Сейчас на борту: 
John Smith,
mihapm,
Алекс,
капитан
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 4 5 6 7 8 … 143

#126 02.10.2009 12:39:15

von Echenbach
Гость




Re: "Котельная альтернатива"

Маловато будет... :-))

#127 02.10.2009 12:42:14

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12928




Re: "Котельная альтернатива"

von Echenbach написал:

Оригинальное сообщение #126124
Маловато будет

А про "Память Меркурия" при всём желании много не сочинишь. Гланое - застолбил для героя контракт на "Витязя" и "Рынду".

#128 07.10.2009 18:26:23

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12928




Re: "Котельная альтернатива"

Глава 8. «Азиаты» адмирала Шестакова.

    Даже генерал-адмирал порой не в силах противиться обстоятельствам. Обещанный им заказ на пару корветов раз за разом откладывался. В феврале 1881 года министерство финансов заявило, что деньги ещё только предстоит изыскивать. А в марте столичным чиновникам так и вовсе стало не до кораблей: шутка ли – средь бела дня на людной улице бомбисты убили императора. Вместе со смертью монарха чиновный люд затрясло: кто-то видел в каждом посетителе бомбиста, кто-то готовился подсидеть начальника и строчил кляузы, иные же, наоборот, искали кляузников в среде своих подчинённых. В общем, все были заняты, дело стояло.
    От безделья и безденежья Сергея Плотникова спасали только заключённые в августе-сентябре контракты на зимний доковый осмотр и ремонт различных судов. На пространстве 160*30 метров рабочего стола дока всю зиму гнездились на киль-блоках две дюжины пароходиков, барж и землечерпалок разных мастей. Кому требовалось обшивку выправить, кому холодильники от ила прочистить, кому клапан водоотливной трубы на место поставить – дел не много, работа мелкая и суетная, но, по крайней мере, мастеровые не голодают и не пьянствуют.
    В апреле – когда пёстрая кавалькада зимовавших на киль-блоках посудин проскользнула из распахнутых ворот дока – пришлось вновь думать о заказах. Казна признаков жизни не подавала, начало навигации не было отмечено какими-либо авариями и срочными заказами на доковый ремонт. Пришлось выдать срочный заказ самому себе. Компания «Северный лес» уже со времени гибели «Разбойника» нуждалась в пополнении пароходами. А отвлечение «Малыша» на работы по созданию дока так и вовсе временами останавливало все дела. Для пополнения собственного лесовозного флота пришлось «залезть в кубышку» и заложить в совершенно пустом доке два пароходика на манер «Малыша».
    В середине мая канцелярия генерал-адмирала подтвердила готовность заказать два корвета по типу «Памяти Меркурия», но все детали разработки заказа спихнула на технический комитет флота – у монаршей родни и без пароходов дел было с избытком. Комитет же увяз в дискуссии – «Ирис» или «Каллиопа» – защита орудий корветским бортом или защита машин броневой палубой. Если вкратце, адмиралам хотелось и того, и другого. И при этом в скорости «Памяти Меркурия» не потерять, и вооружение не сократить. Весь озвученный набор благовозжеланий был вытряхнут на Плотникова – крутись, как можешь, но проект представь.
    Делать нечего – в который уже раз взялся за перелицовывание чертежей «Азии». Коль скоро размещение двух машин в смежных отсеках нареканий на «Памяти Меркурия» не вызвало, то их и котлы можно оставить без изменений. Равно как и корветскую компоновку корпуса. А вот палуба … Это повод задуматься. Нет, в принципе, над машинами и котлами она уже есть. Хоть тонкая и не броневая, но подпираемая с бортов угольными ямами. Если усилить связи или сделать их стальными, то можно поверх неё настелить бронированные листы. Но что делать с трюмами? Оставить, как у англичан, без брони? Или, подобно французам, перекрыть бронированной палубой? Приватные вопросы к членам технического комитета мало чем помогли. Пришлось выносить предложения по палубе на общее заседание. Которое в середине июня «согласилось в принципе» с вариантом сплошной бронепалубы от носа до кормы, оставив детали на откуп конструктору.
    Сделать откидные бронекрышки над компактными люками особого труда не составило бы. Но коль скоро сами люки возвышались над палубой, то бронекрышки над ними вообще пришлось бы монтировать на специальных бронированных комингсах сложной формы. Прокатать которые не брался ни один отечественный завод. После недолгих обсуждений возникло предложение: заузить водостойкие люки трюмов до размера 3*3 фута; вокруг них смонтировать круглую бронированную трубу диаметром 1,5 метра и толщиной 3 дюйма, занимающую по высоте всё пространство между броневой (главной) и батарейной (верхней) палубами корвета; а к внутренним стенкам этих своеобразных барбетов прикрепить те самые броневые крышки. Ознакомившись с чертежом, технический комитет постановил снабдить такими бронированными шахтами не только горловины трюмов, но и люки котельного и машинных отделений. Запас угля, размещаемый на борту в рамках прежнего водоизмещения, таял на глазах. Так или иначе, но приходилось переводить корабль с железа на сталь.
    12 августа 1881 года в освобождённом от свежепостроенных «малышей» доке состоялась официальная закладка двух новых корветов российского флота – «Витязя» и «Рынды». Плотников наконец-таки получил первый аванс за этот заказ. Что, впрочем, не помешало техническому комитету периодически возвращаться к рассмотрению конструкции бронепалубных крейсеров. Как только официальная церемония завершилась, рабочие с помощью лебёдки и веревок вытащили из дока пару сшитых швеллерами листов «Рынды». Расчёт судостроителя был прост: до наступления холодов довести оба корвета до стадии внутрикорпусных работ всё равно не получится, и даже нормальной высоты борта до зимы на двух сразу не получить – рабочих не хватит, а значит с двумя корветами на рабочем столе завод не сможет получить такой приработок, как зимнее доковое обслуживание коммерческих судов. Ну а официально – стальная бронированная палуба была новинкой, и метод её укладки лучше опробовать на одном корвете, чтобы потом второй строился без задержек.
    14 октября доведённый до уровня главной палубы корпус «Витязя» впервые оторвался от рабочего стола – за следующую неделю в ворота дока для ремонта и зимовки вошли три пароходика и пять барж. В ноябре приступили в постановке котлов и машин, монтажу трубопроводов, арматуры и всего того, что могло быть изготовлено в тёплых заводских цехах контрагентов. В январе – когда вся начинка «Витязя» ниже главной палубы была смонтирована – руки дошли и до ремонта «пришлых» пароходов и барж.
    9 марта 1882 года, пользуясь первыми оттепелями и защищённостью дока от осадков, приступили наконец-то к работам над «Рындой». Понимая, что до начала навигации и заполнения дока водой полноценный корпус не построить, и не желая при этом платить неустойку за простой отремонтированных пароходов, Плотников изменил порядок работ на «Рынде»: если «Витязь» от киля рос равномерно вверх, то его собрат раздвигался в нос и в корму, прирастая отсеками. В результате такого подхода «Рында» спокойно пережил первое в своей истории докование, не смотря на то, что его корпус на тот момент состоял только из недостроенных трюмов №1 и №2 и коротких намёток киля и двойного дна смежных с ними отсеков.
    Весь май был посвящён водостойкой зашивке главной палубы «Витязя» и настилке поверх неё стальных броневых плит. При этом Плотников организовал участок сортировки полуторадюймовых стальных листов, в результате чего недокатанные (порой на 2-3 миллиметра) листы шли на палубу над котлами, машинами и рулевым отделением, а перекатанные листы прикрывали менее ответственные участки. Морской технический комитет одобрил подобную практику, рекомендовав её для всех судостроительных заводов.
    В июне «Рында» к «дорос» до проектной длины и ждал постановки котлов и машин, а «Витязь» – ещё без мачт – был выведен из дока. Впрочем, официальная сдача первого бронепалубного крейсера в казну была отложена – кронштадтский пароходный завод старательно уточнял спецификацию предметов снабжения, а бьенгеборгская верфь с таким же тщанием сочиняла письма о степени готовности заказанных шлюпок казённого образца. Соответственно, все силы завода были брошены на «Рынду».
    17 августа 1882 года наконец-то «Витязю» были устроены флотские испытания. Имея на борту полный экипаж, вооружение, снабжение и полный запас в 1350 тонн угля в пробегах под кормовой машиной крейсер развил 14,1 узла. Уменьшение на 0,1 узла по сравнению с более ранними «азиатами» было списано на «быстроходный» винт по образцу «Памяти Меркурия». Зато под двумя машинами «Витязь» выдал 17,7 узла – на 0,2 больше «Памяти Меркурия». Это стало возможным благодаря тому, что Плотников внёс изменения в конструкцию носовой машины. Машины «Памяти Меркурия» были идентичны между собой и с машинами всех прочих «азиатов». Но при этом носовая включалась в работу, когда кормовая уже достигла максимальной мощности. Соответственно, при сообщении валов обе машины черноморского крейсера начинали работать на повышенных (по сравнению со всеми прежними «азиатами») частотах вращения, из-за чего несколько теряли в мощности. На «Витязе» и «Рынде» золотниковый механизм носовой машины изначально был рассчитан на работу при повышенных частотах, что, в конечном итоге, и привело к росту скорости. Выполненные в ходе испытаний замеры экономичности дали прогнозную дальность плавания без использования парусов 8000 миль на 10 узлах или 2400-2500 миль на полной скорости.
    «Рында» технически был готов к проведению испытаний в первых числах октября. Но, как и с «Витязем» опоздали поставщики. Причём задержка была не только за самоварами, парусами и шлюпками. В этот раз опоздали ещё и оружейники. Морской технический комитет предписал ставить на бронепалубные крейсера исключительно новые орудия системы 1877 года, но не успел своевременно пополнить их запасы. Бытовавшая прежде практика «заимообразной» постановки на корабль орудий той же самой системы, но приписанных к военному ведомству, в этот раз не помогла – словно предчувствуя скорую отставку Константина Николаевича с поста генерал-адмирала, армейские артиллеристы отказали в выделении двух восьмидюймовых и шести шестидюймовых пушек. В итоге, «Рында» зиму 1882-83 годов провёл в доке Плотникова в компании с очередными ремонтируемыми баржами. В апреле 1883 года он прошёл испытания и был принят в казну.
***
    Как абсолютно не приспособленные к коммерческим грузоперевозкам, «Витязь» и «Рында» первыми из «азиатов» получили «знак отличия военного корабля» – носовое украшение в форме двуглавого орла. Не раз пришлось этим орлам блистать в зарубежных портах и бороться со штормами, но это уже повод для отдельного рассказа.

... и отдельной главы. ;)

#129 07.10.2009 18:54:56

Пётр Артурский
Гость




Re: "Котельная альтернатива"

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #128172
Морской технический комитет предписал ставить на бронепалубные крейсера исключительно новые орудия системы 1877 года

О каких орудиях идет речь? В 28 или 35 калибров?

#130 07.10.2009 19:18:20

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12928




Re: "Котельная альтернатива"

Пётр Артурский написал:

Оригинальное сообщение #128187
О каких орудиях идет речь? В 28 или 35 калибров?

По Широкораду

Первая 6"/35 пушка поступила с ОСЗ на полигон 10 октября 1885 года.

Так что для кораблей сдачи 1882-83 без вариантов 8"/30 и 6"/28. Может позже устрою перевод на 35калиберные, но тогда на борту будут только 6"ки - про возможность перегона от борта к борту гидравлических станков 8"ок никто не заикнётся.

#131 07.10.2009 19:38:28

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12928




Re: "Котельная альтернатива"

Тот же Широкорад:

В 1887 году ОСЗ закончил первые 18 серийных 6"/35 пу­шек Бринка, предназначенных для БР «Екатерина II», «Чесма» и «Синоп».

А комплектность "Витязя" и "Рынды" в реале была достигнута в 1886 году. Так что поначалу на них 100% стояли 6"/28.

С другой стороны, у него же

На 1889 год в Морском ведомстве насчитывалось 6"/28 пу­шек (новых и переделанных): на судах БФ — 73, в запасе — 4; на судах ЧФ — 8, в запасе — 5 и два орудия на судах Сибир­ской флотилии. Итого: на судах — 83, в запасе — 9. На Балтике 6"/28 пушки имели КР «Герцог Эдинбургский» (5), «Минин» (8), «Рында» (4), «Джигит» (2), «Крейсер» (2), «Наездник» (1), «Разбойник» (2); ПБ «Не тронь меня» (2) и др. На Черном море — КР «Память Меркурия» (6) и «Березань» (3); на Сибир­ской флотилии — КЛ «Бобр» (1) и «Сивуч»(1).

"Рында" - 4, "Витязь" - нет. То ли в реале стволы меняли на 6"/35, то ли у Широкорада тупо описка и не 1889, а 1899?

Про 6"/35:

Двумя проволоч­ными однотрубными пушками, предназначенными для «Отваж­ного» и «Гремящего», вооружили крейсер «Скобелев».

"Внушаить!" на деревянном корвете. Так что вполне могли на реальных "витязях" в ходе службы стволы и заменить с 6"/28 на 6"/35. Тем более, что

В 1904 — 1905 годах девять 6"/35 пушек Бринка со станка­ми установили на железных баржах Амурской флотилии

эти девять стволов не могли родиться из вакуума - вполне могли быть из числа спасённых с реального "Витязя".

Так что вопрос апгрейда пока открыт.

Отредактированно yuu2 (07.10.2009 19:44:18)

#132 07.10.2009 21:38:45

von Echenbach
Гость




Re: "Котельная альтернатива"

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #128172
Компания «Северный лес» уже со времени гибели «Разбойника» нуждалась в пополнении пароходами. А отвлечение «Малыша»

Это уже было прописано? или я просмотрел.

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #128172
а к внутренним стенкам этих своеобразных барбетов прикрепить те самые броневые крышки

К верхней или нижней - внутренней части?

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #128204
возможность перегона от борта к борту гидравлических станков 8"ок никто не заикнётся.

А сразу в ДП на корме 2 8" почемубы не поставить? Нос легче, грузов не перевозит, погреба устраивать проще. На будущее можно эту схему развить: две по ДП в корме и 2 в носу побортно.

#133 08.10.2009 07:47:02

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12928




Re: "Котельная альтернатива"

von Echenbach написал:

Оригинальное сообщение #128274
Это уже было прописано? или я просмотрел.

Это 1877 год. Турецкие снаряды. Но это "Разбойник" лесозаготовительной компании. а не флота.

Не выкладывал, т.к. всё ещё в написании.

von Echenbach написал:

Оригинальное сообщение #128274
К верхней или нижней - внутренней части?

Я думаю к нижней - чтобы накрыть водостойкие люки главной палубы. По ходу бронированные "шахты" будут использоваться как "трубы" для подачи боеприпасов.

von Echenbach написал:

Оригинальное сообщение #128274
А сразу в ДП на корме 2 8" почемубы не поставить?

А смысл? Орудия не скорострельные. В оконечностях амплитуда качки больше - прицеливаться сложнее, чем со средины корабля. Опять же, в середине они закрыты корветским бортом, а на баке и юте - голенькие.

Отредактированно yuu2 (08.10.2009 07:54:58)

#134 08.10.2009 11:34:17

von Echenbach
Гость




Re: "Котельная альтернатива"

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #128411
закрыты корветским бортом, а на баке и юте - голенькие.

Разве фальшборт не по всей длине идёт?

Ну это так, не придирки. :-))

#135 09.10.2009 13:28:16

Пётр Артурский
Гость




Re: "Котельная альтернатива"

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #128172
Глава 8. «Азиаты» адмирала Шестакова.

Вы пишите о событиях 1881-1883 годов, но ни словом не обмолвились о модернизации "Петра Великого", который в реальной истории отправился в мае 1881 года отправился в Глазго для замены машин. Замена машин заняла всего лишь 6 месяцев, при постоянных задержках и не высоком общем темпе работ.
Я все же полагаю, что начнись эти работы зимой 1876/1877 годов, когда негодность машин Берда не вызывала ни у кого сомнений, к весне 1877 года мы бы получили готовый к походу в Средиземное моря корабль. Лучший на тот момент в мире!!!

Отредактированно Пётр Артурский (09.10.2009 13:43:27)

#136 10.10.2009 17:00:49

вит81
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Крейсер 1-го ранга Владимир Мономах
Сообщений: 1939




Re: "Котельная альтернатива"

Не мешало бы орудия ГК поменять. Заказать тому же Круппу 4 305 мм в 25 калибров. Немного бы это стоило бы.:)


"Никогда не воюйте с русскими, ибо на каждое ваше гениальное стратегическое решение они ответят непредсказуемой глупостью, которая, в конечном счёте приведёт их к победе".
Отто фон Бисмарк

#137 10.10.2009 20:04:09

Волонтер
Гость




Re: "Котельная альтернатива"

насколько я понимаю к тому времени у ГГ еше кишки  тонковаты для броненосцев, откатов не хватит.

#138 10.10.2009 20:24:19

shurik_63
Старшiй лейтенантъ
st-let
Откуда: тольятти
Сообщений: 2976




Re: "Котельная альтернатива"

Вы не подскажите почему у некоторых английских Эбр, в 90г 19века,  трубы стояли паралельно? котельные отделения рядом стояли? а в чем преимущество? почему затем вернулись к класике?


"Вашего Высокопреосвященства смиренный послушник и неустанный молитвенник." Georg G-L

#139 11.10.2009 16:09:25

Пётр Артурский
Гость




Re: "Котельная альтернатива"

вит81 написал:

Оригинальное сообщение #129504
Не мешало бы орудия ГК поменять. Заказать тому же Круппу 4 305 мм в 25 калибров. Немного бы это стоило бы.

Не понял? Зачем в 25 калибров? Таких в нашем флоте вообще не было. Да и зачем покупать иностранное, когда свое есть. Если менять главный калибр у "Петра", тогда ставить 12"/30 обр.1877 г., которые изготовлял ОСЗ. Первое орудие было сделано в 1880 году. По своим баллистическим качествам оно в 1,8 раза превосходило орудия "Петра"!!! Правда придеться менять все: башню, подкрепления станков, систему подачи боезапаса, возможно сами погреба (под больший снаряд и заряд) и т.д.

Отредактированно Пётр Артурский (11.10.2009 16:11:36)

#140 11.10.2009 21:05:54

вит81
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Крейсер 1-го ранга Владимир Мономах
Сообщений: 1939




Re: "Котельная альтернатива"

Вот именно поэтому. Свои. Вспомните как со стволами Петра мучились. А здесь корабль один. Вот на нем и обкатать 25 калибров перед переходом к 30. Меньше переделывать придется.


"Никогда не воюйте с русскими, ибо на каждое ваше гениальное стратегическое решение они ответят непредсказуемой глупостью, которая, в конечном счёте приведёт их к победе".
Отто фон Бисмарк

#141 11.10.2009 23:42:45

Пётр Артурский
Гость




Re: "Котельная альтернатива"

вит81 написал:

Оригинальное сообщение #130022
Вот именно поэтому. Свои. Вспомните как со стволами Петра мучились. А здесь корабль один. Вот на нем и обкатать 25 калибров перед переходом к 30. Меньше переделывать придется.

А куда торопиться? Да и зачем? наши заводы прекрансо справились с изготовлением 12 12"/30 для первых "Екатерин", а тут всего 4-ре, плюс технологию освоим и т.д. А переделки в любом случае предстоят серьезные. Раз уж менять башни, так менять и всю начинку соответственно, а иначе и связываться не стоит - полумера ни к чему хорошему не приведет!!!

#142 12.10.2009 16:27:55

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12928




Re: "Котельная альтернатива"

Пётр Артурский написал:

Оригинальное сообщение #129035
Вы пишите о событиях 1881-1883 годов, но ни словом не обмолвились о модернизации "Петра Великого", который в реальной истории отправился в мае 1881 года отправился в Глазго для замены машин.

Обмолвился. В прежних главах-заготовках он всё-таки отсылается в Глазго. Опыта работ с башнями у завода героя - чуть. Кранового хозяйства под башни "Петра" - ещё поискать. Полностью демонтировать старые и ставить новые - для казны уж больно накладно выйдет. Т.е. в принципе можно было бы и даже хотелось бы, но потребуется сурьёзная перекройка судостроительного бюждета: чтобы оплатить капитальную перелицовку "Петра" нужно будет притормозить работы на и без того долгостроящихся новых кораблях.

Отредактированно yuu2 (12.10.2009 17:48:29)

#143 12.10.2009 16:35:33

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12928




Re: "Котельная альтернатива"

Глава 9. Первые потери.

    В 1878-79 годах Добровольный флот был занят вывозом из Турции и Болгарии российской армии. Соответственно, первый по-настоящему дальний рейс состоялся в 1879ом. Из четырёх располагаемых Добровольным флотом пароходов для первого похода во Владивосток был выбран самый новый – «Нижний Новгород» постройки Плотникова. Из-за особенностей груза – 570 каторжников для Сахалина, 40 человек конвоя при них и 840 тонн, включая вооружение для Владивостока, переход на восток осуществлялся под Андреевским флагом. Груз оказался хлопотным: если конвой удалось разместить вместе с матросами в каютах второго класса, то разместить всех ссыльных третьим классом не получилось – 250 человек пришлось везти прямо в трюмах, разместив их на сколоченных поверх груза настила. Соответственно, весь судовой распорядок был подчинён посменному «выгуливанию» пассажиров на верхней палубе, посменному пользованию камбузом, корабельной баней и т.д. В результате, в переходе к Владивостоку вообще не пользовались парусами и практически не уделяли внимания замерам расхода топлива. Обратный рейс также не был осенён заботами о прибыли: из Владивостока «Нижний Новгород» уходил, имея на борту только почту и два десятка демобилизуемых солдат; в Шанхае приняли на борт 120 тонн чая; в Бомбее – 300 тонн хлопка. В общем, стало понятно, что Добровольному флоту требуются собственные представители в портах Азии.
    Соответственно, ближайшим пароходом (12 апреля 1880 года из Одессы вышла «Москва») вместе с грузами и пассажирами для Владивостока были отправлены и торговые агенты Добровольного флота – Есипов (с зоной ответственности Владивосток-Нагасаки-Шанхай) и Синицын (Сингапур-Коломбо-Бомбей). В этот рейс ничто не мешало заняться вопросами экономичности судна. Выяснилось, что при попутном ветре 1100 квадратных метров парусов позволяют развить скорость в 4-5 узлов вообще без использования машины, но при попытке дачи полного хода дают прибавку не больше 0,5 узла. В итоге перехода Суэц-Сингапур появилась таблица, связывающая силу ветра, мощность машин и скорость, к прибытию во Владивосток были составлены «Рекомендации экономического судовождения пароходов типа Азия». В обратный рейс пароход загрузили сахалинским углём (каторжники с «Нижнего Новгорода» постарались), который продали частью в Шанхае, частью в Сингапуре, приняв на борт взамен угля китайский чай, яванский кофе и малаккское олово. Первое плавание «Москвы» стало образцом для последующих регулярных рейсов Добровольного флота.
        ***
    Но не для самой «Москвы». Начавшийся 10 февраля 1882 года её третий рейс с самого начала пошёл как-то не так. Сначала в Суэце европейские чиновники администрации канала сказали, что последнее время опасаются умонастроений своих египетских подчинённых, вдохновлённых восстанием Араби-паши и изгнанием хедива Тевфика. Затем уже на обратном пути произошли задержки с приёмкой в Шанхае на борт груза чая. В Сингапуре также произошла накладка со стороны торгового агента. Выяснилось, что он не смог в Бомбее закупить планировавшийся объём хлопка, отчего пришлось принимать дополнительный груз олова. Предварительно составленный график рейса теперь годился только на самокрутки. И, наконец, уже в Коломбо от встречных пароходов были получены известия о том, что Араби-паша провозгласил полную независимость, как от Османской империи, так и от собственных европейских кредиторов. И со дня на день англичане ожидают ввода либо его войск, либо войск султана на территорию канала. Что может парализовать работу Суэца. Соответственно, если раньше капитан «Москвы» Белокопытов молился о попутном ветре в расчёте хоть чуть-чуть нагнать график, то теперь он спешил по-настоящему – ведь никому не хочется остаться дрейфовать в Красном море на время политических смут.
    Команда парохода, столкнувшись с перспективой на несколько месяцев «остаться в гостях у бусурманов», проявила чудеса изобретательности, работоспособности и терпения. Чтобы хоть чуть-чуть снизить побочный расход угля и ускорить пароход была закрыта корабельная баня, введены ограничения на использование опреснённой воды, проведён учёт пригодных для котлов деревянных предметов. Дважды предпринимались попытки поставить на манер триселей запасной комплект парусов, но полученный результат был скорее отрицательным – длинный и узкий пароход больше сносило ветром, чем продвигало вперёд. «Москва» спешила. Спешил и штурман, пытавшийся проложить кратчайший маршрут.
    И доспешились – 29 июня в первом часу по полудни на идущей по Красному морю «Москве» почувствовали толчок, от которого многие попадали на палубу. Оказалось, что на 14узловом ходу пароход штевнем врезался в необозначенный на картах коралловый риф. Попытка дать задний ход была безрезультатной, стало очевидно, что пароход сел. В ожидании большого прилива стали перегружать олово из трюма №1 в кормовые помещения для того, чтобы созданием кормового дифферента облегчить снятие с рифа. В пять часов вечера мимо терпящей бедствие «Москвы» походил другой такой же торопыга – тысячетонный «Ориентал винд» под британским флагом. Подошедший на сигналы ракет и гудки пароход ничем помочь не смог – любому было видно, что он и так загружен выше нормы. Но его капитан пообещал прислать спасателей из Суэца: «Потому, что если бы не вы, на этом рифе был бы я».
    Надежды на приливы не оправдались – погрузившиеся ныряльщики сообщили, что под кораллами находится небольшой скальный пик. Со всей очевидностью, он пробил двойное дно первого и второго отсеков – в них прибывала вода. И теперь без полной разгрузки парохода было не обойтись. Олово, как наименее ценный груз, отправилось за борт.
    3 июля прибыл первый «спасатель» – 300тонный буксир из службы канала. Узнав об отказе экипажа покинуть пароход, он принял на борт 50 тонн чая и попыхтел восвояси. Через неделю вернулась уже пара пароходов с баржами на буксире. К 12 июля весь груз чая был спасён. Без чая, без олова и почти без угля «Москва» сидела на два метра выше, чем в полном грузу. Это позволило буксирам легко её сдернуть, не смотря на носовой дифферент. При этом, однако, началось поступление воды в трюм №1. Незначительное, но не приятное – у офицеров возникли сомнения в прочности переборок. Чтобы их несколько разгрузить, трюм №2 наполнили водой на 3 метра, а трюм №3 на метр. Один из буксиров повёл баржи, другой – «Москву». В пути от встречных пароходов они узнали, что война всё-таки началась – английские броненосцы расстреляли форты Александрии и высадили десант. На улицах идут бои. И совершенно непонятно – будут ли работать состоящие при канале египтяне. 25 июня в Суэце приняли на борт лоцманов, от которых узнали, что канал всё-таки работает.
    28 июня в Порт-Саиде на борт «Москвы» поднялись местный страховой комиссар Ллойда и спешно прибывший из Одессы представитель Добровольного флота. После двухдневного изучения бортовых журналов спасённого и спасателей, после сличения навигационных отметок с британской лоцией Красного моря обе стороны пришли к выводу о невиновности судоводителя в аварии. То есть, платить Ллойду по страховке придётся. Вопрос в сумме. Приступили к обследованию технического состояния: вода во всех трёх трюмах была очевидной, водолазы сообщили о «чудовищно развороченных листах обшивки и киля» и потерявшем все лопасти винте. Вердикт был однозначен: «на слом». Торг перешёл к стоимости спасённого и погибшего груза, отнесению стоимости работы спасателей на счёт страховщика или страхуемого и другим подробностям. Пока суд да дело, пришла телеграмма от Плотникова с предложением выкупить за 30 тысяч рублей остатки парохода для последующей разделки. В Ллойде охотно списали эту сумму из собственных обязательств, и 10 августа Добровольному флоту был передан чек на 720 тысяч рублей серебром. Всё время финансовых споров мимо несостоявшегося крейсера-купца шли по каналу британские пароходы с войсками из Индии в Александрию – те самые, для ловли которых он и был создан.
        ***
    За спасённым грузом была отправлена «Россия». На борту прибывшего 25 августа из Одессы в Порт-Саид парохода был и Плотников. Ознакомившись с состоянием «Москвы», он сделал Добровольному флоту сразу два предложения. Во-первых, в счёт страховой премии построить для Добровольного флота новый пароход – ещё вместительней и экономичней. А во-вторых, предложил Добровольному флоту 20 тысяч рублей за буксировку «Москвы» в Петербург («ведь чай пьют не только в Одессе, не правда ли?»).
    1 сентября пришёл положительный ответ на оба предложения. К этому времени «Россия» приняла на борт весь спасённый груз. Караван отправился в путь. А Плотников отправился согласовывать финансовые и технические условия нового заказа Добровольного флота. По прибытии в Петербург он узнал, что Добровольный флот накопил пожертвований на ещё один пароход. А значит помимо заместителя «Москвы» Плотников может построить ещё один пароход. Причём к заседанию комитета по сбору пожертвований и формированию Добровольного флота подготовился основательно: принёс вырезки из английских и французских газет с описаниями соизмеримых с участью «Москвы» катастроф, после которых не то что груз не спасали – людей не всегда находили. Расписывал неповторимую живучесть выполненных им по корветским нормативам пароходов, завлекал повышенной экономичностью по сравнению с разного рода «тюрингиями», описывал простоту освоения экипажем и лёгкость ремонта в случае изготовления пароходов по одному и тому же проекту. В общем, завлекал как мог. И в декабре получил-таки заказ на ещё один пароход по типу «Азии».
        ***
    Пока «бывшая Москва» путешествовала на буксире вокруг Европы, 12 сентября в доке был заложен её заместитель по страховым выплатам – «Кострома». Постепенно под боком у всё ещё не принятого флотом «Рынды» рос корпус нового корабля. Добровольный флот посчитал, что стальной корпус для коммерческого парохода будет неоправданно дорогим. А железный корпус завод Плотникова мог под крышей дока клепать и в 15-20градусные холода. В силу чего в апреле 1883 года док покинули сразу два вымпела – «Рында» и «Кострома». В ходе уже вошедшего в традицию Добровольного флота банкета на борту принимаемого парохода было озвучено имя следующего (того, что был заказан в декабре) – конечно же «Москва».
        ***
    В октябре 1882 года корпус, некогда числившийся пароходом «Москва», прибыл в Петербург и был обследован вдоль и поперёк. Хоть винт и лишился лопастей, но машины и котлы – то ради чего и выкупался пароход – оказались в работоспособном состоянии. Это позволило запустить водоотливные средства. По мере откачки воды выяснилось, что течь в трюме №1 не была связана непосредственно с пробоиной – вода из носовых отсеков шла через стык погнувшейся от удара переборки. А значит, был шанс спасти не только машины, но и весь пароход. Возник соблазн сочинить бумаги про разборку до последней заклёпки и использование наиболее уцелевших листов в составе нового корабля.
        ***
    Но не тут-то было. Зиму 1882-83 годов проданный на слом пароход «Москва» провёл в затоне Серного острова – места в доке ему не нашлось из-за «Рынды» и «Костромы». А по весне, когда «Москва» встала на место «Витязя», выяснилась вся опрометчивость подобного зимнего хранения. Попавшая через пробоину в клетки двойного дна вода за зиму размёрзлась и порвала всё, что могла. Несколько замораживаний-размораживаний привели тому, что в замене нуждались не только элементы набора возле пробоины, но двойное дно чуть ли не до половины трюма №1. Борта отсеков №1 и 2, равно как и злосчастная переборка трюма, также были за зиму погнуты льдом. Вероятно, правильнее было бы оставить пароход на зимовку в незамерзающей Либаве, ну да задним умом мы все сильны. Делать нечего: купил на разборку – значит разбирай. Хотя бы часть.
    Кто сказал «ломать – не строить»? Ломать клёпанный корпус, имея из инструментов только зубило и молоток, далеко не подарок. Мало срубить головку каждой заклёпки – в ещё не изношенном корпусе они держатся очень крепко – нужно выбить плотно засевшее в отверстии тело заклёпки. А если при этом ослабляемые листы железа норовят перекоситься … В общем, на полную разборку конструкций двух носовых отсеков и половины набора трюма №1 ушли апрель, май и первая неделя июня.
        ***
    А дальше взыграли амбиции. Заказом «Костромы» и «Москвы» Добровольный флот более-менее рассчитался за историю с «Ярославлем», поэтому не было желания денежно наказать его и предложить только на четверть новый пароход. А были амбиции создать нечто, ещё небывалое в русских портах. Конечно же, за 700 тысяч рублей ассигнациями новый «Грейт Истерн» не построишь. Особенно, если на выкуп и разделку аварийного парохода уже потрачено 100 тысяч. Но 600 тысяч позволяли и с прибылью остаться, и инженерным поискам разгуляться – не век же копировать единожды заведённый образец.
    Но что менять? Машины и котлы? – дорого. Ширину и осадку? – технически сомнительно. Длину? – а почему бы и нет. Ведь удлиняли же немцы свои коммерческие пароходы – разрезали в доке пополам и встраивали дополнительный трюм. А с «Москвой» будет ещё проще: коль скоро носовые отсеки уже разобраны, то нарастить пароход вперёд не составит труда. Опять же, опыт «Рынды» пригодится – с последовательным созданием отсеков.
    Опыта эксплуатации длинных пароходов в России пока не было, поэтому на всякий случай Плотников пустил на киль и двойное дно новых отсеков стальные швеллеры, а вдоль старых отсеков пустил стальной уголок в несколько рядов.
        ***
    20 сентября 1883 года из дока Плотникова буксиры, действительно, выводили «нечто необычное» – четырёхмачтовый пароход водоизмещением 5600 тонн с оснасткой шхуны. Сохранив ширину и осадку серии «Азия», Плотников за счёт постановки двух дополнительных трюмов довёл длину обновлённой «Москвы» до 120 метров. Суммарная вместимость парохода при этом возросла до 4020 тонн. Вдоль бортов новых трюмов располагались такие же отсеки-кубрики, как и вдоль старых трюмов. Из-за чего пароход теоретически мог принять в третий класс до 300 человек. Но при этом камбуз, баня и лазарет остались прежней конструкции, т.е. могли обслуживать такое количество пассажиров только посменно. Цивильных пассажиров это не устроило бы, но привычным к распорядку – солдатам или каторжникам – третий класс «Москвы» был вполне пристоен.
    Выполненные в погожий день 27 сентября пробеги на мерной миле показали при полной загрузке скорость от 12,8 до 13 узлов. Четвёртая мачта довела площадь парусов до 1500 м2, что позволяло надеяться на те же самые 4-5 узлов при попутном ветре.
    Обновлённая «Москва» стала вторым после «Владивостока» пароходом Добровольного флота, не предназначенным для крейсерства.
        ***
    «Москва» больше не была замечена в каких-либо происшествиях. «Кострома» же в 1887 году в Татарском проливе практически повторила аварию «Москвы», наскочив у берегов Сахалина на подводную скалу. Но Японское море – не Красное: судоходство гораздо меньше, телеграфных линий на побережье практически нет, буксирных пароходов тоже мало. Как следствие, спасательная экспедиция обнаружила уже опрокинувшиеся на борт останки парохода с распоротым от носа до трюма №3 двойным дном. Спасать было нечего. «Владивостоку» оставалось только принять на борт экипаж «Костромы». Эта авария породила легенду о том, что для ускорения постройки «Костромы» Плотников поставил на неё мачты с аварийной «Москвы» и, дескать, тем самым обрёк на погибель.
    В счёт полученной страховки Добровольный флот заказал Плотникову новый пароход. Естественно, «Кострому». Но этот пароход уже не имел никакого отношения к серии «Азия».

#144 12.10.2009 21:50:36

Пётр Артурский
Гость




Re: "Котельная альтернатива"

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #130301
Отредактированно yuu2 (Сегодня 17:48:29)

Ну, я про башни и новые орудия потенциально писал. А вот про замену машин вполне серьезно. Зачем упускать такой заказ? Да и сложностей с демонтажом не вижу:
"На следующий день с правлением завода Эльдера начались переговоры по вы­яснению вопросов чисто организационно­го характера. Одновременно начались ра­боты по демонтажу надстройки. Спустя три недели 25 июля на корабле, стоявшем под краном со снятыми трубой и мачтой, разобранными надстройками и палубами, начался демонтаж машин. Часть команды к тому времени перевели в заводские ка­зармы, где ранее размещалась команда яхты "Ливадия". В начале августа маши­ны с котлами были полностью вынуты и началась подготовка к постановке "Петра Великого" в док."
Зачем краны для башен? Там только надстройку разобрали и трубу демонтировали. Если машины Плотникова на 10% мощнее английских, то зачем же упускать такой заказ? Скорость в 15,7 узла просто супер для линкоров того времени!!

#145 13.10.2009 07:59:07

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12928




Re: "Котельная альтернатива"

Пётр Артурский написал:

Оригинальное сообщение #130530
Зачем краны для башен?

На "Петре" горизонтальные паровые машины, размещённые практически под кормовой башней. Британцы в реале не меняли тип машины и фундаменты, а для цилиндров и золотников нужно гораздо меньшее загрузочное окно, чем для новой машины в сборе.

Постановка новой машины = демонтаж кормовой башни.

Пётр Артурский написал:

Оригинальное сообщение #130530
на 10% мощнее

А смысл? Если качество трубопроводов остаётся бердовским, то трабблы всё одно всплывут. А полная ревизия качества постройки приведёт к "оргвыводам" в отношении качества приёмки. Если это выскажут англичане, то ещё туда-сюда; но если "проквакает" доморощенный специалист, то возникнут лишние личные конфликты.

#146 13.10.2009 16:43:44

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12928




Re: "Котельная альтернатива"

Завершающая главка про серию "Азия".
Гимн моей лени ;) :

Глава 10. Девять жизней «азиатов».

    В относительно небольшие сроки (1878-83гг.) завод Плотникова сдал казённым заказчикам 9 вымпелов: «Азия», «Африка/Ярославль», «Москва», «Нижний Новгород», «Ярославль/Память Меркурия», «Витязь», «Рында», «Кострома» и новая «Москва». Все они имели идентичные корпуса (кроме брони палуб на последних корветах и длины корпуса на обновлённой «Москве»). 10 из 12 стоящих на них машин были полностью идентичны, а носовые машины «Витязя» и «Рынды» отличались от них только настройками золотникового механизма. Всё вместе делало эту серию пароходов уникальной для российского судостроения XIX века, как в отношении массовости, так и в уровне унификации. Ниже приводятся дополнительные сведения по всей серии и судьбе отдельных пароходов.
        ***
    Всего заказчики заплатили за 9 пароходов 9.700.000 рублей. В том числе 6.300.000 – морское ведомство, а 3.400.000 – Добровольный флот (из них 2,8 миллиона – частные пожертвования, 600 тысяч – из страховки за «Москву»). При этом заказчики, предположительно, сэкономили не меньше полумиллиона рублей (444 тысячи рублей принесла экономия от одного только отказа строить крейсера-купцы у Крампа).
    Из 9 пароходов только право на строительство двух («Витязя» и «Рынды») пытались оспорить отечественные заводы. Остальные семь в случае отказа Плотникова пришлось бы покупать за границей. Но в силу неразвитости машиностроения и металлообработки на нарождающемся заводе Плотникова, он вынужден был значительную часть заказов передавать контрагентам. И, надо полагать, они в конечном итоге только выиграли, отказавшись от конкуренции за корветы.
        ***
        «Азия» до марта 1900 года числилась крейсером. Позже – сменив артиллерию на четыре новейших шестидюймовки, четыре скорострелки 87мм и шесть сорокопятимилиметровок Гочкиса – она была причислена к учебно-артиллерийским кораблям. В новом статусе совершила три рейса на Дальний Восток с учениками комендоров. Из-за изношенности машин и расстрелянности артиллерии она в мае 1904 года была поставлена в очередь на ремонт. В 1906 году после исправлений корпуса и машины стала использоваться как транспорт Балтийского флота. Сдан на слом в 1920 году.
    «Африка», перейдя в декабре 1880 года под флаг Добровольного флота, сменила имя на «Ярославль». В 1893 году пароход вновь сменил владельца и стал минным транспортом Черноморского флота «Днестр». Трюм №3 был приспособлен для хранения якорных мин, трюм №2 – для перевозки угля, припасов или конского поголовья, трюм №1 – для размещения собственной крюйт-камеры и перевозки артиллерийского парка. Корабль был дооснащён как рельсами для постановки мин, так и стрелами для быстрой погрузки и разгрузки. Сдан на слом в 1921 году.
    Первая «Москва» погибла в 1882 году в Красном море. Куплена на слом Плотниковым.
    «Нижний Новгород» в 1894 году был переоборудован по образцу «Африки» и вошёл в состав Черноморского флота под именем «Прут». В 1914 году погиб под огнём крейсера «Гебен».
    Окрещённый на заводе «Ярославлем» пароход в ноябре 1880 года вошёл в состав Черноморского флота под именем «Память Меркурия». В 1908 году передал имя и флаг новому крейсеру, оставаясь в составе Черноморского флота под именем «Блокшив №8» до 1918 года.
    «Витязь» участвовал в гидрографических съёмках Новой Гвинеи и прилегающих архипелагов. 28 апреля 1893 года наскочил на камни в бухте Порт Лазарева (в окрестностях Гензана) и получил пробоину двойного дна в районе трюма №2. 30 апреля силами флота был снят с камней, 3 мая доставлен во Владивосток. Капитальный ремонт неоднократно откладывался из-за дефицита средств и слабости Владивостокского порта. С 1896 года – корабль снабжения миноносной флотилии эскадры тихого океана. В 1905 году продан на слом.
    «Рында», в противовес экваториальным рейсам «Витязя», проводил гидрографические съёмки в Охотском и Беринговом морях. В 1903 году поставлен в очередь на капитальный ремонт. В 1906 году стал флагманским кораблём дивизии малых миноносцев Балтийского флота. Продан на слом в 1925 году.
    «Кострома» в мае 1887 года погибла в Татарском проливе.
    Новая «Москва» в 1895 году вошла в состав Черноморского флота под именем «Березань», где использовалась в качестве войскового транспорта до 1930 года.
        ***
    Средства от продажи казне «Африки», «Нижнего Новгорода» и «Москвы» были потрачены Добровольным флотам на покупку пароходов нового поколения. У Плотникова.

Надеюсь с чистой совестью бросить все усилия на РТВ-1877.

Отредактированно yuu2 (13.10.2009 16:44:36)

#147 13.10.2009 20:18:12

von Echenbach
Гость




Re: "Котельная альтернатива"

Ура!!! Надо ждать продолжения.
Для сведения, некоторый хронометраж событий на море в РТВ77:

30 апреля – Батум, мин. атака стор. п/х и/или 3-6 бр
24-25 мая – 4 бр у Сулина и Аргонавт
28 мая/29 – 3 бр на рейде Сулин – мин. кат п/х Константин
19 июня  – 10 тур бр у Одессы
26 июня – 4 бр у  Севастополя
7 июля  -   3-4 бр у Сулина и Аргонавт
11 июля -  у Кюстенжи – Веста и Фетхи-Буленд
7 августа – Константин и Ассари-Шевкет
11 августа – мин.кат. у Сухума с 3-4 бр.
Ноябрь-декабрь Трансп. перевозки Керчь-Новороссийск-Туапсе-Сочи
13 декабря – захват п/х Россия тур. Тр Мерсина
14декабря - Поти, мин.кат - БР
30 декабря – обстрел тур. БР Евпатории
1 января  1878 -  -«- Феодосии
2 января -  -«- Анапы
14 янв – мин.ат. в Поти эск. Гоборт-паши, потопл. торпедой  п/х Интибах

И пароходы на Дунае  - всё по Аренсу

Поповку бы усовершенствовать по части живучести и/или артиллерии. По машинам - маловероятно значительное улучшение, да и не для скорости и морских переходов эти корабли строились.

#148 13.10.2009 23:10:53

Пётр Артурский
Гость




Re: "Котельная альтернатива"

von Echenbach написал:

Оригинальное сообщение #130973
Ура!!! Надо ждать продолжения.
Для сведения, некоторый хронометраж событий на море в РТВ77:

Боевые действия, которые способны повлиять на ход войны, о чем писал автор, могут происходить только на Средиземном (точнее Эгейском море).

#149 13.10.2009 23:23:41

Пётр Артурский
Гость




Re: "Котельная альтернатива"

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #130897
четыре скорострелки 87мм и шесть сорокопятимилиметровок Гочкиса

Какие интересные калибры? 87-мм вообще ни когда не слышал. А Гочкинс наверное 47-мм, правда в 1900 году ставить такое калибр моветон. Как справедливо заметил Пэкинхэма, она (пушка) была способна лишь «убить дохлую собаку» — «to kill dead dog»).

#150 14.10.2009 13:54:47

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12928




Re: "Котельная альтернатива"

Пётр Артурский написал:

Оригинальное сообщение #131073
А Гочкинс наверное 47-мм

Мой косяк, конечно же 47мм.

Пётр Артурский написал:

Оригинальное сообщение #131073
в 1900 году ставить такое калибр моветон

Дык, учебно-артиллерийский корабль. Во-первых, его выпускники не одни 6"ки обслуживать будут. Во-вторых, часть упражнений и "предварительных" стрельб можно реализовать и на орудии с плечевым упором - снаряды 47мм всё равно дешевле, а орудие немного наглядней, чем берданка.

Пётр Артурский написал:

Оригинальное сообщение #131073
87-мм вообще ни когда не слышал

Будет в системе 45-50калиберных орудий наряду с 9"кой. Отдельная глава зарезервирована. Выложу - когда очередь дойдёт до "Рюрика" (т.е. весьма не скоро).

Отредактированно yuu2 (14.10.2009 13:59:29)

Страниц: 1 … 4 5 6 7 8 … 143


Board footer