Вы не зашли.
Не совсем все так было, Евгений. Первыми ушли ТКА-67 (Клевенский на борту) и ТКА-47. Только они и участвовали в бою с немецкими ТКА. Немцы пишут, что наши оторвались. Они вроде бросились преследовать, спустя час снова как будто обнаружили, но боя уже не имели. В общем, мне без Игоря не разобраться. Но теперь, поскольку Испания выиграла, я надеюсь, он не станет отказывать в этой маленькой просьбе
Ясно только то, что полузатонувший ТКА-47 остался болтаться в море и был взят на буксир немецкими тральщики. На его борту немцы нашли какие-то документы. Кемнаде пишет в мемуарах:
DER 1. RUHETAG IN LIBAU
Da für die kommende Nacht nur 2stündige Bereitschaft befohlen ist, inspizieren wir den Hafen und seine werftmäßigen Einrichtungen etwas genauer. So finden wir auch das von der 5. MS-Flottille in der Höhe von Steinort vor der Küste in Schlepp genommene, ohne Besatzung in beschädigtem Zustand treibende, russische Schnellboot Nr. »47«. Nach den Einschüssen zu urteilen kann es sich nur um eines der beiden S-Boote handeln, die am 27. Juni ein etwa 15 Minuten dauerndes Artilleriegefecht mit unserer 2. Gruppe geführt haben. Das vorgefundene Geheimmaterial, Zeichnungen, Waffen und Geräte werden von zuständigen Stellen ausgewertet. Als Bootstyp sind diese Boote »Schönwetterboote«.
Что стало с экипажем не понятно. Согласно ОБД Мемориал к-р ТКА пропал без вести в августе 1941 г. Это может значить, что они пропали без вести еще 27 июня, но только в августе их объявили пропавшими, или все-таки вышли к нашим и пропали в более поздних боях. Лично мне более достоверной кажется первая версия.
ТКА-17 с НШ Либавской ВМБ к 3 р Радкевичем был оставлен Клевенским в Либаве для организации эвакуации, но фактически ушел спустя примерно полчаса после ТКА-67. В бою он не участвовал. ТКА-27 и ТКА-37 охраняли "Виенибу". В какой последовательности немецкие самолеты потопили 27-й и судно не понятно, но с ТКА-27 был спасен весь экипаж, а с Виенибы, якобы, почти никто не спасся.
В принципе перевел:
После боя с советскими ЭМ, катера противника столкнулись в 03:25 с двумя катерами. Один улонился на запад, потом на северо- запад. Другой повернул назад и также ускользнул. Дальше о том, что огонь лег хорошо. Потом не понятно. Что такое Pompongs не знаю. Советские катера добились осколочных попаданий. S.35 имел 5 легкораненых. На S.31 все машингеверы функционировали хорошо. Имелось два разрыва снарядов в стволе, после того как орудия сделали 200 выстрелов (?). В 03:40 пошли домой. В 03:46 на S.59 сдохла машина и дальше шли со скорость 15 sm. В 04:25 в кв. Q 6754 у Стейорта обнаружули одиночный советский торпедный катер. Три свободных катера принялись его приследовать. Тем не менее враг ускользнул сначала на запад, потом на северо- запад. Двигался со скоростью 42 sm. Речь шла об одном из 20-т Fla- торпедных катеров. Так как эти катера имели бензиновый мотор, единственная пробоина приводила к аварии, поэтому принятие боя казалось стоящим.
Всё же атака на эти быстроходные катера не окупается, так как ставит на карту собственный, гораздо более ценный катер.
S.59 также имел повреждение средней машины. дальнейшее движение возможно лишь одной машиной на скорости 12 sm.
Такой вот, немного вольный, перевод.
Дальше переводить поленился.
С уважением.
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #264412
На S.31 все машингеверы функционировали хорошо. Имелось два разрыва снарядов в стволе, после того как орудия сделали 200 выстрелов (?).
А по-моему так: МГ у всех работали хорошо, но на S.31 у двух пушек разорвало стволы после 200 выстрелов.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #264124
99% это "Людериц". ТКА-47 4 июля 1941 г. отбуксировали в Либаву, где "Людериц" стоял до 19 июля. С "Петерсом" ТКА-47 пересекаться не должен был.
Priwet Mirolaw i drugiye
Reinhard Kramer is Rostocka skasal menya, shto eto CARL PETERS, no ya emy werju.
a teper` na sdorowiye wseh is wostoka Ewropy, Rossiyi, Belorussi i Ukrainy. Iswinite menya, shto ya Wam eto sdes` hochu pokasat`, no ya ne snayu, kde ya by mogl eto perenesti?
http://www.youtube.com/watch?v=kkZD77OfgWw
posdrawlayu
Mischa
Отредактированно Glasisch (13.07.2010 14:04:16)
Господа модераторы, перенесите пост Миши в кают-компанию. Он нам привет из Польши посредством пива шлет!
Что касается КТВ, то Евгений был почти точен, но Мирослав поправил все же правильно.
03.25 кв. 6727 у Бакофена
Впереди два русских ТКА. Приказ по УКВ: строй наружного уступа для артиллерийского боя, Антон Карл! Передовой из двух катеров уходит на запад, позже на СЗ. Другой делает разворот и тоже уходит. Наш огонь ложится хорошо и по скорострельности вчетверо превосходит «помпомы» (2-см). Противник, однако, добился многочисленных осколочных попаданий по S.35 (5 легкораненых). Все автоматы кроме S.31 работали хорошо. S.31 имел два разрыва снарядов в стволе, хотя и уже после 200 выстрелов.
3.40 Противник скрылся из виду. Флотилия собирается вместе и продолжает идти домой.
3.46 На S.59 ломается машина. Далее ход 15 уз.
4.25 кв. 6754 у Штайнорта
Одинокий русский ТКА впереди. Три боеготовых катера немедленно бросаются в погоню. Противник однако прорывается на запад, затем на СЗ. Он дает примерно 42 уз. Это был примерно 20-тонный ?Fla-schnellboot? (варианты – зенитный (flak) и плоскодонный (flache). Так как эти катера имеют бензиновые моторы, единственное попадание может вывести их из строя, поэтому мне показалось, что стоит начать бой. Несмотря на это, вообще атаки на эти очень быстроходные катера не стоят того, чтобы рисковать своими, очень ценными кораблями.
4.41 На S.59 вышла из строя и центральная машина. Далее он мог идти только на одной, поэтому скорость примерно 12 уз.
9.00 На обратном пути у нашего берега р/гр командиру 3 флотилии ТКА: «Эта р/гр со старой временной группой, так как новые документы по ТКА еще не поступили на борт. В бою с сильным отрядом неприятеля в Ирбенском проливе потоплены 2 ЭМ класса «Г» и один миноносец класса «БУРЯ». Просим подготовить санитарную машину для раненых. Kr. (?) о противнике на береговых радиостанциях не услышана.»
9.46 Идем с первым звеном (S.60 и S.35, у нас место опять у Паппензее), чтобы скорее доставить раненых с S.35 врачам.
11.00 Встали на якорь в Мемеле (1 звено).
13.00 2 звено встало на якорь в Мемеле. Передано сообщение командиру флотилии.
Про захват ТКА ни слова, как мы видим. Во второй раз он от них просто удрал.
А теперь мемуар.
Первый спокойный день в Либаве
Так как для предстоящей ночи была объявлена только 2-часовая готовность, мы провели инспекцию гавани и ее ремонтных возможностей немного тщательнее. Так мы нашли и прибуксированный 5. флотилией ТЩ (MS-Flottille – видимо, ошибка?), захваченный на широте Штайнорта у берега, без экипажа, в поврежденном состоянии дрейфовавший русский ТКА №47. После входным отверстиям мы рассудили, что это мог быть только один из тех ТКА, которые 27 июня провели примерно 15-минутный арт. бой с нашей второй группой. Обнаруженные секретные материалы, рисунки, оружие и приборы были отправлены в соответствующие инстанции. По типу катера это был это был «ТКА хорошей погоды».
Кривовато, торопился.
igor написал:
Оригинальное сообщение #264831
Приказ по УКВ: строй наружного уступа для артиллерийского боя, Антон Карл!
Как я понял, "Антон Карл" в данном случае это "АК" - полный ход.
igor написал:
Оригинальное сообщение #264831
Kr. (?) о противнике на береговых радиостанциях не услышана.
Как я понял, сокращение "Kr." в контексте, это аналог нашего понятия "РДО" - радиодонесение.
igor написал:
Оригинальное сообщение #264831
Про захват ТКА ни слова, как мы видим. Во второй раз он от них просто удрал.
Пардон, а кто говорил про захват ТКА? Кстати, во втором случае, видимо, противником немцев был ТКА №17 с Радкевичем на борту.
Я писал ранее:
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #264374
Ясно только то, что полузатонувший ТКА-47 остался болтаться в море и был взят на буксир немецкими тральщики. На его борту немцы нашли какие-то документы.
Поэтому
igor написал:
Оригинальное сообщение #264837
Так мы нашли и прибуксированный 5. флотилией ТЩ (MS-Flottille – видимо, ошибка?),
Никакой ошибки нет. Болтавшийся с 27 июня по 4 июля в море ТКА №47 был взят на буксир тральщиками и доставлен в Либаву. Вот как это описано (не путаться - это одна и та же страница с небольшой вклейкой!) в КТВ 5-й флотилии.
Значит, путаница у меня. Читал и переводил в большой спешке, результат закономерен. Показалось, что кто-то выше по теме говорил о захвате 47-го шнельботами. И тральщики мимо ума прошли.
Ихний КТВ надо переводить, или всем так все понятно?
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #264888
Как я понял, "Антон Карл" в данном случае это "АК" - полный ход.
Интересно!
После захвата ТКА №47 получил неофициальное название АНТОН. Есть у меня одно предположение о данном позывном: Как звали командиров немецких шнельботов, участвовавших в бою?
igor написал:
Оригинальное сообщение #264892
Показалось, что кто-то выше по теме говорил о захвате 47-го шнельботами.
Это я преполагал. Про тральщики на тот момент у меня информации не было.
Я думаю, вы думаете в неправильном направлении, Евгений. Антон - стандартное немецкое обзывательство для буквы А в переговорах по радио и телефону. Ну как всем известные америкосовые альфа, браво, ромео и т.д. У катера скорее всего Антон означало, что это первый сов. захваченный катер, типа А.
igor написал:
Оригинальное сообщение #264892
Ихний КТВ надо переводить, или всем так все понятно?
Лично мне общий смысл понятен, хотя и без подробностей. Типа обнаружили рубку ПЛ, присмотрелись - ТКА, обстреляли, дали опознавательный сигнал - ничего. Обследовали - русский ТКА №47. Шифровальная машинка и карты не обнаружены, взяли, оттащили.
igor написал:
Оригинальное сообщение #264902
Евгений. Антон - стандартное немецкое обзывательство для буквы А в переговорах по радио и телефону. Ну как всем известные америкосовые альфа, браво, ромео и т.д.
+1
Посмотрел отчет 5 фТЩ. В принципе вы все верно поняли, только обнаружена была не рубка, а "подлодка на поверхности". Сначала дали опознавательный, потом стрельнули. Катер был на якоре, много пулевых пробоин, отстреленная антенна, не найдены не шифр. машинка, а секретные документы (и карты). В обнаружении участвовали кроме ТЩ еще и какие-то пинасы - именно на них брали катер на абордаж.
Спасибо.
igor написал:
Оригинальное сообщение #265049
В обнаружении участвовали кроме ТЩ еще и какие-то пинасы - именно на них брали катер на абордаж.
Вероятно с MRS-11, но его КТВ за данный период у меня нет. Впрочем, и так все понятно.
Прошло сообщение,что в результате налёта Сов.авиации на Лиепаю взорвался транспорт ERIKA SCHÜNEMANN с грузом боеприпасов http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=3466.
Однако по другой информации затоплена в Скагераке с грузом хим.боеприпасов
http://www.wrecksite.eu/wreck.aspx?93391
http://www.shipsnostalgia.com/guides/Wo … arrak_area
А теперь о главном.В 2001г мне в составе группы водолазов удалось побывать на некогда секретном затопленном объекте вблизи Лиепайского порта.Судя по обилию деталей из цвет.мета,в постсоветский период на судне мы были первыми.Судно со следом взрыва в центральной части загружено 203-мм снарядами.Задача ,кроме снятия фильма,была убедить местные власти,что это не принадлежит СССР,что было и сделано.
Применив замечательный метод ув.jurikss выяснили,что во время бомбёжки в транспорт стоявший на разгрузке попала бомба и начался пожар.Дабы предотвратить затопление,его быстренько вывели за ворота,где он благополучно утоп.Можно было бы и не особо верить,но...На последних годах советской власти водолазами спецназа ВМФ СССР на месте предполагаемой стоянки судна было поднято большое количество снарядов(счёт исчислялся тысячами).Затем по всем известным причинам работы были свёрнуты.Уже в середине 90-х мне дважды попадалось по ящику 45(57)мм снарядов.
На данный момент по нескольким независимым экспертизам осталось порядка 400-500т боезапаса.
По информации об обследовании судна в сов.период,в кормовом трюме были якобы глубинные бомбы.Но при нашей видимости,бомбу очень легко спутать с бочёнком с ОВ.Вот и остаётся загадкой-где же покоится ERIKA SCHÜNEMANN ?
rescuer 160 - если верить регистрам где - то так.
одновинтовой стальной однопалубный двухмачтовый грузовой пароход WASHINGTON 1889 г.з-д. Strand Slipway Co., Ltd., Monkwearmouth Sunderland (англ) стр №:83 спущен:16.04. 1889 сдан хозяину:05.1889. Построен для Fenwick & Co,London (англ) рег № 96581. 1890 г продан как ИНЖЕНЕР АВДАКОВ (A.Хараджаев приписка Мариуполь),1894 г ремонт в Одессе на з-де. Беллино - Фендерих, 1895 г хозяева – его наслідники. 1900 г куплен как IRIS (герм. Schmidt & Hansen, Flensburg). С 1905 г. у A. Hansen, Flensburg. Вскоре после 1 МВ ушей в Данию и в 03.1919 - 06.1920 г. на отстое в Сондербурге. Затем работал у довоенного хозяина. 1928 г. куплен как ERIKA SCHUNEMANN герм. E. Haubuss Schiffartsges. m.b.H., Stettin. 14.12.1944 г. в Либаве потоплен сов. авиацией,вскоре поднят и уведен на буксире в Киль. Затем был в Фленсбурге в поврежденном виде – ремонт не начинали и в нач. 05.1945 г. взят тут союзниками.17.10.1945 г затоплен ими в Skagerrak с грузом хим.боеприпасов
1200.93 грт / 863.9 грт. 69.16 - 11.2 - 2.43 / 5.17 м. (227.5 - 36.8 – 8 /17 фут). 1 ГТР 130 нлс / 360 лс. 8 узл. 20 чел
Варианты конечно возможны (как и все в нашей жизни) но похоже не остатки "мамзель Шунеман" в ваших краях до сих пор отдыхают. Возможно уважаемый Мирослав подберет другого кандидата ?
Вообще можете попробовать Клауса попросить на него фотку поискать если шо - то даст. Но в случаем маленького чуда (при варианте найдется) вид будет конечно надводный а не подводный.
Ромуальд написал:
Оригинальное сообщение #265248
14.12.1944 г. в Либаве потоплен сов. авиацией,вскоре поднят и уведен на буксире в Киль. Затем был в Фленсбурге в поврежденном виде – ремонт не начинали и в нач. 05.1945 г. взят тут союзниками.17.10.1945 г затоплен ими в Skagerrak с грузом хим.боеприпасов
Не логично.
Первое: Этих SCHUNEMANNов было два. Труде и Эрика.
Второе: Эрика. На нем взорвались боеприпасы. Многие суда рядом получили повреждения, а одно даже затонуло. Судно старое. Кроме того: декабрь 1944 г. Какой подьем? Ремонтировать какой смысл?
Третье: А вот Труде был только поврежден и легко могло оказаться в Скагерраке. Где, собственно, и было затоплен.
С уважением
Отредактированно Евгений К (16.07.2010 06:24:49)
Взрыв ЭРИКИ в Либаве описан по нем. первичным документам, а на основании чего писано на врексайте и шипсностальжи - ХЗ.
Насчет вероятности подъема древного судна, расхреначенного взрывом, в прифронтовом порту - совершенно солидарен с Евгением, вряд ли был смысл и возможности.
Плюс, для верности, в книге Динкляге по хандельсмарине, ЭРИКА потоплена бомбардировщиками в Либаве, а в Скагерраке затоплена Trude Schünemann (экс-Taarnborg), 1906 г., 1260 брт. Так что тут я тоже согласен с Евгением.
Однозначный вердикт: ERIKA SCHÜNEMANN лежит на дне в Либаве.
igor написал:
Оригинальное сообщение #265286
Однозначный вердикт: ERIKA SCHÜNEMANN лежит на дне в Либаве.
Не все так просто. 10-20 мая 1945 г. в Либаве работала комиссия ВВС КБФ по установлению результатов налетов. "Эрика Шюнеманн" не был ей обнаружен, хотя то, что он был гружен боеприпасами и взорвался в Зимней гавани, подтверждалось опросом пленных и населения. Куда делось судно никто сказать не мог. По троф. документам либавского СРЗ на ремонт не поступал. Вероятно, остов действительно был выведен в море и затоплен, хотя не исключено, что судно очень сильно разворотило и оно легло на дно гавани (кстати, какая там глубина?) - согласно сов. схеме часть судов, затонувших на глубине не обследовалась.
Четко фигурировали: "Минна Кордс", "Инка", "Шиффбек" (2 км западнее порта), "Макс Борнхофен", "Вакуум", "Финнланд" (почему-то назван "Мальгашем" - 2 км сев. аванпорта), бук. "Вега" и еще какой-то буксир.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #265290
Вероятно, остов действительно был выведен в море и затоплен, хотя не исключено, что судно очень сильно разворотило и оно легло на дно гавани (кстати, какая там глубина?)
Судно замыто в песок по верхнюю палубу (обычное явление для этого района).Глубина над палубой 6-7м.Вероятно первоначальный взрыв произошёл в центральной части в районе трюма со снарядами малого калибра,которые и разбросало по акватории.При затоплении взорвались котлы-палуба над маш.отделением отсутствует.Носовой трюм с крупнокалиберными снарядами цел и забит ими по комингс.По информации командира группы водолазов спецназа,в районе кормового трюма наблюдались бочкообразные глубинные бомбы (возможно бочёнки с каким то грузом)
Неудивительно, что комиссия не смогла обнаружить взорвавшееся судно с боеприпасами.
Тем более, что причины путаницы про затопление после войны как будто вырисованы с помощью ТРУДЕ Ш.
igor написал:
Оригинальное сообщение #265286
ЭРИКА потоплена бомбардировщиками в Либаве, а в Скагерраке затоплена Trude Schünemann (экс-Taarnborg), 1906 г., 1260 брт. Так что тут я тоже согласен с Евгением.
Дык они там обе затоплены http://www.shipsnostalgia.com/guides/in … oldid=4723
Как вы думаете, зачем я это написал?
igor написал:
Оригинальное сообщение #265286
на основании чего писано на врексайте и шипсностальжи - ХЗ
Затем что сайт в интернете, как это давно проверено, по достоверности ниже, чем исследование какого-нибудь авторитетного человека. Конечно, Динклаге тоже ошибаться может, но в случае с сайтом вообще непонятно, откуда что бралось. Эрика там не один глюк - не зря нет координат затопления.
Например, HELGOLAND - тоже не был затоплен, пущен на слом в Англии в 1947.
Миноносцы там торпедоягерами обозваны! А эсминец - охотником.
Я думаю, что сомневаться в чем-то можно только тогда, когда имеешь к этому серьезные основания.
igor написал:
Оригинальное сообщение #265351
Я думаю, что сомневаться в чем-то можно только тогда, когда имеешь к этому серьезные основания.
В том то и загвоздка,что затопление в Скагене конкретно Ерики реально не подтверждено-нет ни координат,ни результатов обследования.Не инсценировка ли это,чтобы замести следы.Ведь объект всё советское время был секретный и преспокойно покоился на дне.
Просто я на этой мине живу,и не хотелось,чтобы она ещё была и с химической начинкой.
rescuer 160 написал:
Оригинальное сообщение #265404
Просто я на этой мине живу,и не хотелось,чтобы она ещё была и с химической начинкой.
Получается так.
ИМХО Только химии там нет. Не везли её в Либаву.
Отредактированно Евгений К (16.07.2010 15:56:41)