Вы не зашли.
CAM написал:
Оригинальное сообщение #168015
Судя по описанию, "Ройял Соверен" расстреливался с близкой дистанции (попадания в борт) только линкорами, хотя в реали в 16.00 в бой вступили и итальянские тяжелые крейсера. Далее. А что делали английские легкие силы? У Каннингхэма на поле боя было почти столько же эсминцев, сколько и у итальянцев, а они даже завесами не прикрывают обстреливаемые корабли.
То есть все таки нужно писать попадания в палубу?
Да по легким силам у меня в описании пробел. Поразумевается, что они вошли в свалку в дымзавесе, получили определенные повреждения с неопределенными результатами. Стал бы Каннингхэм описывать это? Собрались бы они, какие бы действия предприняли? Пытались бы прикрывать эР дымзавесами и атаковать из них?
CAM написал:
Оригинальное сообщение #168076
вопрос о Таранто подвисает в воздухе.
То есть Таранто без Каннингхэма может и не быть? Почему?
CAM написал:
Оригинальное сообщение #168076
будет усилена "Велиантом", "Илластриесом" и еще парочкой сверхдредноутов
Мало супротив 5-6 итальянцев. Неужели англичане не попытаются переломить?
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168080
То есть все таки нужно писать попадания в палубу?
Да по легким силам у меня в описании пробел. Поразумевается, что они вошли в свалку в дымзавесе, получили определенные повреждения с неопределенными результатами. Стал бы Каннингхэм описывать это? Собрались бы они, какие бы действия предприняли? Пытались бы прикрывать эР дымзавесами и атаковать из них?
Вопросов здесь много, ответ, думаю, один - определиться с целью альтернативы. Если цель выяснить, возможен ли описанный ход событий, я считаю, что возможен в случае потери управления английской эскадрой после попаданий в "Уорспайт"(плюс дальнейшие удачные действия итальянских ВВС - бомбят только вражеские корабли); тогда все написанное - мемуары отставника. За такой разгром Их Лордства уж точно к награде не представят.
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168088
То есть Таранто без Каннингхэма может и не быть? Почему?
Потому, что инициатор и организатор Таранто - Каннингхэм. Бог его знает, кто стал бы его преемником и что у него на уме.
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168088
Мало супротив 5-6 итальянцев. Неужели англичане не попытаются переломить?
А сколько их реально было у Каннинхэма? Только "Уорспайт", т.к. у "Ройял Соверена", а особенно у "Рэмиллиса", были проблемы с машинами, а ГК "Малайи" (да и обоих предыдущих) не обладал равной противнику дальнобойностью. Так что поначалу АВС воевал только с ОДНИМ ПОЛНОЦЕННЫМ ЛИНКОРОМ!
Отредактированно CAM (11.01.2010 17:49:01)
CAM написал:
Оригинальное сообщение #168093
Вопросов здесь много, ответ, думаю, один - определиться с целью альтернативы. Если цель выяснить, возможен ли описанный ход событий, я считаю, что возможен в случае потери управления английской эскадрой после попаданий в "Уорспайт"(плюс дальнейшие удачные действия итальянских ВВС - бомбят только вражеские корабли); тогда все написанное - мемуары отставника. За такой разгром Их Лордства уж точно к награде не представят.
Это да, АВС снимут, а вот кто наиболее реален на посту? Таранто как-то еще более напрашивается с учетом показанной роли авиации и необходимости переломить ситуацию.
CAM написал:
Оригинальное сообщение #168093
Потому, что инициатор и организатор Таранто - Каннингхэм. Бог его знает, кто стал бы его преемником и что у него на уме.
А что вот может быть на уме? Не сидеть же в Александрии, нужно конвои на Мальту вести, нужно прикрывать приморский фланг, потом нужно прикрывать переброску в Грецию.
CAM написал:
Оригинальное сообщение #168093
А сколько их реально было у Каннинхэма? Только "Уорспайт", т.к. у "Ройял Соверена", а особенно у "Рэмиллиса", были проблемы с машинами, а ГК "Малайи" (да и обоих предыдущих) не обладал равной противнику дальнобойностью. Так что поначалу АВС воевал только с ОДНИМ ПОЛНОЦЕННЫМ ЛИНКОРОМ!
А вот кто будет у преемника? Валентны Valiant, Barham и Ramillies, Resolution, Revenge. Конвои, получается останутся без прикрытия тяжелыми кораблями?
P.S. А если так повреждения эРа:
Первый 320-мм бронебойный снаряд попал в небронированную часть левого борта между главной и средней палубами и разорвался в командирском помещении, превратив его в груду обломков. Второй снаряд, вероятно 203-мм, попал в верхнюю палубу между третьей и четвертой башнями 381-мм орудий, ближе к правому борту, снаряд проник до средней палубы, где и взорвался. Повреждения были легкими, небольшие очаги пожара удалось ликвидировать. Третий 320-мм снаряд прошел сквозь 25,4-мм верхнюю палубу и разорвался внутри корабля в корме. Четвертый 203-мм снаряд прошел сквозь заднюю дымовую трубу, ударился в броневые колосники, но не пробил их, рикошетировал и разорвался с правого борта. Колосники, несмотря на высокое давление газов при разрыве снаряда, почти не пострадали. Следующий 203-мм снаряд ударился о верхнюю палубу и, разорвавшись, произвел небольшой пожар. Этим снарядом были повреждены вентиляторные колодцы в носовом котельном отделении, которые заполнились дымом и газами от горения кордита; поэтому там пришлось работать в респираторах. Шестой 320-мм снаряд ударился в заднюю надстройку, разорвался внутри корабля и вызвал пожар. Следующий 320-мм бронебойный снаряд ударился в заднюю часть кормовой броневой палубы, идущей от кормовой броневой рубки к центральному посту, разрушил ее, а затем разорвался. Восьмой 320-мм бронебойный снаряд ударился в подводную часть разорвался. Буль был разрушен, а также двойное дно. Из-за повреждений противоторпедной переборки котельный отсек, верхняя и нижняя полости буля стали медленно заполняться водой. Из-за замыкания электросети возникли два небольших пожара, которые удалось быстро ликвидировать. Девятый снаряд ударился в главный броневой пояс и обломил верхний угол одной из плит, но не прошел внутрь корабля и разорвался на броне. Десятый снаряд попал в небронированную часть правого борта между главной и средней палубами и разорвался внутри корабля. Одиннадцатый бронебойный 320-мм снаряд ударился в верхнюю палубу, разорвался и вызвал небольшой пожар кордита. При разрыве снарядов в помещениях с водонепроницаемыми дверями, задраенными не на все задрайки, происходило срывание дверей с петель. Затем, одновременно два снаряда разорвались у борта в районе котельного отделения ниже ватерлинии. Одновременно начался пожар в котельном отсеке. С ним справились только тогда, когда отсек полностью затопили. Корабль накренился на левый борт на 12 градусов, что сделало невозможным использование орудий главного калибра. Крен удалось выровнять перекачкой топлива, но через некоторое время линкор потерял ход.
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168535
Это да, АВС снимут, а вот кто наиболее реален на посту?
Харвуд...Как в реале, только раньше.
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168535
Этим снарядом были повреждены вентиляторные колодцы в носовом котельном отделении, которые заполнились дымом и газами от горения кордита; поэтому там пришлось работать в респираторах.
Ну не кордита...А взрывчатки.
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168535
Следующий 320-мм бронебойный снаряд ударился в заднюю часть кормовой броневой палубы, идущей от кормовой броневой рубки к центральному посту, разрушил ее, а затем разорвался.
Это не совсем понятно.
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168535
Восьмой 320-мм бронебойный снаряд ударился в подводную часть разорвался. Буль был разрушен, а также двойное дно. Из-за повреждений противоторпедной переборки котельный отсек, верхняя и нижняя полости буля стали медленно заполняться водой.
В каком месте? були были достаточно протяжённые.
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168535
Десятый снаряд попал в небронированную часть правого борта между главной и средней палубами и разорвался внутри корабля.
Далеко не факт: взрыватель может не взвестись.
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168535
атем, одновременно два снаряда разорвались у борта в районе котельного отделения ниже ватерлинии.
Итальянцы перешли на фугасы?
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168535
Таранто как-то еще более напрашивается с учетом показанной роли авиации и необходимости переломить ситуацию.
Нет. Таранто напрашивалось из ситуации, когда победоносный британский флот не мог по другому покончить с превосходством на бумаге итальянцев в линейных кораблях, т.е. это была своего рода страховка - итальянские линкоры и так не рвались в бой. В случае же описанного разгрома складывалась совсем другая ситуация и расклад сил.
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168535
А вот кто будет у преемника? Валентны Valiant, Barham и Ramillies
Первые двое и так попали к Каннингхэму (последний был изначально). Если в результате описанного сражения отменили поход на Дакар, то к ним могли присоединить и "Резолюшн" - на расстановку сил в Атлантике это не повлияло бы, т.к. в реали этот линкор получил у Дакара торпеду с французской ПЛ и надолго отправился в ремонт.
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168535
А если так повреждения эРа
Не думаю, что принципиально важны описания подробностей повреждений 11 снарядов ГК итальянских линкоров - описан общий результат. Лучше бы указать дистанцию стрельбы и боевой порядок Кампиони при этом. Повреждения описіваются так, будто их осматривают в доке для ремонта. По альтернативе же эти корабли потоплены в бою и в последние пару часов их жизни под огнем противника никто такими подробностями бы не занимался; уж точно бы не бежали расписывать все прелести повреждений адмиралу.
Eugenio_di_Savoia написал:
Оригинальное сообщение #168541
Харвуд...Как в реале, только раньше.
Нет. По Смиту, Харвуд только что получил звание контр-адмирала, никогда ранеене командовал соединениями - максимум крейсерской группой, и явно не тянул по выслуге на второй по значимости пост в действующем флоте. Впервые его попытались продвинуть Черчиллль и Александер в декабре 1940 года на пост командующего соединением "Н" в связи с делом Сомервилла, но эта попытка была с треском провалена адмиралом Корком, которого поддержал и Каннингхэм.
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168535
Не сидеть же в Александрии, нужно конвои на Мальту вести, нужно прикрывать приморский фланг, потом нужно прикрывать переброску в Грецию.
??? О каких конвоях кто-то будет думать после уничтожения всего линейного флота? Только успешные действия Каннингхэма заставили лондонских стратегов забыть об идее эвакуации Мальты, без них она будет реализована. А о переброске в Грецию забудьте! Это очень далекая перспектива! Ситуация уже совсем другая!
Отредактированно CAM (12.01.2010 12:49:46)
Eugenio_di_Savoia написал:
Оригинальное сообщение #168541
Ну не кордита...А взрывчатки.
Спасибо, исправлю.
Eugenio_di_Savoia написал:
Оригинальное сообщение #168541
Это не совсем понятно.
Описание попадания созрано с ютландского. Что непонятно?
Eugenio_di_Savoia написал:
Оригинальное сообщение #168541
В каком месте? були были достаточно протяжённые.
В районе КО.
Eugenio_di_Savoia написал:
Оригинальное сообщение #168541
Далеко не факт: взрыватель может не взвестись.
Фугасные уже.
Eugenio_di_Savoia написал:
Оригинальное сообщение #168541
Итальянцы перешли на фугасы?
Да. Один из линкоров.
CAM написал:
Оригинальное сообщение #168553
Нет. Таранто напрашивалось из ситуации, когда победоносный британский флот не мог по другому покончить с превосходством на бумаге итальянцев в линейных кораблях, т.е. это была своего рода страховка - итальянские линкоры и так не рвались в бой. В случае же описанного разгрома складывалась совсем другая ситуация и расклад сил.
И что бы предприняли англичане - это ведь самое интересное.
CAM написал:
Оригинальное сообщение #168553
Первые двое и так попали к Каннингхэму (последний был изначально). Если в результате описанного сражения отменили поход на Дакар, то к ним могли присоединить и "Резолюшн" - на расстановку сил в Атлантике это не повлияло бы, т.к. в реали этот линкор получил у Дакара торпеду с французской ПЛ и надолго отправился в ремонт.
А остальные?
CAM написал:
Оригинальное сообщение #168553
Не думаю, что принципиально важны описания подробностей повреждений 11 снарядов ГК итальянских линкоров - описан общий результат. Лучше бы указать дистанцию стрельбы и боевой порядок Кампиони при этом. Повреждения описіваются так, будто их осматривают в доке для ремонта. По альтернативе же эти корабли потоплены в бою и в последние пару часов их жизни под огнем противника никто такими подробностями бы не занимался; уж точно бы не бежали расписывать все прелести повреждений адмиралу.
В тоже время он вроде подробно описывает каждое повреждение, то же попадание рубку крейсера.
CAM написал:
Оригинальное сообщение #168553
Нет. По Смиту, Харвуд только что получил звание контр-адмирала, никогда ранеене командовал соединениями - максимум крейсерской группой, и явно не тянул по выслуге на второй по значимости пост в действующем флоте. Впервые его попытались продвинуть Черчиллль и Александер в декабре 1940 года на пост командующего соединением "Н" в связи с делом Сомервилла, но эта попытка была с треском провалена адмиралом Корком, которого поддержал и Каннингхэм.
И кто же наиболее реальный?
CAM написал:
Оригинальное сообщение #168553
??? О каких конвоях кто-то будет думать после уничтожения всего линейного флота? Только успешные действия Каннингхэма заставили лондонских стратегов забыть об идее эвакуации Мальты, без них она будет реализована. А о переброске в Грецию забудьте! Это очень далекая перспектива! Ситуация уже совсем другая!
То есть Мальту эвакуируют? В какие сроки?
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168581
Фугасные уже.
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168581
Да. Один из линкоров.
АР что ль закончились?
Eugenio_di_Savoia написал:
Оригинальное сообщение #168586
АР что ль закончились?
Ну да.
Э.Б. Каннингхэм
ОДИССЕЯ МОРЯКА
Глава XXII
Флот вышел из Александрии поздно вечером 7 июля, все корабли покинули гавань к полуночи. Он состоял из линкоров «Уорспайт», «Малайя», «Ройял Соверен», авианосца «Игл», крейсеров «Орион», «Нептун», «Сидней», «Глостер», «Ливерпуль» и 17 эсминцев. Вскоре после выхода в море мы встретили 2 подводные лодки. Их атаковал эсминец «Хэйвок», но ничего определенного о результатах я сказать не могу. Остаток ночи прошел без инцидентов.
8 июля вскоре после 8.00 мы получили сообщение от подводной лодки «Феникс», в котором говорилось о 2 вражеских линейных кораблях и 4 эсминцах, замеченных в 5.15 примерно в 200 милях к востоку от Мальты. Они шли на юг, и это наводило на мысль, что линкоры могут прикрывать важный конвой в Ливию. Командующий военно-морской базой на Мальте получил приказ направить летающие лодки для слежения за итальянской эскадрой. В это время мы шли курсом на северо-восток со скоростью 20 узлов.
Этот наш поход резко отличался от мирного круиза месяц назад. На сей раз, итальянцы были настороже, и все наши корабли 8 июля попали под сильную бомбардировку самолетов с Додеканезских островов. Мы понесли совсем небольшие потери, однако гибель 1 человека оказалась очень болезненной. Взрывом бомбы, попавшей в мостик «Глостера», был убит командир крейсера капитан 1 ранга Ф.Р. Гарсайд и еще 17 человек. После этого управлять кораблем пришлось с кормового поста.
Позвольте мне еще раз коснуться вопроса относительно эффективности итальянских бомбардировок и вообще действий авиации над морем, опираясь на опыт, полученный флотом в 1940 — 41 годах. Противник имел несколько эскадрилий, специально подготовленных для атак против кораблей. Его разведывательные самолеты почти всегда обнаруживали наши корабли в море и сообщали о них. Вражеские бомбардировщики неизменно прибывали через час или два. Они сбрасывали бомбы с горизонтального полета с высоты около 12000 футов, двигаясь в сомкнутом строю, несмотря ни сильный зенитный огонь кораблей нашего флота. Для такого типа атак меткость была очень хорошей.
На сей раз, мы были атакованы 35 раз. Противник сбросил более 400 бомб. Не будет преувеличением сказать, что итальянские горизонтальные бомбардировщики, с которыми мы столкнулись в первые месяцы войны, были самыми лучшими, какие я когда-либо видел, гораздо лучше немецких. Летные характеристики наших палубных истребителей были совершенно неудовлетворительны, и они не могли помешать бомбометанию. Все чувствовали себя голыми и беззащитными.
8 июля в 15.10 летающая лодка сообщила о 2 вражеских линкорах, 6 крейсерах и 7 эсминцах, идущих на юг. Они находились примерно в 100 милях на северо-запад от Бенгази. Через час они развернулись и пошли на север. Это, а также интенсивные бомбардировки, создало впечатление, будто итальянцы стремятся не допустить нас в центральную часть Средиземного моря, и что обнаруженные корабли действительно прикрывают важный конвой, следующий в Бенгази или оттуда. У нас появлялся шанс перехватить итальянцев, и мы решили временно прервать операцию, ради которой вышли в море. Было решено направиться полным ходом к Таранто, чтобы отрезать итальянцев от базы.
Ночь прошла спокойно, а на рассвете 9 июля «Игл» поднял на разведку 3 самолета. Однако в 7.30 противника обнаружила в 145 милях на северо-запад от нас опять-таки базовая летающая лодка. Итальянцы находились примерно в 50 милях от мыса Спартивенто, носка итальянского «сапога». Последующие донесения наших самолетов показали, что итальянский флот состоит, по крайней мере, из 2 линкоров, 12 крейсеров и многочисленных эсминцев. Они были разбросаны на большом пространстве. Мы быстро сближались с противником и к полудню находились в 90 милях на запад от него.
Это был не тот случай, когда я хотел бы дать бой. Противник имел множество крейсеров, а мы после повреждения «Глостера», которое делало его непригодным к серьезному бою, располагали всего 4. Да при этом на них осталось не более 50% боеприпасов. Вдобавок, наша скорость сближения была ограничена максимальной скоростью «Ройял Соверена». Однако следовало использовать любую возможность, и «Уорспайт» помчался на помощь нашим крейсерам. Ведь они значительно уступали противнику, имеющему 203-мм орудия, как в числе, так и в огневой мощи.
Сначала мы установили контакт с помощью дальних разведчиков. Потом самолеты морской авиации с авианосца установили точное положение противника относительно нашего флота. Донесения хорошо подготовленных наблюдателей были точными и содержательными. Затем атаковали авианосные торпедоносцы. К сожалению, успеха они не добились. Тем временем крейсера, развернутые строем фронта, выдвинулись вперед, чтобы обнаружить вражеские линкоры. Наконец в бой вступили наши линкоры.
Дул северо-восточный бриз, и море было почти спокойным. На небе виднелись редкие облачка. Видимость колебалась от 15 до 20 миль. В период между 14.52 и 15.00 «Орион» и «Нептун» заметили несколько групп вражеских крейсеров и эсминцев. 4 корабля вице-адмирала Тови находились примерно в 10 милях впереди «Уорспайта». Примерно в 10 милях позади нас шли «Ройял Соверен» и «Малайя» под прикрытием 9 эсминцев. «Игл» вместе с 2 эсминцами пытался занять позицию в 10 милях восточнее «Уорспайта». Поврежденный «Глостер» покинул авангард, чтобы присоединиться к «Иглу».
В 15.08 «Нептун» капитана 1 ранга Рори О'Конора. заметил итальянские линкоры. Впервые со времен Нельсона британский корабль на Средиземном море; поднял сигнал: «Вижу вражеский линейный флот». Это был звездный час крейсера «Нептун». Через 6 минут колонна из 4 итальянских тяжелых крейсеров открыла огонь. 4 крейсера вице-адмирала Тови открыли ответный огонь. Тем временем и мы на «Уорспайте» заметили вражеский авангард и открыли огонь с дистанции 26400 ярдов по одному из кораблей, обстреливавших нашу 7-ю дивизию крейсеров.
«Орион», «Нептун», «Ливерпуль» и «Сидней» столкнулись с большим количеством вражеских крейсеров, которые превосходили их в огневой мощи. Однако адмирал Тови умело руководил маневрами своей эскадры, и нам понадобилось всего несколько залпов 381-мм орудий, чтобы изменить ход боя, который начал складываться слишком неблагоприятно для нас.
В 15.30 противник отвернул, прикрывшись дымзавесой, и огонь был прекращен. «Уорспайт», который развил 24,5 узла, описал циркуляцию, чтобы позволить «Малайе» приблизиться. Через несколько минут мы обстреляли 2 итальянских крейсера, которые пытались обойти нас с востока, чтобы добраться до «Игла». В 15.53 «Уорспайт» открыл огонь по головному итальянскому линкору с дистанции 26000 ярдов. Оба вражеских линкора ответили. Они стреляли хорошо и накрыли нас, несмотря на большую дистанцию.
В это время мы попали под удар вражеских бомбардировщиков. Вдоль нашего левого борта легли одновременно две дюжины бомб, еще дюжина взорвалась справа по носу, примерно в 200 ярдах от корабля. Наконец серия бомб попала непосредственно в корабль.
Первая бомба угодила в середину корабля, пробила все палубы, включая броневую, пролетела через 4-й котельный отсек и взорвалась в промежутке между внутренним и наружным днищами. В наружном днище оказалась пробоина длиной 20 футов и шириной до 15 футов, а пробитое внутреннее дно от взрыва сдвинулось вверх. 4-й котельный отсек разрушило полностью, все ближайшие переборки изогнуло и повредило осколками.
Вторая бомба упала рядом с правым бортом на уровне 5-го котельного отсека. Листы внутреннего и внешнего днища под этим отсеком были деформированы, а буль пробит. Третья бомба взорвалась по правому борту ближе у кормы, но слишком далеко, чтобы повредить корабль.
Результаты одного прямого попадания и одного близкого взрыва были таковы: вода затопила 5 из 6 котельных отсеков (включая междудонное пространство), нефтяные цистерны, нижнюю часть буля и шахты кабелей, находившиеся поблизости. В 1-й котельный отсек, машинное отделение, два генераторных отсека, коридор гребного вала и в различные отсеки по сторонам машинного отделения медленно поступала вода. Все котлы были повреждены, при сотрясении питьевая вода смешалась с морской и с нефтью.
Котел № 1 продолжал давать пар турбинам, которые не были повреждены, и корабль смог двигаться малым ходом. Наконец и этот котел прекратил работу, в 16 ч. 00 мин. линкор остановился. Из-за отсутствия пара вышла из строя большая часть электрической сети, хотя дизель-генератор продолжал давать ток. Из-за сотрясения и затопления перестали работать радиосвязь и гидравлика орудий главного калибра.
Пользуясь тем, что только орудия модернизированного «Уорспайта» могли доставать на данной дистанции итальянские корабли, линкоры противника начали безнаказанно расстреливать поврежденный линкор. «Уорспайт» сразу получил серьезное попадание по правому борту около второй башни 320-мм снарядом, внутри вывело из строя радиооборудование корабля и 63 человека команды (26 убитых и 37 раненых). Пламя от разрыва снаряда достигло батарейной палубы, зажгло находившиеся там заряды, причем при пожаре часть личного состава пострадала от ожогов. Кусок того же снаряда, влетевший в нижнюю боевую рубку, вывел из строя радиостанцию и убил штурмана. Этот день дал множество примеров подлинного героизма и самопожертвования британских моряков. Энсин Райт собственным телом прикрыл часть зарядов, не позволив пожару распространиться дальше. Матрос Уилкс с оторванной кистью не покинул свой пост и тушил возгоревшиеся заряды, пока осколок следующего снаряда не сразил его. Второй и третий 320-мм снаряды попали в палубу по правому борту. 152- и 102-мм орудия правого борта были полностью уничтожены. Потери экипажа: 43 убитых, 69 раненых. Четвертый снаряд прошел сквозь палубу полубака и разорвался внутри корабля. Пятый попал в башню "Y". Шестой прошел сквозь верхнюю палубу с правого борта и разорвался между верхней и главной палубами. Седьмой снаряд прошел сквозь верхнюю надстройку правого борта и разорвался в помещении под полубаком.
Тем временем «Малайя» выдвинулась вперед, прикрывая поврежденный флагман. Весь западный горизонт был затянут плотной пеленой дыма, за которой совершенно скрылись итальянские корабли. Все наши эсминцы были посланы в контратаку. В 16.00 они на полном ходу прошли мимо «Уорспайта» с подбойного Порта, увертываясь от итальянских снарядов, ложившихся вокруг нас. Немного позднее они попали под плотный огонь итальянских крейсеров. Еще через несколько минут к ним присоединилась наша 7-я дивизия крейсеров, и эсминцы завязали бой с вражескими эсминцами. Мы увидели следы нескольких торпед.
Затем эсминцы и крейсера вошли в дымовую завесу. Последовал тяжелый бой в условиях плохой видимости.
Наши эсминцы обнаружили вражеский крейсер и выпустили по нему торпеды, добившись минимум одного попадания. И хотя итальянцы не признают торпедных повреждений своих крейсеров, множество наблюдателей свидетельствуют в пользу того, что попадание, а может быть и потопление, были.
Одновременно «Нептун» обнаружил еще один крейсер и, открыв огонь из своих орудий, по крайней мере 6 раз поразил врага. Это гарантированно потребовало многомесячного ремонта итальянского корабля.
«Орион» вступил в поединок с двумя вражескими эсминцами. Первый из них был замечен лишь в 300 метрах от крейсера. Эсминец получил множество попаданий 152-мм снарядами и потерял ход. Появление второго эсминца не дало возможности гарантированно подтвердить его потопление. Второй итальянский эсминец выпустил торпеды и открыл огонь из орудий, но тоже был накрыт ответным огнем и затонул через несколько минут, что подтверждается докладами с других кораблей.
Во множестве перестрелок эсминцев наши корабли также всегда выходили победителями.
Все это произошло так стремительно, что, вражеские легкие силы не выдержали наш натиск и стали выходить из боя.
Враг получил сильные повреждения и потерял новейшие корабли, но общая ситуация боя вынудила отозвать крейсера и эсминцы и не доводить разгром итальянских легких сил до конца.
Один из гидросамолетов «Уорспайта», поднятый в воздух во время боя, держался над вражеским флагманом и сообщал нам о его маневрах. Наблюдатель передал несколько сообщений, которые, однако, нас не слишком обрадовали. Противник маневрировал за дымовой завесой, ведя огонь по данным корректировщиков. Он все время удерживался на расстоянии, недоступном для немодернизированных орудий «Малайи».
Стремясь максимально быстро приблизиться на дистанцию действительного огня «Малайя» неосторожно сократила расстояние до дымовой завесы до трех кабельтовых. Вынырнувший из нее итальянский эсминец дал торпедный залп. Три торпеды попали в левый борт "Малайя" между дымовой трубой и четвертой ("У") башней. Линкор быстро накренился, а когда крен достиг 40°, лег на борт.
Через 4 минуты после взрыва торпед детонировали кормовые погреба боеприпасов орудий главного калибра, причем образовались огромные пробоины в борту и верхней палубе. Корабль окутало облако дыма, а когда он рассеялся, на поверхности воды плавали только обломки. Погиб командир корабля и 861 человек из его команды. Несмотря на огонь противника, удалось спасти 395 матросов и офицеров. Скорее всего, попадания вызвали пожар в погребах боеприпасов 102-мм орудий, который перекинулся на другие погреба. После попадания торпед вышли из строя средства внутрикорабельной связи и освещение, к тому же быстро возник сильный крен — все это помешало предпринять хоть какие-то меры по спасению корабля.
К 17.00 я имел единственный боеспособный линкор – «Ройял Соверен», орудия которого также имели дальность стрельбы, несравнимую с итальянскими.
В это время итальянские линкоры завершали обход собственной дымовой завесы с наветренной стороны.
Исходя из сложившихся обстоятельств, я принял решение оставить смертельно раненный «Уорспайт» и отходить под прикрытием легких сил и авиации.
Тем временем в бой снова вступила Реджиа Аэронаутика, которая задействовала несколько сотен самолетов. С 17.05 до 19.25 мы подверглись серии сильнейших воздушных атак крупных соединений бомбардировщиков. Без внимания не остался ни один корабль. «Ройял Соверен» и «Игл», которые можно было безошибочно опознать, являлись, по-видимому, особенно заманчивыми целями. Каждый из них был атакован по 5 раз. Это было довольно жутко. Временами корабль полностью скрывался за огромными всплесками. Мы словно пробирались в густых зарослях чудовищных мрачных елей. Я серьезно опасался за старые корабли вроде «Ройял Соверена» и «Игла», защита которых была не слишком надежной. Любое из яичек, которые сбрасывали эти птички, могло отправить их на дно. Все легкие силы были привлечены к ПВО «Ройял Соверена» и «Игла», образовав вокруг них непробиваемые кольца зенитного огня. Это было чрезвычайно эффективное построение, позволившее избежать новых попаданий в наши корабли.
Противник неотрывно преследовал наши корабли, пользуясь преимуществом в эскадренной скорости над оставшимся линкором и засыпая его снарядами.
«Ройял Соверен» находился под сосредоточенным огнем итальянских кораблей, окруженный всплесками от неприятельских снарядов, которые при взрыве давали столбы золотистого пламени.
Первый 320-мм бронебойный снаряд попал в небронированную часть левого борта между главной и средней палубами и разорвался в командирском помещении, превратив его в груду обломков. Второй снаряд, вероятно 203-мм, попал в верхнюю палубу между третьей и четвертой башнями 381-мм орудий, ближе к правому борту, снаряд проник до средней палубы, где и взорвался. Повреждения были легкими, небольшие очаги пожара удалось ликвидировать. Третий 320-мм снаряд прошел сквозь 25,4-мм верхнюю палубу и разорвался внутри корабля в корме. Четвертый 203-мм снаряд прошел сквозь заднюю дымовую трубу, ударился в броневые колосники, но не пробил их, рикошетировал и разорвался с правого борта. Колосники, несмотря на высокое давление газов при разрыве снаряда, почти не пострадали. Следующий 203-мм снаряд ударился о верхнюю палубу и, разорвавшись, произвел небольшой пожар. Этим снарядом были повреждены вентиляторные колодцы в носовом котельном отделении, которые заполнились дымом и газами от горения взрывчатки; поэтому там пришлось работать в респираторах. Шестой 203-мм снаряд ударился в заднюю надстройку, разорвался внутри корабля и вызвал пожар. Следующий 320-мм бронебойный снаряд ударился в заднюю часть кормовой броневой палубы, идущей от кормовой броневой рубки к центральному посту, разрушил ее, а затем разорвался. Восьмой 320-мм фугасный снаряд ударился в подводную часть и разорвался. Буль был разрушен, а также двойное дно. Из-за повреждений противоторпедной переборки котельный отсек, верхняя и нижняя полости буля стали медленно заполняться водой. Из-за замыкания электросети возникли два небольших пожара, которые удалось быстро ликвидировать. Девятый снаряд ударился в главный броневой пояс и обломил верхний угол одной из плит, но не прошел внутрь корабля и разорвался на броне. Десятый 203-мм снаряд попал в небронированную часть правого борта между главной и средней палубами и разорвался внутри корабля. Одиннадцатый бронебойный 203-мм снаряд ударился в верхнюю палубу, разорвался и вызвал небольшой пожар. Затем два 320-мм снаряда разорвались у борта в районе котельного отделения ниже ватерлинии. Одновременно начался пожар в котельном отсеке. С ним справились только тогда, когда отсек полностью затопили. Корабль накренился на левый борт на 12 градусов, что сделало невозможным использование орудий главного калибра. Крен удалось выровнять перекачкой топлива, но через некоторое время линкор потерял ход.
Единственным оставшимся выходом было снять экипаж эсминцами сопровождения и продолжать отход, добив безнадежно поврежденный корабль торпедами, что и было осуществлено, несмотря на противодействие неприятеля.
Через полчаса после затопления «Ройял Соверен» торпедоносцу с «Игла» удалось добиться торпедного попадания в один из итальянских линкоров.
Отредактированно Ostgott (18.01.2010 18:11:23)
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168581
А остальные?
Эти четыре линкора (плюс авианосец) - максимум, что можно выделить в состав Средиземноморского флота. Исходя из результатов сражения, необходимо было держать пару линкоров/линейных крейсеров в составе соединения "Н" ("Худ", "Ринаун"), в Атлантике ("Ривендж", "Рипалс"), в составе флота Метрополии ("Нельсон", "Родней"). Это все, чем располагали британцы ("Куин Элизабет" проходил модернизацию), но нужно помнить, что какие-то из этих кораблей нуждались в текущем ремонте, т.е. не все из перечисленных единиц могли эксплуатироваться одновременно.
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168581
В тоже время он вроде подробно описывает каждое повреждение, то же попадание рубку крейсера.
Этот крейсер не был потоплен и его повреждения осматривались и оценивались на базе.
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168581
И кто же наиболее реальный?
Врядле кто-то на форуме достаточно хорошо разбирается в принципах назначения на должности в британском флоте времен ВМВ. По аналогии, на должность командующего флотом Метрополии/Средиземноморским флотом, назначался
человек в звании вице-адмирала (Тови, Каннинхэм), а какие расклады в кабинетах Уайтхолла...
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168581
То есть Мальту эвакуируют? В какие сроки?
Планов эвакуации не видел, но после разгрома Средиземноморского флота пытаться ее удежать было нереально - для этого нужно было иметь господство на море и в воздухе, хотя бы локальное. О сроках и возможностях - необходимо понимать, сколько и чего надо было вывезти, а что уничтожить на месте. Возможно, специально для эвакуации разово значительно бы усилили соединение "Н" или Александрийскую эскадру.
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168581
И что бы предприняли англичане - это ведь самое интересное.
На мой взгляд самое реальное - эвакуация Мальты. А дальше - все то же, что и в реали, только без мальтийских конвоев.
CAM написал:
Оригинальное сообщение #168592
Планов эвакуации не видел, но после разгрома Средиземноморского флота пытаться ее удежать было нереально - для этого нужно было иметь господство на море и в воздухе, хотя бы локальное. О сроках и возможностях - необходимо понимать, сколько и чего надо было вывезти, а что уничтожить на месте. Возможно, специально для эвакуации разово значительно бы усилили соединение "Н" или Александрийскую эскадру.
Да не сказал бы...
Если судить по 42-му году и прорывам конвоев на Мальту.
CAM написал:
Оригинальное сообщение #168592
Этот крейсер не был потоплен и его повреждения осматривались и оценивались на базе.
Так и с двух линкоров эвакуированы почти все и доклады опосля писали. По Малайе и Иглу, что быстро погибли АВС у меня не так подробен. Ему надо оправдаться за оставление и добивание кораблей.
CAM написал:
Оригинальное сообщение #168592
На мой взгляд самое реальное - эвакуация Мальты. А дальше - все то же, что и в реали, только без мальтийских конвоев.
Почти полная блокада с декабря по май в текущей реальности не привела к этому. Или в 1940-м были иные настроения? Я вот не уверен в эвакуации даже в случае падения Египта.
Eugenio_di_Savoia написал:
Оригинальное сообщение #168596
Если судить по 42-му году и прорывам конвоев на Мальту.
Так в 42-м уже была вообще совсем другая стратегическая ситуация. В 42-м господство в воздухе в районе Мальты было утрачено на некоторое время, что и привело к кризису. Как только оно было восстановлено, все стало на свои места. А по альтернативе идет 40-й год, Мальту защищать нечем, да еще и погибли 3 линкора и авианосец Средиземноморского флота.
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168603
Тут доклады тож поступили после. Канингхэму опять же надо оправдать оставление и добивание кораблей.
За такие "оправдания", типа точные размеры подводной пробоины потопленного флагмана, могут и в расход. Опять же слабое место - действия собственных крейсеров и эсминцев. Даже отчет после боя (а тем более мемуары) был бы написан на основании отчетов командиров дивизии крейсеров и 4-х дивизионов эсминцев. Здесь только указано, что все эти корабли бесцельно мечутся в дымзавесе. Согласно Смита, англичане со времен Ютланда и до начала ВМВ, поставив во главе стратегии завоевания господства на море концепцию эскадренного боя, регулярно ее совершенствовали, и что можно сделать с помощью дымзавесы - знали прекрасно и по ходу войны постоянно это доказывали.
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168603
В реале при фактической блокаде с декабря по май - не эвакуировали.
??? В реале - с 10 января по середину мая (конвой "Тайгер") 1941. Поднимите литературу и посмотрите, скодько грузов и войск было доставлено (хотя бы сколько пришло конвоев) на остров до этого времени. В указанный период, между прочим, на Мальте были развернуты флотилия ПЛ, ударная авигруппа и соединение НК, которые начали серьезно беспокоить вражеские перевозки. Обеспечивались их действия ресурсами базы. О какой эвакуации речь? В это время Мальта уже была опорным пунктом для наступления на вражеские коммуникации. Если же речь о 42-м, то были намерения даже сдать Мальту, но не допустить голодной смерти населения (об аналогиях осажденных Ленинграда и Мальты была ветка на старом форуме), если бы летние конвои не прорвались.
Отредактированно CAM (12.01.2010 16:29:36)
CAM написал:
Оригинальное сообщение #168612
За такие "оправдания", типа точные размеры подводной пробоины потопленного флагмана, могут и в расход. Опять же слабое место - действия собственных крейсеров и эсминцев. Даже отчет после боя (а тем более мемуары) был бы написан на основании отчетов командиров дивизии крейсеров и 4-х дивизионов эсминцев. Здесь только указано, что все эти корабли бесцельно мечутся в дымзавесе. Согласно Смита, англичане со времен Ютланда и до начала ВМВ, поставив во главе стратегии завоевания господства на море концепцию эскадренного боя, регулярно ее совершенствовали, и что можно сделать с помощью дымзавесы - знали прекрасно и по ходу войны постоянно это доказывали.
Так или иначе уже в расходе. Оправдания перед потомками.
А вот по поводу дымзавесы - они туда сунулись, но потом ведь потеря двух линкоров и отступление.
CAM написал:
Оригинальное сообщение #168612
??? В реале - с 10 января по середину мая (конвой "Тайгер") 1941. Поднимите литературу и посмотрите, скодько грузов и войск было доставлено (хотя бы сколько пришло конвоев) на остров до этого времени. В указанный период, между прочим, на Мальте были развернуты флотилия ПЛ, ударная авигруппа и соединение НК, которые начали серьезно беспокоить вражеские перевозки. Обеспечивались их действия ресурсами базы. О какой эвакуации речь? В это время Мальта уже была опорным пунктом для наступления на вражеские коммуникации.
Я о декабре 41-го - мае 42-го.
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168619
Я о декабре 41-го - мае 42-го.
В январе суда еще прошли. Из мартовского конвоя на остров попало 6000 т грузов, а про остальное написано.
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168619
А вот по поводу дымзавесы - они туда сунулись, но потом ведь потеря двух линкоров и отступление.
Так и я об этом - у командующего соединением после боя должен был быть отчет командиров подразделений о том, что они вместе со своими подчиненными делали во время боя.
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168589
Все наши эсминцы были посланы в контратаку. В 16.00 они на полном ходу прошли мимо «Уорспайта» с подбойного Порта, увертываясь от итальянских снарядов, ложившихся вокруг нас. Немного позднее они попали под плотный огонь итальянских крейсеров. Еще через несколько минут к ним присоединилась наша 7-я дивизия крейсеров, и эсминцы завязали бой с вражескими эсминцами. Мы увидели следы нескольких торпед.
Это все, что написано о действиях 20 кораблей в сражении. Ни целей контратаки, ни ее подробностей (почему не удалась, свои повреждения/успехи и т.п.), ни причин, почему эти корабли дали "по зрячему" расстрелять "Ройял Соверен" - создается впечатление, что все легкие силы англичан прятались в дымзавесе, пока линкоры топились противником (что расписано во всех подробностях). За такой бой все оставшиеся в живых командиры подразделений должны были идти под следствие.
Отредактированно CAM (12.01.2010 18:27:54)
CAM написал:
Оригинальное сообщение #168660
Так и я об этом - у командующего соединением после боя должен был быть отчет командиров подразделений о том, что они вместе со своими подчиненными делали во время боя.
Это да, надо написать.
Чем из реальности посоветуете вдохновиться?
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #168930
Чем из реальности посоветуете вдохновиться?
Если вы знакомы с мемуарами Каннингхэма, посмотрите его же "сражение при Матапане". Это сражение вообще у многих авторов отлично описано. И еще. Если Вы пишите мемуары битого адмирала, в них автор , по идее, должен основное внимание читателей сконцентрировать не на описаниях избиения собственных кораблей, а расписать, пусть даже предвзято, причины своего поражения. Почитайте Брагадина - у него это здорово получается. Поскольку в реали Каннингхэм по крупному блефанул - сам полез сражаться с более многочисленным и быстроходным вражеским флотом близ его побережья при абсолютном превосходстве итальянцев в воздухе, писал бы он что-то типа "направил я эсминцы для массированной торпедной атаки итальянских линкоров, а они только и делали, что прятались в дымзавесе - свои линкоры не уберегли и вражеские не нейтрализовали".
CAM написал:
Оригинальное сообщение #168934
Почитайте Брагадина - у него это здорово получается.
Да...и не забудьте о "личном героизме" британцев.
Eugenio_di_Savoia написал:
Оригинальное сообщение #168938
Да...и не забудьте о "личном героизме" британцев.
А вот здесь лучше было бы брать примеры членов экипажей потопленных кораблей, типа "...энсин Райт руководил тушением пожара у башни "Y", пока осколок очередного снаряда не сразил его". Аж самого слеза прошибла!
Перечитал еще раз Смита - лучшее на мой взгляд исследование по этому бою, и обратил внимание на следующий момент. Кампиони всю первую половину дня 9 июля маневрирует в выбранном им районе вблизи своих морских и воздушных баз, чтобы дать англичанам бой после того, как вызванная им авиация нанесет противнику определенный урон. Разумно, но авиация его откровенно подвела. И вот, за считанные минуты до появления противника на горизонте (ок.15.00) приходит приказ Супермарины уклониться от боя надводных кораблей и отходить с тем, чтобы затем ночью атаковать флот противника легкими силами торпедами на отходе. Кампиони мог поступить и так - значительное преимущество в скорости позволяло и сначала своевременно отойти, и затем догнать, а оснащение кораблей обеих сторон для ночного боя в то время было сопоставимым. У противника для дневного боя все таки было три линкора и Кампиони не мог предвидеть, что Каннингхэм бросится в бой против его главных сил лишь с "Уорспайтом" и крейсерами, а на авиацию уже можно было не надеяться.
Поправил в посте № 35 исходя из рекомендаций.
Как?
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #171437
Поправил в посте № 35 исходя из рекомендаций.
Ну остановите "Уорспайт" как-нибудь по другому...
Eugenio_di_Savoia написал:
Оригинальное сообщение #171442
Ну остановите "Уорспайт" как-нибудь по другому...
Если указывать наличие подводной пробоины, то без ее размеров вообще. Как альтернатива удачной бомбе - поднырнувший под броневой пояс снаряд ГК итальянских линкоров. И наличие подводной пробоины более логично, и вероятность попадания велика (по "Уорспайту" лупили 20 стволов), и ближе к реали, поскольку у Кампиони было достаточно сил и без бомберов расправиться с "Уорспайтом".
Eugenio_di_Savoia написал:
Оригинальное сообщение #171442
Ну остановите "Уорспайт" как-нибудь по другому...
CAM написал:
Оригинальное сообщение #171446
Если указывать наличие подводной пробоины, то без ее размеров вообще. Как альтернатива удачной бомбе - поднырнувший под броневой пояс снаряд ГК итальянских линкоров. И наличие подводной пробоины более логично, и вероятность попадания велика (по "Уорспайту" лупили 20 стволов), и ближе к реали, поскольку у Кампиони было достаточно сил и без бомберов расправиться с "Уорспайтом".
Тогда не будет самолетобоязни. Я ведь крейсерами и эсминцами за АВС сформировал ордер ПВО в стиле итальянцев Матапана, а ведь без этого они дымзавесы бы ставили и контратаковали из них.
Ostgott написал:
Оригинальное сообщение #171454
Тогда не будет самолетобоязни.
А причём тут "самолётобоязнь"???