Вы не зашли.
Юг написал:
Оригинальное сообщение #660699
По местам гибели в документах действительно много путаницы.
ДЕФЛЕКТОР (до 1920 г. "Боярин", до 1932 г. "Лот")
Водоизмещение 100 т. Размерения 26.2 х 5.1 х 2.4 м. ГЭУ котломашинная, 160 л.с. Скорость 8/7 узлов, дальность 480 миль. Экипаж 18 чел.
Бывший буксирно-пассажирский пароход. В 1916 г. приобретен Дирекцией маяков и лоций Черного и Азовского морей. В 1920 г. вошел в состав Убеко Черноаз. С 1926 по 1932 г. на хранении в порту. Поврежден авиацией противника 15.08.1941 г. в Керченском проливе, отремонтирован. Погиб 18.08.1942 г.: при форсировании Тузлинской промоины ночью сел на грунт и уничтожен полевой артиллерией противника.
"Горняк" лежит около Керчи в качестве волнолома!!
Добрый Вечер !
Елкин А В написал:
Оригинальное сообщение #662386
"Горняк" лежит около Керчи в качестве волнолома!!
В таком случае информация из : "Суда министерства морского флота , погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг".
не соответствует действительности ?
"ГОРНЯК"
груз. п/х, 968 брт, АГМП. Капитан — И. М. Павленко.
Дата и место гибели — 15.11.41, Керченский прол., у косы Тузла.
Следовал из Новороссийска в Керчь. В результате атак бомбардировщиков был сильно поврежден и выбросился на мель. Сведений о погибших нет. В последующем подвергался неоднократным обстрелам береговой артиллерии противника. Поднят АСС ЧФ в 1944 г.
ЦВМА, ф. 10, д. 9613, л. 29, 108; ф. 38, д. 2286, л. 104; ф. 55, д. 5127, л. 90; Чикер Н. П. [38] с. 200; ЧМП.
На известном дайверском сайте не указан ...
http://www.wreck.ru/kerch.html
Отредактированно mihapm (08.02.2013 19:05:39)
Из статьи «Морской спецназ Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны» (Боевые действия разведывательных отрядов Черноморского флота в 1941 – 1945 годах, как одного из видов, тогдашнего морского спецназа):
Часть 7. Создание и боевые действия разведотряда Керченской военно – морской базы в мае – августе 1942 года:
"15 июня 1942, одна из групп разведотряда в составе девяти человек под командованием младшего лейтенанта Цыганкова получила задание высадиться на полузатопленные в Керченском проливе еще осенью 1941 пароходы «Горняк» и «Черноморец», которые находились недалеко, в полутора - двух километрах от входа в керченский порт. Глубины пролива в этом месте были небольшие, и борта обоих транспортов, не говоря уж о надстройках, на метр-полтора возвышались над водой.
Трудно сказать, кому первому пришла мысль использовать эти полузатопленные транспорты в качестве передовых наблюдательных пунктов, но командир разведотряда Керченской военно – морской базы батальонный комиссар Коптелов подхватил и горячо поддержал это предложение. По его мнению, не только с «Черноморца», но и с «Горняка» даже невооруженным глазом хорошо просматривается значительная часть побережья, самый порт, территория завода имени Войкова. Отсюда можно засекать огневые точки противника, вылеты самолетов с керченского аэродрома и многое другое. Если разместить на этих полузатопленных пароходах хороших разведчиков - наблюдателей с радистом, то наше командование получит такие данные, каких не всегда можно ожидать даже от нескольких групп, высаженных непосредственно на побережье."
Из района бывшей тузлинской промоины невозможно разглядеть невооруженным глазом завод Войкова и порт.
Вероятно, составитель справочника под определением "коса Тузла" имел в виду нынешний остров Тузла (его северную часть).
Ссылка на статью : http://istor-vestnik.org.ua/5139/
Отредактированно ЗИС (08.02.2013 19:34:22)
А вот очень интересная информация из истории легендарной ЭПРОН:
...В послевоенное время 69 АСО выполнил большую и важную работу по восстановлению безопасного прохода Керченским проливом. Участвовал в восстановлении порта Керчь. Выполнил работы по подъему таких судов как теплоходы "Красногвардеец" (водоизмещением 6300 тонн), "Ташкент" (водоизмещением 12800 тонн), углеперегружатель "Титан" (водоизмещением 650 тонн), буксирное судно "Соломбала" (водоизмещением 3000 тонн), гидрографическое судно "Дефлектор" (водоизмещением 150 тонн), пароход "Войков" (водоизмещением 250 тонн), три немецких десантных баржи (каждая водоизмещением по 600 тонн), пароходы "Красный флот" и "Черноморец" (оба водоизмещением по 2200 тонн) и многих других кораблей и судов. К наиболее сложным работам относятся подъем судов "Красногвардеец", "Титан" и "Ташкент".
Суда на фарватере Керченского пролива, а их были десятки разделывали до грунта. Остатки их килевых и бортовых частей, периодически вымываемые течением из грунта и сейчас привлекают подводных туристов и являются предметом многочисленных газетных публикаций рассказывающих о десантах на Керченский полуостров в годы войны.
Источник: ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "СПАСАТЕЛЬ ВМФ"
http://yuvit.mylivepage.ru/wiki/580/273
ЗИС написал:
Оригинальное сообщение #662446
Вероятно, составитель справочника под определением "коса Тузла" имел в виду нынешний остров Тузла
Разумеется . Но я о подъеме , из приведенных ссылок следует , что " подъем" возможно был частичный . то есть : надстройки . механизмы и т.д...
Я продолжаю думать над фотографиями ув. Юга.
Из приведенных мной ссылок следует, что это не "Горняк", не "Черноморец", и не "Дефлектор".
Даже если это "Дефлектор", и его не совсем подняли, а, "частично подняли" (кстати, неглубоко там), то как ЭПРОНовцы забыли там то, что отчетливо просматривается на крайнем правом фото?
Отредактированно ЗИС (08.02.2013 20:36:36)
ТАК КАКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ БУДЕТ ПО ФОТО СУДНА СИДЯЩЕГО НА МЕЛИ? это не "Горняк", не "Черноморец", и не "Дефлектор".
Отредактированно ЛПТ (08.02.2013 22:06:08)
Это не судно, сидящее на мели. Это-затонувшее судно.
Елкин А В написал:
Оригинальное сообщение #662386
"Горняк" лежит около Керчи в качестве волнолома!!
Это его в 1944 отволокли, видимо. На схеме дозоров ОВР КВМБ летом 1942 года "Горняк" нарисован торчащим из воды на линии, соединяющей северную оконечность косы Тузла и южную оконечность косы Чушка.
На нем был пост СНиС. Перед эвакуацией Тамани ОВР снял этот пост с "Горняка" (22 человека - видимо, с охраной)
Отредактированно А. Кузнецов (08.02.2013 23:12:37)
Андрей Ярославович, Вы имели в виду северную оконечность ОСТРОВА ТУЗЛА?
ЗИС написал:
Оригинальное сообщение #662545
северную оконечность ОСТРОВА ТУЗЛА
Тогда это называлось "коса Тузла"
В этом то и разница расстояний. От промоины до северной оконечности было 6,5 км. То есть погиб "при проходе промоины" и погиб "у косы Тузла", теперь можно рассматривать как более серьезные ориентиры и расстояния. Видимо пост СНИС на момент с 11.41 г. располагался именно в северной части косы-острова.
Юг написал:
Оригинальное сообщение #662384
ДЕФЛЕКТОР ... Погиб 18.08.1942 г.: при форсировании Тузлинской промоины ночью сел на грунт и уничтожен полевой артиллерией противника.
По многотомной "Хронике", 15.8 в р-не м.Каменный (т.е. в Азовском море восточнее входа в Керч.пролив) 19 самолетов атаковали ГИСУ "Дефлектор", бот №12, 2 сейнера и КАТЩ "Циклон", "Шторм". "Циклон" потоплен, "Дефлектор" поврежден и выбросился на берег.
По отчету АВФ, в это время было много чего, в т.ч. и потери, но "Дефлектор" по имени не назван.
Мутная история.
Предлагаю подвести итоги :
1. ГОРНЯК поврежден бомбардировщиками 15.11.41 г. и выбросился на мель между северной оконечностью острова Тузла и южной частью косы Чушка. Позже на нем организован пост СНиС.
2.ЧЕРНОМОРЕЦ потоплен авиацией противника 10.05.42 г. при выходе из Керченской бухты в точке 45°19'6"N 36°30'3"E .
3. ДЕФЛЕКТОР погиб 18.08.1942 г. или у мыса Каменный в Азове, или в районе Тузлинской промоины.
4. Все три судна подняты АСС ЧФ, поскольку выступали над поверхностью и затрудняли судоходство. Если ДЕФЛЕКТОР был поднят в проливе, то гибель его у Тузлы более вероятна.
5. Что за судно лежит у основания косы (дамбы) Тузла пока неизвестно.
Юг написал:
Оригинальное сообщение #662821
ДЕФЛЕКТОР погиб 18.08.1942 г. или у мыса Каменный в Азове, или в районе Тузлинской промоины
Гидрографическое судно "Дефлектор" 15.08.1942 было повреждено авиацией и выбросилось на мель у м. Каменный, в Керченский пролив для прохода в Черное море не заходило
Отредактированно vas63 (09.02.2013 21:58:27)
А. Кузнецов написал:
Оригинальное сообщение #662569
Мутная история
Добрый День !
vas63 написал:
Оригинальное сообщение #662840
Гидрографическое судно "Дефлектор" 15.08.1942 было повреждено авиацией и выбросилось на мель у м. Каменный, в Керченский пролив для прохода в Черное море не заходило
Откуда "дрова" , Владимир ?
Странное совпадение по датам :У Хоменко 15.08.41 г. поврежден авиацией противника , отремонтирован . Погиб 18 августа 1942 г при форсировании Тузлинской промоины
(14.08.42 г. выброс. на мель . 17-18 августа "добит" артиллерией ).
У С.С.Б лаконичнее :
Отредактированно mihapm (10.02.2013 15:11:27)
mihapm написал:
Оригинальное сообщение #663035
Откуда "дрова"?
Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре, выпуск 3. – М.: Военное издательство, 1948, с. 101
15 августа 1942 г.
Добавлю, в отчете Азовской флотилии скрупулезно указаны все прорывавшиеся через Керченский пролив конвои, суда и их судьба, во всяком случае по всем более-менее крупным. "Дефлектор" не указан как делавший попытку прорыва и входивший в пролив. Т.е. южнее мыса Ахиллеон он не проходил и в состав конвоев не включался
Отредактированно vas63 (10.02.2013 18:53:23)
vas63 написал:
Оригинальное сообщение #663102
"Дефлектор" не указан как делавший попытку прорыва и входивший в пролив
Возможно он среди многих неуказанных "сейнеров" и "мотопонтонов", пострадавших 15.8.42 в р-не м.Каменный. Отчет АВФ дает их число, но не указывает имен. Тут бы нужен ЖБД АВФ или донесения, но лично я их смотрел только за 1943-44.
А. Кузнецов написал:
Оригинальное сообщение #663195
Возможно он среди многих неуказанных "сейнеров" и "мотопонтонов"
Все может быть...
Я, собственно, имел ввиду, что среди погибших у Тузлинской промоины он не упоминался.
На 18 августа упоминается: один сейнер сел на мель, два сейнера и два катера прорвались. С рассветом противник артогнем потопил сейнер, севший на мель. Команда была снята катерами КВМБ.
В июле месяце в Керченском проливе предполагается проведение Российско-Украинской подводной экспедиции под условным названием "Эльтиген-43", посвященной 70-летию Эльтигенской десантной операции. Будет обследована группа открытых ранее ГБО объектов и поиск новых. Основной костяк экспедиции - группа дайверов из Тольятти. Первоочередные объекты - предположительно ТК-114 (ю-з мыса Тузла), АКА-96 (АКА-76 ?) c-з мыса Панагия, поиск носовой части германского торпедного катера S-102 у мыса Железный Рог, обследование группы безымянных объектов. Будем благодарны за предоставление дополнительной исторической информации по этим и другим затонувшим у берегов Тамани катерам (ТК-32, ТК-103, ТК-74...).
Юг написал:
Оригинальное сообщение #707155
Будет обследована группа открытых ранее ГБО объектов и поиск новых
Супер!
Юг написал:
Оригинальное сообщение #707155
АКА-96 (АКА-76 ?) c-з мыса Панагия
Да, было бы здорово, если бы АКА-76 нашелся наконец. Загадочный катер
Юг написал:
Оригинальное сообщение #707155
дополнительной исторической информации по этим и другим затонувшим у берегов Тамани катерам (ТК-32, ТК-103, ТК-74...).
А какую информацию нужно?
Отредактированно А. Кузнецов (16.06.2013 00:04:52)
Имеются в виду документы по обстоятельствам гибели катеров. Поскольку воспоминаний, а также ресурсов "Подвиг", "Мемориал" для идентификации находок явно недостаточно. На первой картинке катер по характеру разрушений потоплен авиацией. Лежит носом на север, от мыса Тузла примерно 3.5 км к Ю-З, практически напротив Кроково. В 100 м по корме 2 сброшенные торпеды. Предполагаем ТК-114 (ТК-112?), но в списках потерь этот катер почему-о не встречается.
На второй катер практически днищем вверх, но небольша часть рубки видна. Самое важное, что рядом с корпусом из песка торчит угол конструкции из рельсов, похожей на РПУ. Предполагаем, что это АКА-96. Материалы, которыми располагаем : " 7.12.1943 г ...Высадив в Кроткове спасенных людей, АКА-96 пошел к мысу Такиль для обследования двух шлюпок, обнаруженных с воздуха. Людей в них не оказалось, а катер в 11:58 атаковала пара Me-109. «Мессеры» сделали 6 заходов. АКА-96 получил многочисленные повреждения, начал терять ход и заполняться водой. 2 человека погибли, 5 получили ранения. В числе раненых был и командир катера лейтенант В. С. Пилипенко (с 16.05.44 Герой Советского Союза). Он продолжал вести огонь по самолетам. По наблюдениям команды, на шестом заходе в 12:25 один Me-109 был сбит. Второй истребитель сделал еще один заход и ушел. На помощь из Кроткова вышел ТКА-82. Он сняли с катера людей, все люки на АКА-96 задраили. Доставив спасенных в Кротков, ТКА-82 вместе с ТКА-105 и СКА-036 пошел к АКА-96 для буксировки. Однако изрешеченный катер уже не мог держаться на плаву и в 13:10 затонул."
Пару лет назад местные аквалангисты из Керчи подняли с торпедного катера типа Г-5 пулемет ДШК. На месте крепления коробки с патронами есть надпись "З-Д. НОМЕР 252. 1943. Г". Может кто подскажет где был такой завод. Номер пулемета АГ 670