Сейчас на борту: 
AlexDrozd,
han-solo,
maslopoop,
Mitry,
Prinz Eugen,
smax,
yuu2,
zombee,
Анатолий,
Вальчук Игорь,
Владимир,
Вячеслав27,
Стерегущий
   [Подробнее...]

#1 10.12.2011 05:09:36

Le May
Участник форума
Сообщений: 13




Гибель эсминцев "Гавриил", "Константин" и "Свобода"

Уважаемые любители истории флота!
Возможно, этот вопрос уже подробно рассматривался, но я не смог этого найти. Когда и кем были поставлены мины, на которых погибли в 1919 году эсминцы "Гавриил", "Константин" и "Свобода"? Есть ли подробности постановки этого минного заграждения?

Отредактированно Le May (10.12.2011 05:10:30)

 

#2 13.01.2012 15:05:44

поллитра
Гость




Re: Гибель эсминцев "Гавриил", "Константин" и "Свобода"

считается , что поставили англичане...

 

#3 13.01.2012 23:35:18

aden13
Капитанъ I ранга
k1r
anna3
Откуда: Москва
клипер Джигитъ
Сообщений: 807




Re: Гибель эсминцев "Гавриил", "Константин" и "Свобода"

поллитра написал:

Оригинальное сообщение #464196
считается , что поставили англичане...

а вот черт его знает... возможно, и наши мины-то были...


Светило солнышко и ночью и днем
Не бывает атеистов в окопах под огнем.

Е. Летов

 

#4 14.01.2012 00:39:24

адм
Лейтенантъ
let
Откуда: Ижевск
Сообщений: 5207




Re: Гибель эсминцев "Гавриил", "Константин" и "Свобода"

aden13 написал:

Оригинальное сообщение #464506
а вот черт его знает... возможно, и наши мины-то были...

Если наши, то кто и когда их ставил?
ЭМ как раз направлялись на минную постановку в Копорском залиев.

Отредактированно адм (14.01.2012 00:39:52)


Не следует думать, что новые идеи побеждают путем острых дискуссий, в которых создатели нового переубеждают своих оппонентов. Старые идеи уступают новым таким образом, что носители старого умирают, а новое поколение воспитывается в новых идеях, воспринимая их как нечто само собой разумеющееся.

 

#5 14.01.2012 01:02:02

Тритон
Гость




Re: Гибель эсминцев "Гавриил", "Константин" и "Свобода"

адм написал:

Оригинальное сообщение #464533
Если наши, то кто и когда их ставил?

Теоретически, могло быть и наше крепостное управляемое. А карт их постановок не сохранилось.

Отредактированно Тритон (14.01.2012 01:03:32)

 

#6 16.01.2012 15:45:30

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5916




Re: Гибель эсминцев "Гавриил", "Константин" и "Свобода"

Трагическая гибель трех эсминцев Красного Балтийского флота в ночь на 21 октября 1919 г.

В тот момент, когда части нашей 7-й армии перешли в решительное наступление против Юденича, когда началось кровопролитное сражение, около параллели мыса Долгий Нос при выполнении  боевой операции погибли три эскадренных миноносца Красного Балтийского флота — «Гавриил», «Константин» и «Свобода». Они подорвались на минном заграждении. Это была огромная потеря. Систематические, почти ежедневные обстрелы английскими крейсерами и эсминцами наших позиций на берегу сдерживали наступление красноармейских частей, сковывали их боевую деятельность. Накануне решительного наступления 7-й армии под Петроградом для активной поддержки сухопутных сил, оперировавших на побережье, была задумана командованием флота боевая заградительная операция, проведение которой, естественно, было связано с большим риском и трудностями.

20 октября Реввоенсовет Балтийского флота в своей директиве на имя начальника действующего отряда таким образом сформулировал боевое задание:

«Предлагается вам в ночь с 20-го на 21-е октября выполнить постановку минного заграждения в Копорском заливе по прилагаемому плану. Для операции назначаются четыре эскадренных миноносца типа «Новик». Операция должна быть произведена, скрытно от неприятеля. Рекомендуется начать постановку с южного конца заграждения. Расстояние между минами — 150 футов. Время выхода и возвращения эскадренных миноносцев представляется на ваше усмотрение. На походе разрешается иметь затемненные кильватерные огни. Вы должны озаботиться о том, чтобы выход эсминцев был обставлен в навигационном отношении наилучшим образом. О своих предположенных передвижениях заблаговременно предупредите коменданта крепости и коменданта форта «Краснофлотский». Обстановка: морская — в море держится значительное число неприятельских эскадренных миноносцев, база которых недостаточно хорошо выяснена (есть предположение, что они ночуют у Сойкинского берега или в Лужской губе); сухопутная — наши части занимают прибрежную линию с Шепелевского маяка. От Киндекюля к югу побережье в руках неприятеля».

Выполнение этой директивы было поручено начальником действующего отряда 1-му дивизиону эскадренных миноносцев в составе: «Гавриил», «Свобода», «Азард» и «Константин». Они. должны были принять мины по 60 штук на каждый и после окончания приемки стать на якорь на Большом Кронштадтском рейде. Съемка с якоря и выход в операцию намечались на 2 часа 21 октября. Ход 9 узлов до места постановки. В случае встречи с превосходными силами противника эсминцы обязывались прекратить постановку и возвратиться в базу. Выбрасывать мины за борт или не выбрасывать — предоставлялось усмотрению начальника дивизиона эсминцев. Комендант крепости и коменданты фортов были поставлены в известность об операции и обязывались в случае необходимости оказать огневую поддержку. Получив такие указания, начальник 1-го дивизиона приступил к выполнению операции.

В назначенный срок, т. е. 21 октября ровно в 2 часа, эскадренные  миноносцы «Гавриил», «Свобода», «Константин» и «Азард» снялись с якоря и в строе кильватера проследовали в море. Обстановка дальнейшего похода дивизиона эсминцев обрисована в рапорте командира эскадренного миноносца «Азард»:

«В 2 часа 21 октября по сигналу с «Гавриила» снялся с якоря и вступил в кильватер «Константину», в строю был концевым. Идя 9-узловым ходом по створу Николаевских маяков, 2 ч. 30 м. прошли боновое заграждение. 4 ч. 19 м. прошли первую шаровую веху, повидимому, срезанную одним из впереди идущих миноносцев, повернул на курс 208° истинный, большая волна, свежий ветер SW, видимости никакой. 4 ч. 55 м. прошли вторую шаровую веху, причем ее не было видно, легли на курс W, размахи качки до 20 градусов. 5 ч. 5 м. потерял строй, 5 ч. 20 м. вступил в строй, курс 188° истинный, момента поворота не имею, пройдя этим курсом приблизительно 4,3 мили, 5 ч. 45 м. около параллели «Долгого Носа» увидел впереди на «Гаврииле» сноп огня, за которым последовал сильный взрыв.

По сигналу с впереди идущих миноносцев был дан полный задний ход. В это время на впереди идущем «Константине» последовал второй и третий оглушительные взрывы, и все обволокло густым паром и места взрыва мною были потеряны. Постояв некоторое время и попробовав вызвать по радио «Свободу», ответа не получил. 6 ч. 20 м. лег на курс 8° истинный, ход 19 узлов, 6 ч. 30 м. повернул Ost истинный, 6 ч. 40 м. лег от шаровой вехи 28° истинный. 6 ч. 59 м. легли на створ Николаевских маяков, поворотной вехи не видел. 8 ч. 15 м. вошли в Кронштадтскую гавань. В море были видны: непрерывно работавший луч прожектора, со Стирсуддена, с перерывами работавший из глубины Копорского залива постоянный огонь на Wst от второй поворотной вехи и мелькающие огни в разных направлениях в Копорском заливе».

Из четырех эскадренных миноносцев вернулся из похода только один «Азард», который и сообщил первым весть о трагической гибели на минном заграждении остальных эсминцев. На этих трех кораблях погибло 485 моряков, командиров и политработников. Погибли четыре боевых большевистских, комиссара — комиссар дивизиона эсминцев В. П. Флягин, комиссар эсминца «Гавриил» Н. П. Лепешкин, комиссар эсминца «Свобода» П. Я. Малыгин, комиссар эсминца «Константин» С. А. Фролов. В команде погибших кораблей было 90% коммунистов и сочувствующих. Из 32 лиц командного, начальствующего и политического состава не спасся ни один человек. Погибли также 24 человека с минного заградителя «Нарова», прикомандированных к этим кораблям на период операции. Спаслись с погибших эсминцев: 19 человек с эсминца «Гавриил» и 6 человек с эсминца «Свобода». Семь моряков попали на берег, занятый белогвардейцами, и были, за исключением одного, которому удалось спастись, зверски убиты.

Один из спасшихся с эсминца «Гавриил», т. Качкин, рассказывал:

«Ровно в 2 часа ночи звонок поставил нас по своим местам. Приготовив корабль к бою, по одному выходили наверх. Ветер дул уже сильнее, немного покачивало... Вдали к западу от Биоркэ лучи прожектора лизали темный горизонт. «Эге, англичане тоже не спят, наверное поджидают», подумал я и спустился к динамомашине... Жара была невыносимая. Доходило до 60° по Цельсию, так как все было задраено, да еще тентами прикрыты просветы. Временами заходил механик, и слышно было, как он при выходе отдавал приказание: «От клапанов не отходить». Подлив в подшипники масла, вышел наверх... В глазах замелькали искры. Силой взрыва меня бросило в сторону. Очнувшись, я быстро, как пуля, выскочил на верхнюю палубу и не узнал корабля. Все было сброшено с палубы: и орудия с прислугой, и мины, и те минеры, что группами спешили их приготовить. Кто-то в волнах чуть слышно прокричал «Товарищи!».

Смертельно раненый «Гавриил», шипя, кренился на левый борт. Мы сгруппировались на своих местах. Командир отдавал приказания вголосовую. Вдруг второй, за ним третий взрыв. Где-то в темноте возгласы: «Смерть капиталу! Да здравствует советская власть!».

Настала напряженная минута. Темная осенняя ночь и сильный ветер мешали спуску шлюпок на воду. От взрыва тали перемешались с проводами радиотелеграфа. Команда спускала шлюпки. За бортом послышался разговор. Перегнувшись через поручни. я заметил нескольких товарищей, стоявших на отводе. К ним подходил тузик. Они, быстро спрыгнув в него, отвалили. Им вслед кто-то крикнул: «Передайте привет, пусть не поминают нас лихом». По одному мы начали спрыгивать в шлюпку. Ветер все удалял шлюпку от тонувшего корабля в сторону. Расстояние между нами и «Гавриилом» увеличивалось. Мы молча сидели на банках.. Не хотелось браться за весла. Все впились глазами в корабль — что-то хотелось крикнуть, да не было сил. Все точно оцепенели.

Вдруг перед нашими глазами взлетает с раздирающим громом гора воды, освещенная огнем. Мы кое-как поставили шлюпку на вал носом. Гора воды с шумом упала вниз, на минуту подняла нас кверху и снова все стихло. Никого не было видно. Волны сравняли все. Лишь ветер свищет и кидает шлюпку.

«Ну, что ж. ребята, грести куда-нибудь будем?» — наконец заговорили на корме... Одному товарищу пришла мысль в голову: «Стой, ребята, — заявил он, — когда мы шли сюда, нам прожекторы светили в правый борт. Стало быть, теперь нам надо итти так, чтобы они светили в левый борт, и мы выйдем к своим родным берегам». Все согласились, разобрали весла, рулевого посадили за старшину и пошли по волнам, отливая временами воду кто руками, кто сапогами.

Начинало светать. На горизонте заметили верхушку маяка — это был Шепелевский. Решено было высадиться у Шелелевского маяка, но один из нас, достав замоченную вчерашнюю газету, прочел, что фронт белых передвигается к Шепелевскому маяку, и последний находится под обстрелом белогвардейцев и наших красных войск. Хоть мы и устали порядком, но единодушно решили итти на ближайший форт Серая Лошадь. Мы стали подходить ближе. На берегу группировались люди в черном. Мы подняли сигнал «Ясно вижу». Вдруг налетел шквал, выбросил нас и перевернул шлюпку. Поплыли к берегу. На берегу нас принял наш красный морской караул. Дали нам теплое помещение. Мы начали обсушиваться. Принесли по кусочку хлеба и по пачке папирос. Через полчаса к нам привели еще шесть человек. Это были моряки со «Свободы», добравшиеся на тузике вслед за нами. Обсушившись и согревшись, мы, в количестве 25 человек, отправились на форт Красная Горка, а затем в Кронштадт. В Кронштадте мы узнали о благополучном возвращении «Азарда».

Сразу же после получения известия о гибели трех эскадренных  миноносцев Реввоенсовет Балтийского флота образовал следственную комиссию для выяснения всех фактов, которые послужили причиной этой тяжелой катастрофы. Следственная комиссия отметила чрезвычайно слабую налаженность аппарата службы связи и почти полное отсутствие разведки. Личный состав был мало знаком с обстановкой, в которой должна была проходить заградительная операция эсминцев. Между прочим, как раз на это командиры эсминцев на совещании перед операцией настойчиво указывали. Обстановка, которая была дана в директиве Реввоенсовета и указаниях начальника действующего отряда, характеризовалась чересчур общими чертами.

Комиссия установила, что все донесения постов службы связи о движении неприятеля не наносились на кальку. Комиссия в своих выводах отметила также, что «общий характер заграждений Кронштадтской крепости и выхода из них был противнику известен, а, судя по характеру деятельности нашего флота, этот план не подвергся изменению (что неприятель мог заключить по движению миноносцев, тральщиков и подводных лодок), нужно было предполагать, что противник примет все меры к заграждению наиболее посещаемых нашим флотом путей, ведущих к районам его операций».

Наконец, комиссия нашла, что ввиду полной темноты и большой волны эсминцы во время хода держались на близком расстоянии друг к другу, боясь растеряться. Поэтому взрыв первого миноносца, попавшего на минную банку, оказался слишком поздним предупреждением для остальных, и следовавшие за «Гавриилом» в кильватер «Свобода» и «Константин» взорвались, имея задний ход.

Таковы основные причины гибели трех эскадренных миноносцев Балтийского флота, которые установила следственная комиссия. На самом деле следственная комиссия до конца своего дела не довела, не вскрыла подлинной причины гибели миноносцев.

Как это сейчас установлено с неопровержимой ясностью, гибель трех эскадренных миноносцев была связана с предательскими действиями некоторых лиц из командного состава Балтийского флота.

Группа бывших морских офицеров, занимавшая командные должности на кораблях и главным образом в штабе Балтийского флота, в середине октября 1919 г., т. е. незадолго до трагической гибели трех эсминцев, предложила английской контрразведке и командованию английским флотом план сдачи англичанам четырех эскадренных миноносцев типа «Новик». В этом плане были подробно разработаны всевозможные обстоятельства, при которых может произойти сдача миноносцев — там указывалось точно, когда, где и как пойдут наши эскадренные миноносцы из Кронштадта в разведку. Английскому флоту, оперировавшему в Финском заливе, предлагалось, в случае появления советских миноносцев, не препятствовать выходу в залив и затем превосходными силами окружить их и заставить сдаться. Изменники  были в курсе того, что в помощь английской эскадре пришел монитор типа «Эребус» с 15-дюймовой артиллерией. Поэтому они советовали английскому командованию выставить в узком проливе между минными полями монитор, чтобы не допустить возвращения советских эскадренных миноносцев из операции в Кронштадт и при содействии других кораблей английского флота взять их в плен. Этот план предателей попал в руки к начальнику русского разведывательного пункта в Выборге Юриесону, который и продал его английскому командованию.

Вся обстановка трагической гибели «Гавриила», «Свободы» и «Константина» свидетельствует о том, что англичане прекрасно знали о начавшейся заградительной операции советских эсминцев 21 октября, и поэтому в районе предполагаемой постановки мин английское командование сосредоточило корабли своей эскадры. О том, что во время похода вблизи находились корабли противника, говорят многочисленные показания спасшихся и команды эсминца «Азард», уцелевшего благодаря умелому маневрированию командира. Командир эсминца «Азард» т. Несвицкий в своих воспоминаниях говорит: «Вокруг мелькали неопределенные огни, говорившие о близости противника. На «Азарде» отдавалась предварительная команда о постановке мин».

По утверждению командира «Азард», при обратном возвращении эсминца в базу он видел в середине Копорского залива «быстро промчавшийся под кормой темный силуэт, блеснувший факелом пламени». Таким образом совершенно очевидно, что англичане пытались осуществить предложенный предателями родины план захвата эсминцев, но темная ночь и катастрофа, постигшая наши три корабля, сорвали этот план. План операции был составлен в штабе Балтийского флота и действующего отряда при участии изменников.

Здесь уместно будет привести замечательные слова товарища Сталина, сказанные им на февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП(б) в 1937 г.: «Чтобы выиграть сражение во время войны, для этого может потребоваться несколько корпусов красноармейцев. А для того, чтобы провалить этот выигрыш на фронте, для этого достаточно несколько человек шпионов где-нибудь в штабе армии или даже в штабе дивизии, могущих выкрасть оперативный план и передать его противнику. Чтобы построить большой железнодорожный мост, для этого требуются тысячи людей. Но чтобы его взорвать, на это достаточно всего несколько человек».

Гибель трех кораблей вызвала горячие отклики моряков Балтийского флота. В эти дни флотская газета была заполнена заметками бойцов и командиров Красной Балтики, посвященными эсминцам «Гавриилу», «Свободе» и «Константину».

В течение нескольких дней на побережье Финского залива прибой выбрасывал на берег трупы погибших героев-балтийцев  из воды извлекли около 400 трупов, которые были с почестями похоронены на Советской земле. Место для братской могилы было выбрано на высоком берегу, у самого моря, на виду Кронштадта на форту Краснофлотский.

http://militera.lib.ru/h/puhov_a/05.html
Пухов А.
Балтийский флот в обороне Петрограда. 1919 год.


Sapienti sat

 

#7 14.02.2012 13:48:24

Le May
Участник форума
Сообщений: 13




Re: Гибель эсминцев "Гавриил", "Константин" и "Свобода"

Спасибо откликнувшимся! Пухов - источник известный и понятный, но что об этом есть в британских источниках?

 

#8 10.07.2013 21:58:41

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3147




Вебсайт

Re: Гибель эсминцев "Гавриил", "Константин" и "Свобода"

Вроде, эстонцы ещё мины ставили.


С уважением.

 

#9 11.07.2013 20:41:07

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 39960




Re: Гибель эсминцев "Гавриил", "Константин" и "Свобода"

Несколько документов на эту тему.


http://s018.radikal.ru/i503/1307/41/900cb452f273t.jpg http://s47.radikal.ru/i117/1307/5a/510c3bdc9f88t.jpg http://s020.radikal.ru/i718/1307/d6/30ca0b7f091et.jpg http://i047.radikal.ru/1307/d0/d2ccd7e7a929t.jpg


http://s018.radikal.ru/i521/1307/a4/a08641741ce0t.jpg http://i069.radikal.ru/1307/1a/8b4c20d001b5t.jpg http://s020.radikal.ru/i704/1307/c5/bba939e93bf0t.jpg

Основание: Балтийские моряки в борьбе за Власть Советов. 1919 год.  Наука. Л 1974 год.


http://s019.radikal.ru/i640/1307/eb/bb1a831956cat.jpg

Основание: Боевая летопись ВМФ 1917 - 1941 г. ВИ 1993 год.


Возможно, здесь свою роль сыграла и утечка информации о готовящейся операции. Желающих навредить большевикам было много. Противник и подсуетился. Об этом эпизоде есть хороший фильм "Балтийцы."

Отредактированно Strannik4465 (11.07.2013 20:44:26)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#10 11.07.2013 21:16:43

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3147




Вебсайт

Re: Гибель эсминцев "Гавриил", "Константин" и "Свобода"

Командир "Азарда" Несвицкий стал контр-адмиралом РККФ, позже командовал эскадрой БФ в СВФ и умер в 1945 г. в Комсомосомольске-на-Амуре в должности командира бригады строящихся кораблей.


С уважением.

 

#11 11.07.2013 22:01:07

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 39960




Re: Гибель эсминцев "Гавриил", "Константин" и "Свобода"


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#12 11.07.2013 23:05:25

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 39960




Re: Гибель эсминцев "Гавриил", "Константин" и "Свобода"

21 октября 1919 года четыре эскадренных миноносца: "Гавриил", "Свобода", "Константин" и "Азард" выходят в море с целью постановки минного заграждения в Копорском заливе. Это, так сказать, официальное задание красного командования. Истинная цель моряков совсем другая. В середине октября группа флотских офицеров вступила в контакт с русским разведывательным пунктом в Выборге и сообщила о желании сдать белым четыре миноносца. Британским морякам просили передать точное время выхода кораблей в море, их точный маршрут и предлагалось не чинить никаких препятствий для выхода миноносцев, зато на обратном пути выставить в имеющемся узком минном проходе английский монитор с мощной артиллерией. Тогда миноносцам деваться будет некуда, и возглавлявшие их офицеры смогут легко убедить матросов сдаться.
         Так и решили поступить, естественно, заручившись одобрением англичан. Ночью миноносцы отправились в плавание. Знаком, что всё происходит по плану, для офицеров-заговорщиков было свечение прожектором с английского судна в направлении движения кораблей. Увидев условный сигнал, миноносцы поплыли намеченным курсом. Они смело двигаются вперёд. У моряков есть карты минных полей, они знают этот единственный проход. А дальше... Дальше на "свободном" от мин участке минного поля все миноносцы, кроме "Азарда", взорвались нa минах! Хотя и получили условленный сигнал англичан, что всё идёт по плану. На обратном пути экипаж уцелевшего миноносца видел "огневой факел из дымовой трубы неизвестного судна". Англичане были рядом...
         Беспечности команд миноносцев, спокойно поплывших на мины, имея полные карты минных полей, поражалась и большевистская комиссия, созданная для расследования причин гибели кораблей. Однако говорить правду было не в интересах Троцкого и Ленина, поэтому, сделав вывод, что гибель миноносцев "представляла собой неизбежное следствие войны", большевики поспешили похоронить погибших в большой братской могиле. Информация о заговоре флотских офицеров до поры скрывалась, но к 1929 году уже вполне открыто печаталась в советской литературе. Поведение англичан красные историки, конечно, объясняли случайностью. "Только случайная, не предусмотренная, очевидно, и самими англичанами катастрофа трёх миноносцев не дала возможность им осуществить план их пленения" [337], - пишет Корнатовский И.А. в "Борьбе за Красный Петроград". Но это была не случайность: британцы, зная точный маршрут миноносцев, намеренно его заминировали. Потом подсветили прожектором, после чего спокойно наблюдали за гибелью русских судов.

Отредактированно Strannik4465 (11.07.2013 23:06:58)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

 

#13 25.06.2019 11:44:16

Вальчук Игорь
Участник форума
Откуда: Одесса, государство Украина
фрегат Elizabeth
Сообщений: 3021




Re: Гибель эсминцев "Гавриил", "Константин" и "Свобода"

Strannik4465 написал:

#715886
http://ru.wikipedia.org/wiki/Несвицкий, … Николаевич  биография.

послужной список - часть наградного листа
https://a.radikal.ru/a11/1906/dd/bdb1bcfb3147.jpg


– Простой народ вымаливает дождя, здоровых детей и лета, которое никогда бы не кончалось, – усмехнулся сир Джорах. – Игры высоких лордов возле престолов их не волнуют, лишь бы знать оставила народ в покое. – Джорах пожал плечами. – Так было всегда.
"Если зулус украл лошадь у меня, то это зло, а если мне удалось увести лошадь у зулуса, это добро". Приписывается варварскому племени готтентотов

 

#14 25.06.2019 22:39:36

Skagerrak
Участник форума
Сообщений: 128




Re: Гибель эсминцев "Гавриил", "Константин" и "Свобода"

По поводу ответственного за гибель 3-х ЭМ - в книге "The Forgotten War Of The Royal Navy, Baltic Sea 1918-1920", автор Michal Glock, 2018
утверждается, что они подорвались на минах заградителя "Princess Margaret".

Отрывок из книги выложен в на https://www.forum-marinearchiv.de/smf/i … ic=30922.0 (пост #6 участника Darius):

[...] Previously Koporye Bay was shelled by Estonian and British ships. Estonian troops were were also transported to various points on the Bay´s coast. It was decided to lay another minefield made up of 240 mines to humper the British ships´ operations. The mines were loaded on the destroyers Gavrill, Konstantin, Azard and Svoboda. In the early hours of 21 October the destroyers arrived at the intended location. Unfortunately for them it tourned out that this was in a minefield laid by the minelayser Princess Margaret. The first mine exploded under the hull of Gavrill, which sank in 20 minutes with the loss of all but 19 sailors. The next to hit a mine was Konstantin. The hull of the destroyer broke in two and sank almost immediately with the entire crew. Svoboda was the third to hit a mine and sank quickly. Only six men survived.[...]

Хотя, конечно, по хорошему это надо перепроверять, а для этого нужны как минимум координаты и список английских заграждений, но в инете ничего подобного найти не удалось. Согласно отчету командующего британскими силами
на Балтике адмирала У. Коуэна (https://www.naval-history.net/WW1NavyBr … .htm#31856 мины во время кампании, помимо "Princess Margaret", также ставились эсминцами 20-й флотилии.

В статье В. Блытова "Черный октябрь 1919 года" (http://artofwar.ru/w/wiktor_b/text_0280.shtml) приведены многие документы относительно гибели ЭМ, в том числе и заключение комиссии
РВС БФ, расследовавшей дело:

"На основании вышеизложенного, а также всех свидетельских показаний, комиссия прилагает к выводам:

Гибель миноносцев "ГАВРИИЛ", "СВОБОДА", и "КОНСТАНТИН" есть вообще неизбежное явление всякой войны, но главными факторами были следующие причины:

1. Чрезвычайно слабая налаженность аппарата службы связи и почти полное отсутствие разведки и контрразведки; следствием чего явилось малое знакомство личного состава эсминцев с обстановкой бывшей операции, на что командиры эсминцев настойчиво указывали на заседании Начальнику Дивизиона, выражая сомнение в достаточной осведомленности в обстановке Копорского залива.

Обстановка данная Надоту и указанная им Начальнику Дивизиона была обрисована через чур общих выражениях.

2. Комиссия при опросе Надота и Начальника Центральной станции службы связи в Кронштадте установила, что все донесения постов службы связи о движении неприятеля на кальки не наносилась.

3. Ввиду того, что общий характер заграждений Кронкрепости и выхода из них был противнику известен, а судя по характеру деятельности нашего флота этот план не подвергался изменению (что противник мог заключить по характеру движения миноносцев, тральщиков и подлодок), нужно было предполагать, что противник примет все меры к заграждению наиболее посещаемых нашим флотом путей, ведущим к району его операции.

Особое мнение члена комиссии в/м Федотова (командир эсминца "Прямислав") - факторами гибели могли быть следующие события:

4. В виду полной темноты и большой волны от SW миноносцы, чтобы не растеряться, вынуждены держаться чрезвычайно близко один к другому. Взрыв первого миноносца попавшему на минную банку оказался слишком поздним предупреждением для сзади идущих миноносцев и они взорвались имея задний ход. Это служит показателем того, что все миноносцы оказались одновременно в опасной зоне, попав на густое минное поле, и то, обстоятельство, что "Азард" остался цел - есть лишь счастливая случайность.

5. Действия командира эсминца "Азард" после взрыва миноносцев "Гавриил", "Свобода" и "Константин" при создавшейся обстановке комиссия считает правильными.

6. На основании свидетельских показаний спасшихся комиссия считает своим долгом отметить, что командный состав погибших миноносцев принял все зависящие от них меры и спасению своих кораблей и личного состава, не заботясь о собственном спасении".

 

#15 27.06.2019 14:54:41

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5916




Re: Гибель эсминцев "Гавриил", "Константин" и "Свобода"

Skagerrak написал:

#1366085
и то, обстоятельство, что "Азард" остался цел - есть лишь счастливая случайность.

По фамилии Несвицкий

Skagerrak написал:

#1366085
омандный состав погибших миноносцев принял все зависящие от них меры и спасению своих кораблей и личного состава, не заботясь о собственном спасении"

Ну да - Флягин", "Ростовцев" и вообще - "Док трех эсминцев" и ЕМНИП, довоенный кинотеатр в Кракове

Отредактированно сарычев (27.06.2019 14:56:33)


Sapienti sat

 

#16 27.06.2019 21:08:09

Skagerrak
Участник форума
Сообщений: 128




Re: Гибель эсминцев "Гавриил", "Константин" и "Свобода"

сарычев написал:

#1366341
довоенный кинотеатр в Кракове

Наверное имелся в виду Кронштадт.

 

#17 29.06.2019 16:21:26

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5916




Re: Гибель эсминцев "Гавриил", "Константин" и "Свобода"

Жаргон кронштадтский довоенный


Sapienti sat

 

#18 18.07.2019 23:50:47

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9018




Re: Гибель эсминцев "Гавриил", "Константин" и "Свобода"

Как-то на англоязычном сайте видел забавное сообщение (со ссылкой на британские архивы), согласно которой эти три эсминца считались потерями Англии, потому как они вроде как шли сдаваться в плен к англичанам и вроде как уже принадлежали Англии. Отнесся к этому с юмором и забыл, но позже нашел повторные утверждения такого рода; жаль, не записал, откуда они это взяли.

 

#19 19.07.2019 19:13:30

Skagerrak
Участник форума
Сообщений: 128




Re: Гибель эсминцев "Гавриил", "Константин" и "Свобода"

Насчет записи в потери Англии не видел, а вот по поводу сдачи в плен это встречалось в некоторых источниках, например в англоязычной вики https://en.wikipedia.org/wiki/British_c … 2%80%9319)

"The latter three ships were sunk in a British minefield on 21 October 1919, during an attempt to defect to Estonia".

Откуда они это взяли, вопрос интересный.

Разговоры такие ходили сразу после гибели эсминцев в Кронштадте, из вышеупомянутой статьи В. Блытова "Черный октябрь 1919 года": http://artofwar.ru/w/wiktor_b/text_0280.shtml

"Слухи, которые начинают бродить по Кронштадту и Петрограду раскачивают ситуацию. В Кронштадте масса челнов семей погибших моряков с "Гавриила", "Константина" и "Свободы", которые напрямую обвиняют в случившимся - командование флота. Ходя слухи, что враги умышленно направили на минное поле новейшие эсминцы, чтобы ослабить Балтийский флот и революцию.
...
Пускаются слухи, что офицеры сговорились сдать эсминцы противнику, когда это не удалось умышлено направили их на минное поле".

А. Пухов в изданной в 1938 году книге "Балтийский флот в обороне Петрограда. 1919 год" писал:

"Как это сейчас установлено с неопровержимой ясностью, гибель трех эскадренных миноносцев была связана с предательскими действиями некоторых лиц из командного состава Балтийского флота.
Группа бывших морских офицеров, занимавшая командные должности на кораблях и главным образом в штабе Балтийского флота, в середине октября 1919 г., т. е. незадолго до трагической гибели трех эсминцев, предложила английской контрразведке и командованию английским флотом план сдачи англичанам четырех эскадренных миноносцев типа «Новик». В этом плане были подробно разработаны всевозможные обстоятельства, при которых может произойти сдача миноносцев — там указывалось точно, когда, где и как пойдут наши эскадренные миноносцы из Кронштадта в разведку. Английскому флоту, оперировавшему в Финском заливе, предлагалось, в случае появления советских миноносцев, не препятствовать выходу в залив и затем превосходными силами окружить их и заставить сдаться. Изменники [114] были в курсе того, что в помощь английской эскадре пришел монитор типа «Эребус» с 15-дюймовой артиллерией. Поэтому они советовали английскому командованию выставить в узком проливе между минными полями монитор, чтобы не допустить возвращения советских эскадренных миноносцев из операции в Кронштадт и при содействии других кораблей английского флота взять их в плен. Этот план предателей попал в руки к начальнику русского разведывательного пункта в Выборге Юриесону, который и продал его английскому командованию".

Возможно, что-то из этого просочилось в англоязычную прессу и теперь возвращается испорченным телефоном.

 

#20 22.07.2019 10:33:49

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5916




Re: Гибель эсминцев "Гавриил", "Константин" и "Свобода"

Их же подняли в 30- х. Но был пример Автроила и Спартака


Sapienti sat

 

Board footer