Вы не зашли.
Страниц: 1 2
Перенос из "Рандеву".
Никого не интересуют обстоятельства катастрофы "Сокрушительного"?
Noren написал:
Оригинальное сообщение #378091
Никого не интересуют обстоятельства катастрофы "Сокрушительного"?
В чём суть Вашего вопроса?
Noren написал:
Оригинальное сообщение #378196
Могу помочь с этим вопросом в ряде деталей.
Ну так излагайте, всегда рады новой информации.
Список тех ,кого не успели забрать с корабля нужен? В списке -17(в т. ч. 2 офицера) , Ф.И.О.,год рождения,звание, должность.
Вот, есть список.
http://navycollection.narod.ru/ships/Ru … rush2.html
Noren написал:
Оригинальное сообщение #378196
Могу помочь с этим вопросом в ряде деталей.
Интересуют биографии спасшихся офицеров - пока есть только данные командира Курилеха и старпома Рудакова, а по другим офицерам есть данные?
Есть-ли данные по обстановке на ЭМ после аварии - у Шигина описано довольно мрачно: разброд, деморализация, вскрытые провизионки, пьяные, бегство комсостава, а затем, как в пиратские времена, оставшийся экипаж выбирает новых командиров...
Кажется вам может помочь книга В.Е.Звягинцева "В ойна на весах Фемиды : война 1941-1945 гг. в материалах следственных дел".Но у меня ее нет.
Буйный написал:
Оригинальное сообщение #378377
у Шигина описано довольно мрачно: разброд, деморализация, вскрытые провизионки, пьяные, бегство комсостава, а затем, как в пиратские времена, оставшийся экипаж выбирает новых командиров...
деморализация? Разве что у комсостава. Экипаж, за единичными исключениями, вел себя достаточно сдержанно, без паники.
Отредактированно Клипер (22.04.2011 10:32:09)
В списке по ссылке ниже - 36 фамилий из экипажа "Сокрушительного":
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic … 113#p24046
С интересом прочитал статью В.В. Щедролесова в 23-м выпуске «Тайфуна» (пожалел, что не имею его книги о командирах эсминцев СФ, нужно будет поискать) о командире «Сокрушительного» М.А.Курилехе. Мне показалось, что обстоятельства появления его на корабле представлены как-то неправдоподобно. Цитирую: «…В то время на ЭМ «Сокрушительный» (СФ) произошло ЧП. Команда, вышедшая в Полярном на вечернюю прогулку под непосредственным командованием командира корабля капитан-лейтенанта Нелюбова, отказалась петь строевую песню. Из этого случая политработники раздули «дело», командира отстранили от должности и начали подыскивать на корабль строгого командира для укрепления дисциплины. В штабе флота вспомнили о Курилехе, и он был назначен командиром…». Отстранить командира за неспетую на прогулке песню? Конечно, вполне могло же быть так, что данный случай (по всем временам - серьёзное ЧП, перечень № 1) переполнил «чашу терпения» командования и оно решило избавиться, наконец, от «нерадивого» командира. Могло, но только не в нашем случае. В.В.Щедролесов не называет даты «ЧП» и не говорит о том, что капитан 3 ранга (а не капитан-лейтенант) Нелюбов Николай Алексеевич был буквально только что назначен на корабль (в этом случае версия об отстранении командира за отказ экипажа петь песню сразу становится несостоятельной, т.к. усмотреть в случившемся вину несколько дней назад прибывшего нового командира не рискнул бы даже самый рьяный политработник). Кроме того, командованию было известно, что моряки с «Сокрушительного» не отличались дисциплиной,
а после одной из коллективных пьянок старшин и краснофлотцев (ещё на Балтике, 5 сентября 1938 г.) Нарком ВМФ приказал уволить в запас военкома корабля старшего политрука Новичкова. Попытаюсь восстановить хронологию событий мая-июня 1940 г., опираясь только на архивные документы.
9-го мая 1940 г. в Мотовском заливе задачи боевой подготовки отрабатывали подводные лодки М-171 (брейд-вымпел командира 4-го дивизиона лодок капитана 3 ранга Субботина Г.А.) и М-172 и на соседнем полигоне - эскадренные миноносцы «Сокрушительный» (под флагом командира Бригады эсминцев капитана 2 ранга Попова М.Н.) и «Громкий». В 20.30 миноносец «Сокрушительный» на циркуляции влево ударил правым бортом в форштевень М-171, а после скольжения по борту - ещё и правым винтом. Оба корабля получили значительные повреждения. Командованием СФ проведено расследование, и 25 мая командующий флотом подписал приказ № 0164, в котором основным виновником назван командир эсминца П.В.Глазовский. Далее следует: «…Нарком приказал командира миноносца «Сокрушительный» капитан-лейтенанта Глазовского с должности командира корабля снять, понизить в звании и перевести на береговую службу». Вскоре Глазовский П.В. убыл в Учебный отряд СФ на должность начальника учебно-технического отделения, причём в приказе он именуется уже капитаном 3 ранга! Объяснение одно: после утверждения в должности командира «Сокрушительного» ( 2.04.40 г.) Глазовский П.В. был представлен к очередному военному званию, и Нарком ВМФ «успел» подписать приказ о присвоении до «ЧП». Ничего другого не могу предположить. Удивительна судьба этого человека. Уже через пять лет после окончания ВМУ - помощник командира новейшего лидера, но затем - исключение из партии, восстановление, увольнение в запас, возвращение в кадры и сразу же - в командиры нового эсминца, отстранение с понижением в звании, восстановление в должности и звании и перевод на Чёрное море, где получает под командование эсминец «Беспощадный». Затем Военный Трибунал и - безвестность. Впрочем , найдутся, видимо, на форуме знающие люди и расскажут, где и когда закончил свою жизнь Павел Васильевич. Приказом Командующего Северным флотом № 040 от 8.06.40 г. к исполнению должности (ИД) командира эскадренного миноносца «Сокрушительный» 1-го дивизиона эсминцев СФ допущен начальник Распорядительно-строевого отделения штаба СФ капитан 3 ранга Нелюбов Николай Алексеевич (до назначения в штаб командовал плавбазой Бригады ПЛ «Умба»).
Теперь придётся вернуться немного назад. 14 марта 1940 г. Нарком ВМФ СССР флагман флота 2 ранга Кузнецов Н.Г. направил Сталину И.В., Молотову В.М. и Ворошилову К.Е. письмо, в котором писал о необходимости «для усиления Северного флота кораблями дальнего действия» перевода в навигацию 1940 г. из состава КБФ и из числа вновь поступающих от промышленности кораблей девяти подводных лодок и двух эскадренных миноносцев. 4-го мая получено разрешение на перевод четырёх лодок и двух эсминцев - «Стремительного» и «Сметливого». Командир «Сметливого» капитан 2 ранга Нарыков В.М. сразу возбудил ходатайство об оставлении его по семейным обстоятельствам на Балтике. Тогда же командир эсминца КБФ «Статный» старший лейтенант Курилех М.А. (назначен 8.05.40 г. после окончания Курсов командиров кораблей ВСККС ВМФ) обратился к Военному Совету КБФ с просьбой о переводе на один из кораблей Северного флота, мотивируя это тем, что хорошо знает Северный театр и не знает Балтийского, имеет квартиру в Полярном, а климатические условия Ленинграда вызвали болезни жены и детей. 15 июня 1940 г. Командующий КБФ вице-адмирал Трибуц В.Ф. и член Военного Совета дивизионный комиссар Яковенко М.Г. обратились к заместителю Наркома ВМФ корпусному комиссару Игнатьеву (ведал кадровыми вопросами) с просьбой поддержать ходатайство старшего лейтенанта Курилеха М.А. и назначить его командиром ЭМ «Сметливый» вместо Нарыкова В.М.которого перевести на «Статный». Но 17-го июня перевод «Сметливого» был отставлен. Капитан 2 ранга Нарыков В.М. остался на «Сметливом», а просьбу Курилеха М.А. удовлетворили и отправили его на Север.
Приказом НК ВМФ СССР № 01885 от 19.06.40 г. командир ЭМ «Статный» Отряда вновь строящихся и капитально ремонтирующихся надводных кораблей КБФ старший лейтенант Курилех Михаил Алексеевич назначен командиром ЭМ «Сокрушительный» 1-го дивизиона ЭМ СФ.
Таким образом, капитан 3 ранга Нелюбов Николай Алексеевич официально исполняющим должность (ИД) командира ЭМ «Сокрушительный» всего несколько дней (8.06 - 19.06.1940 г.). Фактически этот срок был немного больше (мне неизвестно, когда он принял дела и обязанности и когда в Полярное прибыл Курилех М.А.). После «Сокрушительного» Нелюбов Н.А. вернулся в штаб СФ на свою старую должность, а приказом НК ВМФ СССР от 24.12.1940 г. зачислен слушателем на отделение командиров кораблей Высших СККС ВМФ. В начале Великой Отечественной войны оказался на Пинской военной флотилии и, по данным ОБД, погиб (пропал без вести) там, командуя дивизионом ТЩ-заградителей.
Таким образом, судьбы корабля и трёх названных выше его командиров оказались одинаково трагичными. Более того, такой же была и участь большинства других командиров этого корабля, за исключением одного (а всего их было, по моим данным, восемь), следы которого потерял с назначением его в июле 1939 г. помощником командира крейсера «Максим Горький».
Буйный написал:
Оригинальное сообщение #378743
Интересуют биографии спасшихся офицеров
И именно - биографии, поскольку в дневнике Головко - брезгливо - о спасшихся, без указания фамилий, расстрелян, штрафбат - и все. Ну, про Рудакова потом - понятно. Но -IMHO, и только.
Буйный написал:
Оригинальное сообщение #378743
старпома Рудакова
Блестящую карьеру кстати сделал. Есть фото, могу выставить.
Noren написал:
Оригинальное сообщение #378744
книга В.Е.Звягинцева "В ойна на весах Фемиды : война 1941-1945 гг. в материалах следственных дел".
А у кого она есть? Желательно в электронном виде...
VIC-2 написал:
Оригинальное сообщение #425974
капитан 2 ранга Нарыков В.М.
О нем есть на форуме тема.
В информации о Нарыкове В.М. недостатка нет (или почти нет). Желательно о командирах "Сокрушительного", их службе и незавидной судьбе.
Нелюбов Н.А. ... В начале Великой Отечественной войны оказался на Пинской военной флотилии и, по данным ОБД, погиб (пропал без вести) там, командуя дивизионом ТЩ-заградителей.
Капитан 2-го (уже второго) ранга Нелюбов Н.А. с мая 1941 г. стал командиром МН "Видлица" ДуВФ, строящегося в Киеве, и с началом войны оказался в ПВФ. Сначала в должности командира ДКЛ Днепровского ОРК, а с 14 августа - командира ДТЩЗ. Погиб 26.08.41 г. во время 1-го Окуниновского прорыва на борту ТЩ №1 при пулемётном обстреле.
Но, в 1998 г. при раскопках ДОТа КиУР было найдено голенище сапога, и в нём тщательно завёрнутое "удостоверение личности" (с изъятым фото) выданное Нелюбову 20.06.40 г. в "Бр. ММ Сев. фл." с печатью Бригады, и даже с читаемой карандашной надписью "Дунайская флотилия".
Похоже, ни один из командиров "Сокрушительного", как и корабль, не пережил войны. Остаётся установить судьбу Козловского Степана Игнатьевича, переведенного где-то в апреле-мае 1939 г. на должность помощника командира крейсера "Максим Горький". Возможно, кому-нибудь что-либо известно о его службе?
Сегодня мне подарили книгу "известного российского писателя-мариниста" капитана 1 ранга В.Шигина "Погибаем, но не сдаёмся. Морские драмы Великой Отечественной" (Вече, 2015 г.), в которой он (цитирую) "открывает новые малоизвестные факты Великой Отечественной войны и новые страницы массового героизма советских моряков"... Господин Шигин (а Вы читаете сообщения на этом форуме, и не только читаете..), извольте объяснить, каким образом в Вашей работе (стр. 251-254) появился дословный текст моего сообщения о "Сокрушительном" от 23.09.2011 г. (четыре года назад!!) без всяких ссылок на источник Ваших "кропотливых" изысканий. В противном случае я (ВВМОЛКУ имени М.В.Фрунзе, выпуск 1959 г.) я буду вынужден высказать (и не только здесь) своё личное мнение об "офицере (а где Вы учились?), имеющем честь".
VIC-2 написал:
#996994
я буду вынужден высказать (и не только здесь) своё личное мнение об "офицере (а где Вы учились?), имеющем честь".
Окончил Киевское военно-политическое
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0 … 0%B8%D1%87
Думаю, что Шигин "нагуглил" эту информацию и так попал на наш форум, постоянным читателем которого он явно не является (я несколько раз когда-то встречался с данным товарищем и представляю его круг интересов). Ну он как профессиональный журналист сразу использовал свой трофей - их так учат...
Botik Petra Velikogo написал: "Окончил Киевское военно-политическое". Это многое объясняет. Впрочем, и среди них встречались порядочные люди. Только, видимо, не в этом случае.
Уважаемый коллега!
ИМХО дело в том , что в советское время , существовала открытая , патриотичная, классововыдержаннная военно-морская история для любителей и грифованная для узкого круга профессионалов.
Когда шлюзы открыли появилась кагорта *популяризаторов*- романистов, повестистов . рассказистов по жареному в теме- имя им легион: Пикуль,Бунич, Доценко, Широкорад, Черкашин, тот же Шигин и другие помельче размахом.
А единицы профессионалы либо остались в тени на фоне сенсаций первых , либо просто ушли в мир иной .
Отсюда ясно, что самостоятельно сваять такое количество нетленок невозможно без широкого *заимствования* где- что плохо лежит.
А уж гугл для этого - вообще золотое дно.
PS.О Шигине см. здесь, на Цусиме , в *Книжном шкафу.*.
С уважением Вох.
Отредактированно boxer (20.10.2015 13:14:51)
Botik Petra Velikogo
Botik Petra Velikogo написал:
#997015
Окончил Киевское военно-политическое
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0 … 0%B8%D1%87
Думаю, что Шигин "нагуглил" эту информацию и так попал на наш форум, постоянным читателем которого он явно не является (я несколько раз когда-то встречался с данным товарищем и представляю его круг интересов). Ну он как профессиональный журналист сразу использовал свой трофей - их так учат...
А "их" это кого? Профессиональных журналистов или профессиональных замполитов?
Сидоренко Владимир написал:
#997194
А "их" это кого? Профессиональных журналистов или профессиональных замполитов?
Не знаю про программы подготовки замполитов в КВВПУ, но не поленился посмотреть по журналистам на факультете родного университета. Так не учат. Хотя вряд ли г-н Шигин закачивал журфак. Видимо ограничился политически училищем. Отсюда вывод, где научили... Или приобрел умения и отработал навыки в практической деятельности...
В художественной форме про трагедию Сокрушительного написано в повести Азольского "Война на море".
Сидоренко Владимир написал:
#997194
А "их" это кого? Профессиональных журналистов или профессиональных замполитов?
Сидоренко здесь не кормят.
Georg G-L написал:
#997217
не поленился посмотреть по журналистам на факультете родного университета. Так не учат.
Ну тогда Вы с какими-то другими журналистами общались. Поскольку довольно много приходится общатся с представителями СМИ по работе имею об этом собственное представление.
Страниц: 1 2