Вы не зашли.
Страниц: 1
Известно, что в 1980 году эскадрилья Як-38 была направлена в Афганистан и принимала участие в боевых действиях. Однако подробной информации об участии Як-38 в боях мне не попадалось, единственная конкретика- действовали с ограниченных площадок в условиях высокогорья, применялись в ходе некой операции "Ромб", всего выполнили 107 боевых вылетов, потерь не имели. Хотелось бы знать подробности...
Там в основном занимались испытаниями, а б/в были так, факультативно, по особым просьбам войск. Это описал в своей книге генерал Алферов, командир группы "Ромб", не летчик, поэтому далекий от взамоподсчетов человек. Но точный, потому что инженер-испытатель. Он вел дневник по дням и его данные хорошо "укладываются" в летную книжку Музыки. Так вот, в период с 25.04.80 по 26.05.80 из 30 чисто боевых (по заявке войск) вылетов двух опытных Су-25 (Т8-1Д и Т8-3), 22 выполнила пара Музыка-Соловьев, остальные 8 пара Иванов-Садовников. Со слов Музыки, смешанными парами (ВВС-МАП) "на войну" не летали. Як-38 летали только по программе испытаний, на полигон. Если просуммировать б/в по книге ("Заслуженные..."), получится бОльшее число, очевидно документы-это представления на награждения, а там могли записать все вылеты в Афгане, как боевые. И я думаю - это справедливо, ведь "снять" могли и на взлете-посадке. А на Як-38, это вообще героизм. Как говорит Музыка - все собирались посмотреть на этот цирк! А всего группа "Ромб" сделала 207 вылетов (100 на Су-25 (2 машины) и 107 на Як-38 (4 машины, одна потеряна) с аэродрома Шиндант.
По поводу Як-38. И Васенков, и Митиков говорили мне, что несколько вылетов они всё же выполнили с реальным боевым применением.
Панасенко мне рассказывал что летали на Яках на свободную охоту в районе аэродрома, с СППУ и НАРами. И показывал не бронежилет и ЗШ-5Б - тяжеленные! Митиков после аварийного сброса С-24 после взлета 28.04 несколько дней не летал. А Васенков сделал зачетный полет на полный боевой радиус (120 км), подвески 4хУБ-32 вроде с отстрелом в дальней точке. Должны были идти парой с Козловым, но он упал и загорелся на взлете. Васенков сел, но после по решению Силантьева полет повторил. А у Музыки полет на полный радиус с вооружением (1ч.25мин) вообще записан как испытательный. 100-й, юбилейный полет Як-38 в Афгане сделал Алифанов с СФ. Так что, повторяю, вопрос спорный, насчет Б/в, но по заявкам войск (5мсд) ходили ТОЛЬКО Т8-е.
http://forums.airforce.ru/showthread.php?p=46531
charlie написал:
Оригинальное сообщение #138677
Як-38 летали только по программе испытаний, на полигон.
В биографической справке на Героя России Ю.И. Митикова однако написано: "Участник боевых действий в Афганистане: в апреле-июне 1980 проводил боевые испытания Як-38, совершил около 45 вылетов (из них 6 – на штурмовку сил противника)."
в 1990-е годы в авиационной прессе была серия статей про использование авиации в Афгане...
там что-то было и про Як-38 и в том числе с кучей фотоматериалов, воспоминаниями и т.д.
к сожалению, уточнить не смогу... если только случайно наткнусь - развал архивов огромен - не найду(((
DIMMI написал:
Оригинальное сообщение #138782
в 1990-е годы в авиационной прессе была серия статей про использование авиации в Афгане...
там что-то было и про Як-38
Вот-вот, подавляющее большинство публикаций в интернете дублируют "Авиацию и Время" №5-1995г
http://lib.rus.ec/b/163651/read
После этой аварии программу испытаний резко свернули. Несмотря на то, что в официальных изданиях и поныне утверждается, что испытания прошли успешно, однако летчики испытатели отмечали что в условиях горно-пустынной местности использование этого корабельного самолета было неэффективным. Так, боевая нагрузка составляла всего две 250-кг бомбы, топлива хватало всего на 40 минут полета, что в условиях воюющего Афганистана было явно недостаточно
http://artofwar.ru/z/zhirohow_m_a/text_0360.shtml
Отредактированно charlie (01.11.2009 20:08:23)
1.Ну это я повторяюсь2,3это о трудностях в освоении Як-38.По теме:после испытаний в Афганистане в 33м учебном центре в Николаеве участники испытаний подробно доложили результаты.Тогда мне участники обсуждения рассказали следующее:1.Як-38 оказал сильное моральное впечатление на противника.2.Вопреки слухам душманов не выкуривали выхлопами подъёмных двигателей из нор.3.Самолёты получали попадания из лёгкого стрелкового оружия,не опасные4.Самолёт не приспособлен к условиям высокогорья5.Преимуществ в боевом применении перед Миг-17 не имеет6.В условиях сильной фронтовой ПВО успеха иметь не будет.Возможно всё это оттолкнуло ВВС от принятия на вооружение сухопутного варианта.Если встречу одного из участников событий переговорю и сообщу подробней.
С согласия ув.Serbal(тк мне известен только один воздушный бой Як-38 и не в Авганистане)рассказываю историю изложенную мне офицерами 33го учебного центра в середине 80х,к сожалению не анекдот:
В районе Владивостока Як-38 с молодым пилотом совершает тренировочный полёт.Исходные данные:вооружение отсутствует,нормальная заправка топливом,переключатель системы опознавания в не правильном положении(он находился сбоку и сзади от кресла пилота,очень неудобно по отзывам пилотов и инструкторов и в этом случае это сработало),погодные условия средние с тенденцией к ухучшению.Пилот выполняет задание и возвращаясь пересекает границу.Обнаружен наземной РЛС ПВО,на запросы не отвечает,сигнал "я свой" естественно не передаёт из-за неправильной установки системы опознавания.Поднята пара перехватчиков,которые выходят в район цели,которые не сразу,но кратковременно обнаруживают Як визуально.Ведомый не опознал тип самолёта и сообщил:"Цель наблюдаю визуально,тип не известен."Далее по указаниям выполняет нужные действия и после приказа производит запуск ракеты.Промах.Атака производилась с хвоста,дистанция не известна.
Лётчик Як-38 находился в неведеньи до момента,пока мимо пролетела ракета,перехватчиков не наблюдал.Рефлекторно он начинает манёвр,меняя курс и высоту,причём энергично.Визуально наблюдает вторую ракету,заканчивает манёвр,уклониться удалось.
Перехватчики выходят во вторую атаку,пилот Як-38 их замечает,снижает скорость до предела(подъёмные двигатели не использовал,зависание не производил)и опускается к поверхности моря.Перехватчики его теряют,равно как и РЛС ПВО.На бреющем Як-38 возвращается домой без помех.
По этому случаю был соответствующий приказ и оргвыводы.К сожалению не известен тип перехватчиков и ракет,В советское время этот случай считался единственным реальным воздушным боем с участием Як-38.Учебные воздушные бои производились,но информации по ним не имею.
han-solo написал:
Оригинальное сообщение #140059
В советское время этот случай считался единственным реальным воздушным боем с участием Як-38.
Спасибо за информацию !
han-solo написал:
Оригинальное сообщение #140059
К сожалению не известен тип перехватчиков и ракет
просто тупое предположение - Су-15ТМ и ракеты соответствующие
такие Боинг 747 сбивали в тех же краях.... и примерно в то же время (1983 или 1984 г. кажется)
DIMMI написал:
Оригинальное сообщение #142052
просто тупое предположение - Су-15ТМ и ракеты соответствующие
Не факт. На 1991г:
22 гв иап Артем, Центральная Угловая Приморский МиГ-23 23 кПВО, Краснознаменный
47 иап Золотая Долина (Унаши) Приморский Су-27 23 кПВО
60 иап Дземги Хабаровский Су-27 8 кПВО
301 иап Хабаровск Хабаровский МиГ-23 8 кПВО, 28 дПВО
308 иап Советская Гавань Хабаровский МиГ-23 В 1945- 308 иап
365 иап Сокол (Долинск) Сахалинская МиГ-31, Су-27 23 кПВО
387 иап Итуруп (Буревестник) Сахалинская МиГ-23 23 кПВО
865 иап Елизово (Петропавловск-Камчатский) Камчатская МиГ-31 128 дПВО
530 иап Чугуевка Приморский край МиГ-31, МиГ-25 23 кПВО
• 1983 год- 40-й истребительная авиационная дивизия: четыре истребительных авиационных полка, 14 батальонов, около 8 тысяч личного состава. Два полка - 528-й и 777-й дислоцировались на Сахалине. Один полк, вооруженный МиГ-23, располагался на Постовой, рядом с Советской Гаванью, четвертый, на МиГ-21, - на Курильских островах. Несли ответственность за участок государственной границы почти в 5 тысяч км: побережье вдоль Татарского пролива, Сахалин, Курилы - все наше. Площадь, прикрываемая дивизией была около 1,5 млн. кв. км.
Су-15 заменяли на МИГ-31 и Су-27, возможен вариант МИГ-23
Страниц: 1