомбы.
savera написал:
Оригинальное сообщение #746512
24.07.41
10.00-11.30, VP-8
В 10.40 в квадрате Н14425 бомбил вражеское торговое судно, которое находилось на месте.
Снова "Расма", но к тому времени уже торпедированный нем. ТКА и полупогрузившийся в воду.
savera написал:
Оригинальное сообщение #746512
18.00-19.05, VP-8
В 18.35 в квадрате Н14425 1 торговое судно, 2 эсминца, а также 1 меньший сторожевой корабль на якоре.
И это "Расма". А в какой это день? 24-го?
savera написал:
Оригинальное сообщение #746512
28.07.41
03.50-05.40, VP-8
В 04.36 в квадрате Н15774 стоящие на якоре 1 транспортное судно, 1 ТКА, 1 СКР и 1 транспортная баржа.
Самолёт бомбил транспортное судно. 2 100-кг бомбы сброшены группой с высоты 600 м. Падение примерно в 20 м от борта судна. Результата не наблюдали. Эскорт вёл сильный зенитный огонь. Сразу же после бомбардировки самолёт произвёл с высоты 300 м пулемётную атаку по транспорту. Несколько очередей в цель.
В 04.40 в квадрате Н14952 отряд кораблей, включающий 4 ТКА, 2 тральщика, а также 1 подлодку, идущую на поверхности.
В 04.56 самолёт бомбил в обнаруженном в 04.40 отряде подлодку. Сброшены 4 50-кг бомбы серией с высоты 600 м. Падения на расстоянии приблизительно с размер лодки.
В 04.58 произвели пулемётную атаку вплоть до 20 м по одному из ТКА эскорта. Наблюдатель выпустил двумя очередями около 300 патронов, также как и стрелок. Очереди отлично в цель. Сильный зенитный огонь.
Бухта Кунда. Не знаю кто там мог находиться, вероятно какие-то эскортные корабли в т.ч. из числа мобилизованных - по ЖБД надводного направления никаких сообщений об атаках.
savera написал:
Оригинальное сообщение #746512
31.07.41
06.00-07.30, VP-4
В 06.32 в квадрате Н14439 конвой, в котором 4 транспортных судна колонной, величиной 3000-4000 т, в охранении впереди 2 тральщика и по правому борту 2 ТКА, курс 270˚.
В квадрате Н14436 2 тральщика колонной, курс 90˚, открыли слабый зенитный огонь.
В 06.40 самолёт бомбил в обнаруженном в 06.32 конвое последнее транспортное судно, сбросив 6 50-кг бомб сериями 2х2х2 с высоты 600 м. Падения в 10-15 м от кормы корабля.
Пара миль восточнее о. Мохни. Судя по всему конвой, который отстаивался в Кунде и с рассветом 31-го пошел в Таллин - ТР Барта, Эстиранд, Шауляй, 4-й неразборчив (в другом документе - ВТ-506, ВТ-532, ВТ-545, ВТ-551), тральщики Антикайнен, №69, №20 (в другом документе ТЩ №20, 73, 74), МО(ПК) №227 (в др. документе МО не указан). Донесений об атаке не поступало.
savera написал:
Оригинальное сообщение #746512
2.08.41
04.00-05.15, VP-8
В 04.35 в квадрате Н13329 1 СКА, курс 285˚. Самолёт бомбил катер 6 50-кг бомбами серией с высоты 600 м. Падений не видели.
В паре миль севернее о. Аэгна. Вероятно какой-то дозорный МО. Доклада об атаке в ЖБД нет.
Продолжение следует.
Большое спасибо!
Botik Petra Velikogo написал:
А в какой это день? 24-го?
Да, 24-го июля.
С уважением,
Botik Petra Velikogo написал:
ТР Барта, Эстиранд, Шауляй, 4-й неразборчив (в другом документе - ВТ-506, ВТ-532, ВТ-545, ВТ-551)
Судя по таблице из книги Р.А. Зубкова (стр. 484):
Барта - ВТ-506, Эстиранд - ВТ-532, Шауляй - ВТ-550 (возможно в документе описка?, 551 - Алминне). ВТ-545 - это Эверита.
С уважением,
Есть еще и третий документ, который дает номера ВТ - 6, 34, 45, 50. Думаю, что по совокупности показаний это ВТ-506, 532, 550 и 545.
По вечеру 24.7
Снова никаких докладов нет. Есть другой доклад: в 15.09 25 июля вражеский самолет бомбил 2 бомбами в р-не о. Мохни ТР Л. Люцерне. Может это как-то связано?
savera написал:
Оригинальное сообщение #746512
3.08.41
18.45-20.20, VP-2
В 19.25 в квадрате Н14969 транспортное судно примерно в 2000-3000 т, курс 90˚. Самолёт бомбил судно с высоты 600 м 6 50-кг бомбами. Падений не наблюдали из-за плохой видимости. Корабль открыл зенитный огонь с дальней дистанции. На корабле по меньшей мере 1 40-мм, 1 20-мм и 1 или несколько лёгких зенитных пулемётов.
По подходах к бух. Кунда, чуть северо-западнее. Вероятно какой-то СКР из мобилизованных, базировавшийся на Кунду - в ГБ прошел доклад, что самолет противника сбросил мины в точке 59.36,6 с.ш./26.25,2 в.д.
savera написал:
Оригинальное сообщение #746512
6.08.41
05.35-07.40, VP-2
В 06.20 в квадрате Н15670 2 СКА, курс 60˚, один из них обстреляли из пулемётов с высоты 1000 м. Очереди вокруг катера.
Р-н сев. о. Вайндло - дозоры Кронштадской ВМБ, по которой у меня документов нет.
savera написал:
Оригинальное сообщение #746512
Последний случай самый известный (по Платонову), но и весьма запутанный - в основном из-за действия немцев против конвоя - если кто топил танкер №11 из немецких доков известно, то кто бомбил Эстиранд, не ясно (1-й ВФ в этот день атаковал слишком многих), и сколько всего и когда атак авиации было; и ещё, истребительное прикрытие конвоя всё-таки присутствовало, хоть может быть и кратковременное, возможно, оно как раз и было выслано после удара по Эстиранд?
Увы, имеемые документы не дают возможности полностью ответить на все эти вопросы.
По ЖБД получаете:
10.30 КОН вышел
14.29 - налет одного самолета
14.50 - Энгельс доносит о втором налете - 2 самолета, Эстиранд спустил шлюпки
Запись в ЖБД - прикрыть нечем, вся авиация на фронте - доложили из штаба 10 АБ.
15.05 - подорвался БТЩ-209
17.12 от Энгельса - авария надводного корабля
18.59 от Аэгна - атакован самолетами противника
по ЖБД воздушного направления:
15.00 - НШ КБФ приказал прикрыть КОН Таллин - Кронштадт периодически
15.50 - от штаба 10 АБ - в 15.40 5 И-153 вылетели для прикрытия ТР в р-не Кери
16.30 - от штаба 10 АБ - 5 И-153 произвели посадку. Имели ВБ с самолетами пр-ка, которые уклонялись уходом в облака. Высота облачности 400 м.
оперсводок 10 АБ после 23 августа нет.
Как я понял, Эстиранд уделал кто-то из Ю-88 806-й группы, летавших на вооруженную разведку. Затем налетали финны, но их появление совпало с появлением нашего единственного воздушного патруля. Вечером семерка Ю-88 из КГ77 действовала беспрепятственно и утопила танкер.
Ещё раз спасибо!
Botik Petra Velikogo написал:
Есть другой доклад: в 15.09 25 июля вражеский самолет бомбил 2 бомбами в р-не о. Мохни ТР Л. Люцерне. Может это как-то связано?
Этот случай мы разбирали чуть выше - посты 1076, 1077 в данной теме.
По 24.08 - вот сводка 1ВФ, не помню, выкладывал её ранее, или нет:
По кораблям согласно ей и правда действовал только флигерфюрер Остзее. Правда заявок у них там немерено, не поймёшь, какая наша.
С уважением,
savera написал:
Оригинальное сообщение #746651
Этот случай мы разбирали чуть выше - посты 1076, 1077 в данной теме.
Да, запамятовал.
savera написал:
Оригинальное сообщение #746651
По кораблям согласно ей и правда действовал только флигерфюрер Остзее. Правда заявок у них там немерено, не поймёшь, какая наша.
Ну а даже если бы поняли - что это изменит?
Хоть какие-то подробности бы были.
С уважением,
savera написал:
Оригинальное сообщение #746724
Хоть какие-то подробности бы были.
Подробности можно почерпнуть из ЖБД ПБ Аэгна:
Генеральная репетиция Таллинского перехода. Лично у меня от этого описания мурашки по спине забегали - какой кошмар пережили эти люди!
Не устаю говорить спасибо!
Сильный документ. Вроде думаешь, что что-то знаешь, но после прочтения подобного понимаешь, что ни хрена на самом деле не известно.
С уважением,
savera написал:
Оригинальное сообщение #746832
Сильный документ.
Так точно. Вот с чего надо картины писать, когда и бомбы и снаряды и мины взрываются вокруг наших кораблей одновременно. Не часто так кому-то из наших доставалось.
Хотя с событиями вокруг конвоя 24 августа вроде бы уже всё ясно, всё же выложу ещё один документ, как бы немецкий взгляд:
Думаю, переводить не нужно.
Да, вот перевод предыдущего дока (только касательно действий против морских целей):
Севернее Нарвской бухты атака на повреждённый транспорт (3000 т). Результата не наблюдали. В Соэло-зунд атаковано одно торговое судно (3000 т). Результат не видели. В 20 км северо-западнее Ревеля прямое попадание в палубу торгового судна. Корабль остановился. Огромный столб дыма после атаки. У восточного берега полуострова севернее Ревеля 2 войсковых транспорта и один транспорт атакованы. Падения бомб очень близко. Атака на торговое судно в 4000 т. 2 бомбы со стороны левого борта, 2 бомбы по корме, палуба разрушена. В 15 км севернее бухты Эру атакованы 2 торговых судна. У одного корабля 2 бомбы на расстоянии ширины судна по левому борту. У другого корабля (6000 т) с солдатами на борту прямое попадание позади дымовой трубы. Транспорт загорелся и медленно затонул.
В 35 км северо-западнее Балтийский Порт атакован один эсминец. Результата не наблюдали. В Нарвской бухте торпедное попадание в носовую часть торгового судна. Корабль остался стоять с креном. В бухте Кясму атака на торговое судно. Бомбы легли непосредственно рядом с носовой частью. Вдобавок обстреляли из бортового оружия.
С уважением,
Отредактированно savera (30.09.2013 17:32:08)
savera написал:
Оригинальное сообщение #744922
Вопрос к знатокам (сам в этом вопросе плаваю) - это все три Б-13, или нет
Да,все
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #746728
Генеральная репетиция Таллинского перехода. Лично у меня от этого описания мурашки по спине забегали - какой кошмар пережили эти люди!
Найдите книгу "Цель-корабдлиЕго Величества", там описывается эвакуация с Крита. Таллинский переход цветочки..
Напримкр, в командный кубрик крейсера "Орион" , куда засунули около 5о человек попала 50 кг авиабомба...
helblitter написал:
Оригинальное сообщение #748597
Найдите книгу "Цель-корабдлиЕго Величества",
Если она у Вас действительно есть, посмотрите сначала на копирайты и благодарности...
Мне ничего искать не надо, я знаю, что с чем сравниваю...
Вновь возник вопрос ещё по одному из конвоев Таллин - Кронштадт, на этот раз 21 августа 1941, в составе которого погибли ЗМ (или ГИСУ) Норд и транспорт Леени. Оказалось, что в доступной литературе он нигде не описан (коротко упоминается в "МО Сталина", но про гибель Леени там нет). Известны ли какие-нибудь ещё подробности этого эпизода? Что пишут по данному поводу враги, вылужу чуть позже, ещё не все документы просмотрел.
С уважением,
Могу предложить описание из Киреева:
В 11 часов 21 августа эта линия неизвестных конических буйков была обнаружена дозорным катером МО-407, шедшим в это время в противолодочном охранении конвоя, к которому он присоединился перед тем в районе острова Кери. В составе конвоя были транспорт № 503 (Леени), гидрографическое судно Норд, буксир С-102 с тремя баржами и спасательное судно Карин с торпедным катером на буксире. Для проводки кон¬воя за тралами были выделены тральщики Киров, Ляпидевский, Краб и Сом, в охранении были катер МО и два катера типа «рыбинец».
Командиру тральщика Киров, назначенному командиром конвоя, было приказано, ввиду поиска предполагаемого менее опасного обходного пути, вести конвой в полутора милях севернее оси фарватеров 10 ТБ-ж и 10 ТБ-е. Это не принесло пользы, так как плотность минного поля на намеченном пути была почти такой же, как и на оси фарватеров (112 мин и 83 минных защитника на милю фронта минного поля), и, вместе с тем, не способствовало облегчению условий проводки следующих конвоев, придерживавшихся оси фарватера.
Тральщики шли в строю уступа с тралами Шульца: в первой паре— Киров и Ляпидевский, во второй паре — Краб и Сом. Вместе с длиной кильватерной колонны проводившихся судов глубина строя составляла не менее двух миль, поэтому разведывательным самолетам противника нетрудно было определить направление движения конвоя.
Первый самолет-разведчик противника был обнаружен около 8 ч. 30 м„ когда конвой находился еще на фарватере 10 ТБ-з западнее острова Кери (рис. 16). Затем после двух повторных обнаружений конвоя авиация противника между 11 ч. 35 м. и 13 часами группами по три самолета-пикировщика четыре раза атаковала его. В 11 ч. 52 м. гидрографическое судно Норд затонуло в результате попадания авиабомбы во время пересечения судном минного заграждения «И-38». За 15—20 минут до этого конвой остался без противоминного охранения, так как оба трала Шульца один за другим были перебиты тремя взрывами минных защитников, и двумя взрывами мин, происшедшими на поставленных накануне ночью линиях «И-39» и «И-38».
Дозорный катер МО-407 оказал конвою существенную поддержку. После обнаружения конических буйков (т. е. всплывших минных защитников) катер пошел на юг вдоль линии буйков, чтобы определить ее южную границу. Заметив за кормой взрывы мин и авиабомб, командир катера тотчас решил идти полным ходом к поврежденному гидрографическому судну Норд. Было спасено 13 человек, после чего в 12 часов с катера открыли огонь и сбили вражеский самолет в тот момент, когда
он выходил из пике. Наконец, около 12 ч. 30м. была отбита очередная атака самолетов противника. Согласно полученному по радио приказанию командира ОВР катер в 13 часов ушел в Таллин, расстреляв перед тем всплывшую мину на линии «И-38».
Тем временем на тральщиках убрали поврежденные тралы. Тральщики первой пары с трудом оттащили в сторону от пути конвоя свой трал, в который, судя по большому натяжению, попали несколько мин. Пришлось обрубить трал, а с постановкой запасных тралов на обеих парах тральщиков произошла задержка, вызванная сперва повреждением и гибелью гидрографического судна Норд, а затем маневрированием, связанным с продолжавшимися налетами авиации противника. Оставшиеся без противоминного охранения суда конвоя медленно про¬двигались вслед за тральщиками на восток от линии заграждения «И-38», и так как на этом пути на протяжении 4 1/2 миль не было мин, то создавшаяся опасность положения благополучно миновала. Но вслед за тем произошла неблагоприятная случайность, первопричиной которой по¬служил начавшийся в 12 ч. 42 м. новый налет авиации противника.
Ввиду слабости ПВО конвоя командир конвоя тотчас приказал тральщикам второй пары не ставить запасный трал Шульца и занять места в охранении транспорта № 503, шедшего в голове колонны проводившихся судов. Получив это распоряжение, командир тральщика Сом передал на транспорт № 503: «Идем в охранении, держитесь за тральщиками первой пары».
На тральщиках Киров и Ляпидевский к этому времени только что закончили постановку запасного трала Шульца. Пройдя с ним всего одну милю, эти тральщики попали на поставленную 19 августа группу заграждений, в которой линия мин (заграждение «И-35») была с обеих сторон прикрыта линиями минных защитников (заграждения «И-36» и «И-37»). В 12 ч. 56 м. взрывом минного защитника (в линии «И-37») трал опять был перебит, вследствие чего конвой вторично остался без противоминного охранения.
По приказанию командира конвоя на тральщиках Сом и Краб в 13 часов приступили к постановке запасного трала Шульца, но прежде чем она была закончена, транспорт № 503, которому, видимо, никто не приказал остановиться, в 13 ч. 12 м. при пересечении линии «И-35» подорвался на мине и через две минуты затонул. Личный состав судна был подобран с воды тральщиком Ляпидевский.
Обстоятельства, при которых произошла гибель транспорта № 503, показали, до какой степени трудно было обеспечивать одновременно и ПВО и ПМО конвоев в условиях, когда не хватало сил ни для того, ни для другого вида обороны, взятых в отдельности. Независимо от этого следует признать, что одной из причин происшедшей 18 августа потери было отсутствие должной распорядительности со стороны командира конвоя, явно действовавшего «на авось».
Около 14 ч. 30м. на меридиане банки Калбодагрунд конвой разошелся со встречным конвоем, шедшим в Таллин по фарватеру 10 ТБ-е. Этот конвой состоял из буксира КП-11, имевшего на буксире нефтеналивную баржу НБ-12 и три моторных бота. В охранении были тральщик Баян и катер МО-201. По примеру подобного же похода, совершенного 17 августа для доставки из Кронштадта в Таллин бензина на барже НБ-4, тральщик Баян согласно приказанию командования ОВР Крон¬штадтской ВМБ шел без трала.
По донесению командира тральщика Баян в 15 ч. 40м. было обнаружено поставленное по направлению 0°—180° «минное поле» (линия «И-39»); рядом с ним виднелись обломки корабля (гидрографического судна Норд). В 16 ч. 6м. баржа НБ-12 подорвалась на мине (на линии «И-82»). Столб пламени и дыма, возникший от возгорания бензина, под¬нялся на высоту в несколько сот метров. Он был обнаружен на большом расстоянии постами СНиС, находившимися на островах Кери и Аэгна, и финскими постами, а также тральщиками (на расстоянии 17 миль), продолжавшими в это время проводку буксира С-102 и спасательного судна Карин.
После гибели транспорта № 503 тральщики Киров и Ляпидевский за отсутствием трала Шульца поставили змейковые тралы, но вскоре убрали их и вступили в охранение конвоя. Продолжая проводку конвоя за тралом Шульца, тральщики Сом и Краб вытралили еще три мины. Одна из них незаметно попала в трал, вероятнее всего, на линии «И-60», но всплыла вследствие уменьшения глубин моря в 4—5 милях восточнее этой линии. Другая мина взорвалась в трале в районе заграждения «И-28» (трал уцелел), и еще один взрыв мины без повреждения трала произошел ночью восточнее Родшера; взорвавшаяся мина либо была затащена с заграждения «И-28», либо была пропущена в июле тральщиками 4-го дивизиона, тралившими район заграждения «И-77».
Хорошая видимость, позволявшая в течение всего дня 21 августа часто определять место по пеленгам маяков, к ночи резко ухудшилась: пошел дождь и к утру 22 августа разыгрался шторм силой до 8 баллов. Одна из барж, которые вел буксир С-102, на волне разломилась и затонула. Утром 23 августа конвой был приведен на Кронштадтский рейд.
Большое спасибо!
Вот что пишут немцы (практически то же, что и выше):
Из доклада офицера связи ВМС при штабе 18-й Армии
10.30-13.30 севернее м. Юминда 1 конвой из 12 небольших судов, 1 русского СКА, 1 отдельно следующего транспорта, 1 буксирный караван с 1 баржей, 1 буксирный караван с 3 баржами, пытающийся преодолеть заграждение Юминда.
При начале вклинения в заграждение атака авиации на конвой, 1 большой транспорт был поражён, продолжая движение налетел на мину и затонул.
СКА был обстрелян 10,5-см батареей с м. Юминда и скрылся под прикрытием дымовой завесы. Попаданий не было достигнуто. Обстрел конвоя был безрезультатен из-за плохой видимости.
Второй буксирный караван с 3 баржами налетел на мины, все без исключения 3 судна (небольшие танкеры) затонули.
Из отчёта 1 ВФ
В кв. 5019 (морской кв. 3538) атака на торговое судно в 3000 т к северу от бухты Колга. 2 прямых попадания, корабль разломился надвое и затонул через 3 мин. Нос выступает из воды. 1 торговое судно в 5000 т атаковано. Бомбы непосредственно около борта и кормы. Взрыв котла и развитие пожара. Корабль идёт дальше с небольшой скоростью.
Из КТВ FdT
11.13 Юминда сообщает о подходе с востока к заграждению конвоя, состоящего по меньшей мере из 12 транспортных судов. Вскоре после этого Юминда сообщила о подрыве на минах транспортов в 1000 т и 4000 т. Второй транспорт в 4000 т затонул в 12.12. Около 16.00 конвой вышел из видимости.
В 13.18 в видимости новый конвой курсом на запад, состоящий из буксира и двух больших барж, тральщика и СКА. Был 3 раза безуспешно обстрелян 17-см батареей м. Юминда. В 15.14 обе баржи подорвались на минах, столб дыма высотой в 1000 м (груз топлива).
С уважением,
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #749044
В охранении были тральщик Баян и катер МО-201.
Уважаемые коллеги!
Проясните пожалуйста ситуацию с *Баяном *.(буксирный п/х БОРП).
С одной стороны по моб. плану на 41г подлежал мобилизации в состав 7-го д-на.
С другой стороны - сведений о мобилизации нет ( Бережной С.С. , перечень №19, пр. от 25.07.41г).
А здесь он появляется и в составе 1-го конвоя потом то же,причем опять без трала , что и вызывает определенный интерес .(Все -таки боевая единица ).
С уважением Вох.