Вы не зашли.
01.06.1942 Советская авиация атаковала Вардё, Тромсе, минировала Магерейсунд.
Т.к. в Магерой-сунде сброшена одна мина, говорить о результатах наверное не стоит. То же касается остальных постановок в М.-сунде – насколько я помню, никто там не подорвался.
Тромсё никто не атаковал. 6 ДБ-3 на него выслали, но все вернулись, не долетев. Вардё как всегда огреб от разведчиков, только на сей раз это были 2 СБ. 6 бомб в районе батареи, но без повреждений.
02.06.1942 Советская авиация атаковала Варде, Тромсе…. Гаммерфест, Буссеунд, выставила мины в районе Магерейсунда. Есть информация, не проверянная, что потоплена норвежская шхуна в Вардё.
Атака Тромсё опять не состоялась. Дотуда долетел только 1 ДБ-3 разведчик, который отбомбился по аэродрому – небольшие повреждения, 4 раненых. Немцы, кстати, считали, что самолетов было 2.
3 ДБ-3 вместо Тромсё бомбили Хаммерфест. Немцы зафиксировали 5 больших и 8 маленьких бомб, сброшенных сев. Фугленеса. Из повреждений только оборванные провода.
В Вардё 2 СБ бомбили по расчету времени – опять вхолостую 6 бомб в районе батареи (хотя разведка потом доложила об уничтожении 3 зданий и множестве пострадавших, эти данные скорее отзвуки результатов следующих налетов).
Про торпедоносцев прочитаете в книжке Мирослава, там кстати и про мины есть, а по бомбежкам немного путаницы. Первая бомбардировка у немцев – по конвою в Перс-фьорде – идет вперед сброса торпед, хотя в Хронике все наоборот. Есть подозрение, что это опять были СБ-разведчики. Как бы то ни было, все 10 бомб мимо. Потом Пе-2 как будто бомбили Вардё, но у немцев только обстрел маяка.
И, наконец, герои дня – 3 СБ, которые в 12.15брлн выгрузили на Вардё 34 бомбы. 6-8 упали неясно где, 1 тяжело и много легкораненых, поврежден барак. На батарее 642 2 погибших немца и 1 норвежец. Еще 15-20 бомб в жилые кварталы Вардё и места расквартирования немцев. Много раненых, 2 норвежца погибло. Вполне зачотная бомбежка.
02.06.1942 ПЛ Щ-402 безуспешно атаковала конвой противника в составе «Leuna» ...
Конвой вышел из Киркенеса в Тромсё в 2.15. Охраняли его СКР 5905 и 6108/09, ОПЛ 1105/06. В 8.10 его атаковали самолеты (см. выше про сброс 10 бомб), Атака ПЛ не замечена. В 00.10 3.6 встали на якоря в Билле-фьорда – Магерой-сунд был закрыт, т.к. там заметили минные постановки с ДБ-3. Пришли в конце концов в 14.15 5.6.
03.06.1942 Щ-403 безуспешно атаковала конвой в составе «Петрополис» и «Станья»...
Кроме пароходов, СКР 5906, 6103, SCHIFF 13. Вышли в13.00 из Киркенеса, пришли тоже 5.6 в 19.30.
03.06.1942 Батарея № 221 обстреляла суда противника в районе Петсамо.
выпущено 13 снарядов, немцы видели 7, никуда не попали. А проходил конвой – HOMBORSUND, SPICA, JETTA, V.6104/ 05, R.56/57/63.
09-10.06.1942 МЗ противника...
По этому случаю из Миненшиффе:
Die UMB-Sperre V (Ekkeröy-Sperre) und die EMC-Sperre Varangerfjord
Am 31.V.1942 liegen auf Tromsö-Reede die Minenschiffe OSTMARK mit dem F.d.Minsch. an Bord, die ULM, die BRUMMER und die SKAGERRAK. Für einen Mineneinsatz im Seegebiet vor Kirkenes im Verband mit der OSTMARK und der BRUMMER erhält die ULM von der SKAGERRAK 130 UMB mit 300 m AT und aus dem Dampfer AUGUST BOLTEN 110 UMB mit 200 m AT und 42 EMC mit 300 m AT. Am 8.VI.1942 lichten die Minenschiffe OSTMARK, ULM und BRUMMER die Anker zum Marsch nach Norden. Während die BRUMMER eine eigene Sperraufgabe vor dem Syltefjord durchzuführen hat, marschiert die ULM im Verband mit der OSTMARK unter Führung des F.d.Minsch. zum Legen der Ekkeröy-Sperre und der Sperre im Varangerfjord weiter. Näheres über diese Sperrlegungen beim Minenschiff OSTMARK. Alle drei Einheiten liegen am 11.VI.1942 wieder auf Tromsö-Reede und werden kurz danach aus dem Befehlsbereich des Admirals Norwegen entlassen. Sie erhalten von nun ab Einsatzbefehle von der Gruppe Nord.
Бруммер поставил свое заграждение к 24.00 9.6., оба-два остальных – к 11.53 10.6. Вернулись все 3 МЗ где-то в 14 ч. 11.6. Выход и состав не дам – у меня этой странички КТВ нет. У Сюльте-фьорда Б. вроде ОПЛ 11 флотилии охраняли, остальные два – м.б. М.251/252.
11.06.1942 Щ-403 безуспешно атаковала конвой ...
Монсун и СКР 6109, NM.01, SCHIFF 18. Пришли в Киркенес в 8.30. Вышли из Хоннинсвага, во сколько не нашел. Вообще этот пароход 6.6 из Бодё отправлялся, и наверное каждый день скачки между протами совершал.
12.06.1942 Авиация противника атаковала Соловецкий монастырь ...
Не знаю. В Хронике только бомбежка Мурманска 6-ю Ю-88.
14.06.1942 Советская авиация атаковала Вардё.
7 СБ (еще один вернулся). Бомб, однако, сбросили всего 16. Немцы видели всего 2 самолета, 12-15 бомб, без результатов.
15.06.1942 Советская авиация атаковала Тромсё, Вардё, минировала Порсангерфьорд.
Тромсё опять не бомбили. ДБ-3 разведчик сбросил бомбы у о. Ваннё по транспорту. Немцами сие не замечено – норвег видно. Минирование немцы видели, все 5 самолетов.
По Вардё работали 4 СБ, но тут все больше на террор-налет смахивает. Бомбили город, сбросили 20-25 штук с 5 км. Уничтожено много домов, 4 мертвых и много раненых гражданских норвежцев. А разведка стыдливо доложила о «двух бараках» и 100 убитых.
17.06.1942 Три торпедоносца ДБ-3Ф в 16:17 атаковали ТР... Соответствует ли действительности информация?
Соответствует. Атакован конвой V.6111 + пх RAMSUND из Берлевога, а куда шли шиш знает.
19.06.1942 М-171 в 14:18 атаковала конвой ...
Скорее всего тн RODSKJAL, тх SVEGGOSUND, JANS, охрана V.6104/13. Пришли в Киркенес в 17.15 (в 16.35 в Кьелмей-сунд). В таком составе (кроме ЯНСА, он с 12 ч от Киберга) шли с 6.10 примерно от Маккаура, где суда были приняты от 6101/08/нордлихт, которые довели суда от Баатс-фьорда, с 5 утра..
20.06.1942 Батарея №221 безуспешно обстреляла конвой противника выходивший из Петсамо.
R.54/58/64, пх BERA, STORESUND. Пришли в Киркенес в 23.50брлн. Возможно даже обстреливали немцев в момент обмена приходящего конвоя (5 БДБ) на уходящий.
22.06.1942 Советская батарея №221 повредили БДБ противника F-116 в районе Петсамо.
Совершенно верно. 2 попадания якобы, течи, с которыми справились насосами самой БДБ.
24.06.1942 Советская авиация атаковала Вардё. Разведчик?
Нет, не разведчик. 4 СБ летали для удара по ТРТР. Сбросили по 6 бомб. Попали рядом с радиостанцией, были повреждения.
25.06.1942 Советская авиация атаковала Вардё.
Тоже не разведка. 3 ДБ-3Ф летали на Тромсё, но как всегда не долетели и выгрузили 24 бомбы на Вардё.
Отбомбились неплохо: уничтожили радиостанцию и телеграф. 4 мертвых норвежца и много раненых. Потом еще через 2 часа 1 Пе-3 сбросил зажигалки, но это мимо.
26.06.1942 Батарея №221 обстреляла суда противника в районе Петсамо. Промахнулись?
Ну, как сказать. По катерам (МТЩ и 3 БДБ) – да, а в 5./513 попала, и не раз. Сгорело 12 зарядов.
29.06.1942 Советская авиация атаковала Вардё.
Привычная схема. 5 ДБ-3, Вылет на Тромсё – неудача – сброс 50 бомб по Вардё. Правда, на сей раз так промахнулись, что немцы бомбежки не заметили.
Только потом – 1 Пе-3 и 3 Пе-2 бомбили после разведки, по расчету времени. 2 попали более-менее на цель, немцы насчитали 10 бомб. Все мимо.
29.06.1941 Торпедоносцы СФ в районе залива Порсангер - фьорда атаковали (?) ТР противника. По советским данным.
Не было такого. Не летали никакие торпедоносцы.
Спасибо Игорь!
Буду переваривать!
Что бы я без Вас делал!
igor написал:
Оригинальное сообщение #200482
Т.к. в Магерой-сунде сброшена одна мина, говорить о результатах наверное не стоит. То же касается остальных постановок в М.-сунде – насколько я помню, никто там не подорвался.
Полярный день был, однако. Постановка замечена с берега, немцы подогнали ПЛБ КАТЩ и все, что упало в пределах контролируемого фарватера вытралили. У Гомма, по-моему, есть подробности, но во 2-м томе.
igor написал:
Оригинальное сообщение #200482
Бруммер поставил свое заграждение к 24.00 9.6., оба-два остальных – к 11.53 10.6. Вернулись все 3 МЗ где-то в 14 ч. 11.6. Выход и состав не дам – у меня этой странички КТВ нет. У Сюльте-фьорда Б. вроде ОПЛ 11 флотилии охраняли, остальные два – м.б. М.251/252.
Есть вот такие странички КТВ фюрера МЗ
igor написал:
Оригинальное сообщение #200482
Соответствует. Атакован конвой V.6111 + пх RAMSUND из Берлевога, а куда шли шиш знает.
А разве я КТВ 61-й флотилии Вам не сбрасывал? ТР "Стамсунд", шел из Берлевогоа 05.00/17.6 в Хоннигсвог 12.35/17.6.
igor написал:
Оригинальное сообщение #200482
22.06.1942 Советская батарея №221 повредили БДБ противника F-116 в районе Петсамо.
Совершенно верно. 2 попадания якобы, течи, с которыми справились насосами самой БДБ.
igor написал:
Оригинальное сообщение #200482
29.06.1941 Торпедоносцы СФ в районе залива Порсангер - фьорда атаковали (?) ТР противника. По советским данным.
Не было такого. Не летали никакие торпедоносцы.
Явно перепутано со знаменитой атакой 29 июля.
ктв 61 флотилии в 1941 и 42 - мои самые нелюбимые документы в силу их своеобразной организации. смотрю только в крайнем случае - тут показалось что не очень важно
01.07.1942 Советская авиация атаковала Киркенес, Варде.
Результаты налёта?
02.07.1942 Советская авиация атаковала Киркенес, Вардё, ТР противника в районе острова Магерей (Два торпедоносца Ил-4 в 03:50 атаковали ТР противника в районе острова Мегерой).
Результаты налета?
06.07.1942 Советская авиация (3 ДБ) атаковали Вардё.
Результаты налета?
07.07.1942 Советская авиация атаковала Вардё, суда противника в Квенанген- фьорде, Персфьорде. Атаковала конвой противника.
Результаты налета?
09.07.1942 Советская авиация атаковала Вардё.
Результаты налета?
08.07.1942 Советская авиация атаковала суда противника в районе Лаа-фьорда.
Результаты налета?
09.07.1942 Подорвался на мине в 19:07 и затонул корабль ПЛО Uj-1110 (РТ№8) (510 брт) в точке 70º39'4''с.ш./23º37'9''в.д. Погибло 46 человек. Мины выставлены 10.11.1941 г. ПЛ К-21.
Верно излагаю? С номером корабля ПЛО не ошибся?
10.07.1942 Советская авиация атаковала Вардё
Результаты налета.
11.07.1942 Советская авиация атаковала Вадсё, аэ Банак, Хебуктен, суда противника в Гамвике.
Результаты налета?
12.07.1942 Советская авиация (2 ДБ) атаковала конвой противника в районе Берлевога.
Результаты налета?
13.07.1942 Советская авиация (5 Пе-2) атаковали ТР противника в Киркенесе.
Результаты налета?
14.07.1942 Советская авиация атаковал Киркенес, суда противника в районе Хоннигсвога.
14.07.1942 Советская авиация потопила в 20:40 в районе Хоннингсвога БДБ F-243А (220 брт). Погиб 21 человек.
Имеются ли подробности потопления БДБ?
15.07.1942 Торпедоносец Ил-4 в 14:55 атаковал ТР противника в порту Хоннингсвога.
15.07.1942 Советская авиация потопила в районе Варде норвежский мотобот «Тана». Информация требует подтверждения.
Необходимы подробности, кроме того я сомневаюсь в информации о потоплении мотобота.
19.07.1942 Советская авиация атаковала суда противника в Киркенесе, Хоннингсвоге, Петсамо, Тронхейма, Лаа-фьорда.
19.07.1942 Советская авиация потопила в Порсангер – фьорде норвежский мотобот «Store Bill» (72 брт). Погибло 5 человек.
19.07.1942 Советская авиация потопила в Вардё норвежский ТР «Эллистайя». Информация требует подтверждения.
Необходимы подробности атаки или атак. Я очень сомневаюсь в потоплении норвежского ТР в Вардё
20.07.1942 Советская авиация атаковала Киркенес, Хоннингсвог.
Результаты атаки?
21.07.1942 Советская авиация атаковала Вардё.
Результаты атаки?
23.07.1942 Советская авиация атаковала Паркино.
К сожалению, не знаю где это.
27.07.1942 Батарея №221 потопила катер противника в районе Петсамо. Информация требует подтверждения.
Промахнулись?
27.07.1942 Советская авиация безуспешно атаковала суда противника в районе Хавнингберга.
Кого атаковали?
28.07.1942 Советская авиация безуспешно атаковала суда противника у мыса Маккаур.
Кто был атакован?
29.07.1941 Торпедоносцы СФ в районе залива Порсангер - фьорда атаковали и потопили ТР (15000 т) противника. По советским данным.
29.07.1942 Два торпедоносца Ил-4 в 19:50 атаковали ТР противника в районе Гамвика в точке 70º56'с.ш./26º27'в.д. Предположительно поврежден ТР противника «Kollmar», бывший советский «Волголес», захваченный 22.06.1941 г. В Штеттине.
Сообщите подробности "знаменитой" атаки...
30.07.1942 Советская авиация атаковала Вардё.
Каковы результаты налета?
31.07.1942 Батарея №221 потопила 1 ска и повредила ТР противника. Информация требует уточнения.
Достоверна ли информация?
Общие вопросы:
Чем вызвана возросшая активность авиации СФ в июле?
Чем вызвана низкая активность ПЛ в июле?
Отредактированно Евгений К (17.03.2010 10:26:57)
Постараюсь максимально облегчить труд Игоря. Вот фрагменты из "МТА":
"Операция по проводке следующего каравана - печальноизвестного PQ-17 стала, одной из наиболее драматических страниц в истории минно-торпедной авиации Северного флота. Дело в том, что в конце июня, накануне начала операции на аэродромы под Мурманском перебазировались авиаполки Особой морской авиационной групп (ОМАГ) ВВС ВМФ, куда входил 35-й минно-торпедный авиационный полк, укомплектованный Ил-4.
Часть была сформирована приказом НК ВМФ №0053 от 28.2.1942 в городе Безымянск Куйбышевской области на базе 1-го запасного авиаполка ВВС ВМФ. Полк формировался по штату 030/255-А, что означало, что он имел всего две эскадрильи. Увы, низкие темпы поступления авиатехники и боевой подготовки не позволили к концу июня закрыть даже этот весьма сокращенный штат. Дальше ждать было нельзя, и накануне перехода каравана PQ-17 полк получил приказ перебазироваться на Север, куда одновременно перебрасывалось и большинство других частей ОМАГ. Фактически 30 июня на аэродром Ваенга перелетело только 11 машин части, а остальные «застряли» в тылу до начала сентября. Для формирования полка было выделено несколько экипажей ВВС ТОФ, но большей частью пилоты ГВФ и летчики, только что закончившие ВМАУ им. Леваневского. Брошенные в горнило ожесточенной борьбы в северном небе необстрелянные авиаторы были обречены на жестокие потери.
Первый налет на Банак, состоявшийся утром 30 июня казался удачным началом. Пять Ил-4 сбросили на аэродром 30 ФАБ-100 и наблюдали гибель двух самолетов, которые они идентифицировали как «мессершмитты». На самом деле, на аэродроме погибло пять Ju-88 из состава бомбардировочных групп I и II/KG30, что явилось серьезным ударом по изготовившемуся к нападению на конвой 5-му воздушному флоту немцев. Командование противника предприняло соответствующие меры, и когда утром 2 июля тройка Ил-4 отбомбилась по Банаку (еще шесть машин не смогли дойти до цели из-за облачности и технических неполадок) ее перехватила пара «мессершмиттов». В течение нескольких минут немцы сбили машины командира 35-го авиаполка майора А.А. Крылова и командира звена 2-го гвардейского полка капитана П.Д. Зубкова. Экипаж третьего самолета сумел оторваться, несмотря на многочисленные пробоины. В последующие дни Ил-4 ВВС СФ и АДД несколько раз вылетали бомбить Банак, но им каждый раз мешала плохая погода - и, по-видимому, к счастью для нас. Бомбардировщики Люфтваффе приняли вызов и нанесли несколько ударов по Ваенге. Скученность самолетов из состава многочисленных авиаполков предопределила тяжелые потери. За 7 и 9 июля 5-я эскадрилья 2-го гсмап потеряла ровно половину своего состава - четыре Ил-4. 10 июля погиб еще один «ильюшин» 35-го полка - при атаке запасной цели (порт Вардё) его сбила зенитная артиллерия. Лишь на следующий день тройка «илов» долетела до Банака и сбросила бомбы через облака по расчету времени. К этому моменту операция по спасению остатков каравана уже закончилась - ни ВВС Северного флота, ни другие силы не смогли предотвратить результата, предопределенного известным решением британского Адмиралтейства. На дно пошло 24 судна общим тоннажем 142695 брт, перевозившие 99316 т военного имущества, в т.ч. 430 танков, 210 самолетов и 3350 грузовиков. Люфтваффе потопило из этого числа 8 судов и еще столько же повредило, вслед за чем их добили подлодки.
После окончания операции 35-й полк был нацелен на действия против вражеского судоходства у берегов Норвегии, но и здесь его потери превысили достигнутые успехи. В ночь на 14 июля немецкие истребители подбили один из трех Ил-4, вылетавших бомбить Киркенес. При возвращении самолет обстреляла своя же зенитная артиллерия, но мл. лейтенанту Перегудову удалось дотянуть до Кольского залива, где он сумел приводниться. Днем на бомбежку конвоя противника, обнаруженного в Хоннингсвоге, вылетела четверка «ильюшиных». Вскоре на одном из самолетов обнаружилась неисправность, и он повернул на базу. Затем, когда группа достигла района Тана-фьорда, на самолете ведущего комэска 35-го мтап капитана И.С. Мурашова внезапно отказали оба мотора, и он упал вводу. Один из ведомых продолжил выполнение задания, другой остался на месте катастрофы, где сбросил надувную шлюпку, бортпаек и оставался до израсходывания топлива. Предпринятые впоследствии силами МБРов и торпедных катеров поиски ничего не дали. Дошла до цели лишь машина ст. лейтенанта Балашова, сбросившая на суда десять ФАБ-100. Одна из бомб попала в быстроходную десантную баржу «F 243», перевозившую 150 т боеприпасов. Боезапас сдетонировал, в результате чего в Хоннингсвоге оказались разрушены все находившиеся в районе гавани постройки, погибло 20 немцев и 13 норвежцев, более 100 человек получили ранения. Большой силы взрыв и облако дыма заставило наших летчиков считать, что ими потоплен крупный танкер.
Успехи продолжали чередоваться с неудачами. 19-го в воздух поднялось три пары Ил-4, целью которых должны были стать суда в Тромсё. Первая пара дошла лишь до Хоннингсвога, где, обнаружив скопление судов, и сбросила свой бомбовой груз. Жертвами налета стали норвежские мотоботы «Ауд», «Сторре Бил» и еще один, название которого до сих пор не выяснено. Две другие пары, осуществлявшие полет вдоль побережья, в районе мыса Нордкап столкнулись со сплошным фронтом облачности и повернули на юг, вглубь Порсангер-фьорда. Обнаружив в примыкающем Ло-фьорде конвой, ведущий второй пары решил атаковать. К сожалению, первая пара не сразу заметила цель и затянула маневр. Прибывшие из Банака «мессершмитты» не преминули наказать наших летчиков за допущенную ошибку. Один за другим потянулись к земле машины капитана Ткачева, ст. лейтенантов Долинова и Четверикова. В Ваенгу, несмотра на три десятка пробоин вернулся лишь один самолет. В результате, к 22 июля, 35-й полк успел совершить всего 52 самолето-вылета, но безвозвратно потерял семь Ил-4, а из четырех уцелевших лишь один оставался в боеготовом состоянии. Все это не могло не отразиться на настроениях летчиков...
Дебют низких торпедоносцев состоялся 2 июля. Вечером предыдущих суток от разведывательного отдела штаба Северного флота было полу¬чено сообщение о том, что из Хоннингсвога в западном направлении вышел танкер противника. Еще до получения уточняющих данных воздушной разведки для удара по танкеру была выслана пара торпедоносцев. Как ни странно, но в расчетном районе юго-западнее острова Мосёй самолеты обнаружили судно, внешне похожее на танкер и идущее в западном направлении. Ведущий, считая, что для потопления неохраняемого судна будет доста¬точно попадания одной торпеды, начал маневрировать для занятия по¬зиции залпа, ведомому же приказал обстрелять танкер из пулеметов. В 03.15 с дистанции около 1000 м шгурман ведущей машины сбросил торпеду, когда самолет еще не лег на боевой курс. Снаряд прошел за кормой. Ведомый лейтенант Балашов, видя промах ведущего, решил атаковать сам. Он сбросил торпеду с дистан¬ции 600 м, взяв угол упре¬ждения из расчета, что цель движется со скоростью 10-12 узлов. Необходимо отметить, что большинство судов того времени ходило со скоростью не более 7-8 узлов, и этот случай не являлся исключением - торпеда прошла перед носом «танкера». В немецких документах это нападение осталось незафиксированным, что вкупе с отсутствием зенитного огня почти наверняка указывает, что в качестве цели фигурировало норвежское рыболовное или мелкое каботажное судно.
Днем 12 июля Гарбуз и Балашов безуспешно атаковали немецкий коновй, шедший на запад. Из-за сильного зенитного огня, открытого с многочисленных кораблей охранения, летчики сбросили торпеды со слишком большой дистанции и промахнулись. На следующий день Громов и Агафонов пытались торпедировать суда на внутреннем рейде Вардё - с тем же успехом. 15 июля Агафонов вышел в атаку на крупный транспорт на рейде Хоннингсвога, но его атаку сорвал плотный огонь зенитной артиллерии. После этого командование приняло решение временно преостановить действия торпедоносцев, предоставив экипажам возможность потренироваться в торпедных атаках по буксируемым щитам. Ровно спустя две недели торпедоносцы вернулись к действиям, и как тогда казалось, небезуспешно.
В 15.45 29 июля в районе мыса Слетнес воздушной разведкой был обнаружен конвой, шедший курсом на запад. По приказанию командующего ВВС СФ в 17.58 в воздух поднялись два Ил-4 с торпедами. Ведущим шел капитан Гарбуз, ведомым — ст. лейтенант Громов. Суда были обнаружены на подходе к Порсангер-фьорду с расстояния 22-25 км. Гарбуз учел уроки предыдущих боев и не ринулся в бой сходу, а зашел со стороны солнца. При сближении было установлено, что в состав конвоя входили крупный транспорт водоизмещением около 15000 т, транспорт водоизмещением 5000 т, эсминец, три сторожевых ко¬рабля и четыре охотника. Ведущий приказал ведомому атаковать вместе с ним самое крупное судно. В 20.10 с дистанции 400 м оба самолета последовательно сбросили торпеды. По докладу летчиков атака оказалась для противника совершенно внезапной, поскольку зенитный огонь был открыт с большим опозданием. На выходе из атаки штурманы и стрелки вели огонь из пулеметов по кораблям охранения. Экипажи утверждали, что видели попадания торпед в кормовую и носовую части судна, которое начало быстро погружаться в воду. Интересно сопоставить этот доклад с немецким, составленным командиром флагманского корабля конвоя СКР «V 6109» «Нордвинд» лейтенантом Ниманном:
«29.7.1942 в 18.30 западный конвой, включавший СКР «Нордвинд», миновал м. Сверхольт-Клуббен. Конвой состоял из СКР «V 6109», с командиром 59-й флотилии СКР капитан-лейтенантом Келлером в качестве командира конвоя на борту, СКР «V 5902», «V 5903», охотниками «Uj 1101» и «Uj 1106», моторными тральщиками «R 90», «R 91», пароходами «Кольмар» и «Радбод», танкерами «Олеум» и «Вера Б». Пароход «Кольмар» имел на буксире СКР „Айсбар“ («NKi 04»). Конвой следовал двумя кильватерными колоннами. Ветер был SSO 1, температура +13°C, легкая облачность, спокойное море, видимость до 20 миль.
В 19.05 СКР «Нордвинд» в направлении NNW обнаружил два летящих на бреющей высоте самолета. Была объявлена воздушная тревога и открыт огонь из 76-мм орудия Бофорса… Когда оба самолета, которые были определены как Бристоль «Бленхейм II», пришли в пределы досягаемости легких зенитных орудий, все корабли также открыли огонь. Хорошо ложившимся оборонительным огнем подлетавшие на высоте примерно 40 м самолеты были принуждены сбросить торпеды (каждый одну) уже на удалении примерно в 1500 м от внешнего охранения и сразу круто отвернуть влево на NO. При повороте СКР «V 5902» попал под обстрел из бортового оружия и имел пулевую пробоину в фальшборте правого борта. Чтобы уклониться от торпед конвой сделал поворот направо примерно на 90°. Ясно наблюдавшийся торпедный след, прошел между пароходами, которые не получили никаких повреждений. Второй торпедный след, вероятно, прошел мимо судна «Радбод». После того, как самолеты пропали из видимости в направлении на NO, переход в Тромсё продолжался в старом ордере».
То, что наши самолеты атаковали именно «Радбод» подтверждается и тем, что среди судов конвоя именно он имел наибольший тоннаж – 4354 брт. Этот норвежский сухогруз пошел на дно только 5.12.1944 у побережья Южной Норвегии, где его настигли британские штурмовики «Бофайтер»".
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #203368
Общие вопросы:
Чем вызвана возросшая активность авиации СФ в июле?
Чем вызвана низкая активность ПЛ в июле?
Причины две: Во-первых, физико-географические особенности СМТ (полярный день) сильно затрудняли действия ПЛ и наоборот, облегчали действия авиации. Во-вторых, в конце июня - начале июля на Север прибыла Особая морская авиационная группа (ОМАГ), в состав которой входили 35 мтап, 28 и 29 бап (Пе-2), кроме того 36-я ад АДД (Ил-4). По сравнению с двумя имевшимися до того ударными эскадрильями 72/2 гв. сап разница разительная.
До сих пор Вашу книгу получить не могу. Две недели прошло.
Труд Игоря с её получением реально облегчится....
С уважением
Игоря раньше пятницы не ждите
01.07.1942 Советская авиация атаковала Киркенес, Варде.
2 и 1 Пе-3, даже сами ничего не видели. Чего о немцах говорить.. даже тревог не объявляли.
02.07.1942 Советская авиация атаковала Киркенес, Вардё, ТР противника в районе острова Магерей (Два торпедоносца Ил-4 в 03:50 атаковали ТР противника в районе острова Мегерой).
Торпедоносцы даже сами доложили, что промазали. Атаковали скорее всего какого-то мелкого норвежца, который об этом немцам доложить постеснялся.
По Вардё били ДБ-3Ф, которые вообще-то летели бомбить Банак в поддержку PQ-17. Якобы даже что-то там наблюдали, но на самом деле все свои бомбы сбросили в воду Буссе-сунда.
Более удачно 4 Пе-2 и 2 Пе-3 бомбили Киркенес. Бомбы упали вблизи рудодробильного завода, хотя и без повреждений, а также немного подпалили штабеля леса в гавани.
06.07.1942 Советская авиация (3 ДБ) атаковали Вардё.
2 группы ДБ-3 (2 и потом 4) вылетали бомбить вражеские корабли (Тирпиц, очевидно), угрожавшие 17-му конвою, но никого не нашли. Первая пара бомбила Вардё, а из второй группы только 1 самолет. Немцы наблюдали пролет 4 «СБ2» и падение 10-12 бомб в воду сев. острова.
07.07.1942 Советская авиация атаковала Вардё, суда противника в Квенанген- фьорде, Персфьорде. Атаковала конвой противника.
Конвой противника в Перс-фьорде атаковали 6 Пе-2. Шли там THEDA и JACOBUS FRITZEN, норв. ELSE MARIA, охраной NM.21, V.5901/02/06. Из Киркенееса в Тромсё. Норвежцам не повезло, в них попало аж 3 бомбы и пароход утонул.
В Квенангене 6 ДБ-3 бомбили ТР и 3 СКР (C.A. LARSEN, V.6103/07), не попали.
По Вардё уже считай 8-го (в 00.09) отбомбилися 5 СБ. Как всегда видели взрывы и пожары, но на сей раз реальные: 5 легкораненых, тяжело повреждено 10 жилых домов и складов, а также 1 дом, где квартировали немцы.
09.07.1942 Советская авиация атаковала Вардё.
Сначала 2 ДБ-3, которые на самом деле д.б. бомбить Банак, потом 7 Пе-2. Все по расчету времени. В результате в Вардё их не заметили, зато бомбы (скорее всего с ДБ-3) случайно упали в воду рядом с конвоем (ESPANA, HANS LEONHARD, V.5903/01, R.56/57, UJ.1104/05/09). Правда, без повреждений.
08.07.1942 Советская авиация атаковала суда противника в районе Лаа-фьорда.
Журнал Хаммерфеста неразборчив, написано, что бомбили конвой в Магерой-сунде без толку, а какой? Кажись старого знакомого – NM.21 и прочие.
09.07.1942 Подорвался на мине и затонул корабль ПЛО Uj-1110 (РТ№8). Верно излагаю? С номером корабля ПЛО не ошибся?
Как сказать. Называть Mob FD 6 рыболовным траулером №8 – это конечно до какой-то степени точно в буквальном переводе, но на мой взгляд не верно. Военное обозначение и причины гибели правильные.
10.07.1942 Советская авиация атаковала Вардё Результаты налета.
Нулевые – их там даже не видели. Из-за плохой видимости 2 Пе-2 и 4 ДБ-3 бомбили по расчету.
11.07.1942 Советская авиация атаковала Вадсё, аэ Банак, Хебуктен, суда противника в Гамвике.
Гамвик – 1 ДБ-3 разведчик. У Слетнес-Фир бомбил UJ.1109, мимо.
Вадсё – тоже разведчик Пе-2. Упоминаний нет.
Банак бомбили по расчету времени 3 ДБ-3, ничего не нашел про это.
На Хебуктене 3 Пе-2 и 4 ЛаГГ-3 сожгли 30 бочек бензина.
12.07.1942 Советская авиация (2 ДБ) атаковала конвой противника в районе Берлевога.
Торпедоносцы. Не попали, но якобы зажгли СКА пулеметами. На самом деле у конвоя ROTERSAND, OTHMARSCHEN, HERMANN, V.6101/08, V.5903, NM.01 потерь и повр. не было.
13.07.1942 Советская авиация (5 Пе-2) атаковали ТР противника в Киркенесе.
Доложили об одном потопленном и одном повр. На самом деле никого не потопили, только на COLMAR загорелась солома, которую быстро потушили. Зато остальное было огого. Сгорела силовая Южно-Варангеровского завода, бомбы нападали рядом с пирсом, убили 6 чел., 25 ранили, кругом загорелись пожары, сгорел гараж ВМС с 22 машинами и жилой барак!
14.07.1942 Советская авиация атаковал Киркенес, суда противника в районе Хоннигсвога.
14.07.1942 Советская авиация потопила БДБ F-243А (220 брт). Погиб 21 человек. Имеются ли подробности потопления БДБ?
Киркенес бомбили 2 ДБ-3 там неинтересно, хоть и упали бомбы около комендатуры, но без повреждений.
А вот в Х. вылетали дважды: сначала 4, до цели дошли 2, но бомбы кинул 1 и мимо, а потом один – Балашов сбросил 10 соток, видел взрывище и столб дыма. Ему записали танкер в 7-8000 т, но на самом деле это была БДБ с 150 т арт. снарядов. Только погибших там было 26.
15.07.1942 Торпедоносец Ил-4 в 14:55 атаковал ТР противника в порту Хоннингсвога.
15.07.1942 Советская авиация потопила в районе Варде норвежский мотобот «Тана». Информация требует подтверждения.
Необходимы подробности, кроме того я сомневаюсь в информации о потоплении мотобота.
Сомнения правильные – не было такого. Пе-2 бомбили по расчету, не замечено. Торпедоносец бросил торпеду сильно издали, за мину приняли.
19.07.1942 Советская авиация атаковала суда противника в Киркенесе, Хоннингсвоге, Петсамо, Тронхейма, Лаа-фьорда.
19.07.1942 Советская авиация потопила в Вардё норвежский ТР «Эллистайя». Информация требует подтверждения.
В дополнение к сведениям Мирослава: Хоннинсвааг в тот день бомбили два раза – первый раз 3 ДБ-3Ф в 2.30брлн, все бомбы в воду.
Во время удачной бомбежки погибли 1 немец и 2 норвежца, 3 немца были тяжело ранены. В документах везде пишется только о 2 потопленных рыболовных катерах.
Киркенес тоже бомбили два раза – 2 и 1 Пе-2.
В Петсамо Пе-2 – разведчик сбросил бомбы на поселок, немцами не зафиксировано. Вардё вообще не бомбили.
20.07.1942 Советская авиация атаковала Киркенес, Хоннингсвог.
Только Киркенес – 3 Пе-2. Бомбы упали в море.
21.07.1942 Советская авиация атаковала Вардё. Результаты атаки?
1 и 3 Пе-2 в двух атаках. Немцы ничего не заметили.
23.07.1942 Советская авиация атаковала Паркино. К сожалению, не знаю где это.
Видимо, в фантастической стране, рожденной воображением автора этого слуха.
Сов. самолеты никого не бомбили в тот день.
27.07.1942 Батарея №221 потопила катер противника в районе Петсамо. Информация требует подтверждения. Промахнулись?
Даже не стреляла.
27.07.1942 Советская авиация безуспешно атаковала суда противника в районе Хавнингберга. Кого атаковали?
Конвой. 2 Пе-2 сбросили бомбы по 2 транспортам, но не попали.
На самом деле это были R.55/63, у которых были небольшие повреждения.
28.07.1942 Советская авиация безуспешно атаковала суда противника у мыса Маккаур. Кто был атакован?
3 Пе-2 бомбили большой транспорт без хода. Уж не останки Мимоны ли? Немцы не заметили.
30.07.1942 Советская авиация атаковала Вардё. Каковы результаты налета?
2 Пе-2 по острову. Немцы не заметили.
31.07.1942 Батарея №221 потопила 1 ска и повредила ТР противника. Информация требует уточнения.
Повредили они якобы не ТР, а ТН аж на 10000 т.
На самом деле там прорывались 4 небольших транспорта с 2 МТЩ и еще какими-то кораблями, вручную подписано и не разобрать. Ни в кого не попали.
Т.к. первую половину ответа я написал давно, то там дублирующие Мирослава сведения. Я не стал вырубать.
Игорь!
Добрый день!
Получил вчера два тома Торпедоносной авиации!
Думаю, я оставлю Вас в покое по самолетам!
Спасибо!
Буду переваривать.
Вопрос: Как классифицировать "раумботы": катщ, дозорные, эскортные?
Всё время голову ломаю, но к однозначному решению прийти не могу.
С уважением
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #204699
Думаю, я оставлю Вас в покое по самолетам!
Я не претендовал на раскрытие всей самолетной темы. Там все-таки в 1942-1943 гг. много Пе-2 и Пе-3 летали, а затем Р-40 и Р-39.
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #204927
Вопрос: Как классифицировать "раумботы": катщ, дозорные, эскортные?
Всё время голову ломаю, но к однозначному решению прийти не могу.
А как Вы классифицируете наши ТЩ 253-Л ("стотонники"), которые являлись копией с "раумботов"? Вообще-то это рейдовые тральщики, но уж никак не катера (менее 100 т).
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #205028
Вообще-то это рейдовые тральщики, но уж никак не катера (менее 100 т).
В составе конвоя каждый выполняет определённую ему роль.
Задам вопрос более конкретно: Возможно ли зная номер раумбота определить его функции в составе конвоя?
С уважением
Раумбот - если буквально, то это катер-тральщик. Теоретически немцы должны бы называть маленькое плавсредство боот, большое - шифф, однако на деле и тральщики 1935 называли боот. Полная неразбериха с этим. Плюс к тому, что были у них совсем уж маленькие пинассы на плавбазах типа Парижа - как их называть, если не катера-тральщики? по всему выходит, что Раумбот - это нечто среднее между совсем уж маленьким КАТЩ и ТЩ. По-моему устоявшийся термин МТЩ, т.е. моторный тральщик (оттого что они дизельные) вполне себе подходит.
Если смотреть на использование раумботов, то это совершенно многоцелевые катера (кораблями называть их у меня язык не поворачивается). В конвоя они работали и тральщиками (gerat-boot), медицинскими катерами (Artz-boot), "метелками" (Feger-boot), служили для ПВО и для противокатерных целей. Никакой зависимости функций и номеров нет. На заводе не делали спец. катеров для работы метлой, хехе. Роль катера в конвое определяется чтением КТВ, где она описана.
Пишу раумбот и всё.
Четкого определения однозначного всё одно не получится.
С уважением
Пишите МТЩ - это устоявшийся перевод раумбота.
igor написал:
Оригинальное сообщение #205193
катера (кораблями называть их у меня язык не поворачивается).
С языком надо бороться
По нашей классификации они четко подходят под корабль 3-го ранга, в то время как катер это 4-й ранг. Или Вы за какую-то третью терминологию, не совпадающую ни с нашей, ни с немецкой?
я человек темный, про ранги ничего не знаю и восприятие мое в основном исковеркано немецким словом боот. Хотя если задуматься, у посуды водоизмещение больше сотни тонн, какой уж тут катер.
Ну да. Если поставить рядом наш "рыбинец" или КМ и "раумбот" постройки середины войны то разница будет
07.07.1942
igor написал:
Оригинальное сообщение #204696
Конвой противника в Перс-фьорде атаковали 6 Пе-2. Шли там THEDA и JACOBUS FRITZEN, норв. ELSE MARIA, охраной NM.21, V.5901/02/06. Из Киркенееса в Тромсё.
Время выхода и прибытия в пунк назначения?
07.07.1942
igor написал:
Оригинальное сообщение #204696
В Квенангене 6 ДБ-3 бомбили ТР и 3 СКР (C.A. LARSEN, V.6103/07), не попали.
Какой третий СКР? Это конвой?
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #204699
08.07.1942 Советская авиация атаковала суда противника в районе Лаа-фьорда.
Журнал Хаммерфеста неразборчив, написано, что бомбили конвой в Магерой-сунде без толку, а какой? Кажись старого знакомого – NM.21 и прочие.
Миросла Эдуардович! Вы можете, что- либо добавть к словам Игоря?
igor написал:
Оригинальное сообщение #204696
12.07.1942 Советская авиация (2 ДБ) атаковала конвой противника в районе Берлевога.
Торпедоносцы. Не попали, но якобы зажгли СКА пулеметами. На самом деле у конвоя ROTERSAND, OTHMARSCHEN, HERMANN, V.6101/08, V.5903, NM.01 потерь и повр. не было.
Маршрут? Время выхода и прибытия в пункт назначения?
19.07.1942
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #203433
Жертвами налета стали норвежские мотоботы «Ауд», «Сторре Бил» и еще один, название которого до сих пор не выяснено.
igor написал:
Оригинальное сообщение #204696
В документах везде пишется только о 2 потопленных рыболовных катерах.
Господа! Сколько: два или три?
igor написал:
Оригинальное сообщение #204696
27.07.1942 Советская авиация безуспешно атаковала суда противника в районе Хавнингберга.
Конвой. 2 Пе-2 сбросили бомбы по 2 транспортам, но не попали.
На самом деле это были R.55/63, у которых были небольшие повреждения.
Не понятно: конвой или два раумбота? Если конвой состав и куда шел?
igor написал:
Оригинальное сообщение #204696
28.07.1942 Советская авиация безуспешно атаковала суда противника у мыса Маккаур. Кто был атакован?
3 Пе-2 бомбили большой транспорт без хода. Уж не останки Мимоны ли? Немцы не заметили.
Заколдованная эта "Мимона". Кто её только не "топил".
igor написал:
Оригинальное сообщение #204696
31.07.1942 Батарея №221 потопила 1 ска и повредила ТР противника. Информация требует уточнения.
Повредили они якобы не ТР, а ТН аж на 10000 т.
На самом деле там прорывались 4 небольших транспорта с 2 МТЩ и еще какими-то кораблями, вручную подписано и не разобрать. Ни в кого не попали.
Миросла Эдуардович! Можно чем-нибудь дополнить Игоря?
С уважением
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #205341
Миросла Эдуардович! Вы можете, что- либо добавть к словам Игоря?
Да, это был конвой NM-21, похождения которого описаны в КТВ 59-й флотилии, которой он на тот момент подчинялся. Попаданий не было.
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #205341
Господа! Сколько: два или три?
Раз Игорь написал два, значит два!
Я писал книгу, когда у меня еще не было всех необходимых документов и кое-что бралось из литературы.
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #205341
Не понятно: конвой или два раумбота? Если конвой состав и куда шел?
Напомните через неделю. КТВ 5-й флотилии раумботов уже пришел, но пока не оцифрован.
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #205341
Заколдованная эта "Мимона". Кто её только не "топил".
На 99% это не "Мимона". После атаки ПЛ 6 февраля корпус "М." съехал в море, где на не очень большой глубине и лежит по сей день. Возможно бомбили просто какую-то скалу.
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #205341
Миросла Эдуардович! Можно чем-нибудь дополнить Игоря?
Могу, поскольку в КТВ Киркенеса значатся названия ТР: "Биргит", "Бера", "Сторесунд", "Фрида", МТЩ-56, -57. Немцы насчитали 142 выстрела, попаданий не было.
7.7.42 - конвой вышел из Киркенеса в 7.30. 8.7.42 он же попал под бомбежку. В 9.20 9.7.42 кто цел остался прибыли в Тромсё.
C.A. LARSEN, V.6103/07 - естественно конвой. Кто третий СКР - следует спрашивать у летчиков, которые его туда пририсовали. 7.7.42 в 12.00 вышли из Альты в Тромсё, пришли на след. утро в 5.40.
ROTERSAND, OTHMARSCHEN, танкер HERMANN ANDERSEN (забыл ему сразу фамилие пририсовать) вышли из киркенеса в 3 утра. По дороге гостили в Хоннинсвааге. Пришли в Тромсё в 16.00 15.7
27.7.42. Могу только повторить: на самом деле это были R.55/63. Если бы это был конвой, я бы так и написал, уверяю вас.
08.08.1942 Советская авиация безуспешно атаковала суда противника в Бос-фьорде.
Кого атаковали? Результаты?
09.08.1942 Советская авиация безуспешно атаковала суда противника в Танафьорде.
Кого атаковали? Результаты?
11.08.1942 ПЛ Щ-403 в 08:57 безуспешно атаковала конвой противника в составе ТР «Santos» (5943 брт), «Rauenthaler» (3727 брт) в Варангер - фьорде. Контратакована кораблями ПЛО Uj-1101, Uj-1104, Uj-1108.
Маршрут? Время выхода и прибытия в пункт назначения?
13.08.1942 Батарея №191 обстреляла суда противника.
Имело место событие? Если имело, то кого обстреляли? Очень далеко до противника
19.08.1942 ПЛ К-21 безуспешно в 22:13 и в 22:39 атаковала кон ТР «Sevres», СКР V-5903, V-6106 на подходе к проливу Сере-сунд в точке 70º27'с.ш./21º39'в.д.
Время выхода и прибытия в пункт назначения? Маршрут?
20.08.1942 Батареи №221 и №140 обстреляли суда противника
Имело место событие? Если имело, то кого обстреляли?
23.08.1942 Торпедоносец Ил-4 в 01:00 атаковал конвой противника в Сюльтефьорде.
Маршрут конвоя? Время выхода и прибытия в пункт назначения?
23.08.1942 ПЛ Щ-422 в 07:48 безуспешно атаковала конвой противника в составе ТР «Тихука» и «Керкплейн» северо- восточнее мыса Кибергнес.
Маршрут конвоя? Время выхода и прибытия в пункт назначения?
24.08.1942 ПЛ Щ-422 в 17:48 атаковала конвой противника в составе ТР «Irmtrad Cords» (2843 брт), «Ortelsburg» (1309 брт), «Lysaker» (909 брт) в точке 70º08'с.ш./30º49'в.д. Контратакована кораблями охранения.
Маршрут конвоя? Время выхода и прибытия в пункт назначения?
25.08.1942 Советская авиация атаковала Хавнингберг.
Каковы результаты?
26.08.1942 Советская авиация атаковала Линахамари.
Каковы результаты?
28.08.1942 Советская авиация атаковала Хавнингберг.
Каковы результаты?
31.08.1942 Советская авиация атаковала Хавнингберг.
Каковы результаты?
Заранее благодарен!
Отредактированно Евгений К (23.03.2010 22:37:19)
Коллеги подскажите такой момент а 221-я, 191-я бер.батареи их состав и подтвержденные счета???? И какие еще батареи могли воздействовать по конвоям у Петсамо????