#51 11.09.2016 22:01:07

Кубинец
Гардемаринъ
gardemarin
быстроходный миноносец "Унылый"
Сообщений: 1255




Re: "Каталины" в СССР.

Nicolas написал:

#1090609
Затем машины были возвращены в США.

Ни одну ленд-лизовскую "Каталину" в США не вернули. Все они служили либо в авиации ВМФ, либо в различных гражданских ведомствах ( в основном - в гражданской и полярной авиации) до замены на отечественные машины - Бе-6 и др.

 

#52 11.09.2016 22:02:34

Кубинец
Гардемаринъ
gardemarin
быстроходный миноносец "Унылый"
Сообщений: 1255




Re: "Каталины" в СССР.

Сами же ленд-лизовские "Каталины" использовались в ВМФ СССР с 1944г - на Балтике и на Севере, а в 1945г - и на ТОФе.

 

#53 02.11.2016 02:25:51

Exarch
Участник форума
Откуда: Камчатка
Sailing yacht Manta Maria
Сообщений: 741




Вебсайт

Re: "Каталины" в СССР.

Кубинец написал:

#1090576
Нет, точно не МБР-2.

Все, определили.
Это японская  летающая лодка Н6К.


Drunk squid - grief in the family.

Мнение автора может не совпадать с его точкой зрения.

 

#54 10.11.2016 09:40:23

Кубинец
Гардемаринъ
gardemarin
быстроходный миноносец "Унылый"
Сообщений: 1255




Re: "Каталины" в СССР.

4-х моторная летающая лодка
http://s017.radikal.ru/i428/1611/62/20512c17ed24.jpg[/url]

к какой авиачасти принадлежал самолёт - выяснили?

Отредактированно Кубинец (10.11.2016 09:42:54)

 

#55 11.11.2016 03:50:44

Exarch
Участник форума
Откуда: Камчатка
Sailing yacht Manta Maria
Сообщений: 741




Вебсайт

Re: "Каталины" в СССР.

Кубинец написал:

#1106868
к какой авиачасти принадлежал самолёт - выяснили?

Да, предположительно, но с очень высокой вероятностью. :)
Это машина 801-го кокутая.  При исследовании места с фото недавно был найден один обломок фюзеляжа, выкрашен черной красной. Больше ничего не нашлось - в том месте пришелся наиболее сильный удар цунами 1952 года...


Drunk squid - grief in the family.

Мнение автора может не совпадать с его точкой зрения.

 

#56 11.11.2016 11:54:29

КВ-14
Участник форума
Откуда: бывшая столица Руси
САУ СУ-152
Сообщений: 1445




Re: "Каталины" в СССР.

1

Возможно, эта информация уже проходила?
27 октября 1940г. катастрофа самолёта ГСТ.
        Экипаж погиб.   

10 августа 1945г. катастрофа самолёта PBN-1, КК к-н Фролов И.В.
           Самолёт был атакован японскими истребителями после выполнения воздушной разведки недалеко от береговой черты в бухте Тазгоу (ныне бухта Спокойная) вблизи мыса Поворотный и затонул. Экипаж, 6 человек, погиб.
3 АЭ 16 авиаполка
капитан Фролов Иван Васильевич
мл. лейтенант Верешников (Ведерников) Виктор Павлович
лейтенант Шестаков Александр Иванович
техник-лейтенант Мирошник Петр Иванович
сержант Янчук Анатолий Владимирович
ст. краснофлотец Девятков Константин Михайлович
сержант Корсунский Иван Михайлович

5 февраля 1948г. катастрофа самолета PBN-1, КК - командир АЭ л-т Коковкин В.К.
           Экипаж, 3 человека, погиб.

7 августа 1948г. катастрофа самолета PBN-1, КК ст. л-т Попов К.А.
          Экипаж, 3 человека, погиб.

5 октября 1950г. катастрофа самолета «Каталина (по другим данным PBN-1», КК ст. л-т Пахомкин В.А.
           Экипаж отрабатывал ночную стрельбу по конусу. Самолёт столкнулся с землёй в 10км западнее м.Сысоева. Экипаж самолета буксировщика наблюдал яркое пятно на воде, где в последующем были найдены плавающие обломки самолета. 7 человек погибло.
           Причина ЛП не установлена, предположительная причина - потеря пространственной ориентировки.

30 августа 1951г.  катастрофа самолета PBN-1, лётчик замкомандира АП м-р Якунин Б.М.
            Лётчик погиб.

Отредактированно КВ-14 (11.11.2016 14:21:13)

 

#57 11.11.2016 13:21:49

КВ-14
Участник форума
Откуда: бывшая столица Руси
САУ СУ-152
Сообщений: 1445




Re: "Каталины" в СССР.

29.10.1944 Катастрофа гидросамолета 'Каталина' близ Нарьян-Мара
Naval Aircraft Factory PBN-1 Nomad
Регистрационный (бортовой) номер ВС: 02806
Подразделение:    ВВС Беломорской военной флотилии, 44 сап
Архангельская область, Ненецкий АО, близ Нарьян-Мара

Экипаж возвращался после выполнения патрульных полетов с базы на Новой Земле. После дозаправки и ночевки в Нарьян-Маре полет был продолжен. Посадка предусматривалась на озере Холмовское. Командир экипажа принял решение следовать не вдоль береговой черты, а кратчайшим маршрутом над сопками несмотря на то, что имел информацию о тумане на этом маршруте. Во время полета, оказавшись в сложных метеоусловиях с ограниченной видимостью в районе отрогов Тиманского кряжа, он начал набирать высоту, но самолет нижней частью фюзеляжа ударился о вершину сопки, разрушился и загорелся. При катастрофе выжил бортмеханик, получивший небольшие ожоги. Он вышел из тундры в район села Коткино на 17-ые сутки, где ему была оказана помощь.

Отредактированно КВ-14 (11.11.2016 13:25:02)

 

#58 11.11.2016 13:43:14

КВ-14
Участник форума
Откуда: бывшая столица Руси
САУ СУ-152
Сообщений: 1445




Re: "Каталины" в СССР.

Катастрофа 'Каталины' Красноярского управления ГВФ в Туруханске   
        
       
    Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  31 июля 1948 г.
Время:  17:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, Туруханск
Тип ВС:  Naval Aircraft Factory PBN-1 Nomad
Регистрация ВС:  СССР-Л789
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Красноярское управление ГВФ

Дата выпуска ВС    1944
Заводской номер ВС    02879
Силовая установка    353564 76800

Описание
    Экипаж 26 транспортного авиаотряда Красноярского управления ГВФ выполнял рейс по маршруту Красноярск - Подкаменная Тунгуска - Туруханск - Валек. На борту находилось 5 членов экипажа, 15 взрослых пассажиров, ребенок (1 год 2 мес.) и 1948 кг груза.
    После остановки в Подкаменной Тунгуске и высадки одного пассажира в 11:13 мск экипаж произвел взлет. Полет до Туруханска прошел без происшествий.
    В 25-30 км от Туруханска командир корабля установил связь с диспетчером АДС Туруханска и получил от него условия посадки: «Ветер 10 м/с, высота облачности 1000 м, заход на посадку по «Т», посадка на плёс Енисея». Сведения об атмосферном давлении, направлении ветра и высоте волны диспетчер экипажу не передал, а экипаж их не потребовал.
    В 13:25 мск самолет на высоте 300 м подошел к Туруханску. Заход на посадку проходил при порывистом ветре 10-12 м/с. Высота волны составляла 40-50 см. Планирование осуществлялось на скорости около 100 км/ч, при наддуве 22-25 дм и 2000 об/мин. Перед приводнением скорость и наддув были уменьшены. Приводнение произведено в плоскости ветра, в месте впадения реки Нижняя Тунгуска в реку Енисей. Полетный вес при посадке составлял 12828 кг. Вместо посадки на третий редан (согласно НПП-47 при наличии волн) пилот произвел посадку на первый редан. Через 50-60 м пробега по воде это привело к барсению на высоту 2-2,5 м. Вторичное приводнение после горизонтального полета на расстоянии 30-40 м было произведено также на первый редан. Самолет взмыл на высоту 5-6 м, потерял скорость и с опущенной носовой частью под углом 20-25° ударился об воду. В момент удара о воду передняя часть лодки самолета оторвалась по третьему силовому шпангоуту от остальной части лодки, самолет встал вверх хвостом. Затем хвост самолета опустился и самолет погрузился в воду по плоскости под углом 50-60°. Часть экипажа и пассажиров была выброшена в воду и выбралась на плоскости, откуда их сняли катера. Две женщины и ребенок утонули. 3 члена экипаж и 1 пассажир получили тяжелые ранения. Катастрофа произошла в 13:40 мск.
    Комиссия установила, что после получения двух гидросамолетов летом 1947 г 26-м отрядом все обучение экипажей было передоверено одному пилоту-инструктору, так как ни командир 26 ТАО, ни заместитель начальника Красноярского управления ГВФ на гидросамолетах не летали. Пилот-инструктор обучал командира корабля посадке только на первый редан и после «барса» требовал также приводнения на первый редан. В процессе дальнейших самостоятельных полетов командир корабля практиковал посадку на первый редан, что неоднократно приводило к «барсам», однако командование никакого значения этому не придавало.

Отредактированно КВ-14 (11.11.2016 13:45:17)

 

#59 11.11.2016 13:51:48

КВ-14
Участник форума
Откуда: бывшая столица Руси
САУ СУ-152
Сообщений: 1445




Re: "Каталины" в СССР.

Катастрофа КМ-2 Управления Полярной авиации Главсевморпути на Химкинском водохранилище   
        
       
    Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 июня 1950 г.
Время:  18:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Москва, Химкинское водохранилище
Тип ВС:  КМ-2
Регистрация ВС:  СССР-Н488
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Управление Полярной Авиации Главсевморпути

Дата выпуска ВС    23.11.1943
Заводской номер ВС    02817   
Силовая установка    8229052 8229045

Описание
    Поставленный в СССР по лэнд-лизу самолет-амфибия Consolidated PBN-1 Nomad в 1949 г был переоборудован двигателями АШ-82 и под обозначением КМ-2 налетал после переоборудования 224 ч 50 мин. После производства работ по его подготовке к летней навигации экипаж МАГОН должен был отправиться на задание в Архангельск. Перед вылетом на задание экипаж производил облет самолета по кругу и произвел взлет с акватории Химкинского водохранилища. С разрешения второго бортмеханика на борту незаконно, с целью катания, находился пассажир – моторист, который должен был ждать возвращения самолета на берегу. После 12 минут полета командир корабля по разрешению по командной радиостанции пошел на посадку с МК=135°. Место приводнения, напротив здания Северного порта, было отмечено катером. В результате допущенной ошибки в высоте выравнивания при зеркальной поверхности воды самолет зарылся носовой частью в воду, начал разрушаться и затонул. Второй бортмеханик погиб. Его тело было поднято из воды на следующий день. Смерть наступила от многочисленных травм, несовместимых с жизнью. Остальные члены экипажа были тяжело ранены и подобраны из воды подоспевшими катерами. Бортрадист скончался в Боткинской больнице 28 июня. Пассажир, который находился в блистерном отсеке в хвостовой части, не пострадал. Самолет затонул на глубине 8 м. Хвостовая часть отломилась от лодки, осталась на плаву и была вскоре отбуксирована к берегу. Катастрофа произошла в 18:30.

 

#60 11.11.2016 16:05:16

Кубинец
Гардемаринъ
gardemarin
быстроходный миноносец "Унылый"
Сообщений: 1255




Re: "Каталины" в СССР.

КВ-14 написал:

#1107219
10 августа 1945г. катастрофа самолёта PBN-1, КК к-н Фролов И.В.
           Самолёт был атакован японскими истребителями после выполнения воздушной разведки недалеко от береговой черты в бухте Тазгоу (ныне бухта Спокойная) вблизи мыса Поворотный и затонул. Экипаж, 6 человек, погиб.

Разбирали этот эпизод на одном из профильных форумов. Никаких японских истребителей там не было и никто этот "Номад" не сбивал. Похоже, что во время полёта в СМУ пилот не рассчитал высоту, самолёт слишком низко опустился и "нырнул" под воду. Из всего погибшего экипажа к берегу прибило не то два, не то три тела, которые были захоронены неподалёку.
Уточнение: В отчете начштаба 16 АП ВВС ТОФ о потерях от 21 08 1945г. указано, что капитан Фролов И. В., л-т Шестаков А. И., л-т Мирошкин П. И. и младший сержант Девятков В. М. были захоронены на западном берегу бухты Тазгоу (Спокойная) в 1 км западнее пос. Врангель.

Отредактированно Кубинец (16.11.2016 15:36:36)

 

#61 11.11.2016 16:07:00

Кубинец
Гардемаринъ
gardemarin
быстроходный миноносец "Унылый"
Сообщений: 1255




Re: "Каталины" в СССР.

Exarch написал:

#1107143
Да, предположительно, но с очень высокой вероятностью.
Это машина 801-го кокутая.  При исследовании места с фото недавно был найден один обломок фюзеляжа, выкрашен черной красной. Больше ничего не нашлось - в том месте пришелся наиболее сильный удар цунами 1952 года...

Они там вроде в 1942-43гг базировались? И машина скорей всего разбилась из-за неисправности или попав в туман?

 

#62 11.11.2016 16:08:39

Кубинец
Гардемаринъ
gardemarin
быстроходный миноносец "Унылый"
Сообщений: 1255




Re: "Каталины" в СССР.

Наиболее полная информация по "Каталинам" и "Номадам" есть на форуме "Полярная почта".

 

#63 11.11.2016 16:34:41

КВ-14
Участник форума
Откуда: бывшая столица Руси
САУ СУ-152
Сообщений: 1445




Re: "Каталины" в СССР.

Кубинец написал:

#1107283
Никаких японских истребителей там не было и никто этот "Номад" не сбивал.

В боевом донесении, про истребители тоже ни слова: "не вернулся после 7 часов патрулирования"

 

#64 11.11.2016 22:38:51

Exarch
Участник форума
Откуда: Камчатка
Sailing yacht Manta Maria
Сообщений: 741




Вебсайт

Re: "Каталины" в СССР.

1

Кубинец написал:

#1107284
Они там вроде в 1942-43гг базировались? И машина скорей всего разбилась из-за неисправности или попав в туман?

Базировались до 1943 но потом были регулярные перелеты с Хоккайдо до Касивабара. Вероятно это поврежденный корпус из тех летающих лодок, что были потеряны в 1943 году из-за непогоды.  Или позже что-то поломалось.


Drunk squid - grief in the family.

Мнение автора может не совпадать с его точкой зрения.

 

#65 11.11.2016 22:49:32

Кубинец
Гардемаринъ
gardemarin
быстроходный миноносец "Унылый"
Сообщений: 1255




Re: "Каталины" в СССР.

1

КВ-14 написал:

#1107219
27 октября 1940г. катастрофа самолёта ГСТ.
        Экипаж погиб.   

Погиб только один из лётчиков. Другой получил ранения. Самолёт разбился при облёте после сборки на заводе №31. Поэтому привязки к конкретной в/ч не имел.

 

#66 11.11.2016 22:53:35

Кубинец
Гардемаринъ
gardemarin
быстроходный миноносец "Унылый"
Сообщений: 1255




Re: "Каталины" в СССР.

КВ-14 написал:

#1107219
7 августа 1948г. катастрофа самолета PBN-1, КК ст. л-т Попов К.А.
          Экипаж, 3 человека, погиб.

Самолёт принадлежал 48-му ОМРАП ВВС ТОФ. По некоторым данным, это был не PBN-1, а PBY-6A. Экипаж в составе: КЭ ст. л-т Попов К. А., ПКЭ л-т Подопригора А. Н., ШЭ л-т Михайлов В. И. погиб.

Отредактированно Кубинец (12.11.2016 20:49:48)

 

#67 11.11.2016 23:08:40

Кубинец
Гардемаринъ
gardemarin
быстроходный миноносец "Унылый"
Сообщений: 1255




Re: "Каталины" в СССР.

К списку катастроф, произошедших с "Каталинами" и "Номадами", можно ещё добавить:
1 августа 1945г самолёт PBN-1 из состава 16-го ОМДРАП ВВС ТОФ (с аэродрома Суходол) разбился на склоне выс.405 у бухты Шамора при выполнении учебного полёта. 5 членов экипажа погибли, двое были ранены.
Здесь подробнее - http://aviapoisk.narod.ru/shamora.htm

А тут информация по экипажам, погибшим  1.08.1945г и 5.10.1950г - http://aviapoisk.narod.ru/aparinov.htm

Отредактированно Кубинец (12.11.2016 20:50:34)

 

#68 11.11.2016 23:15:52

Кубинец
Гардемаринъ
gardemarin
быстроходный миноносец "Унылый"
Сообщений: 1255




Re: "Каталины" в СССР.

Первым советским ленд-лизовским "Номадом", погибшим в годы ВОВ, был самолёт, пилотируемый перегоночным экипажем 65-го АП СН ВВС, под командованием полковника Романова.
PBN-1 (№02826) - пропал без вести при перелёте из Рейкьявика на СФ. По уточнённым данным, самолёт разбился 17 (18) июня 1944г, столкнувшись в тумане со скалами Андоттен о.Сёрёй в Северной Норвегии.  Экипаж погиб и похоронен местными жителями недалеко от места гибели.
http://ktsorens.tihlde.org/flyvrak/andotten.html

Отредактированно Кубинец (11.11.2016 23:26:20)

 

#69 11.11.2016 23:20:34

Кубинец
Гардемаринъ
gardemarin
быстроходный миноносец "Унылый"
Сообщений: 1255




Re: "Каталины" в СССР.

19 июня 1944г в тренировочном полёте полёте, при взлёте с оз. Холмовское, упал в лес и разбился PBN-1 из состава 118-го ОМРАП ВВС СФ. Экипаж погиб.
Ещё 3 "Номада" из состава ВВС СФ (Беломорской ВФл) 6 сентября 1944г во время шторма были выброшены на берег в губе Белушья. Два самолёта были полностью разбиты, а третий получил сильные повреждения и был списан.

 

#70 11.11.2016 23:24:37

Кубинец
Гардемаринъ
gardemarin
быстроходный миноносец "Унылый"
Сообщений: 1255




Re: "Каталины" в СССР.

В ночь с 11 на 12 января 1945г при перелёте из Элизабет-Сити (США) в Сан-Хуан (Пуэрто-Рико) в результате пожара на борту разбился PBN-1 (№02915). Экипаж во главе с командиром корабля капитаном Чиковым Н.М. погиб.
По другим данным, это был PBY-6A.

 

#71 12.11.2016 20:47:08

Кубинец
Гардемаринъ
gardemarin
быстроходный миноносец "Унылый"
Сообщений: 1255




Re: "Каталины" в СССР.

КВ-14 написал:

#1107219
5 февраля 1948г. катастрофа самолета PBN-1, КК - командир АЭ л-т Коковкин В.К.
           Экипаж, 3 человека, погиб.

По некоторым данным, 5.02.1948г разбился не PBN-1, а МБР-2 48-го ОМРАП ВВС ТОФ. Экипаж в составе: КЭ л-т Коковкин В. К., ПКЭ ст. л-т Базецкий М. М., ШЭ л-т Кобченко В. Н., ВСР р-й Ступикин В. П. погиб.

 

#72 12.11.2016 20:52:02

Кубинец
Гардемаринъ
gardemarin
быстроходный миноносец "Унылый"
Сообщений: 1255




Re: "Каталины" в СССР.

КВ-14 написал:

#1107219
30 августа 1951г.  катастрофа самолета PBN-1, лётчик замкомандира АП м-р Якунин Б.М.
            Лётчик погиб.

Самолёт принадлежал 48-му ОМРАП ВВС ТОФ.

После войны на ТОФе был потерян ещё один самолёт - 11.12.1947г разбился PBY-6A из состава 16-го ОМРАП ВВС ТОФ. В результате катастрофы погибли 6 членов экипажа: КЭ л-т Заярный И. С., ПКЭ л-т Селеверстов Р. А., ШЭ л-т Прохоров В. А., БТ ст. т-л-т Петров И. П., ВСР ст. Иванцов А. М., ВС мл. с-т Шишолик В. Т.  и пассажиры, находившиеся на борту.
Ссылка на потери ВВС ТОФ - http://aviapoisk.narod.ru/alleya.htm

Отредактированно Кубинец (12.11.2016 20:57:06)

 

#73 12.11.2016 21:04:30

Кубинец
Гардемаринъ
gardemarin
быстроходный миноносец "Унылый"
Сообщений: 1255




Re: "Каталины" в СССР.

КВ-14 написал:

#1107219
5 октября 1950г. катастрофа самолета «Каталина (по другим данным PBN-1», КК ст. л-т Пахомкин В.А.
           Экипаж отрабатывал ночную стрельбу по конусу. Самолёт столкнулся с землёй в 10км западнее м.Сысоева. Экипаж самолета буксировщика наблюдал яркое пятно на воде, где в последующем были найдены плавающие обломки самолета. 7 человек погибло.
           Причина ЛП не установлена, предположительная причина - потеря пространственной ориентировки.

Разбившимся самолётом был PBN-1 из 289-го ОПЛАП (№2990?). Катастрофа произошла над Уссурийским заливом , в 10 км западнее мыса Сысоева.

 

#74 16.11.2016 15:28:06

Кубинец
Гардемаринъ
gardemarin
быстроходный миноносец "Унылый"
Сообщений: 1255




Re: "Каталины" в СССР.

Схемы окраски
L-2 "Guba"
http://s015.radikal.ru/i332/1611/7f/7747644aafed.jpg

ГСТ из состава ВВС ЧФ
http://s019.radikal.ru/i615/1611/87/638a2bb0047b.jpg

Н-309 Полярной авиации (ГУСМП)
http://s017.radikal.ru/i413/1611/d7/e3e5ef337cab.jpg

 

#75 30.11.2016 12:00:49

AAG
Мичманъ
michman
Откуда: Москва
Трехпалубный танчик линкорного типа Pisez-1000
Сообщений: 3956




Re: "Каталины" в СССР.

Насчет ГСТ
"PBY-1-3 «Guba» – первая летающая лодка, попавшая в СССР еще до начала лицензионной постройки ГСТ в Таганроге. Машину приобрели за 230 тыс. долларов для поисков пропавшего без вести 13 августа 1937 года самолета Н-209 (ДБ-А), на котором экипаж Сигизмунда Леваневского совершал перелет через Северный полюс в Америку."
"PBY-1 с двигателями «Райт» GR-1820-G3 (835 л.с.). На заводе № 31 было собрано две машины из американских деталей, полученных в комплекте."
В 1940 в Таганроге собрали еще 21 самолет, включая 5 МП-7.
Таким образом всего было 24 лодки, из них 6 в пасажирском варианте(скорее всего один из них был собран из американского комплекта)


"То strive, to seek, to find, and not to yield. / Стремиться, искать, находить, а не сдаваться." Альфред Лорд Теннисон

 

Board footer