Вы не зашли.
Страниц: 1
Z.501 Gabbiano
Накануне военной кампании против Франции, начавшейся 10 июня 1940 года, на вооружении итальянского флота состояло 202 одномоторных гидросамолета Z-501. Эти морские разведчики и бомбардировщики, построенные фирмой CANT, находились на всех прибрежных базах морской авиации Средиземноморья, включая Северную Африку. С первого же дня войны, летающие лодки активно включились в боевую деятельность, выполняя патрульно-разведывательные полеты и нерегулярные бомбовые и противолодочные рейды.
Фирма CANT, имевшая также и другое название - CDRA (Cantieri Riuniti Dell`Adriatico), была заново создана в 1931 году. Ее главным конструктором стал инженер Филиппо Цаппата (Zappata). До этого, Цаппата успешно сотрудничал с французскими авиастроителями, в частности с фирмой Блерио. Тип 501 стал его первой разработкой после возвращения в Италию. В течение 1933 года, был спроектирован и построен опытный экземпляр, взлетевший 4 февраля 1934 года. Прототип имел военный номер ММ247.
Z-501 представлял собой высокоплан-парасоль цельнодеревянной конструкции. Обшивка в основном была полотняная, только набегающие кромки крыла были изготовлены из фанеры. Экипаж летающей лодки состоял из пяти человек: командира-наблюдателя, двух пилотов, радиста и механика. Все они, за исключением механика, размещались внутри довольно узкого, но в то же время тщательно вылизанного лодочного фюзеляжа. В носовой его части, а также за крылом, имелись открытые стрелковые точки с турелями ''Виккерс'': пулеметы были системы Льюиса. Боезапас каждого стрелка - 10 дисков по 47 патронов.
Пятый член экипажа, механик, занимал отдельную кабину в хвостовой части мотогондолы - над крылом, сразу за двигателем. В полете, он имел доступ к двигателю, что позволяло устранять мелкие неполадки прямо по ходу дела - качество, особенно ценное во время дальних перелетов. Пулемет бортмеханика, ''Льюис'' с тем же боекомплектом, был установлен на лафете типа S-78. Между крылом и фюзеляжем, на подкосах крыла имелись бомбодержатели под две 250-кг. или четыре 100-кг. бомбы.
Опытный самолет летал с двигателем Изотта-Фраскини ''Ассо'' 750R (750л.с.): это был рядный 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения, с лобовым радиатором. Винт - трехлопастной, тянущий.
После окончания официальных испытаний, прототип Z-501 получил новые гражданские номера I-AGIL; внутри фюзеляжа были установлены дополнительные емкости для топлива. 18 октября 1934 г. экипаж Стоппани - Коррадо - Суриано предпринял попытку установить рекорд дальности полета для гидропланов: стартовав в Монфальконе, спустя 26 часов 35 минут I-AGIL приводнился в Масаве (Эритрея), тогдашней итальянской колонии в Африке. Дальность в 4130, 885 км засчитали как рекордную. Обратный путь проходил через Турцию, СССР, Румынию, Болгарию и Грецию. В результате, Румыния приобрела в течение 1937-38 г. несколько гидропланов для своей морской авиации.
В июне 1935 года французы побили рекорд итальянцев; экипаж Стоппани - Суриано - Бабби предпринял ответный ход. Взлетев 16 июля 1935 года, гидроплан приводнился в Бербере (тогдашняя британская колония Сомали). Расстояние между Берберой и Монфальконе составляло 4929,697 км! Рекорд I-AGIL был официально признан.
Завод в Монфальконе выпускал Z-501 в двух вариантах: с двигателями ''Ассо'' 750R, или с более мощными ''Ассо'' XI RC-15 (900 л.с.) Более мощный двигатель позволил сменить вооружение на пулеметы итальянского производства Бреда SAFAT (7,7 мм) с ленточным питанием. Боезапас - 500 выстрелов на ствол. Турели А2 (фюзеляж) и А3 (крыло) управлялись с помощью гидравлики. Бомбодержатели могли нести четыре 160-кг. глубинные бомбы.
С 1940 года, гидросамолеты Z-501 по лицензии изготовляла фирма Aeronautica Sicula, Палермо.
Мнения летчиков о Z-501 расходились. Внешние обводы лодки могли нравиться, или нет, но дисгармония между широким крылом и узким фюзеляжем сразу бросалась в глаза. По этой или иной причине, самолет называли чаще не ''Габбиано'' (''Чайка''), а ''Мамаюто'' (''Ой, мамочки!'') - якобы, возглас ребенка, впервые увидевшего самолет Z-501. Что же до боевой эффективности ''Кантов'', то она оставляла желать лучшего, несмотря на исключительно широкое применение - сказывалось моральное старение, низкая живучесть и малая надежность двигателей. До конца 1940 года итальянцы потеряли 62 гидроплана - из них 30 от огня противника, 19 -по неизвестным причинам, 13 - из-за отказа двигателей. По этой же причине произошло 35 аварий. Несмотря на это, одномоторный ''Кант'' оставался в строю всю войну. После капитуляции, на стороне союзной авиации Италии осталось 30 гидросамолетов. К маю 1944 года их число сократилось до 24 - остальные остались в оккупированной фашистами Северной Италии. Последние ''Канты'' были списаны в 1950 году!
Всего было построено 455 самолетов Z-501, из них 249 - на заводах Монфальконе. Серийный выпуск завершился в марте 1943 года.
Не думаю, что сей аппарат относится к самым известным. Скорее к ним можно отнести До-24, МБР-2, ПБН (ГСТ), Н8К...
Кстати, румыны на таких машинах тоже воевали.
Странно, мне всегда казалось, что самый известный гидросамолёт - Каталина.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДАЛЬНИХ МОРСКИХ РАЗВЕДЧИКОВ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
“Каталина" (PBY-1), США
Че-2 (МДР-6), СССР
“Блэкберн” В-20, Англия
“Дорнье" DO-18G-1 Германия
"Блом и Фосс” BV-138C-1 Германия
Год выпуска
1935
1937
1940
1935
1939
Мощность Моторов, л. с.
2Х875
2Х1100
2Х1850
2Х880
3Х900
Экипаж, чел.
5—7
3—4
б
4
5
Размах крыла, м
31,72
19,4
25,05
23,7
27,0
Длина самолета, м
20,05
15,73
31,2
19,4
19,85
Площадь крыла, м2
130,6
52,0
99,0
97,65
112,0
Взлетный вес, кг
12800
7200
15800
10780
11000—
Вес пустого, кг
6570
4100
10000
5970
16480 8100
Максимальная скорость, км/ч, на высоте, м
297
2600
360 4000
490 4575
265 2000
285 0
Дальность полета, км
4300
2650
2400
3500
4300
Потолок, м
7650
8700
8000
4210
5000
Вооружение
7,62-мм пулеметы, бомбы до 1000 кг
7,62-мм пулеметы, бомбы до 500 кг
7,62-мм пулеметы, бомбы до 900 кг
13-мм пулеметы, бомбы до 500 кг
20-мм пушка, 13-мм пулеметы, бомбы до 600 кг
Извените за такой вид!
Kris написал:
Оригинальное сообщение #17620
самие извесние проекти леающих
Уважаемый. Вы внимательно прочтите своё сочинение. И постарайтесь проверять правописание ДО опубликования своих материалов.
По поводу Вашего тезиса - в каждой стране своё видение проблемы. Кому Каталина.а кому МБР.
С уважением С.С.
Разрешите совместить приятное с полезным?
Предлагаю поговорить и обо всех забытых проектах.
Не самые известные это летающие лодки кайзеровской Германии:
Oertz
В Германии летающие лодки выпускались фирмой Oertz, правда самая "крупная" серия 5 шт.
Oertz W.4 - 2 шт
Oertz W.5 - 5 шт
Oertz W.6 - 1 шт
Oertz W.7 - 2 шт
Oertz W.8 - 1 шт
Oertz FB 3 - 1 шт
Небольшой архив: малоизвестные немецкие гидросамолеты начала войны.
http://webfile.ru/3670375
Отредактированно KaiserAdler (03.06.2009 01:38:36)
Страниц: 1