Вы не зашли.
Что-то смелых нет начинать, напишу-ка я.
19 марта 1944 г. советская авиация три раза атаковала немецкий конвой около Крыма. В качестве заявок были потопленные БДБ, а также подожженный транспорт на 3000 т. Вопрос про него - бытует мнение, что это был LARISSA, бывш. AVOLA, бывш. ODERLAND. Например, Богатырев уверенно дает даже координаты гибели (45.28N/ 32.26E). Однако немцы совершенно уверены, что этот пароход утонул в 1941 в Волосе. Что скажут обладатели документов?
Они скажут следующее. Согласно КТВ Транспортного Фурера Крым-Кавказ (он самый информативноемкий и читаемый) дело было так.
1) Под удар попал буксирный конвой и группа БДБ шедшие из Одессы в Ак-Мечеть.
Первая атака. 08.10 в кв. люфтов 2652 атакован 12 Ил-2 под прикрытием 5 Кобр. 80 бомб, никаих повреждений и потерь.
Вторая атака 08.18. в кв. атака 4-х торпедоносцев. Всего зафиксировано 3 торпеды. Все мимо. Потерь нет. Один торпедоносей заявлен сбитым.
2) Дальше атаки уже шли только по группе БДБ Одесса - Ак-Мечеть.
10.10 кв. 2653. 6 Бостонов, 3 Кобры. 40 бомб.
10.30 кв. 2621 (скорее всего опечатка - кв. 2661). 3 Пе-2, 2 ЛаГГ-3. 12 бомб.
10.45 кв. 2661. 6 Бостонов, 3 Кобры, 30 бомб.
10.55 там же, 5 неопознанных самолетов, 50 остколочных бомб.
Общие потери в этих налетах - 9 раненных (1 тяжело), надводные осколочные пробоины.
3) Кроме того, под удар попали два СКА Г-3102 и 3103. В 08.00 - 08.15 они были атакованы 6-ю не установленными самолетами, 40-50 бомб, обстрел ППО, 2 раненных, никаких повреждений.
4) Еще под удар попал буксирный конвой Одесса-Севастополь. В 10.45 на высоте Тарханкута 9 бомб., 30 бомб, обстрел ППО. Никаких повреждений.
14.50 на высоте Пуповки (Поповки) 10 неопозн. самолетов, сброс бомб. Огнем МЗА кораблей заявлено три сбитых. Один - теплоходом РАДЕЦКИЙ, второй БО-313, третий совместно БО-307 и БО-2313.
И это все за 19 марта 44.
Большое спасибо! Еще одна мертвая душа уходит вдаль. А то на Врек.ру пишут что мол эта Ларисса лежит себе на дне.
Начну по порядку с июня 1941 г.
23.06.1941 Советская авиация трижды атаковала Констанцу и Сулину. Потеряно 8 ДБ-3 и 8 СБ. Первый налет осуществлен с 06:35 до 07:42 силами 63-й авиационной бригады в составе 33 ДБ-3 2 мтап и 27 СБ 40 бап. Потерян 1 СБ. МТА. Второй налет осуществили 7 ДБ-3 с 13:50 до 14:04. Третий налет осуществили 9 ДБ-3 в 17:35. Налет на Сулину осуществили в 13:04 6 СБ. Всего сброшено 54 ФАБ-500, 22 ФАБ-250, 90 ФАБ-100, 336 ЗАБ-2,5. Хроника стр. 9.
Результаты?
24.06.1941 Советская авиация атаковала Констанцу и порты на Дунае. Сбито 3 ДБ-3Ф и 7 СБ. Налет на Констанцу осуществили с 06:00 до 06:35 14 ДБ-3 и 18 СБ. МТА. Сбито 7 СБ и 3 ДБ-3. Второй налет осуществлен вечером силами двух ДБ-3Ф.
Результаты?
24.06.1941 Подорвался на мине и затонул румынский буксир «Серна» на 69-й миле Дуная.
Подтверждается?
25.06.1941 Советская авиация атаковала Констанцу. В течении дня всего 11 ДБ-3.Сбито пять ДБ-3.
Результаты?
26.06.1941 Набеговая операция на Констанцу.
26.06.1941 Семь СБ в 06:40 атаковали Констанцу. Сбито 3 СБ.
Это отдельная тема. Много раз обсуждалась.
Результаты?
26.06.1941 Девять СБ 78 аэ (Одесской ВМБ) в 09:18 атаковала румынские мониторы в районе Тулчи. Хроника стр. 14. Поврежден монитор «Ласиер Катараджиу».
Повреждения монитора подтверждается?
27.06.1941 Советская авиация (3 СБ) атаковала Сулину. Поврежден монитор «Ардеал». Хроника говорит о трех налетах в течении дня на Сулину и Сулинское гирло.
Информация требует уточнения.
Подверждается повреждение монитора?
29.06.1941 Восемь СБ в 12:06 и в 12:34 атаковали мониторы противника в районе города Тулча.
Результаты?
30.06.1941 Восемь СБ и 8 ДБ-3 атаковали Тулчу и мониторы противника в районе Тулчи, а также остров Фидониси.
Результаты?
Общий вопрос: Почему запретили налеты на Констанцу?
Заранее благодарен.
Отредактированно Евгений К (30.11.2010 11:41:24)
Утро доброе!
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #327925
Общий вопрос: Почему запретили налеты на Констанцу?
По памяти, из того, что читал - во-первых, рост потерь, во-вторых, ухудшение обстановки на других участках фронта, где авиация требовалась в большей степени.
Отредактированно AVV (30.11.2010 12:05:35)
AVV написал:
Оригинальное сообщение #327936
По памяти, из того, что читал
Благодарю.
Евгений, я проработал все немецкие КТВ за 41-й год (нет только КТВ Констанца за июль-октябрь - перевод его лежит в глубинах ВМА, но мне чинят дикие препятствия в попытках его достать вот уже в течение целого года). Нашел все потери за 41-й и знаю ответы практически на все Ваши вопросы.
В ОБЩЕМ, ПОКА Я ВАМ ОТВЕТИТЬ НЕ МОГУ, НО В ДАЛЬНЕЙШЕМ - ПОДКЛЮЧУСЬ.
Отредактированно ass555 (30.11.2010 14:33:42)
igor написал:
Оригинальное сообщение #327854
Большое спасибо! Еще одна мертвая душа уходит вдаль. А то на Врек.ру пишут что мол эта Ларисса лежит себе на дне.
Не за что. Никакой Лариссы в 44-м на ЧМ не ходило - это Я тебе говорю.
А Вреку.вру меньше верь. Елкин не плохой водолаз, но знаний морской истории у него.....В общем, с документами сторон он не работает. Думаю, ты все понял.
Отредактированно ass555 (30.11.2010 12:51:41)
ass555 написал:
Оригинальное сообщение #327958
Но, естественно, что результаты эти ЗДЕСЬ НИКТО выкладывать не собирается.
СтОит ожидать появления этого исследования в печати?
Отредактированно AVV (30.11.2010 13:54:48)
К сожалению, издатели не заинтересованы в издании подобного рода продукции...
igor написал:
Оригинальное сообщение #327987
К сожалению, издатели не заинтересованы в издании подобного рода продукции...
Да, похоже на то. Хотя справочник Богатырева-Ларинцева по Черному морю все же издали (правда, тираж у него был мизерный - чуть ли не пара сотен экземпляров, по-моему).
Да это они как бы не на свои деньги.
Плюс уровень исследования там был - из Гренера да Ровера, документов очень мало. Таким образом поплыли оттуда всякие псевдоутопленные ЛАРИССЫ...
To ass555: Саша ЛС почисть, переполнено.
AVV написал:
Оригинальное сообщение #327984
СтОит ожидать появления этого исследования в печати?
Думаю - да. Но в начале надо его закончить. Впереди еще 42-й, да и по 43-44-му работы не мало...
Отредактированно ass555 (30.11.2010 14:36:01)
ass555 написал:
Оригинальное сообщение #328012
Думаю - да. Но в начале надо его закончить. Впереди еще 42-й, да и по 43-44-му работы не мало...
Ну что же, в таком случае успехов Вам!
AVV написал:
Оригинальное сообщение #328071
Ну что же, в таком случае успехов Вам!
спасибо. А можно вопрос не по теме?
Почему у Вас в профиле написано "Киев, Украина"? Вы думайте, что мы не знаем что такое Киев?
ass555 написал:
Оригинальное сообщение #328140
Почему у Вас в профиле написано "Киев, Украина"? Вы думайте, что мы не знаем что такое Киев?
Написал в ЛС, чтобы офф-топ не разводить.
Так, рабочий день закончен, можно начать отвечать.
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #327925
23.06.1941 Советская авиация трижды атаковала Констанцу и Сулину. Потеряно 8 ДБ-3 и 8 СБ. Первый налет осуществлен с 06:35 до 07:42 силами 63-й авиационной бригады в составе 33 ДБ-3 2 мтап и 27 СБ 40 бап. Потерян 1 СБ. МТА. Второй налет осуществили 7 ДБ-3 с 13:50 до 14:04. Третий налет осуществили 9 ДБ-3 в 17:35. Налет на Сулину осуществили в 13:04 6 СБ. Всего сброшено 54 ФАБ-500, 22 ФАБ-250, 90 ФАБ-100, 336 ЗАБ-2,5. Хроника стр. 9.
Результаты?
24.06.1941 Советская авиация атаковала Констанцу и порты на Дунае. Сбито 3 ДБ-3Ф и 7 СБ. Налет на Констанцу осуществили с 06:00 до 06:35 14 ДБ-3 и 18 СБ. МТА. Сбито 7 СБ и 3 ДБ-3. Второй налет осуществлен вечером силами двух ДБ-3Ф.
Результаты?
25.06.1941 Советская авиация атаковала Констанцу. В течении дня всего 11 ДБ-3.Сбито пять ДБ-3.
Результаты?
26.06.1941 Набеговая операция на Констанцу.
26.06.1941 Семь СБ в 06:40 атаковали Констанцу. Сбито 3 СБ.
Это отдельная тема. Много раз обсуждалась.
Результаты?
Сразу по налетам на Констанцу скажу следующее. Пока не найден КТВ Констанца за июль-октябрь о точных результатах говорить сложно. Более менее понятно, по уничтоженным и поврежденным в порту судам. По потерям же города и инфраструктуры полной ясночти нет. Подводя общие итоги в КТВ АЧМ пишется, что всего румыны-немцы зафиксировали сброс около 600 (если не вру) бомб от 500 до 100 кг. Из них ДВЕ ТРЕТИ попали в воду и вреда не принесли. Остальные на порт и город.
Итак, теперь по оптерям в порту Констанцы:
1. Рум. минзаг «Durostor». 1309 брт. 1.08.41 13.00 Констанца Сам. Бомбы Тяжело поврежден, в последствии, восстановлен.
2. Рум. буксир 1.08.41 13.00 Констанца Сам. Бомбы Легко поврежден.
3. Самох. паром Зибеля, 140 т (1941 г.) 3.08.41 13.35 Констанца Сам. Бомбы Тяжело поврежден, ремонтопригоден
4. Самох. паром Зибеля, 140 т (1941 г.) 3.08.41 13.35 Констанца Сам. Бомбы Легко поврежден, ремонтопригоден
5. Самох. паром Зибеля, 140 т (1941 г.) 5.08.41 12.40 Констанца Сам. Бомбы Поражен и загорелся.
И это все, что известно на сгодня. Вернее, это все, что есть в КТВ АЧМ.
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #327925
24.06.1941 Подорвался на мине и затонул румынский буксир «Серна» на 69-й миле Дуная.
Подтверждается?
Нет. В КТВ АЧМ ничего такого нет.
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #327925
26.06.1941 Девять СБ 78 аэ (Одесской ВМБ) в 09:18 атаковала румынские мониторы в районе Тулчи. Хроника стр. 14. Поврежден монитор «Ласиер Катараджиу».
Повреждения монитора подтверждается?
Подтверждается легкое повреждение некоего монитора 29.06.41 в результате серии налетов на Тульчию и Сулину. Возможно, все это было 26-го числа, а до немцев дошло только 29-го.
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #327925
27.06.1941 Советская авиация (3 СБ) атаковала Сулину. Поврежден монитор «Ардеал». Хроника говорит о трех налетах в течении дня на Сулину и Сулинское гирло.
Информация требует уточнения.
Подверждается повреждение монитора?
См. выше. Более ничего по рум. мониторам в КТВ АЧМ нет.
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #327925
29.06.1941 Восемь СБ в 12:06 и в 12:34 атаковали мониторы противника в районе города Тулча.
Результаты?
См. выше.
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #327925
30.06.1941 Восемь СБ и 8 ДБ-3 атаковали Тулчу и мониторы противника в районе Тулчи, а также остров Фидониси.
Результаты?
Не известны. В КТВ АЧМ ничего нет. И в КТВ Констанца (кусок за июнь имеется) - тоже.
Таким образом, в немецких доках за июнь есть только случай с монитором 29 числа. И все.
Отредактированно ass555 (30.11.2010 20:18:48)
Александр!
Приятно удивлен.
Не ожидал. Огромное спасибо.
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #328199
Александр!
Приятно удивлен.
Не ожидал. Огромное спасибо.
Со мной провели работу. И я исправился....
ass555 написал:
Оригинальное сообщение #328187
Пока не найден КТВ Констанца за июль-октябрь о точных результатах говорить сложно.
Найден оригинал за исключением одной недели октября. Поделюсь.
igor написал:
Оригинальное сообщение #327673
19 марта 1944 г. советская авиация три раза атаковала немецкий конвой около Крыма. В качестве заявок были потопленные БДБ, а также подожженный транспорт на 3000 т. Вопрос про него - бытует мнение, что это был LARISSA, бывш. AVOLA, бывш. ODERLAND. Например, Богатырев уверенно дает даже координаты гибели (45.28N/ 32.26E). Однако немцы совершенно уверены, что этот пароход утонул в 1941 в Волосе. Что скажут обладатели документов?
Игорь, стесняюсь спросить: я Вам МТА главу по ЧФ не сбрасывал?
"Определенным венцом усилий Скадовской авиагруппы стал первый и последний комбинированный удар по конвою, спланированный и осуществленный 19 марта.
По данным воздушной разведки в 07.40 северо-западнее мыса Тарханкут был обнаружен конвой противника в со¬ставе трех транспортов, 13 разнотипных барж, четырех сторожевых катеров и нескольких судов неустановленного типа. Суда шли курсом 110° и имели ход 8 узлов. Командир 1-й мтад (в этот период обязанности комдива исполнял начальник штаба полковник П.Г. Кудин, с апреля на должность назначен бывший командир 5-го гмтап полковник В.П. Канарев) решил низкими самолетами-торпедоносцами, бомбардировщиками и штурмовиками под прикрытием истребите¬лей уничтожить транспорты противника из состава конвоя. Для выполнения поставленной задачи было выделено: четыре торпедоносца А-20Ж 36-го мтап, шесть Пе-2 40-го бап и 12 Ил-2 23-го шап под непосредственным прикрытием четырех истребителей «аэрокобра». Еще восемь истребителей 11-го гиап за 3-5 минут до атаки должны были за¬вязать воздушный бой в случае появления истребителей противника. Первыми, за 4 минуты до общей атаки, должны были нанести удар Ил-2 с задачей подавления огневых точек кораблей охранения. За ними с правого борта атаковали Пе-2 и вторая группа штурмовиков из шести Ил-2 с тупых курсовых углов левого борта. Последними в атаку следовало выйти низким торпедоносцам парами с двух бортов с носовых курсовых углов. Следует отметить, что и в этот раз самолеты из различных частей вылетали со своих аэродромов и следовали к цели самостоятельно. Соблюсти в таких условиях последовательность и временные интервалы ударов, предусмотренные плановой таблицей, можно было разве что случайно.
В 09.45 передовая группа «кобр» обнаружила суда в расчетной точке, и приступила к «зачистке» воздушного пространства. Поскольку истребителей противника в воздухе не оказалось, наши пилоты взялись за пару круживших над караваном BV-138, один из которых сбили, а другой повредили (немецкой стороной сбитие не подтверждается). В 09.54 в атаку вышла четверка Ил-2 (два других штурмовика возвратились на аэродром из-за отказов матчасти). Они с пи¬кирования нанесли бомбо-штурмовой удар по БДБ и сторожевым катерам. В 09.55 атаковали бомбардировщики, спустя две минуты – вторая группа штурмовиков. В 10.00 началась атака торпедоносцев. Первая пара, ведомая капитаном Смирновым, по не совсем понятной причине отказалась от выполнения намеченного плана, перешла на правый борт конвоя и атаковала головной транспорт. Торпеды были сброшены с дистанции всего 3 кабельтовых, после чего ведущий решил не разворачиваться на обратный курс, а пролететь над караваном. В этом и заключалась его ошибка – на выходе из атаки оба самолета были практически в упор расстреляны зенитками. Погибли экипажи капитана Смирнова и лейтенанта Романова. Вторая пара торпедоносцев (ведущий – капитан Клячугин) атаковала следующий в строю «транспорт», который в момент атаки отвернул вправо на 30 градусов. Летчики честно признались в промахе, но заявили, что попадания в головной транспорт добилась первая пара. Поскольку фоторазведчик подтвердил, что число судов в конвое не изменилось, в штабе пришли к выводу, что «транспорт» лишь поврежден торпедой. Бомбами пикировщиков и штурмовиков считались потопленными две БДБ, одна сухогрузная баржа, сторожевой катер получил повреждения. Тем не менее, главная цель – «транспорта» - продолжали следовать старым курсом. Штаб Скадовской авиагруппы решил повторить удар, но поскольку на аэродроме не оставалось торпед, пятерке «Бостонов», ведомой майором Луниным, предстояло бомбить караван с горизонтального полета. Вряд ли за полтора часа, произошедших с момента приземления самолетов первой волны и вылета второй, в штабе успели составить детальный план удара – скорей всего просто определили наряд самолетов и примерное время, в которое они должны были атаковать караван, имея в качестве главных целей «транспорта» (для бомбардировщиков) и корабли охранения для штурмовиков. По составу выделенных сил второй удар напоминал первый, за исключением «Бостонов» и «кобр» - число последних увеличили до 18. По-видимому, командование допускало мысль, что противник после первого налета может подтянуть к конвою истребительное прикрытие. В своих ожиданиях оно не ошиблось – над судами барражировало не менее десятка «мессершмиттов» и «ИАРов». Завязался ожесточенный воздушный бой, в ходе которого нашим истребителям удалось без собственных потерь сбить один Ar-196 (подтверждено) и возможно еще до трех истребителей противника. Успехами же в борьбе с морскими целями похвастаться не удалось. Несмотря на многочисленные победные доклады журнал боевых действий 10-й дивизии кораблей охранения (образована 1.2.1944 на базе штаба Морского учебного командования «Констанца») подтверждает в качестве результата второго налета лишь легкие осколочные повреждения нескольких БДБ, на которых девять человек (пять членов экипажей и четверо солдат) получили ранения. В «Бостон» ст. лейтенанта Романцева попало несколько зенитных снарядов, и он отстал от общей группы. Этим сразу же воспользовался противник. В начале машину атаковал один из «мессершмиттов» 5/JG 52, затем румынский IAR-80. Летчик тянул к Скадовску, но в трех милях от берега А-20 все же сел на воду. Поиски членов экипажа ничего не дали.
Почти сразу же после второго удара шедший из Одессы немецкий караван разделился: девять БДБ зашли в Ак-Мечеть, а буксирный конвой продолжил свое следование в Севастополь. Несмотря на сокращение состава сил, противник еще больше увеличил истребительное прикрытие за счет привлечения эскадрильи 4/JG 52. Эта мера оказалась своевременной – 16.40, спустя четыре часа после второго налета, когда суда уже обогнули мыс Тарханкут, над ними появились шесть Пе-2 и 12 Ил-2 в сопровождении 14 «кобр». По-видимому, противник имел превосходство в воздухе, поскольку впервые его истребителям удалось прорваться к самолетам ударной волны и нанести им чувствительные потери. Нападение оказалось полностью сорвано. В море упали три штурмовика и «кобра», другая получила серьезные повреждения. К потерям, понесенным 19 марта, следует добавить и «Бостон» 30-го разведывательного авиаполка, сбитый противником при попытке снять результаты второго удара. Таким образом, комбинирование в одном ударе самолетов различных родов ударной авиации и наличие плана сами по себе успеха не обеспечивали. Требовалось и массирование сил (четыре торпедоносца в условиях мощной ПВО вряд ли могли торпедировать две цели, да и целями являлись дунайские теплоходы с малой осадкой) и больший уровень мастерства рядовых исполнителей. В частности, личный состав 23-го шап, перевооруженный с легких бомбардировщиков Р-10 на штурмовики Ил-2 лишь в конце 1943 г., не имел ни необходимой подготовки, ни боевого опыта, в результате чего не смог ни подавить зенитные орудия БДБ и охотников KFK, ни нанести им сколько-нибудь значительные потери. Что же касается транспорта «Лариса» («Лориса»), который иногда упоминается в нашей литературе как жертва налетов 19.3.1944, то следует заметить, что такое судно в составе германского торгового флота действительно существовало, но оно погибло еще 1.5.1941 в заливе Волос (Греция) в результате подрыва на британской мине".
И в таблице атак:
19.3 (10.02) 4 А-20 (36 ап) Смирнов, Романов, Клячугин, Романцов у-вр 18 миль зап. м. Тарханкут КОН (3 ТР, 5 барж, 8 БДБ, 4 СКА, 4 НСУ)/ КОН «Фальтер» + «Рапид-4»: ТХ «Радецкий», «Юнак», «Тебен», «Э. Карл», ТХ "Анна", бук. «Кинбурн», лихт. «L 1468», «L 1474», «Лео», «Адур», БДБ «F 382», «F 337», «F 447», «F 401», «F 448», «F 471», «F 534», «F 562», «F 576», «F 591», БО «Uj 307», «Uj 313», «Uj 2311», «Uj 2313» 4 АН = 1 ТР/промах + 2 А-20 (Романов, Смирнов)
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #328280
Найден оригинал за исключением одной недели октября. Поделюсь.
о да! заранее, огромное Вам спасибо!
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #328280
Игорь, стесняюсь спросить: я Вам МТА главу по ЧФ не сбрасывал?
и мне не сбрасывали....
2 Botik Petra Velikogo: нет, только север. Жду выхода в ЭКСМО новой редакции, чтобы купить и иметь все, как белому человеку.
igor написал:
Оригинальное сообщение #327987
К сожалению, издатели не заинтересованы в издании подобного рода продукции...
Думаю, что "Вече" можно было бы заинтересовать. На самом деле основная сложность - довести работу до ума с учетом всех наличиствующих на данный момент КТВ, число которых за последнее время заметно выросло. Более-менее готовым можно считать только Север, да и его бы, Игорь, было бы неплохо пропустить через те КТВ, которые я выслал Вам в последние месяцы.
По ЧМ Александр обрисовал картину. Ну а на Балтике, можно сказать, нужно начинать работу просто по-новой - там масса обновлений.
ass555 написал:
Оригинальное сообщение #328295
и мне не сбрасывали....
Сброшу.
igor написал:
Оригинальное сообщение #328352
2 Botik Petra Velikogo: нет, только север. Жду выхода в ЭКСМО новой редакции, чтобы купить и иметь все, как белому человеку.
Ждать ее придется еще пару месяцев (мне еще вторую часть макета не прислали). Так что если будут подобные "Лариссе" вопросы, я могу легко скинуть - ведь все уже давно разобрано, и Александру нет надобности лопатить это с нуля.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #328666
Думаю, что "Вече" можно было бы заинтересовать. На самом деле основная сложность - довести работу до ума с учетом всех наличиствующих на данный момент КТВ, число которых за последнее время заметно выросло. Более-менее готовым можно считать только Север, да и его бы, Игорь, было бы неплохо пропустить через те КТВ, которые я выслал Вам в последние месяцы.
Может попробовать ещё раз Север "прочесать"?