Сейчас на борту: 
Elektrik,
MAPAT,
maslopoop,
paulk,
RDX,
shestow,
Unforgiven,
арт,
Вальчук Игорь,
Вик
   [Подробнее...]

#151 23.08.2017 22:39:10

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 41335




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Ув.сарычев, моей задачей было попробовать рассказать о всех судах гражданского профиля, так или иначе связанных с эскадрой. Вспомогательные крейсера , скорее были, судами двойного использования. Они, судя по воспоминаниям, имели в трюмах и часть имущества эскадры.  Но они были приписаны к эскадре, а есть еще ряд судов, особенно угольщиков, которые были зафрахтованы по пути следования морскими агентами, ждали в определенных местах и по команде шли к кораблям эскадры.

Отредактированно Strannik4465 (23.08.2017 22:40:36)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#152 24.08.2017 14:06:41

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6198




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Strannik4465 написал:

#1196907
ряд судов, особенно угольщиков, которые были зафрахтованы по пути следования морскими агентами, ждали в определенных местах и по команде шли к кораблям эскадры.

Труд, достойный докторской


Sapienti sat

 

#153 25.08.2017 13:43:20

Скучный Ёж
Мичманъ
michman
Сообщений: 8705




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

У Катаева в книге "Крейсерские операции Российского флота" упоминается документ определяющих задачу и образ действия отряда крейсеров специального назначения (пара черноморцев и балтийская четверка).
Это "приказ Рожественского №380 от 30 апреля 1904г".
Кто может пояснить что имеется ввиду - может это какая-то пояснительная записка к формированию эскадры или просто опечатка в номере дате? Ну и есть ли подробности по содержанию?

Отредактированно Скучный Ёж (25.08.2017 15:42:31)


Жизнь ползёт, как змея в траве, пока мы водим хоровод у фонтана,
Сейчас ты в дамках, но что ты запляшешь, когда из-за гор начнет дуть трамонтана. (с)
цусимский тезис: Рожественский нерешительно принял решительный бой, в то время как Энквист решительно вел нерешительный бой.

 

#154 25.08.2017 15:23:21

realswat
Контр-адмиралъ, лучший участник Форума 2007
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 6553




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Скучный Ёж написал:

#1197240
Кто может пояснить что имеется ввиду - может это какая-то пояснительная записка к формированию эскадры или просто опечатка в номере дате? Ну и есть ли подробности по содержанию?

А если хоть чутка подумать, глядя в книгу Катаева? ;)

 

#155 25.08.2017 15:34:58

Скучный Ёж
Мичманъ
michman
Сообщений: 8705




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

realswat написал:

#1197266
А если хоть чутка подумать, глядя в книгу Катаева?

Спойлер :

плюс тоже самое у А.Широкорада в "Япония.Незавершенное соперничество". только там это "предписание №380 от 30 апреля 1904г".

Отредактированно Скучный Ёж (25.08.2017 15:43:04)


Жизнь ползёт, как змея в траве, пока мы водим хоровод у фонтана,
Сейчас ты в дамках, но что ты запляшешь, когда из-за гор начнет дуть трамонтана. (с)
цусимский тезис: Рожественский нерешительно принял решительный бой, в то время как Энквист решительно вел нерешительный бой.

 

#156 25.08.2017 15:37:46

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 41335




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Вспомогательный крейсер "Кубань"

http://i062.radikal.ru/1708/93/cd9eff11a0e3t.jpg

В октябре 1887 года кампания HAPAG заключила с кампанией Vulcan AG контракт на строительство пассажирского лайнера, первого германского корабля в своем классе. Судно было заложено под стапельным номером 183 и поначалу именовалось Normannia. Однако ещё на стапеле название поменяли на Augusta Victoria — в честь супруги кайзера Вильгельма II, — не заметив, что в написание имени вкралась ошибка.

http://s019.radikal.ru/i601/1708/f3/ef3e00d22211t.jpg

http://s019.radikal.ru/i627/1708/c3/41c12333b214t.jpg

http://s018.radikal.ru/i514/1708/fb/a87a47a40328t.jpg

Отредактированно Strannik4465 (25.08.2017 16:00:09)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#157 25.08.2017 15:40:53

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 41335




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

http://s019.radikal.ru/i639/1708/aa/f70718df5c99t.jpghttp://s019.radikal.ru/i643/1708/9a/8799a9dbc701t.jpg

1 декабря 1888 года лайнер спустили на воду, 24 апреля 1889 года передали заказчику, и с 10 по 18 мая он совершил свой первый трансатлантический рейс по маршруту Гамбург-Саутгемптон-Нью-Йорк. C 22 января 1891 года в зимний период лайнер первым из судов компании начал совершать круизные рейсы по тому же маршруту, но с заходом в Средиземное море. Он оставался на этой линии до 22 октября 1896 года. С 15 марта 1894 года лайнер также эксплуатировался на зимнем маршруте Генуя-Неаполь-Гибралтар-Нью-Йорк.

http://s019.radikal.ru/i624/1708/c3/126d5193f335t.jpg

Осенью 1896 года лайнер встал на капитальный ремонт в Белфасте на верфи Harland & Wolff. В ходе ремонта была увеличена длина корпуса судна (до 163,1 м) и снята грот-мачта. Грузоподъемность лайнера выросла до 8479 брт. По окончании ремонта в 1897 году была исправлена ошибка в названии судна — Auguste Victoria. 29 апреля 1897 года судно вновь вышло в море, а с 3 июня 1897 года вернулось на линию Гамбург-Саутгемптон-Нью-Йорк.

8 апреля 1903 года лайнер отправился в последний зимний круиз, а 16 января 1904 года в последний раз вышел из Гамбурга в Нью-Йорк

Отредактированно Strannik4465 (25.08.2017 15:46:24)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#158 25.08.2017 15:45:54

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 41335




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

В апреле 1904 года российское правительство приобрело лайнер с целью использования его для крейсерской службы на океанских коммуникациях. 4 мая в Либаве он был принят комиссией Порта Александра III. На судне подняли флаг Добровольного флота. 10 мая было подписано Высочайшее решение о зачислении судна в списки Русского императорского флота со дня приема в казну.

После ремонта, установки вооружения и переоборудования, решением Адмиралтейств-Совета от 28 мая лайнер с 15 мая был зачислен в списки Добровольного флота под именем «Кубань» в качестве корабля 2-го ранга. Крейсер был приписан к 6-му флотскому экипажу, его командиром назначили капитана 2-го ранга Хомутова.

Командиры"Кубани"

капитан 2-го ранга Хомутов, Анатолий Илиодорович
капитан 2-го ранга Маньковский, Николай Степанович
капитан 2-го ранга Мусоргский, Георгий Филаретович

http://s008.radikal.ru/i304/1708/fe/c348d46051bat.jpg

Отредактированно Strannik4465 (25.08.2017 16:18:26)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#159 25.08.2017 16:17:41

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 41335




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

5 июля корабль ввели в сухой док для ремонтных работ на донной части корпуса. Вечером 12 июля при наполнении дока корабль начал крениться на левый борт, в результате чего вода через незадраенные иллюминаторы и угольные порты затопила нижние помещения, и корабль лег на дно дока с креном 23°. После того, как отверстия были задраены, началась откачка воды, и 15 июля в 12.30 корабль всплыл с креном 13°, а на следующий день был выпрямлен окончательно.

http://s41.radikal.ru/i091/1708/ab/f1e9dcbf07ddt.jpghttp://s012.radikal.ru/i320/1708/c9/cc9e3592e39ft.jpg

http://s61.radikal.ru/i174/1708/3b/c0cd8bdd9557t.jpghttp://s61.radikal.ru/i174/1708/3b/d0e4c9f5edc3t.jpg

В.И. Катаев Крейсера истребители торговли М. 2014 г.

Отредактированно Strannik4465 (25.08.2017 16:22:03)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#160 25.08.2017 16:30:37

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 41335




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

13 сентября  1904 года крейсер был включён в состав Второй эскадры Тихого океана.
28 октября в 4 часа дня "Кубань" вышла из Либавы и утром 2 ноября благополучно миновала Скаген.
30 ноября в Дакаре состоялась бункеровка угля. Поскольку французские власти настояли, чтобы погрузка происходила вне территориальных вод, удалившись на несколько миль, крейсер принял около 1500 т с борта парохода "Фризия". Из-за сильного приливного течения и ветра корабли смогли стоять борт о борт не более четырех часов, поэтому основную массу угля пришлось доставлять на шлюпках, а это сильно измотало команду. Заметим, что командиры вспомогательных крейсеров не раз докладывали о недостаточной комплектации экипажей нижними чинами, особенно проявлялась нехватка рабочей силы именно при бункеровке. Тем не менее, крейсер загрузил уголь в достаточном количестве, чтобы дойти до Носси-Бе, поэтому, когда появилась необходимость послать кого-то на перехват германского парохода "Самбия" с грузом орудий для японской армии, "Кубань" уже была далеко впереди, и вернуть ее не представлялось возможным. 2 января 1905 г. "Кубань" нагнала эскадру на Мадагаскаре. В соответствии с приказом командующего она вошла в состав Разведочного отряда. Поход в составе Второй эскадры флота Тихого океана прошел достаточно благополучно, если не считать того, что еще на Мадагаскаре во время совершения маневров "Князь Суворов" чуть ее не таранил.

http://s019.radikal.ru/i619/1708/3a/4fbb6be572b6t.jpg

22 апреля, когда "Кубань" вместе с другими крейсерами Разведочного отряда следовала в защитном экране перед эскадрой, с нее заметили два неизвестных миноносца, которые, также увидев крейсер, подняли французские флаги и быстро ушли. "Кубань" сохранила свое место в строю, поскольку преследовать миноносцы не смогла бы при всем своем желании, что, впрочем, не помешало командующему приказом № 223 по эскадре объявить свое неудовольствие.

http://s019.radikal.ru/i601/1708/42/0550b2f9fbdet.jpg


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#161 25.08.2017 16:37:28

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 41335




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

1

http://s019.radikal.ru/i628/1708/74/a9200b91484dt.jpg  Из собрания В.И. Катаева.

21 мая 1905 года был выделен из эскадры для несения крейсерской службы у берегов Японии на торговых коммуникациях в Иокогаму из Ванкувера, Сан-Франциско и Гонолулу с целью отвлечения части сил японского флота.С прибытием эскадры на театр боевых действий Рожественский решил использовать вспомогательные крейсера для обеспечения прорыва главных сил во Владивосток. Для этого каждому из них отводилось место на коммуникациях противника. Согласно приказу командующего № 380 "Кубань" и "Терек" должны были действовать в районе между островом Сикоку и Иокогамой. "Кубани" поручались морские коммуникации в Иокогаму из Ванкувера, Сан-Франциско и Гонолулу в 90 - 130 милях от берега. Крейсерам предписывалось "не стесняясь топить" все пароходы, на которых будет замечена военная контрабанда. В 9 утра 8 мая недалеко от острова Мияко в точке с координатами 22°22' с.ш. 124°56' в.д. "Кубань" получила приказ отделиться от эскадры и остаться с недавно захваченным английским пароходом "Олдгамия", задержанным с грузом контрабанды, до того момента "пока тот не приведет себя в порядок", после чего перегрузить на него 100 т угля и проводить в самостоятельное плавание во Владивосток в обход Японских островов. Поскольку "Олдгамия" сильно отстала, "Кубань" развернулась и прошла вдоль строя эскадры. С заходом солнца оба корабля скрылись из виду растянувшейся по морю эскадры.
8 и 9 мая на море шла сильная зыбь и погрузка угля была совершенно невозможна, но тем не менее упакованный уголь переложили на верхнюю палубу, чтобы в случае улучшения погоды его можно было побыстрее загрузить на пароход. Хотя Рожественский и распорядился в случае необходимости взять "Олдгамию" на буксир, по причине отсутствия тросов Маньковский приказ решил не выполнять, и оба дня корабли шли 8 - 9 уз. ходом.
С 9 утра 9 мая зыбь стала постепенно утихать, что вселяло определенные надежды на скорую бункеровку. Около 16 часов Маньковский отдал пароходу приказ подойти к борту "Кубани". Весь вечер и всю ночь команды обоих судов занимались бункеровкой, которую прекратили лишь на два часа (с 23 до 1 ночи), поскольку с марса увидели огни неизвестных кораблей. И лишь после их исчезновения погрузка продолжилась.
В 14 часов 10 мая, когда уже загрузили 50 т, прапорщик Трегубое, временно исполняющий обязанности командира "Олдгамии", передал, что угля хватит. Уже через 15 минут "Олдгамия" дала ход, и корабли, пожелав друг другу доброго плавания, расстались. К 15 часам, подняв на борт последнюю шлюпку, "Кубань" также дала ход. Очень скоро "Олдгамию" догнали и перегнали, а в 8 вечера она окончательно пропала из виду.
14 мая "Кубань" пересекла торговый путь Иокогама - Гонолулу, тем самым выйдя в заданный район крейсерства. Несмотря на то, что место было выбрано бойкое, погодные условия сильно препятствовали выполнению задания. Стоявшая мгла сокращала видимость до 2 - 3 миль, а постоянно налетавшие дождевые шквалы и мелкий моросящий дождь сводили ее практически до нуля.
С 14 по 23 мая "Кубань", разворачиваясь, неоднократно пересекала линии торговых путей, но удалось встретить только один пароход, да и тот не преследовали, поскольку волны в 7 баллов не позволяли спустить шлюпку для его досмотра.
К вечеру 22-го в бункерах крейсера осталось 1800т, то есть то количество, которое Рожественский определял как минимальный запас, необходимый для крейсерства. В соответствии с этим "Кубань" взяла курс на юг.
Около 2 часов дня 27-го мая в проливе Бал-лингтан крейсер впервые увидел пароход, пригодный для задержания, идущий встречным курсом. В 15.40 "Кубань" подала сигнал остановиться и, поскольку "купец" его проигнорировал, свои намерения подтвердила холостым выстрелом. Пароход незамедлительно застопорил ход и показал германский флаг.
Досмотровая партия в составе лейтенанта Вернандера и прапорщика Болдырева осмотрела задержанное судно, оказавшееся германской "Сурабайей", везущей груз муки из Гамбурга во Владивосток. В 18 часов пароход продолжил свой маршрут. Именно тогда экипаж крейсера получил первые, пока еще очень противоречивые сведения о Цусимском сражении.
Около 20 часов были замечены огни еще одного парохода. Поскольку он также не реагировал на сигналы прожектора, пришлось сделать два холостых выстрела. Досмотровая партия, в которую входил лейтенант Вернандер, установила, что это австрийский пароход "Ладрома", идущий порожняком из Сингапура в Кобе, где ему и надлежало стать под погрузку. Причин для задержки не было, и к 24 часам пароход отпустили, а его команда поделилась с экипажем крейсера свежим выпуском газеты "Singapore Free Press" от 31 мая (по новому стилю), сообщавшим полные сведения о Цусимском погроме. Это произвело самое тягостное впечатление на команду "Кубани".
В ночь с 30 на 31 мая крейсер вошел на внешний рейд, и в 2 часа ночи стал на внутреннем рейде Камраня. Та картина, которую можно было составить по обрывочным сообщениям, полученным с остановленных "купцов", полностью подтвердилась. Естественно, никто ничего подобного не ожидал, и для дальнейших действий требовались соответствующие инструкции. По плану, составленному еще до ухода "Кубани" в самостоятельное плавание, все телеграммы и приказы должны были приходить в Сайгон. Поэтому в 15.30 крейсер снялся с якоря и направился туда.
В 6 утра 1 июня "Кубань" стала на внешнем рейде Сайгона, но на внутренний не вошла, опасаясь связанных с Цусимой политических трудностей, которые могли привести к разоружению корабля и интернирований). Между тем, угля оставалось всего 330 т, а из полученных в 11 вечера депеш выходило, что корабль должен был самостоятельно возвращаться в Россию.
На следующее утро около 5 часов к "Кубани" подошла канонерка "Ашерон", с нее передали распоряжение французских властей: если крейсер не участвовал в бою, не имеет повреждений и пленных, то он может оставаться в порту, вопреки нормам международного права для нейтральной территории, сколь угодно долго. И тогда "Кубань" уже без особой боязни перешла на внутренний рейд. Очевидно, французы таким образом хотели помягче избавиться от нежеланного гостя, но поскольку тот действительно в бою не участвовал и пленных не имел, они вскоре осознали свою ошибку и уже через пять дней в категоричной форме потребовали удаления крейсера из Сайгона, выделив ему уголь до ближайшего русского порта, то есть до Владивостока. Естественно, перспектива прорыва через кишащее кораблями противника Японское море вовсе не улыбалась измученному долгим плаванием экипажу. А инструкции, полученные из России, однозначно требовали ожидать подхода транспорта "Эллербек" с 4000 т угля и прочими необходимыми крейсеру материалами.
А пока, утром 7-го числа, ошвартовавшись к пароходу "Эмили", экипаж "Кубани" начал погрузку угля, пытаясь всячески потянуть время. Непривычные к тропикам матросы могли работать не больше двух часов, нередко теряя от жары сознание. Всего же за время стоянки в Сайгоне в береговой госпиталь списали 9 человек: баталера кондуктора Сидорова и 8 нижних чинов. Еще одного человека, прапорщика Н.Шишкина, отправили в Россию по причине "нервного расстройства". В помощь матросам командир распорядился нанять местных китайцев-кули, но те также работали крайне неспешно, придерживаясь весьма непродолжительного, с точки зрения Маньковского, рабочего дня.
10 июня с другого борта крейсера ошвартовался еще один угольщик - "Фисмо". К этому моменту на "Кубани" из старых запасов оставалось лишь 160 т. К 16 июня экипажу с помощью китайских рабочих удалось принять с "Эмили" 1585 тис "Фисмо" - 1300 т. Испытывать дальнейшее терпение французских властей больше не было смысла и, передав сообщение на "Эллербек", чтобы тот шел в Джибути, в 13.30 русский корабль снялся с якоря.
18 июня крейсер со всеми огнями благополучно прошел Сингапурским проливом, и в 11 утра 1 июля бросил якорь в Джибути, где салютовал находившемуся там английскому крейсеру "Персеус". С последнего передали долгожданную корреспонденцию, и, поскольку "Эллербека" в порту снова не оказалось, в 6 утра следующего дня "Кубань" начала прием угля с германского парохода "Мекленбург", ошвартовавшегося с левого борта. 7 июля в 6 утра с правого борта крейсера ошвартовался пароход "Воглинда", и теперь, теоретически, бункеровка должна была бы проходить быстрее. Но снова, как и в Сайгоне, экипаж, сильно страдая от жары, трудиться в полную силу не мог, а местные рабочие-индийцы работали ничуть не лучше китайцев. Утром 8 июля от "Кубани" отвалила "Воглинда", выгрузив 363 т, а вечером 9-го, передав в общей сложности 2805 т, отошел "Мекленбург". 10 июля в 6 утра "Кубань" снялась с якоря, поскольку ожидать подхода "Эллербека" опять уже не было никакого смысла.
Находясь в Красном море на перекрестке торговых путей и обладая достаточным запасом топлива, можно было продолжить крейсерские операции. 12 июля в 7.30 остановили и досмотрели английский пароход "Фусил-ка", в 12.30 того же дня - голландский "Маланг", а на следующий день в 6 вечера - английский "Сент Филланс". Но, поскольку ни на одном из них контрабанды не оказалось, все они были отпущены. Тем не менее, эти акты, по-видимому, стали последними крейсерскими действиями русского флота в русско-японской войне: 23 августа был подписан Портсмутский мир.
15 июля "Кубань" вошла в Суэцкий канал и на следующий день, выйдя из него, в 14 часов бросила якорь в Порт-Саиде. Здесь на борт погрузили свежую провизию, около 100 т пресной воды для котлов, и в полдень 17-го крейсер вышел в море.
22 - 24 июля корабль сделал промежуточную остановку в Алжире, 1 августа оставил за кормой Скаген и 3 августа в 14 часов вошел в аванпорт Либавы, где стал на якорь.
Впервые с 28 октября крейсер попал в русский порт. Экипаж был очень сильно измотан столь долгим плаванием в тропических условиях. Судя по докладу Маньковского, если на первом этапе плавания в судовом лазарете ежедневно находилось всего по 3 - 4 больных, то к концу плавания эта цифра достигала 40 - 45 человек! Однако за исключением людей, списанных на берег в Сайгоне, больше таковых не было. 1 сентября МГШ приказал окончить кампанию и зачислил крейсер в резерв. Состояние вернувшейся с Дальнего Востока "Кубани" было довольно плачевным, ей требовался ремонт, но в Морском ведомстве сомневались по поводу его целесообразности, так как дальнейшая судьба крейсера была неясна. Поскольку необходимость во вспомогательных крейсерах отпала, 10 декабря 1905 г. поступает приказ снять с "Кубани" "все вооружение и вещи, имеющие отношение к военно-морскому делу". Это связано с тем, что одновременно МГШ начал выяснять возможность продажи "Кубани", "Терека" и "Дона" "Обществу волжских капиталистов" для использования этих судов в перевозке войск с Дальнего Востока.
В дальнейшем крейсер привлекался на Балтике лишь для вспомогательной службы, пока осенью 1906 г. особая комиссия при Совете министров не признала крейсер годным лишь для отечественного торгового флота. 18 ноября приказом по флоту и Морскому ведомству № 300 "Терек" и "Кубань" исключили из списков, а 4 декабря сдали в Либаву к порту на охрану и отопление.
19 февраля 1907 г. в Либаве состоялись торги. Выставленные на них "Терек" и "Кубань" были приобретены посреднической фирмой "Восидло и Ко" за 442 150 руб. для перепродажи на слом. 29 марта состоялась передача покупателю судов от Морского ведомства. И вскоре "Кубань" отправилась на свой родной завод в Штеттине для разделки на металл.


http://s018.radikal.ru/i512/1708/07/104265c396cct.jpghttp://s013.radikal.ru/i323/1708/69/d74b5fe6d646t.jpg

В И Катаев.

Отредактированно Strannik4465 (25.08.2017 16:38:28)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#162 25.08.2017 17:59:36

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 41335




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

1

Апрельское распоряжение № 380 касалось действий вспомогательных крейсеров на коммуникациях противника, Рожественский в это время был Начальником ГМШ. Он выполнял указания Правительства от 23-26 февраля 1904 года, по началу крейсерской войны. В операцию включались четыре корабля с Балтики( пароходы куплены в феврале-апреле 1904 года) и два черноморских.  Начиная с июля ВКР пошли в Атлантику вернулись в сентябре.

В апреле 1904 г.  на совещании Правительства было решено создать 2 ТОЭ.
4 августа эскадра была создана, комадующий Рожественский.
ВКР было решено послать к эскадре. По возвращению кораблей из рейдерства они пополнили запасы и двинулись за эскадрой, т.н. "догоняющий отряд."  Некоторые шли с самой эскадрой ("Урал)" А на театре Рожественский их послал в отдельное плавание.


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#163 25.08.2017 18:56:39

Скучный Ёж
Мичманъ
michman
Сообщений: 8705




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

В таком ключе вопросов не возникает. Просто оба автора данное распоряжение трактуют как определение задачи в рамках задачи 2й эскадры - что не совсем крейсерская война.


Жизнь ползёт, как змея в траве, пока мы водим хоровод у фонтана,
Сейчас ты в дамках, но что ты запляшешь, когда из-за гор начнет дуть трамонтана. (с)
цусимский тезис: Рожественский нерешительно принял решительный бой, в то время как Энквист решительно вел нерешительный бой.

 

#164 25.08.2017 19:43:16

Скучный Ёж
Мичманъ
michman
Сообщений: 8705




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Тут надо развернуть - организацией крейсерской войны занимался Е.И.В. Великий Князь Александр Михайлович.
Но заглянем в "ОТЧЕТ О ВООРУЖЕНИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ КРЕЙСЕРОВ И ИХ, КРЕЙСЕРСКИХ ОПЕРАЦИЯХ В РУССКО-ЯПОНСКУЮ ВОЙНУ 1904-05 ГГ." и тут мы видим:
"Приложение 10. Покупка пароходов (ТТХ, записка Авелана, рапорт капитана 1 ранга Клапье-де-Колонга начальнику ГМШ, рапорт старшего инж-мех Павла Иванова 3-го, записка к-адм Рожественского В.К. Александру Михайловичу, рапорт капитана 1 ранга Бера начальнику ГМШ, рапорт старшего инж-мех Гаевского, рапорт старшего инж-мех Чучугина, рапорт капитана 2 ранга Панферова). С. 163-347."
Вроде оно, но нет. Рожественский действительно в апреле 1904 писал о действиях вспомогательных крейсеров, но совершенно не о том о чем указано у обоих авторах. Это записка указывала на недопустимость действия вскр в определенных районах. Подана она в начале апреля. И с её учетом план крейсерской операции был переделан (новый план подготовлен 24 апреля 1904, утвержден 21 мая 1904).
И у Катаева и у Широкорада речь идет о задачах крейсеров уже на театре военный действий и указана цель этих действий - "облегчить прорыв 2-й эскадры".
Так же обращает на себя номер - №380 - напомню, Радлов распоряжения по действиям транспортов во время операции получил в конце апреля- начале мая 1905 письмом №382. Так что я склоняюсь к опечатке с годом и неверным указанием типа документа.

Отредактированно Скучный Ёж (25.08.2017 20:01:42)


Жизнь ползёт, как змея в траве, пока мы водим хоровод у фонтана,
Сейчас ты в дамках, но что ты запляшешь, когда из-за гор начнет дуть трамонтана. (с)
цусимский тезис: Рожественский нерешительно принял решительный бой, в то время как Энквист решительно вел нерешительный бой.

 

#165 25.08.2017 21:54:33

realswat
Контр-адмиралъ, лучший участник Форума 2007
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 6553




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Скучный Ёж написал:

#1197274
нужна расшифровка

Ну, уже расшифровали. Но вообще там же ГМШ через слово в тексте - понятно, что именно как начальник оного ЗПР и распорядился.

 

#166 25.08.2017 22:10:05

Скучный Ёж
Мичманъ
michman
Сообщений: 8705




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

realswat написал:

#1197357
Но вообще там же ГМШ через слово в тексте - понятно, что именно как начальник оного ЗПР и распорядился

Так в этом приказе 380 совсем не то, что в плане который ГМШ в конце апреля-начале мая 1904 делал для Великого Князя.
Пример, у Широкорада:
Согласно предписанию № 380 от 30 апреля 1904 г., крейсера «Кубань» и «Терек» должны были действовать в районе между островами Синок и Иокогама, а «Урал» и «Рион» — в южной части Желтого моря.
Пример у Катаева:
В соответствии с этим документом крейсеры должны были "не стесняясь топить всех":
- Кубань и Терек в районе между островами Синок и Иокогама;
- Урал и Рион в южной части Желтого моря;
- Днепр должен был выполнять боевую задачу между островами Формоза и Квельпарт.

Эти районы наоборот из плана "выпилили" в начале апреля 1904 по настоянию Рожественского.
Или в предписание заранее прописано, то как надо будет действовать после прихода эскадры на ДВ?
P.S. Ну и как объяснить что у обоих авторов отсутствует район для крейсера "Дон" - это в апреле 1904 как-то мистически выглядит.
P.P.S Наличие районов для "Риона" и "Днепра" в апреле 1904 тоже смущает - они до декабря 1904 таких имен не имели.

Отредактированно Скучный Ёж (04.09.2017 12:45:44)


Жизнь ползёт, как змея в траве, пока мы водим хоровод у фонтана,
Сейчас ты в дамках, но что ты запляшешь, когда из-за гор начнет дуть трамонтана. (с)
цусимский тезис: Рожественский нерешительно принял решительный бой, в то время как Энквист решительно вел нерешительный бой.

 

#167 26.08.2017 18:13:39

Скучный Ёж
Мичманъ
michman
Сообщений: 8705




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Strannik4465 написал:

#1197309
Апрельское распоряжение № 380 касалось действий вспомогательных крейсеров на коммуникациях противника, Рожественский в это время был Начальником ГМШ. Он выполнял указания Правительства от 23-26 февраля 1904 года, по началу крейсерской войны. В операцию включались четыре корабля с Балтики( пароходы куплены в феврале-апреле 1904 года) и два черноморских.  Начиная с июля ВКР пошли в Атлантику вернулись в сентябре.

Только мы можем прочитать копию предписания Командующего 2-ю Тихоокеанскою эскадрою №300 от 30 апреля 1905 года Командиру крейсера «Терек», которая есть показаниях Капитана 2 ранга Панферова. И вот это предписание как раз очень похоже на то о чем пишут Катаев и Широкорад (в частности там есть про то, что стоит уничтожать приз "при малейшем сомнении" и указан нужный район для данного крейсера).

P.S. 300 конечно не 380 и цитаты не совпадают - по смыслу получается что была отдельно инструкция каждому крейсеру и общий план действий.

Отредактированно Скучный Ёж (26.08.2017 18:17:41)


Жизнь ползёт, как змея в траве, пока мы водим хоровод у фонтана,
Сейчас ты в дамках, но что ты запляшешь, когда из-за гор начнет дуть трамонтана. (с)
цусимский тезис: Рожественский нерешительно принял решительный бой, в то время как Энквист решительно вел нерешительный бой.

 

#168 28.08.2017 13:58:09

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 41335




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Вспомогательный крейсер  "Русь"  (аэростатоносец)

«Русь» — аэростатоносец, построенный в 1887 году и переоборудованный в 1904 году. Воздухоплавательный крейсер имел предназначение: ведение дальней разведки в морских пространствах; осуществлялось это за счёт привязных аэростатов.

http://s018.radikal.ru/i514/1708/38/b20e7b418620t.jpg

http://s019.radikal.ru/i634/1708/d2/aefc7061248ct.jpg  открытка К. Степанова

http://s010.radikal.ru/i314/1708/3f/9ee883c767a1t.jpg


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#169 28.08.2017 14:03:38

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 41335




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

«Русь» — крейсер-аэростартоносец (по официальной классификации крейсер II ранга) Российского Императорского флота. Специализированный корабль, оснащенный воздухоплавательным оборудованием для ведения дальней разведки в морских пространствах с помощью привязных аэростатов. Крейсер «Русь» был первым настоящим мореходным кораблем с воздухоплавательным оборудованием и по сути является прологом к истории развития авианесущих кораблей российского флота.

Исторические данные

7 сентября 1887 года
Спущен на воду 

24 января 1905 года
Выход на испытания 

25 ноября 1904 года
Введен в строй 

20 сентября 1905 года
Выведен из боевого состава 

8 ноября 1906 года
Сдан на слом 


Общие данные

5384 / 9600 т.
Водоизмещение
(стандартное/полное) 

136,36 / 14,71 / 8,24 м.
Размерения
(длина/ширина/осадка) 


ЭУ


Паровая машина тройного расширения / 8500 л. с.
Главная ЭУ
(тип/мощность) 

1 ед.
Количество валов 

18 / 10 узл.
Скорость хода
(полная/экономичная) 

7344 / 17160 миль
Дальность плавания
(полным/экономичным ходом) 

3000 т.
Запас топлива 


Экипаж

Командиры
Командир крейсера капитан 1-го ранга Петров Николай Аркадьевич. (Начало сентября — начало ноября 1904 года)
Командир крейсера капитан 2-го ранга (с 6 декабря 1904 года - капитан 1-го ранга) Колянковский Александр Леонтьевич. (Начало ноября 1904 года — июль 1906 года)


542 чел.
Общая численность 

24 чел.
Офицеры 

518 чел.
Матросы 

Вооружение

Артиллерийское вооружение 
3 — 76-мм/40 орудия Армстронга;
1 — 76-мм/50 орудие Виккерса;
10 — 57-мм/50 орудий Армстронга;
2 — 37-мм орудия Максима;
3 — 7,62-мм пулемета Максим;
1 — 7,62-мм пулемет Маузер.


Аэростаты 
4 — Змейковых аэростата (715 м³);
1 — Сферический аэростат (640 м³);
4 — Сигнальных змейковых аэростата (37 м³).


http://s014.radikal.ru/i329/1708/4a/fdeefef6aa3dt.jpg  Рис.Емышева.

Отредактированно Strannik4465 (28.08.2017 14:36:33)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#170 28.08.2017 14:18:04

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 41335




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

История создания

Предшественники

Первые опыты по проведению морской разведки с помощью аэростата были проведены во Франции в июле 1893 года. Воздушный шар тогда был поднят над бронепалубным крейсером Tage. В России первым специальным судном, которое было оборудовано для подъема воздушного шара считается несамоходный транспорт «Самоед». Судно с аэростатом применялось в 1894 году в Финском заливе для поисков пропавшей без вести броненосной башенной лодки «Русалка».

Предпосылки к созданию

К концу XIX века многие страны уже имели опыт по использованию аэростатов в военных целях. Воздушные шары применялись в береговой обороне и в речных операциях. После того как была доказана польза от аэростатов начали появляться проекты по оснащению воздушными шарами кораблей и судов для действий в открытом море. Предполагалось что воздушные шары будут полезны для сторожевой службы.

«  ...Большую пользу окажет шар при рекогносцировке расположения вражеских фортов, батарей, эскадры, выходов на рейды, проходов между островами... Отчасти шар может быть использован и для целей гидрографии...
Из выступления поручика В.А. Семковского[1] на заседании VII отдела Императорского Русского технического общества 1 марта 1895 года.

Проведенные ВМС Франции маневры в Средиземном море 1898 и 1901 года, в которых принимал участие приспособленый для воздухоплавательной службы крейсер Foudre несомненно повлияли на проекты Михаила Николаевича Большева — пионера российского военно-морского воздухоплавания. Отметив успехи морского воздухоплавания во Франции, он сформулировал основные требования к к автономному воздухоплавательному крейсеру. По его мнению такой корабль должен сопровождать эскадру на расстоянии 5-8 миль, поддерживая с ней семафорную связь. Большев считал что таким образом удастся обнаружить противника на дистанции 30-35 миль. Количество таких кораблей в составе эскадры должно было определяться решаемой задачей: один при действиях против берега и два-четыре в открытом море или шхерах

Проектирование

Изучив французские проекты воздухоплавательного крейсера и подвергнув критике за чрезмерное стремлении к экономии, М.Н. Большев сделал вывод, что данный тип корабля должен удовлетворять следующим требованиям:

«  ... 1) не быть абсолютно ничем, никогда и нигде связанным с берегом, или с другим судном в возможности самостоятельной фабрикации водорода в неограниченном количестве, 2) обладать достаточным ходом для выполнения как воздухоплавательной, так и разведочной службы при эскадре, 3) иметь постоянно готовый запас в достаточном количестве для наполнения своих шаров и поддержки в случае надобности их службы в течение более или менее продолжительного времени, 4) быть способным предоставить флоту для наблюдений наполненный шар в наивозможно короткий промежуток времени и без всякой задержки и 5) в случае нужды быть способным убрать и разоружить этот шар почти мгновенно  » 

Во второй половине августа 1903 года в Петербурге комиссией по выработке временного положения о морских воздухоплавательных парках, в которую по непонятным причинам не был включен М.Н. Большев, обсуждались вопросы оборудования кораблей аэростатами. Председателем комиссии был капитан 2-го ранга К.К. Клапье-де-Колонга[2]. Входивший в комиссию от Главного Морского штаба лейтенант М.И. Лавров предложил построить два корабля для Балтики и Тихого океана с перспективой увеличения их количества по числу эскадр. Выработанные для этих кораблей основные требования сводились к следующему:
Сравнительно небольшие размеры при достаточной для сопровождения эскадры скорости хода.
Совершенно чистая кормовая часть.
Просторные, хорошо оборудованные мастерские для изготовления и ремонта шаров.
Наличие газодобывательного оборудования, компрессора для получения сжатого водорода и емкостей для его хранения.
Наличие голубиной почты.

Ввиду невозможности постройки специальных кораблей в данное время, предлагалось переоборудовать гражданские пароходы, например «Ильмень».


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#171 28.08.2017 14:20:14

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 41335




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

С началом Русско-японкой войны и первыми потерями понесенными русским флотом в стране началось патриотическое движение, которое привело к созданию «Особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования». Также пожертвования поступали и от отдельных лиц помимо комитета.

Во второй половине июня 1904 года, во время подготовки II Тихоокеанской эскадры один из меценатов — бывший флотский офицер, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, отставной капитан-лейтенант граф Сергей Александрович Строганов выразил желание передать флоту «вполне оборудованное судно», на что пожертвовал 1,5 млн. рублей. Выбор корабля он оставил за командующим эскадры — контр-адмиралом З.П. Рожественским. Тот в свою очередь остановил выбор на «специальном воздухоплавательном разведчике с большим ходом, вполне оборудованном и снабженным необходимым имуществом по своей специальности», который бы мог быть получен путем переоборудования достаточно вместительного и быстроходного коммерческого парохода. Свой выбор командующий объяснял тем, что в эскадре ощущалась необходимость в таком корабле.

http://s019.radikal.ru/i631/1708/8e/8d82c088004dt.jpg Граф Сергей Александрович Строганов


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#172 28.08.2017 14:24:34

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 41335




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Для переоборудования С.А. Строгановым у немецкой судоходной компании Norddeutscher Lloyd за 920716 рублей был закуплен пароход SS Lahn. Этот океанский лайнер типа Rivers был построен на верфи Fairfield Shipbuilding & Engineering Co. в Глазго в 1888 году. Во время гражданской службы с 1888 по 1892 год пароход совершал регулярные рейсы из Бремена в Нью-Йорк. Это был стальной одновинтовой лайнер с четырьмя пассажирскими палубами и двумя грузовыми трюмами.

http://s16.radikal.ru/i191/1708/6b/648b576e1d92t.jpg  Лайнер типа Rivers SS Lahn

Приобретенный 28 июля 1904 года пароход был обследован комиссией немецких инженеров, которая гарантировала в течении двух лет после замены части трубок и частичного ремонта котлов давление пара в 9 атм, а в случае крайней необходимости в 10,5 атм в течение 48 часов. Это давало бы возможность кораблю развивать скорость 18 узлов. Так-как до выхода в море эскадры Рождественского оставалось меньше шести недель, чего было не достаточно для замены котлов, их было решено не менять. В дальнейшем по намеченному плану переоборудования парохода предстояло: в кормовой части снести все надстройки и каюты, освободить и подготовить помещения для установки воздухоплавательного оборудования, для зашиты аэростатов от влияний атмосферы увеличить фальшборт на шканцах и установить разборный ангар из парусины. Для того чтобы увеличить автономность крейсера было решено смонтировать добавочные угольные ямы, установить рефрижераторы и дополнительные опреснители. Провести ремонт котлов, переборку машины и вспомогательных механизмов. Подготовить фундаменты для установки артиллерийского вооружения, смонтировать прожектора и радиостанцию.

http://s56.radikal.ru/i154/1708/82/b1208cf85422t.jpg

Работы по переоборудованию лайнера в воздухоплавательный крейсер проводились в Бремерхафене на верфи судоходной компании. Ответственным за работы по воздухоплавательной части М.Н.Большев, который прибыл в Бремерхафен 28 августа 1904 года после посещения Аугсбурга и других городов Германии и Швейцарии где фирмой Riedingersche Ballonfabrik и ее субподрядчиками изготавливалось оборудование. Ему же пришлось выполнять наблюдение за общим ходом работ по переустройству корабля вплоть до прибытия в первой декаде сентября командира крейсера капитана 2-го ранга Н.А. Петрова, старшего офицера лейтенанта В.В. Веселовского и старшего судового механика Г.И. Евгениева. По окончании работ по ремонту корпуса, машин и механизмов, а также установки воздухоплавательного оборудования корабль 8 ноября 1904 года отбыл в Либаву под германским коммерческим флагом и с немецкой командой. Из-за нейтралитета Германии в Русско-японской войне и для соблюдения секретности по легенде корабль предназначался для научных целей и был куплен обществом Glefke & Hennings (Гамбург). В связи с этим работы по монтажу артиллерийского вооружения, закупленного С.А. Строгановым в Англии и сигнального оборудования были отложены до прибытия в Россию.

http://s16.radikal.ru/i191/1708/c2/9694dd675f4dt.jpg


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#173 28.08.2017 14:27:11

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 41335




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Переход через Северное море в штормовых условиях подтвердил хорошие мореходные качества корабля и был выполнен со средней скоростью в 17,5 узлов. Однако из-за низкого уровня воды в Кильском канале было потеряно несколько дней. Ко времени прибытия корабля в Либаву 14 ноября 1904 года, II Тихоокеанская эскадра уже покинула Балтику и находилась на переходе к Мадагаскару. В этот же день Николай II[4] в соответствии с пожеланием жертвователя дал кораблю имя «Русь». 23 ноября 1904 года корабль покинула немецкая команда и крейсер «Русь» был зачислен во II ранг судов флота (13 флотский экипаж). В пятницу 25 ноября 1904 года на нем подняли русский коммерческий флаг, планировавшийся на следующий день (13 ноября по старому стилю[5])подъем андреевского флага был перенесен на воскресенье чтобы избежать несчастливого числа.

http://s019.radikal.ru/i638/1708/62/148d438a5dact.jpg


По прибытии корабля в Либаву стали проявляться дефекты, которые не были выявлены и устранены ввиду спешности проводимых работ. Прежде всего это касалось котлов, члены принимавшей корабль комиссии пришли к выводу что «...суждения ...о пригодности котлов нужно очистить их капитально, что займет не менее месяца» чем вызвали возражения С.А. Строганова. Он считал что работы по их ремонту и испытания задержат крейсер в Либаве. Все же было принято решение что «...с котлами в таком виде идти нельзя, а необходимо приступить к работам, поручив Балтийскому заводу работать день и ночь и назначить на поход двух опытных котельщиков с необходимым материалом и инструментами». Запланированные работы предполагалось закончить к концу декабря 1904 года и включить крейсер в первый отряд формируемой III Тихоокеанской эскадры.

Наконец 15 января 1905 года пришла телеграмма из Либавы о готовности котлов к испытаниям. К этому же времени была налажена работа всего воздухоплавательного оборудования, до прихода в Либаву газопровод высокого давления пропускал водород во всех фланцах. 24 января 1905 года в 9:30 крейсер двумя буксирами вывели в море для испытаний. После успешно проведенных испытаний машин корабль самостоятельно вышел на рейд. После полудня были проведены испытания стрельбой, которые тоже прошли удачно. Однако до постановки на якорь в 18:00 корабль дважды коснулся дна. На следующий день проводили работы для уничтожения девиации главного компаса. Но из-за сложной ледовой обстановки крейсер вновь стал на левый якорь. Вследствие движения льда и сильного ветра якорь стал дрейфовать, и корабль сел на отмель. В это время произвели поднятие на 800 м аэростата с корзиной, а через 10 минут его благополучно, но не без труда убрали. Только 28 января «Русь» сняли с мели и он вернулся в гавань где началась покраска надводного борта, дымовых труб и шлюпбалок.

Отредактированно Strannik4465 (28.08.2017 14:28:09)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#174 28.08.2017 14:31:40

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 41335




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

История службы Поход с III Тихоокеанской эскадрой


http://s008.radikal.ru/i305/1708/f7/c28bda62bcfat.jpg Крейсер «Русь» выходит в составе III Тихоокеанской эскадры из Либавы.

10 февраля 1905 года на «Русь» прибыл командующий первым отрядом эскадры контр-адмирал Н.И. Небогатов, после осмотра крейсера он приказал к следующему дню наполнить один шар и показать его действие. Однако уже через три часа командующему доложили о невозможности выполнения приказа: вышедшая из строя динамо-машина не позволяла запустить электролизеры, а химический способ добычи водорода посчитали опасным. Разочарованный этой неудачей контр-адмирал сообщил, что находит крейсер «Русь» совершенно не отвечающим своему назначению. Тем не менее управляющий Морским министерством приказал готовить крейсер к плаванию. Новые динамо-машины планировалось установить во время стоянки в бухте Суда у о. Крит.

15 февраля 1905 года был наполнен один змейковый аэростат. К 11 часам на крейсер прибыл генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович и уже через полчаса после беглого осмотра он покинул крейсер. После полудня вслед за броненосцами «Русь» вывели на рейд Либавы и в 23:00 он стал на якорь рядом с флагманом. На следующий день корабли взяли курс на Скаген. На третий день похода на корабле потек холодильник главной машины.

21 февраля 1905 года комиссия, составленная из судовых механиков всех кораблей эскадры после осмотра холодильника и динамо-машин сделала вывод, что состояние крейсера «Русь» не дает гарантии в том, что он может исполнить службу при эскадре. На следующий день командир крейсера получил от командующего эскадрой предписание за № 245 вернуться в Либаву, чтобы провести там необходимые исправления. В 18:15 эскадра снялась с якоря и выступила в поход, а «Русь» через четыре с половиной часа под проводкой лоцмана отправилась в Большой Бельт.

На обратном пути 24 февраля было решено произвести испытания машины на полный ход и воздухоплавательного вооружения. Результаты испытаний были обескураживающими: при попытке развить полный ход три котла вышли из строя, в 9:20 была предпринята безуспешная попытка подъема змейкового аэростата. В 10:50 при ветре 4-5 баллов предпринята первая попытка поднять воздушный шар. Шар при подъеме задел за тент-балки, оборвал тросы управления и стал беспорядочно вращаться, его пришлось спустить на палубу. В 14:00 предпринята вторая попытка подъема шара. Его вновь начало бить о кормовые тент-балки, прорвало ткань, и газ вытек, шар пришлось убрать. В 15:00 попробовали поднять малый аэростат, служащий для подъема телеграфного провода, который оборвался и был унесен ветром в направлении шведского берега. На этом испытания было решено завершить. На следующий день крейсер прибыл в Либаву.


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#175 28.08.2017 14:35:25

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 41335




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Опыты с аэростатами 1905 года


http://s019.radikal.ru/i601/1708/45/8ea5dc30e592t.jpg Воздухоплавательный крейсер «Русь» летом 1905 года

После прихода в Либаву экипаж крейсера еще некоторое время сохранял надежду присоединиться к ушедшей эскадре. 9 марта 1905 года собравшаяся на «Руси» комиссия в составе офицеров порта и представителей частных заводов, которая рекомендовала в течении пяти недель произвести ремонт силовой установки и генераторов для подготовки крейсера к плаванию на Дальний Восток со вторым отдельным отрядом. Оптимальный вариант тентовой защиты предполагалось определить после пробного выхода в море для практики в подъеме шара при разной силе ветра. Однако этим планам не суждено было сбыться и корабль остался на Балтике для проведения программы опытов по боевому применению аэростатов.

Воздухоплавательные опыты начались 25 мая 1905 года, в это время из-за задержки ремонта крейсер находился в бассейне порта Императора Александра III и продолжались до выхода «Руси» в Кронштадт 21 июня. Было выполнено достаточное количество подъемов аэростатов в том числе и с наблюдателями в корзине, а также произведен свободный полет на сферическом аэростате. Личный состав быстро совершенствовал свои навыки — наполнение аэростата водородом производилось всего за 19 минут.

С 27 июня по 10 июля 1905 года опыты проводились в Кронштадте, однако 2 июля были сданы в ремонт водородные компрессоры и крейсер лишился возможности заряжать баллоны сжатым газом. С 11 июля корабль перешел для дальнейших опытов в в районе Бьёрке и Гогланда, после чего к 14 июля вновь вернулся в Кронштадт, где встал на якорь на Большом рейде. На кронштадском рейде опыты возобновили 18 июля и продолжали до 9 августа. Один из экспериментов по подъему шара с крейсера наблюдал Николай II, находившийся 23 июля на кронштадском рейде. Опыты часто прерывались для ремонта и внесения усовершенствований в воздухоплавательное оборудование. 28 июля в Либаве вспыхнуло стихийное матросское восстание, после его подавления командир порта контр-адмирал А.И. Ирецкий в числе мер «для оздоровления атмосферы в Либаве» предложил:

«  Команду крейсера «Русь», находящегося теперь в Кронштадте, раскассировать по указанию его командира. Эта команда, будучи комплектована из отбросов кронштадтских экипажей, представляет из себя некоторое подобие команды броненосца «Князь Потемкин Таврический». ..  » 

По счастью его предложение не встретило поддержки и опыты были продолжены, с 10 по 15 августа они проводились в районе Бьёрке, а затем продолжились в районе Кронштадта. 12 сентября «Русь» направилась в Либаву, где на следующий день была завершена программа опытов. За время ее проведения было совершено 258 подъемов аэростата, из них 186 — с наблюдателями. В тот же день крейсер окончил кампанию и встал на паровое отопление в Либаве, а 20 сентября 1905 года поступил приказ о зачислении его в вооруженный резерв.

Собранная 2 апреля 1906 года комиссия под председательством вице-адмирала А.А.Бирилева, ставшего в последствии Морским министром вынесла вердикт: что крейсер «Русь» после окончания войны является излишним, корабль негоден для прежнего назначения как пассажирский, а его переделка в грузовой требует больших затрат. В связи с этим было принято решение о продаже крейсера на слом за 147000 рублей.

К началу сентября 1906 г. определился и покупатель: согласно постановлению было решено продать корабль товариществу «Воссидло и Ко». Воздухоплавательное оборудование с крейсера 28 октября 1906 года было доставлено в Севастополь, а 8 ноября пришли буксиры для доставки бывшего крейсера в Штеттин на разборку. 21 ноября 1906 года воздухоплавательный крейсер II ранга «Русь» был исключен из списков флота.


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

Board footer