Вы не зашли.
Страниц: 1 2
LNick написал:
Оригинальное сообщение #325786
Добрый день, уважаемые форумчане! Два поста, мнения практически одинаковые на ПК-120
Постараюсь объяснить максимально доходчиво:
1. С началом войны все пограничные подразделения на западных театрах перешли в подчинение НКО и НК ВМФ. Применительно к ЧОПСам - они стали дивизионами сторожевых катеров ЧФ. Никаких собственных пограничных сил на советско-германском фронте ни на суше, ни на море НКВД не имело.
2. Перенумерация этих катеров в соответствии с принятыми в ВМФ стандартами затянулась до конца 1941 г.
3. Несмотря на это в текущих документах флота (оперсводакх, донесениях и т.д.) пограничным катерам часто присваивались вместо аббревиатуры ПК аббревиатура СКА.
4. Пока катера переименовывались по флотским стандартам часть из них успела погибнуть. Этот факт, тем не менее, не стал поводом к тому, чтобы переименования по некоторым из них не происходили посмертно. Тому виной затяжка учета. Например, ПК-120 погиб в октябре 41-го, лишь 30.1.1942 был написан рапорт на его исключение и лишь 8.3.1942 состоялся приказ об исключении. Все это я уже писал.
5. При составлении справочников потерь иногда пользовались оперсводками (в этом случае ПК-120 мог называться СКА-120), а иногда отчетными материалами штаба или приказами на исключение из состава флота - тогда пользовались последним присвоенным номером, даже если катер под ним никогда не плавал (в этом случае ПК-120 будет именоваться СКА №045).
6. Составители перечней после войны не углублялись в персональный учет всех хитросплетений переименований. Они шли по приказам командующего флотом и тупо их воспроизводили. Поскольку в приказе КЧФ о включении пограничных катеров они не перечислялись, то и в перечень они не попали.
LNick написал:
Оригинальное сообщение #325786
30 октября 1941 года Ак-Мечеть также бомбили и от разрыва авиабомбы затонул катер, кажется №20, еще уточню. Вот этот катер может быть и проходил по донесениям, как выбросившийся на берег 30.10.41 "в Евпатории?" с координатами Ак-Мечети, о более позднем бое 31.10.41 может быть и докладывать некому было. На этом катере погиб один моряк- старшина 2 ст Калинин Борис Федорович. О его гибели Командир Первого Черноморского отряда пограничных судов капитан 3 ранга Кузнецов и комиссар части батальонный комиссар Павлов писали в "похоронке": " Калинин Борис Федорович в бою за Социалистическую Отечество, верный военной присяге, проявив геройство и мужество погиб 30 октября 1941г". Вот этот катер, я могу согласится, подходит к названию "ПК"
На момент начала войны в 1 ЧОПСе не было катера с названием сродни "20". Как тут уже рассматривали, фантазия тех времён по части самоназваний плавсредств пестрила разнообразием, посему "20" скорее всего тот же ПК-120 - который действительно был передан в состав ЧФ. Тем более, что А.М. Кузнецов командовал 1 ЧОПСом, куда входил данный катер, а после создания 5 ДСКА (куда вошла половина плавсредств 1 ЧОПСа) стал его командиром. Поэтому не удивительно, что даже на осень 1941 г. он фигурирует по бумагам как командир 1 ЧОПСа (кода погранцы уже организационно были в составе ЧФ), когда речь зашла о гибели бойца именно его предвоенного соединения
Мой дед воевал на этом катере,Гончаров Илья Емельянович, 1912 г.р. Действительно катер погиб вместе с экипажем под Новороссийском 08.04.1943 г. Место первичной дислокации г.Скадовск,затем Донузлав,Севастополь,Туапсе.Бывали случаи,когда удавалось спасти экипаж с горящего катера,тогда людьми усиливали экипажи соседних по дивизиону катеров.Номер катера оставался при дивизионе,при прибытии новых катеров им давался номер выбывшего. Отсюда такая чехарда в нумерации катеров.
Отредактированно Гончаров Илья (06.05.2012 01:33:39)
Гончаров Илья написал:
#524822
Мой дед воевал на этом катере,Гончаров Илья Емельянович, 1912 г.р. Действительно катер погиб вместе с экипажем под Новороссийском 08.04.1943 г. Место первичной дислокации г.Скадовск,затем Донузлав,Севастополь,Туапсе.Бывали случаи,когда удавалось спасти экипаж с горящего катера,тогда людьми усиливали экипажи соседних по дивизиону катеров.Номер катера оставался при дивизионе,при прибытии новых катеров им давался номер выбывшего. Отсюда такая чехарда в нумерации катеров.
Прадед моего мужа тоже воевал на этом катере
Кавуненко Михаил Андреевич
До мужа не дошло сведений от родственников о нем, вот только что нашли в интернете
Сохранилось много писем его жене.
Последнее письмо от него было написано 07.04.1943г.
Последнее место службы ЧФ, Туапсинская ВМБ 5 ДСК СК-045
Воинское звание гл. старшина
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 08.04.1943
СКА-045 (П) + 8.04.43 у Мысхако потоплен арт. огнем герм. ТКА.
Отредактированно Ирина (09.05.2015 19:19:45)
Ирина написал:
#949317
Прадед моего мужа тоже воевал на этом катере
Кавуненко Михаил Андреевич
Последнее место службы ЧФ, Туапсинская ВМБ 5 ДСК СК-045
Воинское звание гл. старшина
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 08.04.1943
Ирина, это уже был другой катер.
Вместо погибшего ПК-120 номер СКА № 045 получил катер постройки 1942 года (заложен на московской судоверфи, достроен в Астрахани, затем по железной дороге доставлен в Поти).
В ночь на 8 апреля 1943 года этот катер, вышедший из Туапсе в дозор, бесследно пропал. В 03.05 СКА № 045 донес, что у него вышло из строя рулевое управление, а на дальнейшие запросы больше не ответил. Предположительно, катер погиб со всем экипажем от подрыва на мине, поскольку 8 апреля было умеренное волнение 5 баллов, а дальнейшие его поиски результата не дали, пока 17 апреля он не был признан погибшим. Кроме того, 8 апреля в 04.01 дозорный СКА № 0105 и береговые посты в Джубге и на м. Агрия наблюдали в предполагаемом месте гибели малого охотника взрыв большой силы, а по имеющимся данным вражеские подводные лодки в этом районе никого не атаковали.
Отредактированно vas63 (09.05.2015 17:53:35)
Между 5 и 14 апреля 1943 г. "шнелльботы" у наших берегов не появлялись.
Страниц: 1 2