Сейчас на борту: 
mangust-lis,
Starracer
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 25.12.2009 17:59:52

ass555
Гость




Северный Флот против конвоя Ki.114.Rp 7 апреля 1944 года.

Внемля критике старших товарищей, исправляюсь. Итак, западный 114-й конвой. Немцы потянули на ремонт из Киркенеса ПБ "Ля Франс", бывший норвежский пароход. Но, не тут-то было...Вроде бы, потопить нашим никого не удалось, однако, все это вылилось в целое сражение. а по поводу понесенных СФ потерь и достигнутых успехов, как всегда, я надеюсь поинтересоваться у Ув. ИГОРЯ  и Ув. БОТИКА ПВ. Ибо, они, как показала практика, знают все.....

#2 26.12.2009 19:03:04

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: Северный Флот против конвоя Ki.114.Rp 7 апреля 1944 года.

Оки-доки, попробую описать как там чего было, но было-то очень сложно.

В одну ночь немцы проводили 2 конвоя: один из Петсамо (4 парохода, 5 МТЩ и СКР V.6115, буксирующий финский СКР TURJA), и "наш", сабжевый. Петсамский вышел в 1.15, хотя обнаружение конвоя в сов. Хронике записано гораздо раньше (1.00мск, т.е. на 1.15 раньше). Немцы прикрывались дымами, наши ничего разглядеть не могли, но обстреливали врага из орудий (113 отд. дивизион). Был якобы потоплен дымзавесчик (и на самом деле, было попадание в R.157, на котором имелись 2 тяжелораненых, но про повреждения не сообщается). Вообще, там было настоящее сражение - немцы зафиксировали 480 сов. снарядов, а сами ответили 250-ю. Немцы попали в батарею №140, выведя из строя 2 ее орудия, убив 4, ранив 4 и контузив 4 моряков. В ответ в располажении батареи Зенсенхаузер разорвалось 60 снарядов, батареи Петсамо - 120. В последней пямым попадание уничтожен прожектор А, везде легкие повреждения бараков, проводов.
Чуть позже, в 2.00 из Кьелмо-сунда вышел и Ki.114.Rp в составе: флагман V.5911, V.5912, UJ.1212/19/NH.03, буксир GULOSENFJORD тащил LA FRANCE. Скорость у них была 6 уз.

Тоже в это время из Пумманки вышли ТКА №209 и 211 (главный - кап-лейт Рубашенко), которые перенацелили на атаку петсамского конвоя. Его катера атаковали в 3.35мск, якобы потопив ТР 6000 т, потопление которого наблюдал летавший для его освещения У-2. На самом деле у немцев потерь не было и торпед они не наблюдали, зафиксировав только отход 2 катеров на большой скорости на север.
Это отступление все к тому, что я кажется написал вчера, будто бы артиллерия и ТКА атаковали западный конвой - нет, ошибся я.

Про западный конвой в то время наши не знали, обнаружив его только случайно, когда самолеты летели атаковать петсамский конвой. В районе м. Кибергнесс они столкнулись с Ki.114.Rp, записав его состав как 3 ТР, ММ и 5 СКР. В воздухе патрулировали 9 Ме-109. В 7.05 сов. самолеты отбомбились, доложив о потоплении 2 СКР и одном сбитом Ме-109. Своих потерь не было.
Немцы в свою очередь доложили, что в атаке в 05.52брлн на конвой 8 русских бомбардировщиков V.5912 как будто бы отстрелил хвост одному Ил-2 и металлические части даже упали ему на палубу, однако падения не наблюдалось, посему сбития не засчитано.

Затем, 6 Ил-4 (9 ГМТАП, ведущий — майор Волошин) под прикрытием 16 Р-39 (255 ИАП) и 8 Р-40 (78 ИАП) нанесли в 10.50 в р-не Сюльте-фьорда второй удар. Сначала Р-40 сбросили на врага 16 ФАБ-100, затем торпедоносцы с 3000 м сбросили шесть высотных торпед. В результате отчитались о потоплении ТР 2000 т, а истребители прикрытия в бою с 14 Ме-109 и 4 ФВ-190 сбили 3 Мe-109.
Немцы правильно подсчитали бомберов, но с типом ошиблись - СБ-2. Хотя, может быть это "официальное заблуждение", я не в курсе. Торпеды сбрасывались по нем. наблюдениям с 2,5 км, все сбросы наблюдались, одна торпеда шла зигзагом и взорвалась в 500-600 м, от остальных тоже увернулись. Атаку бомбами наши проводили со стороны солнца и целились в основном на Ля Франс и V.5912. У жертв - только легкие повреждения от осколков.

Третий удар в 11.53 нанесли 3 Ил-2 (46 ШАП) под прикрытием 8 Р-39 (2 ГИАП) и 6 Р-40 (78 ИАП) - в р-не м. Маккаур они якобы потопили СКР.
Этот удар немцами отмечен в 10.55, 5 бомбардировщиков с попыткой обстрела и сброса бомб с пикирования - но концентрированным огнем атака отбита и повреждений не было.

Наконец, в 14.41 2 «Бостона» (9 ГМТАП, ведущий — кап. Гусев) под прикрытием 10 Р-39 (255 ИАП) нанесли 4 удар торпедами по конвою в р-не Тана-фьорда, потопив СКР.
Эту атаку зафиксировали в 13.38, тип и число определены правильно, но ошибка с числом торпед. Немцы насчитали 4, на самом же деле было только две. Срошены они были с 4 км и естественно ни в кого не попали. Одновременно немцам причудилась атака 6 Ил-2 с помощью ППО (видимо, истребители прикрытия отметились). Тоже повреждений не было. На отходе был виден бой сов. самолетов с немецкими.

В течение дня 8 Р-40 и 3 «Спитфайра» из 118 РАП вели непрерывное наблюдение за конвоем, а также фотографировали результаты ударов.

Про итоги применения авиации над конвоем напишу завтра. Пошел спать.

#3 26.12.2009 20:23:48

ass555
Гость




Re: Северный Флот против конвоя Ki.114.Rp 7 апреля 1944 года.

Спасибо, ИГОРЬ. Очень интересно. Впрочем, как всегда.

#4 27.12.2009 09:04:10

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: Северный Флот против конвоя Ki.114.Rp 7 апреля 1944 года.

Итак, обещанное продолжение:
Ближнее возд. прикрытие конвоя осуществлялось 2 Ю-88 и 1 БВ-138. Мессеры совершили 11 взлетов по тревоге, сделав в общей сложности 38 вылетов. Наврали про 10 побед, собственных потерь не понесли. Однако же у норвежцев в списке есть один Bf 109G-6, разбившийся в хлам в Алакурти по неизвестной причине. Резонно предположить, что это могло стать результатом боев над конвоем. После боев над конвоем авиационный босс уведомил морского, что в связи с печальным положением, сложившимся в Заполярье, применение истребителей для прикрытия небольших конвоев больше не предвидится. Также есть сетования, что приходится мириться с малой скоростью из-за медленных пароходов.

В других документах по поводу прохода конвоя повторение все того же самого. Есть правда пара подробностей про атаку высотными торпедами - все же наблюдались больше одной. 2 взорвались при ударе о воду, еще две - по окончании пробега самоликвидировались. Т.е. не видели немцы только одной вроде как.
В КТВ 59 флотилии СКР проход конвоя описан довольно подробно, но никаких интересных подробностей, чтобы их стоило доавблять, я не нашел, так что рассказ можно считать законченным. Хотя наверное Ботик ПВ что-то добавит? Отрывок из книжки, например.

Результаты сего небольшого сражения для сов. стороны трудно оценить как успешные. С одной стороны, конечно, не было потерь - с другой, результатов нет, кроме пары раненых, несколькоих дырок в бортах кораблей и судов и возможно сбитого мессера. Судя по отчетам немцев, наши атаковали недостаточно решительно, бомбы и торпеды бросали с больших расстояний. Потому нет ни результатов, ни потерь. Позже видимо тактика улучшилась - появилось и то, и другое.
Ля франс дошел себе до места назначения. Ее, кстати, тащили на ремонт в Скуденесхавн - но в море выйти было не суждено, так как ее там прикончили бомбой англичане из Банфф Страйк вингс 28.12.44.

ПС: Кстати, ass555, а вы личку читаете?

Отредактированно igor (27.12.2009 09:04:40)

#5 27.12.2009 12:51:10

ass555
Гость




Re: Северный Флот против конвоя Ki.114.Rp 7 апреля 1944 года.

igor написал:

Оригинальное сообщение #162577
ПС: Кстати, ass555, а вы личку читаете?

Да, да, прочитал и ответил.

#6 27.12.2009 22:44:58

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Северный Флот против конвоя Ki.114.Rp 7 апреля 1944 года.

Приветствую, друзья!

Сгоревшая МВ вывела меня на дове суток из строя, но теперь я снова на форуме на новом боевом коне.

Итак, что касается конвоя.

igor написал:

Оригинальное сообщение #162450
Про западный конвой в то время наши не знали, обнаружив его только случайно, когда самолеты летели атаковать петсамский конвой. В районе м. Кибергнесс они столкнулись с Ki.114.Rp, записав его состав как 3 ТР, ММ и 5 СКР. В воздухе патрулировали 9 Ме-109. В 7.05 сов. самолеты отбомбились, доложив о потоплении 2 СКР и одном сбитом Ме-109. Своих потерь не было.
Немцы в свою очередь доложили, что в атаке в 05.52брлн на конвой 8 русских бомбардировщиков V.5912 как будто бы отстрелил хвост одному Ил-2 и металлические части даже упали ему на палубу, однако падения не наблюдалось, посему сбития не засчитано.

Это был налет шести Ил-2, в сопровождении равного количества Р-40, Р-39 и Як. Кроме доклада о двух + СКР, был еще = ТР 2000 т. Два Ил-2 действительно получили повреждения.

Фрагмент из книги:

О том, что в крупное сражение может вылиться даже проводка одиночного судна, немцы впервые узнали 7 апреля. С наступлением ночи они попытались увести на буксире из Киркенеса на ремонт небольшой норвежский пароход «Ля Франс» (616 брт). Его эскорт составляли три сторожевика и два охотника за подводными лодками. Вскоре выяснилось, что норвежский буксир не может обеспечить расчетную скорость буксировки, в связи с чем к нему присоединился один из сторожевиков. С рассветом конвой должен был оказаться западнее Вардё, т.е. за пределами наиболее опасной зоны. Случай опрокинул этот замысел. Небольшая группа наших штурмовиков и истребителей, вылетевшая для атаки каравана Петсамо – Киркенес, цели не обнаружила, но при развороте случайно наткнулась на конвой «Ля Франс». Сбросить бомбы точно в сумерках нашим пилотам не удалось, хотя они и утверждали, что ими потоплены два сторожевика (наши летчики насчитали в конвое девять вымпелов – три транспорта, миноносец и пять СКР). Поскольку утренняя воздушная разведка не обнаружила в море никаких других целей, штаб ВВС решил заняться уничтожением данного парохода. В принципе, разгром такого небольшого конвоя не составил бы труда, но тут штабные операторы совершили весьма распространенную ошибку, выделив для выполнения своего замысла слишком ограниченный состав сил. Этот просчет усугублялся решением разгромить противника последовательными ударами, где группы торпедоносцев и штурмовиков не взаимодействовали бы друг с другом. Результат оказался соответствующим – произведя по конвою еще три удара, израсходовав множество бомб и восемь торпед (шесть высотных и две низкие) нам удалось добиться лишь легких осколочных повреждений транспорта. Атаки «Киттихауков» и Ил-2 не удались из-за зенитного огня и слабой подготовки пилотов, низких торпедоносцев – из-за слишком большой дистанции сбрасывания (4500 м!!!). Наибольшую тревогу у немцев вызвали высотные торпеды. В боевом донесении 59-й флотилии сторожевых кораблей значилось:
«В 09.47 в квадрате 8424АС произошла атака шести СБ-2 с истребительным охранением из двух Пе-2 (реально в атаке участвовали шесть торпедоносцев Ил-4 и восемь «Киттихауков» в варианте пикирующих бомбардировщиков в сопровождении 16 Р-39 – прим. М.М.)  с истинного курса 155º, с высоты от 2500 до 3000 м со стороны солнца. Последовал прицельный, массированный сброс бомб непосредственно около «Ля Франс», между СКР «V 5912» и буксиром «Гулосенфьорд», также СКР «V 5911». Бомбы легли на расстоянии 12-25 м от целей. Три следующие бомбы упали в море между правым бортом охотника и конвоем. Почти одновременно наблюдался сброс парашютных торпед. После обнаружения этого факта я с буксиром произвел плавный поворот лево на борт на 40º, так как наблюдался небольшой снос шести торпед северо-западным ветром силой 2 балла. Падение шести торпед наблюдалось по траверзу правого борта на расстоянии 300 м. Две торпеды вскоре после приводнения сдетонировали. Оставшиеся четыре после приводнения выскочили из-под воды на всю свою длину и начали двигаться незакономерным курсом. Заметив это, буксирный отряд произвел поворот право на борт на 120º. Время хода четырех торпед составило 3-4 минуты, в течение которого наблюдалось, как они двигались зигзагом отрезками по 500-700 м. У двух торпед в конце дистанции наблюдался самоподрыв. Две торпеды прошли на удалении от 40 до 70 м от буксирного отряда…
Боевой опыт: Относительно метко произведенный сброс парашютных торпед при большом конвое с построением в две или три кильватерные линии может привести к потерям, поворот всего конвоя в направлении сброса в этом случае не будет целесообразен. Предлагается рассредоточение правой колонны конвоя вправо, левой колонны – влево от места падения торпед».
Несмотря на нулевой результат, бой 7 апреля получил в штабе ВВС положительную оценку. Считалось, что один 2000-тонный транспорт потоплен, а еще двум таким же транспортам нанесены повреждения. Кроме того, по докладам на дно пошли еще два сторожевых корабля. В этом случае командование ВВС СФ серьезно скорректировало доклады летчиков исходя из данных воздушной разведки, а число потопленных целей укладывалось в разницу между первым неправильным подсчетом вымпелов и последующими подсчетами самолетов-разведчиков. Особенно радовал тот факт, что в ходе сражения мы не потеряли ни одного самолета, хотя каждый раз нам приходилось вести бой с истребителями люфтваффе (они, кстати, доложили о десяти воздушных победах). Правда, немцы потерь в воздухе тоже не понесли.

Из всего, что можно отнести к потерям, к-р КСВ отмечает только легкие осколочные повреждения "Ля Франс".

igor написал:

Оригинальное сообщение #162577
Однако же у норвежцев в списке есть один Bf 109G-6, разбившийся в хлам в Алакурти по неизвестной причине.

Алакурти это примерно в ровень с полярным кругом - кандалакшинское направление. Ни один мессер оттуда до конвоя бы не долетел и никогда не летал, так что отбой.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#7 15.08.2010 13:31:31

Александр Клюев
Гость




Re: Северный Флот против конвоя Ki.114.Rp 7 апреля 1944 года.

Тема пересекается с Конвоями противника.
Здесь это вопрос более уместен

igor написал:

Оригинальное сообщение #162450
в 2.00 из Кьелмо-сунда вышел и Ki.114.Rp в составе: флагман V.5911, V.5912, UJ.1212/19/NH.03, буксир GULOSENFJORD тащил LA FRANCE.

Игорь! В МТА т. 2 стр. 278 по атаке 07.04.1944 г. указан Uj.1209.

С уважением.

Отредактированно Евгений К (15.08.2010 13:31:55)

#8 15.08.2010 14:00:20

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: Северный Флот против конвоя Ki.114.Rp 7 апреля 1944 года.

Так написано в КТВ СК Киркенес и 1 KSV. В КТВ 59-й флотилии названия не указаны. Самого главного КТВ - 12 флотилии - я за 1944 г. не имею. Так что, несмотря на то, что документы говорят за меня, подождем Мирослава. Может, у него опечатка, а может, ошиблись немцы в документах других флотилий.

Отредактированно igor (15.08.2010 14:00:36)

Страниц: 1


Board footer