Вы не зашли.
С. П. Шифляр. Смотр императором Николаем I эскадры Д. Н. Сенявина.
А. П. Боголюбов. Смотр Балтийского флота. 1848 год. 1850-60-е.
Император проводил смотр на пароходофрегате "Невка".
И. К. Айвазовский. Маневры Черноморского флота в 1850 г. 1886
Собственно это не смотр (официальные смотры проводились на ЧФ в 1837, 1845, 1853, но императора на них не было). Запечетлена встреча эскадры в составе 12 кораблей выходящей в море на маневры с возвращающимся в Севастополь на пароходофрегате "Владимир" посе морской прогулки в июне 1850 г. императором Николаем I. На палубе помимо Его Величества - Его Высочество в. кн. Константин Николаевич, адмирал М. П. Лазарев, генерал-лейтенант корпуса флотских штурманов М. Б. Берх, контр-адмирал В. А. Корнилов.
Сколько всего было высочайших смотров?
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #88257
официальные смотры проводились на ЧФ в 1837, 1845, 1853, но императора на них не было
В 1845 был.
Александр Г. написал:
Оригинальное сообщение #88327
В 1845 был.
Ага, значит ошибочка в книжке... Кто расскажет подробности о смотрах на Балтике и Черном море?
Значит к Гогланду Государь выезжал ежегодно?
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #88722
Значит к Гогланду Государь выезжал ежегодно?
Вероятно да. Точно сказать не могу.
Александр Г. написал:
Оригинальное сообщение #88732
Вероятно да.
А результат - печален... Неужели не видел, то о чем писал Лазарев?
"Команды дрянные, а суда еще хуже" Лихо завернул командующий ЧФ. А нет-ли здесь влияния конкуренции между "севером" и "югом"? Письмо конечно частное, люди свои, но если все так плохо в 1845, то как в ходе Датской экспедиции эскадры БФ месяцами держались в море без жертв и разрушений ("Архимед" исключение) и оставили осебе неплохую память у зрителей-датчан. Даже Непиру в 1854, спустя 5 лет, рассказывали о замечательной маневренности русских соединений ("ходят на малых интервалах")?
М.П. Лазарев - моряк от бога и здесь проявилось его отношение к службе. Это его понимание - какой должна быть команда. Что же касается кораблей, то Саймондс, будучи в Петербурге, их видел и отозвался о них тоже нелицеприятно. Конечно на Балтике сложа руки не сидели и что было можно старались поправить. Вообще Лазарев был довольно резок в суждениях.
Александр Г. написал:
Оригинальное сообщение #89121
М.П. Лазарев - моряк от бога
С этим не спорим... но неужели император ежегодно посещая Балтийский флот ничего не видел?
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #89161
неужели император ежегодно посещая Балтийский флот ничего не видел
Вопрос, на мой взгляд, надо несколько "перевернуть" - а что ежегодно видел Император - не то ли, что хотел увидеть от своего флота?
Поясню свою точку зрения:
1. Ежегодные посещения флота императором за многие годы наверняка приучили адмиралов к тому, на что именно он обращает внимание. Естественно "подтягивали" именно эти - парадные, смотровые моменты.
2. Если я не прав - переубедите пожалуйста, но кажется Николай Павлович большим морским опытом не обладал и в вопросах действительной боевой подготовки флота не слишком разбирался. Стало быть и его ежегодные смотры флота вряд ли способствовали усилению его боевой подготовки.
Александр Г. написал:
Оригинальное сообщение #89121
М.П. Лазарев - моряк от бога и здесь проявилось его отношение к службе. Это его понимание - какой должна быть команда.... Конечно на Балтике сложа руки не сидели и что было можно старались поправить.
Не оправдывая адмиралов Балтийского флота, хочу всеже отметить некоторые различия в условиях подготовки Балтийского и Черноморского флотов:
1. Навигация на Черном море более продолжительная.
2. Навигационные условия Черного моря позволяют проводить учения флота в непосредственной близости от главной базы. Напротив, Финский залив представляет собой одну сплошную навигационную опасность, где плавания кораблей ограничиваются фарватерами. Согласитесь, это существенно затрудняет обучение плаванию на уровне отрядов и эскадр.
3. Черноморский флот в 1830-40 годах занимался решением не только учебных, но и боевых задач, что тоже способствовало повышению его уровня. А Балтийский флот в это время оставался "придворным" и "смотровым". Это не его вина, но, к сожалению как оказалось, его беда.
Отредактированно Агриппа (07.07.2009 17:17:47)
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #89161
неужели император ежегодно посещая Балтийский флот ничего не видел?
Точно не помню (надо бы нати этот источник, где-то в "Морской старине" "Морского сборника"), но очевидцы рассказывают, как Государь, в 1853 г. на Балтике, наблюдая за маневрами БФ, бормотал примерно следующее: "Чего они нашли в этих самоварах? Мода на них скоро пройлдет".
При этом и генерал-адмирал, и Литке, и Сенявин (прежде), и Корнилов при каждом рапорте неизменно осторожно напоминали ему об отствании по паровым судам, но без особого успеха.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #89284
но без особого успеха.
Однако еще в 1845 году Меньшиков распорядился проработать вопрос о переоборудовании линейного корабля и фрегата в суда с "архимедовым винтом", а император лично указал Кораблестроительному департаменту представить подробное соображение на каких именно корабле и фрегате устроить паровые механизмы...
И кстати на смотрах - император на пароходах...
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #89275
Стало быть и его ежегодные смотры флота вряд ли способствовали усилению его боевой подготовки.
Чрезмерная опека всегда вредит делу, сковывая инициативу и отвлекая львиную долю сил и времени на устранение мелких упущений по службе. Государь мог в любой момент приехать и проверить, если не боевую подготовку то внешний порядок и дисциплину. Будка стоит не ровно, плац травой зарос, у матроса пуговицы не почищены ну и т.д.
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #89315
император лично указал
Но все шло не шибко - не валко. Весьма негативную роль сыграла и потеря Архимеда в 1850 г.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #89367
Весьма негативную роль сыграла и потеря Архимеда в 1850 г.
Угу, опять же как указывали выше парусники вроде неплохо проявили себя в Датской экспедиции...
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #89315
Однако еще в 1845 году Меньшиков распорядился проработать вопрос о переоборудовании линейного корабля и фрегата в суда с "архимедовым винтом", а император лично указал Кораблестроительному департаменту представить подробное соображение на каких именно корабле и фрегате устроить паровые механизмы...
И подробные соображения были представлены... только в 1851 году, когда Пароходным комитетом была разработана программа постройки винтовых кораблей для Балтийского флота (3 фрегата, 1 корвет, 5 малых судов).
Jufel написал:
Оригинальное сообщение #89646
только в 1851 году
В России долго запрягают... посему и союзники подсуетелись, не стали ждать когда Россия усилится...
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #89664
посему и союзники подсуетелись, не стали ждать когда россия усилится...
Вы это серьезно?!!! Считаете, что строительство парового флота в Англии и Франции было ответом на намерения России?
Отредактированно Агриппа (08.07.2009 17:15:02)
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #89668
Вы это серьезно?!!!
Мы же это все разбирали в ветке про причины Крымской войны... Все остались при своих...
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #89689
Мы же это все разбирали в ветке про причины Крымской войны...
Прошу прощения, я там не участвовал. Но меня смутила фраза...
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #89664
В России долго запрягают...
Помните ее продолжение - "но быстро ездят". Когда же, по Вашему мнению, в России "быстро поехали"? Когда ее паровой флот превзошел Англию или Францию?
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #89693
Когда ее паровой флот превзошел Англию или Францию?
Дело не в том, чтобы реально превзошл, но в том, что Англия не допустила даже поползновений на превосходство... К 1856-57 годам положение (за счет заказов в той же Англии) было бы уже не столь безнадежным... Англия (как и в 1904 году) использовала "окно возможностей"...
Georg G-L написал:
Оригинальное сообщение #89696
К 1856-57 годам положение (за счет заказов в той же Англии) было бы уже не столь безнадежным...
Все равно отставали очень сильно. На Черном море к 1854 г. были в постройке два винтовых 130-пушечных линкора и один винтовой корвет. Планировали переделать в винтовой один 84-пушечный линкор. Максимум имели бы к 1857 г. в строю эти корабли, ещё пару линкоров, переделанных из парусников, пару винтовых фрегатов и несколько корветов. А союзники в 1857 г. ввели бы в Черное море уже чисто винтовой флот.
Jufel написал:
Оригинальное сообщение #90682
На Черном море к 1854
Еще два винтовых фрегата в Англии были заказаны... Но суть даже не в этом...