Сейчас на борту: 
sezin,
капитан
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 96 97 98 99 100 101

#2426 28.02.2021 10:19:38

Flintt
Участник форума
Откуда: Одесса
Украина
Сообщений: 159




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

К вопросу о подрыве дамбы
Из книги А. Бабича Одесса 1941-1944. Пережить оккупацию
https://d.radikal.ru/d08/2102/30/0b1b2c26cfe6t.jpg

https://b.radikal.ru/b30/2102/a0/5a1baf5be901t.jpg

https://a.radikal.ru/a03/2102/7b/a4bdcd09877et.jpg

https://b.radikal.ru/b43/2102/b0/2fb6116314a5t.jpg

https://d.radikal.ru/d27/2102/69/ad1793662a1at.jpg

https://b.radikal.ru/b42/2102/89/67b27c4a5162t.jpg

https://a.radikal.ru/a03/2102/5e/39d441c535adt.jpg

https://d.radikal.ru/d03/2102/97/8f0f3f77a812t.jpg

https://b.radikal.ru/b09/2102/98/2bc144554266t.jpg

#2427 28.02.2021 22:54:10

rspc
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Одесса
Сообщений: 829




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

У А Бабича очень интересные беседы, когда они основаны на архивных документах, например по партизанскому движению. Но верхняя фотография ( где автомобили) это не Одесса.

Отредактированно rspc (05.03.2021 09:32:13)

#2428 09.04.2021 19:22:24

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13465




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

Завтра уж 77 лет Освобождению Одессы!   Десятое апреля !
Один из моих весьма Уважаемых праздников!
В связи с Пандемией и пр.заморочками,буду дома.
А  Вам Уважаемые Форумчани у кого есть время и желание,лишний раз посмотреть фильм за Оборону города !

Подвиг Одессы.-1 серия. 1985.(СССР. фильм-военный)



https://yandex.fr/video/preview/?filmId … 6782898655

Отредактированно Анатолий (10.04.2021 07:49:08)


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

#2429 10.04.2021 12:01:35

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13465




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

А это уже сегодня !
С  Праздником любимый город !
https://b.radikal.ru/b01/2104/1a/81a6d3908032.jpg

https://a.radikal.ru/a34/2104/ee/e0fc2181a05c.jpg

https://c.radikal.ru/c14/2104/d9/aa49723cd269.jpg

https://a.radikal.ru/a04/2104/04/3011b6b75b11.jpg

https://d.radikal.ru/d28/2104/1b/b9d488627c3d.jpg

https://c.radikal.ru/c22/2104/7d/01f0da3fca20.jpg

https://d.radikal.ru/d21/2104/3a/37143a1b063f.jpg

https://d.radikal.ru/d37/2104/8d/94c9c35dc303.jpg


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

#2430 12.04.2021 22:57:02

seaberserk
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Одесса
на неотёсанном бревне гребу с секирою в руке
Сообщений: 484




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

1

Одесский порт в период оккупации


По заданию Ставки в ночь на 16 октября 1941 г. были эвакуированы последние части Одесского оборонительного района и работники порта.
К вечеру в порту появились вражеские войска, надеясь захватить не успевшие эвакуироваться части Красной армии. Но в порту они застали руины зданий и зловещую пустоту. Сразу же по всему порту и городу было развешено воззвание румынского командования: «Граждане города Одессы…советую вам не совершать недружелюбных актов по отношению к армии или чиновникам, которые имеют террористические, шпионские или саботажные задания, так же как и тех, кто скрывает оружие. Будьте внимательны и подчиняйтесь мерам принятым военным и штатским командованием… кто не соблюдет распоряжения данные приказами… будет наказан расстрелом на месте. Командующий армией Корпусный генерал-адъютант И. Якобич, Начальник штаба Н. Татарану» (текст приведен в орфографии подлинника).
17 октября 1941 г. гитлеровский приспешник, военно-фашистский диктатор Румынии Йон Антонеску объявил захваченные территории между Днестром и Южным Бугом «исконными румынскими землями», образующими губернаторство Транснистрия с центром в г. Одессе. Гражданским губернатором был назначен адвокат из Черновиц, профессор Г. Алексяну. Одесский муниципалитет возглавил назначенный городским головой Герман В. Пинтя.
Административный аппарат Транснистрии во главе с румынским губернатором профессором Г. Алексяну комплектовался из налетевших из Румынии искателей легкой наживы. Будучи на родине низшими чиновниками и торгашами они превратились здесь за короткое время в миллионеров, владельцев крупных гостиниц, домов терпимости, комиссионных магазинов и т.п. Такими же «дельцами» были Одесский городской голова Пынтя и директор Одесского порта Д. Попеску. Но, чтобы ничто не мешало удачному бизнесу, нужно было установить новый порядок.
Начались повальные аресты, расстрелы, грабежи. Чтобы осознать, что творилось в то время в Одессе, достаточно привести воспоминания инженера порта В. Я. Дюмина, которые нельзя читать без содрогания: «Во время самых суровых январских морозов гитлеровцы погнали в гетто голодных раздетых стариков, женщин, детей. В этом скорбном пути замерзло несколько тысяч людей. Выживших после этого перехода оставили в одном белье, погрузили в дырявые товарные вагоны и отправили за город. Ночью, продержав на морозе этот эшелон свыше шести часов и убедившись, что все замерзли, человеконенавистники на тихом ходу разбросали сотни трупов по полю».
«Новый порядок» был основан на автомате, виселице, плетке, грабеже. Коренному населению отводилось право работы в поместьях новых хозяев, несогласным – место в концлагерях. Людей бросали в застенки гестапо и сигуранцы. По подсчетам самих оккупантов, население Одессы, до войны составлявшее 600 тыс. человек, за год с небольшим после их прихода сократилось на 125 тыс.

***


Еще во время сражения за Одессу из партийных, советских активистов, бойцов истребительных батальонов были созданы партизанские отряды и подпольные организации. Армейской разведкой и органами госбезопасности оставлены диверсионно-разведывательные группы.

Однако, уже на третий день оккупации было арестовано руководство Ленинского и Воднотранспортного райкомов, а также связные подпольного обкома партии. Поэтому неудивительно, что подполье в порту в ряде случаев зарождалось самостоятельно и даже стихийно, без указания свыше. Позже руководство подпольно-партизанским движением в порту и городе было возобновлено. С начала 1942 г. Одесский подпольный обком наладил выпуск бюллетеня «За Советскую Родину». Воднотранспортный подпольный райком организовал выпуск газеты «Голос народа».

Руководство подпольного движения в порту возобновлялось по двум направлениям: со стороны районного и областного комитетов партии и со стороны штаба крупнейшего в городе партизанского отряда им. Сталина (командир С.И.Дроздов, комиссар – Д.И.Овчаренко, насчитывал в своем составе 29 групп).

Первой развернула деятельность в порту подпольная группа «портовиков-моряков», организованная в декабре 1941 г. по заданию подпольного обкома партии инженером порта Антоном Ивановичем Пащенко. Группа эта состояла из 11 человек, в основном работников порта времен обороны Одессы: главного инженера порта С.П.Буштедта, бухгалтера И.Г.Павлюкевича, инженера Д. Г. Пивень, инженера Л.М.Якуненко, техника Б.М.Городовского, инженера Д.И.Гопоновича, радиста С.С.Моруся, студента А.С.Менжуева, техника П.О.Киянова и Л.М.Пащенко.

***


Вслед за этой группой начала действовать подпольно-диверсионная группа, возглавляемая диспетчером станции Одесса-Порт Онуфрием Михайловичем Кицюком. Он был тяжело ранен при разгрузке крейсера «Коминтерн» и не успел эвакуироваться. Вернувшись в порт в декабре 1941 г. , он стал подпольщиком-одиночкой. Вскоре к нему присоединились вагонный слесарь П. И. Лопушанский и машинист И. Квятковский. К маю 1942 г. группа насчитывала 11 человек. Сюда вошли также работники станции Одесса-Порт: Н.Олийниченко, А.Панчук, М.Подберезный, А.Панасюк, И.Моспан, О.Бойчук и др. В конце 1943 г. группа О.М.Кицюка вошла в состав специализированных групп отряда им. Сталина, действующих под общим командованием инженера-химика, майора Красной Армии А.И.Лощенко. Группа О.М.Кицюка была очень важна, так как станция Одесса-Порт производила главным образом перевалочные операции с железной дороги на воду и в обратном направлении. Она обслуживала почти все ветки порта, а также ряд приписанных путей к отдельным предприятиям, в южной части Пересыпи.

***


Руководителем 3-й подпольной группы, действующей в порту, был Петр Данилович Заливчий. Он был комиссаром одного из полков, защищавших Одессу. Тяжело раненым П.Д.Заливчий попал в плен, но вскоре бежал из него. Под фамилией Мельник в марте 1942 г. поступил чернорабочим в порт. В мае 1942 г. он был арестован при очередной попытке связаться с подпольщиками. Но был освобожден из-за отсутствия улик.
В апреле 1943 г. им была организована подпольная группа в составе 15 человек из работников портовой железной дороги: А.Д.Нестерова, А.Ф.Кузьменко, В.Ф.Дульченко, М.Саркисова, П.Ф.Одинцовой, Т.В.Одинцовой, П.Н.Козельцева, В.Н.Натоптанного, Г.А.Пустовитова, К.И.Крыловского, Н.И.Поперечного, В.С.Коломейца, А. И. Белоконя. Этой группе так и не удалось примкнуть к организованному подпольному движению, и она осуществляла свою деятельность самостоятельно.

***


На мехамбаре с апреля 1942 г. действовала 4-я подпольная группа под руководством механика Михаила Константиновича Емельянова. В группу входило еще 13 человек: его брат П.К.Емельянов, Л.Н.Карпович, Л.Н.Калинин, работник механизации порта с 1937 г., Василий Игнатович Усатюк, Полина Лукьяновна Заволока, И. Г. Скумбрий, М. А. Терентьев, К. М. Оганесян, О. Г. Гридин, М. Г. Гридина, М. А. Молдавська, С. П. Синегрибов.

***


5-й подпольной группой руководил инженер А. Т. Веккер. С начала войны он работал в системе Черноморского пароходства в должности технорука Плавмастерских. Из-за тяжелой болезни не смог эвакуироваться. В конце 1941 г. ему удалось связаться с городским подпольем. А. Т. Веккер занимался самой разнообразной работой в порту. Под его началом с декабря 1942 г. действовала группа из 10 человек, часть из которых работала в порту, а часть была легализована в городе. Членами его группы были хорошо проверенные люди: П.К.Нудьга, Н.И.Ингер, А.И.Ингер, Б.И.Точидловский, С.С.Дымченко, И.М.Яблонский, Е.Т.Москаленко, Е.В.Хобта, В.С.Бондарчук.

***


Особое место занимала действовавшая в порту разведгруппа в составе начальника группы Елены Николаевны Бутенко, разведчика с блестящими способностями, и радистки Н.М.Зайцевой, заброшенных в Одессу в сентябре 1943 г. советским командованием. До войны Е.Н.Бутенко была воспитателем в детяслях, а Н.М.Зайцева - колхозницей в Братском районе Николаевской области.
Е. Н. Бутенко устроилась в порт уборщицей. Позже в группу был завербован бежавший из фашистского плена комсомолец Михаил Ильянков. Он сумел устроиться на работу весовщиком в складе, который стоял на причале. Владея немецким языком, давал необходимую оперативную информацию по порту. Вскоре Е.Н.Бутенко с помощью инженера по эксплуатации А.В.Ткачевича, который пользовался полным доверием румын, устроилась оператором на станцию Одесса-порт. Это повысило возможности наблюдения за передвижением войск, грузов, судов. Ткачевич и в дальнейшем оказывал большое содействие в работе этой группы. Радистка Н.М.Зайцева передала 460 радиограмм о работе порта.
Группа Е.Н.Бутенко выполняла задания командования вплоть до дня освобождения Одессы.

Вся деятельность подпольных групп в порту сосредотачивалась на следующих основных направлениях:
- агитационно-пропагандистская работа;
- диверсионно-подрывная работа;
- организация помощи политзаключенным и пленным;
- выполнение специальных заданий командования Красной Армии;
- сохранение имущества порта от разграбления, портовых сооружений и оборудования – от уничтожения.

***


В своей газете «Одесский листок» румынские власти печатали ложную информацию, что Москву, Ленинград, Сталинград немцы взяли, а Красная армия на грани уничтожения. Они пытались убедить население в бесполезности сопротивления. Но, благодаря подполью, сводки «Совинформбюро» становились достоянием большинства населения в тот же день.
Опасаясь все возрастающего сопротивления со стороны подполья румыны объявили, что «…Движение, остановка на улицах частных лиц в количестве более трех человек воспрещается». Сигуранца, гестапо, полиция, жандармерия обзавелись собственными застенками и опутали город густой шпионской сетью. Печальной известностью пользовался устроенный специально для расправы с подпольщиками застенок на Слободке-Романовке (окраина города) в бывшем помещении кино. Здесь палачи изощрялись в применении самых жестоких пыток. Заключенных подвергали систематическим избиениям, пытали электрическим током, били головой о стенку, перебивали кости рук и ног, закладывали фитиль между пальцами, вгоняли иглы под ногти, раны посыпали солью, а когда были бессильны вытянуть нужные сведения, обливали бензином и поджигали.
В городе неоднократно производились повальные обыски по обнаружению радиоприемников. Их владельцы подвергались пыткам и суду. Обычный приговор в таком случае – каторга.

***


Хорошо была поставлена агитационно-пропагандистская работа в группе А.И.Пащенко. Причем не только среди портовиков, но и среди румынских моряков, с упором на разоблачение авантюры Антонеску. Однажды это привело к тому, что забастовали моряки, стоявшего в порту, военного катера «Мария». Выход катера в море задержался на несколько суток. Происшествие вызвало переполох среди румын. 27 июля 1943 г. штаб 3-й румынской армии издал приказ, согласно которому воспрещалось общение румын с судов «с местными рабочими порта». За соблюдением этого приказа следили губернатор Транснистрии, жандармерия города Одессы и её морской отряд.

***


В порту в изобилии распространялись листовки практически всеми партизанскими группами. Только Сергеем Павловичем Буштедом с ноября 1942 г. по март 1943 г. было распространено 37 информационных листов «За Советскую Родину», издаваемых подпольной областной партийной организацией. (С. П. Буштедт – главный инженер порта времен обороны Одессы, талантливый и высокообразованный человек. Волею трагического случая не смог эвакуироваться вместе с другими портовиками. Работал весь период оккупации в мехпрачечной порта. Ему предлагали место главного инженера порта. Но, он сумел увильнуть от предлагаемой ему работы. Уже в мае 1944 г. он восстанавливал порт в должности главного инженера порта).

***


Несмотря на все старания румын, саботаж и диверсионно-подрывная работа в порту принимала угрожающий для захватчиков размах.

По заданию С.П.Буштедта водопроводчики саботировали восстановление скважин (скважина в корне Нового мола была завалена камнем-булыжником), ремонт водопровода. В результате вода в порт давалась с большими перебоями. Часто из-за этого задерживались суда и поезда.

Бригада прораба стройучастка Л.М.Якуненко саботировала восстановление причалов порта, поврежденных во время обороны Одессы. Лишь по истечению года румынская администрация заметила, что бригада, состоящая из 60 человек отремонтировала менее 60 метров оторочки. Л.М.Якуненко был отдан под суд.

Старший механик буксирного катера «Форос» Флорчук около двух лет «восстанавливал» главную силовую установку катера. К отремонтированной паровой машине он подключил конденсаторную установку, в результате чего вырвало крышку. За это его арестовали и подвергли пыткам.

Бригады грузчиков Василия Найденова, Филиппа Вреденко, Семена Федяева, Дмитрия Соловьева, Леонида Баранова грузили суда методом «зонтик», при котором внутри доверху заполненного трюма остается пустое пространство. Это не только приносило экономический ущерб, но создавало также угрозу благополучному плаванию судна.

Конечно же оккупанты принимали меры, заставляя работать рабочих под надсмотром всевозможных чинов немецкой и румынской армий, о чем свидетельствует ряд посланий румынского Департамента морского флота и Комендатуры морских верфей и портовых мастерских в 1942 и 1943 гг. адресованных губернатору Транснистрии.
Но особого эффекта это не приносило. Ни одной смены не проработала благополучно кукурузодробилка: то почему-то отскакивала планка, то плавился подшипник, то шкив слетал, то лопалась лента. А румынам объясняли простои обилием пыли и низким качеством масла. В результате механизм перерабатывал за смену, как правило, вместо положенных 70 тонн не более 10 тонн.

10 апреля 1942 г. люди О.М.Кицюка поставили на 7-й причал цистерну с бензином, предназначенным для военных катеров, затем сорвали резьбу со сливного устройства цистерны и спустили бензин в море. Вскоре состав цистерн с моторином направили на перешитый путь у 7-го поста. В результате этого произошло крушение состава – доставка моторина воинским частям была задержана на 23 часа.
Самым простым способом вывода из строя железнодорожных вагонов и целых эшелонов было засорение букс песком. Таким образом, задерживались вагоны для промывки букс. Кроме того, вносилась путаница в подачу и перегонку железнодорожных составов на территории порта. Например, составы с мазутом, предназначенные для отправки на электростанцию с целью подогрева, загоняли на Нефтяную гавань, где они простаивали по нескольку суток. В то же время поставленный по «ошибке» на станцию Одесса-Порт дорогостоящий моторин сжигался в топках, ввиду несвоевременной подачи мазута. О.М.Кицюк отправлял эшелоны с углем, направленные в адрес Одесской электростанции, обратно в Унгены, за что в июне 1943 г. был арестован на 8 суток. Члены его группы вывели из строя железнодорожные составы способом подрезов 500 воздушных магистралей на вагонах.

Диспетчер Ружицкий отправлял вагоны с углем, макухой и зерном в газовый парк, где они простаивали по нескольку дней, и содержимое вагонов разбиралось населением.

Перечне диверсионно-подрывных мероприятий группы П. Д. Заливчего содержит:
- За счет умышленного отпуска корня стрелок - сброшен с рельсов паровоз с 5-ю вагонами. Вагоны разбились, а зерно смешалось с песком;
- Из-за устроенного заклинивания автострелок разбито 10 вагонов с рудой и разрушено 150 метров железнодорожного полотна, на 2-м посту (возле Крымского переезда);
- было пущено под откос несколько вагонов с рудой;
- для задержки отправки состава с боеприпасами было обрезано 52 тормозных шланга.

Умышленные аварии следовали одна за другой.
За причиненные убытки немцы предъявили румынскому управлению ст. Одесса-Порт иск на 4 миллиона лей.
Вели борьбу и одиночки. Так сторож Салата забил водосточные трубы в складах с зерном, и весь хлеб оказался подмочен дождевой водой. Работающий чернорабочим инженер Скумбрий заразил амбарным вредителем большое количество зерна. Кто-то расшил стрелки, и недалеко от бывшей часовой башни сошел состав из 17 вагонов с рельсов, груженный зерном.

Многие портовики в наказание за саботаж и неповиновение были сосланы в спецлагеря. Это была четко отработанная румынскими властями система наказания. Дирекции порта стоило только направить в Дирекцию труда при военном командовании списки лиц, намеченных для отправки в лагеря за недисциплинированность, кражи, самовольный уход с работы и др.

***


В марте 1943 г. произошел провал в работе областного подпольного комитета партии, было арестовано 157 человек, их подвергли чудовищным издевательствам. Тогда же был схвачен Илья Григорьевич Павлюкевич, член подпольной группы портовиков-моряков. До войны он работал бухгалтером в Управлении порта. Несмотря на то, что был болен туберкулезом, выполнял самые опасные поручения организации. Илью Григорьевича подвергли жестоким пыткам в застенке сигуранцы на Слободке-Романовке. Ушел он из жизни, так и не выдав товарищей.

***


1943 г. был переломным в ходе Великой Отечественной войны. Благодаря разгрому немцев под Сталинградом и под Курском враг окончательно потерял стратегическую инициативу. В августе были освобождены Орел, Белгород, Харьков. Вражеские войска были отброшены от Владикавказа до Херсона, от Элисты до Кривого Рога, от Сталинграда до Киева. Война вступила в стадию полного изгнания оккупантов.
Чувствуя приближение Красной Армии, румынские власти закрыли Слободской застенок сигуранцы. Оккупационные газеты в один голос стали убеждать население в гуманности румынского правительства.
Но агитационно-пропагандистская и диверсионно-подрывная работа в городе и в порту приняла еще более широкий размах.
Два с половиной года оккупанты растаскивали богатства Одессы, а в то время они хватали все, вплоть до железного лома, который они срывали с поврежденных советских судов и собирали на территории Одесского порта.

С целью предотвращения неповиновения масс и обеспечения беспрепятственного вывоза всего награбленного Антонеску 29 января 1944 г. заменил гражданское губернаторство Г.Алексяну прямым военным правлением генерала Потопьяну.
С приближением фронта к Одессе в порту стало особенно оживленно. Сюда прибывали эшелоны с войсками и техникой, санитарные поезда с ранеными, а также чиновники и коммерсанты со своими семьями и скарбом в надежде уйти в ближайшие румынские порты.

Штаб партизанского отряда им. Сталина, связанный с командованием 3-го Украинского фронта, действующего в Одесском направлении, дал указание группе А.И.Пащенко собрать нужные сведения о береговых укреплениях и огневых средствах противника, о количестве охраны и ее составе, о минировании побережья в районе порта, о передвижении судов противника. Это задание было выполнено в срок.

Члены подпольной группы О. М. Кицюка, опираясь на широкие массы помощников, развернули большую работу по срыву погрузочных операций. Под непосредственным руководством командира специализированных групп партизанского отряда им. Сталина А.И.Лощенко члены группы О.М Кицюка организовали целую серию аварий. Например, в Нефтяной гавани румыны подготовили к вывозу 473 цистерны с бензином. 50 цистерн успели отправить, но дальнейшая их подача была прекращена, ввиду организованной подпольщиками аварии паровоза на английской стрелке. А в это время сцепщик Черняк поджег весь оставшийся бензин.

***



23 марта 1944 г. немцы отстранили румын от управления городом и портом.
По заранее составленному плану фашисты взорвали и сожгли ряд зданий, представлявщих архитектурную и историческую ценность, в том числе: дом Красной Армии, главный пассажирский вокзал, Сабанские казармы, здание Главпочтамта, Коммунального банка, Городской больницы и др.
Педантично они готовились и к уничтожению Одесского порта. В последних числах февраля появились в порту две роты саперов. Ими были вырыты вдоль причальной линии от Нефтяной гавани до 1-го причала Карантинного мола траншеи глубиной от 30 до 40 см, а через каждые 10 м – ямы глубиною в 1,25 метра. В траншеи было уложено по два провода, концы которых отводились в ямы. В каждую яму укладывалось по 3 ящика с толом весом в 75 кг. Провода тянулись непрерывной линией вдоль всех причалов. Траншеи были тщательно засыпаны песком и заложены камнем. Во всех складах порта через каждые 10 – 15 м укладывались параллельно две-три авиабомбы весом по 50 кг. Рядом с ними были установлены бочки со взрывчатым веществом или бензином, весом по 150 кг. Все соединялось непрерывной линией проводов. К 29 марту все причалы и службы были полностью заминированы. У авиабомб в складах, у ям с толом, на протяжении всей линии проводов, уложенных в траншеи, стояли часовые. К щиту управления, находящемуся на центральной подрывной станции, подходила электропроводка (бронекабель) со всех участков порта. Прилегающие к подрывной станции часть Карантинного мола, а также волнорез и маяк были заминированы фугасами замедленного действия с тем, чтобы подрывники успели удалиться в море на безопасное расстояние. Командование партизанского отряда им. Сталина наметило ряд мероприятий по предотвращению разрушения порта. Выполнение этих мероприятий было поручено группе О. М. Кицюка. Но осуществить их сразу не удавалось, порт тщательно охранялся. И все же партизанами был тщательно продуман приемлемый вариант диверсии.

Вечером 5 апреля О. М. Кицюк и П. И. Лопушанский явились на станцию Одесса-Порт и получили от дежурного немца письменное распоряжение о розыске вагонов срочной отправки. У стрелочника 4-го поста Подберезного они взяли заранее подготовленные саперные ножницы и ломик. В эту ночь ими бели перерезаны провода на 4, 10, 12,16,19, 20, 32, 33, 34, 35 причалах, а также у Холодильника. На других причалах осуществить задуманное не удалось, так как там стояли военные катера и был усиленный патруль.
В результате фашисты не могли сразу взорвать холодильник, и завод им. А. Марти.
Перед посадкой на катер, последняя группа немцев-подрывников включила главный пульт управления. Должен был взлететь на воздух весь порт, со всеми помещающимися на его территории зданиями, вся надводная и подводная часть причального фронта. Но взрыва ожидаемой силы не последовало. Конечно, фашисты нанесли ужасный вред порту. И все же усилиями смельчаков было спасено от уничтожения 23 причала, много зданий и складов. Порт был сохранен от полного уничтожения. Оккупанты не смогли восстановить в полной мере порт, не под силу им оказалось и разрушить его дотла.

Вот выводы самих оккупантов из разных документов об их «пребывании в Одесском порту».
1. В докладной записке от 30 апреля 1942 г. к губернатору Транснистрии директор порта Д. Попеску писал: «Мы также не можем отвечать за охрану оборудования и материалов, находящихся на обширной территории, если не будем иметь в своем распоряжении органы румынской военной охраны в достаточном количестве и специально для этого предназначенные. О местных сторожах из числа гражданского населения, не может быть и речи».
2. В секретном документе румынского Департамента морского флота от 26 ноября 1942 г., адресованном губернатору «Транснистрии» отмечается «отсутствие румынского духа» и плохое ведение работ по восстановлению судов и порта. Предлагается военизировать морские верфи, «принимая во внимание, что эти верфи работают для Королевского флота и немецкого Морского ведомства… необходимы сохранность тайны, порядок и интенсивная работа для военных целей… Необходимо предотвратить саботаж, который привел бы к потере судов очень ценных для ведения морской войны».
3. В письме военного коменданта морских верфей и портовых мастерских лейтенанта-командора Александра Дику директору Одесского порта от 1 октября 1943 г. сообщается о «тяжелых природных качествах русского рабочего» и о том, что плохая работа русских «объясняется тем, что они боятся большевистских агентов, которые, как говорят, проводят активную деятельность среди рабочих после окончания работы и которые заносят в так называемую «черную книгу» всех, кто пытается служить румынским интересам». Он предлагает: «усилить надзор румынских солдат в основных мастерских, присутствие этих солдат будет делать безопасным группировки рабочих…Таким образом надзор будет увеличен, и мы не только сможем предотвратить акты саботажа…но и получить значительно большую эффективность».


"Чудес не бывает" (И.В.Сталин)

#2431 14.04.2021 22:15:18

Дулонаки-Скарлато
Гость




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

Из вашего поста не понятно,какого числа  румыны вошли в порт и можно ,румынские документы,на которые Вы ссылаетесь,увидеть в подлиннике?Маяк то взорвали в 1941 году...румыны успели построить новый?

#2432 15.04.2021 10:36:34

rspc
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Одесса
Сообщений: 829




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

Дулонаки-Скарлато написал:

#1499316
Маяк то взорвали в 1941 году...румыны успели построить новый?

Маяк был решетчатой конструкции
Август 42
https://b.radikal.ru/b35/2104/89/a4d49344850a.jpg

Отредактированно rspc (15.04.2021 18:05:03)

#2433 05.08.2021 21:23:05

seaberserk
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Одесса
на неотёсанном бревне гребу с секирою в руке
Сообщений: 484




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

В филиале Центрального военно-морского музея на крейсере «Аврора» открылась мультимедийная выставка «Непобеждённый город»
https://function.mil.ru/news_page/count … 750@egNews


"Чудес не бывает" (И.В.Сталин)

#2434 05.09.2021 22:19:05

seaberserk
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Одесса
на неотёсанном бревне гребу с секирою в руке
Сообщений: 484




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

Потери румынской армии в ходе осады Одессы составили 17.112 убитыми, 11.471 пропавшими без вести, 63.385 раненых: всего - 91.968 человек. Уничтожено 226 боевых самолётов, 101 танк (99 румынских). Войска ООР захватили 1.014 пленных (1.004 румына), 2 самолёта, 10 танков, 1 броневик, 150 орудий и миномётов, 25 грузовиков, 226 пулемётов.
(ЦАМО, ф.288, оп.9900, д.18, лл. 39-40)


"Чудес не бывает" (И.В.Сталин)

#2435 05.09.2021 23:06:59

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

потери румынской армии в технике по румынским данным

20 самолетов, 19 танков, 90 артиллерийских орудий, 956 ручных пулеметов, 336 станковых пулеметов и 10250 винтовок.

Отредактированно Кибардин Г.А. (05.09.2021 23:23:38)

#2436 06.09.2021 06:25:34

Вальчук Игорь
Гость




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

Кибардин Г.А. написал:

#1516844
потери румынской армии в технике по румынским данным

у Вас есть данные о том, какие трофеи взяли румыны в Одессе после эвакуации ПА?

#2437 06.09.2021 06:42:32

Вальчук Игорь
Гость




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

seaberserk написал:

#1516841
150 орудий и миномётов

Кибардин Г.А. написал:

#1516844
90 артиллерийских орудий

как получилась такая разница? На ПМ есть документ вот такого содержания:
«Командиру 384 сп. Доношу, что трофейные 18 штук 75 мм. орудий при отходе 2/384 сп. в ночь с 3-го на 4-го сего октября были уничтожены следующим образом: 11 орудий взорваны выстрелами с песком.
3 орудия, которые прикрывали отход, политрук Федоровский вывел из строя путем разборки замков и порчи деталей.
4 орудия 2.10. переданы соседу слева (1/287 сп).

Начальник Артиллерии 384 сп капитан Анютин».

Рапорт начальника артиллерии 384 сп сопроводительным письмом начальника штаба полка передан начальнику штаба 25 сд 4 октября 1941 года за исх. №5/41.

т.е. захвачено по документам 18 орудий, по факту - 4, а разница - 14 стволов, не факт что уничтожена (и даже не факт, что была захвачена)

https://b.radikal.ru/b17/2109/74/22c76c7a10c0.jpg

https://d.radikal.ru/d29/2109/55/b9adf3bf0328.jpg

Отредактированно Вальчук Игорь (06.09.2021 06:44:46)

#2438 06.09.2021 10:10:40

rspc
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Одесса
Сообщений: 829




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

1

Кибардин Г.А. написал:

#1516844
потери румынской армии в технике по румынским данным

20 самолетов,

Из книги Д Зубов Д Дёгтев С Богатырев
Воздушная битва за Одессу. Советские асы против люфтваффе и королевских ВВС Румынии. 1941


По двухсторонним подтвержденным данным, пилоты 69-го ИАП сбили или тяжело повредили и вывели из строя 49 самолетов FARR:
– 11 бомбардировщиков (4 Не-111Н-3, 4IAR-37B, 2 PZL-23A, 1 JRS-79B);
– 1 дальний разведчик «Бленхейм»;
– 5 ближних разведчиков IAR-39;
– 30 истребителей (13 PZL-11, 1 PZL-24E, 9 ВМ09Е-3, 6 IAR-80 и IAR-80A, 1 «Харрикейн»);
– 2 связных самолета (Potez-XXV и Bf-108B).
Также на их счету 21 самолета люфтваффе:
– 6 бомбардировщиков (3 Не-111 и 3 Ju-88A);
– 3 транспортника Ju-52;
– 10 истребителей ВТ-109;
– 1 штурмовик Ju-87;
– 1 ближний разведчик Hs-126B.
Помимо этого, летчики 69-го полка сбили 2 итальянских истребителя «Макки» МС-200.
Всего получается 73 самолета противника, в том числе 42 истребителя и 17 бомбардировщиков.
ВВС Черноморского флота при обороне Одессы с 22 августа по 15 октября выполнили 4641 самолето-вылет (из них 624 ночью). На счету истребителей ОАГ, которая базировалась непосредственно в Одессе, – 3780 самолето-вылетов. 
Флотские летчики претендовали в общей сложности на 80 сбитых самолетов противника. Документами противника подверждается потеря 30 румынских самолетов:
– 6 бомбардировщиков (3 Potez-633B-2, 2 Не-111Н-3, 1 JRS-79B);
– 9 истребителей (4 PZL-11, 3 Bf-109E-3, 2 IAR-80);
– 13 разведчиков (6 «Бленхеймов», 5 IAR-38 и 2 IAR-39);
– 2 связных Fleet G.10.
Кроме того, флотские летчики сбили еще 4 немецких бомбардировщика Ju-88A. В совместных налетах флотских и армейских летчиков на аэродромы противника было уничтожено еще 7 румынских (2 «Харрикейна», 3 Bf-109E-3, 1 Bf-108B, 1 «Miles Hawk») и 1 итальянский самолет (трехмоторный транспортный Са-133).
При этом собственные потери ВВС Черноморского флота в боях за Одессу составили 47 машин, но в основном это были бомбардировщики ДБ-Зф, СБ и летающие лодки МБР-2.
Достоверно не установлено, какие советские авиачасти сбили в районе Одессы еще 9 самолетов противника: 3 Не-111, 1 итальянский дальний разведчик Cant-1007bis, 1 PZL-11, 1 Bf-109, 1 IAR-39 и 1 Ju-52/3m.
Помимо этого части ПВО Одессы претендовали еще на 103 сбитых самолета. Документы противника подтверждают потерю от зенитного огня 23 румынских самолетов:
– 6 бомбардировщиков (2 Не-111 и по одному Potez-663B-2, Bloch МВ-210, JRS-79B и SM-79B);
– 9 истребителей (5 IAR-80, 2 Bf-109E-3, по одному PZL-11 и PZL-24E);
– 2 ближних разведчиков (IAR-38 и IAR-39);
– 4 немецких бомбардировщиков (3 Ju-88A и 1 Не-111). Зенитчики кораблей ЧФ сбили еще 3 Ju-88A.
Стоит отметить, что сами румыны до сих пор не могут определить, сколько же своих самолетов они на самом деле потеряли под Одессой. Если исходить из хронологии потерь, то это 45 машин:
– в период с 18 июля по 7 августа потеряно 5 самолетов;
– с 8 августа по 5 сентября – 17 самолетов;
– с 6 по 22 сентября – 16 самолетов;
– с 23 сентября по 16 октября – 7 самолетов.
Однако в разбивке по типам потерянных машин румыны уже указывают другую, намного большую цифру потерь в 58 самолетов:
– 20 истребителей;
– 12 бомбардировщиков;
– 5 дальних разведчиков;
– 10 ближних разведчиков;
– 1 гидросамолет;
– 10 связных и транспортных самолетов.

#2439 06.09.2021 12:58:49

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

Зубов-Дегтев - тот еще источник.

#2440 07.09.2021 14:16:34

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

3

Для Вальчука Игоря:

К сожалению в своих конспектах я данных о румынских трофеях не обнаружил.Возможно,что меня эта информация не заинтересовала и я её не записал.Если такую информацию я обнаружу,то я её обязательно сообщу.Я нашёл лишь такие данные:за 15 и 16 октября 1941 года захвачено 6000 советских пленных.По другой румынской версии за последние дни обороны города было взято 6363 пленных.

Для rspc:большое спасибо за правильное замечание !

Действительно,данные румынского автора,что я привёл,полными не являются,причём,не только по самолётам,но и по артиллерийскому вооружению.

Полные румынские данные о потерях вооружения в боях под Одессой выглядят следующим образом:

потеряно 58 самолетов, 19 танков, 90 артиллерийских орудий, 115 миномётов,956 ручных пулеметов, 336 станковых пулеметов и 10250 единиц ручного огнестрельного оружия.

Так что данные Зубова/Дегтева о потерях самолётов соответствуют действительности.

Далее по сообщению от seaberserk:

1014 румынских и немецких пленных-это скорее всего лишь те пленные,которых удалось вывезти,без учёта пленных умерших от ран и по другим причинам в период обороны города.В российской исторической литературе есть сведения о 1246 пленных и даже о якобы 2500 пленных ( последнее число явно завышено )

Потери румынской армии в ходе осады Одессы 17.112 убитыми, 11.471 пропавшими без вести, 63.385 ранеными,всего - 91.968 человек (ЦАМО, ф.288, оп.9900, д.18, лл. 39-40)-это возможно показания румынского генерала данные в плену или официальное румынское сообщение во время войны ( в 1941 году румыны свои потери не скрывали ).Данные по убитым и раненым приведены с ошибками.

По  журналу боевых действий 4-й румынской армии с 8 августа по 16 октября 1941 года под Одессой румыны потеряли 92545 человек,в том числе убитыми 17729 чел.,ранеными 63345 чел.,пропавшими без вести 11471 чел.Эти данные в румынской исторической литературе получили широкое распространение.В число пропавших без вести включены румынские дезертиры.Следует так же учитывать,что по советской версии оборона Одессы началась с 5 августа 1941 года,поэтому в эти цифры потери с 5 по 7 августа 1941 года не включены.

После захвата Одессы специальная румынская комиссия пересчитала все румынские потери под Одессой что называется "по головам",составив список потерь с делениями по званиям ( офицеры,унтер-офицеры,рядовые ).К тому времени дезертиры были пойманы,часть раненых умерла от ран,а тела части пропавших без вести были найдены.В итоге комиссия определила потери румынской армии под Одессой ( сохранился документ )  следующим образом:убито 17891 чел.,ранено 63280 чел.,пропало без вести 8849 чел.Всего:90020 чел.
Лично я эти данные считаю наиболее достоверными.

Однако в румынской исторической литературе отдельные румынские авторы приводят более высокие цифры потерь румынских войск под Одессой,непонятно как и каким образом полученные.Эти данные выглядят следующим образом:убито 18730 чел.,ранено 67955 чел.,пропало без вести 11 471 чел.Всего:98156 чел.
Можно конечно предположить,что в данном случае взят больший промежуток времени.Однако,я в этом сомневаюсь,так как тогда бы и число пропавших без вести должно было бы увеличиться,но оно почему то такое же,как и в период с 8 августа по 16 октября 1941 года.Широкого распространения в румынской исторической литературе эти цифры не получили,поэтому лично я к ним отношусь с недоверием.

Всем с уважением

#2441 07.09.2021 17:16:16

Unforgiven
Участник форума
Сообщений: 5487




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

Спасибо за столь информативное сообщение.
Такой вопрос возник

Кибардин Г.А. написал:

#1517012
за 15 и 16 октября 1941 года захвачено 6000 советских пленных.По другой румынской версии за последние дни обороны города было взято 6363 пленных.

А откуда такое количество пленных?
Не успели или не смогли эвакуироваться?

#2442 07.09.2021 17:34:25

Вальчук Игорь
Гость




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

Unforgiven написал:

#1517026
Не успели или не смогли эвакуироваться?

+ дезертиры, которых было много среди пожилых одесситов и бессарабцев

#2443 07.09.2021 18:21:44

rspc
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Одесса
Сообщений: 829




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

Кибардин Г.А. написал:

#1517012
После захвата Одессы специальная румынская комиссия пересчитала все румынские потери под Одессой

В отчете комиссии не указывается, что произошло со сдавшимися в плен румынами?
Какова их судьба во время оставления города?
И какова судьба советских военнопленных?
19.10 т.е. на третий день после вступления в город в пороховых складах было заживо сожжено свыше 25000 человек, в том числе военнопленные.

Отредактированно rspc (07.09.2021 18:23:39)

#2444 07.09.2021 20:04:11

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 870




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

Уважаемый Unforgiven !

Откуда взялось такое количество пленных-для меня самого загадка.Возможно,на Ваш вопрос смогут ответить люди,которые глубоко изучали ход эвакуации.Я всё что знал,написал.

Уважаемый rspc !

По советским военнопленным у меня информации нет.

Что касается румынских военнопленных,то я читал в каком то русскоязычном издании ( скорее всего из Украины ),что их всех якобы расстреляли.В румынских источниках я об этом информации не видел.Лично я в факте расстрела всех военнопленных сомневаюсь.

Дело в том,что основная масса румынских военнослужащих,которые пропали без вести в 1941 году, приходится на бои под Одессой.По советским документам в конце 1941 года в лагерях для военнопленных находилось 3237 румынских военнослужащих.С учётом того,что часть военнопленных должна была умереть от ран или погибнуть при транспортировке,то общее число пленных румын должно составить не менее 3500 человек.
Если считать,что в Одессе все военнопленные румыны были расстреляны,то тогда получается,что на остальных участках советско-германского фронта почти все пропавшие без вести румыны оказались в плену.
Я считаю,что такое-маловероятно,поэтому к сообщениям о расстреле румынских военнопленных в Одессе отношусь скептически.

Прошу меня извинить,но на какое то время я уйду на отдых.

#2445 08.09.2021 07:22:07

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13465




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

Unforgiven написал:

#1517026
А откуда такое количество пленных?
Не успели или не смогли эвакуироваться?

один из моментов....оставленное немало количество раненых...которых автоматически перевели в разряд пленных.


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

#2446 08.09.2021 12:16:34

Unforgiven
Участник форума
Сообщений: 5487




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

Анатолий написал:

#1517086
оставленное немало количество раненых...которых автоматически перевели в разряд пленных.

Ну то, что считаются пленными, так а как иначе? Раненый попавший в плен, это пленный.
Уверен, Вы не раз встречали выражение "раненым попал в плен".
А насчет, "немалое". А есть конкретные цифры? Эвакуация проходила достаточно организовано, сомнительно, что оставили много пленных.
Скорее всего прав Игорь

Вальчук Игорь написал:

#1517027
+ дезертиры, которых было много среди пожилых одесситов и бессарабцев

Многие местные видимо не очень-то хотели эвакуироваться. Еще в море потонешь...

#2447 08.09.2021 12:43:43

Вальчук Игорь
Гость




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

Unforgiven написал:

#1517125
Многие местные видимо не очень-то хотели эвакуироваться. Еще в море потонешь...

например, только из отб ПА накануне эвакуации дизертировало 80 человек, все - семейные одесситы старших возрастов (1900 г.р. и даже более возрастные дедушки)

#2448 08.09.2021 12:50:41

Вальчук Игорь
Гость




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

один из танков батальона, брошенный в Одессе. Деволановский спуск.
https://d.radikal.ru/d12/2109/ec/4be1f4ce33b0.jpg

#2449 08.09.2021 12:55:21

Вальчук Игорь
Гость




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

Unforgiven написал:

#1517125
А насчет, "немалое". А есть конкретные цифры? Эвакуация проходила достаточно организовано, сомнительно, что оставили много пленных.

В Крыму командиры частей и соединений писали рапорта по факту потерь материальной части и личного состава. Если поднять все эти данные и сложить, может получиться цифра. Хотя все дизертиры отб ПА не числятся среди пленных, осужденных либо повторно призванных ...

#2450 08.09.2021 12:59:10

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13465




Re: Оборона и эвакуация Одессы в 1941 г.

Unforgiven написал:

#1517125
А насчет, "немалое". А есть конкретные цифры? Эвакуация проходила достаточно организовано, сомнительно, что оставили много пленных.

у меня точных цифр,нет..не занимался этим....в частности могу добавить...целый комплекс лазаретов,просто оставили в Куяльнике ,вместе с медперсаналом.

Вальчук Игорь написал:

#1517129
семейные одесситы старших возрастов (1900 г.р. и даже более возрастные дедушки)

как говаривал мой дед,его год нетрогали вообще..он 1886г...свои в призыв небрали..он еще с первой войны не оклемался..был контужен..а батя еще малышня была..
но раз серьезно в облаву попал..забрали свои в курсанты в возрасте 16,5 лет..готовили их на Берлин...да 9 мая и война окончилась.


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

Страниц: 1 … 96 97 98 99 100 101


Board footer