Страниц: 1 2 3 … 6

#1 01.11.2024 23:00:48

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

Мы знаем, что к Босфорской операции готовились долгие годы в конце XIX и начале XX века.
А когда встал вопрос о необходимости её проведения, то выяснилось, что ничего для неё не готово.
Пришлось заказывать строительство "эльпидифоров" и "болиндеров". Это называется "на охоту идти - собак кормить"!
Давайте попробуем представить - как должна была быть подготовлена Босфорская операция.

Для начала, полагаю, необходимо определить цели и задачи операции.
Предложу свои соображения на этот счёт.

Основная и главная цель, она же - цель-минимум: недопущение входа в Чёрное море неприятельских кораблей.
Для выполнения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- захват и удержание, по крайней мере, одного из берегов Босфора возле его черноморского устья (т.е. Верхнего Босфора),
- минирование Верхнего Босфора и прикрытие минных позиций от тральщиков противника,
- размещение сетевого заграждения для недопущения прорыва подводных лодок противника в Чёрное море;
- установка артиллерии и торпедных аппаратов на берегу Верхнего Босфора для надёжного потопления кораблей противника.

Цель-максимум: обеспечение свободного прохода наших кораблей и судов через зону Проливов.
Для этого необходимо захватить и удерживать оба берега Босфора и Дарданелл на достаточно расстояние, чтобы обеспечить проходящие тут суда от обстрела артиллерией противника, т.е. по меньшей мере, несколько километров в каждую сторону, принимая во внимание изрезанный рельеф.
Кроме того необходимо захватить и удерживать остров Мармара - если он будет в руках противника и он там установит орудия, то сможет обстреливать проходящие Мраморным морем наши суда. Максимум-максиморум - захват и удержание ещё и обоих берегов Мраморного моря.

Так как реализация цели-максимум требует обязательного выполнения цели-минимум, то предлагаю пока сосредоточиться на ней.
Для затравочки - карта укреплений Босфора в 1915 году (суда по калибрам орудий, не очень-то многое поменялось с 1905):

Спойлер :

Всё вышеизложенное - IMHO

#2 01.11.2024 23:16:14

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

Статья БОСФОРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В ВОЕННО-МОРСКИХ ПЛАНАХ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
https://cyberleninka.ru/article/n/bosfo … eka/viewer


Всё вышеизложенное - IMHO

#3 02.11.2024 06:17:27

jurdenis
Мичманъ
michman
Сообщений: 6264




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

shuricos написал:

#1629197
А когда встал вопрос о необходимости её проведения, то выяснилось, что ничего для неё не готово.

Я как бы задам немного филосовский вопрос.
А когда у нас, когда надо было, все готово?
Мне приходит на память только 1 случай.Война с Японией 45 года.
Заметим ,что со времен Крымской (где все пошло в вышеописаном стиле. ) ситуация не меняется.
При этом вне зависимости общественной формации и имени правителя.Т.е налицо системный баг.


Я как то подзаеекался охееревать

#4 02.11.2024 08:42:21

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

До 1905 г. Босфорский пролив защищали только шесть береговых батарей, причем большинство их орудий были установлены открыто за земляными брустверами. Батареи находились на самом берегу пролива, почти у уреза воды. Расстрел их русскими броненосцами не составил бы особого труда. Но это скорее всего стало бы излишним. Моральный дух турок был слаб, и в случае внезапного нападения они просто не оказали бы сопротивления.
Наконец, рядом с Босфором на обоих берегах Черного моря не было ни войск, ни противодесантных укреплений, не считая неудачно расположенных древних фортов Килия и Альмаз, т.е. при необходимости десант мог легко высадиться в нескольких верстах от входа в пролив.

https://militera.lib.ru/h/shirokorad_ab … f889463494

Думаю, тот особо нечего комментировать - видно, что слабость османской обороны позволяла нейтрализовать османские батареи, ввести корабли и суда в Верхний Босфор и осуществить высадку десанта тут.
Близость батарей к береговой черте позволяла провести захват батарей внезапным ударом скрытно доставленных специальных штурмовых подразделений.

Отредактированно shuricos (02.11.2024 09:05:50)


Всё вышеизложенное - IMHO

#5 02.11.2024 08:59:07

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

В 1905 году в США был изготовлен самый мощный паровой трактор Case 150 весом 37 тонн: https://dzen.ru/a/Y4B2FBZllw0-edlk?yscl … d574706838

В предложенной альтернативе один такой был приобретён осенью 1905 и к 1906 году доставлен в Новороссийск для прохождения испытаний в предгорьях Кавказа в условиях, близких к Босфорским.
Успешно пройдя испытания как в зимних, так и весенних, и летних условиях было принято решение пробрести лицензию на этот трактор.
Его производство было развёрнуто на Харьковском паровозном заводе.

Основное назначение - перемещение тяжёлых орудий Особого запаса от доставивших их на Босфор пароходов к местам их установки на берегах Босфора.
В дальнейшем, оценив качества машины, сухопутное военное ведомство решило заказать аналогичные тракторы для перемещения осадной артиллерии - тяжёлой артиллерии особого назначения (ТАОН) или, если угодно, артиллерии резерва Верховного Главнокомандующего.

Отредактированно shuricos (02.11.2024 09:08:39)


Всё вышеизложенное - IMHO

#6 02.11.2024 09:40:01

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

В 4 км от входа в Босфор на северном его берегу возвышается 200-метровая гора, доминирующая над окружающей местностью: https://maps.app.goo.gl/hAwsi5Zsk4pPokN76
Расположив на этой горе батарею тяжёлых орудий, мы могли бы обозревать и обстреливать Босфор примерно на 10 км вглубь.
Соответственно, эта гора - одна из важнейших точек для захвата в ходе Босфорской операции.

К северу от этой горы до самого Чёрного моря идёт кряж с характерными высотами в 100+ метров.
С запада этот кряж отделён о соседнего кряжа долиной ручья, впадающего в Чёрное море у селения Демирчикёй: https://maps.app.goo.gl/tvyhiRbK8hjLAz4M9 .
Соответственно, этот кряж и эту долину можно рассматривать как один из удобных рубежей обороны.
Продлив этот рубеж южнее вышеназванной 200-метровой горы и замкнув на ближайшей к горе долине, упирающейся в Босфор, мы получим совокупную длину рубежа обороны в примерно 10 км.
По тогдашним нормам, на участке такой длины оборону должны держать минимум 2 дивизии.

Но этот рубеж можно считать только временным и крайним - он находится всего в 2 километрах от северного берега Босфора и этот плацдарм насквозь простреливается неприятельской артиллерией, а в значительной мере - и стрелковым оружием.
Поэтому, по мере накопления сил, этот плацдарм необходимо расширять.

Отредактированно shuricos (02.11.2024 09:41:38)


Всё вышеизложенное - IMHO

#7 02.11.2024 10:02:13

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

Напротив вышеназванной 200-метровой горы, уже на анатолийском (азиатском) берегу Босфора находится старая крепость Йорос https://maps.app.goo.gl/GpUKpGMp1Dj3tqzk9
От неё строго на восток примерно на 8 км отходит гряда с высотами до 200+ метров. Это ещё одна доминанта над черноморским устьем Босфора - эти высоты надо взять, чтобы их не мог использовать противник.

Непосредственно на берегу уже Чёрного моря нам придётся занять весь берег до селения Чаягзы (Çayağzı) https://maps.app.goo.gl/4ZUFu3UkFY7CMHVX6 у впадения ручья Чаягыз (Çayağız) в Чёрное море.

Долины этого ручья и одного из его левых притоков - ручья Дэгырмэн (Değırmen) - как раз выходят к самой восточной из 200-метровых вершин вышеназванной 8-километровой гряды.

То есть, представляется, что на азиатском берегу крайний наш рубеж должен проходить по этой граде и по долинам ручьёв Дэгырмэн и Чаягыз.
В сумме это 18...20 км. Т.е. для обороны крайнего рубежа азиатского берега нужно, по меньшей мере, 4 дивизии.

Итого, только для обороны минимального плацдарма на обоих берегах нам потребуется, по меньшей мере, 6 дивизий - около 90 тыс. человек десанта.
Соответственно, организационно, десант должен быть разделён на два корпуса - в 2 и 4 дивизии, соответственно.

Отредактированно shuricos (02.11.2024 10:45:41)


Всё вышеизложенное - IMHO

#8 02.11.2024 10:32:26

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

shuricos написал:

#1629291
у впадения ручья Чаягыз (Çayağız) в Чёрное море

О, не такой уж это и "ручей"! https://www.google.com/maps/@41.2181723 … FQAw%3D%3D

Во всяком случае, в низовьях - на трёх километрах от впадения Чаягыза в Чёрное море и до впадения в Чаягыз ручья Дэгырмэн.
А вот сам Дэгырмэн - вполне себе ручей: https://www.google.com/maps/@41.1997203 … FQAw%3D%3D

Собственно, это я к тому, что части Южного корпуса имеет смысл высадить в устье реки Чаягыз. Там и удобное место для высадки есть: https://www.google.com/maps/@41.2263133 … FQAw%3D%3D

Соответственно, в ходе подготовки к Босфорской операции надо изучить глубины в низовьях Чаягыза и подготовить десантно-высадочные средства, способные подняться по этой реке.
Одно дело - 3 километра пешком топать и всё везти на себе и на гужевом транспорте, а другое дело - на десантной барже приехать со всем скарбом и артиллерией.

P.S. Я думаю, турки и не стали бы форсировать низовья Чаягыза.
Тем более, что Черноморский флот мог бы бить им во фланг или даже ввести в реку канонерку.
Поэтому оборону этих 3 километров можно возложить на флот.
Тогда фронт обороны Южного корпуса сокращается до 15 км, а необходимый его размер - до 3 дивизий.

Отредактированно shuricos (02.11.2024 10:56:25)


Всё вышеизложенное - IMHO

#9 02.11.2024 13:28:55

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

shuricos написал:

#1629293
фронт обороны Южного корпуса сокращается до 15 км, а необходимый его размер - до 3 дивизий

Наверное, правильнее было бы назвать не Южный, а Восточный или Азиатский или Анатолийский.
и не Северный тогда, а Западный или Европейский или Румелийский.

================

Я тут прикинул и понял, что для первичного занятия позиций это будет избыточно - получится:
- 5 км на дивизию,
- 1200 м на полк,
- 300 м на батальон из 1000+человек.

Полагаю, что для первичного занятия Анатолийского (азиатского) фронта (15 км) достаточно будет трёх полков - неполная дивизия, а на Румелийский (Европейский) фронт (10 км) - два полка (одна бригада).
Тогда:
- на батальон будет приходиться 1200 метров,
- на роту 300 метров,
- на взвод (50 человек) - 75 метров.

================

Первый эшелон - лёгкая пехота для занятия плацдарма на участке высадки.
Никакого тяжёлого оружия им не надо - огневую поддержку окажут корабли, а также орудия и пулемёты, установленные на десантных судах.

Второй эшелон - горно-кавалерийский батальон (дивизион?). Высаживается сразу после занятия участка высадки лёгкими штурмовыми подразделениями.
В батальоне 6 горно-кавалерийских рот (эскадронов), в каждой роте - по 4 взвода, в каждом взводе - по 4 отделения.
В каждом горно-кавалерийском отделении - ружьё-пулемёт Мадсена обр.1902 года. Т.е. в каждом горно-кавалерийском батальоне - 96 отделений.
По состоянию на осень 1905 года у нас уже было 250 таких ружей-пулемётов (ручных пулемётов в нашем понимании), из которых 40 было в офицерской школе.
Соответственно, на оба (Западный и Восточный) горно-кавалерийских батальона надо 192 "мадсена" - хватает!

Задача Второго эшелона - продвинуться как можно дальше и занять позиции до подхода Третьего эшелона.
Если не будет существенного сопротивления, то Второй эшелон сможет сделать это в течение считанных часов после своей высадки: чтобы пройти 15...18 км, им понадобится 5...6 часов, если не меньше.

Если это удастся, то на всём протяжении фронта у нас будет получаться, в среднем, около 150 метров на один "мадсен" (на одно горно-кавалерийское отделение).

Полагаю, что в этот горно-кавалерйский батальон (дивизион) имело смысл включить и батарею горных пушек образца 1904 года в их вьючном варианте: и пушка, и снаряды перевозятся не на колёсах, а во вьюках, что может быть удобно на практически отстствующих в районе ведения боевых действий "дорогах":

Первоначально в пеше-горных системах был оглобельный (бесколесный) передок, состоящий из двух оглобель и двух поперечин. Запряжка в этом случае парная уносом. При вьюке такая система имела 5 вьюков: орудие, лобовая часть лафета, хоботовая часть лафета, люльки и колеса с оглобельным передком. Патроны перевозились по 5 штук во вьючных ящиках весом по 49 кг.
https://hisofweapons.ucoz.ru/publ/rossi … /49-1-0-80

Количественно у нас этих горных орудий было достаточно:

К весне 1905 года в действующую армию было отправлено 15 пеше-горных и 2 конно-горные батареи и 16 пушек с лафетами в запас к ним.

По одной (а то и не по одной) батарее в Западный и Восточный горно-кавалерийские батальоны (дивизионы) вполне можно было бы отрядить.

Третий эшелон - пехота первой линии (по 2...3 полка на европейскую и азиатскую сторону Босфора) с преферансом и актрисами обозами и полевой артиллерией.
Если Второму эшелону удастся занять передовые позиции по всему фронту, то Третий эшелон сможет спокойно двигаться маршем. Норматив - что-то около 25 вёрст в сутки.
Восточному десанту надо будет пройти 15...18 вёрст, Западному - вовсе 10. Так что, при благоприятном развитии ситуации, уже к концу первого светового дня нами будет занят фронт на всём его протяжении.

Если же будет оказываться сопротивление - то, конечно, дольше. Если вовсе удастся (см. Галлиполи). Это будет зависеть от многих факторов, в т.ч. от действий противника.

Отредактированно shuricos (02.11.2024 13:50:52)


Всё вышеизложенное - IMHO

#10 02.11.2024 15:07:23

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

Итак, исходя из необходимости перевозки Второго эшелона с лошадьми, вырисовываются следующие требования к судну.

1. Скорость в грузу - 12 узлов.
При такой скорости от Севастополя до Босфора судно дойдёт за сутки.
В деле десанта важна стремительность - чтобы противник не успел ничего предпринять, а может быть, даже и узнать не успел.
Да и людям, и лошадям долгое нахождение на судне - утомительно. А им ещё в бой идти - силы нужны!

2. Перевозить судно должно целое подразделение, чтобы после высадки люди не бегали и не искали своё подразделение, наводя хаос.

3. Конечно, чем крупнее перевозимое подразделение, тем лучше, но тут мы ограничены тем, что желательно десантному судну иметь возможность входить в устье Чаягыза.
Вероятно, самое оптимальное - перевозка целого горно-кавалерийского взвода (50 человек личного состава с лошадьми).

Удобнее всего стойла для лошадей размещать так, чтобы лошади стояли поперёк корпуса судна. Тогда посередине трюма вдоль диаметральной плоскости судна будет размещаться проход, а по бокам от прохода - стойла.
Я решил ориентироваться на габариты стандартного вагона НТВ (теплушка), который был предназначен для перевозки 8 лошадей - по 4 с каждого торца, мордами к середине вагона. Я сначала удивился, что при ширине вагона около 3 метров, в эту ширину помещаются 4 лошади. Но потом перепроверил - и сейчас нормативный габарит стойла при перевозке лошадей - 70х250 см.
Во взводе 50 лошадей, т.е. в каждом ряду по 25 стойл по 70 см - всего достаточно 17,5 метров длины трюма. На "болиндерах" трюмы около 30 метров имели.

Во время перевозки лошадей надо будет по очереди выводить в проход между рядами стойл и давать им пройтись для разминки. Поэтому ширина прохода должна быть достаточной - не менее 2,5 м.
То есть, ширина трюма должна быть не менее 2,5+2,5+2,5 = 7,5 метров.
Это несколько больше, чем было у "болиндеров" (7,1 м) или тогдашних английских моторных лихтеров (7,3 м https://flot.com/publications/books/she … p-4/31.htm ). Возможно, 7,1...7,3 м (включая толщину бортов) было бы достаточно (за счёт сокращения ширины прохода).

4. На переходе личный состав размещается на верхней палубе. Условно говоря, у каждого бойца его место размещается над местом его лошади, имеет размеры 2,5х0,7 м и позволяет свободно разместиться лёжа для сна и отдыха.
При необходимости - над палубой растягиваются тенты для защиты от дождя или солнечного пекла. Соответственно, судно должно быть снабжено этими тентами и оборудовано опорами и растяжками для их установки.
Если вдруг угораздит в шторм попасть, то личный состав может укрыться в трюме. Но в шторм никакой высадки быть не может, поэтому это было бы очень большой неудачей - попасть в шторм. И тут уж не о том, что люди промокнут, придётся беспокоиться.

5. Сёдла, сбруя, оружие, боеприпасы, вода, провиант, вещмешки и неиспользуемое обмундирование личного состава также может помещаться на палубе (тут места достаточно), либо в трюме (слишком много места не займут).

==========================

Если у нас в двух горно-кавалерийских дивизионах 192 отделения, то всего для их перевозки потребуется 48 таких вот десантных барж.

Если же баржи сделать чуть крупнее "болиндеров" - чтобы длина трюма была 35 метров, то можно в каждый поместить по 100 лошадей (и бойцов, соответственно) - два ряда по 50 стойл у каждого борта.
Это позволило бы перевозить сразу 2 взвода, а судов таких понадобилось бы (для этой части Второго эшелона) только 24.


Всё вышеизложенное - IMHO

#11 02.11.2024 16:31:27

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

shuricos написал:

#1629352
Если же баржи сделать чуть крупнее "болиндеров" - чтобы длина трюма была 35 метров, то можно в каждый поместить по 100 лошадей (и бойцов, соответственно) - два ряда по 50 стойл у каждого борта.

В таком лихтере также можно было бы перевозить горно-вьючную полубатарею (4 орудия)

Каждое орудие перевозится на пяти лошадях во вьюках примерно по 90 кг на лошадь. Плюс "оглобленный" передок на паре лошадей. Всего 7 лошадей на орудие.

Ещё на 5 лошадей можно навьючить по 2 вьючных ящика по 5 снарядов (по 49 кг) - всего 10 ящиков = 50 снарядов на орудие.
Учитывая, что у 3-дюймовок в передке перевозилось по 36 выстрелов, это получается достаточно на первое время (до подхода Третьего эшелона с его собственной артиллерией).

Таким образом, всего на одно орудие получается 12 лошадей.
Чтобы сохранять темп движения горно-кавалерийских подразделений и не скатиться к скорости пешего Третьего эшелона, расчёты этих батарей тоже должны ехать на лошадях.
Пусть каждый всадник ведёт с собой всего лишь одну лошадь (за исключением того, который будет вести пару с оглобленным передком) - тогда на одно орудие понадобится 11 всадников.

Всего получается на одно орудие 23 лошади - 12 вьючных и 11 под всадниками.
Итого - как раз получается, что в один лихтер входит 4 орудия со всеми их вьючными и верховыми лошадьми (всего 92 лошади).
Оставшиеся 8 лошадей могут быть верховыми для офицеров и вестовых (посыльных).

В стандартной горной батарее тогда было 8 орудий.
Соответственно, для перевозки целой батареи понадобится 2 лихтера.
Т.е. как раз столько же, сколько понадобится для перевозки одного горно-кавалерийского эскадрона (роты).
У нас две батареи (Восточная и Западная) - т.е. в дополнение к вышесказанным 24 лихтерам понадобилось бы ещё 4. Всего - 28 на боевые подразделения Второго эшелона.

Отредактированно shuricos (02.11.2024 16:37:17)


Всё вышеизложенное - IMHO

#12 02.11.2024 17:33:14

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

Со Вторым эшелоном, очевидно, надо высадить и телефонную станцию.
Горно-кавалерийские подразделения, ушедшие вглубь территории противника до 10...18 км, должны иметь связь с командованием десанта, расположившимся на участке высадки, чтобы сообщать разведданные и сохранять управляемость.

В дальнейшем, после занятия фронта подразделениями Третьего эшелона, это тем более понадобится.

Связь же командования десанта (находящегося на берегу на участке высадки) с командованием операции (расположившимся на кораблях) может осуществляться сигнальным прожектором одного из лихтеров, доставивших Первый эшелон.

С обозом Третьего эшелона может быть доставлена и радиостанция:

Спойлер :

Если же получится завести в устье реки канонерку, то командование десанта сможет использовать её средства связи.


Всё вышеизложенное - IMHO

#13 02.11.2024 17:49:22

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

В соответствии с используемыми мною электронными картами глубин https://map.openseamap.org/ , напротив устья Чаягыза линия 25-метровой глубины находится на расстоянии 7 кабельтовых.
Т.е. пароходы, доставившие Третий эшелон, смогут встать на якорь достаточно близко от берега.

Лихтеры, доставившие Первый и Второй эшелоны, должны будут после выгрузки своих подразделений, подойти к этим пароходам и принять подразделения Третьего эшелона, чтобы доставить их на берег.
За одну "ходку" каждый лихтер сможет доставить от парохода к берегу целый батальон:

ТАБЛИЦА 1. Грузоподъемность болиндеров на короткие расстояния
https://flot.com/publications/books/shelf/seamanship-4/images/53.jpg
https://flot.com/publications/books/she … p-4/31.htm

Для доставки Второго эшелона у нас получилось, по расчёту, 28 лихтеров - по 14 на Западном и Восточном участках высадки. Плюс лихтеры Первого эшелона, минус потери, минус связной лихтер на берегу - в итоге для Третьего эшелона примерно на полтора десятка лихтеров можно рассчитывать.
Т.е. одной ходкой они смогут высадить личный состав целой дивизии.
Это получается даже несколько избыточно, ведь:

shuricos написал:

#1629309
для первичного занятия Анатолийского (азиатского) фронта (15 км) достаточно будет трёх полков - неполная дивизия, а на Румелийский (Европейский) фронт (10 км) - два полка (одна бригада).

Т.е. наши лихтеры смогут в первую же ходку от пароходов доставить не только личный состав, но и часть артиллерии (или даже всю её).

А второй ходкой - доставить обозы.

Отредактированно shuricos (02.11.2024 17:52:05)


Всё вышеизложенное - IMHO

#14 02.11.2024 18:03:53

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

shuricos написал:

#1629291
представляется, что на азиатском берегу крайний наш рубеж должен проходить по этой граде и по долинам ручьёв Дэгырмэн и Чаягыз.
В сумме это 18...20 км.

Внимательнее проанализировал карты, с учётом рельефа местности, и пришёл к следующему выводу.

Наши части, высадившиеся возле Чаягзи:
- поднимаются вверх по долине реки Чаягыз,
- далее по долине ручья Йеничифтлик через селение Алибахадыр до селения Махмутшевектпаша,
- далее, перевалив водораздел, спускаются по долине через селение Зерзаватчи к городку Бейкоз на берегу Босфора.
Это самый удобный путь - без необходимости взбираться в горы по каким-то тропам.

В итоге получается от Чёрного моря до Босфора линия фронта - около 18 км, из которых 3 км - это обороняемое флотом низовье реки Чаягзи.


Всё вышеизложенное - IMHO

#15 02.11.2024 18:29:50

Аскольд
Мичманъ
michman
Сообщений: 7721




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

2

"Предварительные соображения для расчета технической стороны Константинопольской десантной операции" Капитана 2-го ранга Немитца А.В.
https://gwar.mil.ru/documents/view/6401 … z=64372833

Плюс https://tsushima.su/forums/viewtopic.ph … 28&p=1

#16 02.11.2024 23:01:55

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

Аскольд написал:

#1629390
"Предварительные соображения для расчета технической стороны Константинопольской десантной операции" Капитана 2-го ранга Немитца А.В.
https://gwar.mil.ru/documents/view/6401 … z=64372833

На электронной стр.139 указано, что один из пунктов высадки - около Ривы.
Это как раз Чаягзи, о котором я выше написал. *shuffle*

А в целом - шикарная записка! Обожаю такие расчёты!
Очень много полезной и интересной информации!
Спасибо! Учту непременно.


Всё вышеизложенное - IMHO

#17 03.11.2024 23:01:19

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

Аскольд написал:

#1629390
"Предварительные соображения для расчета технической стороны Константинопольской десантной операции" Капитана 2-го ранга Немитца А.В.
https://gwar.mil.ru/documents/view/6401 … z=64372833

Интересная цитата оттуда (эл. стр. 105):

На основании того же "Наставленния", взяты лишь те пароходы, которые, при между палубной высоте не менне 7 футов, могут вместить не менее одной роты. Эти требования дают, говоря вообще, пароход вместимостью около 750 регистровых тонн.

Спойлер :

Вот, собственно, примерно вырисовывается техзадание не десантное судно.

Я осознаю, что эта записка - от 1 июня 1914, а альтернатива у нас начинается осенью 1905, но всё же.

====================

Подавляющая часть служебной записки отведены двум вопросам:
1. Количество пароходов для переброски войск из России в Турцию.
Пригодными к войсковым перевозкам (или переделке под войсковые перевозки) признаны 89 пароходов общим тоннажём 242.482 т.
Если бы удалось иметь все эти суда под рукой для операции, то они могли бы одной ходкой поднять и перебросить целый корпус (и ещё оставался бы запас от 5 тыс до 45 тыс тонн(эл.стр.115).

Но проблема в том, что часть этих судов в нужный момент будет находиться вне Чёрного моря и потому вернуть их не получится.
Согласно приведённым расчётам, из 89 остаётся всего 47 пароходов общим водоизмещением 113.250 тонн, в то время как для переброски целого корпуса надо около 200.000 т. Они могут быть сосредоточены в Одессе и Николаеве в течение 3 суток (эл.стр.117).
Подробный расчёт привел к выводу, что этими пароходами можно перебросить один корпус без обоза и без половины кавалерии, которые могут быть доставлены следующим рейсом примерно через неделю (эл.стр.123).

Чтобы вернуть в Чёрное море ушедшие 42 судна с общим водоизмещением 129.232 т, потребуется 60 дней.
Причём, в первые 20 из них ожидалась возможность возвращения 31 судна общим водоизмещением 83.238 тонн.
Т.е. всего, вместе с уже находившимися в Чёрном море судами, через 3 недели после условного сигнала на Чёрном море можно было сосредоточить более 200.000 тонн, чтобы одной ходкой поднять целый корпус.
Но возможность возвращения судов автор справедливо считает маловероятным событием, положиться на которое при составлении плана операции нельзя.

Зато отмечается, что в среднем в течение года мы могли бы застать на Чёрном море около 40 иностранных пароходов, которые могли быть реквизированы нами.
Их общая грузоподъёмность - около 130 тыс. тонн. (эл.стр 128).
Т.е., в принципе, если не вернём свои, но получим чужие, то на то и выйдет - прибавится около 130 тыс. тонн и мы уже вновь можем поднять в одну ходку целый корпус (с запасом).

2. Десантно-высадочные средства (ДВС).
2.1. Сами ДВС (боты, катера, шлюпки, которыми можно перебросить десант с пароходов на берег).
Их наличного (на 01.06.1914) количества не достаточно - чтобы они подняли одной ходкой целую дивизию, количество несамоходных средств требовалось увеличить в 4 раза, а тяговых (моторные и паровые катера) - в восемь.

2.2. Средства доставки ДВС к месту высадки
Обычные пароходные шлюп-балки могут поднять 12-вёсельный катер или моторный катер.
А вот поднять десантный бот или паровой катер - не могут.
При том, важны именно десантные боты (потому что только они могут перевозить обоз - лошадей, повозки и артиллерию) и паровые катера (потому что могут тащить 2 бота, а моторный - только одного бота). И вот балки военного образца ещё надо установить на гражданские суда - они есть далеко не у всех. А у тех, что и "как бы есть", они лежат на складах и их ещё надо установить (если это вовсе удастся).
И даже если оборудовать вообще все наши суда такими балками, то в нужный произвольный момент у нас на вышеназванных 47 пароходах окажется только около 300 пар таких балок, а для подъёма одной целой дивизии (по заданию) - надо минимум 338 пар.

==================================

Собственно, создание специализированных моторных лихтеров решает обе эти проблемы:
- лихтеры могут сами довезти к месту высадки часть войск,
- после высадки своих войск, они смогут осуществить высадку десанта с остальных пароходов.
И не нужны будут никакие специальные боты, паровые катера, специальные шлюп-балки военного образца пихать на все гражданские пароходы - вот это вот всё!


Всё вышеизложенное - IMHO

#18 04.11.2024 23:08:50

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

Ещё картографии подкину - вроде бы, карты 1914 года, т.е. позже интересующих нас дат, но всё же:

Спойлер :

А вот тут - https://humancapital.su/wp-content/uplo … 29-036.pdf - интересная статья "РУССКИЕ ВОЕННЫЕ АГЕНТЫ И ПОДГОТОВКА БОСФОРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ: 1878-1900" о разведке Верхнего Босфора.

Отредактированно shuricos (04.11.2024 23:18:00)


Всё вышеизложенное - IMHO

#19 05.11.2024 07:21:54

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

Вот что указано в статье "Босфор" в то время (ЭСБЕ):

Северный вход в Б. представляет осенью и зимой вследствие частых туманов и бурных ветров большую опасность для кораблей, несмотря на Румелийский и Анатолийский маяки; в 1870 г. поэтому здесь устроена на мысе Кара-Бурну спасательная станция со многими пунктами на европейском и азиатском берегах. На всем остальном протяжении Б. представляет зато безопасность гавани.

И действительно - на этой карте видно, что ближайшая к Чёрному морю якорная стоянка находится возле Енимахале (Yeni Mahale):

shuricos написал:

#1629722

Спойлер :

Т.е. примерно в 8 км от устья Босфора, если его считать от Румели Фенери и Анатоли Фенери (или в 6 км, если считать от линии Гарипче - Пойраз).

Это значит - чтобы добиться нормального круглогодичного снабжения нашей группировки на Босфоре, нам придётся обеспечить безопасность этих якорных стоянок в районе Сарыер (Sarıyer).
А это значит, что зону контроля суши придется расширять так, чтобы якорные стоянки были, как минимум, не видны противнику.
В идеале - сделать якорные стоянки недостижимыми для артиллерии противника, но это значило бы - оттеснить его к предместьям Константинополя.

Отредактированно shuricos (05.11.2024 08:11:55)


Всё вышеизложенное - IMHO

#20 05.11.2024 09:55:51

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

shuricos написал:

#1629750
зону контроля суши придется расширять так, чтобы якорные стоянки были, как минимум, не видны противнику

Для этого на румелийском (европейском) берегу Босфора пришлось бы занять следующий рубеж:
- на берегу Чёрного моря рубеж начинается от селения Кумкёй (Kumköy) https://maps.app.goo.gl/V5tH9UtwEfYG1S896
- далее по долине, по которой сейчас идёт дорога Кильёс (Kilyos), через селение Зекериякёй (Zekeriyaköy) https://maps.app.goo.gl/3c8s3EzM9nmxUj4A6 поднимается к Белградскому лесу - на водораздел (хребет Бююк Балкан); вот здесь водораздел https://maps.app.goo.gl/9ycujSZDxHC5YgHB8
- далее рубеж обороны спускается в долину ручья Ayazaga - к селению Бахчекёй Меркез (Bahçeköy Merkez) https://maps.app.goo.gl/NLF5b7RCdof1FZ3RA
- по этой долине рубеж идёт на юг примерно до селения Маслак - примерно до вот этой точки https://maps.app.goo.gl/BMenZaFxjPoH2xvYA
- далее поворачивает примерно на восток - юго-восток и по долинам идёт к селению Боячикёй (Boyacıköy) https://maps.app.goo.gl/bcubgCFhHQ29TjT67 на берегу Босфора.
В итоге получается длина рубежа примерно в 24 км со всеми изгибами.

На анатолийском (азиатском) берегу Босфора ранее я предполагал следующее:

shuricos написал:

#1629388
Наши части, высадившиеся возле Чаягзи:
- поднимаются вверх по долине реки Чаягыз,
- далее по долине ручья Йеничифтлик через селение Алибахадыр до селения Махмутшевектпаша,
- далее, перевалив водораздел, спускаются по долине через селение Зерзаватчи к городку Бейкоз на берегу Босфора.

Но с учётом новой вводной, придётся немного подправить: после селения Зерзаватчи https://maps.app.goo.gl/iurNv6GZz3gXckeH7 надо будет перевалить водораздел на на запад - к Бейкозу, а на юг - в долину речки Ченгель (Çengel) , которая впадает в речку Элмалы (Elmalı), которая впадает в речку Гёксу (Göksu), которая впадает в Босфор прямо возле древней крепости Анатоли https://maps.app.goo.gl/CwvesQFFAfnuhVws9 и напротив столь же древней крепости Румели https://maps.app.goo.gl/uZsiEdGKdoe9m63P6 - всего в паре километров южнее селения Боячикёй, на котором замыкается европейский наш фронт.

Всего в этом новом варианте восточный (анатолийский, азиатский) рубеж (фронт) будет иметь протяжённость  28 километров (включая 3 км низовьев реки Чаягиз).


Всё вышеизложенное - IMHO

#21 05.11.2024 10:43:50

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

Понятное дело, что это мне сейчас так легко, имея под рукой Гугл карты с указанием рельефа.
Чтобы правильно спланировать Босфорскую операцию, нашему Генштабу требовались не менее подробные карты местности.
Турки просто так не пустят, поэтому придётся направлять агентов под прикрытием для рекогносцировки местности и её картографирования.
В связи с этим, предлагается следующее.

В Российской Империи проживало 187 тыс. лиц, владеющих греческим языком (перепись 1897): https://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus … .php?reg=0
Если их будут призывать в том же процентном соотношении, что и остальные военнообязанные группы населения, то примерно 2 тыс. из них будут находиться на действительной военной службе.
В военное время после мобилизации численность военнослужащих увеличивалась примерно в 4 раза, то есть грекоязычных подданных оказалось бы на службе примерно 8 тыс. человек - это примерно 2 полка или целая пехотная бригада.
Большинство грекоязычных подданных проживали в Екатеринославской губернии, поэтому, вероятно, имело смысл эту бригаду расквартировать в этой губернии.

Такое сосредоточение грекоязычных подданных позволяло бы сотрудникам нашей внешней разведки отбирать из их числа тех людей, которых в дальнейшем можно было подготовить для агентурной деятельности на территории Османской империи.
Напомню, что в то время заметную часть населения Османской империи составляли греки, и в зоне Проливов их концентрация была одной из самых высоких:

Спойлер :

Соответственно, наши грекоговорящие агенты могли бы перемещаться по зоне Проливов под видом местных жителей.

Эти же агенты, вернувшись в Россию, требовались бы в каждую роту экспедиционных сил в качестве проводников (они своими глазами видели эти места, эти дороги, знают точно куда идти) и в качестве переводчиков для установления контактов с местными жителями.
А эти контакты для экспедиционных сил очень важны - местных следует расположить к себе, тогда они смогут предоставить разведывательную информацию и снабжать (за деньги, разумеется) необходимым провиантом.

Возможно, часть таких агентов надо было разместить в интересующей нас зоне в качестве резидентов, чтобы они встречали наши войска, направляли их.
Может быть, они же должны были бы под видом собственных хозяйственных или торговых запасов формировать припасы для наших войск на месте.

==============

Кроме грекоговорящих подданных, на территории Российской империи проживали и тюркоязычные греки - (урумы).
Из их числа также имело смысл набирать агентов - уже говорящих по-турецки.

==============

Впрочем, и саму эту греческую бригаду (тех, кого не отобрали в агенты) следует рассматривать как часть экспедиционных сил.
Думаю, они оказались бы одними из наиболее мотивированных частей.

Отредактированно shuricos (05.11.2024 10:54:11)


Всё вышеизложенное - IMHO

#22 05.11.2024 11:49:17

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

shuricos написал:

#1629770
... на румелийском (европейском) берегу Босфора ... получается длина рубежа примерно в 24 км ...

...восточный (анатолийский, азиатский) рубеж (фронт) будет иметь протяжённость  28 километров (включая 3 км низовьев реки Чаягиз)

Если на каждом из рубежей будет растянуто по 96 горно-кавалерийских отделений Второго эшелона десанта, каждое из которых вооружено пулемётом "Мадсен", тогда получается, что в среднем на каждое горно-кавалерийское отделение будет приходиться примерно 250 м фронта.

После подхода Третьего эшелона, те же 250 метров фронта будут приходиться в среднем на одну роту.
Всего, таким образом, на каждый из двух фронтов потребуется по 24 батальона = 6 полков = 3 бригады = 1,5 дивизии.
Выбрасывать на участок высадки все 1,5 дивизии сразу - нет никакого смысла.
Это только усилит толчею и неразбериху.

Первый из высадившихся полков должен будет пройти самое большое расстояние - до 25 вёрст. Он займёт самый дальний из участков фронта, находящийся на удалении 21...25 верст от места высадки.
Дорог там мало, всем придётся двигаться по одной дороге, поэтому войска сильно вытянутся на марше. Полагаю, что колонна каждого полка растянется примерно на те же 4 км (ещё не факт, что в эти 4 км уместится полковой обоз; возможно, его придётся отправлять после того, как все полки пройдут "налегке").

То есть, с того момента, как первые подразделения полка выдвинутся с участка высадки, до того момента, как это сделают последние подразделения полка, пройдёт примерно час, если не больше.
Соответственно, не имеет смысла и даже вредно высаживать следующий полк раньше, чем предыдущий покинет место высадки.
То есть, следующий полк имеет смысл высаживать не раньше, чем через час. А ещё лучше - часа через полтора, чтобы иметь запас по времени на всякие непредвиденные задержки.

В итоге получится, что шестой полк начнёт свою высадку спустя 7,5 часов после того, как начнётся выгрузка первого полка. По сути дела, уже практически под вечер дня высадки.

Таким образом, количество десантно-высадочных средств следует предусматривать в количестве, достаточном для выгрузки одного полка в 1...1,5 часа.
А это совсем не так уж и много - всего 4 "болиндера" на весь участок высадки!


Всё вышеизложенное - IMHO

#23 05.11.2024 13:51:22

Сибирский Стрелок
Капитан II ранга
k2r
gvard
Флотилия Ледовитого океана. Штабной линкор "Господин ПэЖэ"
Сообщений: 2272




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

jurdenis написал:

#1629284
филосовский вопрос.

Проверочное слово - ФИЛОСОФИЯ.


Список кораблей никто не прочтёт до конца, кому это нужно - увидеть там свои имена

#24 05.11.2024 13:59:58

shuricos
Участник форума
Откуда: Реутов
Личный Его Имп.Высочества Принца Кирну 4-х Золотых Знамён Именной Бомбовоз "Горный Орел"
Сообщений: 1413




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

shuricos написал:

#1629770
Босфор прямо возле древней крепости Анатоли

Для понимания того, что даёт обладание возвышенностью, на которую выйдет Восточная (азиатская) группа, когда доберётся до Босфора: https://maps.app.goo.gl/W1bTbnT5sLfpBtCW6
Мы не только обезопасим собственные транспорты от обстрела неприятелем, но и получим прекрасную позицию для анфиладного огня по приближающемуся по Босфору противнику.


Всё вышеизложенное - IMHO

#25 05.11.2024 15:02:13

Ольгерд
Участник форума
Откуда: Петропавловск-Камчатский
Атомный броненосный подводный десантный драккар УРО ледового класса "НЕПОКОБЕЛИМЫЙ"
Сообщений: 2639




Re: Правильная подготовка к Босфорской операции после РЯВ

shuricos написал:

#1629796
Для понимания того, что даёт обладание возвышенностью, на которую выйдет Восточная (азиатская) группа, когда доберётся до Босфора

Коллега, а Вы не рассматривали варианты, чтобы при захвате господствующих вершин использовать в ночное время команды "пластунов"? Вообще-то, они своего рода "Казачий СпецНаз"!


Правду знает каждый, и у Каждого она своя. Истина же единственна во Вселенной, но её не знает никто.
Искренность - Чести не в упрёк!
Живи как Ной - греби, а не ной!

Страниц: 1 2 3 … 6


Board footer