Вы не зашли.
Уважаемые мэтры!
Прошу пардону за дурацкий вопрос-может он не сюда.. Но, тем не менее. Почему-то в нашей маринистике (и баталистике..) мне не встречалось ничего подобного героям С.С. Форестера и П. О"Брайена или даже Б.Корнуэла. М.б., маринистика, начавшись с С.Колбасьева и Л.Соболева, ими же закончилась? Или же нашим авторам лень копаться в деталях флотской жизни и быта? Во всяком случае, большинство наших морских книг, как представляется, можно разделить на такие группы: "жизнь замечательных адмиралов и капитанов", "про плохое начальство", "я и служба", "как меня обижали начальники, коллеги и т.д", "переживания на фоне моря", "пр кровавую ГБ". Если брать книги о военной службе на суше, то тут еще больше тараканов, но не о них речь. Есть версия, что причиной отсутствия героев, аналогичных британским, является такие обстоятельства, как:
- социальный расизм, присущий российскому императорскому флоту, когда матросов воспринимались, как род холопов, негров, прислуги (это характерно и для армии, но в меньшей степени..), а офицер=дворянин (не писать же про рабовладельцев);
- бледность российского флота со второй половины 19 века до 1917 года (а может и позже) на фоне британцев, немцев, японцев, американцев.
Можно, конечно, писать про РККФ, но про гражданскую войну-нельзя, а про Великую Отечественную- действия флота в море-лишь скромный эпизод на фоне эпического полотна войны.
М.б., я не прав, но-почему же нет русского Хорнблауэра?
А аналогичные выдуманные "сухопутные" герои вам встречались?
Похоже одна из причин, что цикл исторических романов вообще не характерен для нашей литературы.
Про сухопутных героев появилось несколько циклов, особенно в альтернативной литературе. Полистайте вот здесь
http://mirknig.su/knigi/belletristika/page/3/
Отредактированно Strannik4465 (20.03.2017 00:02:00)
DeFonce написал:
#1143393
М.б., я не прав, но-почему же нет русского Хорнблауэра?
Получится только клонирование: что-то внятное можно написать только по парусной эпохе...
DeFonce написал:
#1143393
но-почему же нет русского Хорнблауэра?
Хороший вопрос. Но причины Вы, похоже, обозначили сами:
DeFonce написал:
#1143393
социальный расизм, присущий российскому императорскому флоту, когда матросов воспринимались, как род холопов, негров, прислуги (это характерно и для армии, но в меньшей степени..), а офицер=дворянин (не писать же про рабовладельцев);
DeFonce написал:
#1143393
бледность российского флота на фоне британцев, немцев, японцев, американцев.
DeFonce написал:
#1143393
нашим авторам лень копаться в деталях флотской жизни и быта
А жаль, подобные циклы, ко всему прочему, мощнейший способ поднять интерес к какой-либо проблематике((
Хотя у нас по флоту, справедливости ради, и без этих циклов много чего нету. Даже гамотных обзоров по развитии парусных кораблей (с причинами и особенностями эволюции конструкций и типов) и тех нет. Понадобилось тут посмотреть пушечные вооружения (не формальные, а фактические) и то ряду эпох дырки. Печалька. Или может я чего то упустил?
RN98 написал:
#1143424
Понадобилось тут посмотреть пушечные вооружения (не формальные, а фактические) и то ряду эпох дырки.
С фактическими у всех плохо, кроме м.б. англичан.
RN98 написал:
#1143424
Даже гамотных обзоров по развитии парусных кораблей (с причинами и особенностями эволюции конструкций и типов) и тех нет.
А у кого они есть? Кроме англичан.
Strannik4465 написал:
#1143418
Про сухопутных героев появилось несколько циклов, особенно в альтернативной литературе.
Мы вроде про исторические книги говорим, а не альтернативщину. Или появился "русский Шарп"?
Еще раз глас вопиющего бритофила в пустыне азиятов (щютка )- у Британии нет постоянных друзей и нет постоянных врагов, дальше вы в курсе? Никто не заморачивался сильно противостоянием с конкретным противником и конкретным гк противника. Завтра может быть с ним в одном строю идти придется, и что? Просто строили, что могли через парламент протащить, что хватало производственных и научных сил плюс так как видели тогда нужным. Когда уж совсем невмоготу прижимало, тогда-да "кажется основным театром буде Северное море... Видно, для экономии, можно легкие силы оптимизировать именно под него,т.е обжать по водоизмещению и сэкономить деньги для главных сил." И все. То есть Ваши рассуждения "надо столько то брони дабы противостоять 14" немцев- хороши, но... Хороши для парламента,там где будут деньги выбивать. При проектировании будет "надо протащить новый калибр. При водоизмещении 46000 придется еще выстребовать бульон бабла на переделку доков, а если поставить 11" то будет 44000 и надо полбульона. Ставим 10", на следующей серии поднимем до 12". Прокатит- дальность то боя с 18"выми пухами возрастет, вот и хватит брони, да еще и не факт что дорожки немецких 15" и наших 18" пересекуться. А доки начнем переделывать и деньги потихоньку размажем по годам"
Окончательно насчет бронезащиты. 330 это похоже максимум что тогда бриты внятно могли катать. Далее, как в истории с Дредом дабы не порождать у парламента массовый инфаркт ценой водоизмещение будут рубить как смогут, поэтому вполне допускаю тот же ход как с 6" поясом родоначальника- рубанут до 10-11" плюс 1" буля.
Теперь окончательно насчет 5х2-18" и 21узел или 4х2-18" и 25узлов. Королевам сняли одну бвшню и напихали машин так как при восьми стволах залп был аналогичен залпу опорников с 343мм, а он считался достаточным. Вообще считать 15" новой вехой- галимый пиарь. В реале никто ничего не собирался особо дергаться, но вдруг оказалось, что пухи с большим удлинением (назову так) делать не выходит и естьшанс проигрыватьоднокалиберным противникам. Вот и увеличили калибр, когда все наращивали длину ствола еще на пяток калибров.
В случае же перехода на 18" уже никто с предшественниками сравнивать не будет- все, чистый лист, новая строка. Так что пять башен и 21узел. Максимум со второй серии когда с баблом вообще похудеет. Свои то тоже все линкоры устареют и их надо будет менять.
Единственный вариант- аналог Лизы. Типа давайте одну бащнювыдерем и туда мшин напихаем- и пух аграмедных меньше делать надо и скорость поднимем,т.е больше шанс, что бигганы окажуться именно в нужном месте боя.
В таком случае в те же 43500,какя написал выше можно впихнуть су Тайгера,но с Ярроукотлами, а Ваттс их постоянно пытался пихнуть,но его били по рукам и заставляли толстостенки ставить. Тут я думаю степень новизны уже зашкалит и пройдут таки Ярроу. Но на какую скорость выпихнут 85000 коней (100000) форсированных 43500тонн-х.з.
И на последок. Ваттс на последних проектах всегда просирал скорость Где то на узел
ДИКСИ.
Сорь- удалите, не туда запостил.
Prinz Eugen написал:
#1143420
что-то внятное можно написать только по парусной эпохе...
Я помню тот Ванинский порт и шум парохода угрюмый, как шли мы этапом на борт в холодные мрачные трюмы (ц). В смысле можно расписать боевой путь офицера галерного флота от разных русско-турецких войн до последней русско-шведской. Можно иностранца. Со всей смешной и головоломной галерной матчастью. По ходу объяснив, что шебекофрегат это не то, что у классика:)))
DeFonce написал:
#1143393
Почему-то в нашей маринистике (и баталистике..) мне не встречалось ничего подобного героям С.С. Форестера и П. О"Брайена или даже Б.Корнуэла. М.б., маринистика, начавшись с С.Колбасьева и Л.Соболева, ими же закончилась?
Русская литературная маринистика началась не с Колбасьева и Соболева.
Ими не закончилась. Вспомните В.С.Пикуля "Крейсера" и, особенно, "Три возраста Окини- Сан". Кстати в последней- полный, почти "хорнблауэровский" иконостас: от мичмана до адмирала.
А подобного, как у англикан у нас ещё долго не встретится. Слишком большая и лихая страна для английских размеров.
Слишком быстро меняются декорации.
Да и надо ли? Умница А.Покровский за всю вторую половину двадцатого столетия отобразил. Ёмко. Сжато и- конкретно.
Отредактированно М.Гончаров (20.03.2017 19:40:48)
Ответ М.Гончарову
По поводу В.С.Пикуля. Не спорю, написано живо, но вот с матчастью ... Одни только "Ньюпоры", взлетающие в "Моонзунде" с полетной палубы российского авиатранспорта, чего стоят. И всяких ляпсусов много, но самое главное- для него в центре не герой в окружении флотской (или армейской) жизни, а закрученный сюжет, как мне кажется. По поводу второй половины 20 века- большинство попадает в раздел "я и служба+ плохое начальство", т.е. беллетризованные мемуары или флотские байки- а речь мною ведется о литературе художественной.
По поводу начала и конца маринистики. В России маринистика была и раньше, но кто сейчас испытает удовольствие от того же Марлинского или даже Станюковича и Конкевича (Беломора). Первым современным можно было бы назвать Новикова-Прибоя, но он -старый эсер со всеми вытекающими последствиями. Соболева и Колбасьева я упомянул в качестве авторов, которые в значительной мере формировали любовь или нелюбовь к теме и считались классиками (есть ещё Конецкий, но он свалился в идеологию). Если Вам не трудно, подскажите, кто из последующих, включая ныне живущих, авторов может быть причислен к настоящим маринистам (не "альтернативщики", описывающие "приключения гаек и болтов", не авторы сборников баек и беллетризованных мемуаров).
Тематики хватает, на самом деле. Даже по наполеоновским войнам - деяния в Средиземном море Д.Н.Сенявина со товарищи, действия канонерских сил на Балтике дают простор для творца. А плавания кораблей РАК и действия в 1 половине 19 века на Аляске и в иных водах Тихого океана? Да и РККФ при взвешенном подходе тоже позволяет выстроить хронологию карьеры.
PS На сухом пути положение лучше. В 80-е годы прошлого века МО еще СССР , видимо, обратил внимание на проблему, и появились тогда первые циклы книг "с продолжением", объединенных главным героем. Получалось кривовато, ограничено во времени -1917 и позже, но это уже было что-то. Потом случилась известная коллизия. Но сейчас уже есть робкие (и не очень). попытки выстраивать саги. Но не о море и не о флоте.
PSS И все-таки главной причиной отсутствия "русского Хорнблауэра" мне теперь представляется отсутствие интереса к теме литераторов, обусловленное низким понимание роли и значения флота в российской истории, и незнакомство с флотской проблематикой. А у тех, кто понимает-верхоглядство и лень (нужно изучать источники) с добавкой идеологической ангажированности.
Справедливости ради, Хорнбауэр рисовался с конкретного Кохрейна, который даже на фоне лихих британских капитанов выделялся. У нас кого брать? Разве что Кроуна, но они происхождением на идеального героя романа не тянет.
Интересно, кто-нибудь догадается написать "нашего Флэшмена"? Фамилия Ржевский ему замечательно подойдет
Заинька написал:
#1143781
Можно с конкретного Пепито де Рибаса?
Так у него из морских побед - только штурм Измаила
DeFonce подскажите, кто из последующих
Марченко Вячеслав Иванович. Трилогия "Место встречи"- 50-тые годы Становление флота после войны. Походы и жизнь на новых крейсерах. Главный герой юнга-старшина, но прекрасно даны характеры офицеров, старых мичманов ""патриархов", быт первые выходы крейсеров в океан.
Есть еще один роман входящий в эту эпопею, забыл название, но он печатался только в журнале Воин-России в 2000-ые годы. Сама трилогия была написана раньше И у него несколько вещей про флот в 80-тые годы.
Еще Игорь Всеволожский.
Кроме того простор деятельности для писателей - походы кораблей при Великом Князе. Начало освоения Тихого океана. Адмирал Лихачев вполне достойный типаж да и многие другие из того времени. Люди не просто плавали, а делали историю, заставляя у многих министров подниматься волосам на лысинах. На деревянных кораблях, плавали железные люди. Пикуль немного начал про эту тему, но никто не поддержал.
Отредактированно Strannik4465 (20.03.2017 23:18:47)
Заинька написал:
#1143795
Ещё, кажется, волонтёром был в Архипелагской икспидицеи?
Тогда уж лучше Козлянинов
В 1758 году был произведён в гардемарины. 22 мая 1762 года произведен в чин унтер-лейтенанта.
В 1762—1764 годах изучал морскую практику в Англии, откуда плавал в восточную Индию и Америку.
В 1765 году был отправлен для изучения портов в Голландию.
4 августа 1769 года произведен в чин капитан-лейтенанта.
В 1770 году Козлянинов участвовал в Первой Архипелагской экспедиции, в сражениях при Наполи-ди-Романия и Чесме.
В 1772-1773 годах командовал бомбардирским кораблем «Страшный».
В 1773-1775 годах командовал 66-пушечным кораблем «Св. Георгий Победоносец». 9 декабря 1775 года произведен в чин капитана 2-го ранга.
26 ноября 1776 года был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени за проведение 18 морских кампаний.
В 1778 году произведен в чин капитана 1-го ранга. В 1780-1781 годах командовал дивизиями Балтийского гребного флота.
14 июня 1781 года назначен командующим Азовской флотилией с производством 28 июня в чин капитана бригадирского ранга.
В 1784 году был произведён в контр-адмиралы, в 1788 году участвовал в сражении у Гогланда младшим флагманом у Грейга, позднее блокировал шведский флот под Свеаборгом. 18 июля 1788 года был награждён орденом Святого Георгия 3-й степени за № 57
23 марта 1789 года был назначен командующим эскадрой на рейде Копенгагена с производством в чин вице-адмирала, младшим флагманом блокировал Карлскрону.
В 1790 командовал частью гребного флота, участвовал в Выборгском сражении
В 1792—1796 годах был членом адмиралтейств-коллегии;
30 сентября 1797 года назначен главным командиром Архангельского порта.
Заинька написал:
#1143781
Пепито де Рибаса
Так чистый испанец. Кстати, из грандов.
Можно и графа де Литта (Юлия Помпеевича).
А еще - наш - Слизов, один из трех, спасшихся с Евстафия, отважный каперанг гребного флота в 1788-90 гг.
Заинька написал:
#1143403
Боюсь, потому, что есть секта свидетелей Лжеруднева.
Ну, наконец-то... признание, ёлы-палы...
А я так ждал, надеялся и верил... (с)
Заинька написал:
#1143403
Боюсь, потому, что есть секта свидетелей Лжеруднева.
Не так много людей коеих сама жизнь заставляет слушать излияния о бритском флоте...