Вы не зашли.
Уважаемые коллеги! Предлагаю обсудить тему о ремонте "Богатыря" во Владивостоке после известной аварии. Не располагает ли кто - нибудь более менее подробной информацией об этом?
А у Мельникова в Очакове разве нет? Нужно посмотреть. На память - пробоина по 160- й шпангоут. Где-то было фото владивостокского дока, правда. с Дм. Донским внутри.
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #95477
Где-то было фото владивостокского дока, правда. с Дм. Донским внутри.
На navsource есть и с "Богатырем" внутри:
А фото "Дмитрия Донского" есть, но на открытии дока.
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #95477
А у Мельникова в Очакове разве нет? Нужно посмотреть. На память - пробоина по 160- й шпангоут. Где-то было фото владивостокского дока, правда. с Дм. Донским внутри.
Большое спасибо за отклик. К сожалению, насколько я помню, в "Очакове" Мельникова нет упоминаний ни об аварии, ни о ремонте "Богатыря". Крайне скудная информация и в известной "гангутовской" брошюре. Между тем, интересует не столько характер повреждений, сколько общий ход ремонта, в том числе предлагаемые решения по скорейшему вводу корабля в строй.
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #96032
На navsource есть и с "Богатырем" внутри:
Большое спасибо за фото - особенно последнее.
Seescout написал:
Оригинальное сообщение #96807
Большое спасибо за фото - особенно последнее.
Всегда пожалуйста. Чтобы не было смайлика, надо не допускать комбинаций двоеточия и квадратной скобки
Seescout написал:
Оригинальное сообщение #96801
Крайне скудная информация и в известной "гангутовской" брошюре.
Давайте уж выложу, дабы все имели возможность созерцать нужные страницы:
Seescout написал:
Оригинальное сообщение #96801
в "Очакове" Мельникова нет упоминаний ни об аварии
Тогда в Рюрике. Помню же фото - Богатырь на камнях. Будем посмотреть.
Ув. сарычев, там ничего особенного:
Последующие действия отряда были прерваны постановками японцами мин перед Владивостоком в ночь с 15 на 16 апреля, продолжавшейся неорганизованностью траления, а затем аварией крейсера «Богатырь». Она произошла у мыса Брюса в Амурском заливе по пути в залив Посьета, куда К. П. Иессен утром 2 мая вышел для обсуждения с сухопутным командованием вопросов приморской обороны.
В густом тумане крейсер, шедший по настоянию К. П. Иессена недопустимо большой в этих условиях 10-узловой скоростью, плотно сел на прибрежные скалы, свернув на сторону таран. От ударов днищем о камни ряд отсеков был пробит, скалы, войдя внутрь корпусных конструкций, не позволяли сойти на чистую воду. Это можно было сделать лишь после основательной разгрузки корабля. Из-за слабых спасательных средств и опасений, что японцы могут помешать работам, дело затягивалось.
Вблизи места аварии соорудили укрепленный лагерь с полевой артиллерией и орудиями, снятыми с корабля, крейсера охраняли подходы с моря, миноносцы держались в дозоре у выхода. Не раз ложные тревоги заставляли спасателей свертывать работы и уводить баржи и понтоны из залива, а крейсера — выходить в море навстречу ожидаемому противнику. Но и японцам, подавленным катастрофой 1 мая под Порт-Артуром, где на минах один за другим погибли два их броненосца, было, по-видимому не до «Богатыря», который к тому же, как они знали через свою обширную агентуру во Владивостоке, находился почти в безнадежном состоянии. Наконец, в разгаре были массовые перевозки второй японской армии в Корею. Эти обстоятельства вместе с прибытием во Владивосток [168] (путь в Порт-Артур уже был отрезан) нового командующего флотом вице-адмирала Н. И. Скрыдлова и командующего 1-й эскадрой (2-я формировалась на Балтике) флота Тихого океана вице-адмирала П. А. Безобразова заставили русские крейсера оставить охрану «Богатыря» и вернуться к активным действиям на морских путях сообщений.
Мельников Р. М. "«Рюрик» был первым"
Спасибо за участие. А нельзя ли где-нибудь посмотреть перечень повреждений "Богатыря"?
Seescout написал:
Оригинальное сообщение #97530
Спасибо за участие
Еще - у Тараса - в РЯВ на море. И Колоколов - На крейсере Россия. Там дневник - с 02.05.04 по 20.05.04 - только о Богатыре. Еще, ИМХО, Егорьев - до него не добрался, но он есть в Нете. И - 300 лет российского кораблестроения 5 - томник. Где - то видел схему повреждений - пока не нашел. Но - пока не сдаюсь - ищу.
Из Егорьева:
ГЛАВА VII
АВАРИЯ КРЕЙСЕРА «БОГАТЫРЬ»
(Схемы 2 и 3)
Для того чтобы лично ознакомиться с условиями морской обороны Посьетского района и согласования с местным армейским начальником вопроса о минных заграждениях, Иессен 15 мая утром вышел на крейсере «Богатыть» в Амурский залив для дальнейшего перехода по этому заливу в Посьет.
С утра стоял настолько густой туман, что, выходя через боны, недавно установленные в устьевой части бухты Золотой Рог, крейсер чуть не попал на один из них.
В Босфоре Восточном пришлось из-за тумана стать на якорь, и было даже решено возвратиться на рейд, если туман не разойдется к 10 часам.
Но начало рассеивать, и несмотря на протесты командира крейсера, адмирал решил итти дальше. Выходом корабля в Амурский залив Иессен руководил лично, приняв временно командование кораблем.
Обнаружив по выходе, что видимость значительно улучшилась, что ясно видны отдельные острова и горизонт чист, командир согласился на дальнейшее управление кораблем.
Проложив курс на остров Сибирякова, направились в море, идя по середине Амурского залива 15-узловым ходом вдоль западного из двух подводных кабелей, нанесенных и по настоящее время на морские карты.
Однако, туман вскоре опять сгустился. Пришлось снова уменьшить ход до 10 узлов, несмотря на новые протесты командира, считавшего, что ход надо уменьшить до 7 узлов.
Было воскресенье. Время подошло к одиннадцати с половиной часам. По традиции царского флота в воскресные дни адмирал и командир корабля обедали в общей офицерской кают-компании. Размолвка, имевшая место между обоими старшими начальниками, привела к тому, что командир корабля в целях восстановления с адмиралом нормальных отношений, нарушенных размолвкой, не только не отказался от намерения настоять на уменьшении хода, но вместе с ним спустился в кают-компанию. Туман тем временем сгустился; на мостике оставались старший штурман и вахтенный начальник. Крейсер продолжал итти 10-узловой скоростью по счислению.
Имея приказание Иессена изменить курс влево, не доходя на 3 мили до острова Антипенко, старший штурман в исчисленный момент (в 12 ч. 30 м.) спустился в кают-компанию, чтобы испросить разрешения делать поворот.
Получив соответствующее приказание, он только лишь успел добежать назад до мостика и начать поворот влево, как перед носом корабля из тумана выросли высокие обрывы скалистого берега. Был дан «полный назад», но это уже не могло предотвратить катастрофы — крейсер, ударившись тараном о камни, всей своей носовой частью сел на прибрежные скалы.
В момент удара туман был настолько густ, что с половины длины крейсера береговые, находившиеся вплотную у носа утесы вырисовывались сквозь туман в виде силуэта.1
Вслед за посадкой туман значительно поредел, а затем почти вовсе рассеялся.
Крейсер плотно сидел на камнях, поднявшись носом почти на 2 метра. Разломленный по стыку форштевень был резко отворочен влево и открыл зияющую пробоину в таранное отделение. Носовые отсеки начали заполняться водой, но плотно сидящему крейсеру не угрожала пока непосредственная опасность гибели.
Однако, и попытки сойти с камней задним ходом не увенчались успехом. Начали перегрузку угля из носовых угольных ям в корму. Во Владивосток был послан паровой катер с просьбой о немедленной высылке ледокола «Надежный» и присылки к утру одного из крейсеров.
Угрожающим явлением было то, что на утро со стороны моря начало разводить волну, а ветер от юго-восточных румбов, от которых крейсер не был прикрыт островами, начал постепенно свежеть.
Весь день 16 мая, несмотря на усиливающийся ветер, делали всяческие попытки сойти с камней, однако, помощь буксиров ледокола «Надежный» была бесполезной. «Богатырь» продолжал стоять на том же месте.
Крейсер «Россия», пришедший с миноносцами из Владивостока, попытки стащить аварийный корабль с камней в этот день не делал, так как под вечер еще более засвежело. В 20 часов ветер дул с силой 7-8 баллов, а к 23 часам превратился в жестокий 10-балльный шторм.
Стоя «лагом» к ветру, крейсер при каждом размахе получал разрушительные удары о подводные камни. Один за другим от новых и новых повреждений корпуса заполнялись водонепроницаемые отсеки. Положение становилось критическим.
При помощи единственной, спущенной с подветренного борта шлюпки — гребного катера (из остальных шлюпок спустить ни одной было нельзя, вследствие шторма и размахов качки, достигавших 22°) начали своз с корабля экипажа.
Всю ночь перевозили команду на берег, используя относительное затишье, образовавшееся с подветренного правого борта крейсера и защищенное непосредственно тянувшимся от носа далее к юго-западу утесистым мысом Брюса.
В защищенной от ветра с моря бухте Нерпа, составляющей южную часть залива Славянского, высаживались на берег измученные и промокшие люди.
В 6 часов утра крейсер покинули последними — командующий отрядом, командир, старший офицер, трюмный механик корабля и флаг-офицеры командующего. Крейсер остался безлюдным, продолжая испытывать жестокие удары корпуса о камни.
К полудню 17 мая начало стихать. На следующий день на аварийный крейсер часть экипажа возвратилась (трюмный механик и трюмные). Оказалось, что четыре (из девяти) водонепроницаемых отсека корабля были полны водой и корабль ветром и волнением несколько развернуло на камнях носом влево. Нос, сначала поднятый метра на два вверх, с части камней уже соскочил. Ощутительный диферент на корму сменился приблизительно таким же на нос. При опускании носовой части в подводные пробоины (как было позднее выяснено водолазами) проникли вершины подводных скал. Они прочно удерживали корабль от стаскивания его при последующих попытках буксировки.
Было ясно, что самый быстроходный и самый новый из крейсеров владивостокского отряда выведен из строя надолго, если не навсегда.
Место аварии (мыс Брюса) во внешней части Амурского залива, при полном отсутствии в то время береговой обороны ее, было опасно не только в отношении угрозы дальнейшего разрушения корабля волной от господствующих в летнее время юго-восточных ветров, но и в отношении возможных попыток нападения больших кораблей и миноносцев противника.
Замыкающая с юго-восточной стороны устьевую часть залива цепь небольших островов (Циволька, Желтухина, Стенина, Римского-Корсакова и др.), в то время не населенных, оставляла открытым проход (между островами Желтухина и Стенина) шириной около 7 миль, через который свободно проникала волна с моря и через который, а также и через другие более узкие проливы между островами, мог, под покровом ночи, тумана и мглы проникнуть противник.
Последняя опасность должна была считаться безусловно реальной, так как самый факт посадки на камни «Богатыря» вряд ли мог остаться скрытым от японской разведки. 2
Пришлось принимать меры в целях обеспечения аварийного крейсера, если не от волны, то от попыток атак неприятеля.
С 18 мая ежедневно в залив Славянский выходили из Владивостока исправные крейсеры, а миноносцы держались в дозоре у выхода.
«Богатырь» усиленно разгружали, снимали с него носовую артиллерию, якорные цепи, уголь и все прочее, что могло облегчить крейсер.
Из Владивостока перевезли на мыс Брюса полевую артиллерию, там же установили легкую, снятую с корабля.
На мысе Брюса и в соседних бухтах залива Славянского создалась вызванная аварией временная база и вооруженный лагерь.
Ожидание прихода японцев вызывало некоторую нервность. «Услужливое воображение начальников наблюдательных постов, миноносных командиров и других лиц» 3 часто обнаруживало мифические дымы и силуэты кораблей. Сильная атмосферная влажность способствует здесь развитию явления рефракции. 4
Не раз случалось, что фальшивые тревоги вели к спешной эвакуации из залива Славянского транспортов, барж и прочих плавучих средств. Крейсеры снимались с якоря и направлялись к выходу из Амурского залива, дабы прикрывать аварийный крейсер от «мифического» неприятеля.
Особенно напряженно ждали прихода противника 19 мая, полагая вероятным его появление в праздничный, по тому времени, день.
Авария «Богатыря» привела к значительному удлинению и без того затянувшегося периода бездействия Владивостокского отряда.
Не вывели отряд из этого состояния и удачные для русских события под Порт-Артуром, происшедшие в дни 14—17 мая.
Как теперь известно, в эти четыре дня японцы без боя потеряли шесть боевых кораблей (линейные корабли «Ясима», «Xатцузе», крейсер «Иосино», малый крейсер (авизо) «М и я к о», канонерская лодка «Осима» и эскадренный миноносец «Акацуки»). 5
Четыре из них погибли на минах, два прочих («Иосино» и «Осима») — от столкновения с другими японскими же кораблями.
Можно думать, что эти тяжелые, полученные японцами, почти одновременные удары заставили японское командование не отвлекать своих сил от Порт-Артура и этим обеспечили сравнительно бесперебойные работы по спасению крейсера «Богатырь».
Сведения о японских потерях достигли Владивостока в неполном виде. Не все они сразу были зарегистрированы и в Порт-Артуре. Доподлинно было известно о гибели линкора «Xатцузе», взлетевшего на воздух подобно «Петропавловску» на глазах у многих свидетелей. Взрыв мины под «Ясим а» также наблюдался, но броненосец потонул, уже выйдя из сферы наблюдения. Гибель крейсера «Иосино» произошла ночью и осталась неведомой в течение довольно продолжительного времени. О гибели остальных были получены искаженные сведения, не дававшие уверенности в их справедливости.6
Поэтому на принятие новых решений командованием Владивостокского отряда успех под Порт-Артуром не подействовал, тем более, что вести о нем приходили одновременно с печальными новостями о цепи неудач в ходе войны в целом.
Потребовался приезд во Владивосток командующего флотом (Скрыдлова) и командующего первой Тихоокеанской эскадрой (Безобразова), чтобы привести русские крейсеры к отказу от пассивной защиты «Богатыря» и к активизации их боевой деятельности.
1 В первый момент на крейсер считали, что это не мыс Брюса, а остров Антипенко.
2 К. П. Иессен в своих замечаниях в рукописи Щербатова, сделанных в 1910 г., отмечает: «Во Владивостоке к этому времени чрезвычайно развилось дело шпионства со стороны китайцев и корейцев, а может быть и настоящих японцев, выдававших себя за корейцев, от которых их чрезвычайно трудно отличить, в особенности при ношении ими корейской национальной одежды. Было достоверно известно, что Япония предлагала лицам, желавшим принять на себя обязанности шпиона, постоянное содержание, доходившее до 300 рублей в месяц, причем за доставку каждого особо важного и ценного сведения обещались особые экстренные награды. Письма шпионов отправлялись в Корею, вероятно через особо организованную почту. Несколько раз были пойманы китайцы и корейцы с поличным.
Так, например, был случай, что жандарм остановил подозрительное лицо, последнее бросило в грязь какую-то записку, причем жандарм поднял эту записку, оказавшуюся письмом с некоторыми вопросами, на которые требовались ответы. Один из вопросов гласил: «Крепко ли сидит крейсер «Богатырь» и есть ли еще надежда на его спасение?».
«Вероятно, — высказывает предположение Иессен, — ответ был вполне успокоителен и японцы считали крейсер окончательно погибшим».
3 Рукопись Щербатова, л. 69.
4 «Земная рефракция в тихую и солнечную погоду читаем в «Лоции сев.-зап. части Восточного океана»,—действует довольно сильно не только в Амурском заливе и около группы южных островов, но даже и в проливе Босфор Восточный; в последнем, например, мыс Басаргина, с торчащими на нем в виде труб осколками скал, издали бывает виден даже в нескольких изображениях, благодаря которым может быть принят за целый город» (Лоция 1912 г., ч. I, стр. 244).
5 Сверх того, за два дня до описанных событий, в бухте Кэрр погиб на мине японский миноносец «48». Это увеличивает сумму погибших кораблей до семи.
6 Например, торчащую из воды мачту затонувшего близ берега «Мияко» одно время принимали за мачту броненосного крейсера «Асама».
Большое спасибо за информацию. Но где же повреждения и ход ремонта ?
_______________________________
С уважением...
Отредактированно Seescout (09.08.2009 22:39:11)
Seescout написал:
Оригинальное сообщение #103494
Но где же повреждения и ход ремонта
исчем
сарычев написал:
Спасибо. Недавно узнал, что для скорейшего ввода "Богатыря" в строй свой проект восстановления крейсера представлял корабельный инженер Владивостокского порта Величко. Может быть, кто - нибудь знает, в чем заключалась суть этого проекта? А заодно, где бы почитать о самом Величко?
____________________________________________
С уважением, Seescout.
Мельников. Крейсер Богатырь. Гангут, 1995г.
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #108125
Мельников. Крейсер Богатырь. Гангут, 1995г.
Спасибо, посмотрел. Увы, и там ничего, только несколько фраз о частичной модернизации на основании опыта РЯВ. Но Величко тут, похоже, непричем. Одновременно возник еще один вопрос - как крепились 25,4мм углоообразные накладки на торец вертикальной брони боевой рубки и как они защищали от отраженных от грибовидной крыши осколков ? Кто - нибудь видел чертеж?
___________________________________________________________
C уважением...
Seescout написал:
Оригинальное сообщение #109022
Кто - нибудь видел чертеж?
- фото вроде нормально даёт представление как это выглядело...
Отредактированно Борис, Х-Мерлин (18.08.2009 23:42:47)
Seescout написал:
Оригинальное сообщение #107171
Недавно узнал, что для скорейшего ввода "Богатыря" в строй свой проект восстановления крейсера представлял корабельный инженер Владивостокского порта Величко. Может быть, кто - нибудь знает, в чем заключалась суть этого проекта? А заодно, где бы почитать о самом Величко?
Все- таки интересно, откуда Вы это узнали?
Насколько я знаю, инженер с фамилией Величко состоял при штабе Куропаткина. Точнее- Величко Константин Иванович. Разрабатывал укрепления Ляоляна, Инкоу, Ташичау, Хайчекна и т.д. вплоть до Харбина. Во Владивостоке он работал не долго, но, если мне не изменяет память, там есть даже форт, названный его именем. Но какое отношение он имел к "Богатырю"- для меня загадка. Может, был еще один?
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #109082
Все- таки интересно, откуда Вы это узнали?
Насколько я знаю, инженер с фамилией Величко состоял при штабе Куропаткина. Точнее- Величко Константин Иванович. Разрабатывал укрепления Ляоляна, Инкоу, Ташичау, Хайчекна и т.д. вплоть до Харбина. Во Владивостоке он работал не долго, но, если мне не изменяет память, там есть даже форт, названный его именем. Но какое отношение он имел к "Богатырю"- для меня загадка. Может, был еще один?
Упомянутый Вами военный инженер Величко К.И. - скорее всего однофамилец (а, может, и родственник) "разыскиваемого" корабельного инженера (тот имел чин старшего помощника судостроителя) и к "Богатырю" отношения, увы, не имеет. Упоминание о корабельном инженере было в выписке из архивного документа, но никаких подробностей она, к сожалению, не содержит.
______________________________________________
С уважением...
Борис, Х-Мерлин написал:
Оригинальное сообщение #109031
- фото вроде нормально даёт представление как это выглядело...
Большое спасибо. Как я понимаю, к вертикальной броне рубки под визирами приклепывался одной полкой упомянутый Р.М. Мельниковым уголковый профиль и к другой его полке скорее всего крепился горизонтальный броневой козырек. Так ?
Seescout написал:
Оригинальное сообщение #109322
Упомянутый Вами военный инженер Величко К.И. - скорее всего однофамилец (а, может, и родственник) "разыскиваемого" корабельного инженера (тот имел чин старшего помощника судостроителя) и к "Богатырю" отношения, увы, не имеет.
Понятно. Тогда, за этой информацией- прямая дорога в архив
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #109400
Понятно. Тогда, за этой информацией- прямая дорога в архив
Да, Вы правы, будем искать.
______________________________________________
С уважением...
Ув.Seescout (не настаиваю, но, наверное, правильнее SeAscout) обратите внимание на фотографии на сайте - там и про аварию.
Seescout написал:
Спасибо. Недавно узнал, что для скорейшего ввода "Богатыря" в строй свой проект восстановления крейсера представлял корабельный инженер Владивостокского порта Величко. Может быть, кто - нибудь знает, в чем заключалась суть этого проекта? А заодно, где бы почитать о самом Величко?
В приказе командующего флотом в Тихом океане вице-адмирала Скрыдлова от 16 июня 1904 года в числе прочих упоминается старший помощник судостроителя Михаил Величко, награжденный орд. св. Анны 3-й ст. "за особо усиленные и полезные труды, понесенные при работах по снятию с камней крейсера "Богатырь".