Вы не зашли.
Эд написал:
#1202128
Хотя бомбардирские корабли нередко сопровождали эскадры ЛК и иногда даже постреливали по ним, ни один факт попадания мортирной бомбы в эпоху парусного флота не известен.
Я про то же самое.
Эд написал:
#1202128
сключение - 5-пуд. бомба, упавшая на французский флагман Ville de Paris во время бомбардировки Севастополя в октябре 1854 г., но она была с береговой батареи (как и турецкий монитор на Дунае в войну 1877-78 гг.).
В ПА на прибрежном фронте было, ЕМНИП, несколько мортирных батарей, но в японские корабли также не было ни одного попадания.
Эд написал:
#1201577
стати, такой корабль вроде был (1719 г.), но ни в списках Гарде, ни в составе эскадр Торденшельда его нет. Имел 2-200-фунт. мортиры и 4-100-фунтовых. Выбыл в том же 1719 г., видимо, погиб во время операции против Гетеборга. Именовался прамом или плавбатареей.
Вот такой опус недавно бродил по Интернету, но сейчас, кажется почистили. Много букв, за достоверность не ручаюсь - не в теме.
Марстранд и Карлстен
Итак, 4 апреля 1719 года Торденшельд, возвращённый в действующий флот, вышел из датской столицы с четырьмя кораблями (50-пушечные «Лааланд», «Фьен», «Приндс Виллем» «Дельменхорст») и 30-пушечным фрегатом «Хёнхальд» к Гётеборгу. Другой отряд датчан под командованием Розенпальма был отправлен для поддержки сухопутных сил, базировавшихся в южной части Норвегии.
В прошлом году все шведские корабли в связи с начинающейся операцией в Норвегии были собраны у Штрёмстада, но после отступления шведской армии здесь остались лишь лёгкие силы. Большие корабли ушли в Марстранд.
К середине месяца Торденшельд располагал следующими силами (помимо вышеперечисленных):
Наименование Пушки Тип корабля
Oldenborg 52 линейный корабль
Stralsund 30 фрегат
Frederikshald 36 прам
Cronprinds 22 прам
Hjaelperinde 36 прам
Prinds Jorgen 22 прам
Ulysses 6 галера
Proserpina 14 галера
Prinds Carl 7 галера
Prinds Christian 7 галера
Charlotta Amalia 7 галера
Johannes 4 бомбардирский корабль
Langemar 10 (мортиры) плавучая батарея
Spydstag 10 (мортиры) плавучая батарея
Шведские корабли по большей части укрылись в Бахус-Эле, северном устье Гёте-Эле. Торденшельд установил половину своих сил в устьях каждого из рукавов реки.
Он запланировал атаку Марстранда и находившихся там кораблей. Этот городок с гарнизоном всего лишь в 300 человек лежал на восточной оконечности небольшого острова с крепостью Карлстен, расположенной на возвышенности позади Марстранда. Прикрывали подходы к Карлстену две батареи – к северу и к югу от города, гавань же была защищена ретраншементами с полевыми пушками на двух островах, лежащих у каждого из входов.
Для обеспечения блокады Гётеборга Торденшельд оставил там все линейные корабли (в том числе и посланные к нему дополнительно 50-пушечные «Томлер» и «Свардфиск»), а сам с остальными судами двинулся к Марстранду. Фрегаты «Штральзунд» и «Хёнланд» были поставлены к юго-западу от Карлстена. Прамы «Приндс Йорген» и «Кронпридс» с двумя галерами контролировали северный вход в гавань, прамы «Хьяльперинде», «Фридериксхальд», плавучие батареи, бомбардирский корабль «Йоханес ден Гамле» и галеры расположились между островом Коё и северным берегом.
На северном же берегу высадился датский десант из 700 солдат, который в полдень 21 июня атаковал укрепления шведов. В это же время корабли Торденшельда открыли огонь. Датчане установили на Коё батареи с четырьмя 100-фунтовыми мортирами и сорока гаубицами калибром поменьше. Шведы пытались заставить замолчать датские батареи, организовав сначала ответную высадку на Коё, а затем попытавшись сбить батареи огнём кораблей. Все эти попытки закончились безрезультатно.
На следующий день Торденшельд послал предложение о сдаче. Оно было отвергнуто, и тогда датчане высадили ещё 200 человек к северу от города, а также перекрыли брёвнами устье и ввели во внутреннюю гавань прамы. Шведы, осознав неизбежность поражения, начали затапливать свои суда и отходить в Карлстен. Увидев это, датчане послали к шведским кораблям свои призовые партии. Из-за открытого батареями противника сильного огня спасти удалось только четыре судна.
Шведские корабли и их судьба после взятия Марстранда (в скобках указано количество орудий):
• линейные корабли — Calmar (58), Stettin (58), Halmstad (54), Fredrika (52) затонули, Warberg (52) захвачен;
• галеасы — Prinds Fredrik von Hessen (49) захвачен, Gref Morner (49), Stabell (или Stabraf) затонули, но позднее подняты;
• фрегат Charlotta (38) затонул, но позднее поднят;
• шнява William Galley (14) захвачена;
• прам Gepa (или Gifpa) (17) захвачен;
• галера Castor (6?) затонула;
• яхта Diana (4) затонула;
• два брандера затонули.
На следующий день датские войска вошли в город. Шведский гарнизон укрылся в Карлстене. Торденшельд обложил крепость батареями и начал бомбардировку. 26 июня шведский комендант Данквард поднял белый флаг и сдался на милость победителя.
Торденшельд, воодушевлённый большим успехом, решил попытать счастья у Гётеборга. К тому времени к городу уже подошли датские сухопутные части, поэтому адмирал решил сосредоточиться на островных батареях Хизингена (островок, расположенный между двумя рукавами Гёта-Эли). Покинув Марстранд утром 1 августа, он был перед устьем реки у Гётеборга уже в полдень. Под началом адмирала имелись следующие силы:
Наименование Пушки Тип корабля
Tomler 50 линейный корабль
Svaerdfisk 50 линейный корабль
Stralsund 30 фрегат
Hjaelperinde 36 прам
Frederikshald 36 прам
Prins Fredrik von Hessen (шведский приз) 49 прам
Spidstag 10 (мортиры) батарея
Langemar 10 (мортиры) батарея
Johannes den Gamle 4 бомбардирский корабль
Первыми вступили в действие две плавучие батареи и бомбардирский корабль. Буксируемые галерами, они заняли позиции к западу от крепости, которая была частично закрыта другими островами. На эти острова сгрузили мортиры, которые уже в 23:00 открыли беспокоящий огонь по Хизингену.
Немного позже два линейных корабля и 49-пушечный прам подошли к северному ходу в устье и вступили в перестрелку с батареями противника, однако, получив повреждения средней тяжести, снялись с якоря и вернулись назад. Исправив рангоут, они в 11:00 следующего дня снова подошли к берегу, а также подвели фрегаты и прам к Ни Эльфсборгу. Бомбардировка продолжалась до вечера, когда датчане ошибочно приняли пушечный сигнал из крепости за предложение шведов о сдаче. Были посланы парламентёры, которых, однако, даже не пустили в крепость, и после их возвращения обстрел возобновился.
На следующий день Торденшельд покинул эскадру для встречи короля, оставив за себя командор-капитана Хоппе, который продолжил бомбардировки. В 10:30 поднялся шквалистый ветер, который вынудил корабли датчан отступить. Бой закончился ничем.
На рассвете 4 августа две новых шведских батареи на Хизинге открыли огонь по лёгким датским кораблям и заставили их в пять утра ретироваться. Следующим их успехом была атака галерами датских батарей на острове, где были захвачены 4 мортиры, хотя лёгкие пушки были упущены. Это событие стало концом сражения. Датчане удалились, имея потери в 60 убитых и 73 раненых и отказавшись от блокады.
STEFAN написал:
#1202057
Мне попадались материалы, что подобные плавучие батареи (с орудиями на один борт) были и у французов.
STEFAN написал:
#1202370
Об осаде Гибралтара франко-испанскими союзниками.
Отметьте сразу, что на датском "Лангемар" мортиры стояли посередине палубы. А у франко-испанцев орудия ставили вдоль одного борта, а у второго - уравновешивали грузом шерсти (заодно, видимо, тюками с шерстью и людей от пуль защищали).
Т.е. теоретически, орудия можно было разместить вдоль любого борта, перераспределив груз шерсти. Сами орудия не имели жесткой фиксации.
Опять же, вооружение у них не мортирное, а пушечное (с нижней палубы никак из мортиры не пальнешь). У корпуса, опять же, конструкция, судя по описанию, иная.
Т.е. опять видим похожий, но не идентичный случай.
броненосца «Очаков» БРОНЕНОСЦА??? это круто...
Эд написал:
#1202128
Хотя бомбардирские корабли нередко сопровождали эскадры ЛК и иногда даже постреливали по ним, ни один факт попадания мортирной бомбы в эпоху парусного флота не известен. Исключение - 5-пуд. бомба, упавшая на французский флагман Ville de Paris во время бомбардировки Севастополя в октябре 1854 г., но она была с береговой батареи (как и турецкий монитор на Дунае в войну 1877-78 гг.).
В период осады Севастополя в наши корабли было довольно много попаданий из мортир стоящих на осадных батареях. Два корабля даже погибли – фрегат «Коварна» и транспорт «Березань». Причём оба стали жертвой одной французской осадной батареи, вооружённой, кстати, морскими мортирами и обслуживавшейся моряками.
Есть и пример попаданий из мортир в случае «корабль-корабль». В частности ЛК «Россия», во время бомбардировки неприятелем Свеаборга, принял в себя несколько мортирах бомб.
Chief написал:
#1202564
ЛК «Россия», во в
Да, это я подзабыл, ЛК Россия получил что-то 4 13дм англ. бомб. Но, во всяком случае, все попадания были в неподвижные корабли. Попадания на ходу неизвестны, не считая сомнительных данных по Малаге в 1704 г.
Эд написал:
#1202594
Но, во всяком случае, все попадания были в неподвижные корабли
Тогда давайте вспомним расстрел японцами 1 ТОЭ в ПА. Из осадных гаубиц. Напрочь.
Только обратных случаев, когда корабль или береговая батарея навесным огнем поражали вражеский корабль, находящийся в движении - кот наплакал (если есть исключения - то они подтверждают правило).
Не только на якоре, но и кучей, посему цель была практичеки площадная. Наверняка попадания в корабли мортирных бомб были, но ведь еще надо и в крюйт-камеру угодить - удача! Еще был взрыв турецкого броненосца «Лютфи-Джелиль» на Дунае 29 апреля 1877 года. Правда там была не корабельная, а береговая, вернее полевая мортира. "Из них выдался вперед броненосный корвет, ставший на якорь. Генерал-майор Салов, полагая, что корвет этот готовится к бою с русскими батареями, приказал открыть по нему огонь. Первый выстрел (пущенный в 2 ч. 50 м. пополудни) сделала батарея № 4, взяв дистанцию в 2 000 саж., второй — батарея № 3, на дистанцию 1 700 саж. Снаряды упали в воду близко от корвета, но он не отвечал. Ровно в 3 ч. 15 м. раздались одновременно два выстрела, оба с батареи № 4: один из 24-фунтовой пушки, другой из 6-дюймовой мортиры, и оба снаряда попали в корвет, который мгновенно взлетел на воздух. По всей вероятности, мортирный снарядов попал в крюйт-камеру. Когда рассеялся дым, то корвет был уже под водою; виднелась только верхушка мачты с флагом." И опять корабль на якоре. В середине 19 века попасть из мортиры в движущуюся цель - шанс 1/1000000. Кстати все очевидцы отмечали, что труба турка улетела на несколько сотен метров, что и изобразил Боголюбов.
Эд написал:
#1202883
Корабли не двигались, да и акватория там небольшая.
Да, мы говорим об одном и том же - что в Севастополе, что в ПА - все едино.
Корабли, как неподвижные мишени - чем отличаются от береговых сооружений?
Эд написал:
#1202883
Не знаю ни одного (из мортир навесным огнем).
Ну, вот вроде нашли, по неподвижным - в Свеаборге и Севастополе. Но неподвижным, Карл!
Юрген написал:
#1202856
Из них выдался вперед броненосный корвет, ставший на якорь. Генерал-майор Салов, полагая, что корвет этот готовится к бою с русскими батареями, приказал открыть по нему огонь. Первый выстрел (пущенный в 2 ч. 50 м. пополудни) сделала батарея № 4, взяв дистанцию в 2 000 саж., второй — батарея № 3, на дистанцию 1 700 саж. Снаряды упали в воду близко от корвета, но он не отвечал. Ровно в 3 ч. 15 м. раздались одновременно два выстрела, оба с батареи № 4: один из 24-фунтовой пушки, другой из 6-дюймовой мортиры, и оба снаряда попали в корвет, который мгновенно взлетел на воздух. По всей вероятности, мортирный снарядов попал в крюйт-камеру
ЧТД - турок стоит на якоре и не отвечает. Чем не мишень? После пристрелки его накрывают. Причем с береговой батареи.
Юрген написал:
#1202856
И опять корабль на якоре. В середине 19 века попасть из мортиры в движущуюся цель - шанс 1/1000000.
Да и в начале ХХ века - тоже. Ни один японский корабль от мортирного огня не пострадал.
Эд написал:
#1203163
После этого случая одно время, ЕМНИП, на наши броненосные батареи даже поставили по 9дм мортире.
А если бы, при невообразимой удаче, получилось бы потопить вражеский корабль при помощи электромясорубки - то все корабли тут же вооружили бы электромясорубками?
Большинство изображений до фотографической эпохи довольно произвольны. Как и классификация - назван он в источниках "пакетботом", а кем был на самом деле - кто знает... Ваш Кэп.
Располагаете академически верным изображением данного типа судов - рисунок в студию.