Вы не зашли.
Ещё раз об атаке подводной лодки "В-4" 18.10.1944 года.
Всё-таки наиболее вероятно, что ПЛ "В-4" в этот день потопила норвежское судно.
Узнав, что в октябре 1944 года у мыса Нордкин погиб господин Guldbjørsen, я решил, что один человек не мог составлять команду рыболовного судна, а мог лишь находиться в лодке. Оказывается, я не знал норвежских реалей жизни, поэтому, и ошибся ( за что извиняюсь ).
Началось всё с того, что я решил выяснить: сколько человек погибло при гибели двух норвежских рыболовных судов, которые 11.12.1941 года были потоплены ПЛ "К-22" ( тогда спаслось два человека ).
Так вот, по официальным норвежским данным в ходе этого инцидента никто не погиб ( как не было погибших и при уничтожении норвежских рыболовных судов советскими ПЛ 21.01.1942 и 26.01.1942 года ).
То есть, команда каждого из этих рыболовных судов, погибших 11.12.1941 г., состояла лишь из одного человека !
Как я понял ситуацию: несколько человек могло находиться на рыболовном судне, если оно выходило в море на промысел, но вот если рыболовное судно выходило в море для транспортировки грузов или просто осуществляло переход между двумя портами, то тогда команда судна состояла из одного человека ( хозяин судна стоял за штурвалом и этого было достаточно ).
В связи с этим, я ещё раз внимательно изучил обстоятельства гибели господина Guldbjørsen и обнаружил, что в норвежских источниках указан тип судна, вместе с которым он погиб. Это рыболовное судно называется skøyta .
Норвежско-русский словарь, которым я пользовался, перевёл это слово как "конёк", поэтому, я не сразу понял смысл этого слова.
Другое значение слова skøyta-рыболовное судно ( которое похоже на конёк, от чего и произошло название этого судна ).
По тем данным, что я обнаружил, получается, что skøyta могла быть до 40 брт, иметь осадку до двух метров, а также иметь скорость хода до 8 узлов.
Ниже я выкладываю фотографии skøyta, которые я смог найти.
Skøyta гружённая лесом.
На этой фотографии хорошо видна разница между skøyta и лодкой.
В общем skøyta- это типичное норвежское рыболовное судно, которое в советских и российских источниках называется как мотобот, дрифтербот и т. д. Это судно имело высокую кормовую надстройку, поэтому, при определённых обстоятельствах могло быть перепутано с танкером.
Таким образом наиболее вероятно, что 18.10.1944 года подводная лодка "В-4" у мыса Нордкин потопила норвежское рыболовное судно тоннажем около 40 брт, которое двигалось со скоростью 8 узлов ( по норвежским данным в октябре 1944 года у мыса Нордкин в результате подрыва на мине погиб господин Guldbjørsen вместе со своим рыболовным судном-skøyta ).
Лично я считаю, что на сегодняшний день данная версия является наиболее приоритетной.
Конечно, другие версии тоже имеют право на существование. Однако, эти версии базируются лишь на некие предположения, а не на результаты каких либо исследований.
Отредактированно Кибардин Г.А. (06.12.2018 15:28:29)
Хорошая версия. Таких лодочек у норвегов было огромное количество, иногда без названия, с одним номером.
Вот только вопрос - хватило бы у него осадки, чтобы торпеда попала, а не прошла под днищем?
igor написал:
#1311969
Вот только вопрос - хватило бы у него осадки, чтобы торпеда попала, а не прошла под днищем?
Да, именно.
В атаках В-4 использовала английские торпеды Mk.VIII. Про наличие и включенность у них неконтактных взрывателей в отчете по МТО СФ за 2-ю половину 1944 г. ничего не говорится, но в любом случае сомнительно, чтобы неконтактный взрыватель сработал под деревянным судном от слабого поля, создаваемого двигателем.
Информация к размышлению ( в качестве примера ).
Норвежская парусная skøyta "Spurven" в 1915 году имела тоннаж 48 брт. Её нормальная осадка ( в 1934 году ) составляла 7,9 фута ( 2,4 метра ). С грузом осадка судна могла быть 3 метра или даже больше.
А каково примерно было водоизмещение этого skøyta?
Кибардин Г.А. написал:
#1312103
Норвежская парусная skøyta "Spurven" в 1915 году имела тоннаж 48 брт. Её нормальная осадка ( в 1934 году ) составляла 7,9 фута ( 2,4 метра ). С грузом осадка судна могла быть 3 метра или даже больше.
Это физически невозможно. Такой мотобот, водоизмещением 50 тонн, должен иметь осадку в районе 0,8...1,3метра максимум. Он же совсем мелкий.
Если судно имеет тоннаж 48 брт, то его водоизмещение должно быть приблизительно 100-120 тонн.Но если на палубе судна находился ещё какой то груз, то судно издалека могло выглядеть более внушительно.
Данные о skøyta "Spurven" я списал без ошибок.
Попробую проверить эту гипотезу через Руне Раутио и Эрлинга Шельда.
Ответ Э. Шёльда:
I can't find any "Spurven" from 1915. No such vessel was claimed for insurance refund from the war risk insurance after the war (ship owners of vessels that disappeared normally claimed a war risk refund, or their sea risk insurance company did).
I have one MK Spurven T-63-D 1930/36Grt that was lost 19.11.1942 somewhere in Norway (cause, and place is still unknown). She was in German charter. Another Spurven (F-6-VH 1939/13Brt) is also listed as German charter, but she survived the war.
Do you happens to have her fishery register number? Then it's easier to find the correct one, as a huge number of fishing vessels had that name (Spurven = the sparrow). I searched the fishery registers for 1943 and 1944 without any trace of a fishing vessel that fits with the name, building year, owner or size.
On the other hand the German uboat U-481 claimed a 500 tons trawler sunk 19.4.1945 off Rolvsøy, and that one turned out to be MK Nygrunn F-123-HV 1944/88Brt, so a miss match for a 50 tons MK and a 3000 ton tanker can easily fit in.
Ответ Р. Раутио:
This could be the situation, as Mr Peder Guldbrandsen, a native and fisherman from Gamvik, actually disappeared during fishing off Nordkinn in October 1944. His body was found in 1946, and it was assumed that he had hit a mine. Off Nordkyn is also the patrol area (Area B) where V-4 operated and reported sinking of a vessel. So, this can really be the case.
But I doubt he was onbord a vessel named "Spurven" - both because 48 BRT seems far to big for only one man to operate, and no vessel with such name is registered in Gamvik during the War. Nor is there any other fishing vessel registered as owned by Peder Guldbrandsen There were many fishing vessels named "Spurven" in Norway during the War, but the closest was in Vardø - where it actually was destroyed by Soviet naval vessels when they shelled the town on 26 October 1944 ("Baku" etc.).
I will try to find out what was the real name of the fishing vessel, and who was the owner.
В общем Шёльд и Раутио события у мыса Нордкин в октябре 1944 года подтвердили, хотя и каким-то странным образом.
Раутио:это был Guldbrandsen, тело которого нашли в 1946 году ( правильно:Guldbjørsen, тело которого нашли в 1945 году ).
Шёльд сравнивает атаку ПЛ "В-4" с атакой ПЛ "U-481", в ходе которой было потоплено судно "Nygrunn".
В подавляющем большинстве норвежских источников, причиной гибели судна "Nygrunn" считается подрыв на мине. Некоторые историки предполагали, что это была атака немецкой ПЛ, но номера ПЛ никогда не называли.
ПЛ "U-481" в это время действовала в составе "волчьей стаи" против конвоя "RA-66".
Много места в ответах уделено судьбе судна "Spurven". Однако, я об этом судне упомянул лишь для того, чтобы показать в качестве конкретного примера: какая осадка может быть у skøyta тоннажем 48 брт. Разумеется, что это судно ПЛ "В-4" не топила.
В общем надо ждать дополнительной информации.
Кстати, лично мне было бы интересно знать тоннаж судна "Spurven", которое 26 октября 1944 года уничтожили советские эсминцы !
Кибардин Г.А. написал:
#1312777
В общем Шёльд и Раутио события у мыса Нордкин в октябре 1944 года подтвердили
Ну, не совсем. Они лишь согласились с правом на существование высказанной Вами гипотезы.
Кибардин Г.А. написал:
#1312777
В подавляющем большинстве норвежских источников, причиной гибели судна "Nygrunn" считается подрыв на мине. Некоторые историки предполагали, что это была атака немецкой ПЛ, но номера ПЛ никогда не называли.
ПЛ "U-481" в это время действовала в составе "волчьей стаи" против конвоя "RA-66".
На то они и историки, чтобы заниматься изучением исторических материалов и приходить к новым выводам.
Кибардин Г.А. написал:
#1312777
Много места в ответах уделено судьбе судна "Spurven". Однако, я об этом судне упомянул лишь для того, чтобы показать в качестве конкретного примера: какая осадка может быть у skøyta тоннажем 48 брт. Разумеется, что это судно ПЛ "В-4" не топила.
Еще раз прочитав я заметил, хотя первоначально все выглядело так, будто называется конкретная жертва нашей ПЛ.
Продолжил общение с Э. Шёльдом с просьбой выслать список потенциальных жертв В-4 - судов, пропавших без вести в октябре 1944 г. у берегов Финмарка. Его ответ:
I have some candidates from Finnmark in October 1944.
In common for all the listed ships are few details about their loss, and it looks like they didn't showed up in 1945.
* AF-6 ex F-324. Stated as bombed by Soviet aircraft 21.10.1944 at Persfjord. I have no confirmation about this loss. Mistaken as tanker due to no mast, and a superstructure aft?
* MS Capadose 1925/135. Uncertain fate, but KTB 3. Marinebordflakabteilung state she was torpedoed by a TKA 11.10.1944 at 19:18 hours off Ekkerøy. Also stated as bombed by Il-2 and P-40 aircraft 9.11.1944. She was never returned to her Belgian owner.
* MK Elida I A-19-A 1936/55. Just reported lost. Operated in the Tana area. Probably with a German crew.
* D. Flandria V. Passenger ferry. Probably sunk in Kirkenes, but not confirmed. 147 Grt.
* MK Reno F-19-K 1886/57. Just stated as lost. No details found.
* MK Solbris I T-65-D 1930/35. Just reported as lost. No details found.
All of those listed can be potential candidates
Мое дополнение: AF-6 никогда не воевала на Севере. Она служила в составе 2-й флотилии артБДБ в Канале и погибла 15.6.1944 в Булони под британскими бомбами.
По Фландрии 5 у голландцев вполне однозначные данные, что он затоплен (взорван) 24.10.44 в Киркнесе, при оставлении гавани.
Вот Кападозе, помнится, мы когда его разбирали, не нашли подходящих атак ТКА. Если там такие разбросы в данных, может это он таки и был?
Думаю, есть смысл напомнить, что писал Erling Skjold о судьбе судна CAPADOSE.
CAPADOSE was lost 11.10.1944, and the loss is mentioned in KTB 3. Marinebordflakabteilung (the German guards that sailed with her). They claims she was torpedoed by a Soviet MTB off Ekkerøy at 19:08. They fired 450 rounds MG ammunition against the MTB with the ships 2 MGs. None of the soldiers were killed, but nothing is mentioned about the Dutch civilian crew.
Да, скорее всего, Кападозе не подойдет. Я еще раз посмотрел эту запись в КТВ: главный довод возражения в том, что сообщение было передано 12.10.44, так что событие никак не могло произойти 18-го.
Остается три кандидата, хотя, думается могли бы быть и еще, но мельче. Все-таки не будем забывать о том, что судно должно было иметь осадку не менее 2 метров.
Ещё раз об артиллерийской атаке подводной лодки "Щ-205" 18.05.1942 года.
В ходе артобстрела было повреждено турецкое моторное судно "Дуатепе" тоннажем 128 брт ( шло из Бургаса в Стамбул ), которое выбросилось на берег. По турецким источникам, позже к судну подошли два турецких моторных судна, команды которых разгрузили "Дуатепе" ( груз судна состоял из большого количества текстиля, радиоприёмников, батареек и деталей к радиоприёмникам ). Затем турецкие моторные суда завели концы и стащили "Дуатепе" на глубокую воду. Затем груз снова был погружен на судно, после чего "Дуатепе" благополучно прибыло в Стамбул.
Турецкое моторное судно "Дуатепе".
Вторым судном, которое было тяжело повреждено артогнём ПЛ "Щ-205", был турецкий моторный парусник "Махбубу Джихан ", на борту которого находился груз древесного угля.
Ранее я писал, что тоннаж судна составлял 10 нрт. Однако, скорее всего это судно было гораздо больше.
Дело в том, что в турецкой газете, которой я пользовался, первую цифру невозможно было разобрать, поэтому, я написал 10 нрт, так как это - минимальный вариант.
Но, вот мне попалось сообщение немецкого агенства D.N.B. ( Deutsches Nachrichtenbüro ), которое перепечатало сообщение об этой атаке из турецкого источника.
В сообщении D.N.B. говорилось, что судно "Дуатепе" было 300 тонн, а второе судно было 80 тонн.Скорее всего в данном случае речь идёт о грузоподъёмности, хотя реальная грузоподъёмность того же "Дуатепе" была несколько меньше.Получается, что судно "Махбубу Джихан" было в 3,75 раза меньше судна "Дуатепе".
То есть, тоннаж судна "Махбубу Джихан" скорее всего был не менее 20 нрт, в связи с чем тоннаж судна в брт должен был быть около 35 брт ( в 3,75 раза меньше тоннажа судна "Дуатепе" ).
Very interesting updates!
In the end the opinion that V-4 destroyed a fishing boat seems very close to finally find the truth!
But I am also suprised of some relatively new updates!
The never-heard-before "Capadose (135 GRT)" (if i understood correctly, possibly sunk by TKA 230,238,241,246)
But also this!
There were many fishing vessels named "Spurven" in Norway during the War, but the closest was in Vardø - where it actually was destroyed by Soviet naval vessels when they shelled the town on 26 October 1944 ("Baku" etc.).
I remember Igor told me years before about a drifter boat found in the harbor by advancing Soviet troops and in damaged condition apparently by the bombing.
"Spurven" should be this very same boat? If i understood correctly, the sizie should not excede 40/45 grt
Ещё несколько фотографий норвежского судна "Сёрёй" ( 506 брт ),которое 19 января 1942 года было потоплено артиллерийским огнём подводной лодки "К-23".
До 1925 года это судно носило название "Sørø" ("Сёрё"), но затем оно было переименовано в "Sørøy" ("Сёрёй").
В обоих случаях название судна переводится как "южный остров", но "Sørø"-это "южный остров" на старо-норвежском языке.
Ещё три фотографии норвежского судна "Ингёй" ( 327 брт ),которое 30 января 1942 года погибло на минах подводной лодки "К-3".
Судно "Kong Eystein" переименованное в "Ingøy".
Судно "Ingøy" в том виде, в котором оно погибло в 1942 году.
Судно "Ingøy" ( вид с кормы ).
Отредактированно Кибардин Г.А. (07.12.2018 01:55:55)
Немецкий транспорт "Санта Фе" ( 4627 брт ), который 23 ноября 1943 года погиб близ Евпатории, подорвавшись на мине поставленной подводной лодкой "Л-4".
Вместе с судном было потеряно 12 штурмовых орудий, несколько 88 -мм зенитных орудий и большое количество боеприпасов. Гибель судна и груза была столь болезненной потерей для немцев, что об этом факте было даже отмечено в "Дневнике боевых действий верховного командования вермахта" ( не каждое погибшее немецкое судно удостаивалось такой "чести" ).
Германский пароход "Тисбе" ( бывший французский ) тоннажем 1782 брт, который 30 августа 1943 года в Чёрном море был потоплен подводной лодкой "Щ-215". Вместе с судном на дно ушло 1604 тонны хромовой руды, которую в то время Турция поставляла Германии.
По официальным турецким данным в 1943-1944 годах Турция поставила в Германию 70213 тонн хромовой руды ( 20 апреля 1944 года поставки были прекращены ).
Таким образом ПЛ "Щ-215" уничтожила 2,28 % от всех турецких поставок.
При этом надо учитывать, что не все турецкие поставки хромовой руды шли через Чёрное море.
Например, с марта по июль 1943 года из Турции в Германию было отправлено 12385 тонн хромовой руды, из которых 4394 тонны были отправлены по железной дороге. Остальная хромовая руда была отправлена морем, причём 2500 тонн хромовой руды на борту судна "Альба Юлия" были отправлены через Средиземное море в Триест.
Через Чёрное море прошла лишь 5491 тонна хромовой руды или 44,33 % от всех поставок за 5 месяцев.
Эта хромовая руда была доставлена на следующих судах:
в марте на немецком транспорте "Биргит" 316 тонн было доставлено в Бургас
в апреле на немецком транспорте "П.Л.М 16" 3175 тонн было доставлено в Констанцу
в мае на болгарском транспорте "Балкан" 2000 тонн было доставлено в Бургас
В конце августа 1943 года в Турции под загрузку хромовой рудой встали суда "Тисбе" и вернувшееся из Триеста "Альба Юлия". Однако хромовую руду, которую должно было доставить погибшее затем судно "Тисбе", немцы так и не получили.
Общие поставки хромовой руды из Турции в Германию с 1939 по 1943 годы выражаются в следующих цифрах:
1939 год-поставлено 108576 тонн
1940 год-поставлено 6 тонн
1941 год-поставлено 1200 килограмм
1942 год-поставок не было
1943 год-поставлено 46783 тонны
Хотя официально считается, что в 1940 и 1941 годах Турция в Германию хромовую руду не поставляла, фактически небольшие поставки всё-таки имели место. Как я понял, это были долги по поставкам за 1939 год ( поэтому, по другим данным в 1939 году Турция поставила в Германию 114500 тонн хромовой руды ).
Потеря вместе с транспортом "Тисбе" 1604 тонн хромовой руды была для Германии сильным ударом.
По немецкой технологии того времени из 1604 тонн хромовой руды немцы могли извлечь 299,2 тонны хрома ( коэффициент извлечения составлял 5,36 ).
Так как на транспортировку и переработку хромовой руды требовалось много времени, то немцы могли бы использовать эти 299,2 тонны хрома лишь в конце 1943 года или в начале 1944 года.
По немецким данным в 1944 году ежемесячная потребность германской промышленности в хроме составляла 3900-4200 тонн ( в среднем 4050 тонн ).
Таким образом, в результате успешной атаки подводной лодки "Щ-215" немцы лишились приблизительно 7,38 % месячной потребности в хроме для германской промышленности на начало 1944 года, что являлось большим стратегическим успехом советских подводников.