Вы не зашли.
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #358820
Но по памяти - Клевенский уходил на 47-м
Экипаж ТКА №47 пропал без вести.
Вы ошибаетесь см. стр 76.
Отредактированно Евгений К (21.02.2011 15:10:15)
boxer написал:
Оригинальное сообщение #358803
Видите разночтения по одному из ТКА.(№67).
Вижу. Уверенности 100% у самого нет. Сложно представить, что весь штаб ушел только на двух катерах.....
Двухтомник по латвийскому флоту из которого приведены сканы нескольких страниц по судьбе командира и судна несколько скуп до дат и фактов. Суховат так сказать. Возможно у авторского коллектива стояла другая задача.
Есть более раннйй справочник 80-х годов "Латвийский транспортный флот в войне 1941-1945 гг" который подготовила и написала група латвийских авторов в первые постперестроечные годы. Я Вас Борис С. к нему уже отсылал в личной переписке.
Справочник Шмальцкопфа как впрочем и другие (например Гренера по ВМФ Германии) не есть 100% панацея от всех вопросов. Как отличная основа но требующая перепроверки по другим источникам.
Посмотрю вечером и если найду в предлагаемой книге что либо новое сверх того что обсуждалось на форуме - выложу. Чем хороша книга еще - в конце таблично приведены все (почти все) погибшие латвийские моряки когда?, На каком судне и обстоятельства. Может это поможет дать окончательный ответ на заданные в начале темы вопросы.
Уважаемое сообщество!
Мирослав Эдуардович уже расписал, когда, кто и в какой последовательности уходил из Либавы на торпедных катерах - см. пост №276 данной темы.
С уважением,
savera написал:
Оригинальное сообщение #358889
Уважаемое сообщество!
Мирослав Эдуардович уже расписал, когда, кто и в какой последовательности уходил из Либавы на торпедных катерах - см. пост №276 данной темы.
С уважением,
Ну, конечно!
Бывает....
Спасибо.
Борис С. написал:
Оригинальное сообщение #358717
Если Вы скажете, что у Вас так же имеются списки пропавших без вести или погибших при деблокаде Либавы КУРСАНТОВ Рижского пехотного училища, я встану и сниму перед Вами шляпу...
Странно все это. Вот в этой книжке судьбу Виенибы вообще оборвали в 1940 м году как будто ее и не было. не вспомнили ни при эвакуации Лиепаи не позже. Зато в таблице судеб латвийских моряков весь экипаж целехинек и не кто на погиб в начале ВМВ.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #358179
нельзя ли выложить с. 207 с окончанием статьи про "Виенибу" и страничку, посвященную "Венте"?
Заранее благодарен.
По тем данным, что попадались мне, ТКА №67 (Осипов) и №47 убыли первыми и имели известное столкновение со шнельботами. Три оставшихся (№17, 27, 37) составляли охранение "Виенибы" (или кого там еще?). Источники - воспоминания Осипова, черновик книги ветеранов БТКА из ЦВММ.
Гайдукъ написал:
Оригинальное сообщение #358967
Странно все это. Вот в этой книжке http://i15.fastpic.ru/thumb/2011/0221/0 … e6405.jpeg судьбу Виенибы вообще оборвали в 1940 м году как будто ее и не было. не вспомнили ни при эвакуации Лиепаи не позже.
Из трех авторов этой книги два-J.Bernsone и A.Miklavs являются авторами статьи о Виенибе в энциклопедии стр.206,207
здесь они озвучивают версию 27.06.41 и пишут, что данных о спасенных нет.
Отредактированно VADIM B (21.02.2011 23:01:32)
VADIM B спасибо. Я имею обе книги. был еще цикл статей в ежегоднике музея в 2005-2006гг но и там Виениба упущена почему то.
Гайдукъ написал:
Оригинальное сообщение #359021
и там Виениба упущена почему то.
Может есть вместо неё ВИДЗЕМЕ (название до 1936 года)?
Борис С. написал:
Оригинальное сообщение #359048
СКАНЫ обещанные с меня, только смогу через неделю. Добро?
Хорошо.
Борис С. Я Без проблем могу бросить вам сканы например в формате пдф этих журналов на Ваш эл адрес. Я латышский знаю препогано (самообразование) - как говорят со словарем. Поверьте я знаю что Виениба ранее был Видземе и т.д. Бегло строчкой указано что готовился с групой транспортов эвакуироваться в Ленинград - но без даты.
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #358847
Экипаж ТКА №47 пропал без вести.
Припал к Чернышеву, получается: ТКА 17 и 47 на траверзе Ужавы приняли бой с 6 ТКА противника; 47- й затонул, 17-й забрал экипаж и ушел на Саарема. Клевенский был на 17-м.
А в Осипова я не догадался заглянуть.
Отредактированно сарычев (22.02.2011 11:27:41)
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #359111
Припал к Чернышеву, получается: ТКА 17 и 47 на траверзе Ужавы приняли бой с 6 ТКА противника; 47- й затонул, 17-й забрал экипаж и ушел на Саарема. Клевенский был на 17-м.
А в Осипова я не догадался заглянуть.
Очень интересно!
А точно забрал экипаж?
Потому спрашиваю, что описание боя с немецкой стороны как то без участия №17.
Отредактированно Евгений К (22.02.2011 11:55:54)
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #359124
А точно забрал экипаж?
Согласно Чернышеву. Если интересно - просто отсканирую отрывок в Ридере.
Отредактированно сарычев (22.02.2011 13:54:12)
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #359179
Согласно Чернышеву. Если интересно - просто отсканирую отрывок в Ридере.
Если можно.
Гайдукъ написал:
Оригинальное сообщение #358868
Чем хороша книга еще - в конце таблично приведены все (почти все) погибшие латвийские моряки когда?, На каком судне и обстоятельства.
Ув.Гайдукъ. Что, в таблице нет ни одного моряка погибшего на Виенибе ?
Можно ли выложить скан таблицы ?
Еще одна нестыковка, латвийские авторы дают 4 мили к северу от Лиепаи, в этом районе есть только практически уничтоженние останки корабля на глубине 2-3 метра, но там была обнаружена заслонка с символикой криегсмарине.
А Савченко дает 10 миль, так вот там, по свидетельству третьих лиц, есть транспорт на который погружался водолаз
АСС (ныне покойный) на рубеже 70-х годов, и из трюма был поднят предмет с маркировкой "CCCP", насколько мне
известно, после 45 года в этом районе никто не тонул.
Вся надежда на Мирослава Эдуардовича, если бы он смог посмотреть документы АСС КБФ.
Гайдукъ написал:
Оригинальное сообщение #359089
могу бросить вам сканы например в формате пдф этих журналов на Ваш эл адрес
Этот формат мой ПК только читает, но ФОТО не перетянуть. Хорошо. Высылайте. Что-нибудь придумаю.
С уважением.
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #359111
Припал к Чернышеву, получается: ТКА 17 и 47 на траверзе Ужавы приняли бой с 6 ТКА противника; 47- й затонул, 17-й забрал экипаж и ушел на Саарема. Клевенский был на 17-м.
А в Осипова я не догадался заглянуть.
В принципе тема боя в котором был поврежден ТКА №47 уже разиралась в этой ветке - страница 12 посты от 272 до примерно 280. Не будем повторяться.
Вообще, если сложить в штабель немногочисленные наши и немецкие документы, а так же вызывающие наибольшее доверие мемуары имеем следующее:
Из материалов расследования:
"КЛЕВЕНСКИЙ примерно в 4.00 27 июня сел на один из ТК с частью штабных работников, на котором был командир дивизиона ТК т. ОСИПОВ, на ходу дал приказание тов.РАДКЕВИЧУ зайти на ТК в канал, где стояли транспорта с ранеными и посмотреть, как там дела, поторопив их с выходом, а сам ушел в Виндаву... Тов. РАДКЕВИЧ пытался зайти в канал в исполнении приказа КЛЕВЕНСКОГО, но так, как по всему каналу пылала нефть, зайти он туда не смог .Принял решение оставить капитана КОВТУНА с тремя ТК в Либаве, а сам ушел на ТК вслед за КЛЕВЕНСКИМ в Виндаву... Три ТК во главе с капитаном КОВТУНОМ стояли на выходе из канала и ожидали транспортов, для их последующего сопровождения. В 5.00 27 июня один из транспортов, стоявший в канале по другую сторону горевших нефтебаков, вышел из канала и торпедные катера начали его сопровождать. В это время налетела фашистская авиация и тут же, на выходе из базы на низкой высоте из пулеметов и сбрасываемых бомб, зверски затопило транспорт с ранеными и один ТК. Спасена была только команда с торпедного катера, все остальные люди, погруженные на транспорт, погибли.
В дальнейшем КЛЕВЕНСКИЙ со своим штабом в разные сроки прибывали в РИГУ. На переходе ТК неоднократно обстреливались своими береговыми батареями и кораблями, в результате был ранен зам.начальника 3-го отдела Либавской базы - майор ШУГУРОВ, который так же покинул базу и ушел на ТК вместе с бывшим Начальником Штаба, тов. РАДКЕВИЧЕМ.
Подойдя к Виндаве, КЛЕВЕНСКИЙ увидел много транспортов на рейде, принял их за транспорта противника, высаживающие десант, не зашел в Виндаву а прямо пошел на Ригу. Тут же дал семафор посту СНИС передать Военному Совету КБФ о том, что противник в Виндаве высаживает десант. В 12 милях от Риги кончился на ТК бензин. Торпедный катер был оставлен, КЛЕВЕНСКИЙ взял рыбацкую шхуну и ушел в Ригу, обещав сразу же доставить бензин тов. ОСИПОВУ.
Вследствие паники в Риге. Возглавляемой контр-адмиралом ТРОЙНИНЫМ, бензин т. ОСИПОВУ доставлен не был. Тов. ОСИПОВ не дождавшись бензина, через полтора суток прибуксировал катер в Ригу рыбацкой шхуной".
На самом деле получается, что первыми вышли ТКА №17 (к-р Иванов, на борту Осипов и Клевенский) в сопровождении ТКА №47 (Зюзин). Они имели бой со "шнелльботами" в реузльтате которого ТКА №47 был подбит, а его команда после боя высадилась на берег. ТКА №17 никого не спасал и по воспоминаниям Осипова для неопубликованной книги про катерников дошел почти до Риги, где у него кончился бензин. Катер был отбуксирован рыбаками в Ригу где-то в ночь на 28 июня. После заправки катер ушел в Моонзунд.
ТКА №67 (Афанасьев) с Радкевичем на борту шел отдельно от первой группы и наткнулся на шнелльботы часом позже, но смог от них оторваться без потерь. После дозаправки в Риге он ушел в Пярну, где его подчинил себе к 1 р Птохов, занимавшийся уничтожением тамошнего порта. Спустя несколько дней катер был отбуксирован в Хапасалу ГИСУ "Норд".
С "Виенибой" остались ТКА №27 (Сафонов) и №37 (Жильцов). Первый был потоплен авиацией, но весь его экипаж спасся. а Сафонов погиб в ноябре 42-го в Ленинграде - был застрелен др. офицером, с которым не поделил женщину. ТКА-37, насколько мне удалось выяснить пришел в Мынту и спустя несколько дней так же влился в состав 2-го ДТКА 1-й БТКА. ТКА №37 считается вошедшим во 2-й ДТКА с 1 июля, а два других катера - с 4 июля.
Уважаемый Мирослав Эдуардович, возможно ТКА-17 и -67 соединились после боя с немцами? В мемуарах Б.П. Левченко, командира ЭМ Стойкий, есть упоминание о таком эпизоде, произошедшим вскоре после торпедирования Сторожевого:
"...Слева по носу показались два торпедных катера. ... Гремит первый залп носовых орудий главного калибра, но катера, увеличив ход, заходят за корму Сильного и дают опознавательные сигналы - свои. Стойкий уменьшает ход до малого и к его борту швартуется торпедный катер т. Г-5. Это ТКА-67....На борту катера капитан 1-го ранга М.С Клевенский. Клевенский просит снять с повреждённого второго катера - ТКА-17 - раненых. ...Катер Клевенского ещё не успел скрыться из видимости, как ТКА-17 уже взят Стойким на буксир."
Правда, тут либо автор перепутал катера, либо Клевенский и Осипов пересели на ТКА-67 с 17-го.
С уважением,
Тео ответил по ВИЕНИБЕ.
С его слов, он писал о судьбе судна, базируясь на немецкие акты, фиксирующие переговоры о судьбе судна. Пример одного из них прислал.
Вторым источником было тесное сотрудничество с неким "Латвийским Историческим архивом", штаб-квартира которого почему-то находится в Кардиффе. Многочисленные опросы старых латвийских моряков тоже показали со стопроцентоной надежностью, что судно было выброшено на мель и команда его покинула, почле чего скрылась. Он пишет что-то о боязни репрессий со стороны властей к семьям, из-за того что матросы боялись предстать саботажниками. Не то из-за этого они ушли с немцами и не имели связи с семьями, или что-то еще.
К сожалению, в тексте идут нудные разбирательства по поводу возможности отдачи судна бывшему владельцу или же конфискации по призовому праву с передачей управляющей компании. Нет точных данных о состоянии и местонахождении.
Есть логика в утверждении, что если бы судно не сидело на мели с небольшими повреждениями, никто бы не стал заморачиваться подъемом почти 60-летней посудины.
savera написал:
Оригинальное сообщение #359351
Уважаемый Мирослав Эдуардович, возможно ТКА-17 и -67 соединились после боя с немцами?
В документах ОЛС я нашел упоминание о том, что когда организовывалась буксировка "Сторожевого" был обнаружен и обстрелян с ЭМ и береговой батареей один ТКА, который после дачи опознавательных оказался нашим ТКА из Либавы. Предполагаю, что это был именно ТКА-67 с Радкевичем на борту, поскольку именно про него в расследовании говорится о раненных в результате дружественного огня. Что же касается катера, на котором были Осипов и Клевенский, то о его встрече с нашими кораблями в Ирбенском проливе Осипов не вспоминал.
Игорь, спасибо за связь с Тео и его ответ по "Виенибе". Думаю попытаться поискать правды в фонде С. Смирнова - у него там собрано много писем участников, в т.ч. и тех, кто спасся с "Виенибы". Надеюсь, что работа с первоисточниками и в этой ситуации позволит расставить все точки над i.
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #359198
Согласно Чернышеву. Если интересно - просто отсканирую отрывок в Ридере.
Если можно.
«Последним из порта в 4.00 вышел транспорт «Виениба» с семьями военнослужащих и ранеными под конвоем трех торпедных катеров. Между Либавой и Ужавой транспорт и ТКА № 27 были потоплены авиацией противника. На шлюпке спаслось 25 челловек, остальные погибли. В этом же районе ТКА № 17 и № 47 выдержали бой с шестью немецкими торпедными катерами. В бою ТКА № 47 получил тяжелые повреждения и оставлен командой. ТКА № 17, на котором находился командир базы М.С. Клевенский со штабом, прорвался на о-в Сааремаа».
А. Чернышев. 1941 год на Балтике: подвиг и трагедия. М: Яуза, Эксмо.2009, стр. 76
Комментировать не буду - вроде, все ясно.