Вы не зашли.
Страниц: 1 2
Возник вопрос: а в чем, собственно говоря, причина довольно быстрого поражения русского отряда из двух канонерок в бою против немецкого легкого крейсера Аугсбург" и двух эсминцев? Судя по описанию боя в "Гангуте" ( http://keu-ocr.narod.ru/Gylyak/#chap5) немецкие линкоры прибыли на место к шапочному разбору и занимались уже добиванием "Сивуча". То есть основную работу сделал "Аугсбург", который мог стрелять на один борт 6-ю (максимум 7-ю?) 102 миллиметровками. Канлодки имели на двоих 4 120-мм орудия. У эсминцев 4 88-миллиметровки на двоих (V-100, как я понимаю, две дополнительные получил только ближе к 1916 году), что в принципе "бьется" с 12-ю 75-миллиметровками кононерок, из которых 6 они могли использовать на один бортом. То есть на непросвещенный мой взгляд, превосхосдтво не выглядит подавляющим. А между тем за 40 минут боя немцы добились двух попаданий в "Корейца" и фактически вывели из строя "Сивуч", на что наши корабли ответили одним попаданием в "Аугсбург".
В чем тут дело? Скоростреьность немецких 102-миллиметровок? Качество снарядов? Лучшая подготовка немецких комендоров? (Хотя канлодки перед этим много стреляли по сухопутным целям под Ригой). Что-то еще?
1. Немцы явно первыми обнаружили противника и открыли огонь. Наши корабли явно пытались уклониться от боя.
2. Немцы осветили наши корабли прожекторами и вели огонь по видимой цели. Наши же (как следует из описания боя) прожекторов не открывали. Значит стреляли, целясь по прожекторам и по вспышкам орудий. Метод стрельбы явно не самый лучший.
3. Соотношение артиллерии не то, что вы написали. Наши лодки имели на один борт по 2 120-мм орудия и по 2 75-мм. Немцы - 6 105-мм на "Аугсбурге" и семь на миноносцах (V-29 - три 88-мм, V-100 - четыре). По огневой производительности немцы впереди процентов на 50% (навскидку, потому как неизвестно, какие типы снарядов использовались) В купе с вышеприведенными факторами немецкое превосходство было гораздо более значительным.
4. Но в целом, было бы странно ожидать от двух тихоходных канлодок, что они отбуцкают три современных маневренных корабля. Думаю, командиры к этому и не стремились, а хотели лишь спасти жизни своих моряков...
Отредактированно Jager (04.12.2014 17:06:25)
3. Соотношение артиллерии не то, что вы написали. Наши лодки имели на один борт по 2 120-мм орудия и по 2 75-мм. Немцы - 6 105-мм на "Аугсбурге" и семь на миноносцах (V-29 - три 88-мм, V-100 - четыре).
"Кореец" был модернизирован и имел в сумме 8 75-мм орудий. V-100, напротив, как я уже писал, две дополнительные 88-ки получил уже после этого боя (по разборам боя с "Новиком").
Jager написал:
#894463
один борт по 2 120-мм орудия
На борт не по две а две всего у обоих как мне помниться. Не так?
Cobra написал:
#895117
На борт не по две а две всего у обоих как мне помниться. Не так?
Не так. Вот фото Корейца
И еще... Kosta прав - Кореец действительно был довооружен четырьмя 75-мм, то есть имел лишнюю пару этих скорострелок на один борт. Но вот по составу вооружения V-100 я с ним не соглашусь. Версия о том, что на момент боя он был вооружен парой 88-мм основана лишь на мемуарах лейтенанта Шмидта Шульца, который уверял, что для кораблей этого типа не хватало пушек. Документальных подтверждений о "недовооруженности" этих эсминцев никто не видел, зато имеется фото V-99, на котором он вполне с полным набором.
Не исключено, что доблестный лейтенант таким образом пытался оправдаться за позорный исход боя с "Новиком"))) В любом случае, немцы выстреливали в минуту порядка полутора тонн снарядов, наши - порядка тонны. А главное (повторюсь) - результат боя был обусловлен тем, что наши корабли, понимая превосходство противника, старались лишь уклониться от боя...
Отредактированно Jager (06.12.2014 06:30:07)
Jager написал:
#895202
любом случае, немцы выстреливали в минуту порядка полутора тонн снарядов, наши - порядка тонны
Ну с учетом наличия там крейсера.... Главное то не в весе немцы достигли тактической внезапности и овладев инициативой навязали свою волю... А по пушкам я затупил феерически.
А случаем не в том же самом причина, что и у феерической неудачи "Рюрика" в бою с "Любеком" у Готланда за два месяца до того?
Готовимся отметить 100-летие подвига "Сивуча" и "Корейца". Был бы очень признателен за помощь, если бы удалось найти список личного состава хотя бы "Сивуча" и кто погиб.
Готовимся отметить 100-летие подвига "Сивуча" и "Корейца". Был бы очень признателен за помощь, если бы удалось найти список личного состава хотя бы "Сивуча" и кто погиб.
Вроде в гангутовском "миделе" был список экипажа, но точно не помню, а книжки под рукой сейчас нет.
Отредактированно Arioch (13.01.2015 20:22:46)
Arioch написал:
#908106
Вроде в гангутовском "миделе" был список экипажа
Прошу извинить за отсталость, а что такое "гангутовский мидель"?
Irben написал:
#908144
Прошу извинить за отсталость, а что такое "гангутовский мидель"?
По-видимому имеется ввиду
Мидель-шпангоут № 17
А. Скворцов - Канонерские лодки типа "Гиляк"
Гангут - издательство
Для справки.
6 Августа 1915 года
Канонерская лодка «СИВУЧ»
в бою с отрядом германских кораблей в Рижском заливе
командир
Капитан 2 ранга Петр Нилович Черкасов 2-й
штурманский офицер
Мичман Георгий Иванович Погожев 2-й
вахтенный начальник
Мичман Иван Иванович Тырин
вахтенный офицер
Мичман Борис Иванович Шредер
младший судовой механик
Инженер-механик Мичман Константин Павлович Огурешников
судовой врач
Надворный советник Иван Петрович Залесов
Остались в живых и попали в плен:
Управляющий артиллерийским огнем
Мичман Михаил Алексеевич Мурзин
И.д. старшего судового механика
Инженер-механик Лейтенант Евгений Николаевич Герасимов
Отредактированно aden13 (15.01.2015 09:18:48)
Большое спасибо за офицеров. А нижние чины?
Увы, не моя тема...
Интересно, хотя бы в цифрах. Сколько было команды, сколько погибло, сколько попало в плен....
Отрывок из книги Ю. Мелконова "Церельская батарея":
"... Картину последнего боя «Сивуча» может дополнить рассказ матроса Александра Кирилловича Демянюка:
«Вечером 19 августа 1915 года наша канонерская лодка «Сивуч» вступила в бой с немецкими кораблями. Мы стали обстреливать большой крейсер, и несколько наших снарядов попали в него, сбили прожектор. Всего немецких кораблей было четырнадцать, они стали брать «Сивуч» с двух сторон в «клещи». Наш командир капитан 2-го ранга Черкасов решил вести бой до конца. Немецкие снаряды всё чаще и чаще стали попадать в русский корабль. «Сивуч» несколько раз сильно сотрясало.
Я был трюмным машинистом и находился у насосов в трюме. После очередного попадания в трюме начался пожар, за переборками гремели взрывы, нижнюю палубу заливала вода. Поступила команда спасаться. Пребывавшие в трюме матросы бросились наверх. Первым по трапу поднялся младший офицер, я за ним. Когда офицер вылезал из люка, грохнул взрыв, и ему буквально разнесло голову. Всё вокруг забрызгало кровавой массой, тело загромоздило проход. Изловчившись, я вытянул тело, освободил проход и выскочил на палубу. За мной выбрались другие матросы.
Вокруг всё грохотало, горело. Я увидел командира Черкасова, который стоял, упершись в поручни на мостике, и кричал: «Всем – за борт!». Раздался взрыв, и меня ударило в спину, обожгло, я почувствовал резкую боль в спине. Несколько матросов бросились в воду, я тоже. Командир остался на корабле. Море вокруг бурлило. Я стал отплывать подальше от горящего корабля. В мыслях было одно: как бы не потерять бескозырку – немцы не подбирали на свои корабли русских моряков, потерявших бескозырки. Было сумрачно, но вспыхивали разрывы, выстрелы. Я видел прямо перед «Сивучем» большой немецкий корабль, который сильно дымил. Ещё по пять-шесть немецких кораблей окружали его с двух сторон. Вскоре сильно загрохотало и забурлило, «Сивуч» ушёл на дно. Я продолжал отплывать, потом просто держался на воде. Через некоторое время меня подняли на большой немецкий корабль.
После осмотра по приказу немецкого капитана мне была сделана операция – удалён осколок снаряда. На другой день немецкий врач пришёл в помещение, где лежали раненые русские матросы, осмотрел рану и дал мне осколок величиной с большую фасолину. По прибытии на базу я был отправлен в какой-то лагерь, где в лазарете некоторое время лечился. Когда рана зажила, меня перевели на работу на ферму к вдове немецкого офицера. Там я находился три года, работая по сельскому хозяйству. После ноябрьской революции 1918 года в Германии возвратился домой, в местечко Тучин, что на Волыни, где женился, жил на хуторе, занимался сельским хозяйством». (8)
Рассказ матроса Демянюка автору передал внук Александра Кирилловича – Демянюк Иван Владимирович из города Ровно на Украине...." Интересно, кто из офицеров мог быть в трюме?
Irben написал:
#908860
Интересно, кто из офицеров мог быть в трюме?
В то время понятие "трюм" боевого корабля - это все, что ниже нижней палубы - отделения динамомашин, погреба и прочее-прочее-прочее. Скорее всего это был один из инженер-механиков корабля...
Irben написал:
#908860
Интересно, кто из офицеров мог быть в трюме?
Ну я же уже указал список ВСЕХ офицеров, бывших на "Сивуче" в бою 6/19 августа: командир, 4 мичмана и 2 механика.
В данном случае речь скорее всего о младшем механике,
aden13 написал:
#908202
младший судовой механик
Инженер-механик Мичман Константин Павлович Огурешников
Морской собор в Кронштадте табличка.
6 августа 1915 г. На канонерской лодке "Сивуч", потопленной в бою в Рижском заливе, у о.Руно при возвращении с постановки мин, погибли командир капитан 2 р. Пётр Черкасов 2-й, мичманы Георгий Погожев 2-й, Иван Тырин, Борис Шредер, Константин Огурешников, судов. врач надв. советн. Иван Залесов и 92 нижних чина.
Мичманы канлодки - штурман мичман Георгий Иванович Погожев 2-й, вахтенный начальник мичман Иван Иванович Тырин, вахтенный офицер мичман Борис Иванович Шредер, мичман Анатолий Сергеевич Семенов, младший судовой механик инженер-механик мичман Константин Павлович Огурешников. Подробности - https://lib.rus.ec/b/479486/read
Отредактированно Юрген (17.01.2015 12:02:25)
Юрген написал:
#909639
мичман Анатолий Сергеевич Семенов,
А.С. Семенова на борту не было
Не подскажете, как найти фотографию этой таблички в Кронштадском Морском соборе
Провели акцию памяти 100-летия подвига "Сивуча". Вышли в Рижский залив, положили венок на волны. "Героическому экипажу канонерской лодки "Сивуч" от благодарных рижан 1915-2015". Кому интересно можно посмотреть здесь http://www.melkon.lv/flot/2015/09/17/ka … h-100-let/
Вечная память...
Irben написал:
#990470
Провели акцию памяти 100-летия подвига "Сивуча". Вышли в Рижский залив, положили венок на волны. "Героическому экипажу канонерской лодки "Сивуч" от благодарных рижан 1915-2015". Кому интересно можно посмотреть здесь http://www.melkon.lv/flot/2015/09/17/ka … h-100-let/
!!!
Страниц: 1 2