Вы не зашли.
У Масловского, вып. 5: линия баталии 10 мая 1743 г.: Дракон и Бодрая буксируют Алифант; Валфиш и Ижора (+ Дон) - Дикий Бык.
Пара замечаний:
Если в 1711-12 гг. появление шведских кораблей в Финском заливе было эпизодическим, в дальнейшем в связи с успехами нашей армии в Финляндии и ростом БФ положение стало меняться. В 1713 г. там уже плавала эскадра вице-адм. Лилье – 8 ЛК (2-56, 3-54, 2-50 и 1-40) и 2 фрегата (1-28, 1-26). Отряд командора Рааба из этой эскадры (2-54, 1-48) захватил наш ЛК Булинбрук, имевший всего 12-5ф пушек и небольшой экипаж. Но за Раабом начал погоню вице-адм. Крюйс с 7 ЛК, 4 ФР и 2 шнявами, однако дело закончилось «конфузией», в ходе погони 3 наших ЛК встали на мель, и шведы ушли с призом. Выборг снять с мели не удалось, и он был сожжен. Похоже, Петра особенно разгневало то, что упустили приз.
Отделение эскадры Лилье сократило размер шведской эскадры на датском фронте: шведам требовалось срочно доставить провиант и подкрепления гарнизону Штральзунда, осажденного союзниками: две предыдущие попытки – генерал-адмирала Вахтмейстера в 1712 г. и Ваттранга в декабре 1712 – январе 1713 г. успехом не увенчались. В 1713 г., из-за отсутствия эскадры Лилье, шведам на эти цели удалось подготовить только 12 ЛК (1-74, 1-72, 1-70, 1-68, 3-64, 1-62, 1-56, 2-54, 1-40) и 3 фрегата (2-36, 1-22). Этой эскадрой командовал вице-адм. барон Вахтмейстер, ст. сын генерал-адмирала (умершего в 1714 г.). Кстати, арьергардом командовал шаутбенахт Эреншёльд. Датчане отправили на перехват главные силы своего флота – 18 ЛК (1-90, 1-84, 1-78, 2-76, 1-72, 2-70, 2-64, 2-54, 3-52, 3-50), но барон Вахтмейстер, вообще, самый удачливый шведский адмирал в эту войну, успел снабдить гарнизон Штральзунда всем необходимым, чем и спас его: союзники сняли осаду.
В 1714 г. положение в Финляндии настолько ухудшилось, а БФ достиг таких размеров, что теперь финским ТВД стал главным, и туда были направлены основные силы шведского флота в числе 16 ЛК (50-72п) и 5 фрегатов (36-24). Предполагалось, что этим флотом должен был командовать уже упоминавшийся барон Вахтмейстер, но по каким-то причинам его заменил уже довольно старый адм. Ваттранг (ум. в 1716 или 1717 г.). На датском фронте у шведов было всего 6 ЛК шаутбенахта графа Вахтмейстера (мл. брата), которые крейсировали у Штральзунда (1-78, 2-74, 1-72, 1-70, 1-54). Датчане вооружили 19 ЛК, но из них всего 6 шаутбенахта Тамбсена (2-64, 2-52, 2-50) вышли в море и плавали у Штральзунда в июле-августе 1714 г., еще 2-54-пушечникаи командора Розенпальма были отправлены в Норвегию. На рейде Копенгагена остались 11 ЛК, в т.ч. самые сильные (2-90, 1-80, 1-78, 2-76, 1-72, 2-70, 2-52). Наши союзники датчане защищали только свои интересы (Штральзунд) и ничего не сделали, чтобы оттянуть на себя хотя бы часть сил Ваттранга.
Как и обещал посмотрел сегодня по прамам. Про петровские - ничего сказать не могу, возможно, что действительно были одномачтовыми. Строились быстро, служили (традиционно) недолго. Вот после смерти Петра - картина несколько другая.
МИРФ, Т.5, стр. 531. «Декабря 4 (№ 7295) «…велеть отправленные в Кронштадт два прама Дикий бык и Медведь оснастить по 3 мачты, а именно: грот, фок и бизань, також и по 2 стеньги». Данные 1727 г. (постройка первых прамов «постпетровского» периода – может быть, решили перейти от одномачтовым к трехмачтовым?)
А вот данные 1740 г. (старые прамы сгнили и разломаны, построены два новых – «Олифант» и «Дикий Бык», будущие участники боя у Корпо).
МИРФ, Т.8. Стр. 628 - 629. «Построенные два бомбардирские корабля и два прама, которые ко апробации вооружены и как служителями, так и потребными к тому артиллериею и припасами удовольствуя на рейд уже выведены и имеются в готовности… и оные у Красной горки пробовать в ходу под парусами и в действии с тех кораблей при трех мачтах (имеются в виду бомбардирские, видимо, раньше их не делали трехмачтовыми) метанием бомб из мортир и гаубиц как надлежит и к тому морское искусство и знание артиллерии требует…» - т. е. проводятся своеобразные сдаточные испытания, правда основное внимание уделяется бомбардирским кораблям. К этой четверке «для лучшего усмотрения их действа» придан фрегат «Воин» (для сравнения?): «…и был там при пробе показанных кораблей и прамов и пробовал при себе в ходу под парусами по ветру и против ветру, как по морскому искусству надлежит, и как оные совсем апробованы будут, тогда оным кораблям и прамам, также и фрегату Воину возвратиться к кронштадскому порту, и в каком действии оные корабли и прамы в ходу под парусами … по пробе явятся, о том … в артиллерийскую коллегию рапортавать».
И вот результат «испытаний»: (стр.708) «…бомбардирские корабли в ходу под парусами в бейдевинд и бакштаг явились лучше фрегата Воина, а прамы во время хождения под парусами имеют весьма штейф (это что?) и действие против ветру и по ветру изрядно, токмо великое склонение от ветра, и против фрегата следовать не могут…». Ну понятно, что плоскодонки хуже фрегата, но ведь и против ветра ходили! Что-то не похоже, что это были «четырехугольные ящики», как донские, которые с немалым трудом сплавлялись по течению реки, а «за противными ветрами» не могли двигаться…
Что касается буксировки галерами прамов (перед сражением у Корпо), по-моему, тут дело не столько в плохой управляемости прамов под парусами, сколько в сложности шхерного фарватера – довольно широкие прамы постоянно натыкались на камни, садились на мели, и это в условиях нестабильного ветра (внезапно меняет направление или стихает). Гораздо безопасней буксировать, а при противном ветре – лучше вообще отстояться.
Следует заметить, что в конце апреля 1743 г. из Гельсингфорса к острову Наргин прамы «Олифант» и «Дикий Бык» прибыли в сопровождении все того же фрегата «Воин» (может быть, имел малую осадку?). Далее «…по ордеру генерала Кейта велено оным прамам следовать с эскадрою до Гангута для соединения тамо с галерами, которые прамы при порученной мне эскадре и следовать будут…». (Т.9, стр.283) Похоже, что следовали самостоятельно, без буксировки галерами. Вернулись в Кронштадт прамы 25 августа, в сопровождении фрегата «Ульриксдаль» (шведский трофей, плоскодонный). Кстати, шведский прам «Геркулес» (по чертежу трехмачтовое судно, «нормальной» формы корпуса, да еще и с веслами) прибыл к Корпо также в сопровождении двух галер (на всякий случай?). И для занятия позиции его буксировали шлюпки.
Следующая пара прамов (времен Семилетней войны) также имела вполне развитый рангоут – передвигались по морю самостоятельно. (МИРФ, Т.10)
Стр. 342 – «…нарядить и отправить в Либау 2 прама и 2 бомбардирские галиота, не ожидая всего прочего флота…». Впрочем, на пути к Мемелю над прамами «шефствовали» фрегаты: «Фрегату Вахмейстер велено оказывать помощь праму Элефант, а фрегату Селафаил – праму Дикий Бык» (стр.380).
Вот еще:
«…на праме Дикий Бык – трещина в бушприте» (это после перехода из Кронштадта под Мемель) (стр.380) Стало быть имели кроме мачт и бушприты.
При возвращении: «Прам Дикий Бык, выдержав шторм у курляндского берега, получил значительные повреждения в рангоуте, спустился в Либаву и 15 сентября вошел в либавский канал, где и остался зимовать». (стр.383)
«Прам Элефант … 13 октября подошед на вид Кронштадта и остановился у Толбухина маяка, где его стало заносить льдом. 14 числа терпел бедствие во льдах; …стало дрейфовать к маяку, причем ветром вырвало нижние паруса и он, стукнувшись о камень, пронесся мимо маяка на северную сторону котлинской косы… 16 числа сила ветра перешла в шторм от W. Были срублены мачты…» В конце концов, прам «закидало льдом» на мели и команда его оставила. (стр. 383-384)
Получается что балтийские прамы 30-х – 50-х гг. 18 в. были трехмачтовыми судами, со стеньгами и бушпритом. Были ли они «ящиками»? Я сомневаюсь.
P.S. Наверное, надо было открывать отдельную ветку - к юбилею Гагута не совсем стыкуется
Отредактированно STEFAN (14.08.2014 18:02:08)
Очевидно, прамами именовали большие плоскодонки с сильным вооружением. Французские для вторжения в Англию (с 20-36ф и 2 12дм мортирами) в 1759 г. строились в Нанте, они были предназначены для похода к Англии (из Киберонской бухты), причем зимой и в штормовую погоду.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #859142
Отряд командора Рааба из этой эскадры (2-54, 1-48) захватил наш ЛК Булинбрук, имевший всего 12-5ф пушек и небольшой экипаж. Но за Раабом начал погоню вице-адм. Крюйс с 7 ЛК, 4 ФР и 2 шнявами, однако дело закончилось «конфузией», в ходе погони 3 наших ЛК встали на мель, и шведы ушли с призом. Выборг снять с мели не удалось, и он был сожжен. Похоже, Петра особенно разгневало то, что упустили приз.
Это интересная интерпретация неудачной погони Крюса. Если не секрет, назовите источник. У нас известно дело об осуждении Крюйса и что ему вменялось. Помнится там нет ничего про захваченный Булинбрук. Выборг на каменистой банке переломился, потому и сожжен.
STEFAN написал:
Оригинальное сообщение #859149
Как и обещал посмотрел сегодня по прамам. Про петровские - ничего сказать не могу, возможно, что действительно были одномачтовыми. Строились быстро, служили (традиционно) недолго. Вот после смерти Петра - картина несколько другая.
Посмотрите статью Жутяева Прамы Российского флота в Гангуте №69 за 2012 г. Там есть некоторая путаница, но автору удалось выстроить мало-мальски верную линию развития этих судов, снабдив иллюстрациями.
А.Иванов написал:
Оригинальное сообщение #859202
Посмотрите статью Жутяева Прамы Российского флота в Гангуте №69 за 2012 г.
Легко сказать - "посмотрите". Я уже несколько лет пытаюсь ее откуда-нибудь скачать. У нас в городе "Гангут" сейчас не найти, да и платить за него под 400 р. из-за одной статьи как-то жаба душит. И стоит ли она этих денег? Раньше продавались в одном магазинчике. Была там знакомая девушка-продавщица - удавалось брать на прокат и сканировать что нужно, но обанкротился и закрылся.
А.Иванов написал:
Оригинальное сообщение #859202
источник
Сведения о том, что командор Рааб в 1713 г. во время погони Крюйса имел, кроме трех линейных кораблей, также и недавно захваченный Булинбрук, именуемый у шведов Bollingbrook 56-пуш., я видел в следующих шведских и датских источниках и работах, приводится даже схема с указанием этих 4-х кораблей (Булинбрук – за линией). Рааб шел на встречу с вице-адм. Лилье, у которого было 5 линейных кораблей и 2 фрегата.
Bidrag til den Store Nordiske Krigs Historie, 10 томов, изданных в Копенгагене в 1899-1934 гг. (1700-1720), в 5 томе (1915 г.) – события 1713-14 гг. Много подробностей войны на море, которые я более нигде не встречал (из архивов датских и шведских).
Oscar Fredrik Nagra bidrag till Sveriges krigshistorie, 1711-1713 (Stockholm, 1863), Оскар V, шведский король-графоман, пописывал о том и о сем, в 5-м томе – очень интересные данные по кампаниям на море 1711-13 гг., в основном, - Штральзунд, но не только, выдержки из корабельных журналов, роскошное издание, все в золоте на мелованной бумаге.
Svenska flottans historia, Bd. 2, Malmo, 1943 - у Рааба кроме Osel 56, Estland 48, Verden, 54, был еще приз Bollingbrook и 3 малых судна.
Finlands Minnesvarde Man, Bd 2 (Helsingfors, 1857) – биографии выдающихся финнов (или в Финляндии родившихся), в т.ч. моряков.
Краткое упоминание о том, что Рааб вел бой с нашим головным Выборгом, имея при этом приз Булинбрук, по-моему, у всех шведских морских историков (Торнквист, Юлленгранат, Бэкстрём, Унгер).
Возможно, о том, что у Рааба был наш приз, у нас стало известно не сразу.
Все упомянутые издания я смотрел давным-давно, некоторые выписывал из Швеции и Дании, опус Оскара, кажется, смотрел в отделе редких книг Ленинки, с авторским посвящением в адрес кого-то из наших Александров, то ли 2-го, то ли 3-го. Раньше все это было проще и доступнее, не знаю, уцелело ли это в наше время. Сейчас часто, что ни спросишь – «экземпляр дефектный, не выдается».
STEFAN написал:
Оригинальное сообщение #859212
жаба душит
У меня другой подход - "полцарства за коня!"
Эд написал:
Оригинальное сообщение #859256
шведских и датских источниках и работах
Явное противоречие нашим источникам. Не находите?
Эд написал:
Оригинальное сообщение #859256
Возможно, о том, что у Рааба был наш приз, у нас стало известно не сразу.
Не понял, кого Вы имеете в виду: "у нас" - современных историков или очевидцев. Очевидцы указывают только на три корабля, за которыми была погоня. Странная слепота, потому, что нет смысла скрывать, сколько шведов было в действительности. Может шведские источники преувеличивают?
А.Иванов написал:
«Наши» - это конечно наши в 1713 г. О том, что у шведов был Булинбрук, мы могли узнать позже из шведских реляций.
А.Иванов написал:
Оригинальное сообщение #859265
Очевидцы указывают только на три корабля, за которыми была погоня. Странная слепота, потому, что нет смысла скрывать, сколько шведов было в действительности. Может шведские источники преувеличивают?
Может и преувеличивают. Но определенно известно, что Лилье крейсировал у входа в Финский залив, возможно, и с целью перехвата наших новокупленных кораблей, Крюйс же (возможно) должен был их встретить. Лилье отделил 3 своих корабля, то ли увидев парус, то ли раньше. Именно Рааб захватил Булинбрук, после чего пошел обратно к Лилье (явно из-за угрозы Крюйса). Выглядит логично. Моряки Крюйса могли не заметить Булинбрук и три другие судна, т.к. они шли дальше (возможно, много дальше) и были прикрыты тремя ЛК Рааба, мог и пороховой дым помешать, и легкий туман. А вообще, это хорошо, что Крюйс прекратил погоню. В противном случае Рааб мог навести наши оставшиеся ЛК на Лилье, и тогда у шведов было бы 8 ЛК против наших 4-х.
Кстати, те три судна, которые были у Рааба, - это захваченные купцы. Лилье, видимо, отправил Рааба в отдельное крейсерство. Вполне вероятно, что когда Рааб увидел Крюйса, его призы находились дальше, и Крюйс их не заметил. Поскольку превосходство Крюйса было очевидным, Рааб приказал призовым командам идти к Лилье, сам же прикрывал их. Такое вполне реально.
Карл Рааб (1659-1724) – стал капитаном еще в 1697 г., участвовал в походах и сражениях, опытный моряк.
Что-то здесь не сходится. Судя по "Делу Крюйса" русский флот шел для крейсерства к Березовым островам, а не для встречи купленных кораблей. Пять купленных кораблей в июне были в Ревеле, зачем же в июле ходить их встречать (?). На второй день выхода из Кронштадта (10 июля) передовые увидели три шведских судна, но не четыре, за которыми и началась сразу же погоня. А вот четыре шведских судна упоминаются Крюйсом в донесении от 5 июня, месяцем раньше, что их обнаружили крейсеры, но тогда из-за непогоды погоня организована не была. Может быть, у шведских историков произошла накладка событий? Далее, в "Деле" нет никакого намека на другое количество шведских кораблей, кроме трех. Наконец, почему считается, что три русских корабля сели на мель? На каменистую банку вылетел Выборг и от того позже переломился, понятно, что после разгрузки его просто сожгли. Рига, как утверждается, только "приткнулась" (корабль немного крупнее Выборга). Кто третий?
Эд написал:
Оригинальное сообщение #859142
Похоже, Петра особенно разгневало то, что упустили приз.
Этот сюжет (что именно разгневало Петра) разобран "до косточки", зачем фантазировать.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #859400
Кстати, те три судна, которые были у Рааба, - это захваченные купцы.
Что это меняет? "Приемыши" русского флота как правило из того же порядка, не регулярные-с.
А.Иванов написал:
Оригинальное сообщение #859673
Кто третий?
Как будто Эсперанс.
А.Иванов написал:
Оригинальное сообщение #859673
зачем фантазировать.
Всего лишь предположение. Очень уж Петр разошелся.
А.Иванов написал:
Оригинальное сообщение #859673
Что это меняет? "Приемыши" русского флота как правило из того же порядка, не регулярные-с
Меняет то, что торговые суда в своем обычном амплуа имели небольшое вооружение, поскольку несли груз. Но в военном варианте они могли иметь гораздо более сильное вооружение, можно привести много примеров. Тем более, что те три судна у Рааба были небольшие.
Я привел лишь шведскую версию. Возможно, эти события были в разное время, и в отчете Рааба или Лилье их объединили. Но Булинбрук был определенно захвачен Раабом, имевшего три линейных корабля.
А.Иванов написал:
Оригинальное сообщение #859673
Этот сюжет (что именно разгневало Петра) разобран "до косточки"
Поскольку «сюжет разобран до косточки», и Вы его наверняка знаете гораздо лучше меня, у меня такой вопрос: Крюйс был осужден за то, что спустил сигнал о погоне. А как сам Крюйс объяснял причину этого спуска сигнала на суде?
Эд написал:
Оригинальное сообщение #859699
Как будто Эсперанс.
Журнал Синявина отмечает только Выборг и Ригу, в такой последовательности. Ден называет только Ригу и Выборг, в такой последовательности, источник менее надежен. Откуда Эсперанс?
Эд написал:
Оригинальное сообщение #859699
Очень уж Петр разошелся.
Еще бы! Во-первых, был зол на Крюйса, что не пустил его в кампанию этого года - Петр по его милости просидел на берегу. А тут подоспели доносы Боциса и опять нерасторопность, как казалось, Крюйса. Отмечу, что суд начался в декабре 1713 г., т.е. прошло довольно много времени после события, чтобы обвинять Петра в горячности.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #859699
те три судна у Рааба были небольшие.
Кротов со ссылкой на Гулленграната показывает 56-, 54- и 48-пушечные. Небольшие?
Эд написал:
Оригинальное сообщение #859699
Я привел лишь шведскую версию.
Это понятно, как понятно, что есть нестыковка с русским изложением. Вы же сделали и вывод - Рааб под носом у русских умудрился перехватить приз, за ним кинулись в погоню и он сумел уйти так, что три (!) русских корабля получили повреждения, из которых один погиб. Экие шведы молодцы и какие неумехи русские, тем более, что шведские корабли были не самые лучшие (торгаши, да плохо вооруженный приз). Мне не нравится такой подход.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #859718
Крюйс был осужден за то, что спустил сигнал о погоне.
Пунктов было несколько и они объединяли события 1712 и 1713 годов. Суть их сводилась к медлительности, нераспорядительности и пренебрежению должностными обязанностями командующего, в перекладывании ответственности на подчиненных и ложных обвинениях подчиненных.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #859718
как сам Крюйс объяснял причину этого спуска сигнала на суде?
Тем, что корабль стал на мель и он не мог руководить дальнейшей погоней, потому флаг спустил. Для конкретных слов - нужно дело поднимать, под рукой подлинника нет.
А.Иванов написал:
Оригинальное сообщение #859764
Откуда Эсперанс?
Военная Энциклопедия Сытина, т.13, статья "Крейс".
А.Иванов написал:
Оригинальное сообщение #859764
Небольшие?
Я имел в виду те три небольших (захваченных?) судна, которые были у Рааба, а не три его линейных корабля.
А.Иванов написал:
Оригинальное сообщение #859764
Рааб под носом у русских умудрился перехватить приз, за ним кинулись в погоню и он сумел уйти так, что три (!) русских корабля получили повреждения, из которых один погиб. Экие шведы молодцы и какие неумехи русские, тем более, что шведские корабли были не самые лучшие (торгаши, да плохо вооруженный приз).
Это всего лишь шведская версия - что у Рааба, кроме трех ЛК, во время погони был и Булинбрук (и еще три небольших судна). Линейные корабли Рааба были военными, а не торгашами. Конечно, хорошо бы посмотреть шведские корабельные журналы. Спасибо за Ваши разъяснения.
Меня вот что интересует: поскольку Лилье был как будто недалеко, мог ли Крюйс знать о его присутствии (скажем, путем расспросов встреченных им торговых судов?).
Эд написал:
Оригинальное сообщение #859770
Военная Энциклопедия Сытина
Это уже к оценке источников.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #859770
поскольку Лилье был как будто недалеко, мог ли Крюйс знать о его присутствии (скажем, путем расспросов встреченных им торговых судов?).
Нужно посмотреть его доклады Апраксину за июнь-июль 1713 г., их несколько, но под рукой нет. Соколов в 1849 г. утверждал, что наши видели, как шведы соединились с эскадрой, в которой насчитали 10 судов, а позже 20-го числа "известились", что было 9 кораблей , 3 фрегата и одна шнява.
А.Иванов написал:
Оригинальное сообщение #859764
Для конкретных слов - нужно дело поднимать, под рукой подлинника нет
По кампании 1713 г. есть еще обстоятельный разбор Невежина А.В. (Русский флот на Балтийском море в кампаниях 1712 -- 1713 гг. // МС. 1872. № 2. Неоф. отдел. С. 1 - 75.).
Бирсерг написал:
Оригинальное сообщение #856501
Поздравляю с первой победой русского флота!
псковский идиот. Первая победа над европейским флотом - победа у Новодвинской Крепости!
STEFAN написал:
Оригинальное сообщение #857411
. А какие наши учителя
Один мой преподаватель в свое время был откомандирован в МГУ - Монгольский госунивеситет имени Сухэ-Батера. Дело было в 1970-х. Заходит он в аудиторию. Курс лекций - "Средние века". У всех студентов на столах - одинаковая книжечка. Смотри - "Краткий курс истории ВКП (б). Вот так и учили...
STEFAN написал:
Оригинальное сообщение #858090
Да где ж ее взять в нашей дыре!?
у украинских беженцев поспрашивайте...
Эд написал:
Оригинальное сообщение #858600
два из них в 1701 г. участвовали в походе к Архангельску.
Есть подробности?
Эд написал:
Оригинальное сообщение #859142
захватил наш ЛК Булинбрук, имевший всего 12-5ф пушек и небольшой экипаж.
а он шел из Англии? Или уже был в составе нашего флота?
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #859915
у украинских беженцев поспрашивайте
А я их еще не видел. Недавно один алкашистого вида чел зашел в маршрутку с пацаном лет 10 и стал попрошайничать, типа "мы беженцы из Донецка, детям кушать нечего и т. д.". Сердобольные граждане стали подавать, я же понял, что это наш местный - спросил его донецкий адрес. Тот сразу очканул. Ну я пригрозил дать в морду, тот выбежал, сунул пацану червонец,и они разошлись, оба довольные и при деньгах...
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #859915
Есть подробности?
Ю.Н. Беспятых, История знаменитого сражения, Шведская экспедиция на Архангельск в 1701 году. Архангельск, 1990 г. Худвариант - Ю.П. Герман, Россия молодая, М., 1954 (и тф на эту тему).
У шведов были (из Гётеборга): Варберг, 42. Элфсборг, 42, Марстранд, 26, Фалкен, 6 (потерян), Мьёхунден, 6 (потерян), Тёфва-литет, 4.
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #859918
а он шел из Англии?
Новокупленный, шел из Англии, имел всего 12 5-фунтовых сакр.
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #859915
Первая победа над европейским флотом - победа у Новодвинской Крепости!
И какую роль при этом сыграл русский флот?
Кажется, конструктивизм подходит к завершению.))
Недавно узнал из одного источника, что два шведских бомбардирских корабля из эскадры Ватранга назывались "Везувий" и "Стромболи" - по именам действующих вулканов. Интересно, что пара судов английского флота под такими же названиями воевали в Черном и Азовском морях в 1854 - 55 гг. (однотипные паровые колесные шлюпы). Свои "Везувии" и "Этны" были и в российском флоте. А вот "Стромболи" - никогда....
STEFAN написал:
Оригинальное сообщение #863036
два шведских бомбардирских корабля из эскадры Ватранга назывались "Везувий" и "Стромболи"
По шведским данным у Ваттранга в 1714 г. было 2 бомбардирских корабля: Везувиус и Оскедундер (Гром).
И у нас был бомбардирский Дондер, т.е. Гром.