Вы не зашли.
Слева направо: мичманъ Заозёрскiй, младший инженер-механикъ Волковъ, младшiй врачъ Щусевъ, мичманъ Генъ, лейтенантъ Никитинъ. Сидит мичман Игнатьев.
Лето 1900, китайская кампания. Из альбома лейтенанта П.Е.Владимирского
Боярин написал:
#958909
Как известно, общественное мнение зиждется не на фактах, а на интерпретации фактов.
René Daveluy La lutte pour l'empire de la mer (les leçons de la guerre russo-japonaise)
А вот такую оценку бою 1 августа дал Николай Лаврентьевич Кладо в статье "Очерки военных действий на море во время Русско-японской войны"// Военные флоты и морская справочная книжка на 1906 г.
Отредактированно Боярин (05.08.2015 20:00:58)
В общем не склалось и крейсера запоздали и ПА эскадра как-то не подошла, хотя задумка то была отменной, если бы во время боя оба отряда соединились. то шанс прогнать японцев был очень и очень разумным. Но.... Господь не дал, как говориться.
Серый крот написал:
#967033
А вот такую оценку бою 1 августа дал Николай Лаврентьевич Кладо
Бой 1 августа это подвиг РЮРИКА, но по действию остальных крейсеров звучат недоумения -- в связи с оставлением РЮРИКА и относительно завышенного числа потерь на ГРОМОБОЕ.
Вот еще немного Кладо (написано до Цусимы):
Кладо, Н. Л. После ухода Второй Эскадры Тихого океана // Кладо, Н. Л. Современная морская война. Морские заметки о русско-японской войне. 2-е изд. СПб. : Типография А. С. Суворина, 1905. 484+38 с. + схемы, чертежи.
«Мне лично пришлось видеть наши крейсеры “Громобой” и “Россия”, когда они вернулись во Владивосток после боя 1 августа. И я был поражен тем, что хотя они непрерывно сражались в продолжение 5 часов с втрое сильнейшим неприятелем, хотя крейсер “Россия” имеет очень слабую броневую защиту... все повреждения их корпусов имели скорее... декоративный характер, производившие сильное впечатление на сторонний глаз, но мало говорившие морскому рассудку.
Действительно, я видел вырванные клочья железных листов из дымовых труб, пронизанные сотнями дыр вентиляторы, жалкие остатки шлюпок, зияющие пробоины в борту, разрушенные кают-компании, офицерские и адмиральские каюты, кое-где следы пожаров во внутренних помещениях – и на вид всё это производило с первого раза грандиозное впечатление.
Но, всмотревшись поближе, я увидел, что серьёзного повреждения собственно нет ни одного.
Нигде не пробита даже сравнительно тонкая броня, которая защищает все жизненные части крейсеров, т.е. их котлы, машины, рули и бомбовые погреба, нет ни одной настоящей подводной пробоины, а имеются лишь надводные и только несколько таких, в которые вода может попадать лишь при значительном волнении..., из 64 котлов на двух крейсерах случайно... повреждены три, свалившимися при разрыве в трубе снаряда осколками, ни один пожар не принял опасных размеров, и самый опасный из них, в носовой крытой части крейсера “Россия”, был потушен в три минуты.
Правда, значительно пострадала артиллерия, в особенности на крейсере “Россия”, но нельзя было не обратить внимания на тот факт, что пострадала только артиллерия, не защищенная броней. Например, на крейсере “Громобой”, на котором главная его артиллерия снабжена броневой защитой, ни одно орудие из этой артиллерии не было выведено из строя...
...Через месяц все повреждения крейсеров были исправлены, даже при небогатых средствах Владивостокского порта...» (С. 426-428)
Отредактированно Леонид (12.07.2015 04:06:49)
Потом напечатаю фрагмент воспоминаний квартирмейстера Степана Трусова - это настоящий анекдот ) Хотя вот даже Иванов-13-й спустя 25 лет начинал путаться в показаниях, что уж говорить про простого матроса!
Леонид написал:
#968865
Потом напечатаю фрагмент воспоминаний квартирмейстера Степана Трусова - это настоящий анекдот ) Хотя вот даже Иванов-13-й спустя 25 лет начинал путаться в показаниях, что уж говорить про простого матроса!
Ну это не удивительно, уже через год события начинают стираться, разве что человек оставил некие подробные записи.
И недаром же у историков пошла присказка "врет как очевидец", поскольку было доказано, что каждый свидетель дает некую свою версию событий с очень сильными субъективными вкраплениями и чем больше прошло времени от события до рассказа, тем больше додумывается деталей.
Леонид написал:
#968865
фрагмент воспоминаний квартирмейстера Степана Трусова
Интересно.
От воспоминаний никто не требует фактической достоверности.
Обещанный рассказ матроса. Степан Ильич Трусов, о котором я рассказывал в одной статье, родился в 1877 г., был призван на флот в 1899 г., учился в Кронштадте в Учебно-минном отряде, назначен на крейсер I ранга "Громобой". Фактически на крейсере он провел только несколько месяцев (июль - октябрь 1902 г.), в остальное время служил во Владивостоке на берегу, радиотелеграфистом. После войны остался жить в городе, куда перевёз семью. В 1940-1950-х гг. написал воспоминания, рукопись которых хранится в военно-историческом музее Тихоокеанского флота. Ниже приводятся несколько фрагментов о действиях Владивостокского отряда крейсеров. Текст дается в авторской редакции, то есть без стилистической, орфографической и пунктуационной правки (всё - как в оригинале). Непосредственно в боях Степан Трусов не участвовал, но, безусловно, может считаться за очевидца - он служил на "Громобое" до войны, во время войны находился во Владивостоке, имел много друзей и знакомых на кораблях, мог общаться с ними после боёв и т.п. Правда - писал 40 лет спустя. Вот что получилось:
Крейсерский отряд начал выходить в море в апреле. Уходя за проливы Лаперуза и Сангарский, и ловили транспорта с снаряжением, идущие из Америки для Японии.
В числе пойманных кораблей попал с ж/д оборудованием океанский транспорт Англии “Шентельгам” и ряд других транспортов – вылавливались в Тихом океане и приводились во Владивостокский порт как военные призы.
В июле месяце нашему крейсерскому отряду пришлось столкнуться с большими силами японских крейсеров и принять неравный бой. С сбитыми трубами и с большими пробоинами возвратились “Громобой” и “Россия”, а “Рюрик” с подбитым рулем не смог уйти и затонул на месте боя.
...Во время боя крейсерского отряда с 7-ю броненосцами и крейсерами японского флота длившегося более 8 часов со слов минеров, на крейсере «Рюрик» был подбит руль с положением «на борт» и, крейсер не смог развить хода и, был неподвижной крутящейся целью для японской дальнобойной артиллерии, а крейсера «Громобой» и Россия имели хороший ход и, весь бой с японскими кораблями вели в порядке маневренном – на полном ходу и, имели успех, хотя и с 40-калиберной артиллерией, а на японских кораблях была 52 калибра и, все-таки – крейсера потопили несколько кораблей японских, но сами вышли из боя, хотя с изрешеченными трубами и большими пробоинами в бортах и, благодаря сохранившегося хода обоих крейсеров – ушли от преследуемой их японской эскадрой, превосходящей в количестве. Крейсер же «Рюрик» и, так имея устарелый ход, но подбитый руль не дал развить «маневренного» хода и, крутясь на месте, погиб – потонул.
Много и команды погибло на крейсерах, но не лишне отметить такой пример; второй минный офицер лейтенант Болотников В-й Ал.; будучи на фок-марсе во время боя, когда снаряд японский взорвался за обшивкой фок-марса и, листы железа завернуло в трубку к мачте, где стоял Болотников; ноги Болотникова оказались в трубке обшивки и он вместе с площадкой марса повис вниз головой, хотя был и жив еще после боя, но освободить его не скоро удалось...
Антенны на обоих кораблях были подвешены над стеньгой грот-мачты и, сохранились во время боя и, связь между обоими кораблями не прекращалась и, в основном, не были в «неведении» – по ходу боя.
Трусов С.И.
Во время войны с Японией: крейсерский отряд в составе 3-х броненосных крейсеров вел оборонительную борьбу с японскими кораблями и, в это же время, вылавливал английские и немецкие транспорта везущие военное снаряжение для воюющей с нами Японии и, в лето 1904-го года крейсерский отряд под командованием к/адмирала Иессен – француз по происхождению – выдержала жесточайший бой у пролива «Лаперуза» – с семью японскими крейсерами и броненосцами и, в этом неравном бою крейсера «Громобой» и «Россия» принесли на себе из 4-х труб до боя – по одной трубе из 4-х, а крейсер «Рюрик» – в начале боя был подбит у «Рюрика» руль, положенный на борт и, он не мог восстановить до положенного ход погиб на месте боя. Крейсера «Громобой» и «Россия» имея хороший ход до 25 узлов, хотя и с изрешеченными бортами и трубами, но все же ушли от преследования японскими крейсерами, но погоню прекратили подходя к Владивостоку. Имея превосходящий ход – крейсера «Громобой» и «Россия» – против японских и, этим сумели два японских броненосца потопили на месте боя, а «Рюрик» не имея хорошего хода, в начале боя был подбит и не мог выиграть свое положение превосходства – ходом и, конечно: японские корабли имея дальнобойную артиллерию 52 калибра и, этим крейсер «Рюрик» не допускали на свой выстрел, т. как на наших крейсерах все орудия были, только 40 калибров, крейсера же «Громобой» и «Россия» имея хороший ход до 28 узлов – боевых и, этим выиграли бой и ушли.
Отредактированно Леонид (13.07.2015 10:57:50)
Очень интересно! Спасибо!
Радиоантенны как раз порвались в мервые минуты боя, без надежды их восстановления, причём, на ГРОМОБОЕ раньше, чем на РОССIИ. Факт радиоперехвата с РЮРИКА также относится к началу боя.
Что же касается цифр, то они -- самое уязвимое место всех воспоминаний.
Государь обошёл палубы и сказал, между прочим, командиру: "У вас хорошо. Я хотел бы пройти с вами!".
Выйдя наверх, Государь пожелал команде счастливого плавания и благополучного возвращения, а нам "Счастливого и мирного плавания".
От нас в 2.35 поехал на ДМИТРIЙ ДОНСКОЙ и около 4 часов, осмотрев АДМИРАЛЪ УШАКОВЪ и ГРОЗЯЩIЙ, сел на АЛЕКСАНДРIЮ и отправился в Питер, поднял сигнал "Государь изъявляет свою благодарность".
Доброго времени суток, друзья.
С недавних пор стал разыскивать информацию о своем земляке Санникове Тимофее, служившем на "Рюрике". Перед поиском знал о нем совсем немного, а именно то, что рассказали родственники: Санников Тимофей родился в с.Чеганда, той же волости, Сарапульского уезда, Вятской губ. Служил на "Рюрике", был в плену. Из-за крупной комплекции тела в плену долгое время ходил в чем попало, так как не могли подобрать одежду нужного размера. Уже будучи дома всегда ревел, когда звучал вальс "На сопках Маньчжурии". Вот и все.
Недавно сделал запрос в РГАВМФ и мне благодушно выслали на него карточку военнопленного. Из данного документа я почерпнул, что Санников Т. был 1876 г.р., служил на "Рюрике" в должности комендора. Попал в плен 14.08.1904 г., интернирован (очевидно направлен в лагерь военнопленных) 24.08.1904 г. В карточке есть также запись "Химези". Я поискал в интернете и нашел, что в японском г.Химедзи бул лагерь для русских военнопленных.
Друзья, после получения карточки на Санникова у меня возникло 3 вопроса:
1) Как "срочник" 28-ми лет мог оказаться на флоте? Ведь согласно Устава 1874 г. призывали в армию и на флот в 21 год, при этом на флоте служили 5 лет. Даже если учесть, что его могли забрать в 22 года, то все равно к началу войны он должен был быть дома. Остался на сверхсрочную или придержали демобилизацию?
2) Правильно ли я истолковал надпись "Interne 24/8/04" как интернирован или направлен в лагерь для военнопленных 24.08.1904 г.?
3) Слово "Химези" означает, что он находился именно в г. Химедзи?
Буду очень признателен, если поможете ответить на вопросы. Если есть у кого-то дополнительная информация о Санникове Тимофее, прошу поделиться.
В качестве дополнения сообщаю, что фотографий с изображением Санникова Т. выявить пока не удалось.
Машкар написал:
#973808
Как "срочник" 28-ми лет мог оказаться на флоте?
Санников Тимофей, комендор, призван из запаса, на крейсере с 09.04.1904 г., здоров (то есть в бою не ранен) (Из Приложения к книге Пахомова "Крейсер 1 ранга "Рюрик"")
Машкар написал:
#973808
1) Как "срочник" 28-ми лет мог оказаться на флоте? Ведь согласно Устава 1874 г. призывали в армию и на флот в 21 год, при этом на флоте служили 5 лет. Даже если учесть, что его могли забрать в 22 года, то все равно к началу войны он должен был быть дома. Остался на сверхсрочную или придержали демобилизацию?
5 лет на флоте служили с 1906 года, а до того действительная была 7 лет, так что всё складывается...
Огромное спасибо за информацию
Друзья, на данном форуме прочел, что оставшиеся в живых с "Рюрика" матросы были награждены ЗОВО. Подскажите, где можно узнать о награждении Санникова Тимофея?
Машкар написал:
#973808
С недавних пор стал разыскивать информацию о своем земляке Санникове Тимофее, служившем на "Рюрике". Перед поиском знал о нем совсем немного, а именно то, что рассказали родственники: Санников Тимофей родился в с.Чеганда
Большое Вам спасибо за дополнения по биографии! Пока добавить могу совсем немногое. Прибыл на крейсер 9 апреля 1904 г. вместе с другими комендорами: Иваном Чернядьевым, Степаном Кузнецовым, Фёдором Чулкиным, Григорием Пантюхиным и Тимофеем Солодянкиным (к счастью, в бою никто из них не был убит). В представлении к награде, написанном лейтенантом К.П.Ивановым 13-м, значится: Не покидал своё орудие, пока орудие не было совсем выведено из действия. Своей молодецкой работой подавал пример и ободрял прислугу. То, что Санников Тимофей содержался в Химедзи позволяет подтвердить первоначальные данные, что ранен не был.
За бой 1 августа награждён Знаком отличия Военного ордена 4 степени №178422.
Послужной формуляр на Т.Санникова пока не найден.
О Тимофее Санникове уважаемым Машкаром опубликована интересная статья "Этих дней не смолкнет слава" на сайте газеты "Прикамская правда" http://prikampravda.ru/?p=1503
Отредактированно Боярин (26.12.2016 17:42:06)
Среди уроженцев Вятской губернии принявших бой на РЮРИКЕ, из Сарапульского уезда был призван также Михаил Васильевич Машковцев, 1877 года рождения. Сигнальщик Машковцев был убит в бою, после Михаила Васильевича осталась жена Наталья Игнатьевна.
Н.Кладо. Действия на море во время войны. СПБ 1906 год.
Отредактированно Strannik4465 (31.07.2015 22:29:30)
В параллельной теме был затронут вопрос о том, как отряд прятался от японских снарядов за бортом РЮРИКА http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=9261&p=5 . Представляется интересным получше осветить этот момент. В рапортах о бое офицеры РОССIИ и ГРОМОБОЯ солидарно пишут, что около 7 часов утра отряд подходил к РЮРИКУ, становясь между ним и японцами». Командир РОССIИ в своём рапорте написал как все, но тут же добавил: «Около 7 часов, обходя кругом РЮРИКЪ…».
Только офицеры РЮРИКА (мичман Шиллинг, лейтенант Иванов 13-й) высказывали недоумение по поводу действительного курса отряда. В помощь свидетельским показаниям, казалось, должны бы выступать карты, благо их сохранилось несколько. Прежде всего это карта из вахтенного журнала РОССIИ. Но… единственное её достоинство, как о том спустя 35 лет поведал один из её авторов, В.Е.Егорьев, это то, что она была составлена сразу же после боя по свежим впечатлениям и записям, вёдшимся офицерами во время боя. Картушки компасов в бою кружились безостановочно, так что ни о какой её достоверности речи быть не может. Согласно этой карте, РЮРИКЪ выполнил злополучный поворот и направился в N-O четверть:
Отредактированно Боярин (01.08.2015 22:18:48)