Вы не зашли.
Это точно в Батуми, а теплоход - ПБПЛ Нева
Сегодня нашел в Инете.. попросил у музея, м.б., пришлют качественную копию..
Командир С-9 капитан 3 ранга А.И. Мыльников.. Кронштадт, июль 1943г.
Отредактированно maslopoop (11.02.2017 22:19:06)
Вчера прочитал у Зубкова в "Таллинский переход... ", что эстонцы ".. не только нашли..., но и.. идентифицировали ... Щ-301..". Это реально?
Нет. Найденной лодкой является Л-2. Я об этом писал в статье в "Арсенал-коллекции" в №4 за 2013 г.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #832407
Я об этом писал в статье в "Арсенал-коллекции" в №4 за 2013 г.
Спасибо, сейчас прочитал!
Вот нашел у Зубкова..
Командир М-102 капитан-лейтенант П.В. Гладилин, лето 1943г.
Отредактированно maslopoop (24.05.2014 17:17:26)
http://news.mail.ru/inregions/nordwest/ … frommail=1 В Балтийском море обнаружена подлодка времен Великой Отечественной войны
Сегодня на "Балансере" вывесил ув. Andy-64..
У него было подписано- Щ-215, но ... ?
А здесь, ЕМНИЗ, под бортом плавбазы видна еще одна лодка.. В глубине видны корпуса недостроенных ЭМ "Озорной" и ЛД "Эривань"..
Отредактированно maslopoop (10.06.2014 20:07:52)
Диферентометр?
Диферентометр?
Изогннутая стеклянная трубка со шкалой сверху - однозначно да, пузырьковый дифферентометр. Конструкция сохранилась в почти неизменном виде до нашего времени.
Экран с силуэтом ПЛ возможно представляет собой маятниковый дифферентометр, однако по нему есть ряд вопросов.
Еще о приборах на фото:
Внизу два глубиномера: один "точный", тот что справа, с верхним пределом измерений 30 м- он неинтересен. Зато другой, слева- "грубый" на 100 м, имеет две показывающие стрелки и две шкалы. Современные аналоги есть только в электрическом виде, налицо высокие для тех времен технологии (это не шутка).
Круглый прибор сверху в центре явно электрический (снизу кабельный ввод, явно не импульсная трубка) и имеет симметричную шкалу (стрелка вправо - нулевое значение). Весьма вероятно - указатель положения горизонтальных рулей, возможно носовых, судя по общей компоновке приборов на данном посту (вид на левый борт, нос- справа). Аналогичный указатель для кормовых рулей, возможно, остался где-то слева "за кадром".
В целом по набору средств измерений фото подходит к посту управления рулями.
Очень интересная фотография.
Отредактированно ясень (09.06.2014 19:34:25)
На "Балансере" вывесил ув. Andy-64..
Неизвестные.. Черное море, 1942г... ??"Щука"
Отредактированно maslopoop (10.06.2014 20:12:58)
А это точно подводники на ПЛ?
Уважаемые коллеги! По поручению родственника одного из членов экипажа Щ-401 (Стрелков Григорий Васильевич, должность-звание забыто, предположительно сташина команды мотористов, погиб с кораблем) прошу поделиться любыми материалами по данной "щуке", у кого что есть: фотографии корабля, экипажа, документы, имеющие отношение, если что было выложено ранее- намекните. Книгу уважаемого Морозова знаем. В семье Стрелкова есть несколько фотографий, по мере освоения мудреных устройств: сканера и интернета, будет выложено, что есть.
ясень написал:
Оригинальное сообщение #835242
По поручению родственника одного из членов экипажа Щ-401 Стрелков Григорий Васильевич
.. главстаршина старшина группы мотористов, 1905г., уроженец деревни Кадь Примоского района Архангельской области..
С большой долей уверенности - Щ-401
Экипаж Щ-401 на следующий день после возвращения из боевого похода, в котором провела 2 торпедные атаки. Полярный, 15 января 1941г.
Сидят офицеры лодки: Х, Х, помощник командира Н.В. Фирсов, командир лодки капитан-лейтенант А.Е. Моисеев, Х, Х, Х.. Наверняка, где-то среди подводников и Г.В. Стрелков..
Если родственники его узнают, попросите сообщить нам..
Будем рады фото из семейного архива..
Советую посмотреть здесь, там более подробно.. http://www.town.ural.ru/ship/dead/mean_h401.php3
Отредактированно maslopoop (10.06.2014 22:19:14)
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #835226
А это точно подводники на ПЛ?
Не уверен на 100%, но склоняюсь к подлодке.. фото, как я понял, из альбома о подводниках ЧФ..
Отредактированно maslopoop (10.06.2014 22:17:30)
ясень написал:
Оригинальное сообщение #835242
(Стрелков Григорий Васильевич, должность-звание забыто, предположительно сташина команды мотористов, погиб с кораблем)
Стрелков Григорий Васильевич, 1905 г.р., главный старшина, старшина группы мотористов.
http://www.town.ural.ru/ship/dead/mean_h401.php3
http://www.town.ural.ru/ship/ship/h401.php3
maslopoop написал:
Оригинальное сообщение #835252
главстаршина старшина группы мотористов, 1905г., уроженец деревни Кадь Примоского района Архангельской области..
Да, очень похоже. С запозданием пришла мысль посмотреть ОБД МЕМОРИАЛ, с этого надо было начать, там все есть, оказывается. Главстаршина, моторист, уроженец Архангельской обл.-все сходится. Не ожидал такую быструю реакцию, ув. maslopoop, спасибо за фотографию, передам на опознание. "Вот так начнешь изучать фамильные портреты...". Даже если его и нет на фотографии - все же сослуживцы. Теперь только технический вопрос - сканирование и опубликование.
Kozima написал:
Оригинальное сообщение #835257
Стрелков Григорий Васильевич, 1905 г.р., главный старшина, старшина группы мотористов
Спасибо, ув. Kozima, Вашу информацию приобщим к делу и передадим по назначению.
ясень написал:
Оригинальное сообщение #835242
прошу поделиться любыми материалами по данной "щуке", у кого что есть/quote]
Это пожалуйста:
«Щ-401» (до 16.5.1937 - «Щ-313») (X серия)
Построена на заводе № 189 (г. Ленинград). Заложена 4.12.1934, спущена на воду 28.6.1935, вступила в строй 17.7.1936 и вошла в состав КБФ. Летом 1937 г. по ББК перешла в Полярный и 27.6.1937 вошла в состав СФ.
Судьба: 24-29.4.1942 пропала без вести в районе Тана-фьорд - м. Нордкин.
Входила в состав:
3-го ДПЛ БПЛ (22.6.1941-4.1942)
ПЛ командовали:
капитан-лейтенант А.Е. Моисеев (22.6.1941-4.1942)
ПЛ совершила 7 боевых походов. Достоверно потопила 1 норв. ТР (1359 брт).
1941: 4.4 закончила текущий ремонт. 19.5-1.6 несла дозор перед устьем Кольского зал. Накануне войны начата установка системы БТС. К началу войны находилась в Полярном, числилась в организационном периоде.
В 21.11 22.6 вышла в район Варде (позиция №5; обеспечивающий - командир 3-го ДПЛ капитан 3 ранга И.А. Колышкин). В 17.00 23.6 прибыла на позицию. В 21.15 27.6 произвела торпедную атаку ОТР на рейде Вардё (ТР 600-800 т красного цвета, атака=подв/пр/1, д=18 каб., взрыва не было - заруб. данных нет). Утром 29.6 расстреляла плав. мину. В 03.24 1.7 начала возвращение в базу и в 08.23 2.7 прибыла в Полярный.
В 04.30 7.7 вышла в район Вардё (позиция №5). В 17.57 прибыла на позицию. Вечером не смогла атаковать траулер из-за плохой видимости, затем, при попытке выйти в атаку на 2 ВСКР противника (реально БО «Uj 177» и «Uj 178») обнаружена по перископу и обстреляна. В результате близких разрывов 3 (8 по герм. данным) глб вышло из строя дистанционное управление кормовыми горизонтальными рулями, произошла 2 коротких замыкания, вышла из строя часть освещения и электроизмерительных приборов. В 11.52 14.7 произвела торпедную атаку КОН-в (2 ТР, 1 ВСКР) в районе юж. м. Кибергнес (ТР ? т, атака=подв/пр/1, д=10 каб., промах - заруб. данных нет). По-видимому, КОН-в ТР «Альдебаран», «И. Симмерс» + от Хонинг СКР предпол. «Франке», «Готе». В 05.10 15.7 произвела торпедную атаку ОБК (2 ТЩ) вост. м. Кибергнес (ТЩ, атака=подв/пр/2, д=8 каб., через 1 мин услышан глухой взрыв - безуспешно атакованы герм. БО «Uj 177» и «Uj 178»). Контратакована кор. противника, сбросившими 36 (39 по герм. данным) глб. В результате бомбардировки вышли из строя некоторые электроизмерительные приборы. Описанный случай атаки во всех нем. документах числится как 4.30 14.7. (Адм. Норвегии, АПП), кроме того, утром 15.7 охотники разделились и находились далеко друг от друга. В оставшиеся дни неск. раз обнаруживала кор. ПЛО. 21.7 обнаружила 1 ММ, шедший полным ходом, от которого уклонилась погружением. Днем обнаружила перископ ПЛ, от которой уклонилась маневрированием - ложный контакт. 22.7 обнаружила 1 ММ и 1 судно типа «Персей», якобы, производивших поиск ПЛ. В 01.31 24.7 начала возвращение в базу и в 08.10 прибыла в Полярный.
28.7 начала навигационный ремонт в Мурманске на зав. НК РП. В 16 ч 13.8 при налете авиации на пирсе на расстоянии 10-12 м от ПЛ взорвалась крупнокалиберная бомба. В результате взрыва разбит прицел носового орудия, заклинены его поворотный и подъемный механизмы, образовалась вмятина в тумбе зенитного перископа, сломан 1 лист надстройки, пропал без вести краснофлотец Д.С. Любецкий, получили тяжелые ранения военком политрук А.Е. Табенкин, командир БЧ-2-3 лейтенант Малютин, легкие ранения - 3 чел. 23.8 вступила в строй.
В 20 ч 10.9 вышла в район Порсангер-фьорда (район №3). В 12.30 13.9 прибыла на позицию. В 12.16 17.9 атакована сам. противника, сбросившим на безопасном удалении 1 бомбу. 17-18.9 штормовала в районе зарядки, пролит электролит. Днем 24.9 не смогла атаковать 1 ММ из-за плохой видимости. Утром 30.9 не смогла атаковать 1 ММ противника из-за тумана. Во время штормовой погоды неоднократно выливался электролит, кроме того был подплавлен подшипник одного из главных электромоторов. В 11 ч 3.10 начала возвращение в базу и в 2 ч 6.10 прибыла в Полярный.
7-18.10 осуществила навигационный ремонт с заменой АБ.
В 03.25 25.10 вышла в район сев.-зап. Вардё (позиция №5). 26.10 после срочного погружения из-за неправильных действий личного состава подплавлен подшипник правого гребного электродвигателя - носовая часть вала просела на 1,5-2 мм (устранено за 20 ч). В 4 ч 28.10 прибыла на позицию. Днем 1.11 не смогла атаковать КОН из-за резкого поворота СКА на ПЛ. Во время шторма неоднократно выливался электролит, лопнул цилиндр низкого давления компрессора ВВД. 9.11 из-за невнимательного ухода за механизмами произошел обрыв всех болтов, крепящих фланец гидромуфты к коленчатому валу левого дизеля. В 2 ч 11.11 начала возвращение в базу и в 20 ч 12.11 прибыла в Полярный.
17.11-18.12 прошла аварийный ремонт у ПЛМ «Красный Горн».
В 12 ч 23.12 вышла в район Конгс-фьорд - м. Маккаур (позиция №4а). В 16 ч 25.12 прибыла на позицию. В тот же день во время шторма накрыта волной, в результате чего залиты шахты перископов, артиллерийский погреб и, частично, радиорубка, вылилась часть электролита. Днем 29.12 при попытке всплыть для атаки КОН из позиц. положения, из-за ошибки личного состава сразу после всплытия были открыты клапана вентиляции средней группы, в результате чего ПЛ погрузилась (вышедшие на мостик командир ПЛ и сигнальщик успели спуститься в люк). В 20.03 произвела торпедную атаку 3 НСУ-з сев. м. Кьельнес (НСУ - ТР 3000 т, атака=надв/ви/4, д=11-12 каб., через 94 и 105 сек услышано 2 сильных взрыва - безуспешно атакован ОБК, включавший ТЩ «М 1503», «М 1506», «М 1507»). Немецкая версия событий: ТЩ заметили тень, осветили и обстреляли, находившуюся в 1000 м ПЛ, которая сразу же погрузилась, наблюдали 2 торп. следа, сбросил на безопасном удалении 8 глб.
1942: В 00.38 7.1 произвела торпедную атаку КОН-? (2 ТР, 1 СКР, 2 СКА) в точке 70.56,2 с.ш./29.09,0 в.д. сев. м. Кьельнес (ТР 8000 т, атака=надв/пр/3 (4-я торпеда не вышла), д=10 каб., через 1 мин услышан взрыв - атака не зафиксирована, по-видимому атакован герм. КОН-з, включавший ТР «Август Больтен», «Хаукефьель» и «Стен»). Преследования не было. В 23 ч 12.1 начала возвращение в базу и в 11.11 14.1 прибыла в Полярный.
14-28.1 прошла навигационный ремонт.
В 17 ч 5.2 вышла в район Вардё (позиция №5). В 14 ч 6.2 прибыла на позицию. 7-8.2 не смогла высадить РГ из-за большого волнения. Вечером 8.2 во время шторма накрыта волной, в результате чего оказался затоплен артиллерийский погреб, вышел из строя гирокомпас (отремонтирован к утру 9.2). Днем 9.2 не смогла атаковать СКР из-за большого КУ. В 20.05-20.40 произвела высадку РГ (2 чел.) в Перс-фьорде в точке 70.27,8 с.ш./30.46,2 в.д. Днем 12.2 не смогла атаковать 3 СКР из-за внезапного изменения курса целей. Днем 13.2 не атаковала одиночный СКР, т.к. тот угрожал ПЛ тараном. 15-16.2 производила ремонт кормовых горизонтальных рулей. Утром 19.2 обнаружена и атакована герм. БО «Uj 1214», сбросившим после погружения подлодки 4 (10 по герм. данным) глб. В результате близких разрывов на лодке вышла из строя часть освещения, были выбиты предохранители на станциях гребных электродвигателей. В 09.43 при уклонении коснулась грунта в районе м. Харбакен. 20.2 заклинен вертикальный руль (устранено), 24.2 окончательно заклинены кормовые горизонтальные рули. В 22.39 24.2 - 00.15 25.2 сняла РГ (2 чел.) в Перс-фьорде. В 04.30 26.2 досрочнов начала возвращение в базу и в 22.30 прибыла в Полярный.
6.3-7.4 прошла навигационный ремонт.
В 00.21 11.4 вышла в район в 85 милях сев. о. Фуглё (позиция №10б) для прикрытия союз. КОН «QP-10». 12.4 прибыла на позицию. 18.4 по приказу командования перешла в район Тана-фьорда (позиция №4). События, имеющие отношение к последнему походу «Щ-401»:
В 14.15 19.4 в районе м. Омганг (квадрат АС7392) безуспешно атакован герм. КОН, включавший ТН «Форбах». ТЩ «М 251» наблюдал следы 3 торпед. ПЛ контратакована ТЩ «M 154» и «M251», сбросившими 13 глб.
В 05.56 23.4 в районе м. Слетнес в точке 71.04 с.ш./28.20 в.д. в результате попадания торпеды потоплен шедший в составе герм. КОН норв. ТР «Штенсаас», 1359 брт, перевозил в Киркенес военное имущество, +0. Контратакована БО «Uj 1101», «Uj 1110», сбросившими 49 глб.
Вечером 23.4 донесла об израсходывании всех торпед в носовых ТА в результате двух произведенных атак. В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. 29.4 не ответила на приказ о возвращении в базу. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждения «Карин», подрыв на плав. мине, а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 43 члена экипажа.
"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".
Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.
Юрий, касаемо Вашего фото пост 2451 неизвестные...
слева направо: Петров Павел Иванович, если это 1942 г, то военком 1-го ДПЛ 1-й БПЛ ЧФ, Бродский Ефим Абрамович - военком п/б "Нева", 3-й - ?
Похоже на Севастополь, но утверждать бы не стал, тоже самое и о лодке.
С уважением
Евгений Ф.
ясень написал:
Оригинальное сообщение #835280
Это пожалуйста:
«Щ-401»
Спасибо, Мирослав Эдуардович, предельно информативно. До этого считал, что Ваша с Константином Леонидовичем Кулагиным книга изд. "ЯУЗА-ЭКСМО" от 2008 г. "закрывает тему" по службе конкретных "Щ".
Если не трудно, можно ли в порядке повышения штабной культуры пояснить некоторые сокращения:
"атака=подв/пр/1", ("атака=надв/ви/4") - атака из подводного (надводного) положения, 1 (4) торпеда (ы), но что обозначают "=", "пр", "ви"?;
Адм. Норвегии, АПП - "Адм. Норвегии" - организационная структура, командование, а "АПП"?;
КОН-в - КОНвой, неясны значения литер "-в", "-з" ;
НСУ-з - ???
У меня переспросят (обязательно), надо быть подготовленным (да и самому интересно). Остальные аббревиатуры понятны.
Отредактированно ясень (11.06.2014 20:12:44)
ясень написал:
Оригинальное сообщение #835547
Спасибо, Мирослав Эдуардович, предельно информативно.
Был рад помочь.
ясень написал:
Оригинальное сообщение #835547
До этого считал, что Ваша с Константином Леонидовичем Кулагиным книга изд. "ЯУЗА-ЭКСМО" от 2008 г. "закрывает тему" по службе конкретных "Щ".
Увы, нет. Во-первых, еще в 2005 г. был справочник по боевым походам ПЛ СФ, доработанную главку из которого по Щ-401 я и выложил тут. Во-вторых, саму книгу по "щукам" уже пора переиздавать - масса доработок, хотя по Северу и в наименьшей по сравнению с другими театрами степени.
ясень написал:
Оригинальное сообщение #835547
но что обозначают "=", "пр", "ви"
Метод стрельбы. пр - прицельно, ви - стрельба с временным интервалом, вр - "веером".
ясень написал:
Адмирал Полярного побережья - командная инстанция, отвечавшая за оборону коммуникаций и побережья между Нарвиком и Киркенесом.
ясень написал:
Оригинальное сообщение #835547
неясны значения литер "-в", "-з"
Идущий восточным или западным генеральным курсом. Грубо восточные из Тромсе в Киркенес, западные - в обратном направлении. По поводу НСУ - тот же смысл. Ставил для себя, чтобы идентифицировать КОН или ОБК в т.ч. и по направлению движения, которое по идее должно совпадать и в наших и в немецких документах.
Отредактированно Botik Petra Velikogo (11.06.2014 21:41:17)
ясень написал:
Оригинальное сообщение #835547
Был рад помочь.
В данном случае не мне, меня больше механизмы интересуют, обобщенные данные по серии и т. п. Любая информация о погибших важна для родственников, даже непонятная, муфты там какие-то отказали, транспорт атакованный был красного цвета, веером стреляли или с интервалами и т. д. Любая подробность , в том числе обстоятельства боевых походов корабля, оживляет образ погибшего. Историческая наука имеет и такой неакадемический аспект.
Теперь про академический:
ясень написал:
Оригинальное сообщение #835547
Метод стрельбы. пр - прицельно, ви - стрельба с временным интервалом, вр - "веером".
Все просто и понятно, когда объяснят, и все же:
НСУ - "неопознанное судно (возможно)", "неклассифицированное судно" (если есть классификатор), "немецкое судно" (неполиткорректно), "нейтральное судно" (преступно), "неизвестное судно управления" (фантастика), "нагрудник спасательный универсальный" (верхняя вахта перипилась)- как правильно?
Отредактированно ясень (12.06.2014 11:41:08)
ясень написал:
Не установленное судно - сокращение применялось в документах периода войны.
Отредактированно Botik Petra Velikogo (11.06.2014 23:29:43)
Теперь все. Большое еще раз спасибо, Мирослав Эдуардович, за помощь (и за "внеклассное образование" )
Отредактированно ясень (11.06.2014 23:53:48)