Сейчас на борту: 
Nemo-800,
sas1975kr,
UBL,
UncleSasha,
veter,
арт,
КВ-14
   [Подробнее...]

#26 25.03.2011 09:35:26

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

Третий документ     Documents related with response to Kairei Confidential No.20 2 (8) подписан     Chief Engineer Kaneda, Warship Azuma || Navy Commander Date
http://s005.radikal.ru/i211/1103/60/2d3c90342857t.jpghttp://i034.radikal.ru/1103/d5/c872e120aedbt.jpg
Код C09050788800
Ссылка
http://www.jacar.go.jp/DAS/meta/listPho … 5440135877
P.S. На последних страницах - повреждение верхней палубы Адзума на 8листах.


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

 

#27 25.03.2011 14:41:05

ironclad
Гость




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

Почитал немного про паровые машины: Воздушный насос – располагается в машинном отделении, обслуживает холодильник – качает пар. Как я понял, один холодильник – один насос.
Не знаю, сколько  было на «Адзуме» холодильников и насосов, но ясно, что при такой аварии потеря хода значительна. Японская эскадра разбилась на две пары, расстояние между которыми увеличивалось и к 9-52 составило 15 кабельтов. Ситуация выглядит так, что только два крейсера могли продолжать погоню – четвёртый корабль, получается, шёл не быстрее «Адзумы». Похоже, что Або “между строк” дал понять англичанам: если бы Камимура продолжил преследование, в перспективе его мог ожидать бой 2 на 2, навязанный Иессеном. И “После погони в течение целых двух часов Камимура в 10-04  неожиданно прекратил преследование”. Сообщив интересно выглядящие факты, Або дальше излагает “своё мнение” – официальную версию про нехватку снарядов – видимо ту, которую ему разрешили озвучить.

 

#28 25.03.2011 15:26:40

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

1

http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=5141
Вы сюда не заглядывали?Там все про Ульсан. И опять с документов Або.


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

 

#29 02.04.2011 08:43:01

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

За широкой спиной Того
http://i19.fastpic.ru/big/2011/0402/fb/f0989d892f21814788c780924a9da0fb.jpg


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

 

#30 09.04.2011 14:11:04

ironclad
Гость




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

У меня вопрос к специалистам:
Або писал о «Лакишотах» с дальней дистанции, c примерами.
«Ивате» 14 августа - в крышу каземата, на полях текста запись автора:

http://s47.radikal.ru/i118/1104/25/09f273f7b59d.jpg

“На «Ивате» 6-дюймовые казематы были размещены один над другим. этот … 65°°?” или “На «Ивате» 6-дюймовые казематы были размещены один над другим. этот … 6500?”

«Микаса» в Цусимском бою, на полях запись автора:
“этот … от 45°° до 50°°, но не уверен” или “ этот … от 4500 до 5000, но не уверен ”

http://i054.radikal.ru/1104/7a/8a267f33de60.jpg

Приведённые цифры – это дистанция или угол встречи с бронёй? Смущает то, что вторая пара цифр - пара нолей - заметно меньше первой. Употреблялся ли английскими и японскими морскими артиллеристами того времени значок «°°» для обозначения, скажем, угла встречи с бронёй?

 

#31 10.04.2011 01:39:47

NMD
Вице-адмиралъ
v-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 5463




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

ironclad написал:

Оригинальное сообщение #373911
Употреблялся ли английскими и японскими морскими артиллеристами того времени значок «°°» для обозначения, скажем, угла встречи с бронёй?

В тогдашних изданиях нули зачастую меньше остальных цифр.  ПМСМ -- данные обозначают дистанцию.

 

#32 10.04.2011 02:03:56

bober550
Гость




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

NMD написал:

Оригинальное сообщение #374083
В тогдашних изданиях нули зачастую меньше остальных цифр.  ПМСМ -- данные обозначают дистанцию.

Согласен, интересны только единицы измерения.

 

#33 10.04.2011 02:23:25

NMD
Вице-адмиралъ
v-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 5463




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

bober550 написал:

Оригинальное сообщение #374091
Согласен, интересны только единицы измерения.

Смотря кто писал.  Если японец -- однозначно метры, если англичанин -- возможны варианты.

 

#34 10.04.2011 07:30:40

ironclad
Гость




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

NMD написал:

Смотря кто писал.  Если японец -- однозначно метры, если англичанин -- возможны варианты.

Писал японец для англичан. :)

В лекции Або даёт дистанции в кабельтовых или ярдах. Скорее всего здесь ярды, намного менее вероятно - метры. Я думаю, можно выбрать ярды. (Тем более, что он сам не уверен в точности цифр...)

 

#35 10.04.2011 08:05:39

NMD
Вице-адмиралъ
v-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 5463




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

Тем не менее, у Корбетта -- метры.

 

#36 10.04.2011 12:50:35

ironclad
Гость




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

Но мы же говорим именно о лекции Або, а у него в других местах этого текста ярды или кабельтовы. Метров у него нет. Он пишет не для себя, для англичан. Во время лекции он не станет переводить метры в ярды, размеры должны быть записаны уже в ярдах.

Спасибо, что помогли решить вопрос с «°°»!  :)

 

#37 02.05.2011 23:48:32

ironclad
Гость




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

9
*
знатная заметка!

Сделал перевод лекции Або.

Большое Спасибо Geomorfolog-у за то, что он нашёл очень интересный материал.
Не Менее Большое Спасибо vs18 за то, что указал на самые вопиющие ошибки моего перевода.
И Большое Спасибо Всем, кто откликнулся и помог.


ЗАКРЫТАЯ ЛЕКЦИЯ.


Прочитанная в Колледже Военного Обучения.


К. Або,


коммандер Императорского Флота Японии.



НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ.




    Поскольку основные положения и факты Р.Я.В. уже были полностью детально рассмотрены с точки зрения тактики и стратегии, в том числе и в лекциях, прочитанных передо мной капитаном Слейдом и капитаном Леем, я намерен здесь только рассказать о тех нескольких факторах последней войны, которые я выявил сам или о которых услышал от братьев офицеров.

Влияние нехватки боеприпасов на тактику.



    В бою у Урусана 14 августа 1904 г. между русской Владивостокской эскадрой и эскадрой адмирала Камимуры «Рюрик», получивший после часового боя повреждение рулевого управления, не смог последовать за спутниками. «Россия» и «Громобой» несколько раз храбро поворачивали назад, пытаясь спасти несчастного «Рюрика», но тщетно.   В 8-22 утра, окончательно отказавшись от своего плана, они пошли на север. Адмирал Камимура, оставив против «Рюрика» два крейсера – «Наниву» и «Такачихо», немедленно начал преследование «России» и «Громобоя» своими четырьмя броненосными крейсерами.
    Адмирал Иессен, отвлекая таким образом броненосные крейсера Камимуры от «Рюрика», надеялся, что «Рюрик» сможет отбиться от двух меньших крейсеров и, несмотря на повреждения, дойти до Владивостока, но надеждам его не суждено было сбыться.
    В 9-17 2-й корабль в линии – «Адзума» - из-за аварии воздушного насоса не мог больше следовать за флагманом и «Токива» занял его место в строю, поэтому в 9-52 расстояние между 1-м, 2-м и 3-м, 4-м кораблями составило примерно 15 кабельтов.
    После погони в течение целых двух часов Камимура в 10-04 неожиданно прекратил преследование и оба русских корабля, хотя и сильно повреждённые, благополучно вернулись домой. Я не знаю причин, по которым Камимура не продолжил погоню в этот кульминационный момент боя; должно быть, присутствовало некоторое беспокойство о русских кораблях, которые, рассеявшись после боя 10 августа, приближались к проливу, но я предполагаю, что причина была в следующем:
    в соответствии со старыми взглядами на бронированный корабль, два бронепалубных крейсера не могли соперничать с «Рюриком»; их положение напоминало положение двух гончих, которые видят раненого тигра, но не могут с ним справиться, пока не придёт охотник и не нанесёт последний удар. Вот это беспокойство за судьбу двух крейсеров и вынудило Камимуру сохранить достаточно боеприпасов, чтобы гарантированно пустить «Рюрик» ко дну. Погоня за двумя зайцами не всегда бывает успешной, к тому же до Цусимы никто и представить себе не мог, что современный бронированный корабль может быть так легко потоплен артиллерийским огнём. Насколько я понимаю, идея Камимуры состояла в следующем: причинить «России» и «Громобою» столько повреждений, сколько позволит боезапас, а затем вернуться, чтобы добить «Рюрик», который и был его основной целью.
    За то время, что Камимура отсутствовал, занимаясь погоней, два крейсера сделали больше, чем представляли себе оба адмирала. Расстреливая «Рюрик» продольным огнём, они устроили чудовищную бойню своими бортовыми залпами, которые в сумме составляли десять 6-дюймовых скорострельных орудий, словно принуждая «Рюрик» к определённому решению. При таких обстоятельствах, чем раньше утонет корабль, тем лучше для русских; ведь, пока корабль на плаву, на него непрерывно обрушивается ливень снарядов, увеличивая число бесполезных жертв. Когда на «Рюрике» это поняли, там наконец открыли кингстоны и в 10-30 корабль затонул. Камимура получил эту информацию в 11-05, когда возвращался с севера. Если бы он счёл, что имеющегося боезапаса достаточно или «Рюрик» затонул бы раньше, я твёрдо убеждён: он бы продолжил погоню, наверняка причинив ещё большие повреждения кораблям или даже всех потопив.
    Невозможно даже приблизительно подсчитать остающийся боезапас без специально принятых для этого мер.
    Как вы знаете, был и другой пример нехватки боеприпасов - в Испано-Американскую войну 1898 года.     1 мая американский коммодор Дьюи вошёл в Манильскую бухту и атаковал испанский флот возле Кавите, в глубине бухты. После двух часов боя, в 7-35, Дьюи получил ошибочное сообщение, что снаряды 5-дюймовых орудий заканчиваются. Он немедленно приказал прекратить стрельбу и отступил со всем своим флотом к противоположному берегу бухты. Эта неожиданная остановка в разгар сражения, не имеющая ничего общего с тактикой боя, вызвала с американской стороны некоторое замешательство и временно воодушевила испанцев. Если бы это отступление произошло во время боя в открытом море и если бы корабли испанского флота обладали той же скоростью, что и корабли противника, совершенно очевидно, что испанцы без труда бы ушли. Но американский коммодор, благодаря географически превосходной позиции, без труда сблизился с противником и в 11-16 возобновил бой, в котором очень успешно добился своей цели.
    Этот случай – всего лишь ошибка в сообщении, но она заставила американский флот действовать бессмысленно перед лицом неприятеля в течение, по крайней мере, 3-х часов. Я не считаю, что в морском бою это – пустяк.
    Как капитан Слейд сказал на днях в своей лекции, время – очень важный фактор в современном бою, даже более сильный флот разбивают – временами.
    Теперь я осмелюсь сказать, что нехватка боеприпасов, так же, как любое ложное или неверно понятое сообщение о нехватке, могут оказать сильное влияние на выбор тактики командующим флотом; поэтому я думаю, что необходимо принять ряд таких мер, чтобы всё время знать точное количество остающегося боезапаса.
    Сама нехватка боезапаса напрямую зависит от величины погребов и скорости стрельбы, поэтому иногда она неизбежна, а вот ложные или неверно понятые сообщения о нехватке можно предотвратить, если ввести меры по учёту расхода боеприпасов.
    В Цусимском бою на «Микасе» применили импровизированный метод учёта расхода боезапаса – у каждого орудия мелом вели счёт выпущенным снарядам, когда стрельба прекращалась, расчёты связывались с рубкой. Несмотря на примитивность, этот метод позволял мне в течение всего боя сообщать капитану корабля и адмиралу Того точное количество оставшегося боезапаса. Я не знаю, влияли хоть как-то эти рапорты на выбор адмиралом Того тактики боя или нет, но я уверен, что он был совершенно свободен от беспокойства, связанного с количеством боезапаса.

Скорость стрельбы.



    Скорость стрельбы в основном зависит от обстоятельств сражения, поэтому сложно указать определённый темп стрельбы для разных случаев; но я думаю, принцип «Целься медленно, стреляй быстро» должен учитываться всегда. Предварительный план действий Того против флота Рожественского в Цусимском бою был в том, чтобы сражаться три дня и три ночи от Корейского пролива до Владивостока, продолжая эскадренный бой днём, а торпедные атаки ночью. В соответствии с этим планом наша стрельба в Цусимском сражении была относительно медленной, чтобы избежать скорой  растраты  боезапаса. На  «Микасе»  в  первый  день сражения  мы  потратили  примерно  треть  12-дюймовых снарядов (что примерно 33-34 снаряда на орудие), половину 6-дюймовых (около 80 снарядов на орудие) и четверть 12-фунтовых (около 50 снарядов на орудие).
    Я не могу ничего сказать о темпе стрельбы с русской стороны в той же битве, но я слышал, что 21 октября 1904, во время инцидента у Доггер-банки, «Орёл» за 10 минут расстрелял 500 3-фунтовых и 12-фунтовых снарядов, 17    6-дюймовых снарядов и 1800 патронов к «Максимам». Конечно, против рыбачьих лодок это чересчур. (зачёркнуто: торопливая стрельба).

Управление огнём.



    В Цусимском бою огонь управлялся с компасной площадки или из броневой рубки, а передача сообщений происходила следующими способами:
Указатель дистанции и порядка в строю фирмы «Барр и Струд»,
Рупор,
Нэвифон (Navyphone) (Только на «Микасе» и «Ивате»),
Большой циферблат для отображения расстояния и упреждения по принципу часов,

http://s011.radikal.ru/i317/1104/7f/a88590304e73.png

Мегафон,
Небольшая чёрная доска и мелок.


    Один офицер находился на верхнем марсе фок-мачты в помощь корректировщикам, он передавал данные управляющему огнём офицеру с помощью рупора и флажков.
    Управление огнём было сосредоточено целиком в руках управляющего офицера, не разрешалось внесение малейших поправок в расстояние и упреждение ни офицерам – командирам плутонгов, ни расчётам орудий.
    Здесь под термином «управляющий огнём офицер» я подразумеваю не только артиллерийских офицеров – на некоторых кораблях капитан сам контролировал огонь, но на большинстве наших кораблей это был артиллерийский офицер.
    Что касается управления огнём флота, не было сделано никаких конкретных приготовлений по сосредоточению огня на определённом корабле.
Зато действовали правила:
- целить в ближайший корабль в строю;
- если расстояние не сильно отличается, предпочитать головной и концевой корабли в строю;
- целить в тот корабль, который причиняет больше вреда.
Все наши корабли, действуя независимо, использовали эти принципы.

О защите.



    Капитан Слейд уже сказал в своей лекции, что защитить свой корабль можно, накрыв сильным огнём корабль врага и подавив его огневые средства.
    В первой стадии Цусимского боя русская эскадра, открывшая сильный огонь примерно с 6500 ярдов, всего за несколько минут нанесла «Микасе» сравнительно тяжёлые повреждения: грот-стеньга была сбита, одно 6-дюймовое и два 12-фунтовых орудия были на время выведены из строя, было сделано много пробоин в трубах и.т.д. Но как только наши корабли открыли огонь, а точность попаданий стала постепенно расти, соответственно стала снижаться сила вражеского огня.
    А в заключительной стадии того же боя, когда главный отряд Того дрался с вражеской эскадрой, многие наши корабли сконцентрировали свой огонь на головном «Бородино» и тогда «Орёл», следующий корабль в строю, начал эффективно поражать «Микасу». Некоторые снаряды взрывались, попадая в борт, другие падали в воду у самого борта, да так, что крышу штурманской рубки (Остров Обезьян) несколько раз вымочило фонтанами брызг, причиняя значительные неудобства, так как часто приходилось протирать залитые водой линзы дальномеров и биноклей. Из-за этого «Микаса» перенёс огонь с «Бородино» на «Орёл», через 10 – 15 минут стрельбы огонь «Орла» начал постепенно слабеть, и после этого уже не было ни душа от фонтанов брызг, ни попаданий снарядов.
    Воистину, лучший способ защитить себя – это уничтожить огневые средства врага.
    Говоря о защите, я стану говорить не о действии снарядов на вертикальную броню, но о случаях, когда снаряды, падающие под большим углом в сражении на больших дистанциях, иногда давали неожиданные результаты.
    В сражении 10 августа «Якумо» (бронированный крейсер, флагманский корабль командующего отрядом крейсеров адмирала Дева), догоняя вражеские крейсера, в конце концов приблизился с кормы по левому борту к кораблям русской эскадры, которые в тот момент правым бортом вели огонь по отряду главных сил Того. (Рис.1)

http://s43.radikal.ru/i100/1104/21/cc59b3a3fe88t.jpg

    Когда расстояние было около 13000 ярдов, замыкающий корабль, «Полтава», открыл огонь из левой 6-дюймовой башни и один из снарядов поразил центральный участок верхней палубы «Якумо» с правой стороны. Взрыв, который пошёл в главную палубу, убил 22 человека, разбил на нижней палубе привод управления оборотами двигателя и главную пожарную магистраль. (Рис.2)

http://i045.radikal.ru/1104/61/575cc19b2d27t.jpg

    Пока «Якумо» шёл головным, проблем из-за отсутствия регулятора оборотов не было, но когда позже он присоединился к главным силам, ему пришлось держаться на дистанции примерно в 5 кабельтов от концевого «Ниссина» из-за того, что ему было трудно удерживать своё место в строю. Не слишком ли большая плата за один 6-дюймовый снаряд?
    В сражении 14 августа 8- или 6-дюймовый снаряд, попав в крышу каземата 6-дюймовых орудий, взорвался внутрь него, воспламенив находившийся там боезапас и вызвав значительные разрушения. Стену каземата раскрыло наружу, также одновременно вышли из строя два 6-дюймовых орудия. (примечание на полях: На «Ивате» 6-дюймовые казематы были размещены один над другим. этот … 6500 ?) Потери на «Ивате» в том бою достигли 75 человек, большая часть их – от одного этого попадания!
    В Цусимском бою три снаряда попали в крышу расположенного на верхней палубе каземата «Микасы», один взорвался внутрь каземата, к счастью не воспламенив боезапас, повреждения станков и потери были невелики. (примечание на полях: этот … от 4500 до 5000, но не уверен). (Рис.3)

http://s45.radikal.ru/i108/1104/eb/350afea48d6dt.jpg

    Также 12-дюймовый снаряд попал в верхнюю палубу сразу за носовой башней и взорвался в корабельном лазарете, размещённом на главной палубе; но перевязочный пункт в военное время был организован на нижней палубе, поэтому, к счастью, жертв не было.
    Значит, в перестрелке на дальней дистанции помещения, защищённые бортовой бронёй, не всегда безопасны, если нет хорошо защищённой крыши.
    А вот пример повреждения, причинённого батарее      6-дюймовых орудий главной палубы снарядом, разорвавшимся палубой ниже.
    В Цусимском бою «Микаса» дважды получил попадания 12-дюймовых снарядов в 6-дюймовый броневой пояс правого борта, оба пробили броню и разорвались в бункере. Бункер удержал большую часть осколков, но два или три осколка вскрыли снизу плиту настила главной палубы прямо за орудием и (зачёркнуто: временно) вывели орудие из строя, число жертв – 5 человек. (Рис.4)

http://s008.radikal.ru/i304/1104/85/8f76aeb24519t.jpg


Боевая рубка.


    В последнюю войну было много случаев повреждения боевых рубок, как с русской, так и с японской стороны.
    Во время Цусимского боя на «Микасе» специально позаботились о защите боевой рубки, она была вся, кроме смотровой щели, прикрыта койками и просмоленными канатами. Много осколков снарядов было задержано, но, несмотря на это, мы получили лёгкое повреждение. (Рис.5)

http://s16.radikal.ru/i191/1104/06/f21fbb18ed8bt.jpg

    В начале сражения, когда начальник штаба, капитан корабля и другие офицеры попытались убедить адмирала Того войти в рубку, он серьёзно и печально сказал: “Я старик, мне уже можно здесь умереть. А вы берегите себя, мои мальчики”.
    Смысл слов Того, если только мне удастся объяснить его подробнее, был следующим:
“Я могу спокойно здесь умереть, ведь, по правде сказать, я состарился, служа моей стране, и моя служба как усердного слуги нашего обожаемого Императора неизбежно должна подойти к концу. Но что касается вас, молодые люди, у которых, я искренне надеюсь, впереди долгие годы жизни, на протяжении которых вам не раз представится возможность послужить императору и доказать любовь и преданность своей стране; вам я желаю, чтобы в своём боевом азарте вы не подвергали себя ненужному риску или опасности, но находились в такой безопасности, которая совместима с вашей службой своей стране”.
    Очевидно, судя по его характеру, он был твёрдо убеждён в том, что, хоть он и может умереть, его подчинённые всё равно исполнят (зачёркнуто: план уничтожения) (вписано: план действий против) вражеского флота. Поэтому весь бой он простоял на крыше штурманской рубки. Очень странно, что всего через несколько минут боя в рубке были ранены два штабных офицера из трёх, минный офицер и рулевой, в то время как на крыше штурманской рубки за весь бой потерь не было. Крыша навигационной рубки и мостик были защищены верёвочными заграждениями и койками, тентовые шесты были сняты. Компас, установленный на крыше штурманской рубки, был также обложен койками; Того избежал осколка 12-дюймового снаряда, который прошёл на волосок от него, только благодаря одной из этих коек. (Рис.6,7)

http://i044.radikal.ru/1104/e7/5b4563b495c2t.jpg

http://s010.radikal.ru/i312/1104/74/5bcae4daa729t.jpg

    В Цусимском бою верхние части рубок некоторых русских броненосцев были снабжены торчащими наружу «воротниками» из 1-дюймовых плит, предотвращающими проникновение осколков внутрь. (Рис.8)

http://s016.radikal.ru/i335/1104/35/4fb964bdd2ebt.jpg

    Эти «воротники» в некоторых случаях оказались очень полезны, но на «Орле» большой осколок ударил в рубку ниже «воротника» и загнул его вверх, перекрыв смотровую щель рубки. Очевидно, что после этого наблюдать за противником стало невозможно.
    Этот «воротник» был вручную смонтирован на «Орле» во время перехода от Танжера до мыса Доброй Надежды из материалов, взятых с собой в плавание.

Нейтральные пароходы в военное время.



    28 марта, примерно за два месяца до Цусимского боя, когда наш флот проводил учебные стрельбы возле Мозампо, к нему приблизился небольшой немецкий пароход «Индустри» (Industrie), шедший от Киао-Чао. А 16 мая, дней за десять до Цусимского боя, возле Пескадорской морской базы появился французский пароход «Кванг-Нам» (Quang Nam), пришедший прямиком из бухты Камранг-Бей, в которой в то время стоял флот Рожественского. На обоих пароходах не было ни грузов, ни пассажиров, их действия были признаны очень подозрительными, так мы захватили их и отправили в морскую базу Сасебо. Было достаточно признаков, чтобы сделать вывод: их истинной целью был сбор информации о расположении нашего флота. В этих случаях пароходы были специально наняты врагом.
    Но иногда обычные торговые суда нейтральных стран тоже дают важную информацию врагу, поэтому во время войны необходимо обращать на них особое внимание, даже на рыбаков.
    Разумеется, мы сами частенько именно так информацию и получали.
    В случае с «Новиком» после боя 10 августа мы получили информацию от нейтрального парохода, что «Новик» шёл через пролив Лоо Чуу (Loo Choo Straight)в восточном направлении. Мы немедленно послали два крейсера, «Читосе» и «Цусиму», от Корейского пролива через Японское море к Цугарскому проливу, а там, получив новые сведения о «Новике» от сигнальной станции на Курильских островах, они проследовали к проливу Лаперуза, где выполнили задание, уничтожив «Новик».

Примечание на полях:
«Новик»
11.08 зашёл в Киао Чао
12.08 ушёл
17.08 Лоо Чуу
19.08 Курилы I, …
20.08 уничтожен


Загруженность углём.



    Во время перехода Рожественского из Европы на Дальний Восток его самой большой заботой, конечно, был уголь и на Мадагаскаре он приказал на кораблях типа «Бородино» приготовиться к погрузке как минимум 2500 тонн.
    Но было установлено, что «Орёл», прежде чем отправиться из Камранг-Бей в Цусимский пролив, принял 2052 тонны угля, которые были распределены следующим образом:

Бункера ----------------------------------------------------------------------------------- 1150 тонн,
Квартердек (Шканцы)-------------------------------------------------------------------- 200 тонн,
Разные отсеки (включая отсек торпедных аппаратов, кладовые и мастерскую) 220 тонн,
Коечные сетки ------------------------------------------------------------------------------ 52 тонн,
Кают-компания ----------------------------------------------------------------------------- 80 тонн,
Буфетная кают-компании ----------------------------------------------------------------- 25 тонн,
Ванные, и.т.д. ------------------------------------------------------------------------------ 40 тонн,
Светлые люки ------------------------------------------------------------------------------ 35 тонн,
Каюта главного инженера ---------------------------------------------------------------- 35 тонн,
Батареи орудий (в мешках) ------------------------------------------------------------- 215 тонн.

    Отсек между кают-компанией и её буфетной, а также каюта штурмана были заполнены пшеничной мукой.
    С этой нагрузкой осадка «Орла» стала: носом 30 футов 3 дюйма, кормой 30 футов 4 дюйма.
    Первоначально его средняя осадка с 800 тоннами угля была 26 футов 0 дюймов, нагрузка на один дюйм осадки 53,6 тонны.
    Когда мы ждали прихода флота Рожественского в Цусимском проливе, мы тоже нагрузили много угля, даже на верхнюю палубу, на случай, если придётся идти на север. Но 27 мая, когда мы узнали, что враг появился в проливе, мы выбросили с верхней палубы за борт весь уголь, кроме небольшого количества, которое перегрузили на нижнюю палубу; и за всё время боя не было случаев возгорания угля от взрывов снарядов.


Утомление глаз наводчиков орудий.



    Я слышал, к концу боя 14 августа наша точность стрельбы снизилась; как сказал офицер – участник боя, основной причиной этого в той или иной степени явилось утомление глаз наводчиков орудий.
    Бой начался в 5-24 утра и после примерно трёх часов сражения четыре броненосных крейсера Камимуры начали погоню за «Россией» и «Громобоем», развернувшись к ним левым бортом, и продолжали вести непрерывный огонь орудиями левого борта в течение двух часов. Поэтому выглядит логичным предположение, что продолжающиеся непрерывно в течение двух часов прицеливание и стрельба вызвали сильное переутомление глаз наводчиков, особенно при использовании телескопических прицелов.
    Поэтому, в случае действия одним бортом в течение продолжительного времени, я думаю, иногда стоит подменять наводчиков орудий наводчиками другого борта.
    В Цусимском бою не было подобного долгого действия одним бортом в течение продолжительного времени и, следовательно, не было необходимости в перестановке наводчиков с борта на борт.

Орудийный огонь.



    Во время сражения на «Микасе» мы применяли фугасные и бронебойные снаряды поочерёдно, но в начале боя мы всегда использовали фугасы, чтобы определить точную дистанцию. Фугасный снаряд взрывался в любом случае, как при попадании, так и при падении в воду. И он оставлял огромное облако чёрного дыма, которое намного легче различить на большом расстоянии при корректировке, чем просто всплеск неразорвавшегося снаряда, особенно в туманную погоду. 6-дюймовый снаряд, хоть и бессильный против брони, взрываясь на воде, оказывал огромную помощь при корректировке в определении точной дистанции, что повышало эффективность стрельбы из 12-дюймовых орудий. Несколько раз он был, хоть и не прямо, признан важным оружием.
    Я не стану рассматривать разные случаи действия 6-дюймовых снарядов по сбиванию труб и мачт, разрушению надстроек и противоминных орудий. Но я хочу указать на несколько случаев повреждений, которые произошли на «Микасе» за броневой защитой и были причинены 6-дюймовым снарядом и осколками снарядов, взорвавшихся снаружи. В Цусимском бою одно 6-дюймовое орудие на батарее главной палубы было совершенно уничтожено 6-дюймовым снарядом, влетевшим через крошечное отверстие орудийного порта, и другие два 6-дюймовых орудия на той же палубе были временно выведены из строя, оба потеряли телескопические прицелы из-за осколков, проникших в порты. (Рис.9)

http://s011.radikal.ru/i318/1104/ce/f74ad9fa1947t.jpg


Русский снаряд.



    В русских орудиях всегда большой заряд, поэтому они превосходят наши по дальности, но снаряд очень короткий и разрывной заряд мал. Разрывной заряд – пироксилин, взрыватель двойного действия с задержкой. (Рис.10)

http://i047.radikal.ru/1104/e7/e44b129f4f9dt.jpg


    После Цусимского боя я нашёл на верхней палубе «Микасы» совершенно целый русский 6-дюймовый снаряд, который не взорвался и не разбился, разобрав его позже, я обнаружил, что взрыватель действовал только наполовину.
    Русский снаряд из-за его взрывателя с задержкой не взрывается при ударе о тонкую преграду, поэтому «Микаса» получил несколько попаданий в трубы без серьёзных последствий, а в одном случае два 12-дюймовых снаряда только пробили кожух трубы и четыре шлюпки и, ничего больше не повредив, полетели дальше. (Рис.11)

http://s016.radikal.ru/i336/1104/c9/d05cf4e652f6t.jpg

Атмосферные статические разряды.



    Во время прошлой войны атмосферные статические разряды, зафиксированные станциями беспроволочного телеграфа, иногда воспринимались как сигналы вражеских телеграфных станций. Понятно, что когда беспокойство о местонахождении врага усиливалось до крайней степени, любой принятый разряд, непохожий на наш сигнал, сразу воспринимался как сигнал вражеского телеграфного аппарата и заставлял нас думать, что враг где-то недалеко.
19 июля 1904 года три русских броненосных крейсера покинули Владивосток, 20-го они прошли Цугарским проливом в Тихий океан. 23-го они появились возле Токийского залива, где в течение двух – трёх дней потопили английский пароход «Найт Коммандер»(Knight Commander), а также немецкий и несколько японских пароходов. Но, даже после того, как они ушли на север, из-за разрядов, которые часто принимала станция беспроводной связи в Йокосуке, долгое время считали, что они недалеко от Токийского залива, пока не получили сведения, что русские корабли 30-го числа прошли Цугарский пролив в западном направлении.
    Было много подобных случаев и на эскадре Рожественского, например, в Балтийском и Северном морях, в Малаккском проливе, и.т.д.

Гибель «Светланы».



    Во время последней войны многие русские корабли были потоплены собственными командами, которые открывали кингстоны в безнадёжной ситуации, как в случае с «Варягом», «Рюриком», «Ушаковым», «Светланой», и.т.д. Среди них разумнее всего, как я считаю, поступили на «Светлане».
    После Цусимского боя, в 7 часов утра 28 мая «Светлана» была замечена адмиралом Уриу, который выделил «Отову» и «Ниитаку» для её уничтожения. После примерно часового боя на «Светлане», видя безнадёжность ситуации, в 11-06 открыли кингстоны и все офицеры и команда прыгнули за борт, предварительно переключив двигатели на «полный назад», чтобы избежать опасности от падающих вокруг корабля снарядов. Благодаря этим мерам все выжившие были спасены нашими вспомогательными крейсерами «Америка-мару» и «Касуга-мару».

Выход из строя беспроволочного телеграфа на «Микасе».



    На «Микасе» установили две станции беспроволочного телеграфа с антеннами на грот-мачте и фок-мачте, но грот-стеньга была сбита в начале Цусимского боя, а носовая рубка беспроволочного телеграфа разбита артиллерийским огнём. Таким образом, телеграфные сообщения между адмиралом Того и флотом пришлось пересылать через посыльный корабль «Татсуту» или через второй корабль в линии, «Сикисиму», пока ночью 27-го числа не сделали временные исправления.
(Рис.12) (Рисунок в документе отсутствует).

Потери в Цусимском бою.



    Главная причина очень небольших потерь в этом сражении по сравнению с боями 10-го августа и 14-го августа заключается в том, что все лишние люди, кроме тех, чьё присутствие наверху было необходимо, находились под защитой брони как можно дольше. В Цусимском бою даже расчёты 12-фунтовых орудий не вызывались наверх по местам, пока расстояние не уменьшалось до 4000 ярдов.




Файл - PDF (с картинками), размер 760 кб.
http://depositfiles.com/files/s18c9xuvj


Примечание:
    Нэвифон (Navyphone) - специальный морской телефон, спроектированный для телефонных линий небольшой длины. Почти все они делались в настенном варианте,  большинство имело влагозащищённый  металлический корпус. Внешне нэвифоны выглядели по-разному. Некоторые - как типичные телефоны, другие напоминали  спикерфоны и интеркомы, были и очень забавные, с торчащими из них раструбами и слуховыми трубками. До того как в 1902 появился термин «нэвифон», в английском флоте их звали «громкоговорящие телефоны».
(http://www.dreadnoughtproject.org/tfs/i … /Navyphone )

 

#38 04.05.2011 00:38:52

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

ironclad написал:

Оригинальное сообщение #382537
Взрыв, который пошёл в главную палубу, убил 22 человека, разбил на нижней палубе привод управления оборотами двигателя и главную пожарную магистраль.

А рисунок того же повреждения,нарисованный механиком Якумо
http://i051.radikal.ru/1105/31/48ad2a02e033t.jpg


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

 

#39 04.05.2011 00:42:29

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

Импровизированная защита на японских кораблях
http://i050.radikal.ru/1105/7e/903ac9d436c6t.jpghttp://s41.radikal.ru/i094/1105/d3/1c12df478fd7t.jpg
http://s52.radikal.ru/i135/1105/18/c9ff1d5cb741t.jpg


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

 

#40 04.05.2011 00:45:04

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

А вот так выглядит таблица повреждений Якумо из СС Мейдзи. Все понятное дело на японски
http://s61.radikal.ru/i174/1105/0f/3d2e9c0a082ct.jpg


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

 

#41 04.05.2011 01:01:13

NMD
Вице-адмиралъ
v-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 5463




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

Geomorfolog написал:

Оригинальное сообщение #382890
Импровизированная защита на японских кораблях

Шлюпки на штатных местах, даже водой не залиты, обмотаны тросами, ещё тросы, койки, дерево.  Это, спросит пытливый читатель, наверное недотёпы русские под командой лжеца и изменника Рожественского?  Нет.  О ужас!  Это же японцы, на севших по башмаки шестов противоминных сетей броненосцах и крейсерах.  Epic Fail!

 

#42 04.05.2011 14:24:38

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

ironclad написал:

Оригинальное сообщение #382537
Потери на «Ивате» в том бою достигли 75 человек, большая часть их – от одного этого попадания!

Рис. повреждения Ивате при Ульсане
http://s007.radikal.ru/i302/1105/34/c1540de77c19t.jpg


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

 

#43 04.05.2011 20:11:43

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

ironclad написал:

Оригинальное сообщение #382537
Выход из строя беспроволочного телеграфа на «Микасе».



    На «Микасе» установили две станции беспроволочного телеграфа с антеннами на грот-мачте и фок-мачте, но грот-стеньга была сбита в начале Цусимского боя, а носовая рубка беспроволочного телеграфа разбита артиллерийским огнём. Таким образом, телеграфные сообщения между адмиралом Того и флотом пришлось пересылать через посыльный корабль «Татсуту» или через второй корабль в линии, «Сикисиму», пока ночью 27-го числа не сделали временные исправления.
(Рис.12) (Рисунок в документе отсутствует).

Воспользуемся одним из рисунков из СС Мейдзи,хорошо видно уничтожение как стеньги,так и антен.(красные стрелки)

http://s54.radikal.ru/i144/1105/fd/8fe48e7c102ft.jpg


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

 

#44 05.05.2011 11:17:13

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

ironclad написал:

Оригинальное сообщение #382537
  28 марта, примерно за два месяца до Цусимского боя, когда наш флот проводил учебные стрельбы возле Мозампо, к нему приблизился небольшой немецкий пароход «Индустри» (Industrie), шедший от Киао-Чао

Некоторые документы по Индустрии
http://fastpic.ru/view/14/2011/0222/62b … d.jpg.html
http://fastpic.ru/view/14/2011/0222/9ae … 6.jpg.html


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

 

#45 06.05.2011 05:45:50

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

andreyfinn:

«Industrie» спасательный пароход (буксир). Порт приписки - Гамбург, Германия, тоннаж - 21 нрт./160 брт.
Владелец – Jurgen Block, немец, житель г. Циндао. Капитан судна – Uddine.
08.02.05 г. зафрахтован в Шанхае владельцем газеты «Chefoo Daily News» Macdalmidlt (гражданин США, во время РЯВ корреспондент ведущих информационных агентств Англии и США – с осени 1904 г. работал на  А. Давыдова, чиновника Министерства финансов России. Сама газета создана во время войны для защиты интересов России). По условиям договора судно зафрахтовано на 3 месяца с ежемесячной платой 1 500 шанхайских таэлей для использования в качестве судна для военных корреспондентов. Для работы на судне был нанят корреспондент Adolph Bannier (немец) с ежемесячной оплатой 400 мексиканских долларов. В его задачи входил сбор информации якобы в интересах газеты о ходе боевых действий на море, передвижениях японских и русских боевых кораблей.
19.02.05 – вышло из Шанхая и направилось в плавание к о-вам Цусима. Вернулось в Шанхай 13.03.05.
15.03.05 – вышло из Шанхая в строну Корейского пролива. 23.03.05 г. прибыло к North Scene Island (Корея). В течении 23-26 марта находилось в районе Quelpart и о. Андресона. Утром 27 марта направилось к о. Kadok, где обнаружило японские боевые корабли. После установления их типов и количества судно взяло направление на Фузан с целью передачи этих данных по телеграфу в Шанхай. В 3 часа дня 27 марта задержано крейсером «Кассуга» по подозрению в сборе информации в разведывательных целях в интересах противника. Решением Сасебского призового суда судно было конфисковано за шпионаж.
В ходе следствия дополнительно было установлено, что между владельцем судна Jurgen Block и генерал-майором Дессино (русский военный атташе в Шанхае) был составлен договор о продаже «Industrie» Русскому Правительству за 135 000 шанхайских таэлей. По условиям контракта оплата осуществлялась по приходу судна в русские воды, где оно было-бы объявлено военным призом. В качестве компенсации на случай возможного перехвата судна японскими кораблями владелец судна получал 85 000 шанхайских таэлей. 14 марта 1905 г. капитану было приказано при благоприятных обстоятельствах попытаться достичь Владивостока. Перед отходом из Шанхая на судно был передан комплект карт Приморья и оформлены документы на рейс до Моджи

От себя добавлю,что в Джакаре выложены карты захваченные на Индустрии. Карт Приморья там нет,а есть Цусимского пролива и подходов к Цусимскому проливу. Впрочем могли выложить не все.

Отредактированно Geomorfolog (06.05.2011 05:53:49)


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

 

#46 06.05.2011 05:51:50

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

andreyfinn:

Еще один "нейтрал" конфискованный японцами за проведение разведки в интересах России.
«QUANG NAM»
одновинтовый грузопассажирский пароход.
Тоннаж -710 нрт / 1389 брт. Размерения - 70.1х10.5х… м. ПМ тройного расширения.
Построен в 1902 г. на верфи Mackie & Thomson, Govan (Old), Великобритания. Зав. № 269
Спущен 2.4.02 передан владельцу в мае 1902 г.
Владелец -  «China Coast Voyage Company», Париж. Порт приписки – Сайгон. Флаг – французский. Капитан судна – Paul Buiso.
До войны использовалось в перевозке грузов между Сайгоном, Филиппинами и Китаем.
Весною 1905 г. зафрахтовано русским правительством для обеспечения перехода эскадры Рожественского (фиктивный контракт на фрахтовку судна был заключен между фирмою «Motte&Co» (Сайгон) и М. Ascory – агентом «China Coast Voyage Company» в Сайгоне). 
23 апреля 1905 г. с грузом из 800 ящиков алкоголя  покинуло Сайгон. 24 апреля прибыло в бухту Камрань где  передало груз на корабли 2 Тихоокеанской эскадры. 26 апреля направилось в Шанхай с заходом в Гонконг. Во время нахождения в Шанхае судно не приняло на борт никакого груза за исключением  130 т. кардифского угля для пополнения корабельных запасов. 12 мая вышло для следования  в Манилу. Пройдя между Формозой и Пескадорскими островами судно изменило курс и «вследствие поломки в машинном отделении» вошло в пролив Hatto, где «рассчитывало провести ремонт своими силами или обратиться за помощью к другим судам». Однако, 16 мая стоявшее к северу от о. Kosei судно было арестовано ВКР «Бинго-Мару» по подозрению в проведении разведки в интересах неприятеля. На момент ареста на борту судна отсутствовала часть судовых документов (договор о фрахте и грузе).   Капитан судна и команда мотивировали свое нахождение в этом районе поломкою паровой машины и заявили, что не знали, что район Пескадорских островов является закрытым для плавания. 
Решением Сасебского призового суда от 28.11.05 г.  судно было конфисковано за участие в разведывательной службе в интересах России по вскрытию обороны берегов Японии и отслеживанию перемещения кораблей японского флота. Апелляция отклонена.
Послевоенная судьба:
1906 г. KWONAN MARU (японское правит.).
14.9.1944 г. потерпело крушение в точке 42.07N/140.47E.

PS: кстати, в мемуарах Чегодаева-Саксонского есть такое упоминание:
«11 апреля. …Пришел французский пароход. Меня послали узнать, с каким он грузом; если с углем, то приказано послать его к нашей эскадре, болтающейся у входа в бухту; если же с провизией, то купить, что может пригодиться.
Пароход оказался с грузом для «Сисоя», «Донского», «Александра III», «Риона» и «Камчатки». Эти суда озаботились выпиской всякой всячины. Я вернулся с пустыми руками…» - возможно, что этим пароходом и был «QUANG NAM»

Добавлю что по Кванг-наму и по Индустрии в Джакаре довольно обширная подборка документов,в том числе и на европейских языках. Но эти языки - немецкий и французский,к тому же тексты преимущественно рукописные,так что смысла выкладывать не вижу.


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

 

#47 06.05.2011 22:15:15

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

ironclad написал:

Оригинальное сообщение #382537
Нейтральные пароходы в военное время.

ironclad написал:

Оригинальное сообщение #382537
Но иногда обычные торговые суда нейтральных стран тоже дают важную информацию врагу, поэтому во время войны необходимо обращать на них особое внимание, даже на рыбаков.
    Разумеется, мы сами частенько именно так информацию и получали.

Несколько из донесений нейтральных пароходов о прохождении русской эскадры возле Сингапура и нахождения в бухте Камранг.
http://s014.radikal.ru/i329/1105/e6/713bd270156dt.jpghttp://i040.radikal.ru/1105/22/601fe9bb8e03t.jpghttp://s60.radikal.ru/i169/1105/7b/281cdbbf3462t.jpghttp://i035.radikal.ru/1105/1a/4bcc70f4c0bat.jpg


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

 

#48 07.05.2011 09:33:22

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

2

ironclad написал:

Оригинальное сообщение #382537
Крыша навигационной рубки и мостик были защищены верёвочными заграждениями и койками, тентовые шесты были сняты. Компас, установленный на крыше штурманской рубки, был также обложен койками; Того избежал осколка 12-дюймового снаряда, который прошёл на волосок от него, только благодаря одной из этих коек. (Рис.6,7)

Правда это не Микаса а Асама
http://s008.radikal.ru/i303/1105/98/1b2b4a615027.jpg


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

 

#49 15.02.2014 23:28:21

Бирсерг
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 6600




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

Geomorfolog - лучший из лучших!


Писать о Цусиме можно бесконечно. Даже когда и если на все вопросы будут даны ответы - новое поколение дебилов ничего читать не будет и начнёт с вопросов: А нельзя ли было (подставить по вкусу)?! (с)

 

#50 26.02.2014 14:52:30

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Секретные лекции о русско-японской войне.

http://www.jacar.go.jp/DAS/meta/imageen … _S32=&
Визит Того в Британию1911г


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

 

Board footer