Вы не зашли.
Страниц: 1 2
Разобравшись с Меноркой и Бингом, пожалуй, следовало бы разобраться с другим, не менее оболганным адмиралом, - Мэтьюсом и Тулонским сражением 1744 г.
Мэтьюс командовал флотом в Средиземном море в 1742-44 г. Забегая вперед, можно сказать, что за время его командования ни один неприятельский солдат не смог высадиться в Италии. При этом Мэтьюс также имел ранг посланника в союзной Тоскане и представлял интересы Англии на совещаниях союзников (в Италии), так что его начальниками были госсекретари, которые постоянно напоминали ему, что он должен в первую очередь выполнять их приказы, а не какого-то там Адмиралтейства.
В 1742 г. коммодор Мартин под угрозой немедленной бомбардировки Неаполя заставил неаполитанского короля (младшего сына короля Испании) подписать договор о выходе из войны и отзыве неаполитанских войск из союзных войск противников Австрии и Англии.
Это так, в качестве преамбулы.
В сети нашел, что Тулонское сражение 1744 г. - худшее поражение английского флота. Явно инспирировано испанцами. Это то же самое, что заявить, что сражения Ушакова и Керчи и Калиакрии были худшими поражениями русского флота: те же аргументы, противник смог удрать без потерь, и навязать ему решительный бой не удалось. Правда, при Тулоне был потерян один испанский ЛК.
Достаточно подробное описание этого сражения есть в книге "Флот Людовика XV", которая доступна в сети.
Я постараюсь дать добавления и сделать некоторые корректировки.
Итак, начиная от печки:
14 декабря 1743 г. (даты по Юлианскому календарю, Григорианский был введен в Англии только в 1752 г.) адм. Мэтьюс принял участи в совещании послов Австрии, Сардинии и Англии в Турине; было подчеркнуто значение удержания Виллафранки, главного пункта снабжения продовольствием и отдыха экипажей английских кораблей; Мэтьюс опасался, что с потерей Виллафранки ему, возможно, придется отступить в Порт-Маон на Менорке.
В Тулоне же уже третий год стояла испанская эскадра (16 ЛК), у французов было 17 ЛК (18-й, новый 80-пуш. Tonnant еще не был готов). Сам Мэтьюс предполагал, что эти корабли будут готовы к концу января, и они, видимо, отправятся к Гибралтару на встречу с Брестской эскадрой; союзники (ошибочно) сообщили, что будто она 18 декабря уже вышла в море и направляется в Средиземное море.
28 декабря Мютьюс вернулся на своем флагмане Namur 90 в Йерскую бухту, где находился с флотом его младший флагман вице-адмирал Лесток. Английские корабля были разбросаны, по состоянию на 3 января 1744 г.:
В Йерской бухте - 3-90, 6-80, 6-70, 1-60, 4-50
На Менорке, готовятся идти к Мэтьюсу - 1-90, 1-80, 3-70, 1-60, 1-50, (1-44)
У Тулона - 2-60, 1-50
У Виллафранки - (1-44)
В море, идет к Мэтьюсу - 1-70
Рядом с австрийцами - 1-50
Идет из Адриатики - (1-44)
У Гибралтара - 1-60, 1-50
10 января к Мютьюсу подошли 4 ЛК (1-90, 3-70), тогда же он узнал, что союзные адмиралы рассматривали (с берега) английские корабли в Йерской бухте, а 13-го он получил сообщение из Лондона о том, что Брестская эскадра должна вскоре уйти в Средиземное море. У Мэтьса в это время было 27-28 ЛК, но 6 из них были в плохом состоянии, однако, он планировал, в случае прохода эскадры из Бреста через Гибралтарский пролив, немедленно идти ей навстречу и дать бой; война с Францией еще не была объявлена, но она теперь считалась неизбежной.
Оценив обстановку, союзники решили запереть флот Мэтьюса в Йерской бухте, они учитывали, что их корабли, очищенные в тулонских доках, были быстроходнее английских, не имевших такой возможности.
Союзники, завершив подготовку, планировали 3 февраля выйти из Тулона и закрыть западный выход из Йерской бухты; если бы англичане попытались выйти через южный проход, более быстроходные корабли союзников успели бы закрыть и южный выход, тем более, что такой выход был бы для английского флота весьма трудной задачей (что впоследствии и подтвердилось).
Мютьюс постоянно держал дозорные корабли у западного выхода.
Но выйти 3 февраля союзники не смогли их-за противного ветра; в тот же день к Мэтьюсу подошли два 60-пушечника.
Лишь ближе к вечеру 8 февраля французы, используя попутный ветер, вытянулись на рейд Тулона (при этом 64-пуш. Leopard потерпел аварию и вернулся в Тулон, у французов осталось 16 ЛК). Дозорные англичан тут же сообщили об этом Мэтьюсу, котрый направил им подкрепление. В тот же вечер Лесток прибыл на флагман Мэтьюса, пытаясь обсудить с ним предстоящие действия, но Мэтьюс посоветовал ему вернуться на свой корабль; позже Мэтьюс объяснял это тем, что Лесток был нездоров (прогрессировавший рак желудка, как выяснилось позже), а погода была холодная.
Между тем, испанцы лишь 9-го утром смогли выйти в море (4 их самых слабых ЛК были разоружены из-за нехватки экипажей, так что осталось 12 ЛК).
Весь день 9 февраля флот Мютьюса (30 с лишком больших кораблей) тщетно пытался выйти через южный проход, ветер был переменный, дважды приходилось менять галс перед самым проходом, корабли сталкивались, садились на мель, так что вечером Мэтьюс приказал встать на якорь.
Ночью английские фрегаты поддерживали контакт с противником, стреляя из пушек, на рассвете при более благоприятном ветре английский флот стал вытягиваться к южному выходу, но вскоре наступил штиль, пришлось буксировать корабли шлюпками, и, после отчаянных усилий, почти весь флот Мэтьюса к полудню вывалился из южного прохода в полном беспорядке; союзники же были в хорошем строю к юго-западу. В это время к Мэтьюсу очень удачно присоединились два 80-пушечника: они подошли с востока и чуть не попали к французам. У Мэтьюса теперь было 33 ЛК, в т.ч. 6 50-пушечников.
Положение в полдень 10 февраля:
В 14.00 Мэтьюс дал приказ остановиться, вперед стал выходить дивизион Роули, но слабый ветер и сильное волнение мешали построению, английский флот постепенно вытягивался в линию; у союзников сnрой был гораздо лучше, сперва они двинулись в сторону англичан к востоку, но оценив их силы, с переменой ветра на восточный стали отходить на юго-запад. Мэтьюс начал преследование, хотя его строй еще был далек до удовлетворительного, был поднят сигнал - идти в линии баталии. Лесток шел сзади, при этом он в первую очередь стремился держать свой дивизион в правильном порядке (по номерам), так что он неоднократно убавлял паруса, чтобы дать возможность отстававшим плохим ходокам занимать свои места; в итоге он постепенно отставал от передних кораблей.
В 18.30, когда полностью стемнело, Мэтьюс приказал остановиться (ночной сигнал для этого - 4 огня и 8 пушек). Сигнал "Держаться в линии баталии продолжал развеваться на флагмане, но для ночного времени аналога сигналу "Линии баталии" не было, но обычной практикой было, чтобы сперва был исполнен предыдущий приказ продолжения движения в линии баталии, чтобы успеть занять свое место в линии, и только потом останавливаться; корабли центра и Роули так и поступили, но Лесток остановился сразу, так что оказался примерно в 3 милях от остального флота. Удивительно, но последующий суд оправдал его. До союзников с наступлением темноты было 4-6 миль.
Ночью к Мэтьюсу подошел 34-й ЛК - 70-пуш. Royal Oak.
Ночью оба флота дрейфовали к западу, союзники это делали быстрее, так что на рассвете 11-го до них было уже 7-8 миль. Видимо, из-за течений дивизион Лестока отстал еще больше. Ночью Мэтьюс выслал в сторону противника Essex 70 и Winchelsea 40.
Положение флотов при закате 10 февраля (18.30).
Из 6 50-пушечников три были у Роули в линии, 3 - у Лестока, при этом два из них (Oxford и Nonsuch) он держал в хвосте за линией, они должны были помочь при бое с концевым испанским 80-пуш. Santa Isabel.
У англичан было 2 брандера, у союзников 3 и 4 26-30-пуш. фрегата.У англичан еще за линией были: Winchelsea 40, госпитальный и баркалона у центра, у Роули - Diamond 40, Dursley 20, у Лестока - Feversham 20 (репетичные).
Утром в 6-00 английский флот поставил паруса, Роули быстро занял свою позицию впереди, Мэтьюс в 7-00 поднял сигнал - строиться в линию, в 7-30 - вице-адмиралу прибавить парусов, и к Лестоку был послан лейтенант с приказом поднять все паруса. Неудовлетворенный действиями Лестока, Мэтьюс послал к нему другого лейтенанта с требованием поставить все паруса, в т.ч. и лиселя (studding sails, дополнительные паруса). В 10-00 этот лейтенант прибыл на Neptune и вручил приказ. "Посмотри, Том, - сказал Лесток. - Я поставил все паруса, а лиселя буду ставить прямо сейчас". Но после ухода лейтенанта лиселя Лесток так и не поставил. Он считал, что дополнительный груз мог повредить реи, а толку от таких парусов не будет, хотя, по мнению других моряков, лиселя определено увеличили бы скорость. Ветер был слабый, скорость всего два узла, Лесток продолжал болтаться далеко сзади, до противника было три мили, при этом они несли лишь часть парусов (under easy sails) и шли без труда, хотя испанцы несколько оттягивали. В это же время Мэтьюс вызвал к себе капитана брандера Ann и приказал ему приготовить свой брандер. В 10-30 Royal Oak 70, который с ночи тщетно гнался за флотом, наконец-то занял свое место (последний в центре).
Между тем, Мэтьюса охватило беспокойство: уже приближался полдень короткого февральского дня, флоты довольно далеко прошли к западу, Виллафранка, которой грозил штурм, оставалась без прикрытия, а Мэтьюс помнил предупреждение госсекретаря о том, что флот из Бреста идет в Средиземное море (Брестская эскадра вышла в море 26.01, только 13.02 стали известны ее цели, и лишь еще через 18 дней об этом узнал Мэтьюс).
Мэтьюс приказал центру и авангарду взять 1-2 рифа (немного замедлить ход), чтобы арьергард быстрее его догнал, но, к своему удивлению, он увидел, что Лесток сделал то же самое! При этом Лесток сознательно несколько раз замедлял ход (в 11-00), чтобы шедшие впереди в его дивизионе тихоходы могли сохранить свои места (по номерам).
В свое время, в 1666 г. принц Руперт включил пункт о том, чтобы при преследовании оставлять сзади свои тихоходы, но этот пункт не был включен в последующие Боевые Инструкции.
А французы "играли" с англичанами. Когда Мэтьюс убавлял паруса, они делали то же самое, когда прибавлял - прибавляли и они, если он пытался сблизиться, они без труда уходили под ветер, сохраняя дистанцию.
В 11-00 Мэтьюс поднял сигнал - атаковать противника, но через четверть часа спустил его, вместо него - в линию и - погоня.
В этом положении Мэтьюс не видел возможности принудить союзников к сражению, а их тактика убедила его в том, что они пытаются возможно дальше отвлечь его от Италии, где планировалось их наступление.
Правда, испанцы не поспевали за маневрами де Кура, только 2 их ЛК шли за французами, следующие 5 отстали, далее после интервала шли еще 5.
Теперь у Мэтьюса было три варианта действий:
1). Дожидаться Лестока и строить общую линию баталии. Но Лесток приближался настолько медленно, что было ясно, что до конца дня он не присоединится. В этом случае, отходя все дальше от Италии, Мэтьюс играл бы на руку союзникам.
2). Не дожидаясь Лестока, атаковать с 2-мя дивизионами французов. Но концевые испанские ЛК могли без труда догнать передние корабли, два английских дивизиона оказались бы против трех противника. Такое разделение флота вообще было бы нежелательным.
3). Атаковать с превосходящими силами тех испанцев, которые уже были на траверзе. Французам пришлось бы или бросить испанцев, или идти им на помощь, что позволило бы дать им сражение (независимо от того, стремились ли они к соединению с эскадрой из Бреста, или планировали прикрыть высадку войск в Специи).
Расхаживая по юту Namur, Мэтьюс заметил стоявшим рядом флаг-капитану и штурману: "Французы без труда уходят от нас под марселями, если мы ничего не сможем сделать сегодня, то ничего не выйдет и завтра, я уверен, что они оторвутся от нас. Но если я атакую испанского флагмана, то французы, если они решат драться, примут генеральное сражение. Если нет, я отрежу испанскую эскадру, и мистер (явная издевка) Лесток займется ими".
С такими мыслями Мэтьюс спустился в кормовую галерею и окликнул капитана Корнуолла с шедшего следом Marlborough. Между ними состоялся такой разговор:
М. - Что Вы думаете о мистере Лестоке, который так далеко за кормой?
К. - Думаю, он слишком сильно отстал, чтобы иметь возможность вступить в бой сегодня до 6 или 7 часов вечера, так что сегодня у нас ничего не получится. Под ветром от нас Real, и мы можем отрезать его и испанские корабли, идущие за ним.
После этого Мэтьюс решил немедленно атаковать Real и сообщил Корнуоллу о своих намерениях. Правда, по словам самого Мэтьюса, он хотел сам атаковать испанский флагман, тогда как свидетели этого разговора утверждают, что он поручил это Корнуоллу. Скорее всего, Мэтьюс имел в виду атаку испанского 114-пушечника силами обоих 90-пушечников.
В 11-45 Namur поднял красный флаг - атаковать противника. Мютьюс повернул направо и на полном фордевинде устремился на испанцев, Корнуоллис также резко повернул, но несколько увеличил дистанцию от Namur.
Впереди Мэтьюса были 5 ЛК его дивизиона, против которых оказались тоже 5 испанских ЛК.
Спустя всего несколько минут передний мателот Мэтьюса Norfolk атаковал передний мателот Наварро Constante, Princessa спустился на Poder, а Somerset - на Neptuno; Dragon и Bedford находились от своих противников (America и Oriente) дальше, в миле, поэтому им пришлось идти по наклонной линии, и они позже вступили в бой, но их противники поставили все паруса и ушли вперед к французам.
Положение в полдень 11 февраля.
Эд, продолжай. Читаю с наслаждением!
Проходил мимо написал:
#1371421
Эд, продолжай. Читаю с наслаждением!
Присоединяюсь, очень интересно.
Проходил мимо написал:
#1371421
д, продолжай. Читаю с наслаждением!
Спасибо.
Продолжим.
Norfolk 80 энергично атаковал сильный 70-пуш. Constante и через час и 45 минут выбил его из линии. Капитан Форбс очень хотел его преследовать, но это запрещала ст. 21 Боевых инструкций (запрет выходить из лини до разгрома пр-ка). Следующим был Princessa 74 (кстати, испанский приз 1740 г.), оказавшийся менее удачливым. Он подошел на пол-мушкетного выстрела к Poder 60, но попал под его продольный огонь, и такелаж и снасти у него сильно пострадали, были пробиты все три мачты (из 24 раненых на Princessa 6 получили ранения от мушкетного огня). Из-за повреждений Pribcessa потерял управление, его бросило на ветер, он сделал пируэт и оказался вне боя. Далее, Somerset 80 атаковал очень близко (на расстоянии мушкетного выстрела) Neptuno 60, через полчаса испанец поставил все паруса, спустился под ветер и ушел вперед. Сзади был Poder без противника, Somerset убавил паруса, дожидаясь его, но поврежденный Poder прошел у него за кормой и спустился под ветер. Dragon 60 и Bedford 70 устремились на America 60 и Oriente 60, но те прибавили парусов и присоединились к французам.
Между тем испанский флагман Real Felipe 114 действовал совершенно иначе. (Кстати, его точное название - San Felipe, el Real, т.е. Св. Филипп, флагман). Namur 90 атаковал его с полупистолетного выстрела, оба флагмана обменивались залпами, около Мэтьюся было убито 8 человек, его флаг-капитану оторвало руку, на Real был убит флаг-капитан Херонимо, комэск Наварро был ранен и ушел в каюту, боем руководил французский капитан Ле Лаж (по его данным, на Real были и французские канониры). Эта дуэль, видимо, шла от получаса до часа (данные свидетелей разнятся от полутора часов до двух залпов, вот и верь после этого очевидцам).
Между тем Marlborogh 90 без особого труда выбил из линии Hercules 60, который спрятался за своим флагманом. После этого Корнуолл пошел прямо на Real. Он чуть не врезался в Namur, был слабый ветер и тяжелое волнение, так что Мэтьюсу пришлось пройти вперед. Такелаж Namur был серьезно поврежден, его мачты и стеньги были прострелены, теперь он мог стрелять по Real только их кормовых орудий.
Концевыми в центре были 4 ЛК: Dorsetshire 80, Essex 70, Rupertb 60 и Royal Oak 70. Dorsetshire спустился и около часа вел огонь по Hercules, но с большой дистанции. Остальные три ЛК противника не имели. При этом они не спустились так же, как и их адмирал. У них были три возможности: пройти вперед и помочь Мэтьюсу в бою с Real, или повернуть к 5 испанским ЛК в хвосте, или замедлить ход, дожидаясь подхода этих 5 ЛК, чтобы потом разгромить их вместе с Лестоком. Но они не сделали ничего и оставались на ветре от Dorsetshire, только Royal Oak спустился дальше под ветер на случай подхода концевых испанских ЛК.
Между тем, Роули был еще далеко от французов, а его три головных ЛК остались на большой дистанции, чтобы затруднить французам поворот назад.
Положение на 13-00
Читаю, смотрю карты и картина становится живой
Возвращаясь к тем трем концевым ЛК за Dorsetshire: хуже всех вел себя Essex 70, точнее, его капитан - Ричард Норрис, сын адмирала флота и главкома Royal Navy (в Порт-Маоне его ожидала молодая богатая жена-испанка, и рисковать ему не хотелось). Essex подошел к наветренной стороне Dorsetshire и остановился за ним; команда была в негодовании, но капитан так и не вступил в бой. После сражения Норриса вызвали в Англию на суд, но он бежал в Испанию со своей женой. Концевой Royal Oak 70 прошел под ветром Rupert 60, его капитан прокричал капитану Эмброузу на Rupert: Почему не спускаетесь, Эмброуз, бывший в галерее квартер-дека, не ответил. Позже, по суду, его исключили из службы и удержали жалованье за год. Dorsetshire 80 вел огонь по Hercules 60, но с большого расстояния и не приближался; Hercules спрятался за Real, потом прошел вперед, попал под огонь Namur и вновь сдал назад, укрывшись за своим флагманом.
Между тем 5 концевых испанских ЛК, поставив все паруса, шли на помощь своему флагману, вперед на целую
милю вырвался Brillante 60. Ближе всех к ним были головные ЛК Лестока - Dunkirk 60 и Cambridge 80, но они не решились спускаться на испанцев, предпочитая оставаться в линии дивизиона Лестока, а Лесток никаких сигналов для них не сделал. Дело в том, что в эту эпоху главком отдавал приказы только своим младшим флагманам, сигналов для индивидуальных ЛК у главкома не было. Они появились только позже. В 1778 г. во время сражения у Уэссана адмирал Кеппел, после того как его командир арьергарда, находившийся вне боя, не присоединился к нему, смог собрать у себя эти ЛК арьергарда, используя такие сигналы.
Что касается авангарда, то к полудню он был на траверзе французов, но на большой дистанции; от головного Stirling Castle 70 до флагмана Роули Barfleur 90 было 2 мили, французы впереди их флагмана Terriblе 74 растянулись в линию на три мили, поэтому Роули ввел в линию три своих 50-пушечников, но головные французские ЛК все равно не имели противника. В довершении всего, Роули, вполне естественно, атаковал Terrible, между тем за его кормой было 5 ЛК против всего 2-х французов (St. Esprit 74, Serieux 64), Oriente и America подошли позже.
Barfleur 90 и Princess Caroline 80 энергично атаковали Terrible St. и Esprit 74, но шедший за ними Berwick 70 (капитан Хок) никак не мог заполучить противника: Serieux 64 и шедшие за ним испанцы (Oriente 60, America 60, Neptuno 60) после первых же залпов английских ЛК (от Dragon до Berwick) сразу уходили под ветер; англичанам приходилось оставаться в линии. Boyne 80 вел огонь по Ferme 74, но не сближался. 12 головных французских ЛК имели против себя только 5 английских, которые оставались на большом расстоянии (в милю), чтобы не дать французам повернуть на другой галс и идти на помощь своему флагману.
Положение на 14-00.
Namur поставил паруса и прошел вперед Marlborough. Somerset выбил из линии Neptuno, нанес повреждения Poder и прошел вперед. Французы растянулись в длинную линию. Berwick выбил из линии Oriente. America уходит под ветер, за пределы огня. Головные английские ЛК на расстоянии мили. Арьергард еще не вступил в бой.
Между тем, капитаны головных английских ЛК были встревожены: Роули атаковал атаковал на близкой дистанции Terrible, а впереди оставались 12 французских ЛК без противника; они могли прибегнуть к излюбленному французскому тактическому приему - охвату головы противника. Поэтому первые три ЛК все сражение держались в миле от французов, чтобы помешать им поворачивать. Позже судьи осудили их, но затем спохватились и восстановили.
Тем временем, ЛК впереди Terrible стали отворачивать под ветер, вскоре за ними отвернул и сам Де Кур, а шедшие следом испанцы (Oriento, America, Neptuno) ушли под ветер еще дальше; все они вышли из сферы огня.
Poder последовательно был под огнем Princessa, Dragon, Bedford, Kingston, затем вскоре после 14-00 им занялся Somerset, оставив его Хоку на Berwick; Poder был поврежден и не смог уйти, Хок вел с ним бой почти 2 часа, сбил все мачты, и вскоре после 16-00 испанец сдался: на нем было свыше 200 убитых и раненых (на Berwick - 5 раненых).
Арьергард Лестока медленно сближался, но он не выслал вперед своих лучших ходоков на помощь Marlborough, при этом он частенько убавлял паруса, следя за тем, чтобы его ЛК шли точно в линии баталии по своим номерам.
Возвращаясь к бою флагманов: Namur прошел вперед, Marlborough был сильно поврежден, у него были сбиты грот- и бизань-мачты, капитану Корнуоллу оторвало обе ноги, 1-му лейтенанту (его племяннику) - оторвало руку, было св. 40 убито и 125 ранено. Real Felipe был полностью разгромлен, сбиты все три стеньги, он почти прекратил огонь (238 убитых и 262 раненых). В 15-00, видя, что Real не может двигаться, Мэтьюс послал лейтенанта на Dorsetshire, приказав помочь Marlborough и затем прикрыть атаку брандера Ann на Real, прошло полчаса, Dorsetshire оставался на месте, а брандер не был готов, хотя приказ был отдан еще в 10-00. Затем этот же лейтенант был повторно послан на Dorsetshire с тем хе успехом (капитан по суду был исключен из ВМФ). Далее, он посетил Essex (с предложением атаковать): испанские ЛК уже подошли сзади и вели дальний огонь по концевым английским ЛК, Essex был впереди на ветре и не стрелял, он так и не вступил в бой.
Поскольку никто не шел на помощь брандеру, который наконец-то пошел к Real, Мэтьбс сам пошел прикрыть его, но уже было поздно: Real выслал шлюпку, чтобы отвести брандер, но точный мушкетный огонь с бака брандера отогнал ее; капитан брандера стоял с горящим факелом, экипаж брандера уже поджидал в шлюпке, когда он бросит факел в трюм, но в это время удачный испанский выстрел (с Real или Brillante) попал в нос ниже ватерлинии, брандер стал тонуть. он был уже совсем близко от Real, но тут его горючая начинка загорелась (от выстрела или слишком раннего поджога его капитаном), и брандер взорвался.
Тем временем, дивизион Лестока поравнялся с 5-ю концевыми испанскими ЛК, они ели бой, но на большой дистанции. Флаг-капитан спросил Лестока, следует ли спускаться на противника, сидевший в кресле на юте Лесток промолчал, и арьергард остался на прежнем курсе.
Положение в 16-00:
Еще раньше де Кур пытался повернуть назад, но только первые три его ЛК исполнили этот приказ, первые три английские так же немедленно повернули на обратный галс, но остальные французы продолжали идти прежним курсом, и первые три француза вернулись на прежний курс; Stirling Castle и 2 ЛК следом за ним также вновь повернули на юго-запад.
Вскоре после 16-30 Poder сдался. После того, как де Кур увеличил дистанцию до Роули, он вновь просигналил о повороте, на этот раз - вполне успешно. Головные английские ЛК Роули также повернули назад и, поскольку французы шли быстрее, казалось, что они могут охватить дивизион Роули. Но де Кур направился к Real Felipe. Французы прошли очень близко от Stirling Castle, но не стреляли.
Berwick в это время был рядом с Poder и выслал на него призовую команду, неожиданный поворот заставил Хока бросить приз вместе со своими людьми; французы отбили Poder. Оставалось менее часа светлого времени (короткий февральский день заканчивался), Мэтьюс решил не пускать союзников к Тулону (и Виллафранке), Роули прошел с пальбой на контр-курсах с испанцами на север, французы с наступлением темноты повернули на юго-запад, от них было от 5 до 8 миль, англичане исправляли повреждения, Мэтьюс пересел с Namur на Russell 80. Рисковать ночным боем Мэтьюс не стал.
Положение на 17-30 - 18-00.
С рассветом французы были далеко под ветром, Hercules был ближе всех к англичанам, за ним погнался Somerset, но испанец ушел после короткой перестрелки. Real Felipe шел на буксире у Santa Isabel, и его также догнать не удалось. Мэтьюс начал преследование всеми силами. Союзники уходили с попутным восточным бризом. К 14-00 передовые ЛК англичан приблизились к французам, но многие английские ЛК сильно отстали, французы же бросили Poder и, поставив все паруса, стали быстро уходить. В 16-00 к Poder подошли Essex и Diamond, посланные Мэтьюсом, Poder был разграблен и сожжен экипажем Essex, к большому неудовольствию Хока, который его захватил. Мэтьюс объяснял это тем, что у него было мало фрегатов, чтобы спасать Poder, положение было неясное, приходилось все время помнить о брестской эскадре, и действия французов как будто подтверждали такие опасения.
В 17-00, когда начало смеркаться, колонна англичан настолько сильно растянулась, что Мэтьюс был вынужден прекратить погоню. Он считал, что противник отвлекает его к западу, чтобы в любом случае иметь возможность высадить без помех войска у Виллафранки, поскольку в Тулоне еще оставались французские и испанские корабли. Поэтому Мэтьюс счел целесообразным собрать вместе свои разбросанные силы.
Еще 12-го вечером сильно поврежденные Neptuno, Oriente и Constante отделились и пошли в Барселону, а 13-го утром ту да же ушел Hercules. У Наварро осталось 7 ЛК, в т.ч. Real на буксире. 14-го, во время шквала, испанцы отделились от де Кура; только 26-го февраля они прибыли в Картахену, где уже был де Кур. Так что, если бы Мэтьюс продолжал преследование, эти отдельные отряды стали бы его легкой добычей.
Мэтьюс какое-то время находился у берегов Прованса, но затяжные шторма заставили его отойти в Порт-Маон для ремонта повреждений, однако, узнав, что в Сан Тропе стоят 14 транспортов с войсками для перевозки их в Вильяфранку, он успел выслать туда три 50-пушечника, которые их там заблокировали.
На обратном пути де Кура в Тулон Мэтьюс пытался перехватить его у Йерских о-вов, но был отброшен сильным штормом, что позволило де Куру без помех вернуться в Тулон (4 апреля).
У англичан существенные повреждения получили только Marlborough (43 уб. и 120 ран.), Namur (8+12), Norfolk (9+13), Barfleur (25+20), Princess Caroline (8+20), остальные особых потерь не имели (Berwick - 5 легкораненых). По отчету Наварро, испанские потери составили (без Poder) 617 человек, но скорее всего их было вдвое больше; французы потеряли около 200 (в т.ч. Terrible - 40).
Наварро, почти весь бой проведший в своей каюте, получил пышный титул маркиза де ла Виктория и чин морского ген.-лейтенанта. Французский морской министр Морепа приказал де Куру организовать перевозку войск в Италию, де Кур отказался (Мютьэс блокировал Тулон), Морепа сместил де Кура, а младший флагман Габарэ вскоре умер; после этого тулонская эскадра была разделена на несколько отрядов для действий на коммуникациях и защиты торговли.
Испанские корабли, вернувшиеся после сражения в Барселону и Картахену были в плачевном состоянии: ремонт Real Felipe стоил бы таких денег, что его списали (в 1745 г. был спущен новый 70-пуш. Real Felipe), Santa Isabel и несколько других ЛК вскоре также были списаны; оставшиеся испанские корабли в море почти не выходили и, в основном, все сгнили до 1750 г. Утверждения испанских историков, что испанский флот установил господство в западном Средиземноморье ни на чем не основаны; наоборот, испанская морская торговля оказалась беззащитной, англичане захватили много призов, в т.ч. и галеон с дублонами для испанской армии, почти такой же ценный, как и Covadonga Энсона (1743 г.); доля Мэтьюся при разделе добычи составила ок. 20 тыс. ф.ст.; 8 сентября 1744 г. Мэтьюс сдал командование Роули и отбыл в Англию.
Относительно Томаса Мэтьюса (1676-1751, капитан с 1706 г.) и Ричарда Лестока (1679-1746, капитан с 1709 г.):
Лесток засиделся в капитанах и стал контр-адм. только в 1742 г. по протекции Вернона, у которого он служил при осаде Картахены в Америке. Прибыв в Гибралтар на смену заболевшему Хэддоку, Лесток очень надеялся стать главкомом в Средиземном море, но в 1742 г. туда прибыл новый командующий - Мэтьюс.
Мэтьюс неоднократно сообщал Адмиралтейству, что Лесток серьезно болен (рак желудка, сам Мютьэс страдал от МКБ), просил его заменить: ему требовался надежный зам, т.к. сам он часто уезжал на переговоры с союзниками.
И еще: в 1744 г. Мэтьюсу было 68, Лестоку - 65. Учитывая, что в те времена люди дряхлели гораздо раньше, в наше время им бы соответствовали деды примерно в 80 и 75 лет.
Испанский флот в 1751 г. Как видим, корабли, в основном, новые, оставшиеся старые были в Америке.
Название Место постройки Пушки Год постройки Год службы
Rayo La Habana 80 1749 1751-1805
Fénix La Habana 80 1749 1751-1780
Princesa (II) La Habana 74 1750 1751-1780
Infante (II) La Habana 74 1750 1750-1762
Galicia (II) La Habana 74 1750 1750-1797
África (III) La Carraca 74 1752 1752-1809
Reina (II) La Habana 70 1743 1743-1762
San Felipe Guarnizo 70 1745 1745-1761
Tigre La Habana 70 1747 1748-1762
Nueva España (II) La Habana 70 1743 1743-1752
Septentrión Cartagena 64 1751/1754 1752-1784
San Fernando (III) Esteiro/La Graña 64 1751/1754 1751/1754-1758
Asia (II) El Ferrol 64 1752 1752-1762
Castilla (III) El Ferrol 64 1751 1751-1769/1771
Europa La Habana 64 1734 1734-1762
América La Habana 64 1736 1736-1762
Dragón (II) La Habana 60 1745 1745-1782
Fuerte La Habana 60 1727 1727-1755
Nueva España (I) Coatzacoalcos 60 1734 1735-1752
Fragatas
Nombre Astillero Porte Botadura Años de servicio
Bizarro (o Bizarra) La Habana 50 1738 1738-1759
Esperanza La Habana 50 1735/1736 1736-1756
Flora (II) La Habana 24 1747 1748-1768
Galga El Ferrol 30 1752 1752-1761
Aurora La Carraca 28/30 1738 1738-1753
А чем все закончилось? Статьи С.Махова (куда менее подробные) обо всей этой истории есть на Варспоте, но по сути судебных разбирательств там написано довольно туманно.
https://warspot.ru/8769-tulonskoe-srazh … la-metyusa
https://warspot.ru/8942-tulonskoe-srazh … a-tribunal
Эд написал:
#1376193
Вас что-то интересует конкретно?
Если конкретно, то интересует формулировка обвинений Метьюсу и Лестоку.
CAM написал:
#1376297
Если конкретно, то интересует формулировка обвинений Метьюсу и Лестоку.
Формулировки точной не нашлось пока. Есть результаты.
Во 2-м томе Ричмонда «Navy in the War 1739-48” об этом:
«...Lestock was promoted and re-employed...On 22 Oct. 1746, after a four months’ hearing, he (Мэттьюс) was found guilty by the court and sentenced to «be cashiered and rendered incapable of any employ in his Majesty’s service».
Оборот интересный (из старючих): be cashiered and rendered incapable of any employ - рассчитать и уволить бессрочно.
Gardiner/Lavery пишут в «The Line of Battle. The Sailing Warships 1650-1840”:
“The failure of the British fleet at the battle of Toulon (1744) was largely the result of Adm.Mathews’failure to get his fleet into station on the previous evening”.
И вот, что Lavery пишет водиночку в «Nelson’s Navy. The Ships, Men and Organisation 1793-1815”:
“British Admirals were expected to follow fighting instructions drawn up around 1690, and any officer who neglected to form line of battle, like Adm.Mathews off Toulon in 1744, was likely to find himself before a court-martial”. Там интересно почитать в дополнение.
Отредактированно Spark (24.08.2019 08:27:32)
CAM написал:
#1376297
формулировка обвинений Метьюсу и Лестоку.
Обвинения Мэтьюса Лестоку:
1. Накануне сражения, с наступлением темноты, не занял своего места, а сразу остановился; в итоге следующим утром оказался далеко позади.
2. Намеренно не поставил все паруса.
3. Не оказал помощи своему центру и не атаковал 5 концевых испанских кораблей.
По всем пунктам Лесток был оправдан. Вообще, был оправдан не Лесток-адмирал, а Лесток-виг, у власти в то время были виги, а Мэтьюс был ярым тори. Адмиралтейство отказалось опубликовать протоколы показаний свидетелей. Но затем были опубликованы памфлеты, из которых было видно, что капитаны и лейтенанты в основном поддержали Мэтьюса, а Лестока - кондукторы и старшины (штурманы, боцманы и т.п.), их перед судом собирали в доме Лестока для инструктажа. Сам судебный процесс был одним из самых грязных, с подчищениями в судовых журналах, вырванными страницами и т.п.
Схожее обвинение "не построил линию, прежде чем атаковать" - выдвинул против Кеппела в 1778 г. Пелиссер (после сражения у Уэссана), но 28 из 29 опрошенных капитанов (всех их было 30) показали, что, если бы Кеппел стал строить линию, то сражения вообще бы не было. То же касается и Мэтьюса при Тулоне 1744 г.
Обвинения Лестока Мэтьюсу и решения суда:
1. Виновен: Атака противника прежде, чем была построена линия баталии (17 против 2).
2. Виновен: Не атаковал авангардом против авангарда (14-5).
3. Виновен: Подверг флот ненужной опасности, атаковав Real Felipe (только 11-8).
4. Оправдан: Нарушение дисциплины, Боевых Инструкций, создание большой опасности для RN.
Решение: cashiered - увольнение со службы "за недостойное поведение".
Ув ЭД большое спасибо за разобраный материал.
Эд написал:
#1370477
В сети нашел, что Тулонское сражение 1744 г. - худшее поражение английского флота. Явно инспирировано испанцами
Из нашей вики
В результате тяжёлых повреждений, полученных британскими кораблями, испанцы получили господство над Западным Средиземноморьем, и смогли перебросить подкрепления своим войскам в Италии, что переломило ход войны в их пользу.
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Бит … лоне_(1744)
Отредактированно jurdenis (08.06.2024 14:41:21)
jurdenis написал:
#1614362
В результате тяжёлых повреждений, полученных британскими кораблями, испанцы получили господство над Западным Средиземноморьем, и смогли перебросить подкрепления своим войскам в Италии, что переломило ход войны в их пользу.
Глупость. См. № 16 в этой теме.
Британцы продолжали господствовать в Средиземном море, испанские корабли в море больше почти не выходили и сгнили в Кадисе и Картахене, франц. адм. де Кур отказался выполнить приказ морминистра и оказать содействие войскам при осаде приморских крепостей, за что был смещен, его преемник вскоре умер, после чего министр разделил брестскую (на севере тоже был провал) и тулонские эскадры на отдельные отряды для крейсерской войны и охраны торговли. По большому счету, это была победа британцев, правда, атака не удалась, был захвачен только один исп. ЛК, но противник был загнан в свои порты, ему пришлось отказаться от операций большими флотами и перейти к малой войне (Франция) или вообще отказаться от мореплавания (Испания).
Страниц: 1 2