Вы не зашли.
Andrey152 написал:
#907371
Повторяю вопрос
Вот другой ракурс вида этого же 3-го стапеля на заводе 61-го коммунара. Был размещен когда-то на форуме, если не ошибаюсь - Петровичем.
Упомянутые металлоконструкции хорошо видны.
Отредактированно marynarz 347 (13.01.2015 05:03:33)
Хотел бы обратить внимание исследователей и посетителей данной ветки на такой случай. В моей библиотеке имеется книга В. Васнецова "Повести северных морей" (Ленинград: Гидрометеоиздат, 1977), рассказывающая о деятельности научно-исследовательского судна "Персей" и других судов на Севере в предвоенные годы. Вот фото самого "Персея":
И в конце книги говорится, что с началом войны НИС "Персей" был мобилизован и погиб во время авианалёта 25 июля 1941 г. Об этом говорится на самой последней странице книги:
В старой работе А. Голубева "Потери корабельного состава Северного флота и гражданских ведомств на Северном морском театре в период Великой Отечественной войны" (1999 г.) гибель "Персея" 25 июля 1941 г. совершенно не значится. В этот период у него указаны только гибель ГИСУ "Меридиан" 24 июля (немецкие ЭМ), мотоботы "Ловгус" и "Фрунзе" (потоплены авиацией противника в бухте Нерпичья 24 июля) и дрифтербот "Угорь" (потоплен авиацией в губе Эйна 30 июля 1941 г.).
В тексте книги Васнецова было указано, что "Персей" нёс дозорную службу на подступах к Кольскому заливу. Выходит, что НИС был переоборудован в СКР? Но в таблице погибших сторожевиков СФ в книге Голубева он тоже не значится.
Также нет данных о "Персее" и в книге М. Зефирова, Д. Дёгтева и Н. Баженова "Тенм над Заполярьем. Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев" (2008 г.). У них июльские потери СФ обрываются на ЭМ "Стремительный" (20 июля 1941 г.).
Главный вопрос для меня, был ли "Персей" переоборудован в сторожевой корабль. Кто был его командиром? Какое на нём было установлено вооружение?
АСМ написал:
#911075
в конце книги говорится, что с началом войны НИС "Персей" был мобилизован и погиб во время авианалёта 25 июля 1941 г.
10.07.1941 Дрифтербот ПЕРСЕЙ, 300 т, Мотовский залив (губа Эйна). Причины гибели Авиация, бомбы
Потери боевых кораблей и судов Военно-Морского Флота, транспортных, рыболовных и других судов СССР в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.
Военное издательство 1959
АСМ написал:
#911075
В тексте книги Васнецова было указано, что "Персей" нёс дозорную службу на подступах к Кольскому заливу. Выходит, что НИС был переоборудован в СКР
В Хронике Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре упоминаний о "Персее" нет, о его переоборудовании тоже. В справочнике Бережного тоже упоминаний нет.
Вероятнее всего судно в СКР не было мобилизовано и переоборудовалось.
Отредактированно vas63 (20.01.2015 21:02:14)
vas63 написал:
#911098
10.07.1941 Дрифтербот ПЕРСЕЙ, 300 т, Мотовский залив (губа Эйна). Причины гибели Авиация, бомбыПотери боевых кораблей и судов Военно-Морского Флота, транспортных, рыболовных и других судов СССР в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.Военное издательство 1959
Большое спасибо!
Данные из справочника потерь ВМФ СССР (1959 г.) куда более точная информация, чем письмо океанолога.
Добрый Вечер !
vas63 написал:
#911098
10.07.1941 Дрифтербот ПЕРСЕЙ, 300 т, Мотовский залив (губа Эйна). Причины гибели Авиация, бомбы
Водоизмещение из справочника не сходится (если там именно водоизмещение)...
Судовладелец: С 1922 по 1941 гг. - Плавморнин-ГОИН-ПИНРО. Плавучий морской научный институт (1922-1929 гг.); Государственный океанографический институт (1929-1933 гг.); Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии (1934-1941 гг.).
Год, фирма, страна постройки: 1918 г., г.Онега (начало постройки в качестве промыслового зверобойного судна); 1922 г., г.Архангельск (достроен как научно-исследовательское судно)
Тип судна: двухмачтовая парусно-паровая шхуна с ледовыми обводами
Назначение судна: комплексные рыбохозяйственные исследования в северных морях
Флаг: СССР (1922-1941 гг.)
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Материал корпуса: дерево
Водоизмещение (т) - 550
Основные измерения: длина (м) - 41,5; ширина (м) - 8,0; осадка (м) - 3,2
Скорость максимальная/экономичная (уз) - 7,5/6
Дальность плавания (мили): ограничивалась запасом угля и пресной воды;
автономность (сутки) - от 16-17 до 30-32
Запас/тип топлива, пресной воды (т): 85/уголь; 37
Экипаж (чел.) - 24
Экспедиционный состав (чел.) - 16
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ
Главный двигатель - тип; год, фирма и место постройки; количество; мощность (л.с.), общая мощность электростанции судна (кВт): паровая машина тройного расширения; 1914; завод "Амос и Шрютт", г.Гулль, Великобритания, 1х360; 6,6
Движитель (паруса, винт, количество и характеристики): Паруса - кливер, стаксель, трисель и грот (общая площадь 185,6 м2); винт - 1, чугун, диаметр (м) - 2,67; шаг (м) - 2,67, количество лопастей - 4
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Количество лабораторий - 7
Их назначение/площадь (м2) - метеорологическая/7,2; панктонологическая/3,5; ихтиологическая/3,5; биологическая/5,3; гидрологическая/6,2; препараторская/5,5; разборочная/6,8
Оборудование для гидрологических, ихтиологических и других работ: оттертралы, тралы Сигсби, драги, дночерпатели Петерсена, батометры Нансена, глубоководные термометры Рихтера, различные сети и др.
Палубное оборудование: паровая траловая лебедка с тяговым усилием 5 т, две электрические лебедки для работы с приборами.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Основные даты (этапы) истории. "Персей" - первое научно-исследовательское судно Плавучего морского научного института (Плавморнина), образованного в 1921 г. В условиях разрухи, наступившей после окончания гражданской войны, институт не мог построить или купить судно, которое было крайне необходимо ему для морских исследований. Задачу эту удалось решить путем передачи институту корпуса недостроенного зверобойного судна (с названием "Персей), находящегося в Лайском доке г.Архангельска, где базировался Плавморнин.
Достройка "Персея", его переоборудование проводились силами сотрудников института под руководством корабельного мастера В.Ф.Гостева, по норвежским чертежам. Проекты и чертежи "Персея", как экспедиционного судна, разработали архангельские инженеры В.П.Цапенко и А.С.Воронич.
Огромное значение для получения корпуса шхуны, для превращения ее в полноценное научно-исследовательское судно сыграла воля и энтузиазм директора Плавморнина профессора И.И.Месяцева.
У "Персея" был усиленный ледовый пояс из дубовых досок вдоль всей ватерлинии. Корпус имел яйцеобразные обводы, способствующие выжиманию судна при сжатии во льдах (по типу "Фрама"). Все механизмы и необходимое оборудование снимали с разных судов, так как что-либо приобрести в то время было практически невозможно.
Государственный флаг на судне подняли 7 ноября 1922 г. а 1 февраля 1923 г. был поднят синий вымпел с созвездием Персея.
В 1923-1941 гг. "Персей" совершил 91 рейс в Баренцево, Белое, Карское и Гренландское моря; за этот период выполнено 5525 океанографических станций. В 1932-1933 гг. он участвовал в исследованиях по программе Второго международного полярного года.
Начав свою работу в Плавморнине (1923 г.), в результате реорганизаций "Персей" становится в 1929 г. судном ГОИНа, а в 1934 г. - ПИНРО.
"Персей" был школой для многих ученых, которые впоследствии возглавили крупные научные учреждения, стали основоположниками целых направлений в мировой науке. На его борту работали И.И.Месяцев, Н.Н.Зубов, Л.А.Зенкевич, С.А.Зернов, А.И.Россолимо, М.В.Кленова, А.А.Шорыгин, В.В.Шулейкин, Н.А.Маслов, Ю.Ю.Марти, И.Г.Юданов, О.Н.Киселев и другие ученые. Неоценима работа судна по изучению морских течений, биологической продуктивности, рельефа и грунтов северных морей, условий тралового промысла.
В 1939 г. сотрудниками ПИНРО на "Персее" предприняты первые успешные попытки использования эхолотов для обнаружения косяков рыбы.
Первый рейс "Персея" возглавил И.И.Месяцев, всего под его руководством проведено 30 морских экспедиций. Неоднократно начальниками рейсов становились Л.А.Зенкевич, Б.К.Флёров и другие видные ученые. В течение нескольких лет экспедициями руководил автор книги "Под звездным флагом "Персея" В.А.Васнецов. Долгие годы судном командовал капитан П.И.Бурков.
Последний научный рейс в июне 1941 г. проходил под руководством сотрудника ПИНРО, специалиста в области подводной техники О.Н.Киселева.
Иная информация исторического плана. С начала Великой Отечественной войны "Персей" перешел в военное ведомство. При перевозке боеприпасов и снабжения в зону боевых действий на полуостров Рыбачий он был потоплен немецкой авиацией у берега в губе Эйна Мотовского залива (10 июля 1941 г.)
Т.есть использовался как транспорт (не вооружен.) видимо поэтому не попал к С.С.Б.
На немецком ресурсе на момент гибели указан как" фрахтер" . http://www.schiffswrackliste.de/BRT%201941.htm
АСМ написал:
#911075
"Тенм над Заполярьем
Абзац имеется . ничего не дающий правда в плане кто и в каком количестве атаковал...
Отредактированно mihapm (22.01.2015 22:22:34)
Скорее всего "штуки" из IV./LG 2.
Вот еще немного о гибели Персея
http://www.ivki.ru/kapustin/rvessels/persey/persey.htm
Отредактированно Mitry (23.01.2015 09:51:09)
Ну вот, вопрос с "Персеем" можно считать закрытым. Огромное спасибо всем, кто принял участие!
Обнаружилась еще одна жертва торпедных катеров СФ
http://warsailors.com/forum/read.php?1, … #msg-61328
Конкретно голландский ТХ Capadose (1925/135 брт), потопленный в бою с КОН La 136 Ki поздно вечером 11.10.1944. Оказывается конвой потерял не только своего лидера - ТЩ М-303, но и прибившийся к нему каботажник. Вот что написал Э. Шельд об этом бое:
CAPADOSE was lost 11.10.1944, and the loss is mentioned in KTB 3. Marinebordflakabteilung (the German guards that sailed with her). They claims she was torpedoed by a Soviet MTB off Ekkerøy at 19:08. They fired 450 rounds MG ammunition against the MTB with the ships 2 MGs. None of the soldiers were killed, but nothing is mentioned about the Dutch civilian crew.
Some more detilas about her is in KTB Seetransportchef Norwegen in 1944. She arrived Oslo in April 1944 as a replacement for the Dutch DS NICO HOOS, that was worn out. She left Oslo for Kirkenes in July 1944 (she was probably still in Oslo 22.7.1944).
Повторилась история с другим голландским каботажником, которого Шабалин утопил в конце ЕМНИП 1942. Тоже самовольно прибился к конвою, так, что его никто не видел, и получил свое.
Располагает кто либо информацией о количестве судов транспортного торгового и рыболовного флота Германии до ВОВ и после войны.
igor написал:
#913156
овторилась история с другим голландским каботажником, которого Шабалин утопил в конце ЕМНИП 1942.
Судно "Марианна" в бою 22.12.1943 ЕМНИП. Действительно Шабалин.
artur написал:
#913312
Располагает кто либо информацией о количестве судов транспортного торгового и рыболовного флота Германии до ВОВ и после войны
На апрель 1941 г. в германских, голландских, бельгийских и норвежских портах - 719 судов, 2527582 брт (в расчет брали суда более 400 брт). В т.н. "заморских" водах - 220 судов, 1071513 брт. Рыболовных судов "на Родине" - 138 шт., 34529 брт + 11 (4024 брт) в Белом море.
Следующие данные уже на 3.7.41 и подсчет идет немного иначе.
Благодарю igor за информацию. С началом войны в портах Германии были задержаны наши суда, не располагаете ли вы данными о количестве арестованных судов.
Располагаю, но почитав ваш хамский пост ветке про ГУСТЛОФФ всякое желание помогать потерял.
Botik Petra Velikogo написал:
#913123
2Обнаружилась еще одна жертва торпедных катеров СФ
http://warsailors.com/forum/read.php?1, … #msg-61328
Очень люболытно!
А самое интересное, что новый успех ТКА всплыл после неоднократных повторений, что - "судно не иголка, все давно пересчитаны! Максимум, что может всплыть, это какойнить мотобот...."
Это фактически и есть крупный мотобот.
АСМ написал:
#912232
Ну вот, вопрос с "Персеем" можно считать закрытым. Огромное спасибо всем, кто принял участие!
mockingbird написал:
#914479
А самое интересное, что новый успех ТКА всплыл после неоднократных повторений, что - "судно не иголка, все давно пересчитаны! Максимум, что может всплыть, это какойнить мотобот...."
Нет правил без исключений. Железным исключением является массовая эвакуация. Что у нас в 1941 г., что у немцев в 1944-1945 гг. возникали обстоятельства, при которых уследить за всеми даже более-менее крупными плавсредствами не удавалось.
Последний пример из свежего: оказывается, что в природе нет никаких немецких документов по поводу затопления кораблей и судов 25.8.1944 г. при оставлении Констанцы. Оно осуществлялось не только без приказа сверху, но и в прямое нарушение указаний Гитлера - оборонять Констанцу любой ценой от русских и румын, захватить все корабли румынских ВМС в порту. Поэтому вся информация в справочнике Гренера, где в качестве обстоятельств гибели указано затопление в районе Констанцы, как минимум нуждается в перепроверке. В частности в 7-м томе говорится, что там был затоплены корпуса КТ-27, 28, а корпус КТ-34 затоплен у Калиакры. Фактически же корпуса КТ-27 и КТ-34 были захвачены американцами в Линце, а КТ-28 должен был быть захвачен КА в Будапеште (ушел туда на достройку 30 мая 1944 г. из Галаца).
Но все это, конечно, не повод не пользоваться справочниками и документами. Просто нужно иметь в виду, что бывают обстоятельства, когда одни документы могут сильно противоречить другим.
igor написал:
#914516
Это фактически и есть крупный мотобот.
Как правило, "крупные мотоботы"
немецкими зенитками с немецкими же расчетами не оснащались. Не такой уж простой кораблик, был этот CAPADOSE.
mockingbird написал:
#915471
Как правило, "крупные мотоботы"
немецкими зенитками с немецкими же расчетами не оснащались. Не такой уж простой кораблик, был этот CAPADOSE.
Фактически это небольшой теплоход для каботажных перевозок. Немцы широко применяли подобные плавсредства вблизи линии фронта, где они плавали не привлекая лишнего внимания наших летчиков и подводников. Например в Ирбенском проливе в июле - сентябре 1941 г., на линии Киркенес - Петсамо и между Севастополем и Керчью в 1943 г.
mockingbird написал:
#915471
Как правило, "крупные мотоботы"
немецкими зенитками с немецкими же расчетами не оснащались.
А откуда мы знаем, что там стояло? Может MG 34. Такое и на некрупный мотобот можно поставить. Фактически это то, что у нас называли парусно-моторной шхуной, парусник с дизелем. Длина 30 м, ширина 5...
ПС: ну вот, узнал, вооружение сабжа - 2 пулемета.
Отредактированно igor (01.02.2015 19:10:48)