Сейчас на борту: 
Elektrik,
Mozk,
UBL,
капитан
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 … 6

#1 15.06.2009 18:00:17

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10551




Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

2

После заключения Ништадтского мира Петр 1 получил все, что хотел от Швции, и на Балтике его задачи были решены. Теперь активные действия перемещались на Юг (Персия, Турция), и было необходимо иметь безопасный тыл. С этой целью Петр поставил целью сделать из Швеции дружественное и даже союзное гос-во. Для этого он решил использовать голштинскмй фактор, выдав за голштинского герцога свою старшую дочь Анну. Голштиния, вечный враг Дании и постоянный союзник Швеции, фактически лишилась (по миру Дании с Швецией 1720 г.) контроля над Шлезвигом (который она получила от Дании еще в 14 веке в качестве ленного владения, причем Дания обязалась не разделять их); голштинские отпрыски давно уже породнились со шведской правящей династией.

В 1723 г. был вооружен почти весь БФ – его 24 лучших ЛК, на флот прибыл герцог Голштинский, в 1724 г. Петр заключил со Швецией союзный договор, по которому Швеция обязалась содействовать возвращению Голштинии Шлезвига (в т.ч. и силой оружия); голштинский герцог должен был сменить на шведском престоле бездетного короля Фредрика 1. Встревоженная Дания мобилизовала свой флот в 1723-25 гг.; Петр, имевший огромный галерный флот и 115-тыс. армию мог быстро перебросить морем огромные силы. Как ни странно, это не вызвало никакой реакции у Англии, и она не прислала на Балтику в 1723-25 гг. ни одного корабля.

Политика Петра в отношении Швеции имела успех: в Швеции в ригсдаге образовалась сильная голштинская партия, которой противостояла гессен-кассельская партия, имевшая большинство в госсовете (ригсроде) и на стороне которой был и король Фредрик. Но после смерти Петра его преемники (голштинцы) решили использовать этот голштинский фактор не как Петр - в виде скальпеля, а скорее, как топор – вернуть Шлезвиг Дании и посадить на шведский престол голштинского герцога. 

В 1725 г. ситуация в Европе стала меняться: образовались две враждебные группировки – Ганноверский союз (Англия, Франция, Пруссия) и Венский союз (Австрия, Испания). Оба союза пытались привлечь на свою сторону нейтралов – Нидерланды, Россию, Швецию и Данию. Австрия должна была (на испанские субсидии) помочь Испании вернуть Гибралтар и Менорку и способствовать передаче власти в Англии Якову Стюарту («старшему претенденту»). При этом шли толки о том, что и Россия присоединяется к этому союзу и пришлет к Гибралтару свои войска и эскадру. С 1720 г. Англия и Россия не имели отношений; иностранные дипломаты вовсю раздували выдумки о российской помощи; в январе 1726 г. Яков Стюарт отчаянно просил Россию о помощи, что стало широко известно; Россия, правда, ответила отказом. Когда-то, в поисках флотских материалов я просмотрел в Ленинке и Историчке все имевшуюся там периодику по этому времени, а также conjucta scripta – подшивки различных материалов, изданных в ту эпоху – манифесты, отношения, указы, приказы, выдержки и вырезки, разного формата и на разных языках, и должен сказать, что почти во всех этих материалах будто бы обещанная помощь России считалась уже делом решенным – посылка эскадры с войсками в Испанию.   

В 1726 г. Англия предприняла морские демонстрации: одна эскадра адм. Дженнингса (с войсками на борту) была отправлена к Гибралтару, другая (адм. Хозайера) – в Вест-Индию (не пустить «серебряный флот» в Испанию), 3-я (Уоджера) – на Балтику – «напужать царицу». Именно так и считают все английские историки – и старые, и новые (Lediard, Entick, Chance, Richmond). Между тем, Швеция, которой Англия и Франция сулили жирные субсидии за вступление в Ганноверский союз, в начале 1726 г. дала понять России, что не будет способствовать шлезвигским амбициям герцога. Голштинские министры стали распускать слухи, что Россия собирается, в случае неисполнения шведами обязательств по Стокгольмскому договору 1724 г., отправить на галерах в Швецию 30 тыс. войск. В марте - начале апреля 1726 г. это вызвало переполох в Швеции и привело к обратным результатам. Георг и его министры стали говорить, что должны теперь спасать и Швецию от России (так их историки и сейчас пишут, что Англия в 1726 г. спасала Швецию, при этом о Дании они вообще ничего не говорят). Результатом всего этого было ослабление прорусской голштинской партии в Швеции, сторонники Англии и Ганноверского союза одержали верх. Уже в марте и окончательно в апреле 1726 г. Швеция заявила, что не будет помогать России в завоевании Шлезвига и не разрешит русскому флоту использовать для этого шведские порты.

Без Швеции ничего сделать было нельзя, и уже в апреле от «шлезвигсктй экспедиции» Екатерине 1 пришлось отказаться. Следует отметить, что многие в России были против нее. Адмиралы-датчане (и норвежцы) – Крюйс, Сиверс, командор Брант предлагали Дании срочно выслать в море флот; категорически против был и Меншиков: его столкновения с герцогом голштинским приняли форму оскорбительных скандалов. Меншиков говорил Сиверсу: «Если бы мы даже были столь глупы поссориться с нашими старыми приятелями англичанами и датчанами из-за принца, которого интересы не имеют ничего общего с нашими, мы постараемся во всяком случае пристроить его в Швецию; пусть он останется там и оставит нас в покое». Позже, поле падения Меншикова и его ссылки в Березов, открылись его тайные сношения со шведами и, видимо, также датчанами и англичанами: ему даже начали «шить дело», но вскоре он умер.   

Эскадра Уоджера 14 (25) апреля вышла из Англии (грамоты короля были подписаны 31.03), (она вышла по номинальной просьбе датчан и с ведома шведов), содержание их уже обсуждались («установление спокойствия на Балтике»), но Георг также сетовал, что Русский двор поддерживал Якова Стюарта. 23-25.04 Уоджер прибыл в Копенгаген (у него было 200 тыс. талеров для снаряжения датской эскадры, но датчане не спешили присоединиться к нему). 4 мая Уоджер был уже у Стокгольма, а 10.05 был на аудиенции у Фредрика. Русский посол в Швеции Головин предлагал Швеции помощь против англичан, но та заявила, что «англичане - наши друзья».

Только 14 мая датский шаутбенахт Билле с датским контингентом присоединился к Уоджеру. 29 мая Уоджер прибыл к Наргену (у Ревеля), датчане остались у шведских берегов и соединились с англичанами только 14 июня.

В общем, англичане нанесли удар в пустое пространство: от экспедиции в Шлезвиг в России отказались еще в апреле, поддерживать претендента и испанские «прожекты» по Гибралтару в России никогда не собирались, что Е1 и указала в ответе Уоджеру. (Когда Россия в июле 1726 г. присоединилась к Венскому союзу, она сделала оговорку, что «гишпанскими делами» и Стюартами заниматься не будет).       

На запрос Е1 датчанам о цели их прибытия, те ответили, что просто пришли, «как вы приходите в Зунд и Копенгаген» - поприветствовать англичан и просили разрешения налиться водой.   

Иногда считают, что Уоджер блокировал Ревель – это неверно, торговля продолжалась, выходили и отдельные крейсерские суда, Е1 сообщила Уоджеру, что и флот выйдет, если захочет, тот отвечал, что он будет только препятствовать его походу в Шлезвиг.

В общем, эта затея Екатерины противоречила интересам России и имела вредные для нее последствия: и Дания, и Швеция присоединились к Ганноверскому союзу (за субсидии от Англии и Франции).

Адм. Норрис, прибывший с 12 ЛК в Копенгаген в 1727 г. (и с солидными деньгами), имел главной целью ускорить «акцессию» Дании и Швеции к Ганноверскому, которые обещали вооружить свои флоты и присоединить их к английскому, но сделано это не было, что вызвало сильное раздражение Норриса, и он отложил свой переход в Стокгольм; между тем, вскоре после получения известия о смерти Георга 1 Норрис пошел обратно в Англию.

Вскоре после этого отношения России и Англии стали улучшаться (препятствием им был Георг 1, лично ненавидевший Россию и очень боявшийся за свой Ганновер): в 1727 г. англ. посол в Париже Г. Уолпол посетил русского посла Б.И. Куракина и заявил, что Георг 11 ничего так не желает, как предать забвению все прошлое, восстановить дружбу и дипотношения, и он хочет послать в Россию знатного человека – поздравить Петра 11 с восшествием на престол. Отношения между Россией и Англией были восстановлены в 1732 г., в 1734 г. английское купечество получило режим наибольшего благоприятствования, и с тех пор Россия и Англия долгое время были союзниками.

#2 15.06.2009 22:03:54

konstantyn_lvk
Гость




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

В принципе все эти обстоятельства изучались в отечественной историографии, см. напр.: Некрасов Г.А. Роль России в европейской международной политике 1725-1739 гг. М., 1976; Курукин И.В. Эпоха "дворских бурь": Очерки политической истории послепетровской России, 1725-1762 гг. Рязань, 2003. С. 103-163; целый ряд статей, из последних скажем: Возгрин В.Е. А.Д. Меншиков и А.И. Остерман - соперничество во внешней политике России и его результат // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2: История. 2005. Вып. 4. С. 32-40.

#3 15.06.2009 23:33:35

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10551




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

Собственно, все, что мы пишем, - взято из чего-то. Я обратил на это внимание, поскольку обычно упирают на "шлезвигский" фактор. В действительности, он был для англичан второстепенным, и главное для них заключалось в ином.

#4 16.06.2009 00:05:14

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5897




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #80650
В принципе все эти обстоятельства изучались в отечественной историографии,

Но не все имеют доступ к книжным сокровищам Москвы и С.-Питербурга :). Период в русской истории не самый известный, недавно флоту шили хроническое "самотопство" именно с этих времен. Так-что спасибо за емкий и информативный очерк.


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#5 16.06.2009 00:41:45

konstantyn_lvk
Гость




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

Ну, скажем монография Некрасова в центральных и вузовских библиотеках любого областного центра бывшего СССР есть. Думается, что такие очерки как раз и следует обязательно снабжать "списком рекомендованной литературы" для дальнейшего самостоятельного чтения. Чтобы интересующиеся не тратили время попусту на разное "недавнее".

#6 16.06.2009 09:52:20

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10551




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

konstantyn_lvk написал:

Оригинальное сообщение #80674
монография Некрасова

Она вышла в 1976 г. тиражом в 2750 экз. Кроме того, как я упоминал, другие документы (той эпохи) говорят обратное тому, что утверждает в своей работе Некрасов; я это также упоминал. Англия опасалась именно активного участия России в делах Венского союза, поскольку как раз союз с Автрией России был весьма выгоден (турецкие дела), и было опасение, что из-за этого Россия может принять участие в испанских делах.

#7 16.06.2009 13:15:23

pavel123
Мичманъ
michman
Сообщений: 446




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

Эд,Вы молодец!
Ваша статья,лично для меня,открыла неизвестный эпизод в нашей истории. Так держать.Надеюсь,Вы на этом не закончите.


Не так страшен танк,как его не обученный экипаж...

#8 16.06.2009 23:27:20

konstantyn_lvk
Гость




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #80711
Она вышла в 1976 г. тиражом в 2750 экз.

Совершенно верно. Именно поэтому, ввиду централизованной системы комплектования профильных советских библиотек книгами издательства "Наука", эта монография и ныне более доступна интересующимся вне нынешних российских столиц нежели скажем книга Курукина, вышедшая в 2003 г. тиражом 1000 экз. в Рязани в рамках программы по изучению новой и новейшей русской истории Нотр-Дамского университета (США). Увы.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #80711
Кроме того, как я упоминал, другие документы (той эпохи) говорят обратное тому, что утверждает в своей работе Некрасов; я это также упоминал.

Как раз Некрасова вы не упоминали.:) Что, собственно, и вызвало мою ремарку. Впрочем, особенных противоречий между вашим текстом и соответствующим разделом его монографии, касательно пребывании английского флота на Балтике в 1726 г. (С. 60-73), нет.

#9 17.06.2009 15:01:18

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10551




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

konstantyn_lvk написал:

Оригинальное сообщение #80923
Некрасова вы не упоминали

Не упомянул, поскольку пользовался не только его работой. Это ведь не научная статья, а прояснение ситуации, которая, мягко говоря, была изложена неверно (на форуме).

Работа Некрасова очень хорошая, но он использует только русские источники и работы. Если бы он воспользовался и английскими, то узнал бы, что датчане категорически отказались не то что от враждебных, но даже и от неприязненных действий в отношении России; у Уоджера не было бомбардирских судов и его экипажи (как и Норриса в 1727 г.) были неполные, так что это все была туфта, чистая демонстрация.

#10 17.06.2009 19:02:25

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5897




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #81064
прояснение ситуации, которая, мягко говоря, была изложена неверно (на форуме

Очень, очень мягко.


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#11 17.06.2009 21:46:44

konstantyn_lvk
Гость




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #81064
Не упомянул, поскольку пользовался не только его работой. Это ведь не научная статья, а прояснение ситуации, которая, мягко говоря, была изложена неверно (на форуме).

Разумеется, аппарат совсем не обязателен. Я писал о желательности списка основной литературы - тем, кто в теме, даст возможность сразу понять сколь основательна база изложенных тезисов, а тем, кто нет, укажет что можно дальше самостоятельно почитать. Опять таки если появление текста вызвано каким-то бывшим на форуме обсуждением - здорово было бы дать на него ссылку, ибо не каждый просматривает подробно все содержание прежних веток.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #81064
Работа Некрасова очень хорошая, но он использует только русские источники и работы. Если бы он воспользовался и английскими, то узнал бы, что датчане категорически отказались не то что от враждебных, но даже и от неприязненных действий в отношении России; у Уоджера не было бомбардирских судов и его экипажи (как и Норриса в 1727 г.) были неполные, так что это все была туфта, чистая демонстрация.

Думается, что автор монографии с английскими источниками и историографией был вполне знаком, много лет занимаясь историей международных отношений первой трети XVIII в. Балтийском регионе. Собственно, в обсуждаемом разделе монографии нигде и не делается выводов о каких-бы то ни было решительных намерениях британцев; показан чисто демонстрационный характер действий английской и датской эскадр. Другое дело, что русское правительство тогда не исключало их враждебных "подвигов" и это рассмотрено подробно на отечественной источниковой базе. Причина же того, что именно английская проблематика отодвинута несколько на задний план, видимо кроется в следующем: "Ввиду подготовки Л.А. Никифоровым специального исследования по истории русско-английских отношений в 20-30-х годах XVIII в., в настоящей монографии русско-английские связи 30-х годов рассматриваются нами менее подробно." (С. 11. Сноска 36).

Отредактированно konstantyn_lvk (17.06.2009 21:48:06)

#12 30.06.2017 19:20:12

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1647




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

1

Как-то пару месяцев назад, занимаясь одной из своих "больных" тем - прамами Российского флота, читая про данный период (1726 год на Балтике), обнаружил, что в составе Балтийского флота, стоящего на обороне столицы имеются четыре неких прама - номерных (без названий), что было как-то непонятно.
Насколько я понял, про эти суда нет данных в наших традиционных справочниках - Веселаго-Чернышов и др.

Что это были за посудины: специальной постройки, или наспех вооруженные портовые мачт-лихтеры, или нечто подобное?

Вот несколько выдержек из МИРФ (том V)6

Извлечение из шханечных журналов о плавании судов в кампанию 1726 года.
С.251. Упомянуты прамы: №№ 1, 2, 3… №4 – НЕ УКАЗАН.
«24 мая. Вывелся из купецкой гавани 2 № прам и стал в показанном месте. (С.252)
26 мая. …Вытянулись из гавани прам первого номера и стал в показанном месте и судно называемое лихтер (которое было построено вместо батареи); оное судно поставлено меж Кроншлотом и старой гаванью. (С.253)
8 июня. …На прамах и на батарее палили из пушек. (салют Меншикову)(С.254)
15 июня. На генерал-адмиральском корабле …учинили консилиум; на оном положено к вооруженным двум прамам вооружить еще два.
25 июня. Вывелся из купецкой гавани третьего номера прам и стал на показанном месте; … (С.255)
10 сентября. Два прама ввелись в среднюю гавань, с купеческой гавани палили из пушек ядрами для пробы, с прамов палили из пушек.» (С.262)


И еще:

Донесение гр. Апраксина Императрице с корабля «Св. Екатерина», 27 авг. 1726.
«Также рабски В. И. В. доношу: 2 фрегата, наряженные брандерами, лежат ныне со всем снарядом в гавани, да на рейде стоят 4 прама вооруженных и 2 корабля бомбардирских…» (С.241)
Донесение гр. Апраксина Императрице с корабля «Св. Екатерина», 7 сент. 1726.
«Брандеры разоружить и поставить в удобные места, также и бомбардирские корабли с рейда в гавань весть приказал, и прамы попрежнему лежат на своих местах.» (С.244)

Что значит "лежат"?

Засветилась эта номерная четверка и в следующем, 1727 году.

Заседания Адмиралтейств-Коллегии.
Вып. Из письма Сиверса к гр. Апраксину, 21 мая 1727.
«Прамы наряжены и к выходу готовы.» (С.391)
Рапорт Сиверса к кн. Меншикову о флоте Е. И. В. при Кронштадте, 5 июня 1727.
«4 прама вооружены с 24-х фунтовыми пушками, а именно: 1-й в 22, – 2-й в 20, – 3-й и 4-й по 16-ти.» (С.397)
На 26 сент. 1727 г. в корабельном флоте числилось 2 прама по 24 пушки (годных). (С.407)
Извлечения из шханечных журналов за 1727 г.
В кампании 1727 г. участвовали прамы № 1 и № 2. (С.432)
«20 мая. Вышел из гавани на рейд прам № 1.» (С.432)
«30 мая. Вышел из гавани на рейд прам № 2.» (С.433
)

Надо понимать, №№ 3 и 4 оказались ветхими или гнилыми, а может быть, просто не понадобились.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#13 01.07.2017 00:21:23

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10551




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

STEFAN написал:

#1179278
Что значит "лежат"?

Калька с английского - to lie, иногда так говорили в то время (из донесения барона Корфа в 1742 г.: "Сейчас в Карлскроне лежат следующие корабли...").
Где-то видел упоминание, что иногда в ту эпоху (срочно "по нужде") некоторые списанные корабли превращали в плавбатареи и прамы или блокшивы, при этом они числились по номерам, поскольку их названия уже были вычеркнуты из флотских списков. Надо будет посмотреть.

#14 01.07.2017 00:43:23

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 10061




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

Эд написал:

#1179362
срочно "по нужде"

*ROFL*

#15 01.07.2017 00:45:15

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 10061




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

pavel123 написал:

#80761
Эд,Вы молодец!

А кто сомневался!!!

#16 01.07.2017 16:41:34

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1647




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

Это еще не все! Тут с прамами еще есть непонятки.
Имеется интересный документ об обороне Ревеля от возможного нападения английского и датского флотов.

МИРФ (Т.5).
Донесение ген.-лейт. Волкова Императрице из Ревеля, 30 июн. 1726.
«…к прежде учрежденным здешним морским батареям для лучшей от неприятельского наступления обороны поставлены ветхие прамы, один именуемый Бык близ цитадели, другой Элефант от гавани старого фланка между пристанями, которая ко дворцу; и артиллерия на них во всяком приготовлении, от которых в действе будет во очищении гавани и цитадели сильная оборона, а пушек на оных 44, в том числе в нижних деках 18-фунтовые, в верхних деках 12-фунтовые … да в очищение ж вышеозначенной цитадели против помянутого прама Быка на берегу сделана батарея в 24 пушках 18-фунтовых…» (С.235)

Тут с прамами полная неясность. Оба явно постройки петровских времен. Прам "Бык" ("Oss") постройки 1710 года (если верить справочникам) разломан в Ревеле еще в 1721 году. Или не разломали. Впрочем, он должен был быть к тому времени совсем гнилым.
Про этот прам есть данные на 1718 год:

МИРФ (Т.2)
Выписка из письма Трана к гр. Апраксину из Ревеля, 20 нояб. 1718.
«Роспись кораблям, ластовым и почтовым судам купно со именами их командующих офицеров, 20 нояб. 1718.

Прам Бык   . . . . . . без людей.»
(С.334) - то есть, вероятно, уже в этом году прам был небоеспособен. Позже о нем не упоминается.

Может быть, имеется в виду не "Бык", а "Дикий Бык" - тот поновее, спущен в 1713 году. Конструктивно - грубо сколоченный плоскодонный фрегат. В 1719 году - боеспособен.

МИРФ, Т. 1.
«Реэстр, за подписью Чернышева, кораблям и другим военным судам, которые будут в кампании 1719 года мая 22».
«Прамы                   командиры                      число пушек         число людей
Олифант . . . . . . . . . . капитан Бон                 40.                              127.
Дикий бык . . . . . . . . . поручик Штрем           18.                               69.
(С.366)
   В Ревеле корабли:
Прам
Медведь    . . . . . .   кап.-поруч. Архворт        18.                               70.»
(С.367)

(Пы. Сы. Это, видимо, тот Штрем (Штром), который будет в 1736 году командовать прамом "Близко не подходи!" (мой любимый), который сойдет с ума после боя. Но это к слову...)

Этот прам вполне мог дожить до 1726 года.

А вот с "Олифантом" ("Элефантом", Алифантом" - один хрен, слон) - совсем туманно. 40-пушечный "Элефант" был  (по данным справочников) разломан в 1724 году.

Том 2.
Письмо лорда Дуфуса к гр. Апраксину, май 1724.
«…писано от меня к капитану Трану дабы прам Олифант, который стоял на мели и помешательство от него имелось гаванной и канальной работам, снял как возможно с мели, и он ответствовал что никоими де мерами снять оного невозможно … И оный капитан Тран без ордеру нашего и не спросясь оный прам разломал…» (С.716) Не доломали? или переименовали какой-то другой? Например, прам "Медведь" - он был одного времени постройки с "Диким Быком".

В общем, тема весьма интересная, однако...*wacko wacko*

Отредактированно STEFAN (01.07.2017 17:14:14)


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#17 01.07.2017 21:50:06

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1647




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

Эд написал:

#1179362
некоторые списанные корабли превращали в плавбатареи и прамы или блокшивы, при этом они числились по номерам, поскольку их названия уже были вычеркнуты из флотских списков

Далеко не всегда. Кстати, первые российские прамы  с дурацкими названиями ... как их там ... "Арканне" (который на самом деле вроде по другому именовался) и этот ... "Арк дес хрензнаеткак" - во всех известных документах именуются просто "Прам № 1" и "Прам № 2".


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#18 01.07.2017 21:50:56

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1647




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

STEFAN написал:

#1179627
первые российские прам

А они точно первые?


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#19 01.07.2017 21:53:36

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1647




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

STEFAN написал:

#1179278
четыре неких прама - номерных (без названий)

Не об этих ли речь?
МИРФ Том 2.
Письмо Гаврилы Меншикова к гр. Апраксину, 5 янв. 1723.
«Е. Ц. В. за собственною рукою указом повелено мне сделать четыре прама против образца … а оные прамы и ластовые суда приходят к окончанию.»  (С.661-662)

Отредактированно STEFAN (01.07.2017 21:54:40)


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#20 02.07.2017 22:44:33

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1647




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

...


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#21 03.07.2017 10:53:34

Unforgiven
Участник форума
Сообщений: 5487




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

Эд написал:

#81064
это все была туфта, чистая демонстрация.

Чистая демонстрация, говорите.

Эд написал:

#80535
Е1 сообщила Уоджеру, что и флот выйдет, если захочет, тот отвечал, что он будет только препятствовать его походу в Шлезвиг.

Хороша демонстрация.
Выйти-то флот может, но направиться сможет только туда, куда разрешат англичане.
Кстати, выйти так и "не захотели".

#22 03.07.2017 17:20:49

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10551




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

Unforgiven написал:

#1180163
Хороша демонстрация.
Выйти-то флот может, но направиться сможет только туда, куда разрешат англичане.
Кстати, выйти так и "не захотели".

Ну, нельзя же так примитивно рассуждать.
Россия требовала для герцога Голштинсского (зятя Е1) компенсации за Шлезвиг, оказавшийся у Дании. Россию, кстати, поддержала  Швеция (по Стокгольмскому договору). К Уоджеру (20 ЛК) присоединилась датская эскадра (8 ЛК), но датчане предупредили, что никаких враждебных действий против России они предпринимать не будут.
Россия выводить в море флот вообще не планировала, хотя и могла бы.
Разумеется, Англию очень мало волновали и Голштинский герцог, и Шлезвиг, они стремились не допустить присоединения России к Венскому союзу (Австрии и Испании).
Россия сперва колебалась, стоило ли присоединяться к этому союзу, но как раз после демонстрации Уоджера приняли решение - присоединиться.
Так что результат такой демонстрации оказался прямо противоположным замыслу.
После этого Англия определенно пошла на сближение с Россией (и Австрией), это были важные союзники в предстоящей борьбе с Францией и Испанией.

#23 03.07.2017 19:04:31

Unforgiven
Участник форума
Сообщений: 5487




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

Эд написал:

#1180339
Ну, нельзя же так примитивно рассуждать.

Вообще-то речь шла конкретно о несостоятельности Вашего утверждения, что экспедиция британского флота
"это все была туфта, чистая демонстрация", а не о Ваших рассуждениях о политической ситуации в Европе.

Что касается

Эд написал:

#1180339
Россия выводить в море флот вообще не планировала, хотя и могла бы.

10 февраля 1726 г. в Верховном тайном совете было решено к весне вооружить флот, приготовить, кроме гвардии, 20 тыс. пехоты и провиант для нее.
Во исполнение этого постановления вооружались военные корабли и галерный флот из 80 галер, на что было отпущено 200 тыс. руб.

Эд написал:

#1180339
Так что результат такой демонстрации оказался прямо противоположным замыслу.

Серьезно? А это разве не Вы писали.

Эд написал:

#80535
После заключения Ништадтского мира Петр 1 получил все, что хотел от Швции, и на Балтике его задачи были решены. Теперь активные действия перемещались на Юг (Персия, Турция), и было необходимо иметь безопасный тыл.
С этой целью Петр поставил целью сделать из Швеции дружественное и даже союзное гос-во.

А получилось.

Появление английского флота на Балтике в 1726 г. способствовало тому, что шведский король Фридрих I и первый министр Швеции граф А. Горн, поддерживаемый всей партией «патриотов», уже летом 1726 г. решили присоединить Швецию к Ганноверскому союзу. Дело было отложено до созыва риксдага.
Россия расценивала присоединение Швеции к ганноверским союзникам как враждебный по отношению к ней акт, расторгший русско-шведский военный союз 1724 г.
Вслед за Швецией 5 апреля 1727 г. к Ганноверскому союзу присоединилась Дания.
Таким образом, против России на Балтике образовалась коалиция враждебных держав, выступавшая против ее балтийской политики и искавшая случая нанести ей ущерб.

#24 03.07.2017 19:45:29

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10551




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

Unforgiven написал:

#1180425
"это все была туфта, чистая демонстрация",

Разумеется. Ни бомбардировка, ни даже блокада англичанами не планировалась, и они вообще были невозможны (нет ни бомбардирских судов, ни даже достаточного запаса продовольствия). Так что всего лишь демонстрация.

Unforgiven написал:

#1180425
решено к весне вооружить флот

Вооружить - не значит вывести в море. В 1728 г. также решили вооружить весь флот, даже все трехдечники, но в море он не вышел. Весьма сильный еще Меншиков был вообще против этой авантюры, так что она в любом случае была маловероятна.

Unforgiven написал:

#1180425
в 1726 г.

В 1726 г. Петра уже не было в живых. Его преемники ("голштинцы") вели дела неумело и неуклюже. Шведские парламентарии и госсекретари брали деньги у всех, кто им давал, а Дания с Швецией, как всегда, были, как кошка с собакой.
Давление на Россию привело к тому, что Россия вступила в Венский союз, а по секретным артикулам она должна была (вместе с Австрией) помогать Испании войсками и флотом с целью возврата Гибралтара.
Давление на Австрию и Испанию также оказалось неудачным. Поэтому в 1727 г. эскадра (12 ЛК) Норриса дошла только до Копенгагена. А в 1727 г. Франция, вроде как член Ганноверского союза, прислала в Кадис эскадру из Бреста "с дружеским визитом", хотя военные действия Англии с Испанией еще не прекратились. Стал вырисовываться Бурбонский семейный договор, оформленный в 1733 г.
Поэтому, по-моему, это британское телодвижение 1726 г. едва ли можно считать удачным.

#25 03.07.2017 22:18:53

Gromoboy1
Гость




Re: Английский флот на Балтике в 1726-27 гг.

Есть серия статей J.F. Chance по британской политике на Балтике в 1710-20х гг., опубликованные еще в начале 20 века. Но ничего лучше из академических исследований я в свое время не нашел. Если вас эти материалы интересуют - готов поделиться

Страниц: 1 2 3 … 6


Board footer