ОТ ЦИНДАО ДО СЕН-НАЗЕРА.
Через 10 дней после объявления войны эскадра фон Шпее покинула Паган, немцы взяли курс на Эниветок (Маршалловы острова), но лишь несколько старших офицеров знали о цели плавания. Адмирал пытался сохранить максимальную секретность. Было приказано соблюдать строжайшее радиомолчание. В тот же день "Эмден" покинул эскадру и направился в одиночный рейд в Индийский океан(заранее скажем, что рейд этот был весьма успешен).
А чем же были заняты в это время его противники? Чтобы нейтрализовать действия германских крейсеров в Тихом океане, англичане в августе 1914 года располагали 3 эскадрами. В Китае под командованием сэра Мартина Джеррама находились броненосные крейсера "Минотавр" (ф) и "Хэмпшир", а также легкие крейсера "Ньюкасл" и "Ярмут". В резерве в Гонконге оставались броненосецы "Трайэмф" и "Свифтшур". В Ост-Индии контр-адмирал Р.Пирс располагал броненосцем "Канопус", легким крейсером "Дартмут" и устаревшим крейсером "Фокс". Зато в Австралии находился корабль, который в одиночку мог уничтожить всю эскадру фон Шпее. Контр-адмирал сэр Джордж Пати поднял флаг на линейном крейсере "Аустралиа". Кроме него под командой Пати находились новейшие легкие крейсера "Мельбурн" и "Сидней" и старые крейсера "Энкаунтер" и "Пайонир".
У берегов французской Ист-Индии находились БРКР "Дюплэ" и "Монкальм". Япония обладала мощным, хорошо сбалансированным флотом, но пока не вступила в войну, хотя ее намерения не оставляли сомнений для толкования. Если бы все эти корабли сразу были брошены на поиски эскадры фон Шпее, ее жизнь оказалась бы недолгой. Да и сами англичане располагали подавляющим превосходством в силах и разветвленной сетью баз и угольных станций, но Адмиралтейство нашло этим силам иное применение. Пирс был отправлен караулить "Кенигсберг", Пати под давлением австралийского правительства занялся экспедициями по захвату германских колоний в Новой Гвинее, на Япе, Науру, Самоа. Для борьбы с эскадрой Шпее остались только корабли Джеррама, которых хватило бы для уничтожения германской эскадры в бою, но которых было абсолютно недостаточно для поисков противника на океанских просторах.
Тем временем "Нюрнберг" посетил Гонолулу, загрузил 750 тонн угля, и расстреляв по пути британскую радиостанцию на о.Фаннинг присоединился 7 сентября к эскадре фон Шпее у о.Эниветок. Посетив по ходу плавания б.Апиа(безрезультатно) и фр. о.Папаэте(и загрузившись там под горловины бункеров углем) Крейсерская эскадра продолжила поход, отправил 2 угольщика, чьи трюмы сейчас были пусты, в Гонолулу с сообщениями для Берлина и германских агентов в Южной Америке. 1 октября у о.Пасхи к эскадре присоединились "Лейпциг" и "Дрезден", и уже 14-го в составе 5 вымпелов двинулась к берегам Южной Америки...
Британское Адмиралтейство согласилось с тем, что фон Шпее ускользнул от погони, и срочно сформировало направило новое соединение, направленное на перехват из Атлантики. 20 октября из Порта Стенли на Фолклэндских островах вышли к м.Горн броненосные крейсера "Уорриор", "Гуд Хоуп" и "Монмут", легкий крейсер "Глазго" под командованием адмирала Кристофера Креддока, броненосец "Элбермал" был оставлен как "резерв на всякий случай". Крэдок имел четкие инструкции Адмиралтейсва, предписывающие перехватиь противника имеющимися силами ДО прорыва в Атлантику, чтобы нейтрализовать угрозу английскому судоходству. Адмирал поднял флаг на "Уорриоре" (направленном из состава Гранд Флита на усиление), и с 1 легким и двумя устаревшими броненосными крейсерами вышел на поиски противника.
"Уорриор" был относительно новым кораблем (1906г.) 13 500 тонн водоизмещения, развивавшем скорость 23узла, защищенный броней до 152 мм, с 6-ю 234 мм, 4 - 190 мм и 26 - 47 мм орудиями и экипажем в 720 чел.
"Гуд Хоуп", достроенный в 1902 году, к 1914г. имел скорость не более 20 узлов и был вооружен 2 — 234-мм и 16 - 152-мм орудиями, хотя половина из них была установлена так низко на батарейной "палубе, что вряд ли они могли стрелять при малейшем волнении. Капитан 1 ранга П. Франклин ввел его в строй после мобилизации, и экипаж крейсера на 90 процентов состоял из резервистов. Прошло 3 месяца с начала войны, но наспех сколоченный экипаж провел только одну практическую стрельбу.
"Монмут" страдал всеми теми же болезнями, что и "Гуд Хоуп". Его бортовой залп в свежую погоду составлял только 7 — 152-мм орудий, и его уже готовились списывать как негодный к дальнейшей службе, когда капитану пришлось спешно приводить его в состояние боеготовности и отправляться патрулировать на торговых путях, так и не получив возможности потренировать команду.
Единственным быстрым кораблем был "Глазго", имевший скорость 25 узлов. Этот крейсер, которым командовал капитан 1 ранга Джон Люс, вошел в строй в 1911 году и был действительно эффективной боевой единицей, но всего лишь легким крейсером, защита которого состояла в 51-мм бронепалубе и вооруженным только 2 — 152-мм и 10 — 102-мм орудиями.
10 дней английская эскадра двигалась на север вдоль Южноамериканского побережья, обшаривая гавани и бухточки в поисках кораблей и судов снабжения противника. Наконец 31 октября "Глазго" сообщил о перехваченной радиограмме "Лейпцига" судну снабжения. Крэдок приказал Люсу немедленно покинуть Коронель и соединиться с ним на следующий день. Люс, когда они встретились в полдень, не принес адмиралу новых сведений. Но в 15.30 новая радиограмма "Лейпцига" укрепила веру Крэдока в то, что здесь находится только один германский корабль. Приказав своей эскадре развернуться широким фронтом на северо-восток с промежутками в 15 миль, Крэдок пошел на северо-запад со скоростью 15 узлов. Ближайшим к берегу был "Глазго", за ним находились "Монмут", "Гуд Хоуп" и "Уорриор". Однако не успела эскадра полностью развернуться, как в 16.20 Люс заметил дым на правом крамболе и пошел на него.
В 16.40 Люс, который был послан узнать, кому принадлежит облако дыма на горизонте, обнаружил германскую эскадру, развернулся и, выжимая из своих машин абсолютно все, помчался на соединение с эскадрой, радируя Крэдоку потрясающую новость: обнаружен не только «Лейпциг», но и броненосные крейсера фон Шпее. Германские крейсера следовали со скоростью 14 узлов с север-северо-востока. Не в традициях британского флота было избирать бегство, не раз более слабые британские эскадры добивались победы, и приняв решение дать бой, Крэдок пошел на сближение с германской эскадрой. Он намеревался как можно быстрее выйти на дистанцию стрельбы 152-мм орудий, которые составляли его главную огневую силу. Кроме того, он торопился использовать последние часы светлого времени.
В 16.47 "Лейпциг" опознал английские корабли и сообщил об этом адмиралу. К чести адмирала фон Шпее он не колебался ни минуты. Адмирал приказал "Нюрнбергу" и "Дрездену" присоединиться к нему и полным ходом пошел навстречу противнику, намереваясь отрезать Крэдока от нейтрального чилийского берега и занять наиболее выгодную для боя позицию. В 18.04 британская эскадра перестроилась в строй кильватера и следовала курсом на ост, пытаясь охватить "голову" противника. Если бы Крэдоку удалось это сделать, он добился бы серьезного тактического преимущества. Но фон Шпее тоже понял опасность своего положения и отвернул на 8 румбов вправо. Тогда Крэдок повернул на "последовательно" строго на север и со скоростью 20 узлов начал преследование. Расстояние между эскадрами противников было слишком велико даже для тяжелых орудий и сокращалось очень медленно. Фон Шпее дожидался, пока солнце скроется за горизонтом(это произошло примерно в 19.00) и после этого силуэты британских кораблей четко обрисовались на фоне вечерней зари, тогда как германские корабли просто растаяли в сгущающихся на востоке сумерках. После этого у фон Шпее не было причин медлить с началом боя, и в 19.00, когда дистанция составляла 10 000 ярдов, он приказал открыть огонь.
Теперь на стороне немцев были все преимущества, "Шарнхорст" и "Гнейзенау" открыли огонь по "Уорриору" и "Гуд Хоупу". Первые же их залпы легли близким накрытием, 12-ти немецким орудиям калибра 210 мм могли отвечать только 6 английских орудий 234 мм на "Уорриоре" и "Гуд Хоупе". Сильная волна захлестывала казематы батарейной палубы английских кораблей и лишила их почти половины 152-мм орудий. Третий залп «Шарнхорста» вывел из строя носовое 234-мм орудие флагмана Крэдока, залпы "Гнейзенау" разворотили полуют "Гуд Хоупа", уничтожив кормовую башню и вызвав пожар. Однако англичане тоже открыли огонь по противнику. "Уорриор" стрелял по "Шарнхорсту", "Гуд Хоуп" — по "Гнейзенау", "Монмут" обстреливал "Лейпциг". Чуть позднее "Глазго" открыл огонь по "Дрездену". Сначала "Монмут" стрелял очень часто, находясь под перекрестным огнем "Лейпцига" и "Нюрнберга", но вскоре он получил несколько попаданий, и его огонь стал беспорядочным. Немцы имели свои проблемы, им мешала сильнейшая качка, волны захлестывали полубаки легких крейсеров, пенистые валы проносились по верхней палубе, грозя смыть комендоров. Артиллеристы с трудом удерживались на ногах, хотя фон Шпее предположил, что англичане от качки страдали еще сильнее. Однако выучка артиллеристов "Шарнхорста" и "Гнейзенау" сказалась - они прекрасно использовали преимущества освещения и быстро пристрелялись по головным британским броненосным крейсерам - уже через 10 минут после того, как немцы открыли огонь, они добились многочисленных попаданий в "Уорриор" и "Гуд Хоуп".
Немецкие корректировщики очень четко видели попадания своих снарядов, но взрывы были такими частыми, что невозможно описать их по порядку. "Уорриор" получил серьезные попадания в носовую часть, верхний мостик, в мачту примерно в 30 футах над палубой, а также несколько попаданий в среднюю часть, где возник пожар. Сквозь орудийные порты можно было видеть пожары во внутренних помещениях. В 19.20 пламя пожаров слилось в одну гигантскую вспышку, охватившую крейсер от носа до кормы и его изуродованный корпус стал быстро погружаться в воду.
Тем временем "Гнейзенау" вел артиллерийскую дуэль с "Гуд Хоупом". Два снаряда попали возле кормовой башни, третий угодил в башню, фугасный снаряд сорвал крышу. Последовал ужасный взрыв пороховых зарядов, который сорвал всю башню с полуюта, множество снарядов попали в среднюю часть корабля. Одновременно были видны 3 или 4 пожара, с которыми не могли справиться даже высокие волны. Дым из труб подсвечивался снизу тусклым свечением пожаров. Часто корабль освещали яркие вспышки, когда снаряд взрывался на надстройках. К 19.45, когда совсем стемнело, "Гуд Хоуп" выкатился из строя вправо, он ярко пылал и имел большой крен, после 45 минут боя на нем действовали лишь отдельные орудия. В 19.55 корабль стал заваливаться на правый борт и оседать носом, через 10 мин. все было кончено.
"Монмут" и "Глазго" пострадали меньше - они находились под огнем не броненосных, а легких крейсеров, но они остались вдвоем против всей немецкой эскадры. Поэтому Люс решил не играть с огнем и вышел из боя. Проходя мимо избитого "Монмута", он запросил прожектором: "С вами все в порядке? Вы можете двигаться на юго-запад?" Ответа не последовало. Было ясно, что "Монмут" не способен ни сражаться, ни бежать. "Глазго" увеличил ход до полного и вскоре оставил противника за кормой, потеряв контакт с ним в 20.50.
"Монмут" получил несколько пробоин в носовой части и не мог выдать более 15 узлов, однако машины его работали, а рулевое управление действовало, так как он легко маневрировал до самого конца. Так как он не спускал флаг, в 21.20 "Нюрнберг" открыл огонь с дистанции от 1000 до 600 ярдов и выпустил торпеду из аппарата левого борта. "Нюрнберг" прекратил огонь, так как противник не отвечал, и выключил прожектора. Однако "Монмут" не спустил флаг и повернул на "Нюрнберг", пытаясь либо таранить его, либо ввести в действие орудия левого борта. Поэтому капитан 1 ранга фон Шенберг снова открыл огонь, дал полный ход, прошел под кормой "Монмута", выпустив торпеду. Торпеда попала под четвертую трубу крейсера, он кренился все больше и больше, и в 21.28 медленно перевернулся и затонул с поднятым флагом. Не было никаких шансов заняться спасением его команды, так как корабельные шлюпки перед боем были заполнены водой, спустить их при сильном волнении было просто невозможно. В 21.45 "Нюрнберг" передал на флагман по радио: "Потопил вражеский крейсер". На это фон Шпее ответил: "Браво, "Нюрнберг"!
Немцы достигли потрясающего успеха относительно недорогой ценой - в "Шарнхорст" попали 2 234мм и 3 190мм снаряда -было разрушено шпилевое отделение, заклинена башня ГК левого борта(башня перестала вращаться и могла действовать лишь если цель приходила на угол примерно 15* левее траверза) и пореждено 210мм орудие(исправлено силами экипажа через 2 дня), поврежден кормовой дальномерный пост и разбит моторный катер. В "Гнейзенау" попал 1 234мм, 2 190мм и 1 152мм снаряд - была пробита задняя труба, разворочен командный кормовой кубрик(экипаж счел эту потерю наипечальнейшей), уничтожено 1 88мм орудие левого борта. "Лейпциг" получил 3 попадания 152мм снарядами, "Нюрнберг" 2, "Дрезден" попаданий не получил. Потери в экипажах составили 2 убитых и 17 раненых. Пожалуй, самым угрожающим результатом для немцев было опустошение артиллерийских погребов(от 75% на БРКР до 50% на КРЛ). Эскадра противника потеряла 3 корабля из 4-х и просто перестала существовать.
Резонанс битвы при Коронеле в обеих странах был значителен. В Германии успех фон Шпее вызвал волну ликования, Командующий эскадры и командиры кораблей были осыпаны кайзером дождем наград. Подвиг Эскадры был широко распропагандирован в прессе. Реакция по ту сторону Ла Манша была прямо противоположной. Не в первый раз в этой войне противник громил эскадры Гранд Флита, чей авторитет на море оставался незыблемым уже более ста лет. Пресса и парламентская оппозиция по определению лорда Аксвита "просто сорвались с цепи и требовали крови виновных в этом позорном поражении". Как обычно последовало Парламентское расследование, "виновные" были найдены - Первый Морской Лорд сэр Луи Баттенберг "добровольно" подал в отставку, положение Первого Лорда Адмиралтейства сэра Уинстона Черчилля стало столь шатким, что только энергичное вмешательство премьер-министра спасло его на этом посту. Основную же долю вины удалось свалить на покойного Кристофера Крэдока. На пост Первого Морского Лорда вновь был назначен Дж. Фишер. Однако помимо вопроса "Кто виноват?" волнующего в основном обывателей, перед британским Адмиралтейством встал более насущный вопрос - "Что теперь делать?"
А чем был занят сам виновник триумфа после "победы при Коронеле"?
3 ноября во время захода в Вальпараисо, где они встретили горячий прием местного населения, по телеграфу была получена депеша из Берлина: "Советуем вам постараться прорваться со всеми кораблями в Брест. Такие герои нужны Германии".
С 15 по 21 ноября 5 его крейсеров в бухте Сан-Квентин пополнили запасы угля с транспортов, их палубы были завалены углем, чтобы эскадра могла обогнуть мыс Горн и дойти до порта Санта-Елена, где 1 декабря ее должны были встречать угольщики из Монтевидео. "Дрезден" привез из Вальпараисо письмо, в котором Берлин детализировал свое указание:
"Мы рекомендуем вести крейсерскую войну в строгом соответствии с законами призового права. Крейсерская война на Тихом океане обещает мало перспектив. В Атлантике ее могут вести только группы кораблей, достаточно сильные, чтобы встретиться с вражескими эскадрами, которые сейчас патрулируют на торговых путях. С другой стороны, становится все труднее и труднее снабжать углем группы кораблей. Поэтому Вы должны сами решить, следует ли прекратить крейсерскую войну, и прорываться в Брест или Лориан. Вы можете преуспеть, если Вашим планам будет сопутствовать удача. Если эскадра решит возвращаться домой, это следует сделать немедленно. По нашему мнению, ее положение опасно - противник сосредотачивает силы в Южной Атлантике и в ближайшее время к "Элбермалу" и "Глазго" присоединяться "Дифенс", "Корнуолл", "Карнавон" и "Бристоль". Вы должны заблаговременно сообщить о своих намерениях, чтобы содействие Флота Открытого Моря оттянуло вражеские патрули от берегов Франции в Северное море".
Шпее вновь собрал совещание командиров на борту флагмана и вынес на обсуждение тот же сакраментальный вопрос, что мучил в это время английских адмиралов: "Что делать дальше?". Перспективы вырисовывались мрачные - корабли эскадры давно не проходили докового ремонта, их котлы и машины пришли в скверное состояние, днища сильно обросли в тропических водах, самый быстрый крейсер эскадры "Лейпциг", выдавший на испытаниях 24,5 узла теперь едва-едва тянул 21, а Ш и Г только 20. В погребах осталось в среднем по 24 210 мм. и по 104 105 мм. снаряда на орудие. Кроме того, снабжение эскадры углем зависело от того, сколь долго капитанам угольщиков удастся водить за нос английских командиров, что конечно не могло продолжаться долго. В итоге было решено прорываться в порты Франции, по возможности избегая боя.
22 декабря эскадра выбрала якоря и направилась к Магелланову проливу, а между тем над головами ее экипажей собирались мрачные тучи ...
Черчилль и Фишер развили кипучую деятельность, чтобы отомстить за очередное поражение, нанесенное Королевскому флоту. Эскадре адмирала Стоддарта было приказано сосредоточиться у Ямайки. Губернатор Фолклендов получил предупреждение о возможности нападения германских рейдеров и приказ рассредоточить угольные суда по уединенным бухтам, приготовиться к уничтожению флотского имущества и шифров. "Элбермал" получил приказ оборонять проход в гавань Порт Стенли сев на грунт, а "Глазго" направлен в Порт-Роял. Вспомнили и предложения Баттенберга и Стэрди послать линейный крейсер на помощь Стоддарту. Первоначально Фишер предложил отправить два таких корабля, но недостаток ЛКР позволил отправить "к черту на кулички" только "Инвисибл". Главнокомандующему Средиземноморским флотом сэру С.Г.Кардену приказали:
"Передать приказ суперинтенданту Мальтийских доков в трехдневный срок закончить ремонт "Инвисибла", кораблю немедленно приготовиться к дальнему походу, принять полный запас угля и срочно перейти в Гибралтар. Принять там на борт адмирала сэра Доветона Стерди, капитану перейти в его подчинение. В самом ближайшем времени вам будет придан "Нью Зеланд".
Адмирал Карден мягко говоря не блистал флотоводческими талантами, но в исполнительности ему нельзя было отказать, поэтому 11 ноября ЛКР "Инвисибл" бросил якорь в Гибралтарской бухте. В тот же день Ф.Д.Стерди поднял на его мачте свой флаг, а 13 ноября, дозаправившись углем, в сопровождении БРКР "Кент" и "Карнавон" и ВсКР "Отранто" и "Эдинбург Кастл" вышел в море.
Ни Адмиралтейство, ни Стерди не оценили важность сохранения в тайне посыку Линейного крейсера в Южную Атлантику. Сам адмирал вел себя довольно беспечно - пересекая Атлантику, останавливал для осмотра торговые суда, использовал рацию "Инвинсибла", чтобы связаться с кораблями эскадры. Крейсера Стерди встретились с эскадрой Стоддарта только 24 ноября, где его застало известие о страшном погроме, учененном крейсером "Карлсруэ" британскому судоходству у берегов Барбадоса 11-18 ноября. Пока они принимали уголь и другие припасы, Стоддарт перенес флаг на "Карнавон", чтобы "Дифенс" мог идти к мысу Доброй Надежды, а 26 ноября соединенная эскадра двинулась к устью Ла Платы.
Последние сведения об удачливом рейдере поступили Стоддарту через Адмиралтейство от британского агента в Монтевидео. "Карлсруэ" видели грузящим уголь у о.Марака близ устья Амазонки два дня назад, и Адмиралтейство рекомендовало Стоддарту выделить 2-3 быстроходных корабля для попытки перехватить его. Стерди оттеснил подчиненного от этой операции, приказав двигаться с БРКР на юг к Фолклендам, и присоединив к "Инвисиблу" КРЛ "Бристоль" и "Глазго" устремился в погоню. Стерди нетерпелось покончить одним ударом со ВСЕМИ германскими рейдерами ВО ВСЕЙ АТЛАНТИКЕ...
Однако, эта победа не принесла адмиралу Стерди лавров Джервиса и Сент-Винсента - если до этого фон Шпее имел лишь косвенные указания германских агентов о концентрации английских кораблей в Южной Атлантике, то 5 декабря он получил прямое приказание из Берлина:
"В водах близ Южной Америке оперирует эскадра противника, имеющая в своем составе линейные крейсера . настоятельно рекомендуем Вам оставить атаки английского судоходства и избегая всяческих контактов следовать к берегам Франции."
Это сообщение было доставлено угольщиком в Сан-Квентин и вручено адмиралу. После этого речи об атаке Фолклендов или устья Ла Платы уже не заходила, Крейсерская эскадра как нашкодивший школьник проскользнула к Санта Елене, где загрузившись углем 11 ноября взяла курс на Финнистер.
А что же адмирал Стерди? Он прибыл на Фолкленды 14 декабря, где его дожидался с броненосными крейсерами Стоддарт. Загрузившись углем, соединенная английская эскадра вышла к Магелланову проливу, разыскивая противника, которого и след простыл, в течении 10 дней. И только 19 декабря несостоявшийся "победитель" узнал, что эскадра фон Шпее была замечена у Азорских островов... По едкому выражению Дж.Фишера адмирал Стерди оказался "неспособен отыскать собственную задницу при походе в гальюн", или как писал позднее сэр У.Черчилль "променял возможность разгромить крупное соединение боевых кораблей противника на стрельбу из пушек по воробью...". Козлом отпущения стал адмирал Стерди, с треском изгнанный в отставку по возвращению в Англию.
Тем временем Крейсерская эскадра адмирала Шпее, загрузившись углем в б.Св.Елены, взяла курс на Бискайский залив в стороне от проторенных торговых путей. Легкие крейсера обеспечивали передовое и фланговое охранение в пределах прямой видимости и при появлении дыма на горизонте подавали сигнал, эскадра меняла курс, уклоняясь от встречи. Благодаря этим мерам, а также крайней осторожности в использовании радиосвязи, удалось незамеченными добраться до европейских вод. Однако на широте Азорских островов обнаружения не удалось избежать - английские патрули тщательно обшаривали океан, пытаясь не дать уйти виновнику "позора при Коронеле".
Крейсера "Дифенс", "Минотаур", "Глочестер", "Дублин" и броненосец "Альбион" патрулируют у мыса Доброй Надежды, на случай если германские корабли появятся там. В западноафриканских водах находится броненосец "Виндженс", БрКр "Хемпшир", "Донегал" и "Камберленд", а также крейсер "Хайфлаер". Броненосец "Глори", броненосные крейсера "Бервик", "Ланкастер" охраняют Карибское море, куда был направлен и "Инфлексибл". Чтобы обеспечить уничтожение 5 кораблей, только 2 из которых были броненосными, понадобилось привлечь почти 30 кораблей, включая 20 броненосных, а также вспомогательных крейсеров, которые использовались для ведения разведки.
На рассвете 19 декабря на "Лейпциге" заметили крейсер под английским флагом, следующий параллельным курсом в 15 милях на восток-северо-восток - это был КРЛ "Сириус", радирующий об обнаружении германской эскадры. "Лейпциг" повернул на противника, поднимая ход до полного, "Сириус" взял курс на 45*, и также увеличил ход. Кочегары и механики на нем старались изо всех сил, пытаясь выжать из старых машин что можно и чего нельзя. В нормальных условиях более новый немецкий крейсер имея преимущество в скорости и вооружении догнал и утопил бы противника, но нехватка угля не позволила продолжить погоню, и командир "Лейпцига" лишь отогнав "соглядатая", занял свое место в ордере. "Сириус" же удалился к линии горизонта и продолжал следить за эскадрой до наступления ночи, покуда не потерял цель в темноте.
Получив от "Сириуса" данные о противнике, британское Адмиралтейство не теряя ни минуты принялось "плести сеть" вокруг обреченной эскадры Шпее. С Мальты вышли легкие крейсера "Дартмут", "Веймут" и "Ливерпуль" (контр-адмирал де Робек), из Карибского моря отозван "Инфлексибл", недавно закончивший ремонт "Индомитебл" с КРЛ "Бирмингэм" и "Ноттингэм"(контр-адмирал Горацио Хууд) отправлены из Скапа-Флоу через Датский пролив, эскадра из 4-х БРКР, 2-хКРЛ и дивизион ЭМ (контр-адмирал Мур) высланы из состава Западного Патруля караулить подходы к Бресту. Адмиралу Стоддарту приказано перенести флаг на "Инвисибл" и с крейсерами "Бристоль" и "Глазго" поспешить в Северную Атлантику(вице-адмирал Стерди был оставлен с броненосными крейсерами у Патагонии, видимо "в наказание").
На Крейсерской же эскадре все понимали, что после их обнаружения шансы прорваться в Брест становятся призрачными. Скорость упала до 18 узлов, боекомплект был сильно израсходован, а противник сосредотачивает против них значительно превосходящие силы - выбор стоял между позором капитуляции и славной гибелью в неравном бою. Ночью 20-го декабря адмирал фон Шпее принял решение скрыться в одном из французских портов(см.сноску 6). Вечером 21-го в Бискайском заливе разыгрался сильный шторм, гигантские валы мешали движению кораблей и сбивали с курса, легкие крейсера зарывались в кипящие волны по самые мостики - возникли сомнения, хватит ли угля чтобы дойти до Франции. Однако, этот же шторм помешал и англичанам затянуть сеть - линейные крейсера могли идти со скоростью не более 10 узлов, легкие вообще зарывались в волны и вынуждены были держать нос против ветра(на северо-запад). Из брестского барража пришлось отозвать эсминцы, заменив их броненосцами "Лондон" и "Имплейкебл"...
22-го к вечеру шторм стал стихать и английские корабли заняли свои позиции: броненосцы и КРЛ Западного патруля крей сировали в районе западнее Бреста, отряд Хууда юго-западнее, БРКР Мура южнее, крейсера де Робека спешили на соединение с "Инфлексиблом", Стоддарт 23-узловым ходом несся к Азорским о-вам. Де Робек разминулся с эскадрой фон Шпее в 35 милях, послевоенная сверка прокладок курсов показала, что если бы не шторм, Шпее столкнулся бы с крейсерами де Робека вечером 22 декабря и наверняка был бы уничтожен "Инфлексиблом". Однако, ангел-хранитель немецкой эскадры не покинул ее, и утром в сочельник(24.12.1914г.) корабли Шпее бросили якоря в порту Сен-Назер...
В Адмиралтействе узнали об этом в тот же день, поисково-ударные группы были стянуты к Сен-Назеру, адмиралу Стоддарту был отправлен приказ: "... возглавить блокирующую эскадру, не допустить прорыва рейдеров из порта, потребовать от французских властей выдачи немецких кораблей и экипажей." Одновременно по дипломатическим каналам французскому правительству была направлена нота с аналогичными требованиями. На следующий день поступила нота уже из германского МИДа, напоминающая о прекращении боевых действий между Францией и Германией, пунктах международного права и "...катастрофических последствиях для Франции в случае их нарушения." Правительство Кайо встало перед нелегким выбором - Британия в ультимативном тоне требовала выдачи немецкой эскадры, Германия угрожала оккупацией в этом случае, руководство ВМФ настаивало на отказе от британских требований(последствия операции "Динамо"!), армейское руководство предлагало интернировать эскадру "до конца войны"(и это совершенно понятно!).
Кризис разрешился сам собой, причем благодаря усилиям самих англичан. Сэр Фишер потребовал от Стоддарта принятия мер по "нейтрализации" эскадры Шпее, возможно, получив сведения, что немцы в Сен-Назере чувствуют себя весьма вольготно - сразу по прибытии был принят нормальный запас угля "для корабельных нужд", боезапас не был выгружен на берег, а лишь опечатан французскими представителями, на кораблях велись ремонтные работы силами экипажей. Стоддарт выдвинул от своего лица командиру французского порта ультиматум - в 24 часа сдать немецкие корабли, или он войдет в гавань и уничтожит их артиллерийским огнем. Французы ответили, что будут защищать суверенность своей акватории "силой оружия". адмирал Хууд предложил смелый, но не вполне этичный "непрямой" план - погрузить на один из ЭМ 300т взрывчатки, войти в порт, атаковать германские корабли торпедами, затем подойти к ним и взорвать заряд. Предложение было принято, ЭМ "Зулу" был "заряжен" взрывчаткой и направился в гавань по истечении срока ультиматума(30.12.14г.), одновременно броненосцы и ЛКР начали выдвигаться к порту в готовности поддержать атаку огнем ГК. Однако, из-за предъявленного ультиматума внезапности достичь не удалось, и французские батареи открыли огонь. Первый же попавший в ЭМ снаряд вызвал детонацию "мины", и брандер разнесло буквально на атомы! Огонь англичан оказался неэффективен, и вреда немцам не причинил, зато на английской эскадре французскими снарядами было убито 19 и ранено 63 человека. Стоддарт продолжил блокаду до 17 января, после чего корабли были отозваны - кризис с Средиземном море требовал отозвать корабли с второстепенных направлений.
Как это ни странно, "сен-назерский инцидент" послужил поводом для потепления германо-французских отношений. Французы позволили фон Шпее использовать свое ремонтное оборудование для исправления повреждений, и даже пропустили 2 февраля эшелон с "Рождественскими подарками" под эгидой "Красного креста"(150 тонн боеприпасов!). Кайзер же сменил начальника германской военной администрации генерала фон Бюлова - сторонника "жесткого режима оккупации" - на крон-принца Вильгельма, относящегося к побежденным "лягушатникам" с "рыцарским великодушием" (В Бельгии вместо "гентского палача" - ген. __________, был назначен "победитель при Танненберге" - ген. фон Гинденбург.). Во всяком случае, практика расстрела заложников и сжигания деревень была немедлено прекращена.