Вы не зашли.
Все осложнееться для Италов необходимостью ЗАЩИЩАТЬ коммуникации по маршрутам Бари-Дуррас, Бриндизи-Валонна.
Cobra написал:
Оригинальное сообщение #729155
Все осложнееться для Италов необходимостью ЗАЩИЩАТЬ коммуникации по маршрутам Бари-Дуррас, Бриндизи-Валонна.
Тогда, Лиссой могут и не отделаться.ЭТо зависит от настроя итальяшек и австрийцев. Австрийцы всё же посерьёзней кажутся. На мой взгляд.
Немецкие кр-ра в Сред-м м. куда уходят ?
Посмотрим СаИ позволяет делат реалистичные модели заодно создает реалистичный расклад событий.... А мое делао это очень красиво описать
На 16 мая германцы стоят в Дураццо, наболюдают, затем через пару-тройку дней уйдут в Пирей.
Кстати коллеги а каково было каботажное судоходство в Адриатике не подскажете?
Cobra написал:
Оригинальное сообщение #729782
Кстати коллеги а каково было каботажное судоходство в Адриатике не подскажете?
Брокгауз и Эфрон,- "В Австро-Венгрии также различают малый К., который ограничен Адриатическим морем, от большого, который распространен на моря Средиземное, Черное и Азовское, Суэцкий канал и Красное море."
Венеция,- В том же году в приходе было 2732 корабля,вместимостью в 824291 т,
Анкона,- А., ставши узловым пунктом железных дорог и главной станцией пароходного движения на Адриатическом море, имеет все шансы снова сделаться важным торговым пунктом; важнейший после Венеции приморский город на Адриатическом море. Между пароходными сообщениями А. с Грецией и Левантом надо упомянуть линии Триест — Константинополь и Триест — Александрия, по которым пароходы отправляются по одному разу в неделю; затем линию А. — Генуя, захватывающую большинство итальянских гаваней; наконец, сообщение с Ливерпулем.
Военная энцик-я
По италіанскому берегу существуетъ довольно много портовъ, изъ коихъ большая часть пригодна только для каботажа. Начиная съ юга они расположены такъ: Отранто, Бриндизи — важный портъ какъ мѣсто отправленія почты въ Индію, Китай, Австралію, и въ то же время одинъ изъ лучшихъ портовъ зап. берега А.(Анкона) моря, доступный для большихъ судовъ. Затѣмъ идутъ порты: Леонополи, Бари (довольно значительный по торговому движенію), Барлетта, Віести, Анкона (довольно значительный по торговлѣ), Сенигалліа, Фано, Пезаро, Чіоггіа, Венеція (собственно портъ Маламокко, большое торговое движеніе).
На сѣверѣ главный портъ — Тріестъ, куда въ 1906 г. заходило 7.240 пар. и 2.222 парус. судовъ,
портъ Фіуме, одинъ изъ главнѣйшихъ торговыхъ портовъ А. моря и единственный портъ Венгріи; въ 1906 г. посѣтило этотъ портъ 12.637 судовъ. Далѣе идутъ порты: Буккари, Порторе, Зенгъ, Арбе, Зара, Себенико, Спалато, Рагуза, Каттаро, Антивари (служащій портомъ Черногоріи).
Так,что с каботажем всё путём в Адриатике.
Отредактированно варяг (17.08.2013 19:31:30)
От Кобры
http://files.icq.net/get/287207B37F8547 … 683C7F971F
Война на Балканах
С чего продолжим май уже есть, июнь - 10 дей включая генералку, правда он еще нуждаеться в доработке.
4 мая,
Валона, побережье Албании
Ровно в полдень шедший во главе каравана пароход «Винценце Абруццо», наспех приспособленный для перевозки войск, с лязгом отдал якорь на внешнем рейде. Вдали темнел силуэт «Пизы», башни которой мрачно уставились на казавший столь неприветливым Албанский берег. Немедленно начата высадка десанта. Вскоре берсальеры без единого выстрела взяли под контроль порт. В Дурресе утром следующего дня также начата высадка частей XXI армейского корпуса. Как гласила циркулярная нота Итальянского правительства – ввод войск вызван необходимостью защиты итальянских граждан и имущества.
7 мая
Валона, побережье Албании
На внешний рейд пришел броненосный крейсер «Блюхер». В Дурраццо отдал якорь «Бреслау». На следующие сутки подошел зафрахтованный параход «Сноу сторм» и немцы немедленно начали бункеровку угля. Обстановка в зоне конфликта стремительно накалялась.
11 мая
Пола – главная база флота Двуединой монархии
В полночь командующий флота Двуединой монархии адмирал Антон Гаус распорядился начать мобилизацию флота и приморских укреплений. По сигналу мобилизации экипажи боевых кораблей доводились до штатов военного времени, сдавался практический боезапас на берег и доукомплектовывали запасы снарядов и припасов до максимума. Война Италии, Сербии и Греции была объявлена спустя двое суток.
15 мая
Пола – главная база флота Двуединой монархии
Командующий флота Двуединой монархии адмирал Гаус в рамках предварительно разработанных оперативных планов, которые предусматривали:
- Оказание содействия своим сухопутным войскам, в том числе методом артиллерийской поддержки приморских флангов.
- Срыв перевозок войск и запасов в Албанию.
- Завоевания господства в Адриатическом море, методом генерального сражения с итальянским королевским флотом.
Распорядился спланировать набег на Итальянские порты, в числе объектов намеченных для нанесения удара попали также Албанские порты Дуррес и Валона. Предполагалось уничтожить все обнаруженные в акваториях портов суда и обстрелять портовые сооружения. Выход кораблей был первоначально намечен в полдень 17 мая. Однако по погодным условиям и другим причинам выход пришлось задержать.
Вторым распоряжением стало приказание осуществить постановки минных оборонительных заграждений вблизи своих портов, выполненная в течении следующих трех дней.
16 мая
Пола – главная база флота Двуединой монархии
По распоряжению командования в Котор вышли на буксире тральщиков подводные лодки U3, 4, 5, 6, 12. Переход обеспечивали 8-й торпедный дивизион и крейсер «Жигетвар».
17 мая
Валона, Дураццо, побережье Албании
Германские броненосный крейсер «Блюхер» и крейсера «Бреслау» ушли в Пирей. Крейсера пришли в греческий порт 22 мая и вновь приступили к погрузке угля. И На следующие сутки подошел зафрахтованный параход «Сноу сторм» и немцы немедленно начали бункеровку угля. Обстановка в зоне конфликта стремительно накалялась.
18 мая
Пола – главная база флота Двуединой монархии
Утром корабли Австро-Венгерского флота назначенные на выход вышли на внешний рейд Полы. Около 14 часов в море вышла разведывательная группа под командованием капитана 1 ранга Хорти в составе крейсеров - «Адмирал Шпаун», «Сайда» и эсминцев «Татра», «Балатон», «Чепель», «Лика». Вечером с якорей стали сниматься и линейные корабли и выходить в море. Первая морская операция Великой войны началась. В море вышли крейсера авангарда под командованием контр-адмирала Фидлера в составе броненосных крейсеров «Санкт-Георг», «Кайзер Карл VI», «Мария Терезия» в сопровождении эскадренных миноносцев «Хуссар», «Пандур», «Чикош», «Река», «Велебит», «Варасдинер». Последними якорные стоянки покинули главные силы под непосредственным командованием адмирала Гауса в составе линейных кораблей «Вирибус Унитис», «Тегетгоф», «Принц Ойген», «Эрцгерцог Франц Фердинанд», «Радецкий», «Зриньи», «Эрцгерцог Карл», «Эрцгерцог Фридрих», «Эрцгерцог Фердинанд Макс» в сопровождении крейсеров «Зента» и «Асперн», эскадренных миноносцев «Улан», «Штрейтер», «Шарфшютце», «Ускоке» и 20 миноносцев: 74Т — 81Т, 82F, 83F, 51Т — 59Т. Незадолго до полуночи от главных сил начали отделяться отряды, направлявшиеся в разные точки к итальянскому берегу. Дивизион миноносцев был отправлен тралить воды на подступах к Анконе.
Тем временем 1-й дивизион эсминцев Королевского Итальянского флота совершал переход из Бриндизи в Венецию. Учитывая близость Австрийского побережья командир дивизиона распорядился в полночь развести пары во всех котлах. Скорость соединения составляла 18 узлов. Шел сильный дождь. Около 3 часов ночи, когда уже стало светать, сигнальщики флагманского «Аудаче» разглядели по курсу, чей то смутный силуэт. Как оказалось позднее это был австрийский номерной миноносец. Считая в тот момент, что его корабли столкнулись с австрийской разведкой капитан 2 ранга Уго Рикарди распорядился увеличить ход до полного, и приготовить торпедные аппараты к бою, одновременно «Аудаче» повернул влево на румб. Спустя несколько минут итальянские эсминцы повернули вправо на борт и через несколько мгновений сигнальщики разглядели в предрассветной мгле смутные силуэты австрийских больших кораблей. Австрийцы бывшие настороже немедленно открыли огонь и темные силуэты австрийских линейных кор озарились вспышками выстрелов. Шедший в авангарде крейсер «Зента» начал немедленный разворот в сторону неожиданно появившегося противника, так же открыв огонь. Вслед за этим итальянцы произвели с 15-20 кабельтов несколько двухторпедных залпов. Спустя пару минут итальянские корабли повторили залп, после чего флагман дал сигнал к отходу. В этот момент «Аудаче» был подбит артиллерийским огнем Австрийских кораблей. Крупнокалиберный снаряд разворотил борт в районе носовой трубы, выведя из строя котел №1 и вызвав сильное поступление воды. Корабль окутался клубами пара. Взорвавшиеся рядом снаряды сильно изрешетили осколками надводный борт. Кроме того в корабль попало еще несколько мелкокалиберных снарядов. Один из них вывел из строя уже разряженный торпедный аппарат. Другой взорвался при ударе о фок-мачту осыпав осколками мостик. Кроме флагмана пострадал сильно «Анимозо», в который так же попал крупнокалиберный снаряд попавший в кормовой мостик и осколками уничтоживший расчеты кормовых орудий которые вышли из строя. «Индомито» отделался одним 66 мм снарядом пробившим борт в корме и взорвавшимся в каюте механика. Итальянские корабли разрознено отвернули от противника выходя из боя. Густые клубы дыма из труб удачно прикрыли их отход.
Спустя несколько минут австрийских кораблей достигли выпущенные итальянцами торпеды. Крейсер «Зента» неудачно подвернувшийся под торпеды предназначенные линкорам, один за другим потрясло два мощных взрыва. Одна из торпед, вызвала мгновенное затопление машинного отделения. Вторая разворотила носовую часть. Обреченным ревом сирены австрийский крейсер оповестил о катастрофе. Однако этим злоключения Австрийцев не закончились. Так как в 3.35 минут торпеда, очевидно с «Аудаче» попала в «Эрцгерцог Фридрих», нанеся тому тяжелые, хоть и оказавшиеся несмертельными повреждения. Кроме того, от попадание 76 мм снаряда пробившего паропровод временно потерял ход миноносец 74Т. Кстати это был единственный итальянский снаряд попавший в австрийские корабли.
Светало, а итальянские корабли проведшие столь результативную атаку при отходе были вынуждены вскоре снизить скорость из-за флагманского корабля сначала до 18 узлов, а затем и до 12 узлов. А вскоре «Аудаче» окончательно потерял ход и начал тонуть. А экипаж корабля был переведен на «Интрепидо». Вскоре «Аудаче» затонул. Кстати передать радиограмму в Анкону тоже не удалось. Удалось только установить связь через 4 часа с Венецией.
Тем временем дивизия австро-венгерских дредноутов шедшая вторым эшелоном в оперативном прикрытии передовых сил достигла места боя. Уже рассвело, и командующий флотом распорядился о дальнейшем движении кораблей Лефлера к Анконе. Поврежденный корабль было решено отправить в сопровождении «Асперна» и миноносцев в Полу.
Через пятнадцать минут в легкой утренней дымке открылся низменный итальянский берег с конечной целью австрийского флота – Анконой. Как только дистанция сократилась до 4-5 миль австрийские линейные корабли открыли огонь по акватории порта. Итальянцы не ожидали нападения. Итальянские батареи начали разрозненно отвечать только спустя полчаса и весь ущерб от нее свелся к двум матросам ««Эрцгерцога Фердинанда Макса» легко раненых осколками разорвавшегося вблизи снаряда. Корабли обстреливали Анкону в течении 45-50 минут. Обстрел вызвал в порту значительные пожары. Затонули буксир и небольшой каботажный пароход. По завершению обстрела корабли легли на курс отхода. В это же время, отделившиеся от флота отряды кораблей приступили к выполнению своих заданий. Линейный корабль «Зриньи» в сопровождении двух миноносцев обстрелял портовые сооружения и железнодорожные пути в Сенигаллии, линейный корабль «Радецкий» под прикрытием двух миноносцев обстрелял мосты - железнодорожный и шоссейный - около устья реки Потенце. Линейный корабль ««Эрцгерцог Франц Фердинанд» с двумя миноносцами повредил огнем артиллерии мост возле города Римини и железную дорогу на Равенну.
А дивизия дредноутов наоборот, с целью прикрытия действовавших разрознено отрядов наносивших удары по объектам на итальянском берегу выдвинулась на 30 миль к юго-востоку, где некоторое время крейсерировала, после чего главные силы адмирала Гаусса повернули к Поле, и в 19 часов дредноуты двуединой монархии отдали якорь на внешнем рейде Полы.
Разведывательное соединения под командованием капитана 1 ранга Хорти - легкие крейсера «Адмирал Шпаун» и «Сайда» в сопровождении эсминцев «Татра», «Балатон», «Чепель» и «Лика» действуя в одиночном порядке в утром 19 мая обстреляли Порто-Корсини, повредили железнодорожные сооружения в районе Термоли и Кампомарино, Торре ди Милето, Виесто и портовые сооружения и железнодорожные пути в Манфредонии. Кроме того по докладам командиров потоплены 2 парохода и 4 больших парусника. Фактически же потоплен буксир «Субиако» и две рыболовецких шхуны. Корабли от беспорядочного артиллерийского и ружейного огня с берега не пострадали. После выполнения поставленных задач корабли встретились у островов Пелагосы после чего направились в Сплит.
Эта набеговая операция австрийцев причинила итальянцам немало вреда. Самым неприятным было разрушение железнодорожных путей, что задержало переброску войск, и военных грузов на фронт.
20 мая
Пролив Отранто, Южная Адриатика
Во время стоянки в Сплите разведывательное соединение пополнило запасы угля и произвело мелкий ремонт. Сутки спустя штаб флота распорядился выйти в пролив Отранто для производства разведывательно-поисковых действий. Австрийские корабли вышли в море около 18 часов, командир отряда планировал на рассвете выйти в середину воображаемого треугольника Бари-Дурраццо-Валонна и осмотреть его на предмет обнаружения и уничтожения совершающих переход грузовых судов с военным снаряжение для экспедиционных сил и итальянских патрулей. К утру оба отряда доселе двигавшиеся в строю кильватерной колонны разошлись и теперь крейсера имели эсминцы на левом траверзе на удалении 6 миль. В предрассветной дымке которую рвал в клочья утренний бриз в 3 часа 50 мин. сигнальщики «Татры» разглядели прямо по курсу неприятеля в 50 кабельтовых. Командир дивизиона фрегаттен-капитан фон Зайц распорядился дать полный ход. Австрийские эсминцы легли на курс сближения. Итальянцы помедлили с поворотом, затем увеличив ход стали отворачивать и первыми открыли огонь. Затем воду вспороли первые торпеды устремившиеся к австрийским кораблям, которые в ответ обрушили на неприятеля огонь и уже первые выстрелы принесли успех. Пораженный один за другим несколькими снарядами в течении пары минут лидер итальянского дивизиона «Гарибальдино» окутался клубами пара и потерял ход. Австрийские корабли обстреливая правым бортом потерявший ход итальянский корабль, проскочили мимо преследуя отходящие итальянские корабли, которые отчаянно отстреливаясь повернули на юго-восток. Спустя минут десять в колеблющейся дымке проступили темные силуэты итальянских броненосных крейсеров, которые немедленно озарились серией вспышек. Вслед за тем, с левого борта «Татры» взметнулись громадные столбы воды. Немедленно отвернув вправо австрийский корабль выпустил 3 торпеды практически с предельной дистанции (четвертая торпеда заклинилась в аппарате). Вслед за флагманом вразнобой отвернули под шквальным огнем итальянцев и остальные австрийские корабли. В этот момент «Татру» поразил единственный крупнокалиберный снаряд итальянских крейсеров попавший в противника. Снаряд ударил в основание носового орудия. Взрывом полностью разрушило орудие и осколками осыпало мостик разбив дальномер. Роли стремительно поменялись. Теперь уже Австрийцы спасались бегством. Тем временем Австрийские крейсера стреляя с короткой дистанции добили «Гарибальдино», который доблестно сражался до конца, выстрелил все свои торпеды в противника, яростно отстреливаясь из своих 76 мм орудий попал дважды в «Сайду», направились вслед своим эсминцам. Однако завидев итальянские броненосные крейсера Австрийцы обменявшись с ними парой безрезультатных залпов стремительно повернули вслед за своими эсминцами покидая поле боя. В австрийские корабли попало в общей сложности 5 снарядов, из них один 152 мм и остальные 76 мм. Из остальных итальянских кораблей пострадал от осколков взорвавшихся рядом снарядов только «Понтиере». Выйдя из боя Австрийские корабли направились в Полу, куда прибыли спустя 20 часов.
21 мая
Анкона, центральная Адриатика
Впервые в бою приняла участие австрийская авиация. В Поле в 11 часов взлетело 6 самолетов и через полтора часа сбросили на Анкону два-три десятка мелких бомб и гранат, давших однако только в основном моральный эффект. При возвращении один гидросамолет сел на вынужденную посадку в море и затем был отбуксирован сторожевым паровым катером в порт. Очень скоро Анкона стала любимой целью морской авиации КuК.
22 мая
Катарро, южная Адриатика
Утром в море вышли подводные лодки U3, U5, U6, U12 и направились для патрулирования районов в проливе Отранто и около портов Бари и Бриндизи.
23 мая
Анкона, центральная Адриатика
В течении дня пользуясь великолепной погодой семь австрийских флотских аэропланов обрушили десятки гранат, мелких бомб и стрел на город и порт. Один из них был подбит ружейным огнем и затем приземлился в море и был захвачен итальянским вооруженным судном.
24 мая
Пролив Отранто, южная Адриатика
В 12 часов 47 минут подводная лодка U5 выпустила в упор обе своих торпеды по лежавшему в дрейфе броненосному крейсеру «Джузеппе Гарибалди», который спустя 10 минут опрокинулся и затонул. Часть экипажа была спасена миноносцами. Катастрофа взымела далекие последствия.
25 мая
Пола – главная база флота Двуединой монархии
Командование флота двуединой монархи после анализа складывающейся обстановки приняло решение об обстреле Валоны и Дураса с целью уничтожения итальянских транспортов и военных припасов накапливаемых в указанных портах. Второй целью операции являлось нанесение поражения итальянскому флоту, для чего планировалась демонстрация с обстрелом Бари броненосными крейсерами контр-адмирала Фидлера.
27 мая
Пола – главная база флота Двуединой монархии
Вечером Австро-Венгерский флота приступил к новой операции против Итальянцев. Первыми в море вышли корабли разведывательной группы под командованием капитана 1 ранга Хорти в составе крейсера «Адмирал Шпаун» и эсминцев «Балатон», «Чепель», «Лика». Вслед за ними последовали крейсера авангарда под командованием контр-адмирала Фидлера в составе броненосных крейсеров «Санкт-Георг», «Кайзер Карл VI», «Мария Терезия» в сопровождении эскадренных миноносцев «Хуссар», «Пандур», «Чикош», «Река», «Велебит», «Варасдинер». Последними якорные стоянки покинули главные силы под непосредственным командованием адмирала Гауса в составе линейных кораблей «Вирибус Унитис», «Тегетгоф», «Принц Ойген», «Эрцгерцог Франц Фердинанд», «Радецкий», «Зриньи», «Эрцгерцог Карл», «Эрцгерцог Фердинанд Макс» в сопровождении крейсеров «Жигетвар» и «Асперн», эскадренных миноносцев «Улан», «Штрейтер», «Шарфшютце», «Ускоке» и 20 миноносцев: 74Т — 81Т, 82F, 83F, 51Т — 59Т. На рассвете 29 мая в 50-и милях от цели, следовавший походным ордером императорский и королевский флот выполнил боевое развертывание.
Линейные корабли «Эрцгерцог Карл», «Эрцгерцог Фердинанд Макс» в сопровождении крейсера «Жигетвар» и 6 миноносцев повернули к Дуррасу. Траление подходов к албанскому порту выполнил отряд тральщиков из Котора возглавляемые канонерской лодкой «Блитц». Итальянцы обстреляли из полевых пушек тральный караван но успеха не имели. Австро-венгерские линейные корабли окрыли огонь по Дуррасу с дистанции 4-5 миль. Стрельба производилась по площадям в течении часа в то время как линейные корабли ходили переменными галсами малыми ходами. После того как в порту и в городе начались пожары и акваторию затянуло дымом австрийцы медленно удалились.
Тем временем броненосные крейсера Фидлера обстреляли Бари. Эскадра линейных кораблей обеспечивала оперативное прикрытие операции находясь в 30 милях к северо-востоку от Бари. Разведывательная группа выставив минное заграждение на подходах к Валоне, затем после безрезультатной перестрелки с патрульными итальянскими миноносцами патрулировавшими пролив Отранто повернули обратно. Все соединения флота двуединой монархии к утру 31 мая вернулись на свои базы без потерь. И хотя материальный ущерб от последнего обстрела Бари был сравнительно невелик, однако вызвал политический кризис в верхах закончившийся отставкой герцога Абруцкого с поста главнокомандующего Regina Marine.
28 мая
Северная Адриатика
Минные заградители «Базилиск» и «Саламандер» в сопровождении 5-го торпедного дивизиона ночью выполнил постановку минных заграждений на путях каботажного плавания между Анконой и Венецией
29 мая
Таранто, главная база Итальянского Королевского флота.
Жестко проученное итальянское командование пришло к выводу о необходимости организации разведки Полы, в том числе и авиационной, а так же о необходимости организовать еще одну линию патрулирования на миль пятьдесят, к северу от пролива Отранто. Вторым выводом стало осознание опасности для больших кораблей несения службы на стопе. Результатом стала организация дежурства в постоянной боевой готовности отряда крейсеров в Бари. Кроме того было решено временно перебазировать главные силы в Бриндизи где они бы находились в полной готовности к выходу в море для уничтожения Австрийских набеговых соединений и сил их поддержки.
30 мая
Венеция, северная Адриатика.
При возвращении после бомбардировки Триеста, третей по счету, дирижабль М.2 «Читта де Милано» загорелся и рухнул в воду. Весь экипаж погиб.
31 мая
Катарро, побережье Балканского полуострова
Подводная лодка «Фока» подорвалась на мине вблизи Катарро. Получив серьезные повреждения лодка смогла всплыть, после чего была обнаружена тральщиками Т-19 и Т-22 из отряда обороны порта несшими сторожевую службу и захвачена в плен.
Отредактированно Cobra (24.09.2013 17:10:17)
6 июня
Пола – главная база флота Двуединой монархии
Командующий флотом KundK рассмотрел план операции подготовленный Штабом флота и утвердил его. Выход назначен на следующие сутки.
7 июня
Катарро, побережье Балканского полуострова
Совершил первый разведывательный вылет флотский самолет из числа переброшенных из Полы. Австрийский разведчик совершил облет Дураццо и сбросил несколько гранат.
Пола – главная база флота Двуединой монархии
Вечером флот вновь вышел в море в полном составе. Вечером в море вышли корабли разведывательной группы под командованием капитана 1 ранга Хорти в составе крейсера «Адмирал Шпаун» и эсминцев «Татра», «Балатон», «Чепель», «Лика». Вслед за ними последовали крейсера авангарда под командованием контр-адмирала Фидлера в составе броненосных крейсеров «Санкт-Георг», «Кайзер Карл VI», «Мария Терезия» в сопровождении эскадренных миноносцев «Хуссар», «Пандур», «Чикош», «Река». Последними якорные стоянки покинули главные силы под непосредственным командованием адмирала Гауса в составе линейных кораблей «Вирибус Унитис», «Тегетгоф», «Принц Ойген», «Эрцгерцог Франц Фердинанд», «Радецкий», «Зриньи», «Эрцгерцог Карл», «Эрцгерцог Фердинанд Макс» в сопровождении крейсеров «Жигетвар», «Асперн» и эскадренных миноносцев «Улан», «Штрейтер», «Шарфшютце», «Ускоке» «Велебит», «Варасдинер» и 14 миноносцев.
8 июня
Бриндизи
Около 12 часов в Венецию вернулся из разведывательного полета поплавковый «Кодрон» из 203 эскадрильи. Сразу после приземления в Бриндизи была послана телеграмма о том, что якорные стоянки Полы пусты. На срочном совещании флагманов командующий Реджина Марине был предельно краток и завершил свой инструктаж словами «Пепел Лиссы стучит в наших сердцах…». Флот итальянского королевства вышел навстречу своей судьбе и спустя несколько часов занял позиции на подходах к проливу Отранто. Настенный хронометр в каюте командующего итальянским флотом стремительно отсчитывал часы, оставшиеся до первого крупного морского сражения новой войны.
Что не так?
Cobra написал:
Оригинальное сообщение #745901
И На следующие сутки подошел зафрахтованный параход «Сноу сторм» и немцы немедленно начали бункеровку угля. Обстановка в зоне конфликта стремительно накалялась.
Один и тот же пароход, а обстановка накаляется все стремительнее...
ок поправлю
Еше какие то моменты спорные есть по противосстоянию в адриатике?
Отредактированно Cobra (25.09.2013 10:25:40)
9 июня
На траверзе Дураццо, южная Адриатика
«Близилось утро. Шел ливень. С вечера задул Зюйд-вест и заштормило. Линия горизонта прктически не просматривалась. Переваливаясь с волны на волну австрийский флот продолжая двигаться в сомкнутом ордере, по прежнему шел на юго-восток вынужденно снизив ход до 11 узлов. Стоя на мостике «Вирибуса Унитиса», вахтенный офицер с биноклем в руках наблюдал как линейный корабль то и дело зарывается носом в волну, как палубу обдает клокочущими потоками пенящейся воды, и как затем нос медленно вздымаеться чуть ли не к самому небу. Эсминцы шедшие с флангов периодически выплясывали немыслимый танец на пенящихся волнах. Несколько раз Антон Гаусс порывался дать приказ о развороте на Норд-вест, однако какое то неясное чувство, странный внутренний голос нашептывал ему не делать этого и походив взад-вперед по шикарному отделанному красным деревом салону флагмана, адмирал, в очередной раз возвращался к столу на котором была расстелена подробнейшая карта, предусмотрительно закрепленная адьютантом по углам. Так в душевных метания прошла ночь. Вскоре восход начал алеть. Занималась утренняя заря. И как по мановению Эола волны начали успокаиваться. Первые лучи солнца ласково коснулись серой стали бортов, и весело запрыгали зайчиками отражаясь от немногочисленных иллюминаторов. Приближение противника, не единожды битого, но жаждущего кровавого реванша чувствовалось в вибрации палубы под ногами, в ударах коротких, но злых волн о корабельную сталь, в гуле снастей под нечастыми порывами ветра. Казалось стрелки хронометра, висящего на переборке адмиральского салона, ускорись неимоверно, отсчитывая последние мгновенья.
Часы начали новый отсчет без одной минуты пять по времени Вены. Именно в этот момент сигнальщики «Сайды» разглядели темный силуэт на дистанции не менее 8-10 миль. За первым последовали и другие, один за другим появляющиеся на горизонте. Одну из целей едва видимую вдали через дрожащую от вибрации цейсовскую оптику биноклей и стереотруб опознали вначале как линейный корабль. Командир крейсера не медлил. Минуту спустя кормовой прожектор захлопал шторками сообщая на шедший позади, в 6 милях «Асперн», - вижу противника прямо по курсу. Дублируя прожектор, застучал ключом телеграфист, посылая сообщение на «Вирибус Унитис». Вскоре австрийские броненосные крейсера начали ворочать вправо. А пару минут спустя на таком далеком кажущемся игрушечным итальянском корабле сверкнули вспышки и спустя полминуты с грохом взметнулись столбы воды в паре кабельтовых от «Сайды». 5 часов 9 минут автоматически отметил, глянув на наручные часы Миклош Хорти. Крейсера с эсминцами авангарда начали поворот на N. Тихоходный «Асперн» в это время повернул навстречу своим линейным кораблям.
- Господин адмирал, неприятельский флот на горизонте. Наблюдаются до 10 судов. Большие крейсера в сопровождении миноносцев. Сообщение с «Сайды», - доложил вахтенный офицер флагмана. Прочтя про себя короткую молитву адмирал Гаусс повернувшись к командиру флагмана сухо распорядился, - готовьтесь к бою, полный ход вперед.
Скороговорка команд. Сигнальщики быстро перебирая снастями спускают черный шар с фок-мачты дредноута. Могучие турбины начинают разгонять десятки тысяч тонн стали до 20 узлов. Звонят колокола громкого боя. В эти мгновения тысячи людей на эскадре бегом занимают свои боевые посты. Вот уже комендоры покачивая штурвалом проверяют работу приводов. Погребные замкнули цепи и огромные 12» снаряды начали свое короткое путешествие к казенникам тяжелых орудий мрачно нащупывающих своими жерлами невидимого пока противника за горизонтом.
5 часов 10 минут старший артиллерист «Санкт-Георг» четко видит в стереотрубу неприятельский крейсер типа «Пиза». Силуэты неприятельских кораблей наливаються невиданной четкостью на фоне яркого диска восходящего солнца. Залп. По всему крейсеру прокатывается дрожь. С тихим погребальным звоном кое-где лопаються лампочки освещения. За шиворот боцмана осыпается с подволока отшелушившася краска. В башнях отворяются замки. С натужным воем вентиляторы вытяжной вентиляции удаляют пороховые газы. Первый залп ложится со значительным недолетом. За ним следующий. И еще один. Залпы ложатся все ближе к цели. Австрийский крейсер нащупывает дистанцию.
5 часов 16 минут сообщение с «Санкт-Георга» на флагман флота – следую на SOtoO. Веду бой с неприятелем. Еще через несколько минут «Санкт-Георг» наконец сообщает долгожданное - вижу неприятельские линкоры по курсу, дистанция не менее 8-10 миль. С этого момента становится ясно Австрийский и Итальянский флоты вновь встретились в генеральном сражении спустя 47 лет.
«Сайда», а вслед за ней «Шпаун» и эсминцы вновь повернули на Ost, обходя неприятеля, удерживая дистанцию не менее 7-8 миль. «Асперн» тем временем вновь вернулся на генеральный курс.
Итальянские линкоры открыли огонь по броненосным крейсерам авангарда с предельной дистанции. Тяжелые полутонные снаряды вздымают гигантские всплески, правда пока на безопасной дистанции. Однако по австрийским броненосным крейсерам стреляют не только дредноуты. Очередные залпы итальянских броненосных крейсеров, стреляющих с 50-55 кабельтов накрыли «Санкт-Георг». 5 часов 22 минуты - австрийский корабль содрогнулся от попадания крупнокалиберного снаряда который взорался на спардеке. Осколки прошили деревянные стенки кормовой рубки. "Кровь из разорванного осколком бедра юноши, год назад одевшего такую красивую матросскую форму, от которой пищат девушки в его такой далекой деревне под Фройштадтом толчками плещет на деревянный настил. Марсовый из аварийной группы сбрасывает ремень и стягивает разорванную артерию. Остро пахнет в воздухе сгоревшим меленитом». Морская война вообще очень кровавое занятие. И нет романтики в войне. Никакой." Однако для броненосного крейсера такие выпады не смертельны и «Санкт-Георг» ворочает на S продолжая яростно отстреливаться.
Тем временем командующий распоряжается торпедным дивизионам – сблизиться с неприятелем полным ходом и атаковать его торпедами. На фок-мачте флагмана взвился флажный сигнал. 5 часов 25 минут, - штурман флагманского линкора пишет остротточеным в вахтенном журнале – повернули на SOtoO.
Продолжая вести огонь по итальянцам «Санкт-Георг» вынужден повернуть на SW, стремясь разорвать дистанцию с вражескими дредноутами. Однако неприятель уже нащупал верную дистанцию и крупнокалиберный бронебойным снаряд попал в кормовую часть «Карла», прошил тонкую броневую плиту кормового пояса, затем взломал броневую палубу и взорвался в механической мастерской. Вода кипя и пенясь хлынула в открывшуюся тяжелую рану в бронированном корпусе. Вскоре скорость «Карла» упала до 18 узлов. « Залпы итальянцев ложатся хорошо.Наши крейсера идут полным ходом по страшному лесу чудовищных деревьев вырастающих на несколько десятков секунд» Австрийские крейсера под огнем неприятеля вновь вынуждены повернуть следуя на NW. Планомерный отход стремительно превращается в бегство.
Отредактированно Cobra (26.09.2013 21:02:42)
В это время австрийские крейсера и эсминцы авангарда обходя с севера итальянцев обнаружили и опознали итальянский крейсер «Нино Биксио» а затем увидели еще несколько кораблей неопознанных в густом дыму. В 5 часов 33 минуты «Сайда» повернула на StO на сближение с неприятелем.
В 5 часов 38 минут 3-я и 4-я торпедные дивизионы также повернули на S. Как выяснилось позднее, при сличении записей штурманов, хоть и незапланированно, торпедные дивизионы стали охватывать с флангов Итальянский флот. Австрийцы однако это в тот момент не представляли, так как дистанция между их торпедными дивизионами в этот момент составляла не менее 12 миль. Видимость же к этому времени сильно упала из-за клубов дыма валивших из нескольких десятков труб..
5 часов 40 минут – наблюдатели на мостике австрийского флагмана наконец разглядели большие корабли неприятеля. «На дальномерах флагмана определили дистанцию как 180 гкм. После чего старший артиллерист распорядился установить прицел в башнях. Залп. Носовые башни дали четырехорудийный залп. Полминуты спустя левее цели, броненосного крейсера типа «Пиза» поднялись всплески…………»
5 часов 40 минут – наблюдатели на мостике австрийского флагмана наконец разглядели большие корабли неприятеля. «На дальномерах флагмана определили дистанцию как 180 гкм. Старший артиллерист распоряжается установить прицел в башнях. Трехорудийный залп носовой башни. Полминуты спустя левее цели, броненосного крейсера типа «Пиза», поднялись всплески разрывов». Вслед за Флагманом по Итальянским кораблям открывают огонь и остальные дредноуты дивизии. Спустя пару минут к стрельбе присоединяются и линейные корабли 2-й дивизии.
В первый раз за войну дредноуты стреляют по вражеским кораблям. Вскоре австрийцы пристрелялись. А затем 12» снаряд поразил шедший третьим в колонне итальянский броненосный крейсер типа «Сан-Джорджио», на котором стал разгораться пожар. Практически одновременно после сильного взрыва в середине корпуса задымил и окутался клубами пара крейсер типа «Пиза». В результате итальянские броненосные крейсера шедшие полным ходом, уклоняясь от огня австрийских линейных кораблей вынужденно прорезали строй своих линейных кораблей приведя их в замешательство. «Асперн» шедший полным ходом повернул на юг. Гаус наблюдая за перестрелкой с верхнего мостика «Вирибуса» распорядился повернуть на противника и вскоре линкоры повернули на SOtoO.
К этому времени концевые австрийские броненосцы, практически не видимые с флагмана из-за клубов дыма валивших из труб, отстали от «Зриньи» на несколько миль.
5 часов 48 минут в игру наконец вступили итальянские дредноуты которые обстреляли с предельной дистанции австрийские броненосные крейсера, отходившие на WSW и вскоре добились попадания 12» снарядом в «Карл», на котором разрушило кормовой мостик и свалило грот-мачту. Крейсер загорелся. После этого итальянские дредноуты повернули на OtoN и перенесли огонь на своих австрийских визави, которые в свою очередь стали сближаться, ведя шквальный огонь по итальянским главным силам.
Наконец шедшие полным ходом на S австрийские торпедные флотилии вышли на траверз противника и ринулись в атаку готовясь нанести торпедные удары по итальянским броненосным крейсерам и линкорам.
5 часов 57 минут австрийские дредноуты после короткой безрезультатной перестрелки потеряли из виду итальянские в клубах дыма стелящихся из многочисленных труб начавшего отходить итальянского флота.
Тем временем шедший полным ходом 1-й торпедный дивизион лидируемый крейсерами «Сайда» и «Шпаун» нацелился на итальянские дредноуты. К 6 часам австрийские эсминцы и «Конти ди Кавур» разделяло не более 17-18 кабельтовых. Впервые в торпедных прицелах австрийских эсминцев появились такие корабли. «Наши эсминцы летели полным ходом вспарывая волны остро оточенными носами. Торпедные офицеры приникли к торпедным прицелам решая с помощью простейших механических устройств задачу торпедного треугольника. Торпедисты глядя на циферблаты вращали маховики наводя торпедные аппараты. Вовсю грохотали орудия. И хотя никто и не надеялся нанести противнику из пушек реальный ущерб. Тем не менее офицеры и матросы эсминцев рассчитывали что хоть немного, но помешать неприятельским артиллеристам». Флагманский «Татра» начал склоняться к югу стремясь обеспечить своим торпедистам условия для стрельбы.
6 часов 5 минут – «Татра» дала четырехторпедный залп по итальянским линкорам. Тем временем Австрийские дредноуты повернули на SSO и вновь разглядели итальянские корабли. Дистанция сократилась до 120 гм. Противники обрушили друг на друга шквал огня.
Минута спустя. Итальянские дредноуты повернули все вдруг вправо уклоняясь от неприятельских торпед. «Сайда» выстрелил торпедами по итальянскому броненосцу. Небольшой снаряд пробил борт «Татры» вблизи ватерлинии и взорвался в кубрике вызвав небольшой пожар ликвидированный в течении нескольких минут. «Чепель» выпустил свои торпеды по броненосцам. Море кипело от разрывов, однако стрельба по быстро перемещающимся целям всегда была трудным занятием, и австрийцы пока отделывались мизерными потерями в основном от осколков. Так взорвавшийся вблизи борта «Шпауна» крупнокалиберный снаряд выкосил осколками расчет 100 мм пушки правого борта и оборвал радиоантенну. «Балатон» и «Лика» выпустили по неприятелю оставшиеся торпеды. Расстреляв последние торпеды дивизион в 6 часов 10 минут повернул все вдруг на Ost.
Отредактированно Cobra (29.09.2013 01:39:30)
[b]Итак ИТОГ/b]
7 июня
Катарро, побережье Балканского полуострова
Совершил первый разведывательный вылет флотский самолет из числа переброшенных из Полы. Австрийский разведчик совершил облет Дураццо и сбросил несколько гранат.
Пола – главная база флота Двуединой монархии
Вечером флот вновь вышел в море в полном составе. Вечером в море вышли корабли разведывательной группы под командованием капитана 1 ранга Хорти в составе крейсеров «Сайда», «Адмирал Шпаун» и эсминцев «Татра», «Балатон», «Чепель», «Лика». Вслед за ними последовали крейсера авангарда под командованием контр-адмирала Фидлера в составе броненосных крейсеров «Санкт-Георг», «Кайзер Карл VI», «Мария Терезия» в сопровождении эскадренных миноносцев «Хуссар», «Пандур», «Чикош», «Река». Последними якорные стоянки покинули главные силы под непосредственным командованием адмирала Гауса в составе линейных кораблей «Вирибус Унитис», «Тегетгоф», «Принц Ойген», «Эрцгерцог Франц Фердинанд», «Радецкий», «Зриньи», «Эрцгерцог Карл», «Эрцгерцог Фердинанд Макс» в сопровождении крейсеров «Жигетвар», «Асперн» и эскадренных миноносцев «Улан», «Штрейтер», «Шарфшютце», «Ускоке» «Велебит», «Варасдинер».
8 июня
Бриндизи
Около 12 часов в Венецию вернулся из разведывательного полета поплавковый «Кодрон» из 203 эскадрильи. Сразу после приземления в Бриндизи была послана телеграмма о том, что якорные стоянки Полы пусты. На срочном совещании флагманов командующий Реджина Марине был предельно краток и завершил свой инструктаж словами «Пепел Лиссы стучит в наших сердцах…». Флот итальянского королевства в составе 3 дредноутов, 6 линейных кораблей-додредноутов, 6 броненосных крейсеров, 3 крейсеров и 23 эсминцев вышел навстречу своей судьбе и спустя несколько часов занял позиции на подходах к проливу Отранто. Настенный хронометр в каюте командующего итальянским флотом стремительно отсчитывал часы, оставшиеся до первого крупного морского сражения новой войны.
9 июня
На траверзе Дураццо, южная Адриатика
Близилось утро. Шел ливень. С вечера задул Зюйд-вест и заштормило. Линия горизонта прктически не просматривалась. Переваливаясь с волны на волну австрийский флот продолжая двигаться в сомкнутом ордере, по прежнему, шел на юго-восток вынужденно снизив ход до 11 узлов. Стоя на мостике «Вирибуса Унитиса», вахтенный офицер с биноклем в руках наблюдал как линейный корабль то и дело зарывается носом в волну, как палубу обдает клокочущими потоками пенящейся воды, и как затем нос медленно вздымается чуть ли не к самому небу. Эсминцы шедшие с флангов периодически выплясывали немыслимый танец на пенящихся волнах. Несколько раз Антон Гаусс порывался дать приказ о развороте на Норд-вест, однако какое то неясное чувство, странный внутренний голос нашептывал ему не делать этого и походив взад-вперед по шикарному отделанному красным деревом салону флагмана, адмирал, в очередной раз возвращался к столу на котором была расстелена подробнейшая карта, предусмотрительно закрепленная адьютантом по углам. Так в душевных метания прошла ночь. Вскоре восход начал алеть. Занималась утренняя заря. И как по мановению Эола волны начали успокаиваться. Первые лучи солнца ласково коснулись серой стали бортов, и весело запрыгали зайчиками отражаясь от немногочисленных иллюминаторов. Приближение противника, не единожды битого, но жаждущего кровавого реванша чувствовалось в вибрации палубы под ногами, в ударах коротких, но злых волн о корабельную сталь, в гуле снастей под нечастыми порывами ветра. Казалось стрелки хронометра, висящего на переборке адмиральского салона, ускорись неимоверно, отсчитывая последние мгновенья.
Часы начали новый отсчет без одной минуты пять по времени Вены. Именно в этот момент сигнальщики «Сайды» разглядели темный силуэт на дистанции не менее 8-10 миль. За первым последовали и другие, один за другим появляющиеся на горизонте. Одну из целей едва видимую вдали через дрожащую от вибрации цейсовскую оптику биноклей и стереотруб опознали вначале как линейный корабль. Командир крейсера не медлил. Минуту спустя кормовой прожектор захлопал шторками сообщая на шедший позади, в 6 милях «Асперн», - вижу противника прямо по курсу. Дублируя прожектор, застучал ключом телеграфист, посылая сообщение на «Вирибус Унитис». Вскоре австрийские броненосные крейсера начали ворочать вправо. А пару минут спустя на таком далеком кажущемся игрушечным итальянском корабле сверкнули вспышки и спустя полминуты с грохом взметнулись столбы воды в паре кабельтовых от «Сайды».
5 часов 9 минут автоматически отметил, глянув на наручные часы Миклош Хорти. Крейсера с эсминцами авангарда начали поворот на N. Тихоходный «Асперн» в это время повернул навстречу своим линейным кораблям.
- Господин адмирал, неприятельский флот на горизонте. Наблюдаются до 10 судов. Большие крейсера в сопровождении миноносцев. Сообщение с «Сайды», - доложил вахтенный офицер флагмана. Прочтя про себя короткую молитву адмирал Гаусс повернувшись к командиру флагмана сухо распорядился, - готовьтесь к бою, полный ход вперед.
Скороговорка команд. Сигнальщики быстро перебирая снастями спускают черный шар с фок-мачты дредноута. Могучие турбины начинают разгонять десятки тысяч тонн стали до 20 узлов. Звонят колокола громкого боя. В эти мгновения тысячи людей на эскадре бегом занимают свои боевые посты. Вот уже комендоры покачивая штурвалом проверяют работу приводов. Погребные замкнули цепи и огромные 12» снаряды начали свое короткое путешествие к казенникам тяжелых орудий мрачно нащупывающих своими жерлами невидимого пока противника за горизонтом.
5 часов 10 минут старший артиллерист «Санкт-Георг» четко видит в стереотрубу неприятельский крейсер типа «Пиза». «Силуэты неприятельских кораблей наливаються невиданной четкостью на фоне яркого диска восходящего солнца. Залп. По всему крейсеру прокатывается дрожь. С тихим погребальным звоном кое-где лопаються лампочки освещения. За шиворот боцмана осыпается с подволока отшелушившася краска. В башнях отворяются замки. С натужным воем вентиляторы вытяжной вентиляции удаляют пороховые газы. Первый залп ложится со значительным недолетом. За ним следующий. И еще один. Залпы ложатся все ближе к цели. Крейсер нащупывает дистанцию.»
5 часов 16 минут сообщение с «Санкт-Георга» на флагман флота – следую на SOtoO. Веду бой с неприятелем. Еще через несколько минут «Санкт-Георг» наконец сообщает долгожданное - вижу неприятельские линкоры по курсу, дистанция не менее 8-10 миль. С этого момента становится ясно Австрийский и Итальянский флоты вновь встретились в генеральном сражении спустя 47 лет.
«Сайда», а вслед за ней «Шпаун» и эсминцы вновь повернули на Ost, обходя неприятеля, удерживая дистанцию не менее 7-8 миль. «Асперн» тем временем вновь вернулся на генеральный курс.
Итальянские линкоры открыли огонь по броненосным крейсерам авангарда с предельной дистанции. Тяжелые полутонные снаряды вздымают гигантские всплески, правда пока на безопасной дистанции. Однако по австрийским броненосным крейсерам стреляют не только дредноуты. Очередные залпы итальянских броненосных крейсеров, стреляющих с 50-55 кабельтов накрыли «Санкт-Георг». 5 часов 22 минуты - австрийский корабль содрогнулся от попадания крупнокалиберного снаряда который взорался на спардеке. Осколки прошили деревянные стенки кормовой рубки. «Кровь из разорванного осколком бедра юноши, год назад одевшего такую красивую матросскую форму, от которой пищат девушки в его такой далекой деревне под Фройштадтом толчками плещет на деревянный настил. Марсовый из аварийной группы сбрасывает ремень и стягивает разорванную артерию. Остро пахнет в воздухе сгоревшим меленитом. Морская война вообще очень кровавое занятие. И нет романтики в войне. Никакой». Однако для броненосного крейсера такие выпады не смертельны и «Санкт-Георг» ворочает на S продолжая яростно отстреливаться.
Тем временем командующий распоряжается торпедным дивизионам – сблизиться с неприятелем полным ходом и атаковать его торпедами. На фок-мачте флагмана взвился флажный сигнал. 5 часов 25 минут, - штурман флагманского линкора пишет остротточеным в вахтенном журнале – повернули на SOtoO.
Продолжая вести огонь по итальянцам «Санкт-Георг» вынужден повернуть на SW, стремясь разорвать дистанцию с вражескими дредноутами. Однако неприятель уже нащупал верную дистанцию и крупнокалиберный бронебойным снаряд попал в кормовую часть «Карла», прошил тонкую броневую плиту кормового пояса, затем взломал броневую палубу и взорвался в механической мастерской. Вода кипя и пенясь хлынула в открывшуюся тяжелую рану в бронированном корпусе. Вскоре скорость «Карла» упала до 18 узлов. «Залпы итальянцев ложатся хорошо. Наши крейсера идут полным ходом по страшному лесу чудовищных деревьев вырастающих на несколько десятков секунд» Австрийские крейсера под огнем неприятеля вновь вынуждены повернуть следуя на NW. Планомерный отход стремительно превращается в бегство.
В это время австрийские крейсера и эсминцы авангарда обходя с севера итальянцев обнаружили и опознали итальянский крейсер «Нино Биксио» а затем разглядели еще несколько кораблей неопознанных в густом дыму. В 5 часов 33 минуты «Сайда» повернула на StO на сближение с неприятелем.
В 5 часов 38 минут 3-я и 4-я торпедные дивизионы также повернули на S. Как выяснилось позднее, при сличении записей штурманов, торпедные дивизионы стали охватывать с флангов Итальянский флот, что совершенно не планировалось заранее. Австрийцы это в тот момент не представляли, так как дистанция между их торпедными дивизионами в этот момент составляла не менее 12 миль. Видимость же к этому времени сильно упала из-за клубов дыма валивших из нескольких десятков труб..
5 часов 40 минут – наблюдатели на мостике австрийского флагмана наконец разглядели большие корабли неприятеля. «На дальномерах флагмана определили дистанцию как 180 гкм. Старший артиллерист распоряжается установить прицел в башнях. Трехорудийный залп носовой башни. Полминуты спустя левее цели, броненосного крейсера типа «Пиза», поднялись всплески разрывов». Вслед за Флагманом по Итальянским кораблям открывают огонь и остальные дредноуты дивизии. Спустя пару минут к стрельбе присоединяются и линейные корабли 2-й дивизии.
В первый раз за войну дредноуты стреляют по вражеским кораблям. Вскоре австрийцы пристрелялись. А затем 12» снаряд поразил шедший третьим в колонне итальянский броненосный крейсер типа «Сан-Джорджио», на котором стал разгораться пожар. Практически одновременно после сильного взрыва в середине корпуса задымил и окутался клубами пара крейсер типа «Пиза». В результате итальянские броненосные крейсера шедшие полным ходом, уклоняясь от огня австрийских линейных кораблей вынужденно прорезали строй своих линейных кораблей приведя их в замешательство. «Асперн» шедший полным ходом повернул на юг. Гаус наблюдая за перестрелкой с верхнего мостика «Вирибуса» распорядился повернуть на противника и вскоре линкоры повернули на SOtoO.
К этому времени концевые австрийские броненосцы, практически не видимые с флагмана из-за клубов дыма валивших из труб, отстали от «Зриньи» на несколько миль.
5 часов 48 минут в игру наконец вступили итальянские дредноуты которые обстреляли с предельной дистанции австрийские броненосные крейсера, отходившие на WSW и вскоре добились попадания 12» снарядом в «Карл», на котором разрушило кормовой мостик и свалило грот-мачту. Крейсер загорелся. После этого итальянские дредноуты повернули на OtoN и перенесли огонь на своих австрийских визави, которые в свою очередь стали сближаться, ведя шквальный огонь по итальянским главным силам.
Наконец шедшие полным ходом на S австрийские торпедные флотилии вышли на траверз противника и ринулись в атаку готовясь нанести торпедные удары по итальянским броненосным крейсерам и линкорам.
5 часов 57 минут австрийские дредноуты после короткой безрезультатной перестрелки потеряли из виду итальянские в клубах дыма стелящихся из многочисленных труб начавшего отходить итальянского флота.
Тем временем шедший полным ходом 1-й торпедный дивизион лидируемый крейсерами «Сайда» и «Шпаун» нацелился на итальянские дредноуты. К 6 часам австрийские эсминцы и «Конти ди Кавур» разделяло не более 20 кабельтовых. Впервые в торпедных прицелах австрийских эсминцев появились такие корабли. «Наши эсминцы летели полным ходом вспарывая волны остро оточенными носами. Торпедные офицеры приникли к торпедным прицелам решая с помощью простейших механических устройств задачу торпедного треугольника. Торпедисты глядя на циферблаты вращали маховики наводя торпедные аппараты. Вовсю грохотали орудия. И хотя никто и не надеялся нанести противнику из пушек реальный ущерб. Тем не менее офицеры и матросы эсминцев рассчитывали что хоть немного, но помешать неприятельским артиллеристам». Флагманский «Татра» начал склоняться к югу стремясь обеспечить своим торпедистам условия для стрельбы.
6 часов 5 минут – «Татра» дала четырехторпедный залп по итальянским линкорам. Тем временем Австрийские дредноуты повернули на SSO и вновь разглядели итальянские корабли. Дистанция сократилась до 120 гм. Противники обрушили друг на друга шквал огня.
6 часов 6 минут. Итальянские дредноуты начали ворочать «все вдруг!» вправо уклоняясь от неприятельских торпед. «Сайда» выстрелил торпедами по итальянскому броненосцу и тут же в крейсер попала пара небольших снарядов. 3» снаряд пробил борт «Татры» вблизи ватерлинии и взорвался в кубрике вызвав пожар ликвидированный в течении нескольких минут. «Чепель» выпустил свои торпеды по броненосцам. Море кипело от разрывов, однако стрельба по быстро перемещающимся целям всегда была трудным занятием, и австрийцы пока отделывались мизерными потерями в основном от осколков. Так взорвавшийся вблизи борта «Шпауна» крупнокалиберный снаряд выкосил осколками расчет 100 мм пушки правого борта и оборвал радиоантенну. «Балатон» и «Лика» выпустили по неприятелю оставшиеся торпеды. Расстреляв последние торпеды дивизион в 6 часов 10 минут повернул все вдруг на Ost. Попаданий в итальянцев австрийские корабли не добились, однако самым странным образом именно атака 1-го дивизиона и крейсеров решила все, так как выпущенные торпеды заставили итальянские линейные корабли уклоняться и повернуть на West прямо под удар эсминцев 3-го и 4-го дивизионов.
Атака же двух дивизионов на левый фланг итальянского ордера развивалась намного драматичнее. На шедшие полным ходом австрийские эсминцы обрушился шквальный огонь итальянских кораблей. Шедший во главе 2-го торпедного дивизиона «Хусар» начал терять ход после попадания 6» снаряда у ватерлинии в носовой части. Затем последовали новые попадания. Эсминец запарил, и выстрелив обе своих торпеды, вывалился из строя. Огонь итальянских кораблей, тем не менее, сорвать атаку австрийских эсминцев не смог. Выпустив свои торпеды, австрийские корабли начали вразнобой ворочать на StoW.
В это время 4-й торпедный дивизион так же сблизился с итальянскими дредноутами, которые в это время поворачивали на WNW, под огнем австрийских линейных кораблей.
6 часов 10 минут торпеда попала во вражеский эсминец. Во всяком случае, так считали австрийцы, что, однако впоследствии не подтвердилось. 4-я торпедная флотилия выпустила свои торпеды по неприятельским дредноутам. Однако в этот раз итальянцы стреляли точнее и в результате пострадали «Шрейтер», «Шарфшютце» и «Улан».
6 часов 15 минут – выпустив все свои торпеды 4-й дивизион в свою очередь беспорядочно и вразнобой стал ворочать на SW. «Улан» потерял ход и вскоре был потоплен артиллерией итальянских больших кораблей. Безумная дневная торпедная атака австрийских миноносцев во взаимодействии со своими линейными кораблями привела к полной дезорганизации итальянцев.
Продолжая осыпать итальянцев снарядами австрийские тяжелые корабли двигались на Ost, старательно удерживая дистанцию не менее 40-45 кабельтов. В это время выпущенные торпеды поразили цели. Одна торпеда попала в броненосец «Roma», еще 2 торпеды попали в «Данте Альигери» и одна в «Джулио Чезаре». Вынужденный маневрировать уклоняясь от торпед «Леонардо Да Винчи» сблизился с австрийскими дредноутами и в течении 10 минут вел с ними бой на параллельных курсах.
6 часов 20 минут поврежденный «Шарфшютце» тоже потерял ход и после непродолжительного обстрела затонул.
6 часов 24 минут один за другим в «Вирибус» попали три 12» снаряда которые вызвали сильное поступление воды и сильный пожар в кормовой части. В свою осыпаемый снарядами 3-х австрийских дредноутов «Леонардо» получил не менее 10 попаданий и загорелся, после чего повернул на SSO и вскоре скрылся в дыму. Потеряв из виду отходившие на StoO итальянские тяжелые корабли, австрийцы в свою очередь повернули на West и обстреляли потерявший ход итальянский линейный корабль «Roma» который вскоре погиб. Попытка итальянских эсминцев контратаковать австрийцев, чтобы спасти свой поврежденный линейный корабль была отражена интенсивным огнем австрийских линейных кораблей и крейсеров, которые потопили итальянский эсминц. Из числа выпущенных итальянцами торпед, а их за все сражение было выстрелено около 50, ни одна не попала в цель.
6 часов 30 минут, получив доклад о серьезном поступлении воды на своем флагмане, Гаус принял решение отходить. Выход из боя своих дредноутов прикрыла вторая дивизия описавшая циркуляцию а затем пристроившееся в кильватер к 1-й.
Австрийские корабли отходили. Итальянцы их не преследовали, однако в 8 часов 17 минут австрийские дредноуты отходившие в арьергарде, вновь открыли огонь по итальянским броненосным крейсерам показавшимся было на горизонте и с первых же залпов накрыли головной. Этого оказалось достаточным. Итальянцы повернули обратно.
10 часов 30 минут австрийские корабли снизили ход 12 узлов. «Линейные корабли шли на северо-запад. Старший офицер вместе со старшим инженер-мкехаником осматривал повреждения. В операционных кипела работа. Раненные стонали в беспамятстве. Очень много раненных. Убитых сносили на ют.»
22 часа 40 минут вышедшие из Анконы миноносцы безуспешно атаковали австрийцев.
В заключении событий стоить заметить что первое морское сражение Великой войны в австро-венгерской официальной морской истории именовалось сражение у Антивари, Итальянцы же именовали его боем в проливе Отранто.
Район Бриндизи
Итальянский линейный корабль «Данте Альигери» затонул в 16 часов 45 минут после многочасовой борьбы за спасение корабля.
Приложение:
Линейные корабли
«Вирибус Унитис» - поврежден попаданиями 6 снарядов, калибром не менее 12», которые в двух местах пробили броневой пояс. Возник сильный пожар в кормовой части. Кроме того имели место обширные затопления.
«Тегетгофф» - поврежден 2 12» и 10» снарядами. Наиболее серьезный ущерб нанес 12» снаряд попавший в носовую часть и вызвавший сильное поступление воды.
«Принц Ойгейн» - поврежден невзорвашимся 12» пробившим навылет небронированный борт. Кроме того 6» снаряд исковеркал крыло носового мостика.
«Радетский» - поврежден 2 12» и 10» снарядами. Пробит главный пояс. От дальнейших последствий спас скос броневой палубы. Имели место небольшие затопления.
«Зриньи» - поврежден попаданием 12» снаряда.
«Данте Альигери». В корабль попало 2 торпеды около 6 часов 10-15 минут. Корабль затонул в 18 часов. От неконтролируемого распространения воды, несмотря на все усилия итальянцев.
«Джулио Чезаре» - в корабль попала одна торпеда в 6 часов 15 минут. Из-за сильных затоплений скорость корабля упала до 15 узлов.
«Леонардо Да Винчи». Поврежден 10 попаданиями 12» снарядов. В результате вышла из строя носовая башня главного калибра. Кроме того еще имели место значительные разрушения в том числе и на батарее противоминного калибра.
«Неаполь» - в течении получаса находился под огнем австрийских линейных кораблей типа «Радетский». В корабль попало 3 12» и 10» снаряды вызвавшие серьезные повреждения машины в результате пробития брони и серьезные затопления.
«Рома» (Рим) – попало 3 12» снаряда(поврежден огнем Радетского – снаряд свалил дымовую трубу, и 2 12» снаряда попавших соответственно в корму у вл и развортившем батарею) и торпеда с Велебита. Потерял ход и затонул около 6 часов 30 минут.
«Регина Елена» – попало 5 12» снарядов с австрийских дредноутов, вызвавших сильные разрушения и пожар ликвидированный к 9 часам. Кроме того снаряд пробивший пояс в кормовой части вызвал серьезнейшие затопления.
«Бенедетто Брин» - поврежден 3-я крупнокалиберными снарядами.
«Витторио Эмануиле» - поврежден попаданиями 2-х 12», 10» и 2-х 4» снарядов. Ход 14 узлов.
«Регина Маргарита» - поврежден попаданием 12» снаряда.
Броненосные крейсера
«Пиза» - поврежден 2-я попаданиями 12» снарядов. В результате полностью выведена из строя носовая башня и полностью разрушен кормовой мостик.
«Амальфи» - поврежден 12» снарядом.
«Сан Джорджио» - поврежден 12» невзорвавшимся снарядом и 150 мм повредившем дымовую трубу.
«Санкт Георг» - поврежден попаданием 10» снаряда.
«Эрцгерцог Карл» - поврежден попаданием 12» снаряда в кормовую часть.
«Кайзер Карл» - тяжело поврежден попаданиями 2-х 12» снарядов. Ход упал до 15 узлов.
Крейсера
«Сайда» - повреждена 2 120 мм и 3 3» снарядами.
Эскадренные миноносцы
«Татра» - поврежден 3 3» снарядами.
«Улан» - потоплен огнем итальянских броненосных крейсеров.
«Шарфшютце» - потоплен огнем итальянских линейных кораблей.
«Хузар» - поврежден 6» и двумя 3» снарядами. Ход 22 узла.
«Чикос» - поврежден 8» снарядом в кормовую оконечность. Ход 22 узла.
«Ускоке» - поврежден 3 3» снарядами.
«Шрейтер» - поврежден 120 мм и 2 3» снарядами. Ход 22 узла.
«Тирол» - поврежден 2 3» снарядами.
«Пандор» - поврежден 3» снарядом.
«Арденте» - в конце сражения попал под огонь австрийских броненосцев и получив не менее 6-8 крупнокалиберных снарядов потерял ход и затонул.
«Нембо» - тяжело поврежден попаданиями 4-х снарядов.
«Индомито» - поврежден попаданиями 2 150 мм снарядов с «Вирибуса Унитиса».
«Инсидозо» - поврежден попаданием 100 мм снаряда.
«Эсперо» - поврежден попаданием 190 мм снаряда. Ход 19 узлов.
«Карабиньере» - поврежден 150 мм снарядом.
«Ардито» - поврежден попаданием 150 мм снаряда в носовое 120 мм орудие, которое полностью разрушено.
10 июня
Район Собеника, северная Адриатика
На рассвете вышедшие из Полы тральщики в сопровождении миноносцев встретили возвращавшийся по прибережному фарватеру флот.
11 часов 30 минут итальянская подводная лодка «Арго» выпустила в упор 2 торпеды по австрийскому броненосному крейсеру «Кайзер Карл», который спустя 15 минут опрокинулся и затонул.
В 17 часов «Вирибус Унитис» отдал якорь на внешнем рейде Полы.
Отредактированно Cobra (29.09.2013 23:55:34)
варяг написал:
Оригинальное сообщение #730164
Венеция,- В том же году в приходе было 2732 корабля,вместимостью в 824291 т
Т.е. в среднем около 300т. Лучшее объяснение тому, что в реале итальяцы сдали Адриатику на откуп лёгких сил.
Соответственно, если в АИ Италия и станет "ценром сборки напряжений", то скорее не под соусом захвата Албании, а под возгласы о собственной уязвимости. Без "русского парового катка" на карпатской границе у австров возникнет соблазн (и появятся ресурсы для) проведения десантных операций в отношении итальянского берега Адриатики. И итальянцы мало что смогут сделать - севернее Бари у них практически нет портов, пригодных для длительного пребывания линейных сил.
Отредактированно yuu2 (30.09.2013 08:59:14)
проведения десантных операций в отношении итальянского берега Адриатики
Будем конкретнее, после сражения у АНтивари. ВОзникнет пауза недели на две. требующихся чтобы привести корабли в порядок. Данная палуза приведет к интенсивному засыпанию адриатики минами.
А дальше с началом большой войны италы потребуют содействия в виде эскадры Дантонов. Миниум.
yuu2 написал:
Оригинальное сообщение #748389
Соответственно, если в АИ Италия и станет "ценром сборки напряжений", то скорее не под соусом захвата Албании, а под возгласы о собственной уязвимости. Без "русского парового катка" на карпатской границе у австров возникнет соблазн (и появятся ресурсы для) проведения десантных операций в отношении итальянского берега Адриатики. И итальянцы мало что смогут сделать - севернее Бари у них практически нет портов, пригодных для длительного пребывания линейных сил.
Т.е пришли-сожгли -ушли без захвата плацдарма. По крайней мере до того времени пока итальянский флот способен будет противодействовать закреплению австрияков.
11 июня
Пола
Около 14 часов на борт флагманского «Вирибуса Унитиса» стоящего у стенки СРЗ передано сообщение из Вены, о том, что по сведеньям из Лондонского посольства местные газеты сообщают о гибели в районе Бриндизи итальянского линейного корабля «Данте Альигери» от полученных в бою повреждений. Так же указывалось о спасении большей части экипажа подошедшими портовыми и военными судами.
Триест
Утром на город и порт 7 итальянских самолета из Венеции сбросили десятка два гранат и мелких бомб. Сгорел склад масел в порту. Погибла 2 человека и ранено 5.
12 июня
Таранто
Из Бриндизи в сопровождении эсминцев и траулеров вооруженных для сторожевой службы переведен в Таранто поврежденный линейный корабль «Джулио Чезаре». Линейный корабль видела подводная лодка U-5, однако при попытке выйти в атаку была отогнана.
«Супермарина» поставила перед высшим военно-политическим руководством королевства вопрос о возвращении тяжелых кораблей в Таранто. Кроме того, были выдвинуты предложения об усилении минно-заградительных постановок с целью воспрепятствовать выходам австрийских кораблей, и об сокращении до миниума каботажных перевозок в акватории Адриатического моря.
Сводка боевых потерь
Австро-Венгрия: броненосный крейсер «Кайзер Карл»(10 июня), крейсер «Зента» (18 мая), эскадренные миноносцы «Улан» (9 июня), «Шарфшютце» (9 июня), миноносец «13» (4 июня).
Италия: линейные корабли «Roma» (9 июня) и «Данте Альигери»(9 июня), броненосный крейсер «Джузеппе Гарибальди»(24 мая), эсминцы «Аудаче»(18 мая), «Гарибальдино» (21 мая), «Арденте» (9 июня), подводная лодка «Фока» (31 мая), дирижабль М.2 «Читта де Милано» (30 мая)
Отредактированно Cobra (30.09.2013 15:27:23)