Вы не зашли.
Танкер пароходства Совтанкер
«КРЕМЛЬ»
В 1932 году на Николаевском судостроительном заводе имени А. Марти был построен наливной теплоход, получивший наименование «СОЮЗ ВОДНИКОВ CССР» (строительный № 204). Танкер вместимостью 7660,58 брт, дедвейтом 10981 т имел длину 139,54 м, ширину 17,10 м и осадку в полном грузу 8,43 м. Два дизеля типа Зульцер мощность 1400 л. с каждый обеспечивали судну скорость хода в 11,5 узла. Экипаж 40 человек. В этом же году его передали заказчику - объединению «Союзнефть» из Одессы. С 1934 года судно числилось в составе пароходства «Совтанкер». Порт приписки Туапсе.
В 1938 году танкер получил новое наименование «КРЕМЛЬ». Он совершал рейсы на Дальний Восток, ходил в порты Англии, Бельгии, Голландии, Италии и других стран. Не всегда эти плавания проходили спокойно. Так, в одну из ноябрьских ночей 1936 года в период, когда Испания была охвачена гражданской войной, на танкер в районе Гибралтара напали неизвестные корабли. В результате артиллерийского обстрела судна частично была разрушена дымовая труба, и возник пожар на кормовой надстройке. В условиях ночи и обстрела моряки быстро ликвидировали пожар и повреждения. На рассвете советские моряки увидели на небольшом расстоянии от их судна два франкистских корабля «КАНАРИАС» и «АЛЬ-МАРАНЖЕ СЕРВЕРА». По флажному семафору они приказали танкеру остановиться. Советские моряки отказались выполнить это требование и продолжали следовать своим курсом. Тогда один из крейсеров произвел залп по танкеру. Под угрозой оружия моряки застопорили судовые машины. Через некоторое время на борт судна прибыла испанская досмотровая команда с двумя офицерами. Не обращая внимания на решительный протест капитана танкера, они опечатали радиорубку (но еще до их появления капитан успел по радио сообщить в Москву о случившемся), расставили часовых, запретив членам команды передвигаться по судну, потребовали судовые документы и документы на груз. Они вынудили танкер следовать под конвоем в порт Сеута, где судно было пришвартовано к расположенному у городской набережной причалу. Несмотря на усиленную охрану, не подпускавшую никого к танкеру, толпы народа ежедневно собирались на причале вблизи судна, на корме которого развевался красный флаг Страны Советов. Фашисты несколько раз пытались запретить советским морякам вывешивать свой государственный флаг, но из этого ничего не получилось. Все члены экипажа вели себя мужественно и стойко. Капитан вручил представителю нейтральной страны для официального оглашения письменный протест по поводу случившегося. На протяжении двух недель держали фашисты танкер под арестом, но, так ничего не добившись от советских моряков, вынуждены были его отпустить.
С первых же дней Великой Отечественной войны экипаж танкера «КРЕМЛЬ» активно включился в перевозки горючего, вооружения и войск для фронта. В октябре 1941 года танкер стоял под выгрузкой керосина в Мариупольском порту. В это время в город неожиданно ворвались фашистские танки и мотоциклисты. Нависла угроза захвата судна гитлеровцами. В этих сложных условиях капитан приказал отдать грузовой шланг и швартовые концы и, несмотря на отсутствие лоцмана, и портовых буксиров, сумел благополучно вывести танкер с самого дальнего и неудобного угла порта в открытое море с большей частью груза на борту. В пути «КРЕМЛЬ» получил шифровку начальника Черноморского пароходства Г. А. Мезенцева. В ней предписывалось вывести из Азовского моря недостроенное крупнотоннажное судно «ПРОЛЕТАРИЙ» с 11 тысячами тонн пшеницы на борту, который стоял на якоре, на внешнем рейде Керченского порта. Рулевого управления он не имел. К тому же в порту не оказалось ни одного буксира, который мог бы при буксировке поддержать судно на фарватере. Тем не менее, капитан дал команду пришвартовать «ПРОЛЕТАРИЙ» лагом к своему танкеру и, не колеблясь, взялся за выполнение этой весьма сложной и опасной задачи. Далеко не каждый капитан решился бы произвести проводку двух груженых крупнотоннажных, пришвартованных друг к другу бортами судов по узкому мелководному Керченскому проливу и дальше между минными полями да еще при условии, что одно из судов несамоходное и не имеет рулевого управления. Для этого нужно быть уверенным в высоком профессиональном мастерстве своего экипажа. Через два дня танкер и пришвартованный к нему сухогруз благополучно прибыли в Новороссийск. В ноябре 1941 года танкер «КРЕМЛЬ» получил задание доставить горючее в Севастополь и вывезти оттуда воинскую часть. В рейс танкер вышел ночью. Чтобы не быть обнаруженным вражескими самолетами, шли в полной темноте. Но едва рассвело, как над танкером появился самолет-разведчик. Долго ждать не пришлось. Через час в сероватом небе возникли немецкие бомбардировщики. И началось. На протяжении двух дней — почти весь путь, вплоть до Инкерманских створов — танкер шел под бомбежками самолетов. Одна группа самолетов, отбомбившись, улетала, через час-полтора появлялась другая. Команда не отходила от зенитных пушек. Матросы и мотористы, стоявшие у четырех 45-мм пушек, плотно ставили заградительный огонь, сбивавший вражеские бомбардировщики и торпедоносцы с боевых курсов, а капитан искусными маневрами судна не давал противнику возможности производить прицельное бомбометание и торпедирование. Когда танкер уже приближался к Севастополю и находился в одной миле от входных боновых заграждений, вдруг под днищем судна раздался оглушительный взрыв. От взрыва сорвались кингстоны, стало затапливать машинное отделение. Корпус судна выдержал удар и остался целым, что спасло груз от вытекания за борт, а танкер — от пожара. Благодаря самоотверженным действиям машинной команды удалось заделать течь в машинном отделении, и танкер, устранив повреждения, своим ходом зашел в порт. Как потом выяснилось, судно подорвалось на магнитной мине, находившейся на глубине 25 метров. Она была сброшена ночью в числе других мин самолетами противника. Под защитой зенитчиков и истребителей танкер «КРЕМЛЬ» благополучно выгрузил весь бензин в Клепальной балке и затем перешел в сухогрузный порт для погрузки войск. Он принял на борт целую авиационную часть — всего около трех тысяч солдат и офицеров. Кроме этого, на судно погрузили более тысячи человек рабочих завода с их семьями.
Ночью, при полном затемнении, покинули Севастополь. Следовали, как это было указано в предписании, по прибрежному фарватеру. За бортом шумело ноябрьское море, дул холодный осенний ветер. Прошел час, другой, все было спокойно. И вдруг раздался оглушительный взрыв. Танкер стремительно начал крениться на правый борт, остановились главные двигатели, свет в помещениях погас. На несколько минут воцарилась зловещая тишина, затем раздались крики женщин и детский плач. А судно кренилось вес больше и больше. Некоторые находившиеся на палубе пассажиры в поисках спасения начали прыгать за борт. Начавшуюся было среди пассажиров панику, сразу же прекратили, а вскоре благодаря быстрым и слаженным действиям членов экипажа дальнейший крен судна был приостановлен, и его удалось поставить на ровный киль. От взрыва в машинном отделении полопались топливные трубы, и вышли из строя многие механизмы. Но меньше чем за два часа почти все повреждения были устранены. Постепенно судно начало оживать. Появился свет в каютах, заработали двигатели. Все с облегчением вздохнули — и на этот раз самоотверженные действия членов экипажа помогли спасти судно и его пассажиров. Отойдя от минных полей, танкер лег на свой курс и вскоре прибыл в Туапсе. Только здесь выяснилось, что в правом борту судно имеет огромную пробоину размером более 50 квадратных метров. Как установили специалисты, в него попало сразу две торпеды.
Летом 1942 года «КРЕМЛЬ» был снова введен в эксплуатацию. Однако на нем так и не были закончены работы по устранению боевых повреждений. В затопленном состоянии находился сухогрузный трюм, носовое помповое отделение, танк № 1. поврежденным оставался и форпик. Грузоподъемность судна уменьшилась до 7 тысяч тонн. Несмотря на это он продолжал совершать боевые рейсы. Весной 1943 года у мыса Пицунда танкер, который шел с бензином из Батуми в Туапсе, был вторично торпедирован. И тут произошел единственный в своем роде случай, благодаря которому судно и его экипаж были спасены от нависшей над ними смертельной опасности. Дело в том, что вражеская торпеда попала в танк с бензином. Ничего хуже быть не может. Но на этот раз, как говорится, имело место исключение. Взорвавшаяся торпеда разворотила палубу и борт. Столб бензина поднялся высоко в воздух и затем рухнул вниз на судно. Если бы возник пожар, что казалось неизбежным, все члены экипажа и само судно сгорели бы полностью. Но случилось непредвиденное: масса бензина, поднятая взрывом, падая, потушила пламя взрыва, и пожар не возник. Здесь же в открытом море моряки сумели устранить основные повреждения механизмов и довели судно своим ходом до порта Батуми. 25 сентября 1944 года было восстановлено Черноморское нефтеналивное пароходство "Совтанкер". "Кремль" снова вошел в его состав. В октябре 1944 года танкер был поставлен на капитальный ремонт, на завод в поверженной румынской Констанце, где сохранился плавучий док. После ремонта судно снова вошло в строй действующего флота и выполняло ответственные рейсы. В 1947 году танкер «КРЕМЛЬ» впервые в истории советского танкерного флота успешно совершил рейс в Антарктику к китобойной флотилии «СЛАВА». С 1953 года танкер служил в составе Черноморского государственного морского пароходства, а с 1964 года Черноморского морского пароходства. В 1963 году после 30-летнего плавания ветеран танкерного флота был переоборудован под бункеровочную базу в порту Одесса, затем переведен в порт Жданов. В 1970 году судно вывели из эксплуатации и в 1983 году отбуксировали в Картахену (Испания). 10 августа 1983 года началась его разборка на металлолом.
завидная судьба
info1 написал:
Оригинальное сообщение #782806
и танкер, устранив повреждения, своим ходом зашел в порт
Завели на буксире.
info1 написал:
Оригинальное сообщение #782806
Ночью, при полном затемнении, покинули Севастополь. Следовали, как это было указано в предписании, по прибрежному фарватеру. За бортом шумело ноябрьское море, дул холодный осенний ветер. Прошел час, другой, все было спокойно. И вдруг раздался оглушительный взрыв. Танкер стремительно начал крениться на правый борт, остановились главные двигатели, свет в помещениях погас. На несколько минут воцарилась зловещая тишина, затем раздались крики женщин и детский плач. А судно кренилось вес больше и больше. Некоторые находившиеся на палубе пассажиры в поисках спасения начали прыгать за борт. Начавшуюся было среди пассажиров панику, сразу же прекратили, а вскоре благодаря быстрым и слаженным действиям членов экипажа дальнейший крен судна был приостановлен, и его удалось поставить на ровный киль. От взрыва в машинном отделении полопались топливные трубы, и вышли из строя многие механизмы. Но меньше чем за два часа почти все повреждения были устранены. Постепенно судно начало оживать. Появился свет в каютах, заработали двигатели. Все с облегчением вздохнули — и на этот раз самоотверженные действия членов экипажа помогли спасти судно и его пассажиров. Отойдя от минных полей, танкер лег на свой курс и вскоре прибыл в Туапсе. Только здесь выяснилось, что в правом борту судно имеет огромную пробоину размером более 50 квадратных метров. Как установили специалисты, в него попало сразу две торпеды.
Целиком выдуманный эпизод. Упоминания о подрыве нет ни в "Хронике", ни в справочнике потерь 1959 г. В 18.52 11 ноября танкер покинул Севастополь, в 15.00 14 ноября прибыл в Туапсе. Да и кто бы интересно мог выпустить в него эти две торпеды? Скорее всего разбито на две части описание одного и того же подрыва на донной мине.
Mitry написал:
Оригинальное сообщение #784108
Юбилейный логгер для СССР. Штральзунд
СРТ-4200 Филипп Ефремов для Мурманска
Лихтеровоз "Севморпуть" на рейде Дудинки, лето 1992 года:
П/Х Владивосток, год неизвестен
С форума http://korabli.qdg.ru/forum/index.php?topic=116.240
Отредактированно Mitry (24.01.2014 15:33:55)
Mitry написал:
Оригинальное сообщение #787001
год неизвестен
Промежуток от 30.01.1932 г., когда его выбросило на камни, до 1933 г., когда его сняли.
С уважением -
http://top.rbc.ru/society/24/01/2014/90 … news_mail2 Советский "корабль-призрак" угрожает британским морякам
Попалась мне вот такая книга:
Б.П.Мантейфель
Живое серебро
Из-во "Мысль", Москва, 1965 г., 232 с.
Автор гидробиолог, рассказывает о сельдяных научно-поисковых рейсах пере и сразу после войны в которых он участвовал. Не смотря на популярное изложение, автор-ученый весьма ответственно относился к датам, именам, координатам. Вот результат моего просеевания раздела в книге по экспедиции лета 1947 года в Гренландское море. Может кому-то это будет самому интересно, а кто-то и мне поможет, ответив на поставленные в скобках вопросы (особо интересует "Книпович"):
РЕЗЮМЕ по экспедиции июнь-июль 1947 г. (Гренландское море):
НИС (должно быть 3 ед.):
"Кашалот" (промысловый комбайн), нач. Борис Петрович Мантейфель, капитан Александр Александрович (???молодой блондин), (с 28 июня по 31 июля 1947)
"Книпович" (???…..), нач. Юлий Юльевич Марти (~…28 июня-уже был, 14 июля ушел на Мурманск; 24 июля вернулся в район работ…
"Рында" (???маленькая), нач. Валентин Алексеевич Бородатов (9 июля встреча и отправилась на Мурманск)
Промысловые суда (должно быть 4 ед.)
"Сазан", (средний рыболовный траулер), капитан - Корольков Геннадий Павлович (с ~28 июня по ~25 июля 1947)
"Гроза", (???…..), капитан (???старческий голос), (~…1 июля-уже был, 17 июля ушла на Мурманск
"Дельфин" (???…), капитан Едемский (???)
???
А вообще рекомендую (если найдете) почитать эту книгу - очень интересно и увлекательно написано (в сети ее я не нашел)
Неплозая подборка кликабельных фото http://topwar.ru/39710-morskoy-kokteyl.html
Может кто знает историю постройки танкера?
Танкер
Черноморского государственного морского пароходства
«ЖИГУЛИ»
В 1933 году на Севастопольском морском заводе было начато строительство морского танкера для перевозки темных ГСМ. В 1936 году его спустили на воду, но из-за загруженности предприятия военными заказами, достройка танкера затянулась. В ходе Отечественной войны корпус судна был эвакуирован на восток.
После войны достройку теплохода доверили Туапсинскому судоремонтному заводу, который в 1951 году под названием «ЖИГУЛИ» сдал его в эксплуатацию.
Судно водоизмещением 2835 т, валовой регистровой вместимостью 1447 брт, дедвейтом 1600 т имело длину 76,40 м, ширину 10,80 м и осадку 4,8/2,7 м. Высота борта 5,4 м. Дизельный двигатель 1Д4т американской постройки 1942 года мощностью 900 л.с. обеспечивал максимальную скорость хода в 8,1 узла, а экономическую 6,4 узла.
По состоянию на 1 января 1962 года танкер «ЖИГУЛИ» числился в составе судов Черноморского государственного морского пароходства (ЧГМП) Министерства морского флота СССР. Порт приписки Одесса (М-2380). Позывные УХЦК (UHCK). С 1964 года он вошел в танкерное отделение ЧГМП и портом приписки стал Новороссийск. В 1966 году судно списали.
Всем привет!
Я тут новичок на форуме. Подскажите, речные пассажирские теплоходики проекта 544 тут не обсуждались?
Или может у кого инфа имеется по таким судам?
Особенно интересуют суда подпроекта М-21Т (молочный танкер) и суда для перевозки живой рыбы.
http://ff1.mosfont.ru/photo/00/04/92/4927.jpg
C.F. написал:
Оригинальное сообщение #797812
Подскажите, речные пассажирские теплоходики проекта 544 тут не обсуждались?
"Москвичи" были в самом начале темы.Но плотно не обсуждались
C.F. написал:
Оригинальное сообщение #797812
(молочный танкер) и суда для перевозки живой рыбы.
Этого точно не было
Река Лена.
Теплоход типа СК-2000
upload
image share
хостинг фото
фотохостинг png
Kozima написал:
Оригинальное сообщение #797897
C.F. написал:Оригинальное сообщение #797812Подскажите, речные пассажирские теплоходики проекта 544 тут не обсуждались?
"Москвичи" были в самом начале темы.Но плотно не обсуждались
C.F. написал:Оригинальное сообщение #797812 (молочный танкер) и суда для перевозки живой рыбы.
Этого точно не было
Жаль. Тема необычная. Из обыкновенных "Москвичей" сделали танкера г/п 20 т для перевозки молока. Они работали в подмосковье и на Русском Севере (Архангельск, Вологда).
http://ff1.mosfont.ru/photo/00/29/57/29576.jpg
Как выглядели и где работали "Москвичи-рыбовозы" у меня даже идеи нет.
Может быть есть на форуме "старички-ветераны", кто помнит эти парадоксы или имеет, что сказать?
info1 написал:
Оригинальное сообщение #796271
После войны достройку теплохода доверили Туапсинскому судоремонтному заводу, который в 1951 году под названием «ЖИГУЛИ» сдал его в эксплуатацию.
Есть такая информация в истории ЦПКБ-3 ныне ГП "УкрНИИМФ" (Одесса): "...В связи с тенденцией автоматизации судов, создана группа, занимающаяся этой проблемой. Ей созданы проекты:
А) автоматического запуска аварийного дизельгенератора взамен ручного пуска;
Б) автоматического включения аварийного питания отличительных огней судна.
В 1951 году группа конструкторов была командирована на длительный срок в Туапсе, где приняла участие в ремонте т/х «Жигули»...".
В архиве построечных чертежей судна (и проекта ЦПКБ-3) нет.
.
С уважением,
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #798210
В архиве построечных чертежей судна (и проекта ЦПКБ-3) нет.
Спасибо.
Вопрос к Вам. может в институте есть информация. Были такие суда пр.650 их называли Тиссами.но это не верно. Пр. 650 было 3 серии и эти суда были в южный п-вах тоже. За ними строилась серия судов типа ТАРТУ-ЭЛЬВА. Какой у них был нр проекта? В ВМФ была своя классификация.меня интересует только ММФ. В справочниках они проходят просто..тип Тарту и нр пр не указан.
заранее благодарен