Вы не зашли.
Для человека, который в теме глубоко не копал, книга наверняка покажется отличной. Я не удивлен.
Игорь, мне кажется, что негативное отношение к автору книги вы переносите на книгу.
В данный момент про советскую морскую авиацию (кроме МТА, само собой) почитать просто нечего. Пикировщики, штурмовики, разведчики, истребители, про них, кроме редких мемуаров (на ум кроме Голубева ничего не приходит), нет совершенно ничего. Теперь по северным штурмовикам есть книга. Да, не без недостатков, да, совсем без немецкого взгляда, но основанная на документах, достаточно подробная и более-менее хорошо изданная. Я понимаю, что у Вас огромный пласт информации по немцам, и вы видите, как автор книги недоработал, но теперь у всех нас есть книга, пусть и не закрывающая тему (как МТА уважаемого Мирослава Эдуардовича), но ставящая первую веху в истории северных штурмовиков.
igor написал:
#950270
Для человека, который в теме глубоко не копал, книга наверняка покажется отличной. Я не удивлен.
Игорь, я так понял из вашего поста, что Вы человек глубоко погруженный в тему. К сожалению насколько глубоко, я не представляю, так как вашего ничего не читал. или же читал, но просто не знаю, что это Вы.
Поэтому давайте просто разберем книгу и вашу критику, во всяком случае то, с чем я ознакомился по вашей ссылке и что вы уже написали в этой ветке. Но, отмечу сразу, я никак не могу согласиться с тем, что автор книги про 46 ШАП совершенно не использовал немецкие документы. У меня такого впечатления не сложилось.
Более того, эти документы указаны в списке литературы и цитаты из них есть в книге в большом количестве. Так что, немецкий взгляд в книге присутствует. Причем, как мне кажется, на вполне удовлетворительном уровне.
Отредактированно АСВ46 (13.05.2015 15:52:16)
АСВ46 написал:
#950376
Поэтому давайте просто разберем книгу и вашу критику,
Зачем разбирать чью-то критику? Каждый имеет право на свое собственное мнение и не обязан за него отчитываться. Игорь свое мнение высказал, а показалось ли оно кому-то объективным или субъективным, правильным или не правильным - суть личных симпатий и вкусов каждого.
И вообще, на мой взгляд, чрезмерно активный обмен мнениями, критика и контркритика на форумах попросту похищает время на проведение самостоятельных исследований. Вот хочется вам прочитать хорошую книгу по морской штурмовой авиации - так возьмите и напишите, а при редактировании прочитаете
minm написал:
#950321
В данный момент про советскую морскую авиацию (кроме МТА, само собой) почитать просто нечего. Пикировщики, штурмовики, разведчики, истребители, про них, кроме редких мемуаров (на ум кроме Голубева ничего не приходит), нет совершенно ничего.
Ну "совершенно ничего" - это вы все-таки хватили лишку)) По ВВС КБФ есть еще "Гвардейцы Балтики крылатой" Цапова, Конева и Мясникова (тоже без "немецкого взгляда", но вполне себе на основе документов ЦВМА), по ВВС СФ многое можно почерпнуть из работ Ю.Рыбина (причем у него с тем самым "взглядом" как раз все ОК), Действия ВВС ЧФ при обороне Севастополя довольно подробно затронуты в книге М.Морозова. Другое дело, что этого катастрофически мало (как и в целом добротной литературы, а не поделок в стиле "известных авторов", по истории советской авиации в ВОВ), но "совсем ничего" тоже нельзя сказать, ИМХО.
Ув. Мирослав Эдуардович!
Я отчасти с вами согласен конечно, но и все же, если вы считаете, что критика написанная Игорем это просто ничем не подтвержденное мнение, а как захотелось, так и написал, то действительно обсуждать нечего. Но тогда нужно прямо признать, что это не критика, а как это принято сейчас называть, безпонтовый наезд.
Если же это все же продуманная и подтвержденная фактами критика, то ее нужно проанализировать, так как очень хочется разобраться в вопросе, а не просто прочитать то, что кто-то написал.
Отредактированно АСВ46 (13.05.2015 17:17:46)
АСВ46 написал:
#950420
если вы считаете, что критика написанная Игорем это просто ничем не подтвержденное мнение,
Где в моем посте было написано "ничем не подтвержденное"?
АСВ46 написал:
#950420
Если же это все же продуманная и подтвержденная фактами критика, то ее нужно проанализировать
Этого права Вас никто не лишал. Проанализируйте ее и выскажите свое субъективное мнение.
minm написал:
#950321
Игорь, мне кажется, что негативное отношение к автору книги вы переносите на книгу.
Я об этом честно предупредил в самом начале поста в ЖЖ.
minm написал:
#950321
но основанная на документах, достаточно подробная и более-менее хорошо изданная
Хорошо-то хорошо, но почему нет схем атак? Почему практически нет фоток самолетов?
Я больше скажу - Скробач даже как минимум одну атаку 46 ШАП в 1943 г. просто пропустил.
Так что увы, даже с советской стороной не все хорошо.
АСВ46 написал:
#950376
Игорь, я так понял из вашего поста, что Вы человек глубоко погруженный в тему. К сожалению насколько глубоко, я не представляю, так как вашего ничего не читал. или же читал, но просто не знаю, что это Вы
В одной из последних Арс-Кол моя статья про гибель двух немецких пароходов в конце ноября 1942 г. у Рыбачьего. Вместе со Скробачем я писал книгу про немецкие конвои и их атаки в 1944 г. возможно, у вас нет возможности это почитать, но вы могли бы сходить по ссылке под моим аватаром ЖЖ и там прочесть выложенные мной описания нашей борьбы с немецкими конвоями на участке Киркенес - Петсамо в 1941-42 гг. Объем там достаточный, чтобы оценить, глубоко ли я в теме или просто похвастался для красного словца.
АСВ46 написал:
#950376
Но, отмечу сразу, я никак не могу согласиться с тем, что автор книги про 46 ШАП совершенно не использовал немецкие документы. У меня такого впечатления не сложилось.
А вы сколько немецких документов прочитали?
Из имевшегося с списке источников ролика с документами Морского командира Киркенеса в тексте книги ЕМНИП есть 1 (одно) использование на весь год. Фактически использован только КТВ Адмирала Полярного побережья и немного документы XIX ГЕК (хотя последнее обстоятельство обусловлено тем, что 46 ШАП в 1943 г. очень мало работал по сухопутью).
Т.к. Адмирал ПП - высшая инстанция, мелкие события типа атак самолетов там рассмотрены вскользь и иногда описаны с ошибками. В результате часто не хватает важных подробностей и делаются неверные выводы.
АСВ46 написал:
#950376
Поэтому давайте просто разберем книгу и вашу критику, во всяком случае то, с чем я ознакомился по вашей ссылке и что вы уже написали в этой ветке.
Что вы понимаете под разбором? Подробно обсосать все ошибки автора? К сожалению, не могу на это пойти, т.к. он уже прямо заявил, что все поправки с радостью внесет в текст второго издания. Я таким образом работать на него не хочу.
Хотя, можно дать пару примеров. На стр. 54 описывается "дальний восточный" конвой (у немцев, кстати, не было такого определения как "дальний", его мы сами с АС придумали, когда писали книгу). В тексте состав конвоя описывается "согласно КТВ 12-й флотилии ОПЛ". Но такого документа нет в списке источников. Зачем упомянут?
Состав дан неверно, и самое неправильное, как насмешка, это как раз число охотников, т.к. упомянутых UJ.1208/07/14 не было, они остались позади, бороться с советской подлодкой, атаковавшей конвой. Зато была другая группа - UJ.1206/12. Точный состав конвоя на момент атаки штурмовиков дан в КТВ охранявшей его 61-й флотилии СКР. Там же есть подробности атаки, повреждения, нанесенные XXIV MAGGIO. Можно даже определить из схемы атаки, какой именно самолет попал! Даже фотка итальянского парохода подписана невнятно как-то. Как будто он стал PENNYWORTH после XXIV MAGGIO, а не наоборот, как было на самом деле.
Вообще сам случай повреждения парохода рассмотрен с большими ошибками как раз из-за того, что не были использованы документы низовых инстанций. Скробач пишет, будто судно повреждено ППО. На самом деле немцы дают попадание "бомбы мелкого калибра" - т.е. скорее всего РС. Именно из-за этих повреждений у итальянского парохода были потом проблемы с рулем при входе в Бек-фьорд, а у АС написано, будто управление отказало как-то само по себе. По поводу сбитых наших самолетов Скробач написал, что немцы, мол, никаких заявок на них не дают, значит сбили их зенитки. Между тем, в КТВ Морского командира Киркенеса, который есть в списке источников, написано, что ягеры сделали как раз две заявки. Вот такое вот пользование немецкими документами.
Затем не раз еще проблемы с истинным составом конвоев на момент атак. Дается зачастую такой, каким он вышел, и не учитываются дополнения или уходы.
Еще совершенно безобразно обстоит дело с названиями и именами, хотя это проблема не только Скробача. Ладно там Уленхорст у него Ухленхорст, но как ухитриться вместо СИВАС написать СИВАШ? Гёме обозвать Гаихме??
Игорь, почему нет фото самолетов? Смотрю иллюстрации, самолеты там есть. Может вы их просто не заметили?
Фото машин полка есть на страницах: 45,61,65, 73 (целая линейка машин), 167, 181 (фото снаряжения Ил-2 для боевого вылета, там дваже оружейник один опознан), 211 и 213 (современные фото подъема Ила Скопинцева). В конце концов, это не иллюстрированная энциклопедия авиации или штурмовика Ил-2. Такие книжки обычно выпускаются вообще без картинок, но не думал, что они теряют от этого в качестве источника информации. А чем Вам «Рама» не понравилась? Подпись на стр. 201 (прямо под этим самым фото) волне объясняет зачем она там появилась.
"Немецкий ближний разведчик Fw.189A-2 из 1.(H)32. (лето-осень 1943 г). Место (предположительно) – аэродром Луостари. Именно такой «Фоккер» и был выведен из строя группой штурмовиков капитана Васильева из состава 17-го гвардейского ШАП 7-й ВА утром 25 ноября 1943 г."
Отредактированно АСВ46 (19.05.2015 23:06:59)
igor написал:
#950461
Из имевшегося с списке источников ролика с документами Морского командира Киркенеса в тексте книги ЕМНИП есть 1 (одно) использование на весь год. Фактически использован только КТВ Адмирала Полярного побережья и немного документы XIX ГЕК (хотя последнее обстоятельство обусловлено тем, что 46 ШАП в 1943 г. очень мало работал по сухопутью).
Вот видите, вы сами признаете, что целых три КТВ немцев в книге использовались. Так, что не совсем понятно почему вы утверждаете, что использованы документы только одной стороны.
igor написал:
#950461
Т.к. Адмирал ПП - высшая инстанция, мелкие события типа атак самолетов там рассмотрены вскользь и иногда описаны с ошибками. В результате часто не хватает важных подробностей и делаются неверные выводы.
А на каком основании Вы решили, что высшая инстанция ошибалась, а рапорта нижней инстанции содержат всю правду. Вы можете привести доказательства своей точки зрения?
Пока о неверных выводах Вы только сказали, даже не потрудившись привести хотя бы один пример, и судить об правоте ваших слов очень сложно. Так можно написать, что автор вообще писал о встрече с инопланетянами, а кто не верит, тот просто не в теме.
АСВ46 написал:
#952135
Фото машин полка есть на страницах: 45,61,65, 73 (целая линейка машин), 167, 181
Все перечисленные фото - это фото людей, в которых на заднем плане видны разные кусочки самолетов. Немецкий самолет во всей красе, он главный герой фотки. Фото, где главным героем был бы Ил-2, в книге нет. Я свое мнение никому не навязываю, но мне это кажется неправильным. Не было фоток илов 46 полка - поставили бы хоть одну или лучше пару фоток других Ил-2. Нет - не ставить и раму. Тем более, что:
АСВ46 написал:
#952135
Подпись на стр. 201 (прямо под этим самым фото) волне объясняет зачем она там появилась.
Т.е. поставлено фото "рамы", которую возможно (а не точно) повредили армейские летчики. Если бы книга была про 17 ГШАП 7 ВА, еще куда не шло. Но тут совсем другой полк. Лично мое мнение - фотка неуместна.
АСВ46 написал:
#952199
Вот видите, вы сами признаете, что целых три КТВ немцев в книге использовались. Так, что не совсем понятно почему вы утверждаете, что использованы документы только одной стороны.
Где??? Не надо приписывать мне то, чего я не писал.
АСВ46 написал:
#952200
А на каком основании Вы решили, что высшая инстанция ошибалась, а рапорта нижней инстанции содержат всю правду. Вы можете привести доказательства своей точки зрения?
Вася, Петя и Гриша поехали на рыбалку, потом рассказали про нее Саше, а он пересказал вам. Затем вы поговорили с Васей, Петей и Гришей лично, и их рассказ в некоторых деталях отличался от того, что сказал вам Саша, плюс добавилось множество мелких подробностях, о которых Саша не знал, т.к. сам не присутствовал на событии, либо решил в пересказе их опустить. Кому вы больше будете доверять - Саше или трем рыбакам?
Если вас не убеждает моя логика, мне нечего добавить.
АСВ46 написал:
#952200
Пока о неверных выводах Вы только сказали, даже не потрудившись привести хотя бы один пример
Т.е. многабукав в посте №58 вы не осилили. Понятно, на этом разбор примеров закончим за полной бессмысленностью.
igor написал:
#952235
.е. многабукав в посте №58 вы не осилили. Понятно, на этом разбор примеров закончим за полной бессмысленностью
Игорь, а чего Вы так нервничаете? Разве я Вас оскорблял или написал что-то кромольное? На все сразу у меня просто не хватает времени, на работе говорят, что необходимо работатть, а не в компьютере письма писать. Поэтому наберитесь терпения всему свое время
igor написал:
#952235
Вася, Петя и Гриша поехали на рыбалку, потом рассказали про нее Саше, а он пересказал вам. Затем вы поговорили с Васей, Петей и Гришей лично, и их рассказ в некоторых деталях отличался от того, что сказал вам Саша, плюс добавилось множество мелких подробностях, о которых Саша не знал, т.к. сам не присутствовал на событии, либо решил в пересказе их опустить. Кому вы больше будете доверять - Саше или трем рыбакам?
Если вас не убеждает моя логика, мне нечего добавить.
Вроде бы логично, кто же может знать лучше, чем участник событий. Но сразу вспоминается общеизветная призказка - врет как очевидец. В этом отношении очень показательный момент есть в фильме "Битва за Британию" (может быть видели). Там прилетевшие из боя пилоты докладывают командиру полка о своих успехах. Один лейтенант рассказывает, что он сбил "Хенкель" с желтыми полосами на фезюляже, наверно командира эскадрилии. На что ему полковник так спокойно говорит - Хорошо, Вы уже восьмой, кто на него притендует.
Потом ситуация там совсем не с той рыбалки, которая видится Вам. Там директор рыболовного колхоза спрашивает Сашу, Петю и Васю, почему они сорвали план по вылову рыбы. И естественным образом Вася, Петя и Саша в письменном виде объясняют, как они мужественно бились, как жизни на алтарь победы положили, и почему рыба все равно не ловилась. Естественно там множество подробностей и т.п. подтянутые под поставленную задачу оправдаться. Как Вам такая логика. Тем болеее считать немцев полными идиотами, что они не проверяли полученную информацию от низшего звена я бы не стал. Что-то естественно выбрасывали, особенно показывающего с невыгодной стороны вышее командование, а что-то наоборот из откровенной брехни подчиненных. Как и в любой жесткой системе господа высшие начальники старались спихнуть свою вину на исполнителей, а исполнители на неприодалимые обстоятельства. Поэтому однозначно утверждать, что в рапортах низшей инстанции скрыта вся правда все же не стоит. А то мне это очень напоминает ситуациюк мультфильме про поросенка Фунтика - Хозяйка, пули свистели над головой -А сапоги у вас не свистели....
Отредактированно АСВ46 (21.05.2015 00:10:04)
igor написал:
#952235
Где??? Не надо приписывать мне то, чего я не писал.
Вы тогда все же определитесь использовал автор немецкие документы или использовал только наши. Если использовал, но не те которые Вам лично нравятся - это одна постановка вопроса. Если не использовал совсем, как Вы написали, значить их не должно присутствовать совсем. А если там на них есть ссылки и их периодически цитируют, значить они там есть.
А насчет какие из них верные, думаю Вам даже немцы сейчас уже не скажут. Тут дилема достаточно простая - или мы верим немецким документам или нет. А обращаться с документами, как Винокур в известной сценке - Тут играем, а тут рыбу заворачивали - на мой взгляд не стоит. Или тогда должно быть подтвержденное фактами опровержение данных документов.
Я не продвинутый специалист, как Вы себя позиционируете, поэтому и пытаюсь разобраться в этих вопросах. Спрашиваю у Вас почему так, а не по другому, а Вы мне про рыбалку рассказываете, а потом пишите, что Вы в критике книги описали свои впечатления. Может быть я их полностью разделю с Вами, после того как пойму почему именно у Вас они сложились именно такими, но пока Вы все рассказываете, как-то очень иносказательно
Отредактированно АСВ46 (21.05.2015 00:27:42)
igor написал:
#952235
Т.е. поставлено фото "рамы", которую возможно (а не точно) повредили армейские летчики. Если бы книга была про 17 ГШАП 7 ВА, еще куда не шло. Но тут совсем другой полк. Лично мое мнение - фотка неуместна.
В книге написано, что операция 25 ноября 1943 против аэродрома Луостари была совместная (участвовали два полка - армейский 17-й ГШАП и морской 46-й ШАП) и если на Ваш взгляд фото неуместное, то тогда какое будут иметь отношение к 46 ШАП фото каких-нибудь левых Ил-2, которые вы советовали вставить в книгу на обзац выше?
Отредактированно АСВ46 (21.05.2015 00:57:31)
igor написал:
#952235
Все перечисленные фото - это фото людей, в которых на заднем плане видны разные кусочки самолетов. Немецкий самолет во всей красе, он главный герой фотки. Фото, где главным героем был бы Ил-2, в книге нет
Игорь, меня в стародавние времена Советсткой власти в школе учили, что сражаются люди, а не самолеты и танки, хотя они очень облегчают получение нужного результата. Вы уж извините меня, но главные герои книги - летчики, стрелки, оружейники и т.д. 46-го ШАП, а совсем не Ил-2.
Могу сказать Вам как поисковик со всей ответственностью, что война не закончена пока не захоронен последний солдат, а не когда в земле не осталось ни одной железки в виде пушки, танка или самолета. А когда герои книг самолеты, они соответственно и называются - "Ил-2", "Як-3", "Ю-87". Вот в них как раз про самолеты и рассказывается, как их проектировали, какие они имели технические характеристики и как конструкторы их добились, как применялись эти самолеты по тактике, на каких фронтах, в каких сражениях. И в них действительно очень редко встречаются фамилии рядовых пилотов, а не супер прославленных асов.
АСВ46 написал:
#952595
Тем болеее считать немцев полными идиотами, что они не проверяли полученную информацию от низшего звена я бы не стал.
Отлично. Как Адмирал Полярного побережья проверял доклады флотилий? Звонил в штаб СФ?
Он физически не мог иметь тех данных, которые ему не дали низшие инстанции. В силу специфики ведения КТВ, полученные снизу данные могли быть искажены или отброшены. И именно поэтому отчеты о боях, взятые у непосредственных участников (несколько, от разных, чтобы сопоставлять и проверять факты) намного лучше, точнее и подробнее того, что есть у инстанции сверху.
АСВ46 написал:
#952594
На все сразу у меня просто не хватает времени,
Заявить, что пример не приведен, у вас времени хватило.
АСВ46 написал:
#952597
Если не использовал совсем, как Вы написали,
Вы не тратьте время, которого у вас нет, на красивые слова, вы укажите точно, где именно я это написал.
АСВ46 написал:
#952600
если на Ваш взгляд фото неуместное, то тогда какое будут иметь отношение к 46 ШАП фото каких-нибудь левых Ил-2, которые вы советовали вставить в книгу на обзац выше
Весьма отдаленное, но гораздо близкое, чем фото немецкого самолета, предположительно поврежденное совсем не теми летчиками, про которых книга.
Про то, что книга не о самолетах, а о людях, мне уже сказал сам автор лично, и я не понимаю, зачем нужно было все это повторять еще раз. Видимо, ради красивых слов.
Я ничего не имею против фотографий людей и того, что книга о людях. Я и сам писал, что книга очень подходит для родных тех людей, которые воевали в 46 ШАП. Весь вопрос в том, что наличие в книге фото Fw.189 и отсутствие фото Ил-2 лично у меня вызывает неприятие.
АСВ46 написал:
#952597
А насчет какие из них верные, думаю Вам даже немцы сейчас уже не скажут.
Документов не бывает верных или не верных. Они просто есть и их следует изучить, сопоставить, проанализировать и проч.
Вашу логику в отношении документов и претензий к ним я перестал понимать. Мне казалось, что если ты имеешь грубо говоря десять документальных отчетов о событии от разных инстанций - это априори лучше, чем один от одной, причем самой высокой из рассматриваемых. Ваши попытки оспорить этот тезис ставят меня в тупик. Видимо нам с вами друг друга не понять и дискуссия бессмысленна.
igor написал:
#952637
Отлично. Как Адмирал Полярного побережья проверял доклады флотилий? Звонил в штаб СФ?
Он физически не мог иметь тех данных, которые ему не дали низшие инстанции. В силу специфики ведения КТВ, полученные снизу данные могли быть искажены или отброшены. И именно поэтому отчеты о боях, взятые у непосредственных участников (несколько, от разных, чтобы сопоставлять и проверять факты) намного лучше, точнее и подробнее того, что есть у инстанции сверху.
Я так думаю, что как в любой армии мира, у него средств проверить доклады командиров флотилий, чуть больше, чем "звонок другу" в штаб СФ. Иначе бывают только заявления для прессы в штабе АТО на территории 404. Может быть там (во флотильных КТВ) факты намного лучше, а вот то, что намного точнее - это еще вопрос. Пока все Ваши доказательства, что они намного точнее напоминают анекдот про Петьку, когда тот съездил в Англию. когда ему карта поперла....
Надеюсь пересказывать его полностью не нужно?
Отредактированно АСВ46 (21.05.2015 16:55:02)
igor написал:
#952637
Заявить, что пример не приведен, у вас времени хватило.
Игорь, а почему Вы так злитесь? Неужели так тяжело привести конкретный пример, где на основе не того донесения сделан неправильный вывод? Где автор книги прочитал немецкий документ и на его основе написал от себя что-то левое, переворачивающее все сног на голову?
igor написал:
#952637
Вы не тратьте время, которого у вас нет, на красивые слова, вы укажите точно, где именно я это написал.
А Вы внимательно прочтите то, что Вы писали в своем ЖЖ. Прочтите, к примеру, свой пост № 43 в этой ветке...Да, под давлением фактов вы начинаете менять позицию, но и все же...
Отредактированно АСВ46 (21.05.2015 16:52:13)
igor написал:
#952637
Весь вопрос в том, что наличие в книге фото Fw.189 и отсутствие фото Ил-2 лично у меня вызывает неприятие.
Странно, почему у Вас таких чувств не вызывает наличие фотографий немецких кораблей и судов и отсутствие кораблей и катеров нашего СФ?
А главное, что к тексту книги это вообще никак не относится.
Отредактированно АСВ46 (21.05.2015 17:08:06)
Борисенко И., Скробач А. Хроника борьбы Северного Флота на коммуникациях противника. Часть первая. Конвои Хаммерфест - Киркенесс 1944 год. — СПб.: "Галлея-Принт", 2011.
Да, когда-то были боевыми товарищами. В небесах мы летали одних...
igor написал:
#952637
Документов не бывает верных или не верных. Они просто есть и их следует изучить, сопоставить, проанализировать и проч.
Вашу логику в отношении документов и претензий к ним я перестал понимать. Мне казалось, что если ты имеешь грубо говоря десять документальных отчетов о событии от разных инстанций - это априори лучше, чем один от одной, причем самой высокой из рассматриваемых. Ваши попытки оспорить этот тезис ставят меня в тупик. Видимо нам с вами друг друга не понять и дискуссия бессмысленна
А вот это самый интересный момент. Действительно документы нужно изучать, сопоставлять и т.д. Полностью с Вами согласен. Однако опять возникает одно но - у Вас, судя по вашим же постам, нет десяти независимых документов об одном и том же событии для сравнения. Есть журнал Полярного адмирала и журнал флотилии. И из этих двух документов Вы пытаетесь выбрать один, которому Вы считаете нужно верить больше. Хотя даже по теории вероятности тут 50% на 50%, даже если откинуть все остальные соображения. И я не собираюсь оспаривать однозначный тезис. Если бы все было бы так просто, то Ваша аргументация была бы совсем иной (вот описание события из КТВ Полярного адмирала, вот как это описано в журнале флотилии, вот как это описано с поста наблюдения, а вот как это описано в донесении зенитной батареи - сравните и сделайте вывод у кого информация точнее), а не рассказывали бы про рыбалку и т.п.
И пока Ваше настойчивое желание уклониться от дискуссии только подтверждает слабость ваших аргументов, хотя Вы продвинутый историк, погруженный в тему, а я простой читатель, пытающийся прояснить для себя ряд вопросов. Вы меня извините, но вроде бы здесь мальчиков детсадовского возраста нет, которые прилюдно напакостили в общей песочнице, а потом старательно обходят это место, чтобы на них случайно не подумали.
Бирсерг написал:
#952747
Борисенко И., Скробач А. Хроника борьбы Северного Флота на коммуникациях противника. Часть первая. Конвои Хаммерфест - Киркенесс 1944 год. — СПб.: "Галлея-Принт", 2011.
Да, когда-то были боевыми товарищами. В небесах мы летали одних...
Спасибо, я это уже понял. Может быть Вы проясните из-за чего они стали такими неприменимыми врагами?
АСВ46 написал:
#952738
Может быть там (во флотильных КТВ) факты намного лучше, а вот то, что намного точнее - это еще вопрос.
И для меня предпочтительность флотильных КТВ кратким записям в КТВ вышестоящих инстанций несомненна. Во-первых, в КТВ больших штабов указывается только результат боя, но нет никакой информации о его ходе, что необходимо лично мне как автору, чтобы разобрать и описать этот бой. Во-вторых, не всегда, но во многих случаях в записях вышестоящего штаба указывается не фактическое время боя, а время получения сообщения от флотилии о нем. В результате мы получаем несовпадение по времени с документами советской стороны, что не дает 100% уверенности, что речь разными сторонами ведется об одном и том же событии. В качестве примера могу привести следующее: финны на протяжении почти 70 лет после войны считали, что уже утром 22 июня бомбардировщики КБФ произвели серию налетов на корабли и береговые объекты Финляндии. И лишь в 2012 г. исследовав документы низших инстанций, финский историк Я. Аромаа (думаю, его сайт всем известен) доказал, что фактически речь шла об одном и том же налете семерки СБ на финский "прибрежный" флот, о котором разные корабли и береговые посты сообщили в штаб ВМС с разрывом по времени, создав иллюзию серии налетов.
В общем нужно просто понять, что записи в КТВ высших инстанций это сокращенный это доклады низших инстанций, записанные в сокращенном, а иногда и искаженном виде. Поэтому лично для меня вопроса о том, чему отдать предпочтение просто не существует.