Сейчас на борту: 
dim999,
Серторий
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 12 13 14 15 16 … 34

#326 16.06.2014 11:21:21

Ст. судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Спасибо, господин Helbliter!
Но вопрос я ставил не о том, что об этом ни кто не писал. а о том, что  о работе эпидотрядов в Краснодарском крае мемуаров ни кто не оставил.
Если поможете с этим - буду очень благодарен.

#327 16.06.2014 13:04:42

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 14215




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Ст. судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #836888
о работе эпидотрядов в Краснодарском крае мемуаров ни кто не оставил.
Если поможете с этим - буду очень благодарен.

Дык это не являлось проблемой.
Вполне справлялись ротные фельдшера и банно-прачечные отряды..


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#328 17.06.2014 12:00:44

Ст. судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #836956
Дык это не являлось проблемой.
Вполне справлялись ротные фельдшера и банно-прачечные отряды..

Вы меня не совсем поняли, господин Helblitter!
Вопрос стоит не об армии, а о Краснодарском крае до начала боев на территории края. Край стал одним из центров эвакуации, куда доставляли людей из Одессы, Севастополя и даже Ленинграда, не считая местностей между ними. И среди этого гражданского населения велась такая работа.

#329 17.06.2014 13:14:50

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 14215




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Ст. судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #837330
И среди этого гражданского населения велась такая работа.

Силами гражданских лечебных организаций и добровольческих санитарных отрядов.
Понятие эвакопункт знакомо:
Медицинское обеспечение эвакуации населения организуется по территориально-производственному принципу, возлагается на руководителей органов управления и учреждений здравоохранения (начальников ГОЗ) административно-территориальных образований. Оно включает в себя проведение организационно-медицинских, лечебно-диагностических и санитарно-противоэпидемических мероприятий на всех этапах эвакуации населения с целью охраны его здоровья, своевременного оказания медицинской помощи заболевшим или травмированным в ходе эвакуации, а также для предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных.
На сборных эвакуационных пунктах и пунктах посадки в специально выделенных помещениях развертываются медицинские пункты, работающие круглосуточно до окончания эвакуации. При этом на пунктах посадки, организуемых на железнодорожных, автомобильных, морских и речных вокзалах (пристанях), в аэропортах, медицинские пункты, как правило, оснащаются за счет сил и средств ведомственного здравоохранения (при их отсутствии – за счет местного здравоохранения). Медицинский персонал на создаваемые медицинские пункты выделяется из расчета: 2 средних медицинских работника, 1 санитарка, 1 дезинфектор в смену. В отдельных случаях предусматривается выделение врача. Для перевозки пострадавших и больных к медицинскому пункту приписывается 1 санитарный автомобиль. Нуждающиеся в стационарном лечении больные со сборных эвакуационных пунктов и пунктов посадки эвакуируются в ближайшие ЛПУ загородной зоны.  http://www.zdrav.ru/library/publication … hp?ID=7209


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#330 20.06.2014 11:33:47

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Наконец-то, я вернулся в свое обличье и больше не Ст. Судоремонтник
Продолжу:

Черноморский флот нес большие потери от ударов авиации. К началу марта потерял до 40 транспортов и около 60 судов требовали ремонта. Ускорить ввод в строй транспортов              флот не мог, так как временные ремонтные мастерские не справлялись даже с ремонтом боевых кораблей. Квалифицированных кадров на судоремонтных предприятиях не хватало, их недостаток восполнялся личным составом электромеханических боевых частей кораблей. Хотя  5 февраля решением правительства Новороссийские судоремонтные мастерские были преобразованы в судоремонтный завод, им был  дан месячный срок для завершения реконструктивных работ. Но не хватало квалифицированных рабочих, которых заменили женщины и дети, вышли на работу ветераны.
А гибель кораблей проходила иногда и на глазах у всех.
Рефрижератор "Кубань", следуя из Новороссийска в Керчь с грузом продовольствия, в районе Анапы подорвался на мине. На помощь подошла аварийная группа под командованием лейтенанта П.Н. Литвинова на буксире-спасателе "Шахтёр". Чтобы завести пластырь на пробоину водолазу необходимо было пролезть под днищем судна, которое заполнялось водой и постепенно садилось на грунт. П.Н. Литвинов сам пролез в уменьшающуюся щель под судном и провёл проводник из стального троса. Пластырь изготовили из чехлов грузовых люков, обжатыми стальными тросами. «Шахтёр» осушил затопленные отсеки, и «Кубань» отбуксировали в Новороссийск, поставив у цемпирса под разгрузку. Но, во время налёта авиации противника рефрижератор получил повреждения от авиабомб, загорелся и затонул. Он был поднят только после освобождения Новороссийска, не восстанавливался и был разрезан на металл.
Уже после гибели судна экипаж т/х «Кубань» по представлению Военного Совета Крымского фронта был награждён орденами и медалями за мужество и отвагу, проявленные в десантной операции, образцовое выполнение заданий командования. Одновременно были награждены докеры Новороссийского порта, которые во время операции находились на борту судна и участвовали в выгрузке: орденами Красной Звезды - С. Воловик, П. Немчинов, П. Путилин,  медалями "За боевые заслуги" - А. Довбня, Н. Кеворков и П. Коробов.
11 февраля  в 18 часов 29 минут у входа в Камышевую бухту в Севастополе подорвался на немецкой магнитной мине и затонул минный заградитель "Дооб". Построенный в Новороссийске в 1926 году он долгое время работал в Новороссийском порту как пассажирский катер, перевозя рабочих из города в порт и обратно, курортников из Новороссийска в Анапу и Геленджик. 22 июня 1941 года он был мобилизован, переоборудован в минный заградитель, но фактически использовался как военный транспорт.

#331 27.06.2014 11:16:36

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Вечером 2 марта из Новороссийска в Камыш-Бурун вышел п/х "Фабрициус", 2434 брт, капитан М.И. Григор, имея на борту 700 человек, боевую технику, лошадей, продовольствие, фураж. Ночью его атаковал самолет-торпедоносец Не-111. Торпеда попала в правый борт, в кочегарку. Но груз сена, муки и бочек удержал судно на плаву. С помощью вызванных по радио п/х "Василий Чапаев" и двух морских охотников "Фабрициус" посадили на мель у мыса Утриш, с него сняли грузи и военнослужащих. Экипаж оставался на судне до августа 1942 г., которое использовалась как батарея ПВО.
На следующий день, так уж совпало, 3 марта Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов указал Военному Совету Черноморского флота на гибель большого количества транспортов по причине плохой организации их переходов. Он подчеркнул, что плохая организация защиты своих коммуникаций продолжает оставаться неизменной и приказал в кратчайший срок навести порядок. Предлагалось обратить особое внимание на проверку кадров военных лоцманов и на обеспечение безопасности перехода транспортов. Категорически запрещалось выпускать транспорта без охранения.
В свою очередь, Военный совет Черноморского флота потребовал от всех флагманов обеспечить надежную защиту транспортов. Он предлагал: запретить выпуск транспортов без конвоя, усилить конвой транспортов с особо ценными грузами, усилить прикрытие транспортов на подходах к базам (за 70 –80 миль) самолетами, эсминцами, сторожевыми кораблями МО, конвойными кораблями широко применять дымовую завесу, в хорошую погоду обеспечивать конвоирование каждого транспорта минимум двумя сторожевыми катерами МО или тральщиком и сторожевым катером МО.
Большие потери транспортных судов заставили мобилизовать рыболовные суда, которые продолжали ловить рыбу. Так, 3 марта был принят по мобилизации от Народного Комиссариата рыбной промышленности рыболовный сейнер " НОВОРОССИЙСК " Азчергосрыбтреста НКРП.  После вооружения и переоборудования 24 марта 1943 г. включен в состав  Черноморского флота в качестве катерного тральщика, присвоен бортовой  КАТЩ-605. Участвовал в охране рейдов, защите коммуникаций и баз, обороне Кавказа. Построен в 1939-1940 гг., водоизмещение  60 т, длина 19,2 м, ширина 5,0 м, осадка 1,8 м, мощность двигателя  65 л.с.,  скорость 7 узлов,  дальность  плавания 1400 миль, вооружение 1 - 45 мм орудие, 2 - 7,62-мм пулемета, трал КТ, экипаж 12 человек.
7 марта были приняты по мобилизации от Народного Комиссариата рыбной   промышленности рыболовные сейнера "Скумбрия", «Чехонь», «Шамая» и "Судак" Новороссийской Морской рыболовной станции НКРП. Были переоборудованы в катерные тральщики КАТЩ-606, КАТЩ-608, КАТЩ-609 и  КАТЩ-610. 24 марта 1942 года включены в состав Черноморского флота. Участвовали в Великой Отечественной войне: защита коммуникаций и баз, оборона Кавказа, осуществление воинских перевозок.
Тральщик КАТЩ-606 («Скумбрия») построен в 1936 – 1937 гг., водоизмещение 32 т, длина 18,7 м, ширина 4,9 м, осадка 1,7 м, мощность двигателя 35 л.с., скорость 7 узлов, дальность хода 700 миль. Вооружение 1 – 7,62 мм пулемёт, 1 катерный трал, экипаж 9 человек. Участвовал в воинских перевозках на Малую Землю. Тральщик КАТЩ-608 («Чехонь») водоизмещение 68 т, других данных нет. Тральщик КАТЩ-609 («Шамая») тактико-технических данных нет. Тральщик КАТЩ-610 («Судак») построен в 1936 – 1937 гг., водоизмещение 32 т, длина 18,7 м, ширина 4,9 м, осадка 1,7 м, мощность двигателя 35 л.с., скорость 7 узлов, дальность хода 700 миль. Вооружение 1 – 7,62 мм пулемёт, 1 катерный трал, экипаж 9 человек. Участвовал в воинских перевозках на Малую Землю.

#332 27.06.2014 11:49:18

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #841057
На следующий день, так уж совпало, 3 марта

Вы считаете это совпадением? Мне думается это как раз реакция на торпедирование судна.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #841057
в качестве катерного тральщика,

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #841057
двух морских охотников

классы катеров - катер-тральщик и малый охотник


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#333 30.06.2014 11:36:35

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Спасибо за исправления и дополнения, Мирослав Эдурадович.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #841064
Мне думается это как раз реакция на торпедирование судна.

Тут полностью согласен с Вами. Но мне кажется, что приказ готовился заранее, а потопление "Фабрициуса" просто ускорило его издание.

#334 03.07.2014 21:04:51

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #841887
Но мне кажется, что приказ готовился заранее, а потопление "Фабрициуса" просто ускорило его издание.

Насколько мне известно, это не приказ в классическом понимании этого слова (секретный или сов. секретный номер, название, дата), а оперативный приказ или директива, переданный шифровкой, а не по расчету рассылки, который как раз-таки является оперативной реакцией на событие. Впрочем, сути это не меняет.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#335 04.07.2014 11:22:23

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

25 февраля в обед на город налетело звено бомбардировщиков Ju-88, всего три самолёта. Несмотря на интенсивный обстрел зенитной артиллерией, самолёты сбросил 24 бомбы: одну 500 кг, одну – 100 кг, 17 – 50 кг и четыре бомбы разорвались в бухте. Вес бомб определялся бойцами МПВО. Погибло одна женщина и пятеро детей, 14 человек ранено разрушено три дома, оборвано 75 м электрокабелей, повреждено 12 водопровода.
    Герой Советского Союза В.С. Пилипенко вспоминал, что в феврале вовремя налета немецких бомбардировщиков на Новороссийск погиб от прямого попадания авиабомбы торпедный катер, командир А. Шевченко, не успевший отойти от причала. Поскольку в феврале это был единственный налёт вражеской авиации, то, видимо, надо принять, что катер погиб 25 февраля.
    Следующий налёт был произведен с моря. Два звена бомбардировщиков 5 – 6 самолётов зашли в полдевятого вечера с моря, со стороны Мысхако, сбросили одну осветительную и 8фугасных  бомб, одна из них тонная. Но серьезных повреждений не нанесли. Три дома получили повреждения, разрушено 140 м железнодорожного пути,  300 м силового кабели и 700 метров кабеля электроосвещения. Ни один самолёт не был сбит.
    Далее над городом пролетали только самолеты-разведчики. А 15 марта в 8 часов вечера со стороны Анапы зашли два самолета и сбросили бомбы в бухту на внутреннем рейде.
17 марта в 8 часов утра над городом появился одиночный самолёт и сбросил 4 бомбы на пароход «Димитров». Одна попала в причал у судна, три – в воду. Зенитная артиллерия так и не открыла огонь, на столько неожиданно всё произошло.
На следующий день в полдевятого утра на Новороссийск налетела четверка Ju-88. Но урок пошёл в прок и через три минуты, как самолёты появились над городом по ним был открыт интенсивны зенитный огонь. Всего было сброшено 14 бомб; 2 – 1000 кг, 5 – 500 кг, 6 – 250 кг и 1 – 50 кг. При чем одна 1000 кг бомба не сработала. Удар пришёлся по цемзаводам. Погибло 36 человек, тяжело ранено 26, легко ранено 8. Разрушено машинное отделение цемзавода, школа № 4 и дом культуры
20 марта налёт был произведен в полдевятого вечера. Четверка самолётов, опознанная как два Ju-88 и два Не-111,  произвели бомбометание в районе начала улицы Кутузовской и Анапского шоссе, и в районе Парка «А» и улицы Пограничной, то есть в двух разных районах города. На улице Кутузовской 250 кг бомба поврежден один дом, на Анапском шоссе – разрушен один дом. Убит один человек, тяжело ранено один, легко ранен один и погибли три лошади. На той стороне на Пограничную улицу упали две 250 кг бомбы, на Парк «А» шесть 50 кг и пять 250 кг, при чем одна 50 кг бомба не взорвалась. Разрушен сарай, повреждено два дома, разрушены линии связи, электролинии, тяжело ранен 1 и легко ранен 1 человек и убито 5 лошадей.
Надо думать, что эти лошади кому-то послужили дополнительным приварком к пайку…
Зенитная артиллерия вели интенсивный огонь, но ни оного самолёта не сбила.
28 марта налёт шестерки Ju-88 произошел днём, в 13 часов 50 минут. Было сброшено 19 фугасных бомб на Восточный район порта. Погибло 10 человек, ранено 17 человек. Порту нанесены повреждения, поврежден одни пароход, название которого не удалось разобрать, затонул углеперегружатель № 86. Что сие за чудо – не знаю. Фотографий не сохранилось. Есть предположение ,что это переделанный один из плавучих элеваторов, построенных в Николаеве в годы Первой мировой войны по заказу Владикавказской железной дороги.
В этот налет отличилась истребительная авиация, которая сумела сбить два вражеских самолёта. И ещё одни повредила зенитная артиллерия.
Новороссийский пункт ПВО подчинялся непосредственно командованию Черноморского флота, а рота ВНОС, обслуживающая Новороссийск, находилась в подчинении командира батальона ВНОС со штабом в Краснодаре. Между этими службами не было должного взаимодействия. В это дело вмешался  Новороссийский горотдел УНКВД. В докладной записке, направленной в край, в частности сообщалось:
«... Вражеские самолёты при подходе к берегу берут курс на селение Кабардинка, разворачиваются над сушей к ст. Тоннельной, а затем делают заход через горный хребет (за цемзаводами «Пролетарий» и «Октябрь»), внезапно налетают на жизненные центры города (порт, элеватор, холодильник, завод «Красный двигатель» и другие), бомбят и улетают. Этот курс самолёты при разворотах берут потому, что за горным хребтом между сел. Кабардинка и ст. Тоннельная постов рота ВНОС не имеет, и неприятельские самолёты по этой воздушной трассе подлетают к городу ни кем не замеченные».
Вопросы взаимодействия  были решены на высшем уровне – крайкома ВКП(б) и краевого управления НКВД. Все замечания, отмеченные в докладной были устранены.
Хотелось бы обратить внимание на низкую эффективность налётов. Записи в дневнике делались «для себя», поэтому они не прихорашивались, а отмечалось всё, как есть. К тому же почти каждый налет одна из бомб не взрывалась. Чем это могло быть вызвано: помощью таинственных антифашистов на предприятиях в тылу Рейха или небрежностью технического состава по подготовке самолётов к вылетам?

#336 04.07.2014 13:27:45

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6425




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #843340
Хотелось бы обратить внимание на низкую эффективность налётов

Урок 02.07 42.
...Позже выяснилось, как смогли фашистские бомбардировщики столь внезапно появиться над портом. Двадцать пять — тридцать «юнкерсов» прорвались к Новороссийску со стороны суши, застав врасплох дальние посты противовоздушной обороны. Бомбардировщики прошли на небольшой высоте над долиной, через которую обычно летали к фронту и обратно наши самолеты, и были приняты сперва за своих...
http://militera.lib.ru/memo/russian/eroshenko/08.html


Sapienti sat

#337 04.07.2014 23:56:35

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #843340
Герой Советского Союза В.С. Пилипенко вспоминал, что в феврале вовремя налета немецких бомбардировщиков на Новороссийск погиб от прямого попадания авиабомбы торпедный катер, командир А. Шевченко, не успевший отойти от причала. Поскольку в феврале это был единственный налёт вражеской авиации, то, видимо, надо принять, что катер погиб 25 февраля.

При всем уважении к ГСС, 2-я БТКА, где служил Пилипенко и которая базировалась на Новороссийск не теряла в феврале никаких ТКА. Впрочем и другие подразделения потерь ТКА не имели.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #843340
28 марта налёт шестерки Ju-88 произошел днём, в 13 часов 50 минут. Было сброшено 19 фугасных бомб на Восточный район порта. Погибло 10 человек, ранено 17 человек. Порту нанесены повреждения, поврежден одни пароход, название которого не удалось разобрать,

"Ахиллеон"

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #843340
К тому же почти каждый налет одна из бомб не взрывалась. Чем это могло быть вызвано: помощью таинственных антифашистов на предприятиях в тылу Рейха или небрежностью технического состава по подготовке самолётов к вылетам?

Нормальное явление. % наших невзорвавшихся бомб был еще выше без всяких антифашистов.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#338 07.07.2014 11:08:52

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Спасибо за дополнения, Мирослав Эдуардович.

#339 11.07.2014 11:10:50

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Такие нечастые налёты не могли помешать деятельности военно-морского флота. Для Черноморского флота Новороссийск давно стал передовой базой. Отсюда в боевые походы, сюда и возвращались из них. Мелкие гражданские корабли, задействованные для перевозки на Крымский фронт ходили постоянно, не зависимо от погоды и воздушной обстановки. Среди моряков эта трасса получила название «Аллея бомб»… Да и в конце ХХ века ветераны Новороссийска редко, но ещё употребляли выражение «На Керчь пошёл», в значении, что все пропало.
Обратно суда возвращались, кому как повезет. Которые - без единой пробоины, а которые - «на честном слове и на одном крыле». Их надо было ремонтировать и 5 февраля решением правительства Новороссийские судоремонтные мастерские были  преобразованы в судоремонтный завод. В Новороссийске уже было два дока. Был дан месячный срок для завершения реконструктивных работ. Сроки сроками, но квалифицированных кадров на судоремонтных предприятиях не хватало. Часть было мобилизовано в армию, часть погибало при бомбежках. На завод приходила молодежь, которую надо учить. Недостаток кадров восполнялся личным составом электромеханических боевых частей, а так же других боевых частей кораблей, которые принимали активное участие в ремонте. Работали в две смены по двенадцать часов каждая. А бывали  сутки, когда люди вообще забывали об отдыхе, сне.
Николай Тимофеевич Турчин как раз в это время начинал свою работу на судоремонтном заводе. Единственной наградой для мальчишек было получить работу на самом боевом корабле: эсминце или крейсере. Это резко повышало их в глазах сверстников. Ни каких поблажек ни кто им не давал. Работали на равных. Да и сами понимали – война.
Во время первого налета, в который Н.Т. Турчин попал на заводе, он спрятался с испуга под станок. Но потом привык и бегал прятаться в башню линкора «Свободная Россия». Он говорил, что одна башня главного калибра, но без орудий лежала на территории завода и использовалась в качестве внештатного бомбоубежища.
Да и молодые долго на заводе не работали. Как подходил срок призыва в армию, так вызывали их перед начало смены в отдел кадров и оттуда направляли в военкомат. И бежали ребята через весь город, километров семь от завода до кинотеатра «Комсомолец» в центре города, рядом со швейной фабрикой, где располагался призывной пункт. В кинотеатре были открыты все двери. В зрительном зале вместо кресел стояла вереница столов, за которыми сидели люди в форме и без формы. Отметившись, пройдя всю вереницу столов, как оказалось мандатную и медицинскую комиссии, отвечая на вопросы, и получив необходимые документы, они бежали опять на завод. А здесь уже их ждал полный расчет со всеми выплатами и документами на увольнение.
Интересно ведь как. Ни каких калькуляторов и компьютеров не было, да и бухгалтеров то же, одни счетоводы. Но как-то умудрялись на счётах провести все денежные расчёты и ни каких ошибок не было.
А на утро с вещами шли молодые люди, куда кого направили. Чаще всего опять в тот же кинотеатр «Комсомолец», где их строили, формировали команды, назначали старшего по возрасту командиром и отправляли пешком, без всякого сопровождения, на станцию Тоннельная, где сажали на поезд и развозили по войсковым частям. Могли сразу посадить. А могли и заставить ждать поезда и ночевать в привокзальном садике. И не кормили, пока не прибудут в часть. Ехал ребята на своих харчах.
Уходили ребята без оружия, но часто с десятком – двумя патронов, а то и больше. Где пацанва доставала патроны – и сегодня тайна. Говорили, что выбирали патроны из сбитых самолётов. А сколько тех сбитых самолётов было…
Заводской музей бережно собирал воспоминания ветеранов и хранил. Но в тяжелейшие 90-е годы музей был разворован, много материалов, в том числе и воспоминания,  просто пропало…

#340 11.07.2014 16:37:31

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6425




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #845300
Ни каких калькуляторов и компьютеров не было, да и бухгалтеров то же, одни счетоводы. Но как-то умудрялись на счётах провести все денежные расчёты и ни каких ошибок не было.

НУ, скажем, были арифмометры. Но, IMHO, для подсчетов доходов рабочих и вправду хватало счетов. А вот вопрос - в каком качестве воевали призванные? Если ополченцами, то им платили не "красноармейские", а зарплату с последнего места работы.


Sapienti sat

#341 11.07.2014 20:21:03

Kozima
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: С.Петербург
сорокатрубный крейсер "Красный Кирпич"
Сообщений: 2986




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

сарычев написал:

Оригинальное сообщение #845387
А вот вопрос - в каком качестве воевали призванные

Если призванные-то в регулярной армии.


Князь Волконский, острый умом старец, ответствовал:
— На лапти еще налогу нет...
— Истинно, истинно, — зашумели бояре, — мужики по двенадцати пар лаптей в год изнашивают, наложить по две деньги дани на пару лаптей, — вот и побьем хана...
А.Н. Толстой. "Петр Первый".

#342 12.07.2014 12:00:05

aligvi
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

сарычев написал:

Оригинальное сообщение #843383
02.07 42.
...Позже выяснилось, как смогли фашистские бомбардировщики столь внезапно появиться над портом. Двадцать пять — тридцать «юнкерсов» прорвались к Новороссийску со стороны суши, застав врасплох дальние посты противовоздушной обороны. Бомбардировщики прошли на небольшой высоте над долиной, через которую обычно летали к фронту и обратно наши самолеты, и были приняты сперва за своих...

http://i68.fastpic.ru/thumb/2014/0712/95/8dbabda855ffdb25bf501adea6381195.jpeg
Что они "натворили" в Новороссийске известно из мемуарной и другой литературы, а есть ли немецкие данные с подробностями этого авианалета?
Заранее спасибо.

Отредактированно aligvi (14.07.2014 09:22:42)

#343 18.07.2014 11:10:16

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

В начале марта одному из доков завода пришлось выполнять не простое задание.
В освобожденной Керчи были восстановлены железнодорожные ветки, идущие от причалов порта и заводов к линии фронта. Подвижной состав поднимали со дна моря и ремонтировали вагоны, платформы, цистерны, думпкары, сброшенные при отступлении. Сумели отремонтировать, правильнее будет сказать, восстановить семь паровозов! Паровозы водили составы прямо с причалов до линии фронта, на станцию Ак-монай. Но паровозов не хватало. Поэтому было решено перевести с «Большой» земли.
Для этого использовали 6000 док, который осенью привели из Керчи. На док было погружено 7 паровозов и полтора десятка вагонов и 8 марта на буксире ледокола «Торос», в охранении тральщика «Трал», командир капитан-лейтенант Б. П. Фаворский, и катеров МО, док двинулся в Керчь. Док поставили на причалы завода им. Войкова, куда на железнодорожные пути были выгружены паровозы и вагоны. Сразу же после выгрузки караван вышел в Новороссийск. На переходе караван подвергался налету авиации противника. Ледокол «Торос» получил пробоины, но док не пострадал и был благополучно доставлен на завод.
Подробностей этой не простой операции мне найти не удалось. К.И. Воронин ограничился одной фразой:
«…9 марта 1942 года «Трал» выполнил очень сложное задание по конвоированию плавучего дока с паровозами и вагонами из Керчи в Новороссийск при сильном противодействии врага…»
В книгах про оборону Керчи  то же не приводится ни каких подробностей. Но в одной из них мне попалась  интересная фраза:
«… помогали вытаскивать с поля боя подбитые танка. Экипаж одного подбитого танка «КВ» несколько суток героически отбивался от врага на ничейной  территории и в зоне обстрела. Железнодорожники раздобыли трос достаточной длины и помогли вытащить танк…»
Что можно понять и так: дергали танк паровозом. Хотя я в это сильно сомневаюсь.

#344 18.07.2014 19:43:07

vas63
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 10138




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

1

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #848457
Подробностей этой не простой операции мне найти не удалось. К.И. Воронин ограничился одной фразой

Конвой с плавдоком вышел из Новороссийска в Камыш-Бурун в 22.45 9 марта. Док вез 26 груженых вагонов и 10 паровозов, 60 железнодорожников и 15 инженеров из строительного батальона, буксировался ледоколом «Торос», буксиром СП-15 и СКР «Перванш». В охранении шли сторожевой корабль «Кубань», БТЩ «Трал» и пять катеров МО. К 02.47 11 марта конвой без происшествий прибыл Керчь, в 19.05 того же дня док был разгружен и конвой вышел в Новороссийск. На переходе 12 марта в районе мыса Утриш конвой подвергся нескольким налетам авиации.


У России только два союзника - ее Армия и ее Флот

#345 01.08.2014 11:41:46

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Крейсера, лидеры и эсминцы ходили из Новороссийска в Севастополь, сопровождая транспорта. Часто им давалось задание – обстрелять побережье в районе Феодосии по указаниям штаба Крымского фронта. Стреляли по площадям, без корректировки огня с берега.
Выходил в боевые походы из Новороссийска и флагман Черноморского флота линкор «Парижская коммуна». Так в ночь на 12 января линкор в охранении эсминцев           "Бодрый" и "Железняков" обстрелял скопление вражеских войск возле Изюмовки и Старого Крыма. При этом в Новороссийск линкор вернулся весь покрытый льдом, как будто он побывал в северных морях.
В следующий раз линкор вышел из Новороссийска 26 февраля под флагом командующего эскадрой и в ночь на 27 февраля обстрелял причальную линию Феодосийского порта, на который, как предполагали, начали базироваться немецкие торпедные катера. А 28 февраля обстрелял посёлок Старый Крым, оказав поддержку войскам 44-й армии. Одновременно с ним огонь по вражеским позициям вели эсминцы охранения "Бойкий" и "Безупречный".
В последний боевой поход линкор вышел из Новороссийска вечером 20 марта в охранении   лидера "Ташкент",  эсминцев "Бойкий" и "Железняков".  В 1 час  09 минут отряд обстрелял позиции противника в с. Владиславовка под Феодосией. На восьмой минуте линкор подвергся ответному обстрелу вражеской батареи с мыса Ильи.  На следующую ночь линкор вновь обстреливал вражеские позиции. Во время обстрела комендоры заметили, что из стволов главного калибра вылетали куски металла. Это свидетельствовало о предельном износе орудий. 23 марта линкор встал на ремонт для замены орудий главного калибра.
Выходили из Новороссийска в свои походы и подводные лодки. Об этом хорошо написано в работах К.Л. Кулагина и М.Э. Морозова, так что нет смысла повторяться. Отмечу, что лодки были вооружены орудиями, которые включались в систему ПВО, когда лодки стояли у причалов Новороссийска. И они при налётах вели огонь по самолётам противника.

#346 08.08.2014 12:28:43

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

А в Новороссийск корабли привозили раненых из Севастополя, недолго из Феодосии, и из Керчи. Госпиталя открывались:
- 43-й военно-морской госпиталь с августа 1941 г. по сентябрь 1942 г. находился в Интерклубе, больнице моряков и 2-й горбольнице. Потом его прятали от бомбежек в  штольнях цемзавода. В сентябре 1942 года его перевели в посёлок  Кабардинка и село Марьина Роща в дом отдыха НКВД и дом отдыха «Черноморец», начальник госпиталя М.С. Либерман.
- 1745-й эвакуационный госпиталь с 05 сентября 1941г. по 01 июня 1942 г. находился в средней школе № 1
- 119-й подвижный полевой госпиталь по 14 января 1942 г.  находился в   железнодорожной школе, после войны школа  № 62.
- 121-й подвижный полевой госпиталь с января по 20 марта1942 г. находился на железнодорожной станции
- 4478-й эвакуационный госпиталь с 25 января по 26 июля 1942 года в средней школе № 22
- 4546-й эвакуационный госпиталь с 26 января по 1 апреля 1942 года, месторасположения не установлено
- 4541-й эвакуационный госпиталь со 2 февраля по 19 июня 1942 года в 1-й городской больнице
- 4480-й эвакуационный госпиталь с 24 февраля по 19 июня 1942 года на железнодорожной станции в общежитии портовых грузчиков
- 122-й подвижный полевой госпиталь на 1 марта 1942 г. находился на железнодорожной станции
- 747-й подвижный полевой госпиталь с января по 09 февраля и с 30 августа по 05 сентября 1942 г. находился на ж.д. станции, эвакуирован в п. Кабардинку, г. Геленджик угол ул. Толстого и Кирова, школа № 1
- 1610-й эвакуационный госпиталь с 23 апреля по 01 июня1942 г. находился на железнодорожной станции Тоннельная  и посёлке Верхнебаканский.
- 3195-й эвакуационный госпиталь с 01 июля по 09  сентября 1942 г. где  находился не установлено
- 338-й подвижный полевой госпиталь с августа по 03 сентября 1942 г. находился на железнодорожной станции и в колхозе им. Калинина. Эвакуирован в п. Кабардинка, начальник Хмельницкий, И.Л. Фефер
- 4538-й эвакуационный госпиталь в средней школе №  3
- в Гайдуке был госпиталь для летчиков морской авиации.
Тяжелых отправляли дальше в тыл, а остальных лечили и с маршевыми батальонами снова отправляли в Севастополь, в Керчь.
К раненым ходили жители Новороссийска: женщины и дети, приносил домашних угощений, махорку. Дети устраивали для них концерты, беседовали с ранеными, писали письма за них. Женщины помогали медицинским сестрам по уходу за ранеными, мыли, убирали.
Раненые обсуждали положение дел в Севастополе, в Керчи.  Да и все, приходившие в госпиталя интересовались, как там, на фронте, в Крыму? Моих не встречал?
Надо отметить, что раненые в Севастополе были уверены в победе. В то же время раненые на Керченском полуострове были пессимистично настроены:
— Бардак там! Наше командование ни к хренам! Немцы давят!
И были правы: Феодосию сдали, наступления проваливались, только людей зря побили… Но катастрофа была ещё впереди.

#347 15.08.2014 11:44:43

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

1

25 февраля почти в час дня на Новороссийск налетело всего три бомбардировщика Ju-88 и сбросили 24 бомбы: по одной полутонной, 250 и 100 кг, 17 бомб 50 кг и ещё четыре  бомбы упали в море. Из бомб, попавших в город, две не разорвались. В результате налёта погибли одна женщина и пятеро детей, 14 человек получили ранения, разрушено 3 дома, более 10 повреждено, разрушено 75 метров электрической сети и 12 метров водопровода.
Следующий налет был в праздник 7 марта в пол одиннадцатого вечера. Пять или шесть самолётов, тип которых из-за темноты не определили, зашли со стороны Мысхако над морем и бомбили район косы и юго-западную окраину города. Было сброшено одна осветительная бомба, одна тонна и 7 фугасных, тип которых не определили, так и записано от 50 до 250 кг. Было разрушено 8 зданий, повреждено 4, разрушено 140 м железнодорожного полотна, 300 м метров электролинии, 700 метров осветительной сети.
Налёту подверглась окраина города, застроенная частным сектором. Кто знает город, то сегодня это район «Поля чудес», Западного рынка.
Перед войной здесь была подготовлена железнодорожная петля и позиция для 180-мм орудия береговой обороны. Но с началом войны орудие ушло в Туапсе, а ветка осталась. В 60-е годы её полностью разобрали. В годы войны ветку использовали для разгрузки и отстоя вагонов. Видимо, немцы получили информацию об орудии или приняли вагоны за орудие или бронепоезд и нанесли удар.
17 марта в 8 часов утра одиночный Ju-88 сбросил четыре бомбы на пароход «Георгий Димитров», стоящий в порту. Судно получило повреждения, но судно осталось на плаву. Воздушную тревогу объявить успели,  зенитная артиллерия не открывала огонь, настолько это было неожиданно. Но от судьбы не уйдешь.
После ремонта капитан Б.С. Миронов привел 21 марта пароход «Георгий Димитров» с  3000 т новороссийского цемента для строительства укреплений привел его в Севастополь. Выгрузка цемента закончилась успешно, но отойти от причала судно не успело, как налетели фашистские самолёты. Получив три бомбы, оно так у причала и затонуло. Жертв не было.
Судно простояло затопленным у причала  до 1948 года, когда 29 октября было поднято и
передано Севастопольскому военному порту. Прослужив ещё почти десять лет пароход «Георгий Димитров» в 1957 году был разрезан на металлолом.

#348 15.08.2014 20:57:06

aligvi
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #859365
17 марта в 8 часов утра одиночный Ju-88 сбросил четыре бомбы на пароход «Георгий Димитров», стоящий в порту. Судно получило повреждения, но судно осталось на плаву. Воздушную тревогу объявить успели,  зенитная артиллерия не открывала огонь, настолько это было неожиданно.

По "Летописи" в этот день в Новороссийске был атакован самолетом и "...поврежден танкер "Куйбышев".

А в отчете капитана п/х «Потемкин» Морозова написано: "...17 марта в районе маяка Утриш на судно был совершен налет 18-ти бомбардировщиков. Сбит был главный компас, убито два человека экипажа, дневальной Абзалимовой оторвало ногу. В каюту старшего помощника капитана Костенко попала бомба небольшого веса. Судну был нанесен ряд мелких повреждений. Весь орудийный расчет команды убит. Подоспевшая на помощь наша авиация отогнала вражеские самолеты...".
Других данных об атаках авиации немцев 17 марта 1942 года на наши торговые суда в районе Новороссийска не встречал.

С уважением,

Отредактированно aligvi (15.08.2014 20:58:25)

#349 17.08.2014 08:13:31

Фёдор 1979
Участник форума
Откуда: Москва
Сообщений: 184




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #859662
А в отчете капитана п/х «Потемкин» Морозова написано: "...17 марта в районе маяка Утриш на судно был совершен налет 18-ти бомбардировщиков. Сбит был главный компас, убито два человека экипажа, дневальной Абзалимовой оторвало ногу. В каюту старшего помощника капитана Костенко попала бомба небольшого веса. Судну был нанесен ряд мелких повреждений. Весь орудийный расчет команды убит. Подоспевшая на помощь наша авиация отогнала вражеские самолеты...".

Согласно «Хронике…»:

16 марта
В 0.10 транспорт «Потёмкин» в охранении сторожевого катера вышел из Новороссийска в Камый-Бурун.

18 марта
В 4.47 транспорт «Потёмкин» в охранении сторожевых катеров прибыл из Камыш-Буруна в Новороссийск.

Отсюда видно, что 17 марта парохода в районе Утриша не было.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #859365
17 марта в 8 часов утра одиночный Ju-88 сбросил четыре бомбы на пароход «Георгий Димитров», стоящий в порту. Судно получило повреждения, но судно осталось на плаву.

По данным "Хроники..." за 17 марта
В 8.04 один Ю-88 сбросил шесть бомб на порт Новороссийск, причём пять бомб упали в воду, а одна попала в танкер "Куйбышев", на котором была повреждена жилая палуба; жертв не было.

То есть все бомбы подсчитаны и в "Г. Дмитров" попаданий не было, тем более, что и его самого в Новороссийске не было, он с 25 февраля находился в Севастополе.

С уважением, Фёдор.

#350 17.08.2014 08:31:55

aligvi
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Фёдор 1979 написал:

Оригинальное сообщение #860145
Отсюда видно, что 17 марта парохода в районе Утриша не было.

Маяк Утриш находится между Камыш-Буруном и Новороссийском, а 17 марта между 16 и 18! Делаем вывод, что 17 марта "Потемкин" мог находится у Утриша ДВАЖДЫ!
Начало отчета его капитана гласит: "...С девятого февраля 1942 г. по май 1942 г. п/х «Потемкин» под командой капитана тов. Морозова сделал в Камыш - Бурун и Керчь 24 рейса. «...Курсируя на линии Новороссийск – Камыш - Бурун - Керчь почти ежерейсно подвергался налетам авиации в море. На судно было сброшено до 500 авиабомб, но благодаря хорошей маневренности - прямого попадания не было. По корпусу насчитывалось до 187 мелких пробоин...".
С уважением,

Отредактированно aligvi (18.08.2014 22:12:04)

Страниц: 1 … 12 13 14 15 16 … 34


Board footer