Сейчас на борту: 
FOBOS.DEMOS,
Mitry
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 15 16 17 18 19 … 37

#401 23.03.2010 12:02:49

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Ingvar написал:

Оригинальное сообщение #206947
Пользуясь разрешением, для начала, несколько вопросов;

Можно просто задавать, не "пользуясь разрешением" тем более, что для этого есть еще и отдельная ветка.

Ingvar написал:

Оригинальное сообщение #206947
1. Имелись ли у командования БФ разведданные о планировавшихся действиях финского флота на июнь - июль 1941?
(В частности как разведка БФ оценивала финские минные запасы?)

Разведданные о планах - самая тухлая часть любых разведданных. Вытащить их могут только разведчики-агенты, а таких у нас не было. Обычно намерения противника выводятся аналитическим путем из а) состава его группировки и ее развертывания; б) предыдущих действий; От финнов ожидали повтора их действий в СФВ - обороны своего побережья и коммуникаций. Запасы мин сами по себе тоже ни о чем не говорят - в СФВ при наличии этих запасов финны активных постановок за исключением двух с ПЛ не совершали.

Ingvar написал:

Оригинальное сообщение #206947
2. Какими силами и в контексте какого плана планировалась переброска 1 СД на Ханко и высадка 2 СД на Аландах?

Это нужно лезть в сух. планы, да и то, видимо, не последние. В принципе соображения ГШ об основах стратегического развертывания ВС образца осени 1940 г. и марта 1941 г. можно найти в сети.

Ingvar написал:

Оригинальное сообщение #206947
3. Как (класс) классифицировали краснофлотцы обнаруженные немецкие МЗ в Финском заливе?

Транспорта с десантом. Мы об этом уже говорили.

Ingvar написал:

Оригинальное сообщение #206947
4. Оперативное подчинение морских частей НКВД - насколько выполнялось на практике (безоговорочно или ...?)?

Перешли в полное подчинение с началом войны. В течение 3-4 дней максимум все оргвопросы были решены.

Ingvar написал:

Оригинальное сообщение #206947
Полностью согласен, хотя ПМСМ, пр.3 для Финского залива великоват.

Я с Вами соглашусь в том смысле, что кроме БТЩ нужно было иметь еще и другой более мелкий тип ТЩ типа позднейшего "стотонника". Но БТЩ он бы не отрицал, поскольку с уменьшением водоизмещения проискходит резкое снижение боевых возможностей особенно универсальности корабля (использования не как чистого ТЩ, а как СКР/БО/КЛ).


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#402 23.03.2010 17:47:16

Ingvar
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #207008
Можно просто задавать

Понял, спасибо. *HI*

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #207008
От финнов ожидали повтора их действий в СФВ

Понятно, т.е. ничего конкретного известно не было.

Тогда дополнительный вопрос;
Почему на 22/06 1941 наиболее крупные склады мин были в Таллинне (это понятно), Болдерае и Выборге? (более 3.000 шт в каждой базе из общего количества ~ 14.500)?

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #207008
Это нужно лезть в сух. планы, да и то, видимо, не последние. В принципе соображения ГШ об основах стратегического развертывания ВС образца осени 1940 г. и марта 1941 г. можно найти в сети.

Как, командование БФ даже не знало о таких планах? :O Спасибо, поищу.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #207008
Транспорта с десантом. Мы об этом уже говорили.

Извините, но Вы ранее написали, что немецкий отряд принимали за десантную группу. Тут есть некоторая разница. Теперь понятно.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #207008
кроме БТЩ нужно было иметь еще и другой более мелкий тип ТЩ типа позднейшего "стотонника". Но БТЩ он бы не отрицал,

Разумеется нет. И БТЩ, и МТЩ вполне дополняли бы друг друга, как после войны. Тем более что в иностранных флотах МТЩ имелись.

#403 23.03.2010 18:16:04

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Ingvar написал:

Оригинальное сообщение #207137
Тогда дополнительный вопрос;
Почему на 22/06 1941 наиболее крупные склады мин были в Таллинне (это понятно), Болдерае и Выборге? (более 3.000 шт в каждой базе из общего количества ~ 14.500)?

Честно говоря, я этим как-то не интересовался. А точно так было? На чьи данные Вы опираетесь?

Ingvar написал:

Оригинальное сообщение #207137
Как, командование БФ даже не знало о таких планах?

Дело в том, что до начала войны не то, что сухопутные командиры на местах, даже ГШ и НКО не ставили никаких задач перед ВМФ - типа у вас свой наркомат, у нас свой. НГК об этом в мемуарах пишет - понять чего захотят с началом войны армейцы было очень тяжело. Возможно эти дивизии "придумали" в ГМШ, а не в ГШ.

Ingvar написал:

Оригинальное сообщение #207137
Извините, но Вы ранее написали, что немецкий отряд принимали за десантную группу. Тут есть некоторая разница. Теперь понятно.

Ну, честно говоря, не знаю, в чем разница - МЗ=дес. ТР, ТКА и раумботы=корабли охранения дес. ТР. Так и принимали.

Ingvar написал:

Оригинальное сообщение #207137
Тем более что в иностранных флотах МТЩ имелись.

Фактически МТЩ начали строится либо перед самой войной (у немцев), либо уже после начала ВМВ (у союзников). Наши просто не успели этого "подглядеть" как следует. Хотя сами "раумботы" в Германии в 1939 г. видели.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#404 23.03.2010 18:21:16

СДА
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Сообщений: 4552




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #205128
Позор предательства вверенных мне людей перевесил стремление лично спастись, в крайнем случае- застрелился бы

Это легко за компьютером говорить, а вот кто и как поступит в реальной ситуации проверяется только на деле.

#405 23.03.2010 18:51:25

Jufel
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Евгений К написал:

Оригинальное сообщение #204631
Из-за каких ПБ копья ломаем? Их было три вида...

Все три вида ПБ непригодны к использованию ?

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #204814
И вновь - то. что планируется - разведывательным тралением не является.
...
На сухопутном фронте это так и называется - разведка боем. То, что при этом надо форсировать МЗ принципиально ситуацию не меняет.

Не понимаю, что кроме мин можно разведывать на центральном фарватере...

#406 23.03.2010 19:02:21

Александр Клюев
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #207159
Все три вида ПБ непригодны к использованию

По моему мнению два вида. Те, что использовались на И-153 были хорошей конструкцией.

#407 23.03.2010 23:11:41

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4345




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #207159
Не понимаю, что кроме мин можно разведывать на центральном фарватере...

Даже на ЦФ можно разведывать не только мины.
В данном же случае разведывать собирались реакцию противника (т.е. его возможное противодействие) на переход ОБК по маршруту Кронштадт - Ханко и обратно.

#408 24.03.2010 11:28:19

Ingvar
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #207148
А точно так было? На чьи данные Вы опираетесь?

На данные ув. А.В. Платонова;

Распределение запаса мин заграждения по складам и базам на 1 марта 1941 г. (стр. 22)

Образец  Всего на КБФ ВМФ  Кронштадтская ВМБ  Склад № 146  Главная база  Лиепайская ВМБ  ВМБ Ханко  Военный порт Рига  Выборг 
1908 г.              2009                       —                        323               665                       —                     —                     1021               — 
1912 г.              1410                      679                       662                —                        —                     —                        69                — 
1926 г.              5926                       —                        200              1257                      —                     55                      991             3423 
КБ                    1147                       —                          27                —                        —                      —                      800               320 
ПЛТ                    615                       39                         —                 —                        —                      —                      470               106 
Р-1                       21                       —                          —                —                         —                     —                         21                — 
МАВ-1                  52                        —                          —                —                         —                     —                         —                52 
Рыбка                747                        —                          —              747                         —                     —                         —                — 
Большие германские  312                 —                         —               312                        —                     —                         —                 — 
Малые германские  418                    —                         —                 15                       403                    —                         —                 — 
Типа А для бывших эстонских ПЛ  120   —                    —                 30                        90                    —                          —                 — 
Всего мин  12777                             718                     1212            3026                      493                    55                      3372              3901 
Минных защитников  3455                —                       1412             300                        —                     —                       1504               239 

Примечание: Склад № 146 территориально располагался в Большой Ижоре.

http://militera.lib.ru/h/platonov_av/01.html

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #207148
Фактически МТЩ начали строится либо перед самой войной (у немцев), либо уже после начала ВМВ (у союзников). Наши просто не успели этого "подглядеть" как следует.

Не совсем так;

1. Немецкие типа FM 1-ой мировой войны,
2. Польские типа "Jaskolka" — 6 единиц 185/203т; 45x5,5x1,6 м; 2 диз., 1050 л.с., 18 уз. Эк. 30 чел. 1x1— 75-мм/35, заказывались с 1933,
3. Латвийские типа Виестурс.

#409 24.03.2010 11:39:37

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Миль пардон, но у немцев МТЩ с 1931 года строились и к началу ВМВ их было 40 штук. Не так уж мало.

#410 24.03.2010 15:47:01

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Ingvar написал:

Оригинальное сообщение #207434
Немецкие типа FM 1-ой мировой войны,

Это просто речные тральщики. Не следует путать речной (малый) тральщик с тральщиком, специально созданным для уничтожения мелкопоставленных морских заграждений - раумботом.

igor написал:

Оригинальное сообщение #207436
Миль пардон, но у немцев МТЩ с 1931 года строились и к началу ВМВ их было 40 штук. Не так уж мало.

В мировом масштабе? Мы ведь говорили о причинах отсутствия аналогов раумбота в сов. ВМФ к началу войны, а для того, чтобы наши это заметили, нужна мировая тенденция.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#411 24.03.2010 17:18:27

Ingvar
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #207586
Это просто речные тральщики.

?

FM1—FM36 (1918)

170/193 т, 43,0x6,0x1,68 м. ПМ - 2, 1 ПК, 600 л.с. = 14 уз., 32 т угля. Эк. 35 чел. 1—88 мм/30, 1 пул., тралы.

Мелкосидящие плоскодонные тральщики, предназначенные для дей­ствий на реках и заливах (глубиной до 2,3 м). По современной класси­фикации аналогичны базовым тральщикам, по немецкой — большие моторные катера.

(выделено мной)http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazin … _03/13.htm

Как прототип - вполне годится. *pardon* Тем более, что поляки проектировали свои ТЩ для действий в Гданьском заливе.

Тем более никто не мешал заказать те же раумботы немцам, как ПЛ типа С.

#412 24.03.2010 17:38:53

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Я не знаю, что писало "вундерваффе", я знаю что по-немецки "флус минезухбот" = "речной тральщик". Все остальное, я боюсь, от лукавого.

Ingvar написал:

Оригинальное сообщение #207631
Тем более, что поляки проектировали свои ТЩ для действий в Гданьском заливе.

Ну и о чем это нам говорит? Мне только о том, что можно было сэкономить на автономности и, следовательно, водоизмещении. Т.е. это просто тральщик эконом-класса. У раумбота же, как я понимаю, ОТЗ определяло максимальную осадку как один из важнейших элементов ТТХ.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#413 24.03.2010 18:04:02

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Я внес свою копейку по поводу того, что немцы стали строить МТЩ только перед войной - это не совсем так. 40 штук не пустяк, и 8 лет не фигня.
В мировом смысле конечно, никто о тральщиках особенно не задумывался.

#414 24.03.2010 19:39:45

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3362




Вебсайт

Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

А зачем в мирное время строить ТЩ десятками и сотнями? В мирное время достаточно иметь несколько соединений для отработки тактики и подготовки л/с; в начеле войны временно закрыть потребность за счет мобилизации гражданских судов, а далее дело за судпромом и заранее заготовленными проектами.


С уважением.

#415 24.03.2010 19:41:32

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Типа люди к войне готовились...

#416 24.03.2010 21:06:33

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

igor написал:

Оригинальное сообщение #207674
Я внес свою копейку по поводу того, что немцы стали строить МТЩ только перед войной - это не совсем так. 40 штук не пустяк, и 8 лет не фигня.
В мировом смысле конечно, никто о тральщиках особенно не задумывался.

Так я о том и писал. Наши видели "раумбот" у немцев в 1939 г., и не какой-нибудь, а с крыльчатыми двигателями Фойта-Шнайдера, но он, хотя и понравился, никакого особого ажиотажа не вызвал, поскольку наши приезжали не за тем, а чтобы притырить побольше для "Большого флота".

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #207743
А зачем в мирное время строить ТЩ десятками и сотнями? В мирное время достаточно иметь несколько соединений для отработки тактики и подготовки л/с; в начеле войны временно закрыть потребность за счет мобилизации гражданских судов, а далее дело за судпромом и заранее заготовленными проектами.

Вы искренне так считаете?
Во-первых, моб. ТЩ не замена ТЩ спецпостройки. Не случайно немцы постепенно отказались от них. Плохо они тралят, имеют большую осадку и низкую скорость. Во-вторых, с началом военных действий по мобплану наши судостроительные заводы зачастую получали заказы для производства вооружения для СВ, а не для ВМФ. В-третьих, у нас не было проекта моб-ТЩ. Не "Полухины" же и 53У строить!


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#417 24.03.2010 21:40:37

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3362




Вебсайт

Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Я высказался в том смысле, что мелочевку типа МТЩ и КАТЩ в мирное время достаточно держать в относительно небольшом количестве для отработки вопросов тактики и боевой подготовки. В военное время все равно придется делать упор на массовую постройку ТЩ - довоенным количеством все равно не обойтись. Даже в блокадном Ленинграде сумели наладить массовый выпуск расходной мелочевки ВОВ: МТЩ, БМО, МБКА, тендеров.
Правда не знаю - в ВОВ в Ленинграде КАТЩ и ТКА массово строили?
Видимо перед ВОВ ТЩ строили только для того чтоб тралить для себя фарватеры в своих же оборонительных МЗ - никто и не мог представить, что им придется водить огромные конвои ТР...
Кстати, на БФ наши БТЩ как раз и сгубила их универсальность - будь они попроще никто бы их от траления не отвлекал на бомбовозные рейсы и эскорты, не связаные с тралением.

Отредактированно Буйный (24.03.2010 21:42:49)


С уважением.

#418 24.03.2010 22:19:48

Ромуальд
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Уважаемый Мирослав - перевод конечно хорошо но нет тут случая как с теми же полулегендарными "канонерками для Китая" у англичан - то есть банальне очковтирательство. Это я по ФМ-кам. Они ни разу не использовались для речного траления. Да и не было в оперативной зоней дойчей в годы 1 МВ рек где массово ставили мины для борьбы с которыми нужны столь серьезные по меркам речной войны кораблики - разве нижний Дунай ну их туда не переводили и вообще в тех краях австрияки в основном речные крутились. А вот в Моонзунде они в 18 насколько знаю работали. Да и в Северном море вблизи портов тоже отметились.
Для рек чистые Ф-ки предназначались но они и носимыми на крупных кораблях были (так тож другая категория - КАТЩ. Нечто подобное и русский БФ в годы 1 МВ имел хоть и в недостаточном количестве).

#419 24.03.2010 22:33:34

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Опять тему куда-то не туда понесло.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#420 24.03.2010 22:47:09

Scharnhorst
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Модераторы  -ау!!! Давайте интерес к немецким тральщикав в отдельную ветку вынесем!

#421 25.03.2010 11:06:51

Ingvar
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #207645
Ну и о чем это нам говорит? Мне только о том, что можно было сэкономить на автономности и, следовательно, водоизмещении. Т.е. это просто тральщик эконом-класса.

Это говорит о том, что именно подобные МТЩ и требовались в Финском заливе, разумеется, если в нём вообще собирались воевать (в чём есть очень большие сомнения). Напомню основной недостаток пр. 3 - большая осадка, усиленная перегрузкой. А вот большая дальность в Финском заливе не нужна.
Про меньшую стоимость и меньшие трудозатраты - умолчу.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #207786
Так я о том и писал. Наши видели "раумбот" у немцев в 1939 г., и не какой-нибудь, а с крыльчатыми двигателями Фойта-Шнайдера, но он, хотя и понравился, никакого особого ажиотажа не вызвал, поскольку наши приезжали не за тем, а чтобы притырить побольше для "Большого флота".

Именно в этом и проблема - немцы отлично понимали, что "Флот открытого моря" вовсе не отменяет боевых действий у побережья. В отличие от сов. МГШ.

Другими словами - БФ не собирался воевать в Финском заливе, а перестроиться летом 1941 Трибуц, Пантелеев и Ко не успели/смогли.

#422 25.03.2010 11:13:59

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Ingvar написал:

Оригинальное сообщение #208217
Другими словами - БФ не собирался воевать в Финском заливе, а перестроиться летом 1941 Трибуц, Пантелеев и Ко не успели/смогли.

Собирался. Дело в другом: наша концепция применения флота приписывала противнику совсем другое поведение, чем то, что было в реале. В нашем представлении враг должен был послать свои линкоры и ТР с десантом через наши минные поля, под удары ПЛ, ВВС, ТКА. Следовательно мины это наше оружие, а не противника. Пишу сознательно все огрубляя. Если более наукообразно то так: считалось, что противник свои задачи на море (десанты с целью захвата наших важных экон. центров, или во фланг и тыл наступающей РККА) не сможет решить средствами "малой войны". Поэтому от него применения средств "малой войны" не ожидалось.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#423 25.03.2010 12:05:12

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Scharnhorst написал:

Оригинальное сообщение #207900
Модераторы  -ау!!! Давайте интерес к немецким тральщикав в отдельную ветку вынесем!

Сергей, ничего настолько ценного, чтобы его куда-то переносить я тут не вижу. Если есть желание завести ветку по немецким ТЩ/МТЩ, то это может сделать любой желающий на соответствующем разделе форума.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#424 25.03.2010 15:02:14

Ingvar
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #208221
Собирался. Дело в другом: наша концепция применения флота приписывала противнику совсем другое поведение, чем то, что было в реале.

Смотрим;

В целях наилучшего использования сил флота при отражении готовящегося нападения Нарком ВМФ приказал Военному совету КБФ разработать планы действий флота на морском направлении, а также совместных действий армии и флота. В директиве адмирала Н.Г. Кузнецова от 26 февраля 1941 г. говорилось, что при разработке планов следует исходить из предположения одновременного выступления против СССР на западе коалиции, возглавляемой Германией и включавшей в себя Италию, Венгрию, Румынию, Финляндию и Швецию, с одновременным выступлением против СССР Японии на востоке. Исходя из этого, на Краснознаменный Балтийский флот возлагались следующие задачи:

— не допустить морских десантов противника на побережье Прибалтики и на острова Эзель и Даго;
— совместно с военно-воздушными силами Красной Армии нанести поражение германскому флоту при его попытках пройти в Финский залив; [15]

— не допустить проникновения кораблей противника в Рижский залив;

содействовать сухопутным войскам, действующим на побережье Финского залива и на полуострове Ханко, обеспечивая их фланги и уничтожая береговую оборону противника;

быть в готовности обеспечить переброску одной стрелковой дивизии с побережья Эстонии на полуостров Ханко;

— действиями флота в сочетании с оборонительными минными постановками, а также постановкой подводными минными заградителями минных банок на подходах к портам и базам, а на внутренних фарватерах — авиацией — затруднить развертывание и действия сил флота противника.

...

5 апреля 1941 г. планы действий (оперативный план и план прикрытия) утвердили у командования ВМФ. Основным операционным направлением действий германского флота считалась южная часть Балтийского моря — Финский залив. Предполагалось, что на этом направлении противник, с целью выхода в тыл нашим сухопутным войскам, будет стремиться, прежде всего, захватить путем высадки морского десанта Моонзундские острова, а также овладеть Ригой и Таллином. То есть просматривается некая аналогия с действиями Германии в Норвежской операции в апреле 1940 г. Считалось, что, используя выгодное положение Финляндии, противник может оттуда развернуть активные боевые действия на нашей коммуникации Кронштадт — Таллин — Ханко и против сил флота, базирующихся непосредственно на Главную базу. То есть уязвимость коммуникаций в Финском заливе осознавалась. [16]

Возможность захвата Моонзундских островов и прорыва германского флота в Финский залив вызывала особую озабоченность нашего командования. Именно недопущение этого, а также входа кораблей противника в Рижский залив, являлись главнейшими задачами КБФ на первые 10–12 дней войны. Это предполагалось обеспечить всесторонней организацией разведки, корабельных дозоров и наблюдением за морем. С этой же целью авиации флота ставилась задача систематически наносить бомбовые удары по войскам десанта, кораблям и транспортным средствам в пунктах их сосредоточения. Созданием минно-артиллерийских позиций в устье Финского залива (Центральная минная позиция), Ирбенском проливе, Соэлозунде, у Лиепаи и на рубеже Нарген — Порккала-Удд (Тыловая минная позиция) намечалось подготовить условия для боя с флотом противника. В дальнейшем предполагалось захватить остров Оланд с высадкой двух стрелковых дивизий. В то же время рассчитывали затруднить развертывание и действие кораблей противника постановкой подводными заградителями минных банок на подходах к портам и базам противника, а на внутренних фарватерах — авиацией.

При обнаружении основных сил германского флота (линейных кораблей, крейсеров и транспортов с войсками) в средней и северной частях Балтийского моря намечалось осуществить по ним предварительные удары частью сил флота во взаимодействии с ВВС ПрибОВО. Главный удар, имеющий целью уничтожить линейные корабли, крейсера и транспорты, предполагалось нанести главными силами на минно-артиллерийских позициях. При попытке противника высадить войска десанта до создания минно-артиллерийских позиций главный удар наносился бы всеми силами и средствами флота и ПрибОВО непосредственно в районе высадки.

С тем, чтобы упредить противника в его действиях на море, командующий флотом предполагал начать до объявления войны или в момент ее возникновения перевозку стрелковой дивизии из Таллина на Ханко, а также постановку мин первой очереди в устье Финского залива, Ирбенском проливе, у Лиепаи и Ханко. К этому же времени намечалось развернуть подводные минные заградители [17] на подходах к базам и портам противника, а усиленные дозоры подводных лодок и надводных кораблей у своих баз выставить с момента нарастания угрозы нападения. Выполнение операции по созданию Центральной минной позиции возлагалось на эскадру и группу минных заградителей. Руководство операцией командующий флотом оставлял за собой. Задача постановки минных заграждений в Ирбенском проливе и у Соэлозунда ставилась Отряду легких сил, а у Лиепаи и Ханко — силам этих баз.

...

Кстати, а как быть с теми силами противника, которые к началу военных действий уже окажутся в тылу минно-артиллерийской позиции, то есть в водах Финляндии? Ведь задача уничтожения кораблей противника в Финском заливе не ставилась. Опять же можно предположить, что она как бы подразумевалась сама собой, но кто и как должен ее решать? К сожалению, этот принципиальнейший вопрос ответа не имеет. Очень хотелось бы знать почему, так как именно с этого все несчастья в Финском заливе и начались. Собственно, здесь могут быть только две причины: банальный просчет при планировании боевых действий или следствие мании величия, когда силами противника в заливе просто пренебрегли. Впрочем, обе причины взаимосвязаны. Таким образом, задача завоевания и удержания господства в Финском заливе перед Краснознаменным Балтийским флотом Наркомом ВМФ не ставилась и командованием флота также не предусматривалась.

(выделено мной)
http://militera.lib.ru/h/platonov_av/01.html

1. Извините, что цитирую лишь книгу Платонова, но что есть под рукой.
2. В принципе планы БФ здесь отражены. Попробую сформулировать некоторые выводы, касающиеся именно Финского залива;

а) Штаб БФ планировал на 1-ом этапе - поддержку флангов РККА и перевозку войск, на 2-ом этапе - поддержку флангов РККА и высадку десанта на Аланды.
б) Задач по уничтожению или блокированию финского флота в Финском заливе - нет.
в) Задачи обеспечения коммуникаций - чётко не сформулированы.

Собственно, здесь могут быть только две причины: банальный просчет при планировании боевых действий или следствие мании величия, когда силами противника в заливе просто пренебрегли.

3. А вот здесь вынужден не согласиться с уважаемым автором. *HI* Есть простое и логичное объяснение, почему северному побережью Финского залива не уделялось достаточного внимания.

В варианте вторжения РККА в Финляндию с первого дня войны и быстрого наступления вдоль побережья проблема финского флота решалась автоматически. При этом БФ получал "шхерный северный" фарватер, в дополнение к южному.

Этот вариант действий объясняет не только непонятное пренебрежение защитой коммуникаций в Финском заливе, но и планируемые переброску СД на Ханко (что совершенно не потребовалось в реале), и десант на Аланды, и переброску 1-ого МК на север, и ряд других событий.

Именно такой вариант позволяет пренебречь действиями финского флота + нем. отряда ФЗ - много они всё равно не успеют.

Вот, теперь можно и табуретки. *HI*

#425 25.03.2010 15:05:44

Ingvar
Гость




Re: Таллинский переход...Балтика, август 1941-го.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #208221
В нашем представлении враг должен был послать свои линкоры и ТР с десантом через наши минные поля, под удары ПЛ, ВВС, ТКА.

Извините, но это относилось к Балтике в целом, но никак не к Финскому заливу.

Страниц: 1 … 15 16 17 18 19 … 37


Board footer