Сейчас на борту: 
Good,
Yosikava,
Алекс
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 33 34 35 36 37 … 143

#851 03.01.2011 22:34:51

Alex_12
Капитанъ II ранга
k2r
тяжелый авианесущий бриг "Red Alert"
Сообщений: 3937




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

клерк написал:

Оригинальное сообщение #341995
Все эти случаи (кроме "Кирова") - попадания торпед в борт, но результаты все равно впечатляющие.

да в том-то и дело - это попадания в борт.   
только в одном случае - взрыв под килем.  и то - глубоко и без описанного ранее гидроэффекта.
в остальных - да, оторвало.  но не "прошило" локально и снизу-вверх.

#852 03.01.2011 22:44:19

Eugenio_di_Savoia
Рядовой запаса
KMS Schwere Kreuzer Prinz Eugen
Сообщений: 24068




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

клерк написал:

Оригинальное сообщение #342005
Тогда тем более тянет на неконтактный взрыв под кормой

Видите ли та некавайно выходит: кормуха отвалилась за основанием трубы гельмпорта. Оно было литым, а килевая барка прикручивалась к нему: по стыку и отпало.


...it is inadvisable to drive men beyond a certain point...
ABC, may 1941
...неразумно злоупотреблять долготерпением людей...
Эндрю Браун Каннингэм, май 1941

#853 03.01.2011 23:14:19

ass555
Гость




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Alex_12 написал:

Оригинальное сообщение #342006
да в том-то и дело - это попадания в борт.   
только в одном случае - взрыв под килем.  и то - глубоко и без описанного ранее гидроэффекта.
в остальных - да, оторвало.  но не "прошило" локально и снизу-вверх.

целиком присоединяюсь к вышесказанному.

особенно характерны повреждения КИРОВА. мина там была "та же", что и у аппологетов минной версии, глубина больше всего на 4 м, что с лихвой компенсировалось твердым дном, отразившим всю энергию взрыва вверх, а не поглотившим ее на дефформацию, как это имело место с линкором.

так вот - схожие условия, а такие разные повреждения.

Отредактированно ass555 (03.01.2011 23:14:55)

#854 03.01.2011 23:18:12

клерк
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 2016




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Alex_12 написал:

Оригинальное сообщение #342006
да в том-то и дело - это попадания в борт.   
только в одном случае - взрыв под килем.  и то - глубоко и без описанного ранее гидроэффекта.
в остальных - да, оторвало.  но не "прошило" локально и снизу-вверх.

Если я правильно понля, то у "Кирова взрыв был несколько в стороне (в 20м) - т.е. не прямо под килем. Поэтому вмятина в борту,а не в днище, а гидроудар пошел на создание водяного столба
И в остальных случаях при попаданиях в борт "Снизу-вверх" не могло быть по определению, но  тем не менее мощности хватило на отрыв оконечностей..


-Да где ж ты берёшь столько ёжиков??
- Ха! Тоже мне проблема! Берём крысу, отрубаем хвост, мажем лаком и сушим феном!» (с)

#855 03.01.2011 23:28:42

ass555
Гость




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

клерк написал:

Оригинальное сообщение #342040
но  тем не менее мощности хватило на отрыв оконечностей..

Вот именно! именно это  и должно было  случится с линкором. Обычный взрыв донной мины просто оторвал бы ему новый нос и сильно "измял" бы старый, кое-где проломив бы старое дище. А что было в реальности?

В реальности, линкор был проткнут столбом ило - газо - водяной смеси и он, этот столб, поднялся еще на много метров над верхней палубой судна. Диаметр столба был около 10 метров.

Обычно взрывная волна распространяется сферически, а тут все было явно не так. ДаЮ если мне не изменяет память, то у пробоины были рваные, закручивающиеся вверх края.

В общем, все в этой истории не так, как ДОЛЖНО было быть при обычном взрыве мощного заряда на грунте.

Разве не так?

Отредактированно ass555 (03.01.2011 23:30:18)

#856 03.01.2011 23:32:35

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9201




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Alex_12 написал:

Оригинальное сообщение #341979
а были ли еще случаи такого воздействия на большие корабли ?

А "куины" в Александрии? Правда, там были 300-кг заряды, но эффект примерно такой же...

#857 03.01.2011 23:39:41

клерк
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 2016




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

ass555 написал:

Оригинальное сообщение #342046
Обычный взрыв донной мины просто оторвал бы ему новый нос и сильно "измял" бы старый, кое-где проломив бы старое дище. А что было в реальности?
В реальности, линкор был проткнут столбом ило - газо - водяной смеси и он, этот столб, поднялся еще на много метров над верхней палубой судна. Диаметр столба был около 10 метров.
Обычно взрывная волна распространяется сферически, а тут все было явно не так
В общем, все в этой истории не так, как ДОЛЖНО было быть при обычном взрыве мощного заряда на грунте.
Разве не так?

Всё не так. Корпус ЛК гораздо прочнее корпуса КР, поэтому его не оторовало, а только проломило насквозь. Площадь пробоины в днище (не говоря уж о площади деформации обшивки) в разы больше предполагаемой Вами площади водо-водяного столба диаметром 10м. Так что со сферичностью взрыва тут все вполне на уровне.
Соответственно с учетом расстояния до корпуса и мелководья характер  повреждений вполне адекватен заряду.
Единственной слабой стороной минной версии остается возможности инициации взрывателя.


-Да где ж ты берёшь столько ёжиков??
- Ха! Тоже мне проблема! Берём крысу, отрубаем хвост, мажем лаком и сушим феном!» (с)

#858 04.01.2011 00:01:58

ass555
Гость




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

клерк написал:

Оригинальное сообщение #342057
Всё не так. Корпус ЛК гораздо прочнее корпуса КР, поэтому его не оторовало, а только проломило насквозь. Площадь пробоины в днище (не говоря уж о площади деформации обшивки) в разы больше предполагаемой Вами площади водо-водяного столба диаметром 10м.

вы абсолютно не правы. площадь пробоины была 150 м квадратных, что соответствут кругу диаметром в 13,82 м. Но диаметр пробоины и диаметр столба - это разные вещи. края загибались и поэтому очевидно, что диаметр столба должен быть чуть меньшим - 10- 13 метров, или, около 10, как я и написал изначально, учитывая, что пробоина была не идеально круглой.


про большую прочность корпуса вы также  ошибайтесь. КИРОВ был сильно моложе и имел монолитный корпус, а у линкора новая  носовая оконечность была приделана  к старому корпусу.

#859 04.01.2011 00:05:58

Good
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2307




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

клерк написал:

Оригинальное сообщение #341995
На пробитие брони энергия взрыва не расходовалсь - только на возможный подброс плит после разрушения подложки.

Нет. На самом деле пробоины в палубах имели рваные края (т. е. бронеплиты были пробиты).

клерк написал:

Оригинальное сообщение #342001
Если Вы о зарядах "Миджета", то по данным Ойгена - примерно 35-40 м.

Спасибо!

клерк написал:

Оригинальное сообщение #342057
Соответственно с учетом расстояния до корпуса и мелководья характер  повреждений вполне адекватен заряду.

Вы можете привести расчёты или хотя бы случаи аналогичных повреждений при взрывах мин, которые бы подтверждали это Ваше мнение об “адекватности” заряда, уничтожившего “Новороссийск”?

#860 04.01.2011 00:31:30

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9201




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

ass555 написал:

Оригинальное сообщение #342067
КИРОВ был сильно моложе и имел монолитный корпус,

Монолитным он никогда не был - он был набран по двум схемам - продольной и поперечной...;)

ass555 написал:

Оригинальное сообщение #342067
а у линкора новая  носовая оконечность была приделана  к старому корпусу.

С выполнением соответствующих подкреплений к килю, форштевню, шпангоутам...

#861 04.01.2011 00:33:25

Alex_12
Капитанъ II ранга
k2r
тяжелый авианесущий бриг "Red Alert"
Сообщений: 3937




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #342050
А "куины" в Александрии? Правда, там были 300-кг заряды, но эффект примерно такой же...

есть ли где в инете схемы повреждений Велианта и Куин Элизабет ?

#862 04.01.2011 01:17:27

ass555
Гость




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #342080
Монолитным он никогда не был - он был набран по двум схемам - продольной и поперечной...

Монолитный, в смысле единовременности изготовления и отсутсвия последующих доделок-приделок.

#863 04.01.2011 01:24:56

ass555
Гость




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #342080
С выполнением соответствующих подкреплений к килю, форштевню, шпангоутам...

Хорошо, значит должно было оторвать весь нос, как старый, так и новый...Взрывная волна в сплошной среде распростаняется сферически. Это непреложный закон. Следовательно, вся носовая оконечность, именно вся,  должна была подвергнуться удару, направленномувверх и направо. Нос должно было просто своротить, как единое целое.

#864 04.01.2011 09:40:32

Kronma
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5956




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Good написал:

Оригинальное сообщение #342069
На самом деле пробоины в палубах имели рваные края (т. е. бронеплиты были пробиты).

Откуда эта информация?


Ибу ебуди - хуй юйдао муди (кит.) - Шаг за шагом - достигнешь цели.

#865 04.01.2011 09:44:27

Kronma
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5956




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Хейердал написал:

Оригинальное сообщение #341906
Для наглядности тезиса -  пара последних неконтактных взрывов торпед в глубоком море.
1. HMAS Torrens и схема формирования газоводяной струи, объясняющие эффект «направленного взрыва» (300 кг современного ВВ, глубокое море)

Хейердал, спасибо за интересные схемы.
А известно ли на какой глубине располагался заряд в этом случае (HMAS Torrens)?
Меня смущают бурые краски в водяном столбе...
Это что - поднятый взрывом грунт, или топливо?
И не знаете, случайно, "300 кг современного ВВ" это сколько в тротиловом эквиваленте?

Хейердал написал:

Оригинальное сообщение #341906
Кстати, выживщие на Чхонане отмечали двойной звук взрыва.

Любопытная подробность! :)

Кстати, когда просматриваешь ролик с подрывом HMAS Torrens, создаётся впечатление, что зарядов было два.

Alex_12 написал:

Оригинальное сообщение #342081
есть ли где в инете схемы повреждений Велианта и Куин Элизабет ?

Или хотя бы описание повреждений?

Отредактированно Kronma (04.01.2011 10:03:30)


Ибу ебуди - хуй юйдао муди (кит.) - Шаг за шагом - достигнешь цели.

#866 04.01.2011 12:45:23

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4351




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

ass555 написал:

Оригинальное сообщение #342094
Взрывная волна в сплошной среде распростаняется сферически. Это непреложный закон.

Я так понимаю, что это справедливо для условий, когда параметры среды распространения одинаковы во всех направлениях. Или нет?
Насколько точно описывает эта физическая модель процесс взрыва в рассматриваемой ситуации?
Было бы также интересно послушать комментарии взрывников по этой картинке (подводный взрыв):
http://rutube.ru/tracks/797404.html

#867 04.01.2011 14:30:38

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4351




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #342137
создаётся впечатление, что зарядов было два.

При атаке подводной лодки сбрасываемыми ГБ тоже иногда создается впечатление, что взрыв одиночной ГБ как бы двойной. Судя по всему, это зависит от глубины подрыва ГБ, а, возможно, и еще от каких-то факторов. Очень хорошо такие "двойные" взрывы видны на некоторых хрониках ВОВ (ВМВ). К сожалению, не удалось "зацепить" в Инете советские съемки ( с МОшек), но вот тут на немецкой хронике есть кое-что подобное.
http://www.youtube.com/watch?v=Av7QW0sYUp8&NR=1

#868 04.01.2011 15:09:56

Good
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2307




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

клерк написал:

Оригинальное сообщение #342001
...расстояние до днища "Тирпитца" было миниум в 3,5 раза больше, чем у "Новороссийска".

Да, но и вес заряда в случае с “Тирпицем” был гораздо большим чем у донной мины.
По Абботу, радиус разрушения при условном давлении в 500 кГ/см2 (течь 2-го дна) составлял для веса заряда ВВ в 2000 кГ TNT – 26,7 м. Т. е. он полностью соответствовал расстоянию от днища “Тирпица” до дна моря. Да и характер разрушений корпуса этого ЛК был идентичным.         

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #342136
Откуда эта информация?

От Каржавина.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #342137
Хейердал, спасибо за интересные схемы.

Да, конечно, спасибо.
Но вообще-то, такие явления, возникающие при подводных взрывах, описал ещё Коул.
А вот цитата из современной работы:   
“В 50-х годах исследовались предельные значения весов зарядов ВВ W, требуемых для разрушения днища корабля при подводном взрыве на различных расстояниях h от него. Естественно было ожидать, что, начиная от контактного взрыва, по мере удаления от днища вес должен увеличиваться. Однако в экспериментах был зафиксирован неожиданный парадокс: начиная с некоторого расстояния h* функция W(h) «выходит» на довольно продолжительную (в интервале (2-3)h*) горизонтальную полочку. Таким образом, расстояние увеличивалось, а разрушение достигалось без увеличения веса ВВ. Обратило на себя внимание изменение характера разрушения: вместо разрывов на большой площади зона разрушения была резко локализована.
Механизм разрушения, как оказалось, определялся воздействием высокоскоростной кумулятивной струи, формирующейся на второй стадии подводного взрыва — захлопывании полости с продуктами детонации после ее первого максимального расширения. Близость твердой границы нарушает одномерность течения, даже если в момент максимального расширения полость была сферической. Частицы на дальней от стенки поверхности полости получают большие скорости, т. е. возникает классический кумулятивный эффект. Струя при этом направлена в сторону стенки и имеет скорость порядка сотен метров в секунду.”
Однако, для того чтобы определить, действительно ли, взрыв под “Новороссийском” имел вышеуказанные особенности, необходимо иметь конкретную информацию - формулы, графики и пр., характеризующие эти явления.

#869 04.01.2011 15:15:22

Good
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2307




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #342137
...создаётся впечатление, что зарядов было два.

Муру:
"Относительно «сдвоенного взрыва» высококвалифицированные члены экспертной комиссии Г.С.Мигиренко и Ю.С.Яковлев убедительно показали, что наблюдавшийся эффект был обусловлен особенностями деформации возникшего при взрыве газового пузыря и отражения ударной волны."

#870 04.01.2011 15:41:45

Kronma
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5956




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Good написал:

Оригинальное сообщение #342206
От Каржавина.

Нельзя ли конкретнее?
Не смог найти этого утверждения... :(

Видео со схемы Хейердала:
http://rutube.ru/tracks/1415131.html?v= … 2a6b74b5d6


Ибу ебуди - хуй юйдао муди (кит.) - Шаг за шагом - достигнешь цели.

#871 04.01.2011 16:41:12

Хейердал
Гость




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

1

Good написал:

Оригинальное сообщение #341986

Что значит “оптимальная дистанция”? Вы можете привести конкретные формулы и (или) графики?

Я старый торпедист и не знаю слов науки:) Поэтому не требуйте от меня формул.

В данном конкретном случае, оптимальной будет такая  дистанция неконтактного взрыва при которой интегральный эффект разрушения цели будет максимальным. Рассчитывать это можно долго и «плодотворно», т.к. вводных будет много… И результат может отличаться даже для одной цели при взрыве одного и того же заряда, но под разными точками днища. А влияние дна в этом случае – это отдельная песня…

У торпедистов существует понятие эффективного расстояния  Rэф - теоретическая величина максимального эффекта разрушения. Считается, что при 2Rэф эффект взрыва будет примерно соответствовать контактному взрыву. Для новых торпед Rэф может быть порядка 4 (?) метров. Поэтому дистанцию срабатывания НВ устанавливают порядка 8 метров. Хотя действительные величины являются секретом.

Good написал:

Оригинальное сообщение #341986
    Воздействие взрыва на конструкции корабля определяется соответствующими величинами давления на фронте этой пусть “газоводяной струи” - стало быть всё-таки “кубами и квадратами”. :)

Про кубы и квадраты (расстояний) - это был камень в огород тех, кто подобно Веремееву пытался считать воздействие неконтактного взрыва на корпус линкора по «сухопутным» методикам. То есть только разрушения от ударной волны, без учета действия газоводяной струи. По разрушениям корпуса линкора Веремеев насчитал 12,5 тонн потребного ВВ:) А вот по размерам воронки – 741 кг, что уже ближе к истине:)

   

Good написал:

Оригинальное сообщение #341986
Нет, выводы авторов вполне корректны, т. к. при расчёте действительного радиуса взрыва, они совершенно справедливо считали глубину бухты не от верхнего уровня жидкого ила, а от прочного грунта.

Однако, не соглашусь с допущениями по глубине, которые меняют всю «теоретическую» картину взрыва в статье.
Во-первых, имею некоторый опыт работ на полигонах с илистым грунтом. С миноподобными объектами;). И водолазы на грунте постоянно работали (не проваливаясь на 4 метра «в илистый грунт») и находили лежащие на поверхности ила тяжелые объекты. Поэтому как-то не верится мне в то, что мина с близкой к нулю плавучестью сама погрузится в ил на 4 метра. Опыт это не подтверждает.
Во-вторых, параметры воронки абсолютно не соответствуют взрыву на 4-х метровой глубине в грунте.

ПМСМ допущение о 21,3 метра глубины расположения мины откровенно натянуто. С целью получить нужный результат, хоть какую-то зацепку. Ибо при взрыве в 7-8 метрах от днища линкора, вариант  мины вполне естественно соответствует теории, а при 11-12 метрах возникают разные интересные вопросы, на которых можно поспекулировать…

#872 04.01.2011 17:02:55

ass555
Гость




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Господа, тут можно спокойно привлевлекать Совет по горению и взрыву при АН РФ. Мне, в юности, посчастливилось принимать участие в его работе. В ГИИПХе было дело. Там Северо-Западный его филиал собирался. Рулил академик Шпак Владимир Степанович (знаете кто это?) так вот - ИМЕННО ОН. Ну, там в секретарях суетился один из членов комиссии по КУРСКУ, докторов наук было, как собак не резанных...

Короче, это я к тому, что мы тут долго можем все это тереть с умным видом. И ничего мы не добьемся.


Надо ОРГАНИЗОВЫВАТЬСЯ. Создавать свою комиссию по этому вопросу и ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО изучать имеющиеся документы. Составить план работы и ему следовать. Тогда - будет толк.


А иначе - это все бла, бла, бла....

Отредактированно ass555 (04.01.2011 17:03:37)

#873 04.01.2011 17:09:38

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9201




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

ass555 написал:

Оригинальное сообщение #342094
Хорошо, значит должно было оторвать весь нос, как старый, так и новый...Взрывная волна в сплошной среде распростаняется сферически. Это непреложный закон. Следовательно, вся носовая оконечность, именно вся,  должна была подвергнуться удару, направленномувверх и направо. Нос должно было просто своротить, как единое целое.

Далеко не факт - можно найти несколько случаев, когда ничего или не отрывало, или отрывало частично, или только надламливало ту или иную оконечность...

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #342137
Меня смущают бурые краски в водяном столбе...
Это что - поднятый взрывом грунт, или топливо?

Это всего-навсего выбитые из котельного отделения остатки кирпичной кладки котлов, отложения в дымоходах и т.д. Это явление наблюдалось неоднократно при подрыве в районе МКО - и на фото №2 этот момент очень хорошо виден.

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #342137
И не знаете, случайно, "300 кг современного ВВ" это сколько в тротиловом эквивалент

Разное ВВ колеблется в коэффициенте от 1,2 до 1,5...

#874 04.01.2011 17:25:44

Good
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2307




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Kronma написал:

Оригинальное сообщение #342218
Нельзя ли конкретнее?

Пожалуйста!
Например - схема на стр. 52 (Каржавин Б. А. Тайна гибели линкора “Новороссийск”: Документальная историческая хроника.— СПб.: Политехника, 1991).
Или – мнение начальника минно-торпедного управления ЧФ капитана 1-го ранга Марковского (стр. 223): “Характеристика повреждения — пробитые корпус, второе дно и четыре палубы — говорит о чрезвычайно мощном взрыве. Расчеты и разрыв корпуса и палуб наклонным зарядом показывают, что для пробития только корпуса и днища в наземных условиях потребуется 500 кг тротила, а для пробития четырех палуб нужно 1000 кг тротила.”
Или – свидетельство лейтенанта Саламатина (стр. 243): “Я обратил внимание, что там, где был взрыв, как будто боровком проделали отверстие.”


Хейердал написал:

Оригинальное сообщение #342228
Я старый торпедист и не знаю слов науки:)

:)

Хейердал написал:

Оригинальное сообщение #342228
ПМСМ допущение о 21,3 метра глубины расположения мины откровенно натянуто. С целью получить нужный результат, хоть какую-то зацепку. Ибо при взрыве в 7-8 метрах от днища линкора, вариант  мины вполне естественно соответствует теории, а при 11-12 метрах возникают разные интересные вопросы, на которых можно поспекулировать…

Если Вы “не знаете слов науки”, то как же берётесь судить, какая глубина взрыва соответствует теории, а какая нет? :D

#875 04.01.2011 18:04:58

Хейердал
Гость




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Good написал:

Оригинальное сообщение #342243
    ПМСМ допущение о 21,3 метра глубины расположения мины откровенно натянуто. С целью получить нужный результат, хоть какую-то зацепку. Ибо при взрыве в 7-8 метрах от днища линкора, вариант  мины вполне естественно соответствует теории, а при 11-12 метрах возникают разные интересные вопросы, на которых можно поспекулировать…

Если Вы “не знаете слов науки”, то как же берётесь судить, какая глубина взрыва соответствует теории, а какая нет?

Речь шла всего-навсего о графиках Рис.4 и 5 обсуждаемой статьи. Возьмите там реальное расстояние до заряда 7 метров - и вы получите картину, близкую к действительности. Но, авторы доказывали другие тезисы и "приняли" величину 11 метров.

Кстати, в той же статье, при обсуждении сейсмограмм, авторы «забывают» такой факт, что условия взрыва под «Новороссийском» и контрольных взрывов мин были разными. Эта разница состоит в наличии корпуса корабля при первом взрыве и свободной поверхности моря в контрольных. Что должно искажать физическую картину взрыва (и вид сейсмограммы) из-за разных условий развития газового пузыря.

Отредактированно Хейердал (04.01.2011 18:22:36)

Страниц: 1 … 33 34 35 36 37 … 143


Board footer