Сейчас на борту: 
Hemul
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 … 6

#1 12.05.2017 13:45:58

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

8
*
знатная заметка!

Блестящие успехи поисковых экспедиций последних лет, в первую очередь экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы" под руководством Константина Богданова и Михаила Иванова, в значительной степени приоткрыли завесу тайны, скрывавшей обстоятельства гибели многих балтийских подлодок. На сегодняшний день числятся пропавшими без вести всего восемь подводных кораблей из 46 погибших на Балтике. Это (в хронологическом порядке гибели) С-10, "Калев", М-98, Щ-405, Щ-317, Щ-308, Щ-302 и М-96. Еще четыре корабля (С-3, М-99, М-94 и Щ-301) пока не обнаружены на дне, но время, место и причины их гибели можно считать установленными.
За последние годы появилось большое количество исторических материалов, которые могли бы в значительной степени облегчить поиск пропавших без вести субмарин, или хотя бы уточнить возможные версии их гибели. В связи с отсутствием заинтересованности со стороны издателей к переизданию "Летописи боевых походов подлодок ВМФ СССР" все эти данные в печатном виде давно не обновлялись, что порой вводит в заблуждение и дайверов, и тех, кто интересуется данной темой. В этой ветке попытаюсь по возможности восполнить этот пробел.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#2 12.05.2017 14:17:14

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

2

С-10

23 июня 1941 г. вышла из Усть-Двинска в боевой поход на позицию в Данцигской бухте. Погибла в ночь на 28 июня, о чем речь пойдет ниже. В материалах противника нашлись данные, имеющие непосредственное отношение к ее гибели.

Ранним утром 27 июня неизвестная советская подлодка была обнаружена парой немецких сторожевых кораблей, несших дозор на подходах к бухте на позиции дозора "Отто-2".

Донесение СКР V-307 (пер. И. Борисенко):

Отчет о бое
По поводу встречи СКР 307/312 с рус. ПЛ 27.6.41

"СКР 307 и 312 находились 27.6.41 рано утром на сторожевой позиции в кв. АО9530. Они шли истинным курсом 270° к рыбачьему бую, который был поставлен в середине западной кромки квадрата. Море было спокойным, с хорошей видимостью, когда вскоре после 3 ч. открылся рыбачий буй. V.307 выдвинул прибор KDB.
Незадолго до 3.10 сигнал-обер-ефрейтор Мюллер увидел спереди слева от буя силуэт подлодки, которая явно погружалась. Мюллер оценил дистанцию примерно в 1,5 мили. Он доложил о своих наблюдениях вахтенному офицеру, которые немедленно известил меня.
В 3.10 я объявил противолодочную тревогу и известил по семафору V.312, что впереди подлодка. ПЛ теперь уже не было видно, так как она успела погрузиться. Я дал вахтенному офицеру приказ на удвоенной скорости идти к месту погружения, на котором лодку видели в последний раз. После того, как мы пришли туда примерно через 5 минут, я дал команду убавил ход до удвоенного малого и стал слушать. Шумы ПЛ теперь пеленговались на 50°. Я последовал "охотничьим" курсом в этом направлении и затем снова слушал. V.312 двигался в моем кильватере, чтобы не помешать прослушиванию. Мы оказались теперь в непосредственной близости от буя. Шумы ПЛ пеленговались по левому борту. Я повернул туда на ходу для прослушивания. Шумы однако продолжали перемещаться дальше, так что я никак не мог выставить их перед собой.
Когда я в 3.45 запеленговал источник звуков слева по траверзу, я дал команду "Willi halb" и остановился, чтобы выставить обозначающий буй на том месте, где я собирался пройти бомбовым заходом, повернув носом на правый борт. В это мгновение, примерно в 3.55, я заметил по правому борту сзади торпедную дорожку, прошедшую между кормой V.307 и V.312, отчего пришлось поворачивать туда, на правый борт по "Willi halb".
Я сделал заход в том направлении, откуда пришла торпеда, и сбросил 2 ГБ. V.312 последовал за мной у меня по правому борту, причем тоже сбросил 2 ГБ.
После сброса бомб я снова стал слушать. Слышанные ранее шумы ПЛ пропали. Пару раз докладывали о стуках, как будто внутри ПЛ проводились работы. Однако они были так коротки, что засечь их акустик не успевал.
В 7.50 было замечено, как вблизи буя на ограниченной площади постоянно поднимались пузырьки воздуха. Я в этом месте сбросил 2 ГБ. Успех не был подтвержден.
Некоторое время спустя V.312 сбросил на том месте, где поднимались пузыри, 2 ГБ. И в этот раз успех не был подтвержден.
Я затем оставался вместе с V.312 на позиции прослушивания до следующего утра. Затем я убрал прибор, так как неспокойное море сделало прослушивание бессмысленным.
Я не обстрелял ПЛ артиллерией, так как я ее не видел, и ВО после отдания сигнала ПЛ-тревоги тоже не видел.
Я не сбросил все ГБ, так как надеялся, что еще смогу привести лодку на носовые пеленги, чтобы провести надежную атаку".

К этому донесению нужно сделать ряд дополнений. В своей первой радиограмме в штаб командующего крейсерами (оперативный штаб, руководивший всеми действиями кригсмарине на Балтике в войне против СССР) командир звена и СКР-307 указывал, что лодка была обнаружена в квадрате АО9524, что было явной ошибкой и впоследствии исправлено на верный квадрат АО9534, что дает приблизительные координаты 55º21' с.ш., 19º35' в.д. Было сообщение и об обнаружении подлодки от гидросамолетов эскадрильи 2/SAGr.125 - "Барражирую над вражеской лодкой. 9654, Ost-15". Последнее обозначение явно указывало на то, что использовалась координатная сетка люфтваффе. Сообщение было внесено в КТВ командующего крейсерами в 05.53 немецкого летнего времени. И только в 21.28 штаб командующего передал "по флоту" следующую информацию: "Донесение самолета 27.6 04.10 - квадрат 9454. Подлодка погрузить при подлете". Легко заметить, что использованный в донесении квадрат 9454 не соответствовал исходному 9654, Ost-15 ни по сетке люфтваффе, ни в перерасчете с авиационной на морскую сетки. Кроме того, в донесении звена сторожевиков отсутствовала информация об участии в поиске ПЛ своих самолетов. Если считать, что они имели реальный контакт с С-10, получается, что в 04.10 подлодка уже находилась в подводном положении и уклонялась от контратаки сторожевиков, и никак не могла оказаться в надводном положении, в котором ее якобы обнаружили немецкие летчики. Все это заставляет думать, что самолеты действовали в соседнем районе против ложного обнаружения, поскольку двух советских подлодок на данной позиции не было.

Какие из этого можно сделать выводы?
Во-первых, по сумме наблюдений с немецких сторожевиков (лодка в надводном положении, гидроакустические шумы, торпедный след) можно считать, что данный контакт был не ложным, а реальным. Поскольку никакая другая советская подлодка не действовала в данном районе и о данном бое не докладывала, следует считать, что немецкие сторожевики атаковали именно С-10.
Во-вторых,  никаких существенных повреждений в результате данного боя подлодка получить не могла, что подтверждается и отсутствием следов таких повреждений по наблюдениям немцев, и отсутствием упоминаний о них в последующей радиограмме с подлодки.
(Продолжение следует)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#3 12.05.2017 16:31:23

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Теперь рассмотрим и проанализируем с точки зрения новых данных последнюю радиограмму С-10. По поводу нее никаких разночтений нет: "По флоту. Ухожу от погони. 05.00 буду базе Либава. РДО №01.20". Радиограмма была доложена в штаб 1-й БПЛ КБФ в 03.19, в штаб 2-й БПЛ - в 04.30 по московскому времени. Из последнего штаба она была доложена в штаб флота, где в 05.07 внесена в ЖБД подводного направления штаба КБФ. В отчетах и исторических описаниях внимание акцентировалось на ответных телеграммах и указаниях, но сейчас из простого сопоставления времени их отправки можно утверждать, что ни одно из них не достигло адресата, поскольку к тому времени ПЛ уже погибла или погибала (об этом речь ниже). Таким образом, на момент своей гибели ПЛ выполняла именно то решение, о котором сообщил в своем РДО командир С-10 Б.К. Бакунин.
Из контекста понятно, что под погоней подразумевались действия немецких сторожевых кораблей и гидросамолетов, усиленно просматривавших район северной части Данцигской бухты во вторую половину 27 июня. Ясно, что из-за этого подлодка смогла всплыть только после полного наступления темноты, вслед за чем и была направлена вышеуказанная радиограмма. Также можно с большой долей уверенности утверждать, что командир планировал уходить в Либаву от "погони" полным надводным ходом, т.е. со скоростью не менее 17-18 узлов. Нетрудно посчитать, что на момент составления радиограммы подлодка должна была находиться примерно в 60-65 милях юго-западнее Либавы, которые командир планировал преодолеть за 3,5 часа темного времени. Это не противоречит тому факту, что точка обнаружения подлодки в 3 часа утра 27 июня немецкими сторожевиками находилась примерно в 85 милях от Либавы (см. схему). 20-25 миль, разделявших обе точки, подлодка без труда могла преодолеть в течение дня в подводном положении, конечно же при условии, что командир принял решение уходить в Либаву вскоре после атаки глубинными бомбами и весь день шел в соответствующем направлении. Видимо, так оно и было, поскольку никаких других опасных моментов "погони", которые могли бы заставить искать укрытия в своей операционной зоне, за исключением утреннего бомбометания, не было.

http://s011.radikal.ru/i316/1705/31/f708233869e2.jpg

Далее, береговой радиоотряд КБФ перехватил сигнал "Наган", который согласно таблице условных сигналов обозначал аварию ПЛ. Время перехвата сигнала согласно ЖБД подводного направления штаба КБФ - 03.30, согласно ЖБД 2-й БПЛ КБФ - 03.20 (1-я БПЛ связи с БРО не имела). В штабе флота первоначально решили, что сигнал передала подлодка М-94, на затем после связи с ней по радио стало ясно, что сигнал передала не она. Хотя никаких данных о пеленгах места передачи из БРО не поступало, пришли к выводу, что сигнал передала С-10.
Из этого можно сделать два вывода. Во-первых, до момента своей гибели подлодка шла около 2 часов полным надводным ходом от места радиопередачи. Во-вторых, за это время она никак не могла достигнуть района Либавы, поскольку для этого по расчету Бакунина ей требовалось идти не менее 3,5 часов.
С учетом этого, в качестве первоочередной причины гибели должно рассматриваться минное заграждение "Вартбург-1", которое в месте пересечения с кратчайшим путем отхода С-10 из точки обнаружения немецкими СКР находилось примерно в 42 милях от Либавы.  Это заграждение состояло из якорным мин ЕМС (вес ВВ 275 кг), выставленных с углублением в 3 м. Встречи стакой миной не могла пережить ни одна ПЛ, что и потверждают случаи гибели С-6, С-8 и Щ-319, погибших на разных секциях заграждения "Вартбург". Поля, выставленные БТЩ "Фугас" и немецкими ТКА, находились на небольшом удалении от порта и в их район С-10 никак не могла попасть с учетом своей максимальной скорости. Также можно напомнить тот факт, что все без исключения донные неконтактные мины той части заграждения "Веймар", которое было выставлено немецкими ТКА юго-западнее порта были вытралены самими немцами после захвата города.
По расчету движения можно предположить, что С-10 достигла места постановки "Вартбург-1" несколько раньше, чем наступило 03.20, но возможную разницу между временем подрыва и временем передачи сигнала "Наган" можно легко объяснить тем, что на устранение повреждений радиоаппаратуры после подрыва могло уйти некоторое время. Тем не менее, в результате полученных повреждений подлодка должна была уйти под воду раньше, чем начались полеты немецких гидросамолетов, т.е. до 4 часов утра - в противном случае мы бы знали о ее обнаружении. Таким образом, место поиска С-10 - средняя часть минной линии "Вартбург-1", выставленной по прямой между точками 55.49,6 с.ш./20.49,5 в.д. и 56.02,6 с.ш./19.40,6 в.д.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#4 12.05.2017 22:41:55

Umka-II
Участник форума
Сообщений: 67




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

В списке не найденных отсутствует С-12. Я что-то пропустил и ее нашли?


Umka, сомелье на фрилансе, по совместительству министр пива, каруселей и мороженного.

#5 12.05.2017 23:16:35

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Ответил в ЛС


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#6 14.05.2017 12:08:51

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

В завершение истории С-10. Не исключено, что с момента подрыва до момента затопления подлодки прошло некоторое время, от пары десятков минут до часа. За это время лодка могла иметь некоторый дрейф, который отнес ее с минной линии. Данные о погоде в том районе утром 28 июня разнятся. Звено немецких охотников, дежуривших у Мемеля (квадрат АО9383) докладывало в 8 ч утра - западный ветер 5 баллов, сильная зыбь, безоблачно, хорошая видимость, волнение ослабевает. Подлодка У-140, патрулировавшая западнее Либавы (квадрат АО6772) в 03.36 - юго-восточный ветер 1 балл, волнение 0, дымка. Кстати немцы в 03.45 по Берлину перехватили РДО Бакунина №01.20 и передали эту информацию около 4 ч утра на У-140, но та, судя по ее КТВ, этого сообщения не получила, поскольку в 03.36 погрузилась.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#7 17.05.2017 20:39:27

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

4

Botik Petra Velikogo написал:

#1162834
В завершение истории С-10.

Оказывается это было не завершение :)
Не успел я написать вышеизложенную информацию на форуме, как ко мне поступили сведения об обнаружении в литовских терводах подводной лодки. Знакомство с видеороликом не оставило сомнений в том, что это советская ПЛ типа "С". Таким образом, С-10 можно считать найденной, хотя до официального объявления об этом, по-видимому, пройдет значительное время.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#8 17.05.2017 23:53:46

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

4

Продолжаем разговор. "Калев" пока пропущу, поскольку жду кое-каких документов о ней, а пока поделюсь информацией о М-98.

Интересующиеся темой наверняка в курс, что ее последний раз видели около 01.20 14.11.1941 г. в районе о. Кэри, когда после подрыва на минах  ЭМ "Суровый" и ПЛ "Л-2", лодка самовольно вышла из состава направлявшегося на Ханко конвоя, и, взяв курс на северо-запад, погрузилась. В 01.57 в направлении, куда ушла ПЛ был зафиксирован двойной взрыв. После констатации этого факта все отечественные официальные издания считали своим долгом указать, что скорее всего этот взрыв свидетельствовал о гибели "малютки" на мине. Сейчас же с опорой на документы  бывшего противника можно утверждать, что все было не так.
http://s018.radikal.ru/i513/1705/30/16020021916b.jpg
Перед вами страница КТВ 630-го морского артиллерийского дивизиона кригсмарине. Для тех, кто не владеет немецким могу перевести: "16.35. На северном берегу о. Аэгна сдетонировала торпеда, другая выскочила на берег. Обе торпеды пришли с северо-западного направления. Вторая торпеда была подорвана 16 ноября" (в КТВ группы ВМС "Норд" данная информация изложена несколько иначе - взрыв в 16.55, торпеды пришли с северо-востока; о северо-восточном направлении говорится и в записи в КТВ морского штаба связи в Финляндии, который на тот момент был старшей руководящей инстанцией кригсмарине в Финском заливе).
Ни катера, ни самолеты никаких атак в это время не производили, как не производила их ни одна из вернувшихся в базу подлодок КБФ. Атаку могла произвести только М-98, тем более, что атака была совершена в пределах указанной ей позиции - район Таллин - Хельсинки.
Далее, можно утверждать, что после полного израсходования в ходе данной атаки (дискуссию о ее цели и целесообразности мы оставляем за скобками данного разбора) всего своего боезапаса, у командира "малютки" капитан-лейтенанта П.И. Беззубикова не было никаких оснований продолжать боевое патрулирование. Ему следовало доложить об атаке и той же ночью, т.е. в ночь на 16 ноября, получить разрешение на возвращение в базу. Однако, как мы знаем, никаких РДО приемные центры БПЛ и штаба флота не получали. Почему? Тому может быть несколько возможных объяснений. Во-первых, помехи. Во-вторых, использование неправильных радиоданных (такие случаи имели место, в частности пример Щ-320). В-третьих, лодка могла погибнуть до момента наступления темноты и всплытия для зарядки и радиопередачи, хотя такой вариант развития событий нам кажется маловероятным по той причине, что никаких взрывов мин в это время в данном районе немецкие береговые посты не фиксировали. Что стал бы делать командир, не получив квитанции о приеме приемным центром его РДО? Думается, что поскольку на лодке не оставалось торпед, он понимал, что оставаться на позиции смысла не имеет и начал возвращение в базу. Теоретически в надводном положении "малютка" могла пройти рекомендованный ей для перехода фарватер через МЗ "Юминда" в течение одной ночи, но практически ясно, что ей этого не удалось, поскольку в базу она так и не вернулась. Значит она либо погибла, следуя ночью в надводном положении, либо ночью зарядилась в пределах позиции, но не получив квитанции и разрешающего РДО, самостоятельно пошла на восток, но уже в светлое время суток в подводном положении. На схеме из труда И.А. Киреева виден рекомендованный ей маршрут, который является ни чем иным, как печально известным фарватером 10-ТБ, которым флот уходил из Таллина 28.8.1941.  С учетом района атаки М-98 наиболее вероятный маршрут ее движения выглядел бы так:
http://s018.radikal.ru/i520/1705/75/70a4f32ef2fet.jpg
Нам наиболее вероятным кажется второй из изложенных временных вариантов ее возвращения - с наступлением рассвета 16-го в подводном положении. В течение ночи немецкие и финские береговые посты, насколько известно, не фиксировали взрывов в пределах МЗ "Юминда", а вот утром 16-го такой взрыв наблюдался:
http://s019.radikal.ru/i609/1705/91/ea0509f279bc.jpg
В 09.56  16 ноября наблюдательный пост на м. Юминданина наблюдал взрыв мины по пеленгу 62 град. Пересечение данного пеленга с фарватером 10-ТБ могло бы считаться наиболее вероятным местом нахождения остова М-98, но этот пеленг фарватера 10-ТБ в пределах юминданинского минного поля не пересекает. С учетом этого можно предположить, что пеленг был определен с некоторой погрешностью, но лодка все равно погибла в восточной части заграждения, вполне вероятно на тех минных линиях, которые были поставлены уже после "таллинского перехода" и потому не подвергались тралению.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#9 18.05.2017 00:57:34

maslopoop
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Россия, Калининград
подводная лодка Щ-407
Сообщений: 3984




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Спасибо!
А по Щ-322 ничего нового по дате её подрыва у германцев не проходило? Эстонцы ничего не писали о её осмотре?


Я из того поколения, когда подарок не надо было упаковывать в красивый пакет, так как сам красивый пакет был нехилым подарком

#10 18.05.2017 23:07:34

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Эстонцы ее не осматривали, а германцы не наблюдали подрыва. Глубина ее залегания (ок. 90 м), как я понимаю, является предельной для дайверов. Они ее не осматривали, а съемка с подводных аппаратов мне пока не доступна. Этот случай, пожалуй, самый мутный из всех обнаруженных ПЛ. Но что касается даты - все понятно. Она погибла утром 12 октября 1941 г., когда проходила через данный район согласно плановой таблице.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#11 19.05.2017 02:46:42

maslopoop
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Россия, Калининград
подводная лодка Щ-407
Сообщений: 3984




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Вот нашел в папке по С-10: летом 2006г. обнаружена на грунте в двадцати милях южнее Либавы (?в девяти милях от Паланги?)(?56о 31 с.ш. / 20о 35 в.д.?) Координаты случайно не бьют?


Я из того поколения, когда подарок не надо было упаковывать в красивый пакет, так как сам красивый пакет был нехилым подарком

#12 19.05.2017 09:33:33

jurikss
Гардемаринъ
gardemarin
Сообщений: 262




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Точка с этими координатами находится в 13 милях на запад от порта Лиепая. (Прямо напротив Лиепаи).

С уважением,
Юрий

#13 19.05.2017 19:14:09

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

jurikss написал:

#1164672
Точка с этими координатами находится в 13 милях на запад от порта Лиепая.

То есть это координаты не С-10, которая как мне подтвердили, находится на МЗ "Вартбург-1".


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#14 19.05.2017 19:59:24

maslopoop
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Россия, Калининград
подводная лодка Щ-407
Сообщений: 3984




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

jurikss написал:

#1164672
Точка с этими координатами находится в 13 милях на запад от порта Лиепая. (Прямо напротив Лиепаи).

Botik Petra Velikogo написал:

#1164800
То есть это координаты не С-10, которая как мне подтвердили, находится на МЗ "Вартбург-1".

Спасибо! "Вычеркиваем!"(с)

М.б., будет интересно? Вот скан кусочка статьи К. Стрельбицкого:

http://s015.radikal.ru/i332/1705/32/4307c40e8e5ct.jpg


Я из того поколения, когда подарок не надо было упаковывать в красивый пакет, так как сам красивый пакет был нехилым подарком

#15 19.05.2017 21:33:05

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Да, я сразу понял о чем речь, но не хотелось комментировать. Увы, у Константина Борисовича были и другие громкие заявки, не подтвердившиеся впоследствии.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#16 19.05.2017 23:38:39

jurikss
Гардемаринъ
gardemarin
Сообщений: 262




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Botik Petra Velikogo написал:

#1164800
То есть это координаты не С-10, которая как мне подтвердили, находится на МЗ "Вартбург-1".

Совершенно верно.

#17 19.05.2017 23:44:57

jurikss
Гардемаринъ
gardemarin
Сообщений: 262




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

maslopoop написал:

#1164814
М.б., будет интересно? Вот скан кусочка статьи К. Стрельбицкого:

Ну не приснилось же ему. Или .....?

#18 19.05.2017 23:55:36

maslopoop
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Россия, Калининград
подводная лодка Щ-407
Сообщений: 3984




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Botik Petra Velikogo написал:

#1164838
другие громкие заявки, не подтвердившиеся впоследствии.

Самая обидная про Щ-317! Я уже и на карте отметку поставил и вдруг .....


Я из того поколения, когда подарок не надо было упаковывать в красивый пакет, так как сам красивый пакет был нехилым подарком

#19 23.05.2017 20:15:50

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

3

Щ-405

Последний контакт с экипажем подлодки имел место в 22.25 11 июня 1942 г., когда Щ-405 вышла из Кронштадта по направлению к нашей передовой базе на о. Лавенсари. Последующие ее обнаружения на маршруте береговыми постами СНиС – в 01.40 12 июня м. Шепелевский и с 00.16 по 00.48 13 июня о. Сескар – свидетельствовали, что корабль осуществлял переход по маршруту, хотя и с некоторыми нарушениями плановой таблицы, поскольку переход от Шепелевского маяка до Лавенсари должны был осуществляться в подводном положении. В назначенное время корабль на Лавенсари не прибыл, и о нем не имелось никаких сведений, пока около полудня 15 июня дозорным катером МО в 4 милях западнее Сескара не были подобраны из воды трупы помощника командира и старшего рулевого. На следующий день к западному берегу Сескара был прибит ветром и течением труп командира Щ-405. Все трупы были одеты в капковые бушлаты и не имели внешних повреждений. Эти обстоятельства однозначно свидетельствовали о том, что гибель корабля произошла в тот момент, когда он двигался в надводном положении.
Дальше начинаются загадки. «Высланный в указанный район командир бригады подводных лодок капитан 1 ранга Стеценко – указывалось в докладе Военного совета КБФ наркому ВМФ Н.Г. Кузнецову, - опросом командиров дозорных катеров, постов СНиС и полевых караулов прилегающих участков побережья не установил никаких замеченных ими признаков гибели ПЛ (взрыв, масляное пятно, плавающие обломки)».
Особенно примечательным являлся тот факт, что никто из опрошенных не видел взрывов. Подрыв же корабля на мине типа ЕМС - а именно ими было укомплектовано минное поле "Бруммбар-1", речь о котором пойдет ниже - должен был быть виден за многие километры. И это при том, что в тот момент на Балтике был период белых ночей с очень хорошей видимостью. Достаточно привести лишь два факта о той конкретной ночи: финские береговые посты на о. Соммерс в 22.19 визуально наблюдали выход подлодки Щ-304 из гавани Лавенсари (дистанция около 7 миль). Около 01.10 13 июня береговая 130-мм батарея о. Лавенсари открывала огонь по отряду финских кораблей на расстоянии 6 миль, причем корабли наблюдались с еще большей дистанции за 20 минут до открытия огня. Следует подчеркнуть, что в начале ночи в районе банки Нагаева находился наш парный катерный дозор №13, который был снят лишь около 02.50 в связи с усилившимся волнением. До этого момента лодка уже должна была миновать этот район, причем на небольшом расстоянии от катеров. Не видели никаких взрывов в том временном промежутке, когда должна была проходить подлодка и финские береговые посты на о. Нерва.
На самом деле некоторые признаки гибели лодки все-таки были обнаружены. 20 июня замкомбрига А.Е. Орел, совершавший разведывательный полет на бомбардировщике Пе-2, обнаружил в точке 60.09 с.ш./28.10 в.д. (примерно в трех милях к северо-западу от банки Нагаева) масляное пятно. Как выясняется из финских документов, еще раньше – вечером 13 июня – масляный след длинной 300 м был замечен с финского бомбардировщика СБ в квадрате 143С59.
Сопоставление информации по координатам масляного пятна с координатами минных заграждений противника было осуществлено вскоре после войны в известном труде И.А. Киреева. Он писал:
«В настоящее время можно, если не с полной уверенностью, то во всяком случае более определенно сказать, что подводная лодка Щ-405 погибла, по всей вероятности, от подрыва на мине при пересечении линии «К-66» (немецкое заграждение «Бруммбар-1» - прим. М.М.), поставленной немецко-фашистскими кораблями 6 июня (1942 г. – прим. М.М.) в районе банки Нагаева. Рекомендованный курс (308°), которым Щ-405 шла от Сескара к банке Нагаева, к точке поворота на следующий рекомендованный курс (216°), пересекал бы линию «К-66» почти под прямым углом (при вероятности встречи Щ-405 с миной не более 5% ), если бы эта линия действительно была поставлена там, где показано в полученных после войны данных противника. Но, по-видимому, координаты этого заграждения были смещены примерно на милю к западу от официально сообщенных нам координат (к такому заключению И.А. Киреев пришел на основе факта взрыва мины данного заграждения за кормой дозорного катера МО-106 8.6.1942 г.), и можно предполагать, что Щ-405 пересекла линию «К-66» либо на циркуляции, при повороте на курс 216°, либо непосредственно на этом курсе, в обоих случаях под малым углом встречи, т.е. при очень большой вероятности попадания на мину».
http://s008.radikal.ru/i305/1705/bb/a8b6eb0710e5.jpghttp://s16.radikal.ru/i191/1705/c7/022a31d05d43.jpg
Уверенность специалиста с точки зрения сегодняшнего дня можно подкрепить еще несколькими доводами. Во-первых, кампания 1942 г. только началась, и в районе банки Нагаева до 13 июня не погибал никакой другой советский или вражеский корабль, который бы мог стать причиной образования большого масляного пятна.
Во-вторых, ни корабли, ни самолеты противника не претендуют на потопление подлодок в данном районе в ночь на 13 июня. Аварийное происшествие (погружение с открытым рубочным люком по примеру случая с этой же подлодкой в кампанию 1941 г.) в качестве причины гибели можно не рассматривать, поскольку такой вариант событий не объясняет наличие масляного пятна.
В-третьих, между Лавенсари и Сескаром на тот момент не было других активных минных постановок противника, выставленных в кампанию 1942 года. Советские оборонительные постановки 1941 г. стояли в стороне от курса движения субмарины.
Казалось бы фактов, говорящих о том, что место гибели Щ-405 находится в районе банки Нагаева более чем достаточно, однако поиск, осуществленный экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» в сентябре 2014 г. по координатам минного заграждения «Бруммбар-1» не привел к обнаружению остова.
В чем же причина? Представляется, что их могло быть три:
1. Остов находится на заграждении «Бруммбар-1» и обнаружить его помешали какие-то причины технического характера.
2. Заграждение «Бруммбар-1» выставлено с большей ошибкой к западу, чем 1 миля.
3. Остов находится на некотором расстоянии от заграждения «Бруммбар-1», а подлодка погибла на плавающей мине.
4. Подлодка обнаружена ранее и поднята. На это предположение наводит следующая фраза из работы Киреева: «Более точно судить об обстоятельствах гибели подводной лодки Щ-405 можно будет только по результатам придонного траления, которое до настоящего времени (июнь 1953 г.) на Сескарском плесе еще не закончено». Таким образом, возможно остов подлодки был обнаружен в ходе придонного траления и поднят. Увы, проверить эту версию мы не можем из-за того, что документы АСС КБФ после 1945 г. до сих пор находятся на секретном хранении.

P.S. Хотел бы выразить признательность Александру Перестронину (savera) за помощь с поиском и переводом финских документов.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#20 30.05.2017 18:51:42

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

4

«Калев»

Обстоятельства пропажи без вести этой подводной лодки неоднократно излагались ранее. Вкратце они таковы: В 19.50 29.10.1941 г. подлодка вышла с Большого Кронштадского рейда для самостоятельного перехода к находившемуся на тот момент под нашим контролем о. Гогланд. Согласно плановой таблице перехода к 05.40 следующих суток корабль должен был лечь на грунт в точке 60.04,6 с.ш./27.00,3 в.д., где находиться до 19.00, после чего всплыть и в надводном положении проследовать на позицию. Позицию у Таллина следовало занять к 02.51 31 октября. Вечером 5 ноября подлодку вызвали на связь, а вечером 9-го приказали оставить позицию. Ни на один из этих сигналов она не отозвалась. 5 декабря комбриг Трипольский доложил в ВС КБФ о гибели корабля, предположив, что он погиб при следовании на позицию между Гогландом и Таллином. В этом же докладе содержались сведения о том, что «30 октября утром ПЛ «Калев» прибыла на Гогланд и вечером того же дня продолжила движение в район позиции».
Когда же и где мог погибнуть «Калев»?
В 2001 г. в 10-м выпуске альманаха «Тайны подводной войны» вышла статья известного историка К.Б. Стрельбицкого, посвященная поиску ответа на данный вопрос. Со ссылкой на Журнал боевых действий №2 Гогландского сектора БО, а точнее на отсутствие в нем какой-либо информации про приход «Калева» к Гогланду, автор статьи написал: «в интересующее нас время никто с острова вообще не видел «Калева» и, соответственно, полковнику Большакову нечего было докладывать в Кронштадт… Впрочем… мы продолжим разбор его последнего похода, допуская, что «начальству виднее», и что не замеченная никем в течение полусуток с берега Гогланда лодка двинулась от этого острова дальше на запад».
Проведенное мной исследование данного источника показало, что уважаемый Константин Борисович поторопился с выводами. Упомянутый им ЖБД №2, велся весьма халтурно и в нем отсутствуют записи о целом ряде событий, которые не могли остаться вне поля зрения береговых наблюдателей. Достаточно привести следующий пример: днем 3 ноября в островной бухте Суркюля встретились два конвоя – один, возвращавшийся с Ханко, куда входили ЗМ «Марти», ЭМ «Стойкий», «Славный» и другой, туда направлявшийся, куда входили ледокол «Суур-Тылл», эсминцы «Суровый» и «Сметливый» с охранением. Около 18 часов в бухте всплыла подводная лодка Щ-317, которая имела указание осуществить переход на позицию Финским заливом в составе каравана, направлявшегося на полуостров. Корабли вернувшегося с Ханко конвоя не имели оповещения о нахождении здесь своей подлодки и при всплытии атаковали ее сначала глубинными бомбами, а затем и артиллерийским огнем. Прочный корпус подлодки был пробит 45-мм снарядом, а при попытке подойти к берегу на малые глубины она села на камни и получила повреждения подводной части. Тем временем конвои разошлись – один пошел на Ханко (правда, без ледокола), а другой в Кронштадт. Что из всего этого нашло отражение в ЖБД?
http://s019.radikal.ru/i623/1705/f0/e0f56fa78f0bt.jpg
Только приход конвоя с Ханко и его вечерний уход в восточном направлении! Ни о конвое на Ханко, ни об эпизоде с Щ-317 в журнале ничего нет. Таким образом, ставить знак равно между тем, что видели на острове и что фиксировали в журнале №2 явно не стоит. Весьма вероятно, что субмарину видели с острова, но надежных документальных свидетельств подтверждающих или опровергающих это пока выявить не удалось.
В то же время не приходится доверять и докладу Трипольского в той части, где он пишет о приходе лодки к острову и последующем ее уходе из места покладки на грунт на позицию. В другом своем донесении, посвященном гибели Щ-324, комбриг докладывал ВС КБФ о том, что данная субмарина 3 ноября ушла с Гогланда на позицию в составе уже упомянутого конвоя на Ханко. Однако Журнал надводного направления штаба КБФ и Отчет об эвакуации Ханко не оставляет никаких сомнений в том, что лодки в составе конвоя не было, а ее командир, по-видимому, и вовсе не стал подобно Щ-317 задерживаться у Гогланда и форсировал залив самостоятельно. Получается, что комбриг при составлении своих донесений оперировал плановыми таблицами, а не реальными данными о передвижениях своих кораблей после их ухода из Кронштадта.
Таким образом, следует рассматривать возможность гибели подлодки на обоих участках маршрута выхода на позицию – от Кронштадта до Гогланда и от Гогланда до Таллина. Вероятность гибели непосредственно на позиции также есть, однако с учетом того, что субмарина не произвела ни запланированной минной постановки (об этом можно судить по отсутствию немецких данных об обнаружении ее мин), ни высадки находившейся на борту разведгруппы (так же нет немецких данных), а непосредственно в районе Таллина мины отсутствовали, такую возможность следует считать крайне маловероятной.
Итак, проанализируем маршрут «Калева» от Кронштадта до Гогланда. Он был проложен с огибанием всех своих оборонительных минных заграждений. Заграждений противника на восток от Гогланда на тот момент имелось лишь два, выставленных в течение сентября немецкими «раумботами». К счастью, маршрут огибал и их (обозначены синим цветом; см. схему).
http://s018.radikal.ru/i513/1705/34/ac9d4e6db010t.jpghttp://s010.radikal.ru/i312/1705/26/e274f3077a84.jpg
Таким образом, если корабль погиб на этом этапе перехода, то гибель его скорее всего произошла при подрыве на одной из плавающих мин, которые, согласно уже упомянутому ЖБД №2 Гогландского сектора БО, неоднократно наблюдались вблизи острова. Увы, данные финской воздушной разведки за последние дни октября и первую неделю ноября не дают никаких сведений об обнаружении масляных пятен в восточной части Финского залива (единственное пятно о котором есть запись в документах 6-й авиафлотилии - 5 ноября северо-западнее о. Найссар в точке гибели ЭМ "Сметливый"), которые можно было бы использовать в качестве отправной точки для поисков.
На участке от Гогланда до Таллина корабль мог погибнуть как на плавающей мине, так и на стоявшей на якоре. В последнем случае речь идет о заграждениях, выставленных в крайне восточной (немецкие заграждения D.31 – D. 34) и крайне западной (финское заграждение F.27 и немецкое D.39) частях юминданинского минного поля и которые не подвергались тралению в ходе «таллиннского перехода». Центральную часть поля подлодка должна была форсировать по фарватеру 10-ТБ (см. схему), который мог считаться сравнительно свободным от мин, что, впрочем, не гарантировало от подрыва в случае встречи с плавающей миной или при навигационной ошибке и выходе за границу фарватера.
http://s46.radikal.ru/i111/1705/74/a28d4f8b3a42t.jpg
Данные береговых постов о взрывах мин так же не дают фактов, которые можно было бы надежно увязать с гибелью «Калева». В ночь на 31 октября никаких взрывов мин на заграждении «Юминда» не фиксировалось, зато днем около 12.30 имела место целая серия таких взрывов, в связи с чем немецкое командование даже планировало послать на минную разведку «раумботы» - уже не рвутся ли это советские мины, накануне скрытно поставленные советскими кораблями или подлодками? Насколько известно, до высылки кораблей дело не дошло и причина взрывов осталась неизвестно. Можно лишь с уверенностью сказать, что согласно плановой таблице перехода к этому времени «Калев», будь он жив, уже должен был находиться на позиции в районе Таллина, и все эти мины взорвались бы далеко у него за кормой.
Таким образом, поиск «Калева» следовало бы начать с проверки вышеперечисленных минных линий, хотя это не может дать никакой гарантии обнаружения остова подлодки.

Хочу выразить благодарность О. Балашову (bell) и А. Перестронину (savera) за помощь в поиске и переводе материалов.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#21 01.06.2017 11:54:49

maslopoop
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Россия, Калининград
подводная лодка Щ-407
Сообщений: 3984




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

h

Отредактированно maslopoop (25.08.2017 19:26:36)


Я из того поколения, когда подарок не надо было упаковывать в красивый пакет, так как сам красивый пакет был нехилым подарком

#22 01.06.2017 11:55:08

maslopoop
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Россия, Калининград
подводная лодка Щ-407
Сообщений: 3984




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

https://news.mail.ru/society/29933456/?frommail=1

В Балтийском море нашли погибшую советскую подлодку

МОСКВА, 31 мая — РИА Новости. Водолазы экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» смогли обнаружить в Балтийском море, предположительно, еще одну легендарную советскую подводную лодку, погибшую в годы Великой отечественной войны, сообщил РИА Новости в среду руководитель экспедиции Константин Богданов.
В мае этого года экспедиция проходила в районе островов Гогланд и Большой Тютерс. Тогда были обнаружены две погибшие подводные лодки времен Великой Отечественной войны Щ-320 и Щ-406.

«При последующем, уже после проведения мемориальной акции, сканировании дна в районе острова Большой Тютерс был обнаружен еще один интересный объект. Последующая расшифровка данных гидролокации и изучение материалов дают основание полагать, что поисковики разведывательно-водолазной команды обнаружили корпус еще одной лодки типа «Щука», — сказал Богданов.

По его словам, это может оказаться любая из четырех не найденных до сих пор лодок этого типа, хотя по общим очертаниям она больше всего напоминает лодку 10-й серии. В то же время, согласно историческим данным, единственная оставшаяся ненайденной подводная лодка этой серии могла погибнуть гораздо западнее, в район острова Эланд или в районе Калбодагрунда.

http://s019.radikal.ru/i633/1706/b2/86fec789a72et.jpg

Посмотрел в очках, ЕМНИЗ, рубка не похожа на X-й серию ??Щ-308??

Отредактированно maslopoop (01.06.2017 12:23:37)


Я из того поколения, когда подарок не надо было упаковывать в красивый пакет, так как сам красивый пакет был нехилым подарком

#23 01.06.2017 12:13:54

Umka-II
Участник форума
Сообщений: 67




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

Судя по картинке сонара, что представили РИА Новости, это Щ-308.

http://i069.radikal.ru/1706/d9/a7958a9702c7.png

maslopoop, опередил :-)

Отредактированно Umka-II (01.06.2017 12:16:30)


Umka, сомелье на фрилансе, по совместительству министр пива, каруселей и мороженного.

#24 01.06.2017 12:25:07

mikkoi
Участник форума
Откуда: Финляндия
Сообщений: 134




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

2

Да, слишом много находок за один месяц.

Я не успел еще отчитаться по Щ-320 и Щ-406 (что сделаю в самое ближайшее время), а тут еще одна лодка.

Если все сложится удачно, то в середине июня "Разведывательно-водолазная команда" снова выйдет в район Гогланда, и мы поставим точку в истории еще одной лодки.
Глубина там около 80м, поэтому работа предстоит серъезная.

#25 01.06.2017 12:31:44

maslopoop
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Россия, Калининград
подводная лодка Щ-407
Сообщений: 3984




Re: ищем пропавшие без вести подлодки КБФ

mikkoi написал:

#1168524
Если все сложится удачно, то в середине июня "Разведывательно-водолазная команда" снова выйдет в район Гогланда, и мы поставим точку в истории еще одной лодки.
Глубина там около 80м, поэтому работа предстоит серъезная.

УДАЧИ Вам и Вашим друзьям!


Я из того поколения, когда подарок не надо было упаковывать в красивый пакет, так как сам красивый пакет был нехилым подарком

Страниц: 1 2 3 … 6


Board footer