Сейчас на борту: 
Cobra,
vladimir romanov,
АК,
Мамай,
Стерегущий
   [Подробнее...]

#301 29.01.2019 23:22:09

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9784




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

1

savera написал:

#1336232
Встречал данные, что во время этого налёта погибли три наших самолёта - по одному ТБ-3, Ар-2 и И-153, ещё одна Чайка повреждена (и вероятно брошена при эвакуации аэродрома в тот же день).

Оперсводки ВВС КБФ и 10-й бригады единодушны - сгорели один ТБ-3 и один СБ, повреждены два И-153 (у одного оторвана плоскость, второго засыпало землей). В отчете 73-го бап за период 22.6-22.9.41 указано, что при налете потеряны 2 Ар-2. Кроме того, при оставлении аэродрома Пярну вечером того же дня подорван СБ, находившийся в капитальном ремонте.
Поэтому думаю, что реальные потери составили 1 ТБ-3, 2 Ар-2, 1 СБ и 2 И-153.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#302 29.01.2019 23:29:18

savera
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2270




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

Спасибо!
С уважением,

 

#303 30.01.2019 22:18:04

savera
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2270




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

Нашел в BdK - удар по Пярну - прямое требование флота подавить его как наиболее вероятный аэродром подскока при атаках на морские коммуникации в Ригу. И ведь не далеки от истины были.
С уважением,

Отредактированно savera (30.01.2019 22:19:29)

 

#304 30.01.2019 22:28:06

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9784




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

Да.
Согласно отчета 73-го бап весь шорох устроила семерка Ю-88. Наверное можно пробить этот налет по оперсводкам ГШ люфтваффе.
Что же касается 73-го бап, то вечером 7-го все находившиеся в Пярну эскадрильи получили приказ перебазироваться в Керстово, но после ударов 18 июля часть полка осталась на аэродромах под Таллином и продолжила отравлять жизнь немцам. Попадание в финский ББО, потопление R-169 и Зибеля №14 - их рук дело.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#305 30.01.2019 23:11:23

savera
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2270




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

Нет, пробить не получилось - у меня они только с сентября. А в доках 1ВФ за 7.07 только разведсводка.
С уважением,

Отредактированно savera (30.01.2019 23:13:46)

 

#306 30.01.2019 23:19:38

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9784




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

1

Вот что нашлось:
https://d.radikal.ru/d25/1901/f7/51957d616bcf.jpg


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#307 30.01.2019 23:47:22

savera
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2270




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

Спасибо!
Очень интересно. Однако немцы не слабо себе побед приписали - 10 сожжены и ещё 8 точно накрыли бомбами...
С уважением,

 

#308 31.01.2019 04:57:18

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5316




Вебсайт

Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

Ну, если буквально - не сожжены, а подожжены. Что не подразумевает само собой уничтожение.

 

#309 31.01.2019 10:52:41

savera
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2270




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

С учётом того, что наши эвакуировали аэродром в тот же день, т.е. времени на ремонт не было, думаю, должны были бы считаться уничтоженными. А реально потеряли раза в три меньше.
С уважением,

 

#310 02.02.2019 12:53:56

savera
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2270




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

Еще раз вернусь к бою 6 июля. Пара схем описываемого события - наша, из книги "Оборона Рижского залива...." и немецкая из КТВ тральщика М-31. Как-то уж очень сильно они отличаются, однако.
https://c.radikal.ru/c24/1902/87/c2ad620fae64t.jpg
https://c.radikal.ru/c32/1902/85/6bd845c0ee09t.jpg
С уважением,

 

#311 02.02.2019 12:59:40

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9784




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

Про этот бой была целая статья Платонова в "Цитаделе" №1. Понятно, что при ее написании нем. документы не использовались, но критики действий нашей стороны там полно и почему такой разнобой в схемах в принципе понятно. Если есть желание написать свою статью по этому бою я мог бы подкинуть кое-какие документы...


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#312 02.02.2019 13:17:46

savera
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2270




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

Да, похоже, такое желание у меня появилось - хочу сделать небольшое описание событий 5-6 июля и выложить здесь. Статью Платонова читал когда-то очень давно, нужно будет ещё раз пересмотреть. За документы по теме конечно был бы весьма признателен.
С уважением,

 

#313 02.02.2019 17:56:44

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9784




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

Напишу на мейл.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#314 04.02.2019 01:04:41

savera
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2270




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

7

Ну что ж, вот что у меня получилось. Критика приветствуется.
В первой части время, кроме особо оговоренного, указано берлинское.

СОБЫТИЯ 5-6.07.1941
В связи с быстрым продвижением немецких сухопутных войск в Прибалтике, в первых числах июля возникла настоятельная потребность в подвозе снабжения для них морским путём в Ригу.
Для выполнения этой задачи  немецкий флот срочно озаботился прокладкой прибрежного фарватера от Либавы до Риги, который в скором время планировалось продлить до Пярну.  С этой целью было выделено тральное соединение в составе 5-й флотилии тральщиков (6 кораблей), Шперрбрехеров 6 и 11 и Миненраумшиффа 11 (MRS-11). Перед ними была поставлена следующая задача: 5 июля совершить переход из Либавы до входа в Виндаву, откуда пинассы 5-й флотилии тральщиков должны провести соединение к гавани, а заодно обследовать её. После этого Шперрбрехеры должны были проделать проход в заграждении мин ТВМ «Эрфурт» перед Виндавой, а затем и вытралить его. На следующее утро MRS-11 должен был с помощью своих пинасс проложить безопасный фарватер через Ирбенский пролив. В задачу тральщикам 5-й флотилии ставилось противолодочное охранение крупных кораблей, а также прикрытие работы пинасс в Ирбенах.
В тот же день, 6 июля, сразу же после прокладки фарватера, не теряя времени, планировалось провести в Ригу и первый конвой с грузами для армии в составе 4 кюмо под эскортом 4 тральщиков 31-й флотилии, которые накануне прибыли из Мемеля в Либаву и находились в готовности к выходу.
В 07.00 5 июля 5-я флотилия тральщиков в составе М-251, М-201, М-31, М-202, М-252 и М-23, Шперрбрехеры 6 и 11 и MRS-11 согласно полученному приказу вышли из Либавы. В 12.25 от FdM командирам 5-й флотилии и MRS-11 была отправлена радиограмма следующего содержания:
«Срочно создать прибрежный фарватер от Блау 17, южнее Люзерорт-риф до Дюнамюнде по 10-м изобате. Фарватер между отмелями отметить рыболовными буями. Прорыв от Блау 17 до Виндавы продолжить».
Так как из-за сильного волнения траление пинассами оказалось невозможным, в 13.00 флагманский тральщик, MRS-11, Шперрбрехеры 6 и 11 встали на якорь перед входом в гавань Виндавы. Остальные 5 тральщиков осуществляли противолодочное охранение. Здесь немецкое соединение и было обнаружено нашей воздушной разведкой, после чего для удара по кораблям у Виндавы с Эзеля в 21.08-21.12 (мск.) были подняты 3 СБ и 12 истребителей авиагруппы Кудрявцева. В 20.40 самолёты нанесли удар по немецким кораблям, причём, судя по всему, бомбардировщики сделали два захода, так как немцы пишут о двух налётах троек СБ с небольшим интервалом, а также приписали себе 2 вероятных победы над нашими бомбардировщиками. Одна из серий бомб легла недалеко от MRS-11, перебив осколками в 4 местах кабели размагничивающего устройства, продырявив корпус корабля, а также 2 его пинассы; и легко ранив 5 человек экипажа. Впрочем, все повреждения оказались лёгкими и вскоре были устранены. По результатам докладов вернувшихся лётчиков наше командование сделало вывод о том, что в Виндаве грузится десант противника, и на следующее утро были приняты более действенные меры по противодействию ему.
В течение последующей ночи над корабельным соединением несколько раз появлялись наши и немецкие самолёты-разведчики, но в целом всё было спокойно и утром немцы уже готовились приступить к выполнению поставленных задач. Пинассы собирались протралить заграждение на входе в гавань Виндавы, а MRS-11 под охраной тральщиков М-23 и М-31 в 05.30 должен был выйти на прорыв в Ирбены. И в этот момент над немецкими кораблями появились наши бомбардировщики, подлёт которых, по крайней мере первой группы, как я понимаю, немцы прозевали.
Как сказано выше, получив данные о готовящемся в Виндаве десанте, утром 6 июля для удара по нему с аэродрома  Пярну командованием КБФ были посланы 2 группы бомбардировщиков 73-го бомбардировочного полка, которые и нанесли удары по немецким кораблям – первый в 06.31 (мск.) нанесли 7 СБ из 5-й эскадрильи, сбросившие 42 ФАБ-100 и потопившие, по докладу пилотов, один транспорт, и второй в 06.50 (мск.) пять Ар-2 из 1-й эскадрильи, сбросившие 10 ФАБ-250 и по докладу потопившие один транспорт и один сторожевой корабль.
Вот как описывают эти налёты немцы: в 05.32 над соединением, на высоте приблизительно 3-3500 м, замечены 7 русских бомбардировщиков, летевшие в двух звеньях строем пеленга, один бомбардировщик, как командирская машина, сбоку рядом с первым звеном. Были немедленно обстреляны со всех кораблей. Подлёт осуществлён на большой высоте, с юга или юго-запада, моторы при подлёте к цели, по-видимому, выключены. Сброс осколочных бомб над соединением. Одна бомбовая серия из 6 осколочных бомб среднего калибра легла рядом по правому борту от флагманского тральщика напротив кормового орудия и осыпала его осколками. На М-201, который перед налётом подошёл к борту флагмана, осколок проник от наружной обшивки до машины. Судя по наблюдениям с флагманского тральщика, Шперрбрехер 6 накрыт разрывами бомб. Несмотря на хорошо поставленный заградительный огонь, расстроить вражеский строй не удалось, и они улетели в северном направлении.
В 05.36 в пределах видимости появились ещё 5 русских бомбардировщиков, которые подошли к соединению с левого борта южным курсом на большой высоте и, спикировав до высоты 1500 м, сбросили бомбы. Эти бомбы также упали среди соединения. В общей сложности было сброшено около 15 бомб. Самолёты ушли в северном направлении.
И опять немцы посчитали, что им, вероятно, удалось сбить один из бомбардировщиков из второй группы.
Следующий час был посвящён выяснению характера повреждений кораблей и количества тяжело- и легкораненых от осколков авиабомб. На большинстве кораблей они были не слишком велики:
- на М-31 один тяжелораненый;
- на М-201 повреждены кабель размагничивающего устройства и гироскоп;
- на MRS-11, поблизости от которого во время первого налёта упало 7 бомб, был  вновь перебит кабель размагничивающего устройства, в трёх местах пробита наружная обшивка корпуса в 1-2 м над ватерлинией и ранено 4 человека;
- на Шперрбрехере 11, примерно в 50 м по носу с левого борта которого во время второго налёта разорвались в воде 3 бомбы, от чего корабль получил 35 осколочных попаданий, при этом борт был пробит в двух местах и под ватерлинией вдавлен в трёх местах. Надстройке и спасательной шлюпке левого борта нанесены многочисленные лёгкие повреждения. Один матрос смертельно ранен.
Больше всего досталось Шперрбрехеру 6, поблизости от которого, также во время второго налёта, в воде взорвались 4 бомбы, по одной у левого борта в средней части корабля и у кормы, и ещё две у правого борта в середине корабля. Все падения легли на удалении приблизительно 10 – 15 м от борта. Воздействие осколков бомб было исключительно сильным. И правый и левый борт были пробиты во многих местах над и под ватерлинией. В надстройках верхней палубы появилось около 120 дыр, местами значительных размеров. Сильные повреждения получили несколько кладовых, механическая мастерская, столовая, два кубрика, 2 гальюна и душевая. Дымообразующая установка была пробита и её пришлось выбросить за борт. Взрывной волной два человека с левого борта были выброшены за борт, однако подобраны и вновь доставлены на корабль. 1 унтер-офицер и 3 матросов были очень серьёзно ранены, из них унтер-офицер и 2 матросов вскоре умерли. Ещё 4 матроса были тяжело ранены и 6 легко.
Пока шло это подведение итогов, командир флотилии, обсудив сложившуюся ситуацию с командиром MRS-11, приняли решение, что прорыв через Ирбенский пролив MRS-11, М-31 и М-23 должен быть осуществлён при любых обстоятельствах. Но при сложившейся в данный момент обстановке в воздухе истребительное прикрытие им крайне необходимо, о чём и было доложено по команде наверх.
В 07.15 MRS-11, тральщики М-31 и М-23, предварительно передав тяжелораненых на другие корабли, были отпущены на север с задачей создать прибрежный фарватер южнее Люзерорт-риф на 10 м изобате до Риги.
Командиром 5-й флотилии тральщиков на основании полученных со шперрбрехеров и тральщиков сообщений о характере ранений, часть из которых была настолько тяжёлой, что пересадка в море на другие корабли не могла быть проведена без риска для жизни; а также из-за повреждений Шперрбрехера 6, было принято решение возвращаться в Либаву.
Около 07.00 был начат обратный переход. Флагманский тральщик с параван-тралом шёл впереди соединения, Шперрбрехеры 6 и 11 следом в кильватерной колонне, остальные тральщики с правого и левого бортов в противолодочном охранении. Вскоре после выхода главный механик Шперрбрехера 6 доложил, что 4-й, 5-й и 6-й отсеки имеют течи. Во время дальнейшего перехода уровень воды в отсеках удерживался на отметке 4,2 м, дойдя до машин.
В 07.42 от командира 5-й флотилии в адрес FdM «Норд» была послана следующая радиограмма:
«В 05.32 две бомбовые атаки 11 двухмоторных бомбардировщиков. Шперрбрехеры 6 и 11 повреждены осколками, но ещё боеспособны. На нескольких кораблях тяжелораненые, требуется немедленное помещение в госпиталь. Так как соединение обнаружено, для MRS-11 и обоих тральщиков необходимо истребительное прикрытие. С четырьмя ТЩ и шперрбрехерами иду в Либаву, чтобы высадить 20 раненых».
После того, как в 13.15 всё соединение (кроме Шперрбрехера 6) пришвартовалось в Либаве, раненых с кораблей выгрузили на берег, откуда в 16.00 большинство из них, 18 человек (кроме 3 умерших и 1 очень тяжелого), на флагмане FdM «Норд» F-3 были отправлены в госпиталь в Мемель. 
В 13.45 Шперрбрехер 6 встал на бочку в аванпорту Либавы, после чего на нём создали искусственный крен сначала на левый, а потом на правый борт для проведения водолазного осмотра повреждений. После того, как все обнаруженные пробоины были заделаны, корабль был осушен насосами, а 9 июля для окончательного ремонта введён в док завода «Тосмаре».
В 16.15 Шперрбрехер 11 доложил о повреждении поршня машины, вероятно в результате взрывов бомб. Через сутки был отремонтирован своими силами.

Отредактированно savera (07.02.2019 18:10:25)

 

#315 04.02.2019 01:06:31

savera
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2270




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

1

Продолжение. Здесь время, кроме особо оговоренного, московское :)

Теперь вернёмся к ушедшей к Ирбенскому проливу группе во главе с MRS-11. Корабль шёл за тралом М-31, М-23 осуществлял противолодочное охранение, а также должен был служить постановщиком буёв, которыми следовало оградить фарватер между Люзерорт-рифом и маяком Люзерорт.
В 08.15, получив соответствующее сообщение от командира 5-й флотилии тральщиков, FdM «Норд» запросил у Fl.Fu.Ostsee: «Пожалуйста, немедленно истребительное прикрытие для MRS-11 у Люзерорта».
Приблизившись в 08.40 к Люзерорт-рифу, М-31 убрал трал, с MRS-11 были спущены пинассы, которые проверили проход по мелководью на наличие мин. Выйдя к 09.30 на глубокую воду и ничего не обнаружив, пинассы были вновь подняты на материнский корабль. Фарватер ограждён буями. Сразу же после этого немецкий отряд был атакован парой советских самолётов, сбросивших 4 бомбы неподалёку от кораблей.
В 10.21 от FdM на MRS-11 была получена следующая радиограмма:
«31-я флотилия тральщиков и 4 кюмос с военным имуществом для Риги вышли из Либавы к Люзерорту. Кюмос принять там пинассами».
Так как командир MRS-11 подозревал, что предыдущая атака авиации была только началом, чтобы не подставлять под угрозу материнский корабль, он принял решение, оставив  для поддержки и проводки через Ирбенский пролив 31-й флотилии и 4 кюмос у Люзерорта тральщик М-23, самому идти к Риге за тралом М-31 на максимально возможной скорости.
После того, как М-23 был отпущен, в 10.45 на два оставшихся корабля последовала новая атака советской авиации – 3 самолёта сбросили 8 бомб, упавших между MRS-11 и М-31. К сожалению, на настоящий момент и в этом, и в предыдущем эпизодах опознать атакующих не удалось.
В 12.00, когда немецкий отряд находился в 4 милях северо-западнее Гросс Ирбе (Лиелирбе) по носу с левого борта появились в видимости 4 корабля. При приближении они были опознаны как два крупных и два меньших русских эсминца (по два типов «Грозный» и «Ленин»).
Был отдан приказ приготовиться к бою, а М-31 обрубить трал, и распределены цели. Оба корабля пошли с максимальной скоростью прибрежным фарватером вперёд.

Неожиданно (для обеих сторон) немецкий отряд столкнулся с нашим соединением, вышедшим в 09.00 6 июля с рейда Куйвасто на плановую минную постановку в Ирбенский пролив.
Согласно плану операции отряд состоял из эсминцев «Сильный», «Энгельс», сторожевых кораблей «Снег» и «Туча» с минами («Сильный» должен был поставить мины у южного берега Ирбенского пролива, а «Энгельс» и сторожевые корабли – в средней части), а также эсминца «Сердитый», который должен был прикрывать  постановку с запада. Обеспечение ПЛО и ПВО отряда возлагалось на четыре ТКА, два самолёта МБР-2 и два самолёта-истребителя.
Назначенные в поход торпедные катера из-за отсутствия буксиров так и не прибыли, что послужило причиной гневной радиограммы возглавлявшего отряд капитана 1-го ранга Б. В. Хорошхин в адрес штаба Прибалтийской ВМБ (радиограмма, кстати, возымела действие, так как все требуемые катера и буксиры были спешно высланы из Рогокюля, но только через полчаса после того, как корабли вышли на операцию). Авиация для прикрытия БОБРом была выделена, но об её действиях никаких упоминаний в документах нет.
Эсминец «Сердитый», шедший головным,  после выхода с рейда Куйвасто быстро оторвался от отряда, «Сильный» держался за ним на расстоянии 8-10 каб. по левому борту. Шедшие кильватерной колонной вдоль берега о. Эзель «Туча», «Энгельс» и «Снег» находились ещё дальше, в 30-40 каб. по правому борту. Около полудня, примерно за полчаса до обнаружения противника, СКР «Снег» из-за неисправности машин был отправлен обратно.
В 12.29 «Сердитый» на горизонте на расстоянии около 250 каб. обнаружил мачты большого транспорта. В 12.47 на нём смогли уточнить, что идёт большой транспорт в охранении двух малых кораблей, дистанция до противника уменьшается, пеленг изменяется влево.
В 12.54 командир 2 ДЭМ, находившийся на «Сердитом», дал сигнал на «Сильный» - «Увеличить ход на 4 узла» - рассчитывая быстрее сблизиться с противником и поставить мины с «Сильного» возможно ближе к плановой точке постановки. В 13.03 наконец и с «Сильного»  по левому борту на горизонте были обнаружены мачты транспорта.
В 13.00 на СКР «Туча»  с «Сердитого» прожектором был передан сигнал «Эсминец противника». «Туча» и «Энгельс» в этот момент находились позади на расстоянии 37 каб.
В 13.09 немецкий транспорт открыл огонь по эсминцу «Сердитый» с дистанция 112 каб., снаряды падали с большими недолётами. В 13.12 «Сердитый» из двух носовых орудий открыл ответный огонь по транспорту с дистанции 103 каб. Эсминец «Сильный» подтянулся на дистанцию 3 каб., идя уступом влево.
В свою очередь, немцы пишут о начале боя несколько иное: «три эсминца шли восточным курсом, ещё один эсминец отвернул и лёг на юго-западный курс, вероятно чтобы отрезать возможный путь отхода соединения (по всей видимости, под этим одним имелись в виду «Туча» и «Энгельс», ушедшие в сторону для постановки мин). В 12.10 (бер.) на дистанции 180 гм неприятель открыл огонь, непрерывно быстро уменьшая дистанцию боя. На 150 гм был открыт огонь нашим соединением, после чего противник начал ставить дымовую завесу и несколько больше сдерживаться. Вражеские падения сначала ложились очень хорошо (1-й залп в 100 м недолётом по миделю, 2-й залп 25 м недолётом по миделю и 3-й залп 10 м перелётом), но после того, как мы открыли огонь, стали неточны».
В 12.30 (бер.) на основании сообщения MRS-11 FdM «Норд» потребовал у Fl.Fu.Ostsee  срочно направить против врага бомбардировщики.
Немецкий отряд двигался противоартиллерийским зигзагом. MRS-11 поставил дымовую завесу и отдал приказ М-31 усилить её, для чего тому нужно было отвернуть со своей позиции в голове колонны, пройти с подбойного борта назад и вновь подойти с кормы.
Поставить дымовую завесу из-за отказа установки дымопуска на М-31 не удалось, однако поворот на левый борт и прямой курс тральщика, по мнению немцев, вероятно напоминали торпедную атаку, из-за чего наши корабли в это же время отвернули и на некоторое время скрылись в дыму. Зато ушедший назад эсминец тем временем вернулся и включился в продолжающийся бой.
Продолжу описание действий наших кораблей:
13.16 с «Сердитого» на «Сильный» был дан семафор «Открыть огонь по противнику». В тот же момент «Сильный», выкатившись влево, также открыл огонь по транспорту из двух носовых орудий. Дистанция в этот момент составляла 98 каб. В 13.17 «Сильный» приступил к постановке мин, о чём донёс семафором командиру дивизиона. Мины сбрасывались, двигаясь переменным курсом на циркуляции влево. Но из-за того, что цепные стопора заблаговременно не были отданы, постановка мин проходила крайне медленно.
В 13.18 «Сердитый», повернув на правый борт, ввёл в действие всю артиллерию, в это же время было замечено попадание в кормовую часть транспорта, после чего миноносцы начали прикрывать его дымзавесой. Вероятно, за попадание было принято начало постановки дымовой завесы на MRS-11.
В 13.19 «Сильный» получил попадание снаряда в корму. Осколками убило четырех и ранило семь человек. При этом было повреждено кормовое орудие, пробита верхняя палуба и загорелась обшивка подволока. Осколок снаряда пробил корпус одной из мин, которая загорелась, но была вовремя сброшена за борт. Постановка мин из-за попадания снаряда временно прекратилась. Следует отметить, что немцы этот свой успех не заметили.
В процессе боя было обнаружено, что помимо огня с транспорта по эсминцу «Сердитый» и с миноносца по эсминцу «Сильный», с берега был открыт огонь батареей 3-х орудийного состава. Снаряды береговой батареи ложились и перелётами и недолётами. Это заявление является абсолютно непонятным, так как никаких береговых батарей немцы ещё установить не успели. 
В 13.20 на «Сердитом» отмечено попадание в носовую часть миноносца, находящегося в голове транспорта, который через минуту прекратил стрельбу и его заволокло клубами дыма, в дальнейшем этот миноносец больше с кораблей не обнаруживался. Видимо, то, что М-31 выкатился из строя и пытался начать ставить дымзавесу, было принято на нашем корабле за попадание, а не увидев его затем на прежнем месте вследствие перехода за корму MRS-11, решили, что он погиб.
В 13.23 со СКР «Туча» был получен сигнал открытым текстом по УКВ «Уклониться». Эсминец «Сердитый» отвернул, продолжая вести огонь на кормовых курсовых углах.
«Сильный» в это время, по-прежнему совершая циркуляцию влево, продолжил сбрасывать мины. Имел ли этот приказ какое-либо отношение к маневру М-31, не известно, скорее всего, нет. Почему он был отдан, ни в одном источнике найти не удалось.
В 13.25 со СКР «Туча» был получен повторный сигнал «Уклониться». Эсминец «Сильный», продолжая сброс мин, начал закрываться дымзавесой.
В 13.27 на «Сильном» временно вышло из строя рулевое управление вследствие выпадения предохранителей от собственной стрельбы.
В 13.30 эсминец «Энгельс» и сторожевой корабль «Туча», не дойдя до назначенного для постановки мин места, начали постановку 60 мин к югу от полуострова Сырве. При этом «Сердитый», продолжая вести огонь на кормовых курсовых углах правого борта, начал постановку дымзавесы для прикрытия «Энгельса» и «Тучи», которые находились в 10-12 каб. к северу от него. Окончив постановку, «Туча» и «Энгельс» пошли на сближение с отрядом противника. Вероятно, кого-то из них немцы и имели в виду, говоря, что ушедший назад эсминец также вступил в бой.
В 13.28 «Сильный» прекратил постановку дымзавесы, а в 13.40 окончил сброс мин.
В 13.38 ЭМ «Сердитый» прекратил огонь и окончил постановку дымзавесы. Противник продолжал вести огонь на больших недолётах. Затем, закрывшись дымзавесой, скрылся на дистанции 140 каб.
В 13.40 с дистанции 76 каб. сторожевой корабль «Туча» открыл огонь. На «Энгельс» с него был дан семафор: «Открыть огонь по транспорту». Из-за дымзавесы силуэты вражеских кораблей были плохо различимы, к тому же «Энгельс» не мог нормально стрелять, поскольку сторожевой корабль закрывал ему цель. Спустя 8 минут огонь был прекращён (эсминец сделал всего три залпа), и корабли повернули обратно. Этот маневр был замечен немцами, которые посчитали его причиной то, что один из наших кораблей получил попадание. Вот что они пишут:
В 12.42 (бер.) замечено попадание в один из эсминцев типа «Ленин». Эсминец отвернул в дымовую завесу. Аналогично поступил и второй подобный эсминец. Дымовая завеса, поставленная вражеским соединением, несколько затруднила наблюдение за обстановкой. В дальнейшем в бою участвовали только 2 эсминца (оба типа «Грозный»).
12.55 (бер.) Ирбенский пролив. Наше соединение на полной скорости устремилось к оконечности Колка. Враг отвернул и скрылся в дыму позади. Пауза в бою.

В 14.21 немецкие корабли, миновав м. Колка и двигаясь под берегом, были безрезультатно атакованы 5 И-153 12-й АЭ с Эзеля, сбросившими 14 бомб. Пилоты в свою очередь доложили об одном прямом попадании в миноносец и двух близких разрывах.
В 14.25,  выйдя из-за дымзавесы, на дистанции 170 каб. с «Сердитого»  был обнаружен транспорт противника, на высокой скорости уходивший в направлении Усть-Двинска. Охранявших транспорт миноносцев больше видно не было.
В 14.45, продолжая идти на северо-восток вместе со всем отрядом, эсминцы «Сердитый» и «Сильный» получили приказание с «Тучи»: «Уничтожить транспорт противника». После получасового преследования,  обнаружив, что дистанция до противника не уменьшается (150 каб.), эсминцы, несмотря на повторное приказание, переданное с «Тучи» в 15.03 «Приказываю преследовать противника 28-узловым ходом – Командир отряда», преследование в 15.19 прекратили, повернули на север и пошли в Моонзунд, догоняя остальные корабли.
А вот как последнюю фазу боя описывают немцы:
13.35 (бер.) два больших эсминца приближаются по корме с правого борта и пытаются обстрелять наше соединение, когда оно переваливало через оконечность Колка. Дистанция около 250 гм, залпы ложились большими недолётами. Однако враг шёл на высокой скорости и быстро приближался.
MRS-11 и М-31 открыли ответный огонь, точно так же ложившийся большими недолётами.
14.15 (бер.) противник прервал бой и ушёл на северо-запад в дым, пропав из видимости (очень странно, что о повторном открытии огня эсминцами в наших документах ни слова).
14.20 (бер.) один Ю-88 приблизился с левого борта с кормы в качестве истребительного прикрытия. В этом увидели объяснение прекращения огня противником.
Потерь или серьёзных повреждений не возникло. Было выпущено около 90 снарядов 10,5-см. Неисправности возникли только от сотрясений, вызванных разорвавшимися поблизости бомбами либо собственной стрельбой. Главным образом, вышло из строя электрооборудование, но оно было снова отремонтировано или во время боя, или вскоре после него.
14.50 (бер.) воздушная атака 3 русских самолётов. Сброшено 6 бомб. Никаких попаданий. Авторы этой атаки - 3 СБ авиагруппы Кудрявцева, взлетевшие в 15.21 (мск.) с Эзеля под прикрытием 3 истребителей.
Далее до самого вечера немцы беспрепятственно двигались в сторону Риги и в 19.00 (бер.)  встали на якорь где-то в районе Юрмалы.
Добавлю к этому, что примерно в то же время, в 18.00-18.13 все пять наших кораблей встали на якорь на рейде Куйвасто.

 

#316 04.02.2019 01:08:04

savera
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2270




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

2

Окончание. Тут время снова берлинское, прошу простить за причинённые неудобства...

Следует отметить, что тральщик М-23, который у Люзерорта ходил взад-вперёд по оси фарватера в ожидании транспортного конвоя, около 12.45 получил радиограмму с MRS-11 о бое с 4-мя эсминцами, и в 13.15 пошёл на помощь своему соединению. Находясь приблизительно в 12 милях от места боя, с тральщика хорошо видели дымовые завесы с обеих сторон. Через полчаса перехода на М-23 была получена радиограмма о том, что 31-я флотилия с конвоем прибыла в Либаву. Так как времени их выхода в радиограмме не содержалось, и ведущих бой кораблей больше не было видно, тральщик повернул обратно для возможного усиления огневой мощи указанного конвоя. В дальнейшем, отразив на своей позиции ожидания в 14.45 атаку 2 МБР-2, а в 15.00 2 И-153 с Эзеля, и разминувшись с 3-й флотилией ТКА, М-23 в конце концов получил приказ присоединиться к своему отряду, что ночью успешно и сделал.

Командование немецкого флота (сначала BdK, а затем и Маринегруппенкоммандо «Норд»), получив сообщения сначала об авиаударах по кораблям у Виндавы, а затем о налётах на  группу MRS-11 и её последующем бое с эсминцами, стало лихорадочно принимать меры для нормализации ситуации. Первое, что было сделано для оказания помощи собственно флотом, это отдан приказ 3-й флотилии ТКА срочно идти из Либавы на выручку ведущим бой кораблям.
Флотилия, получив в 13.45 соответствующую радиограмму от BdK, уже через 10 минут вышла из гавани с катерами S-55, 57, 61, 54, 45 и 58. Правда, в 14.40 S-57 из-за задира цилиндра одного из двигателей был отправлен назад в Либаву, но остальные очень быстро достигли Ирбенского пролива, где уже в 16.25 встретили тральщик М-23, патрулирующий у Люзерорта. Разойдясь с ним и двигаясь дальше, в 19.35 флотилия была многократно с пикирования атакована пятью Ар-2 из 73-го БАП, заходившими со стороны солнца и сбросившими на катера, по показаниям немцев, 10-15 бомб с высоты 1000 м. Падения ложились очень хорошо, в 20-50 м с правого или левого борта позади катеров. На верхней палубе были найдены многочисленные осколки. Не получив повреждений, вскоре после этого 3-я флотилия ТКА вступила в охранение MRS-11.
Но главное, флотское командование с самого утра не переставая требовало помощи от своей авиации.
Уже в 09.05 радиограмма от Маринегруппенкоммандо «Норд» 1-му Воздушному флоту:
«Работающая перед Виндавой тральная флотилия была несколько раз атакована русскими бомбардировщиками. Сегодня утром атака 11 2-х моторных бомбардировщиков, при этом два Шперрбрехера повреждены осколками, большое количество тяжелораненых. Так как работа на прибрежном фарватере в Ригу крайне срочная для снабжения сухопутных войск, подача истребительного прикрытия, по согласованию напрямую запрашиваемое BdK, так же подтверждается нами».
В 12.22 BdK направляет 1-му Воздушному флоту следующую радиограмму:
«Тральные работы для организации подвоза снабжения по морским коммуникациям в Ригу находятся под угрозой срыва благодаря регулярно повторяющимся перед Люзерортом бомбовыми атакам на тралящие корабли. Последняя атака около 10.00. Требуется истребительное прикрытие в Ирбенском проливе и подавление аэродромов подскока на Эзеле, Даго, Гапсале».
В немедленном истребительном прикрытии Люфтваффе отказало, но пообещало начать подавление вражеских аэродромов после определения их местоположения воздушной разведкой.
Для оказания непосредственной помощи ведущей бой группе MRS-11 в 14.30 Fl.Fu.Ostsee поднял для удара по нашим эсминцам 3 оставшиеся у него в распоряжении боеготовые  Ю-88. Так как наши корабли к моменту, когда немецкие самолёты прибыли к месту действия, уже втянулись в Моонзунд, их смог найти и атаковать только один «Юнкерс», в 17.47 (мск.) сбросивший с пикирования 2 бомбы SC-250 на эсминцы «Сердитый» и «Энгельс» в проливе Виире-курк. По немецким данным бомбы упали в 20 м от кораблей, по нашим - за кормой «Сердитого» и у левого борта «Энгельса».
В тот же день, 6 июля, 1-й Воздушный флот произвёл воздушную разведку эстонских аэродромов Пярну, Тарту, Куусику, Раквере и аэродромов в районе Таллина, выявив на них скопление наших самолётов. Например, на аэродроме Пярну было обнаружено 5 одномоторных и 12 двухмоторных самолётов. Из этого немцы сделали вывод, что сегодняшние атаки у Виндавы и против лёгких сил флота юго-западнее Эзеля были, по-видимому, совершены с этих аэродромов. А после того, как и флот потребовал незамедлительно подавить Пярну как наиболее вероятный аэродром подскока при атаках на морские коммуникации в Ригу, на следующий день, 7 июля, в 10.12-10.40 6 Ю-88 из KG1 нанесли удар по Пярнусскому аэродрому, уничтожив там до 5 наших самолётов. Правда, при этом двигатели одного из «Юнкерсов» были настолько серьёзно повреждены огнём стрелкового оружия с земли, что самолёт был вынужден сесть на брюхо в ячменном поле к югу от Пярну, где по всей видимости и остался.
И в дальнейшем флот продолжал требовать от ВВС истребители (указывая, что морские перевозки в Ригу могут начаться только после обеспечения истребительного прикрытия), а от сухопутных войск – скорейшей установки на берегу ранее запланированных армейских береговых батарей для противодействия нашим кораблям.
Люфтваффе пообещали перебросить для этих целей одну истребительную эскадрилью Ме-109 в Виндаву в подчинение Fl.Fu.Ostsee уже к вечеру 6 июля, но неожиданно выяснилось, что аэродром Виндавы в настоящее время не годится для использования истребителями. Пока шли поиски нового аэродрома, все перевозки прибрежным фарватером были прерваны, а конвой, который должен был выйти 6 июля, так и остался в Либаве.
И небольшое послесловие.
Командование КБФ тоже отнюдь не смирилось с мыслью о том, что в Ригу прорвался «вспомогательный крейсер». В ночь с 6 на 7 июля 73-му БАП и авиагруппе Кудрявцева было приказано выслать бомбардировщики СБ и истребители для бомбёжки «крейсера» на рейде Усть-Двинска, а командиру Прибалтийской ВМБ выслать все имеющиеся ТКА, чтобы нанести торпедный удар по нему же. Несущая дозор у Ирбенского пролива подлодка С-102 также получила приказание атаковать «крейсер» на рейде Усть-Двинска.
В документе есть пометка, что по донесению НШ ВВС, летало 10 СБ, крейсер не обнаружили и бомбили портовые сооружения в Риге. Группа Кудрявцева высылала 2 СБ и 10 И-153, которые тоже ничего не нашли. С-102 также, как известно, «крейсера» не обнаружила, а ТКА видимо никуда и не ходили.

С уважением,

 

#317 04.02.2019 02:06:52

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9784




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

Очень детально и интересно. От замечаний воздержусь: крупных нет, а мелких можно было бы накидать довольно много (начиная с туалетов на кораблях :), но нет времени. На мой взгляд наиболее серьезное замечание: отсутствие оценки последствий этого боя на общую обстановку. Ведь до этого момента немцы (за исключением ТКА) не входили в контакт ни с морским, ни с воздушным противником, и даже не предполагали того уровня противодействия, с которым позже столкнулись в Ирбенах. С этой точки зрения было бы правильно хотя бы поискать цитаты из нем. штабных документов, отражающих их оценку произошедшего в тот день.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#318 04.02.2019 06:40:47

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5316




Вебсайт

Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

Мне тоже понравилось, спасибо!
Особенно ценны описания взаимодействия с Люфтваффе, что перекликается с обсуждением в теме про конвои, где кое кто отметает существование заявок и говорит о неких планах, утвержденных за полгода до.

 

#319 04.02.2019 13:07:50

savera
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2270




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

Большое спасибо всем откликнувшимся за замечания. Исправления в текст внёс :)
Заключение с общей оценкой конечно, нужно было дать, но тогда бы всё очень затянулось по времени, а хотелось успеть закончить за выходные.
Попробую сделать это позже.
С уважением,

 

#320 04.02.2019 13:46:05

Unforgiven
Участник форума
Сообщений: 2681




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

savera написал:

#1337313
Ну что ж, вот что у меня получилось.

Спасибо, получилось очень хорошо.
С интересом жду

savera написал:

#1337364
Заключение с общей оценкой

Пару вопросов, если не возражаете.

savera написал:

#1336525
С учётом того, что наши эвакуировали аэродром в тот же день, т.е. времени на ремонт не было, думаю, должны были бы считаться уничтоженными.

Так а откуда немцам знать, что аэродром эвакуируют в тот же день?

Botik Petra Velikogo написал:

#1336011
    Unforgiven написал:
    #1335872
    А в документе не сказано Ар-2 с пикирования бомбили или с горизонта?

В журнале учета вылетов 73-го бап таких подробностей нет. Если верить немцам самолеты бомбили с высоты 4000-4500 м.

savera написал:

#1337313
В 05.36 в пределах видимости появились ещё 5 русских бомбардировщиков, которые подошли к соединению с левого борта южным курсом на большой высоте и, спикировав до высоты 1500 м, сбросили бомбы.

Если исходить из результата скорее все-таки с пикирования.
Шперрбрехеры 6 и 11 получили повреждения как раз при втором налете.
И еще,
"... 4-й, 5-й и 6-й отсеки имеют течи. Во время дальнейшего перехода уровень воды в отсеках удерживался на отметке 4,2 м, дойдя до машин."
И это только от осколочных пробоин. Какой-то он хилый для прорывателя минных заграждений.  :)
Возможно он шел т.с. в нерабочем состоянии?

 

#321 04.02.2019 15:35:00

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9784




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

Unforgiven написал:

#1337370
Если исходить из результата скорее все-таки с пикирования.

В разных немецких документах, видимо, это описано по-разному. В ЖБД 73-го полка относительно удара 1-й эскадрильи нашел такую запись в разделе "высота": Нв/в=2500, Нбр=1600. Возможно имелась в виду высота полета и высота вывода из пикирования.

savera написал:

#1337364
Большое спасибо всем откликнувшимся за замечания. Исправления в текст внёс :)
Заключение с общей оценкой конечно, нужно было дать, но тогда бы всё очень затянулось по времени, а хотелось успеть закончить за выходные.
Попробую сделать это позже.

Если будете дорабатывать, то обратите внимание:
1. Структура командования. По тексту не ясно кто персонально командовал в бою с немецкой и с нашей стороны. Фамилия Абашвили по-моему вообще не упоминается.
2. Погода в момент боя.
3. Действия разведки в т.ч. и радиоразведки до, в ходе и после боя.
4. Обстановка в Ирбенском проливе после оставления нашими Курляндии и Риги. Состав сил, оставленных действовать в Моонзунде и задачи, поставленные перед ними.
5. По немцам тоже не мешало бы кое-что уточнить. Например, какую задачу все-таки имел отряд из ПЛБ КАТЩ и тральщиков. В начале пишется, что они должны были провести разведывательное траление в проливе, а затем непонятно откуда берется задача по прорыву в Усть-Двинск.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#322 04.02.2019 17:19:42

savera
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2270




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

Начну с конца - MRS-11 имел следующую задачу: "прорывается через Ирбенский пролив от Блау 18 через 18а и 18в. Проделывает проход в заграждении". Затем, уже по ходу дела, получил задачу провести через Ирбены конвой, т.е. должен был ждать в проливе. Что он должен был делать потом, нигде не нашёл - наверное, всё-таки идти дальше, а не возвращаться обратно. А может, то, что рванул в Ригу - это действие сугубо по ситуации.
Фамилии не указывал сознательно, Хорошкина упомянул только в связи с его стычкой с Клевенским. Тогда волей-неволей пришлось бы давать какую-то оценку их действиям, а я делал упор прежде всего на восстановление хроники событий, чтобы никто больше не писал о том, что в бою участвовали два немецких тральщика и т.п. А кто командовал у немцев, я, честно говоря, понятия не имею. Никогда их персоналиями не занимался.
С уважением,

 

#323 04.02.2019 17:37:58

savera
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2270




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

Unforgiven написал:
Так а откуда немцам знать, что аэродром эвакуируют в тот же день?

Тут я имел в виду не немцев тогда, а нас сейчас.
С уважением,

Отредактированно savera (04.02.2019 17:38:29)

 

#324 04.02.2019 20:15:53

savera
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2270




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

Кстати, причина прорыва в Ригу вызвала недоумение и у самих немцев. В КТВ BdK, в комментариях к краткому донесению MRS-11 о бое написано следующее:
Согласно отчёта корабль вёл себя очень смело. Не понятно, почему он не повернул назад, чтобы вернуться безопасным путём в Виндаву.
Окончательное заключение будет возможно только на основании подробного отчёта о бое.
Можно предположить, что русские неправильно опознали противника, с которым столкнулись и поэтому сближались с ним не слишком энергично.
Возможно, они приняли находившийся рядом тральщик за эсминец и возможно, находящиеся на раумшиффе пинассы за торпедные катера.

С уважением,

 

#325 04.02.2019 20:54:14

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9784




Re: Боевые действия в Рижском заливе в 1941 г.

savera написал:

#1337457
В КТВ BdK, в комментариях к краткому донесению MRS-11 о бое написано следующее:

Ну вот видите. Оказывается изначально никакой прорыв не планировался, хотя из статьи можно сделать противоположный вывод.

savera написал:

#1337313
Пока шло это подведение итогов, командир флотилии, обсудив сложившуюся ситуацию с командиром MRS-11, приняли решение, что прорыв через Ирбенский пролив MRS-11, М-31 и М-23 должен быть осуществлён при любых обстоятельствах.

Почему командир немецкого отряда принял такое решение? Кем он был, командиром ПЛБ КАТЩ? Решение очень рискованное, а с другим противником практически самоубийственное, ведь в режиме реального времени никто не успел бы оказать немецкому отряду никакую поддержку.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

Board footer