Сейчас на борту: 
armour-clad,
ВладимирФ,
Заинька,
клерк,
Роман 11
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 16 17 18 19 20 … 34

#426 05.06.2015 11:55:51

Бирсерг
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 6841




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

#955089
Я заметил одну особенность: люди, выросшие на территориях, на которых в годы Великой Отечественной войны проходили бои, более трепетно относятся к истории войны. Это замечается на общем фоне выступлений…

Да уж. У меня рядом и с дачей и деревней несколько братских могил. Псковщина погост, более 500  тыс. захороненных бойцов. Сейчас поплотней займусь проблемой боев февраля-апреля 1944 г. Благо ЖБД частей и соединений выложены на "Память народа".

#427 11.06.2015 11:40:47

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

И тут я снова хочу обратить внимание на поведение Л.З. Мехлиса.
К вечеру первого дня наступления врага Л.З. Мехлис направил Верховному Главнокомандующему телеграмму, более напоминающую донос на командующего фронтом Д.Т. Козлова. За что получил разгон от И.В. Сталина:
«Вы держитесь странной позиции постороннего наблюдателя, не отвечающего за дела Крымфронта. Эта позиция очень удобна, но она насквозь гнилая. На Крымском фронте Вы — не посторонний наблюдатель, а ответственный представитель Ставки, отвечающий за все успехи и неуспехи фронта и обязанный исправлять на месте ошибки командования. Вы вместе с командованием отвечаете за то, что левый фланг фронта оказался из рук вон слабым. Если «вся обстановка показывала, что с утра противник будет наступать», а Вы не приняли всех мер к организации отпора, ограничившись пассивной критикой, то тем хуже для Вас. Значит, Вы еще не поняли, что Вы посланы на Крымфронт не в качестве Госконтроля, а как ответственный представитель Ставки…»
Л.З. Мехлис понял всё правильно и стал сотрудничать с Д.Т. Козловым. Утром 9 мая они и Ф.А. Шаманин прибыли на КП 51-й армии, готовить контрудар. Но противник ввел в прорыв 22-ю танковую дивизию и моторизованную бригаду Гроддека, которые к исходу дня прорвала главную полосу обороны 44-й армии и повернули на север, стараясь прорваться к берегу Азовского моря и окружить 47-ю и 51-ю армии, а в 17 ч 30 мин около 100 танков ударили по позициям 51-й армии в сторону п. Огуз-Тобе. На склонах курганов Кош-Оба и Сюрук-Оба и вокруг них развернулись ожесточенные бои.
Командование фронта вернулось на КП. В ночь на 10 мая, после передачи      сведений в Ставку, сообщило, что
«…Мехлис, Козлов и Шаманин находились в 51-й армии и намерены с группой оперативных работников выехать в 51-ю армию для руководства действиями 51-й и 47-й армий и наблюдения за организацией отвода частей 47-й армии за Ак-Монай...»
Ставка запретил выезда Д.Т. Козлова и Л.З. Мехлиса в 51-ю армию и приказала отводить все армии за Турецкий вал.
Но Лев Захарович всё же попытался восстановить положение. Он выехал на фронт на газике, пытаясь лично остановить отходящие войска.
«Я видел Мехлиса, когда нам было приказано эвакуировать то, что еще можно было эвакуировать с Керченского полуострова, — рассказывал К. М. Симонову адмирал И.С. Исаков. — Он делал вид, что ищет смерти. У него был не то разбит, не то легко ранен лоб, но повязки не было, там была кровавая царапина с кровоподтеками; он был небрит несколько дней. Руки и ноги были в грязи, он, видимо, помогал шоферу вытаскивать машину и после этого не счел нужным привести себя в порядок. Вид был отчаянный. Машина у него тоже была какая-то имевшая совершенно отчаянный вид, и ездил он вдвоем с шофером, без всякой охраны. Несмотря на трагичность положения, было что-то в этом показное, — человек показывает, что он ищет смерти».
Сейчас не совсем понятно, правильно ли К.М. Симонов записал высказывание И.С. Исакова. Потому что Иван Степанович, сам участник Гражданской войны, знал, что в Гражданскую комиссар всегда лично останавливал отходящие войска. Это пытался сделать и Лев Захарович, используя свой авторитет, но не удалось…
14 мая, находясь на КП 44-й армии, Л.З. Мехлис вместе с сопровождающими попал под артиллерийский обстрел. Тяжело ранило начальника политотдела армии, а также порученца Мехлиса, были разбиты автомашины, у представителя же Ставки — ни царапины.
Прибывший на Керченский полуостров маршал С.М. Будённый вечером 13 мая приказал командующему Черноморским флотом вице-адмиралу Ф.С. Октябрьскому все свободные суда направлять в распоряжение начальника Керченской военно-морской базы контр-адмирала А.С. Фролова, который назначался ответственным за переправу через Керченский пролив. А в 3 часа 40 минут 14 мая приказывает: "Начать отвод войск Крымского фронта на Таманский полуостров".
Вечером 14 мая Д.Т. Козлов и Л.З. Мехлис подписали приказ, по которому общая оборона северо-восточнее Керчи возлагалась на командование 51-й армии, командный пункт которой назначался восточнее пос. Аджимушкая на горе Иванова. Отходящим частям приказывалось последовательно оборонять рубежи. Переправился через Керченский пролив на Тамань, так как там была связь со Ставкой, Л.З. Мехлис дал Сталину свою знаменитую  телеграмму:
«…Бои идут на окраинах Керчи, с севера город обходится противником. Напрягаем последние усилия, чтобы задержать противника. Части стихийно отходят. Эвакуация техники и людей будет незначительной. Мы опозорили страну и должны быть прокляты…».
После чего Лев Захарович возвратился на керченский берег в район крепости Еникале и там вместе с командованием 51-й армии, которую возглавил начальник штаба полковник Г.П. Котов, организовывал многочисленные контратаки против наседающего противника и проводил эвакуацию личного состава.
К утру 15 мая командующий Крымским фронтом получил директиву Ставки ВГК  № 170385:
«Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:
Керчь не сдавать, организовать оборону по типу Севастополя. Перебросить к войскам, ведущим бой на западе, группу мужественных командиров с рациями с задачей взять войска в руки, организовать ударную группу с тем, чтобы ликвидировать прорвавшегося к Керчи противника и восстановить оборону  по одному  из  керченских  обводов.       
    Если обстановка позволяет, необходимо там быть Вам лично.
Командуете фронтом Вы, а не Мехлис. Мехлис должен Вам помочь. Если не помогает — сообщите».
Командование Крымского фронта издает очередную директиву, где, повторяя основные требования Ставки, требует от штабов армий, командиров соединений и частей «собирать и организовывать все боеспособное, формировать сводные роты, батальоны, полки». И все это направлять на фронт. Предписывалось эвакуировать только тяжелую артиллерию, гвардейские минометные части и раненых. Ни Д.Т. Козлов, ни Ф.А. Шаманин посчитали, что обстановка не позволяет им лично быть в Керчи и руководили фронтом в Керчи с Таманского берега… Сравните: Л.З. Мехлис, не дожидаясь директивы Ставки, переправился на Керченский полуостров в 51-ю армию, а командующий фронтом, член Военного Совета фронта,  получив директиву Ставки, – нет.

#428 19.06.2015 11:53:28

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

1

Войска 51-й армии к 15 мая заняли оборону, отрывали окопы полного профиля, оборудовали пулеметные площадки, тщательно маскировались. Через боевые порядки армии двигались одиночки, группы и даже отряды из отходящих войск, в которых было много командиров и политработников. Увидев организованную оборону, они вливались в части, при чем многие командиры и политработники оставались на положении рядовых бойцов. Из одиночек и мелких групп военных, добравшихся к берегу Керченского пролива, формировались отряды, которые под руководством тут же назначенных командиров и политработников, отправлялись на передовую. Здесь действовали пограничники 95-го пограничного полка, выполняя роль заградительных отрядов.
Войскам 51-й армии обратными рейсами было доставлено более 180 тонн снарядов и патронов и около 80 тонн продовольствия.
Л.З. Мехлис  и командующий армией полковник Г.П. Котов находились на линии фронта. Они проводили беседы и работу по сбору вооружения и боеприпасов. Рассказали об отражении танковых атак, следили, что бы бойцы были обеспечены водой, а вечером  - горячей пищей.
Только днём 19 мая на Тамань эвакуировались Л.З. Мехлис и командование 51-й армий. Ночью на 20 мая из района Еникале были эвакуированы защитники.
20 мая переправа через Керченский пролив была прекращена.
В итоговом докладе Сталину Л.З. Мехлис написал то, что ни кто не писал:
«Не бойцы виноваты, а руководство...».

    Д.Т. Козлов, пониженный в звании получил под командование 24-ю армию, которую в сентябре 1942 года перебросили севернее Сталинграда. В итоге, его протрет, написанный маслом, висит в музее «Панорама Сталинградской битвы». Когда я спросил экскурсовода, почему у них в музее висит портрет генерал, сдавшего Крымский фронт, но нет портрета генерала истинного героя, то та дама, весьма молодого возраста, посмотрела на меня с таким презрением, «как солдат на вошь», и ни чего не ответила. Даже не спросила про генерала-героя. А я имел в виду генерала Н.И. Крылова, награжденного медалями «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда». Но Николай Иванович, проведший всю Сталинградскую битву в городе, на правом берегу Волги, был начальником штаба 62-й армии.  А начальникам штаба портреты, написанные маслом,  не полагаются.
Напоминать о сдаче армией под командованием Д.Т. Козловым Харькова в 1943 году, я этой даме не стал.
А о Л.З. Мехлисе вспоминают только плохое… И даже Ю.В. Рубцов, написавший книгу о Льве Захаровиче «Тень вождя», вместо объективного исследования деятельности этого не ординарного человека, начинает свою книгу с тезиса: «…Верным сталинским опричником остался Мехлис в памяти людей…» и всю книгу это тезис доказывает, даже противореча сам себе…
Вот так люди и входят в историю…

#429 26.06.2015 11:27:29

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Войска, эвакуированные из Крыма, располагались на Таманском полуострове. Попав на твердую землю и пройдя немного, многие просто падали и засыпали. Весь берег был усыпан спящими бойцами.
Раненые поступали во все госпиталя, в том числе и Новороссийска. Только за один день 14 мая в Верхне-Баканский эвакогоспиталь № 1610 поступило более 2 тысяч раненных при нормативе 1 000 – 1 500 человек в сутки. Все госпиталя Новороссийска и окружающих его посёлков были переполнены. Раненым не хватало мест, медики не успевали их обрабатывать. Не хватало и самих медиков, младшего медицинского персонала. По всей видимости, по жалобе раненых, Верхнее-Баканский эвакогоспиталь № 1610 посетила комиссия из райздравотдела и райпрокуратуры. В отчёте проверяющие отметили:
«Воздух пропитал гнилостным запахом. Постели, одежда и сами раненые бойцы до крайних пределов завшивели… Среди обслуживающего персонала наблюдается большая растерянность…»
Материалы на администрацию госпиталя, оказавшуюся неспособной обслужить большое количество раненых с Крымского фронта были переданы военному прокурору для привлечения виновных к ответственности. Последствия жалобы не известны.
Из подготовленных в крае 4936 медсестер 3750 были направлены в армию, из 8321 сандружинниц – 1763. Оставшихся сандружинницы были направлены в команды противовоздушной обороны, в команды по приему раненых и эвакуированных, доставленных кораблями в порт. Среди врачей было много досрочно выпущенных студентов медицинских вузов старших курсов, не имевших опыта работы. Нехватку медикаментов в госпиталях заменяли лечебными растениями: корень мандрагоры, шиповник, ромашка, крапива, чабрец, бузина, ландыш, горицвет, валерианы, пустырник, тысячелистник, полынь, хвою, липовый цвет и другие травы. В сборе трав принимали активное участие школьники и пенсионеры Новороссийска.
Но поток раненых был такой, что сил врачей не хватало…

#430 03.07.2015 11:23:54

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

19 мая директивой Ставки Верховного Главного командования Крымский фронт был расформирован, а Северо-Кавказское направление преобразовано в Северо-Кавказский фронт, в подчинение которого вошли Черноморский флот, Азовская флотилия и Северо-Кавказский военный округ. Командующим фонтом был назначен маршал Советского Союза С.М. Будённый. Перед фронтом была поставлена задача прочно удерживать Севастопольский оборонительный район, оборонять Таманский полуостров и «ни в коем случае не допустить форсирования противником Керченского пролива со стороны Крыма на Северный Кавказ». В случае прорыва врага на ростовском направлении войска фронта должны были удерживать рубеж реки Дон во взаимодействии с войсками Южного фронта.
Нарком ВМФ адмирал Н.Г, Кузнецов вспоминал:
«Когда противник захватил Керчь, мы предполагали, что он сразу же попытается переправиться через Керченский пролив на Тамань…»
Поэтому 29 мая 1942 года Ставка Верховного Главного Командования отдала директиву № 170422 о восстановлении 47-й армии и возложении на неё обороны Таманского полуострова. В то момент, когда отдавалась Директива Ставки ВГК, 47-я армия не существовала. Были только назначены командующий полковник Г.П. Котов, член Военного Совета армии бригадный комиссар И.П. Абрамов, начальник штаба генерал-майор А.А. Хрящев, бывший в Крыму начальником штаба 47-й армии. Армии передавалась 103-я курсантская стрелковая бригада,  да отдельные тыловые части и подразделения.
В той же директиве было сказано:
«…1. Восстановить управление 47-й армии и утвердить командующим армией полковника Котова, освободив его от обязанностей начальника штаба 51-й армии. Против присвоения ему звания генерал-майор Ставка не возражает…»
Бригадный комиссар Иван Пантелеевич Абрамов в 1941 году воевал под Москвой в должности начальника политотдела 5-й армии.
А.А. Хряшев не долго оставался в 47-й армии и  в начале июня был назначен начальником штаба 44-й армии. Начальником штаба 47-й армии стал полковник К.П. Васильев.
И на такую армию, в которой фактически была только одна курсантская бригада, а остальные части только начинали формировались, были возложены задачи по прикрытию побережья Азовского моря на участке Батайск, Азов, Темрюк, протяженностью около 150 км, а так же помощи оставшимся в Крыму нашим частям и подготовке новой десантной операции. Штаб армии располагался в Темрюке, в здании райисполкома.
Командование Северо-Кавказского фронта и 47-й армии пыталось установить связь и организовать выход окруженных из района каменоломен. В конце мая — в июне Азовская военная флотилия и Керченская военно-морская база, перебазированная на Тамань,
несколько раз высаживал на Крымский берег разведывательно-диверсионные группы. В них были представители армии, флота и органов НКВД. Эти группы не возвращались, а если и возвращались, то задание не выполняли. Бывший военный комиссар разведывательного отдела штаба 47-й армии И. Ф. Стеценко, готовивший многие из этих операций, вспоминал:
«Эта группа была сформирована из добровольцев 77-й стрелковой дивизии. Командиром группы бы капитан, а военным комиссаром политрук, фамилии их я, к сожалению, забыл. Сначала операция проходила успешно, очевидно, в этом районе враг не ожидал появления наших разведчиков. Но утром фашисты обрушили на нашу группу большие силы. Стремясь уничтожить разведчиков, они использовали даже авиацию. Разведчикам по радио было приказано удерживать плацдарм до темноты, предполагалось ночью послать подкрепление. Но это осуществить не удалось: из-за сильного огня противника катера даже не смогли приблизиться к берегу, где держались разведчики. Наша авиаразведка сообщала, что бои шли здесь около трех суток. Никто из этой группы обратно не вернулся».
И из каменоломен посылали на Тамань связных. Многие погибали или попадали в плен. Но всех возвращающихся из окружения забирали в особые отделы, как возможных агентов фашистов. Поэтому факты о возвращении связных почти не попадали в оперативные документы штабов и в политические донесения.
Деблокировать окруженных в керченских каменоломнях могла только крупная десантная операция. Такая операция готовилась по приказу Ставки и её должна была проводить 47-я армия. Был разработан план подготовки десанта. Но с падением Севастополя операцию пришлось отложить. Поэтому 47-я армия стала проводить демонстративные действия с целью ввести в заблуждение противника о десанте. К 23 июля было построены макеты танков, преимущественно земляных, проведено передвижение частей к пунктам посадки на побережье Азовского моря.
Из-за этого фашисты некоторые свои части возвратили в Керчь.

#431 10.07.2015 11:29:08

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

После оставления советскими войсками Керченского полуострова, Новороссийская НВМБ все силы бросила на обеспечение Севастополя. Из порта в Севастополь выходили подводные лодки, конвои в осажденный Севастополь. И несли потери. Освободившаяся авиация противника переключилась на борьбу с кораблями и судами, идущими в Севастополь.
На стоявшей в Новороссийске плавбазе «Очаков» разместился штаб подводных перевозок — оперативная группа во главе с начальником отдела подводного плавания штаба флота А. В. Крестовским. Тут же находились командиры обеих черноморских бригад подплава П. И. Болтунов и М. Г. Соловьев. Благодаря этому возникавшие в новом деле затруднения устранялись быстро.
С 10 мая по 1 июля подводная лодка Л-23, командир капитан 3 ранга И.Ф. Фартушный, совершила шесть походов в осажденный Севастополь, доставила более 600 т грузов, вывезла 229 раненых.
12 мая  Из Новороссийска в Севастополь вышли во второй рейс подводные лодки Л-4 и Д-4. Из за густого тумана им пришлось ждать входа в базу до 17 мая. Всего лодки привезли 113 тонн продовольствия.
С 15 мая транспортные перевозки в осажденный Севастополь стали совершать подводные лодки Л-5, командир А.С. Жданов, и  Л-23, командир И.В. Фартушный. Всего в мае 4 лодки сделали 13 походов и доставили в Севастополь свыше 917 тонн продовольствия и боеприпасов.
Впрочем, о подводных лодках очень хорошо написал М.Э. Морозов, из работ которого я и взял эти сведения. Поэтому прошу всех воспользоваться книгами Мирослава Эдуардовича.
Уважаемый Владимир Савилов предоставил мне информацию о перевозке войск из Новороссийска в Севастополь с  1 по 26 мая. Всего на кораблях флота было доставлено 10.607 бойцов и командиров, почти дивизия по штатам того времени.
12 мая вечером из Новороссийска в Севастополь вышли крейсер "Красный Крым", эсминцы " Дзержинский " и " Незаможник " с подкреплениями  для Приморской армии. К 0 часом 25 мин. 14 мая отряд подошел к Севастополю.  Не имея надежной обсервации, отряд не мог войти на Севастопольский фарватер. В создавшейся обстановке флагман, командир крейсера " Красный Крым " капитан 2 ранга А.И. Зубков принял решение лечь в дрейф. В 11 часов 32 мин. эсминец " Дзержинский ", командир капитан 3 ранга Г.Н. Валюх, не поставив параваны, на 18 узловым скорости двинулся на поиски тральщиков, высланных из Севастополя и в 12 час. 27 мин. " Дзержинский " подорвался на своем минном поле и затонул. Из 170 человек экипажа и 125 солдат удалось спасти только 27 человек. В 19 час. 30 минут " Красный Крым " и " Незаможник " вошли в базу под охраной тральщиков, доставив 2126 бойцов и командиров и 19 т боеприпасов и 60 т продовольствия.
18 мая  из Новороссийска в Севастополь вышел лидер "Харьков".  На переходе он был атакован авиацией противника. Зенитчикам  удалось сбить два самолета, но корабль сильно пострадал: лишился управления, на большей части пера руля была сорвана обшивка, на правом винте - оторвался обтекатель. В Новороссийске "Харьков" поставили в плавдок и в течении двух суток отремонтировали.
Постепенно главной «рабочей лошадкой», снабжающий Севастополь, становился лидер «Ташкент». Будучи самым скоростным кораблем флота, лидер, выходя из Новороссийска во второй половине дня,  за ночь успевал «сбегать» в Севастополь и вернуться к утру в Новороссийск. Туда — с грузом снарядов и с пополнением для защищающих город частей, обратно — с ранеными, с женщинами и детьми, эвакуируемыми на Большую землю. И каждый раз оставлял севастопольцам горючее — 500 тонн мазута.
Вскоре в Новороссийске появился анекдот о неком офицере-снабженце, который не понимал, куда на «Ташкенте» расходуют топливо: «Как ни приду на службу – стоит «Ташкент» у причала,  а  топливо куда-то девается».

#432 10.07.2015 13:47:30

maslopoop
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Россия, Калининград
подводная лодка Щ-407
Сообщений: 3985




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

#946961
Первой лодкой, переоборудованной для перевозок грузов в Севастополь стала подводная лодка Д-4, командир капитан-лейтенант Е.П. Поляков. Ее встречал на Лесной пристани Г.Н. Холостяков. С нее сняли все торпеды, кроме двух в носовых аппаратах, оставили минимальные запасы боеприпасов, топлива, воды, продовольствия из расчета 6 суток рейса. Второй - подводная лодка Л-4, командир В.Ф. Тамман

В первом случае всё-таки, наверное, капитан 3 ранга(?) И.С. Израилевич.. а во втором - капитан 3 ранга (?) Е.П. Поляков..

Отредактированно maslopoop (10.07.2015 13:48:59)


Я из того поколения, когда подарок не надо было упаковывать в красивый пакет, так как сам красивый пакет был нехилым подарком

#433 10.07.2015 18:20:00

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

#968352
На стоявшей в Новороссийске плавбазе «Очаков» разместился штаб подводных перевозок — оперативная группа во главе с начальником отдела подводного плавания штаба флота А. В. Крестовским. Тут же находились командиры обеих черноморских бригад подплава П. И. Болтунов и М. Г. Соловьев.

Интересные данные. Можно уточнить откуда они почерпнуты? В отчетах бригад вопросы боевого управления почему-то совершенно не раскрыты.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#434 13.07.2015 11:24:19

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Botik Petra Velikogo написал:

#968471
Можно уточнить откуда они почерпнуты?

Господа!
Точно не помню откуда взял, но в одной из этих книг:
А.В. Платонов и В.М. Лурье " Командиры советских подводных лодок  1941 - 1945 гг. " СПБ  изд. " Цитадель "      1999 г. стр. 21
П.В. Боженко « Подводные лодки в снабжении Севастополя » в сборнике « Тайны подводной войны » выпуск 2, издание Московского клуба истории флота, г. Львов 1996 г. стр. 31
Архивы мне сейчас просто не доступны...

#435 13.07.2015 11:26:44

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Botik Petra Velikogo написал:

#968471
Можно уточнить откуда они почерпнуты?

Господа!
Точно не помню откуда взял, но в одной из этих книг:
А.В. Платонов и В.М. Лурье " Командиры советских подводных лодок  1941 - 1945 гг. " СПБ  изд. " Цитадель "      1999 г. стр. 21
П.В. Боженко « Подводные лодки в снабжении Севастополя » в сборнике « Тайны подводной войны » выпуск 2, издание Московского клуба истории флота, г. Львов 1996 г. стр. 31
Архивы мне сейчас просто не доступны...

#436 13.07.2015 20:29:43

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Жаль, что не помните. Разница между этими книгами принципиальная.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#437 14.07.2015 10:35:48

maslopoop
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Россия, Калининград
подводная лодка Щ-407
Сообщений: 3985




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Botik Petra Velikogo написал:

#969383
Жаль, что не помните

П.В. Боженко "Подводные лодки в снабжении Севастополя" в сборнике "Тайны подводной войны" выпуск 2, издание Московского клуба истории флота, г. Львов 1996 г. стр. 31

Отредактированно maslopoop (14.07.2015 10:36:26)


Я из того поколения, когда подарок не надо было упаковывать в красивый пакет, так как сам красивый пакет был нехилым подарком

#438 14.07.2015 11:27:05

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Botik Petra Velikogo написал:

#969383
Разница между этими книгами принципиальная.

Согласен. Но все это не один год собиралось, а можно сказать и не один век... На карточки даты и события выписывал...

#439 17.07.2015 11:53:38

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

23 мая Таманский полуостров и прибрежная зона Азовского и Черного морей, а так же железнодорожные и шоссейные дороги, линии связи, аэродромы, районы дислокации войск и штабов, расположенные в Краснодарском крае и Ростовской области, объявлены особой зоной. В состав зоны так же включены гарнизоны Новороссийска, Анапы, Крымской и других городов края. Крайисполкому поручалось «к 1 июня выселить в административном порядке с территории военной зоны и вышеназванных гарнизонов лиц, признанных социально опасными, как по своей преступной деятельности, так и по связи с преступной средой, а так же лиц, принадлежащих к следующим национальностям: немцам, румынам, грекам, крымским татарам». С 1 июня въезд и выезд в местности, объявленные особой зоной, воспрещался.
30 мая начальник гарнизона Новороссийска капитан 1 ранга Г.Н. Холостяков издал приказ по усилению охраны  внутри города и «наведению революционного порядка». Приказ предусматривал усиление охраны военных городков и складов, принятие самых решительных мер борьбы с отдельными военнослужащими, которые будут делать попытку дезорганизовать дисциплину, нарушить революционный порядок в городе и гарнизоне. Было категорически запрещено всем жителям города принимать на ночлег военнослужащих без разрешения командования гарнизона и органов милиции. Усилена патрульная служба по городу, которая была до этого совершенно не значительна.
Горотдел НКВД так же провёл целый ряд мероприятий по обеспечению охраны и порядка в городе и близлежащий селениях. Для усиления охраны привлекался полк НКВД, который дислоцировался в окрестностях Новороссийска.  В Гайдуке и близь расположенных к нему селениях дислоцировалась 142-я стрелковая бригада, прикрывавшая направление на Геленджик.
Если судьба 142-й стрелковой бригады прослеживается по документам, то про полк НКВД, дислоцировавшийся в окрестностях Новороссийска мне ничего не известно.
И в этот же день, субботу 30 мая, Военный Совет флота дал указание И.Д. Елисееву собрать во всех базах и частях флота на Кавказе оружие и выслать его в Севастополь. Приказ был выполнен но, Новороссийская военно-морская база осталась без каких либо запасов оружия.
Оборона Черноморского побережья была возложена на 1-й отдельный стрелковый корпус в составе 417-й стрелковой дивизии, 138-й, 142-й, 113-й и 139-й стрелковых бригад, командир полковник М.М. Шаповалов.  Штаб корпуса располагался в станице Крымской. Поэтому так легко командование флота забрало всё оружие у Новороссийской военно-морской базы.
Но со строительством укреплений получалась неразбериха. В то время как строительство противодесантной обороны по побережью Азовского и Черного морей вели сухопутные части: 17 казачий кавалерийский корпус, 47-я армия и 1-й отдельный стрелковый корпус, то сухопутную оборону Новороссийска возводили части базы. Понятно, что все укрепления возводились не специалистами и из удобства выполнения работ… Тем не менее 19 июня начальник отделения инженерной службы Новороссийской военно-морской базы майора Пекшуев Петр Иванович был представлен к правительственной награде за то, что
«…разработал схему сухопутной и противодесантной обороны Новороссийской военно-морской базы. Сколотив около себя коллектив инженеров и техников, произвел рекогносцировочные работы протяжением до 250 км. Выполнил необходимые чертежи и расчеты. Разработал оригинальный чертеж бронерубки из ж.д. бандажей, который получил хороший отзыв и большой спрос. Руководя непосредственно работами на оборонительных рубежах Новороссийской ВМБ, при недостатке транспорта и рабсилы, построил: артдотов – 29, пулеметных ДЗОТ – 480, бронерубок – 100, убежищ – 80, окопов – 90, ловушек танков – 80 и т.д.
Проделанная работа полностью соответствует указаниям Народного Комиссара Военно-морского флота и при проверке на местности генерал-полковником тов. Червиченко получила хорошую оценку.
К выполнению этих работ тов. Пекшуев относился исключительно добросовестно, не считаясь с отдыхом и трудностями, отдавая все свои силы и знания.
Тов. Пекшуев достоин быть награжденным орденом «Красная звезда».
Командир Новороссийской военно-морской базы ЧФ     подпись     Капитан 1 ранга Холостяков
Военком Новороссийской военно-морской базы ЧФ        подпись    Полковой комиссар Бороденко
19 июня 1942 года»
Документ предоставлен М.Б. Власенко.
Увы, при обороне Новороссийска на этих оборонительных рубежах бои не велись.

#440 24.07.2015 11:33:04

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

А город жил своей жизнью.
На 1 июня в фонд обороны от трудящихся города поступило 3 млн. 69 тысяч рублей, из них 429 тысяч рублей – на танковую колонну. Трудящиеся торгового порта внесли 73 тысячи рублей.
2 июня было принято постановление комитета обороны г. Новороссийска «В целях сохранения от возможного повреждения при бомбардировках вражеской авиации» немедленно приступить к демонтажу турбины № 2 НовоРЭСа и вывозу её за пределы территории Новороссийска
Так было положено начало эвакуации Новороссийска.
6 июня в 9 часов утра от Дворца пионеров стартовал велопробег Новороссийск – Краснодар – Новороссийск. Перед стартом прошёл митинг на котором принял участие секретарь крайкома ВЛКСМ Кочубинская. Командир пробега Димитриади, политрук Лупанов, участники пробега Коноваленко, Прудников, Шипулин, Белый, А. Виголов, Е. Виголов и другие. Где-то на круг – около 300 км.
Направлялись люди на уборку урожая в колхозы и совхозы края. Всего по Краснодарскому краю за июнь из городов было направлено 82 тысячи человек мобилизованного населения с учётом 17200 человек эвакуированных из Керчи и Севастополя. Эвакуированных из Ленинграда к работам не привлекали.
16 июня  Военный совет СКВО принял решение о создании оборонительных рубежей между Доном и Кубанью, по Тереку, на Таманском полуострове, по побережью Азовского и Чёрного морей общей протяжённостью 2050 км. Намечалось построить 580 батальонных и 10 ротных рубежей. Командующим армиями приказано было подготовить к взрыву сооружения, мосты, дороги. Строительство рубежей велось силами жителей края. К началу боевых действий они успели закончить всего 180 батальонных районов и 1 ротный. Серьезными недостатками оборонительных рубежей являлись слабая противотанковая оборона и почти полное отсутствие маскировки. 
В этот же день  всем Первым секретарям горрайкомов ВКП(б) и начальникам горрайотделов НКВД была направлена секретная директива крайкома ВКП(б) и краевого управления НКВД за подписями первого секретаря крайкома ВКП(б)П.И. Селезнева и начальника краевого управления НКВД К.Г. Тимошенкова о подготовке мероприятий по выводу из строя промышленных предприятий. Для этого на каждом предприятии создавалась оперативная тройка в составе руководителя предприятия, секретаря парткома и работника НКВД, которая должна была составить подробный план уничтожения предприятия «в максимально короткие сроки – 38 часов и с наибольшем эффектом, с таким, расчётом, чтобы противник не мог быстро восстановить эти предприятия».
Весь июнь налетов на город не было. Пролетали единичные самолеты, определяемые и как Ju-88 и He-111, но бомбежек они не проводили. Видимо, это были фоторазведчики, следившие за нахождением кораблей в Цемесской бухте.

#441 17.11.2015 12:26:06

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

30 мая начальник гарнизона Новороссийска издал приказ по усилению охраны внутри города и «наведению революционного порядка». Приказ предусматривал усиление охраны военных городков и складов, принятие самых решительных мер борьбы с отдельными военнослужащими, которые будут делать попытку дезорганизовать дисциплину, нарушить революционный порядок в городе и гарнизоне. Было категорически запрещено всем жителям города принимать на ночлег военнослужащих без разрешения командования гарнизона и органов милиции. Усилена патрульная служба по городу, которая была до этого совершенно не значительна.
Горотдел НКВД так же провёл целый ряд мероприятий по обеспечению охраны и порядка в городе и близ лежащий селениях. Для усиления охраны привлекался полк НКВД, который дислоцировался в окрестностях Новороссийска.
В Гайдуке и близ расположенных к нему селениях дислоцировалась 142-я стрелковая бригада, прикрывавшая направление на Геленджик.
В этом же день Военный Совет флота дал указание И.Д. Елисееву собрать во всех базах и частях флота на Кавказе оружие и выслать его в Севастополь.
Из Новороссийска в Севастополь вышли подводные лодки С-31 и С-32 с грузом продовольствия, боеприпасов и бензина. Всего по 21 июня подводная лодка С-31, командир ст. лейтенант Н.П. Белоруков, совершила 5 рейсов в осажденный город и перевезла 204,5 т боеприпасов, 20,1 тонну продовольствия, 45 т бензина, вывезла из Севастополя 59 человек. В конце июня С-31 встала на ремонт.
А 31 мая приказом командующего ВВС ЧФ № 0068 была сформирована нештатная авиационная группа в составе 46-го авиаполка на самолетах УТ-1б, отдельной авиаэскадрильи на самолетах И-15бис, по одной эскадрильи 3-го и 119-го авиаполков на самолетах МБР-2, с подчинением командующему Азовской военной флотилии.

#442 20.11.2015 11:57:52

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

3 июня, Приказом НКО СССР "В целях наращивания ударной силы авиации и успешного применения массированных ударов объединить авиасилы  Северо-Кавказского фронта в единую воздушную армию, присвоив ей наименование 5-й воздушной армии." Формирование 5-й воздушной армии началось в середине мая 1942 года из частей бывшего Крымского фронта ВВС 44, 47, 51-й и Приморской армий Северо-Кавказского фронта, перелетевших на Кубань, а также 15-й ударной истребительной авиагруппы, базировавшейся на Тамани Н.С. Гречко, начальник оперативно отдела штаба ВВС Крымского фронта, вспоминал:
«...Наш самолет заходил на посадку. Под нами была аэродромная площадка станицы Крымской. Увидев сверху на местах стоянок добрую сотню самолетов, командующий ВВС радостно воскликнул:
— Вы, как вижу, не все оставили на Керченском полуострове!
Я пояснил, что эти самолеты из так называемой "ударной группы" в боях на Керченском полуострове не участвовали, но, как мне показалось, командующий не слышал моего пояснения…»
Что такое 15-я ударная истребительная группа и почему её самолёты не участвовали в боях за Керчь – я не знаю.
В состав армии вошли:
236-я истребительная   авиадивизия генерал-майора И.Д. Климова,
237-я истребительная   авиадивизия генерал-майора Е.М. Белецкого,
265-я истребительная   авиадивизия подполковника  П.Т. Коробкова,
238-я штурмовая        авиадивизия генерал-майора В.В. Нанейшвили,
132-я бомбардировочная авиадивизия полковника     А.З. Коровацкого,
518-й истребительный авиаполк на самолётах Як-1
806-й штурмовой авиаполк на самолётах Ил-2
742-й отдельный разведывательный авиаполк на самолетах Пе-2 майора Н.Е. Сергиенко,
763-й легкобомбардировочный авиаполк на самолетах По-2 майора П.И. Кулиш,
7-й учебно-тренировочный полк на самолетах Ил-2 и По-2 капитана И.И. Бабеева.
Три района аэродромного базирования: 36-й, 38-й и 85-й, и 20 батальонов аэродромного обслуживания. Всего к 15 июня в армии было 134 боевых самолётов.
(76-й РАБ находился в Староминском районе)
Командующий армией генерал-майор авиации С.К. Горюнов, военком армии бригадный комиссар А.П. Грубич, начальник штаба генерал-майор авиации С.П. Синяков. Во время формирования штаб 5-й воздушной армии находился в Крымске.
Всего к 15 июня в состав армии входили три истребительные, штурмовая и бомбардировочная авиадивизии, шесть отдельных авиаполков и отдельная эскадрилья связи, всего 134 боевых самолёта.
10 июня 1942 года командующий армией генерал-майор авиации С.К. Горюнов доложил командующему Северо-Кавказским направлением Маршалу Советского Союза С.М. Будённому, что 5-я воздушная армия сформирована и находится в боевом строю. Это написано на стр. 6 книги С.М. Давтян " Пятая воздушная " М. Воениздат 1990 г. А на стр. 8  той же книги, описывая наступление немецко-фашистских войск, начавшееся 25 июля, автор пишет:
«…5-я воздушная армия, вошедшая в состав фронта, сразу же стала привлекаться к ведению непрерывной воздушной разведки, прикрытию войск на поле боя, переправ через Дон, транспортов, железнодорожных станций, аэродромов и других объектов, к нанесению штурмовых ударов по наступавшим войскам и ведению с вражеской авиацией.
Воздушная армия в это время находилась в трудном положении. Дивизии был ещё недостаточно укомплектованы техникой. Например, 238-я ШАД к началу июля имела только треть положенного количества самолётов. Лётный состав, прибывавший из учебно-тренировочных и запасных полков, не обладал боевым опытом, части имели плохую связь друг с другом, их взаимодействие было отработано слабо…»
Но о боевых действиях армии в июне – июле С.М. Давтян не пишет…
Тогда я не понимаю, почему 10 июня командующий 5-й ВА докладывает, что армия сформирована и находится к боевом строю, а к концу июля, когда надо было вести бои, выяснилось, что армия к боям не готова. В полках не хватает самолётов, лётчики и командование воевать не умеют…
Так что же означал доклад командующего Воздушной армией, что армия находится в боевом строю?

#443 20.11.2015 13:23:41

aligvi
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Сергей! Рад, что ты на связи! Игорь

#444 23.11.2015 11:45:37

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

В середине мая на Тамань стали перебазироваться части 2-го воздушно-десантного корпуса.  Десантники отличились в 1941 году в боях в районе Киева – Конотопа и сумели вырваться из окружения. Из корпуса стали формировать 32-ю гвардейскую стрелковую дивизию 47-й армии. Проводя формирование, части дивизии сразу же занимали оборону на Тамани и в короткие сроки создали 1,5 тысячи дзотов и дотов, вырыли 48 тысяч погонных метров траншей и ходов сообщения.
В г. Ейске из остатков войск 3-го воздушно-десантного корпуса формировалась 33-z гвардейская стрелковая дивизия. В составе дивизии воевал будущий классик советского кино Григорий Чухрай. О своем боевом пути он написал книгу воспоминаний «Моя война», в которой рассказал и о формировании дивизии в Ейске. В частности, он приводит эпизод о том, что люди в дивизию поступали, а оружия не было. Поэтому старшина приказал изготовить деревянные винтовки и  с ними бойцы маршировали по городу, отрабатывали ружейные приёмы. Это продолжалось до получения оружия.
Да и дедушка мне рассказывал, что в ноябре в учебном батальон они маршировали с деревянными винтовками, но когда их перебросили под Москву, то каждому выдали винтовку СВТ.
Возможно, подобные эпизоды, когда из-за нехватки оружия обучение проводилось с деревянными винтовками, впоследствии недобросовестными «исследователями» стали выдаваться за случаи, когда пехоту гнали в бой без оружия с деревянными винтовками.
В первых числах июля 1942 года 33-ю гвардейскую стрелковую дивизию под командованием генерал-майора А.И. Утвенко срочно перебросили в г. Калач-на-Дону в состав 7-ой резервной армии, вскоре преобразованной в 62-ю армию. Дивизия приняла участие в героической обороне Сталинграда.
Так, начав создавать 47-ю армию, её стали «растаскивать»… И это было только начало.

#445 27.11.2015 11:40:38

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Продолжали свои героические рейсы в Севастополь подводные лодки.  К борьбе  с ними противник привлёк значительные силы авиации, торпедные катера. Подводные лодки  вынуждены были следовать в подводном положении, что заметно увеличивало время го перехода в Севастополь и обратно. А при переходе в надводном положении они гибли от ударов авиации и торпедных катеров.
13 июня для удара по торпедным катерам из Новороссийска вышли в набеговую операцию торпедные катера Д-3 и СМ-3, единственные мореходные торпедные катера Черноморского флота. Они сумели в порту Ялта потопить сверхмалую итальянскую подводную лодку СВ-5, повредить СВ-2 и СВ-3 и немецкий торпедный катер MAS-572. Катера без потерь вернулись на базу.
Подводные лодки входили в состав отряда малых кораблей ВМС Италии, который в мае 1942 года был переброшен в Крым. Подводная лодка СВ-5 имела водоизмещение 36/45 т, длину 15 м, ширину 2 м и осадку 1,2 м, скорость 7 узлов, экипаж 4 человека. Вооружение подводной лодки составляли две 450-мм торпеды.
Но подводные лодки подстерегала и другая, более грозная опасность – пары бензина. Он был очень нужен лётчикам и танкистам, так как его запасы в Севастополе были исчерпа-ны. Бензин перевозили на всех лодках в топливных цистернах, но для этого следовало обеспечить герметичность топливных цистерн, в которых перевозился бензин. На лодках типа Д и Л специальных мер не требовалось. На лодках типа Сделали пропитку сальниковой набивки клапанов зелёным мылом. Сложнее обстояло дело на "малютках". Ещё во время приёма бензина его пары попадали в отсеки, и, несмотря на непрерывную работу судовой вентиляции, часто создавалась такая их кон¬центрация, что от искры, возникшей в момент включения /выключения/ электроприборов, мог произойти взрыв.
Самый известный случай, благодаря рассказу Леонида Соболева «Держись старшина», произошел на подводной лодке М-32. По известным причинам, многое рассказе было упущено.
22 июня 1942 г, подводная лодка М-32, командир капитан-лейте¬нант Н.А. Колтыпин, доставила в Севастополь мины, патроны и бензин. После выгрузки она приняла раненных бойцов и пассажиров, среди них две женщины, и 23 июня в 2 часа ночи отошла от пирса, что бы отдифферентовавшись, следовать к месту базирования. Через четверть часа, когда лодка находилась на глубине 6 м, при задраенных переборках в централь¬ном посту произошёл взрыв паров бензина.  В результате были повреждены радиорубка и некоторое оборудование. Шесть человек получили ожоги, многие потеряли сознание. Шестнадцать часов пролежала М-32 на грунте. Преодолев критическое состояние, экипаж справился с управлением лодки и 25 июня привёл её в Новороссийск.
Взрывы произошли на подводных лодках М-60 и М-33. При этом несколько человек из экипажей получили ожоги.
Несмотря на исключительную опасность и громадные трудности, под¬водные лодки только за один месяц смогли доставить в Севастополь более 500 т бензина.
Понимая значение помощи героическим защитникам Севастополя, личный состав делал всё от него зависящее, чтобы ускорить погрузку подводных лодок. Рядовые и командиры - все принимали в ней участие. На больших подводных лодках погруз¬ка длилась 8 - 10 часов, на средних 4 - 8 ч, на малых 2 - 3 ч. Затем -  снова в поход. На переходе морем отдых не возможен, так как все отсеки загружались до предела, между ящиками оставались только очень узкие проходы. На обратном пути кроме экипажа на лодке находились раненые бойцы, эвакуируемые женщины и дети. Моряки и пассажиры испытывали острую  кислородную недостаточность. Огромное напряжение продолжалось два месяца, но не было случая, чтобы кто-либо из моряков пожаловался на усталость.
Проблему снабжения Севастополя подводные лодки решили успешно. 24 подводные лодки совершили 75 походов, доставили 3695 т грузов,  из них около 600 т бензина. Из осаждённого города было вывезено более 1365 человек, в большинстве – раненые, 42,8 т ценных  грузов, в том числе около 15 миллионов рублей денег.

#446 27.11.2015 11:54:53

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

#1009683
Они сумели в порту Ялта потопить сверхмалую итальянскую подводную лодку СВ-5, повредить СВ-2 и СВ-3 и немецкий торпедный катер MAS-572.

Они потопили СВ-5. Остальные потери нанесла наша авиация. МАС-572 это итальянский, а не немецкий катер.

Старый Судоремонтник написал:

#1009683
Он был очень нужен лётчикам и танкистам, так как его запасы в Севастополе были исчерпа-ны.

Танков в Севастополе было не особо много, а вот грузовиков более чем.

Старый Судоремонтник написал:

#1009683
Бензин перевозили на всех лодках в топливных цистернах,

В топливных цистернах у лодок был соляр для своего движения, а вот ряд балластных цистерн переоборудовался для приема бензина.

Старый Судоремонтник написал:

#1009683
Шестнадцать часов пролежала М-32 на грунте.

Детали случая с М-32 приведены не совсем точно. См. книгу "Месть "Сталина".

Старый Судоремонтник написал:

#1009683
Взрывы произошли на подводных лодках М-60 и М-33. При этом несколько человек из экипажей получили ожоги.
Несмотря на исключительную опасность и громадные трудности, под¬водные лодки только за один месяц смогли доставить в Севастополь более 500 т бензина.

После случаев с М-32 и М-60 перевозка бензина на ПЛ была запрещена, а об этом Вы не пишите.

Старый Судоремонтник написал:

#1009683
Огромное напряжение продолжалось два месяца, но не было случая, чтобы кто-либо из моряков пожаловался на усталость.

Не все ПЛ занимались перевозками два месяца. Большинство "щук" и "малюток" были привлечены к этому только в середине июня за две недели до финала.

Старый Судоремонтник написал:

#1009683
24 подводные лодки совершили 75 походов,

Эту статистику тоже надо бы уточнить. Насколько мне известно, в Севастополь посылалось 80 ПЛ из которых дошло и доставило груз 68.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#447 30.11.2015 11:51:36

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Уважаемый Botik Petra Velikogo!
Спасибо за замечания.
Все это я писал по открытым источникам, но 30 летние давности.

#448 30.11.2015 13:01:50

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

#1010945
Все это я писал по открытым источникам, но 30 летние давности.

Тогда самое время ввести современные :)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#449 01.12.2015 11:38:20

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Хорошо, введу.
А теперь продолжу.

30 июня в 09 часов 50 минут командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ф.С. Октябрьский направил лично от себя телеграмму наркому ВМФ адмиралу Н.Г. Кузнецову и командующему Северо-Кавказским направлением маршалу С.М. Буденному:
  «...Исходя из данной конкретной обстановки, прошу Вас разрешить мне в ночь с 30 июня на 1 июля вывезти самолётами 200-250 человек ответственных работников, командиров на Кавказ, а также, если удастся, самому покинуть Севастополь, оставив здесь своего заместителя, генерал-майора Петрова».
Ответ был получен около 19 часов:
«Эвакуацию ответственных работников и ваш выезд на Кавказ Ставкой разрешены. Кузнецов»
После чего состоялось совместное заседание Военных советов Черноморского флота Приморской армии, на котором рассматривался вопрос эвакуации ответственных работников. Вопросы эвакуации воинских частей не рассматривались. Более того, после совещания в 21 час 30 минут был отдан приказ:
«...Армия, продолжая выполнять свою задачу, переходит к обороне на рубеже: мыс Фиолент – хут. Пятницкого – истоки бухты Стрелецкой. Оборона указанного рубежа возлагается на группу генерал-майора П.Г. Новикова...»
Ставка Верховного Главного командования согласилось с доводами командования Северо-Кавказского фронта и приняла решение об эвакуации Севастополя. В ночь на 1 июля С.М. Буденный приказал заместителю командующего Черноморским флотом контр-адмирал И.Д. Елисееву:
«1. Все находящиеся в строю катера МО, подлодки, сторожевые катера и быстроходные тральщики последовательно направлять в Севастополь для вывоза раненых, бойцов и документов...
3. Попутными рейсами завозить боезапас. Отправку пополнения прекратить. Организовать прием в Новороссийске и Туапсе...»
Начальник штаба флота контр-адмирал И. Д. Елисеев, выполняя приказание командующего флотом, в тот же день приказал направить из Новороссийска в Севастополь для эвакуации защитников города все находившиеся в строю катера-охотники, быстроходные тральщики и подводные лодки. Но они смогли выти только под утро 1 июля.
В ночь на 1 июля на 13 самолётах Московской авиагруппы специального назначения Севастополь покинули 222 человек командного состава, 49 раненых и было вывезено 3490 кг ценных грузов. Среди них командующий Черноморского флота Ф.С. Октябрьский, Н.М. Кулаков, член Военного совета Приморской армии бригадный комиссар М.Г. Кузнецов, начальник управления тыла Приморской армии интендант 1-го ранга А.П. Ермилов, заместитель начальника политического управления флота бригадный комиссар И.В. Маслов, командир 3-й особой авиагруппы главной базы полковник Г.Г. Дзюба, командир 25-й дивизии генерал-майор Т.К. Коломиец, командир 172-й дивизии полковник И.А. Ласкин. Около 05 часов утра самолёты благополучно приземлились в Краснодаре. При посадке в Севастополе скопившиеся на аэродроме воины узнали начальство и открыли стрельбу в воздух. Что бы разрядить обстановку, военком 3-й особой авиагруппы полковой комиссар Б.Е. Михайлов остался на аэродроме и разъяснял бойцам, что командование вылетело, что бы организовать эвакуацию Севастополя.
В районе 35-й батареи всплыла подводная лодка Щ-209. На нее был доставлены буксиром 88 человек командного состава. Среди них командующий Приморской армией генерал-майор И.Е. Петров, член Военного совета армии дивизионный комиссар И.Ф. Чухнов, начальник штаба армии генерал-майор Н.И. Крылов, начальник артиллерии армии генерал-майор Н.К. Рыжи, комендант береговой обороны генерал-майор П.А. Моргунов и другие, согласно списка, составленного в штабе Севастопольского оборонительного района. В 02 часа 59 минут подводная лодка покинула Севастополь.
Несколько позднее вышла из Севастополя подводная лодка Л-23. Получив сигнал об отлете самолётов с Военным советом флота, на неё погрузили 117 человек командно-политического состава и руководства города. Среди них начальник штаба СОР капитан 1-го ранга АГ. Васильев, командир ОВР контр-адмирал В.Г. Фадеев, командир 7-й бригады морской пехоты генерал-майор Е.И. Жидилов, военком этой бригады полковой комиссар А.М. Ищенко, комендант Севастопольского гарнизона полковник А.П. Старушкин, председатель городского комитета обороны Б.А. Борисов, председатель горисполкома В,П, Ефремов и другие.
Вслед за подводными лодками в море вышли три сторожевых катера, четыре буксира, два водоналивных бота, одна шхуна и тринадцать мелких катеров-тральщиков, всего 23 судна. Из них только 17 достигло берегов Кавказа, доставив 304 бойца и командира.
Перешедшие катера вошли в состав ОВР Новороссийской военно-морской базы. К августу в ОВР базы входили 4-й дивизион малых охотников за подводными лодками, 17 катеров МО-4, 3-й дивизион сторожевых катеров, 8 единиц, 6-й дивизион катерных тральщиков 16 единиц, буксир " Кабардинец " и охрана рейда. Командовал соединением капитан 3 ранга П.П. Давыдов, начальник политотдела капитан 2 ранга К.Ф. Сорокин, начальник штаба капитан 3 ранга М.А. Ленакин.
В эту же ночь из Севастополя в Анапу перелетело 34 самолета:  11 Як-1, 7 Ил-2, 3 И-153, 2 И-15, 4 И-16, 2 ЛАГГ-3, 4 У-2, 1 УТ-1б. Каждый самолет, приняв на борт летно-технический состав, улетал с большой перегрузкой.

#450 04.12.2015 12:00:29

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

С  4 часов утра 1 июля и по 4 июля из Новороссийска в Севастополь направлялись Базовые тральщики, катера «морские охотники». Их прикрывали бомбардировщики ДБ-3 36-го минно-торпедного полка, но где–то до траверза Керченского пролива. Этого было достаточно, что бы защитить корабли от налётов вражеской авиации. Но как только ДБ-3 уходили, то налетала вражеская авиация, которая бомбила без перерывов до наступления темноты.  Кому–то повезло и корабли сумели прорваться в Севастополь и принять защитников. Увидя катера, защитники Севастополя бросались в море, и вплавь добирались до них. На катерах МО-4 принимали на борт до 127 человек! При этом перегруженные катера ещё могли  отражать налёты авиации и атаки торпедных катеров противника.
Кому-то не повезло и, от полученных при налётах повреждениях, корабли не смогли продолжать поход в Севастополь и возвращались в Новороссийск.
Не все катера, прорвавшиеся в Севастополь, смогли вернуться в Новороссийск. Они гибли в неравных боях. 
Ходили в Севастополь и подводные лодки. Кто-то сумел пройти, кто-то вынужден был вернуться. Но командование Приморской армии было вывезено на подводных лодках.
Не повезло генерал-майору П.Г. Новикову. Он не стал выполнять распоряжение командования Севастопольского оборонительного района и не возглавил оборону Севастополя. А в ночь на 2 июля он покинул город на МО-0112, командир лейтенант Н. Ф. Воловиков, по другим данным командир старший лейтенант Коргун. Лейтенант К.П. Булатов был помощником командира катера и принял командование после его гибели. Вместе с генералом на катере были бригадный комиссар А.Д. Хацкевич, командир крейсера «Червона Украина» капитан 2-го ранга И.А. Заруба, , прокурор флота бригвоенюрист А.Г. Кошелев, заместитель начальника управления тыла Приморской армии полковник А.Б, Мегробян и другие, всего около 70 человек. По официальной версии на рассвете катер МО-0112 был атакован пятью вражескими катерами, вышедшими из Ялты. Один вражеский катер был потоплен, но и наш получил пробоину и потерял ход. После того, как закончились боеприпасы, немцы захватили катер, сняли с него 16 человек, остальных взорвали вместе с катером.
По другой - МО-0112 был обнаружен и атакован четырьмя торпедными катерами противника. После часового неравного боя вся прислуга пушек и пулеметов была перебита, боеприпасы закончились моторы вышли из строя. Катер начал тонуть от полученных пробоин . Из 74 человек и более 20 человек команды в живых оказалось только 16 человек. Подошел немецкий катер S-72 и снял оставшиеся в живых. Так генерал П.Г. Новиков попал в плен и погиб в 1944 г. в немецком концлагере Флессенбург.
Утром 4 июля в район 35-й батареи вышли катера «МО-071», командир лейтенант С. Т. Еремин, «МО-074», командир лейтенант Н. И. Овсянкин, «МО-019», командир лейтенант Н. А. Оглы-Аскеров и «МО-0132», командир старший лейтенант В. С. Белик. Под непрерывной бомбежкой они сумели дойти до Севастополя, но на траверзе Балаклавы попали под орудийный огонь с берега. Подойти к 35-й батареи им не удалось. Катера вынуждено легли на обратный курс, но в районе мыса Феолент сумели подбирали людей с воды.
Этот последний отряд катеров, посланный в Севастополь…
Но Севастополь продолжал сражаться… Трагические страницы нашей истории …

Страниц: 1 … 16 17 18 19 20 … 34


Board footer